Как сделать дерт парк
Долой садово-огородное рабство! Даешь дерт на даче!
Прошли времена, когда свой участок земли был нужен лишь для выращивания картошки и прочих «запасов на зиму»: на дачу ездили каждые выходные и после работы только для того, чтобы хорошенько там потрудиться. Сегодня от многих молодых людей можно услышать, что дача им вовсе не нужна, пусть на грядках «корячится» старшее поколение.
Но кто сказал, что своя земля предназначена только для трудов в поте лица? Она должна приносить радость!
Предлагаем рассмотреть вариант устройства на своем наделе дерт-площадки с трамплинами – места для экстремального отдыха и велотрюков.
Что такое дерт и зачем нужны трамплины
Дерт (dirt) в переводе с английского – земля или грязь. Этим же словом обозначают земляную трассу с трамплинами для занятий экстремальным велоспортом с обязательными прыжками – «джампингами».
Дерт-джампинг – эффектный (одни прыжки с переворотами чего стоят!) и очень демократичный вид спорта, он доступен каждому, у кого есть велосипед. Конечно, для профессионального уровня желательны специальные байки, но на начальном этапе подойдет любой имеющийся в наличии железный конь. Трамплины, на которых выполняются трюки, тоже найти не проблема – их можно сделать самостоятельно.
Копать отсюда и до обеда. Трамплины для дерта своими руками
Для обустройства дерт-трассы достаточно:
На этапе подготовки проанализируйте:
Полезно посоветоваться с профессионалами, людьми, которые давно занимаются экстремальным велоспортом. Не стесняйтесь задавать вопросы по обустройству дерта на тематических ресурсах в интернете, поинтересуйтесь «вживую» у знакомых джамперов, если можете, привезите их на место. Спортсмены, как правило, заинтересованы в развитии дела, которым занимаются, поэтому им не жаль будет дать рекомендации конкретно по вашей ситуации.
С верблюда – на стол: виды трамплинов для дерта
Основных видов дерт-трамплинов – три, на их основе уже могут создаваться более сложные конструкции.
1. Кикер.
Невысокая (до 50 см) и недлинная (около 1,5 м) земляная горка.
Как построить.
Вариант 1. Если на выбранном участке есть естественные неровности, можно просто довести их до ума: подкопать ямки, немного подсыпать холмики.
Вариант 2. Берете два бревна, фиксируете их на нужном расстоянии друг от друга (одно при этом должно быть выше на необходимые для заездов полметра) и засыпаете землей – получается нужная горка.
В обоих случаях землю нужно хорошо утрамбовать, чтобы не проваливаться при езде. Делается это лопатами или просто ногами.
2. Стол.
Предмет мебели эта конструкция напоминает очень отдаленно, скорее – трапецию. На нее спортсмен заезжает и, как правило, прыгает, приземляется на горизонтальную поверхность, а затем спускается с нее. Бывают огромные трамплины-столы, новичкам следует ориентироваться на размер 70 см в высоту и 2,5 м в длину плоской поверхности.
Как построить.
Вариант 1. Вам потребуется: земля в большом количестве (ведь насыпь довольно высокая), строительный хлам – бревна, трубы и т. п. На основе последнего делается своего рода каркас, он засыпается землей. Конструкция очень сильно утрамбовывается, чтобы стать достаточно прочной, заливается водой и оставляется на некоторое время для закрепления.
Вариант 2. Заезд (вылет) на трапециевидный трамплин сколачивается из досок и фанеры. Деревянные вылеты с твердой ровной поверхностью удобнее для отработки велотрюков, особенно для новичков.
3. Верблюд.
Такой трамплин чем-то напоминает двугорбого верблюда. По сути тот же стол, но без плоской части, вместо нее – две горки. Ориентировочная длина – около 7 м, высота горок – от 1,5 м, одна может быть выше. Размер ямки между «горбами» – около 2,5 м. Профессиональные дерты намного больше.
«Верблюд» хоть и считается базовым трамплином, но именно он наиболее травмоопасен, если на «стол» велосипедист приземлится даже в случае неудачного прыжка, то между двух «горбов» уцелеть гораздо сложнее.
Как построить.
Делаете трамплин «стол» из земли и выкапываете на месте горизонтальной части ямку.
Какая земля – такой и дерт
Идеальная почва для дерт-трамплинов – глинистая. С ней легко работать, придавать нужную конфигурацию, она быстро высыхает, твердеет и долго держит форму (при условии, что вы катаетесь, постоянно утрамбовываете свой дерт и заливаете водой). Песчаная будет разъезжаться под колесами, если такая у вас на участке, советуем сразу подумать о приобретении земли для строительства трамплинов. Твердую – замучаетесь копать, но если нет иного, можно поработать и с ней.
Советы по обустройству и эксплуатации дерт-трамплинов
Самое главное – сколь профессиональными ни получились бы трамплины, без мастерства спортсменов это просто земляные горки. Поэтому тренируйтесь! И не забывайте надевать шлем.
Дерт джампинг. Правила и снаряжение. Дерты и основные трюки
Дерт джампинг (от английского «dirt» — грязь) дословно означает «прыжки на грязи». Однако это не вполне соответствует реальности. Вернее будет сказать, что это прыжки на земляных трамплинах. Их так и называют — дерты. А прыгают райдеры на велосипедах. Да не просто прыгают, а выполняют при этом умопомрачительные трюки, от которых у зрителей захватывает дух.
Родина этого вида спорта — Соединенные Штаты Америки, где в 1980-х гг. молодые велогонщики стали строить простейшие трамплины и выполнять на них разные трюки. Так и появился дерт джампинг. Впоследствии дерты совершенствовались, к ним были добавлены полоса разгона, вылет и приземление, что увеличило высоту прыжка. Вскоре райдеры стали разучивать трюки в воздухе, начиная с простых (убрать с руля руки, повернуть руль на лету и т.п.), и заканчивая сальто вместе с велосипедом.
Какие бывают дерты
Трамплин — это основной атрибут, без которого дерт джампинг лишается всякого смысла. Они бывают земляными либо деревянными.
Обычный (или одиночный) трамплин выполняется из земли или пиломатериалов и имеет две основные составляющие: вылет и приземка. Применение при строительстве дертов материалов из дерева позволяет сделать поверхность более удобной и контролируемой, а от этого напрямую зависит качество выполнения трюков.
Серийные дерты – это ряд трамплинов, установленных друг за другом, преодолеваемый ездоком без остановок. Если техника прыжка верна, то скорости при приземлении с одного трамплина должно хватать для разгона на другой.
Обычно серию дертов выстраивают по одной линии, но бывает, что их строят под углом друг к другу. Такие конструкции именуют трансферами. Возможно также наличие одного вылета и нескольких приземок с разной высотой и под различными углами. Такое расположение позволяет усложнить и разнообразить трассу.
Для начинающих прыгунов предусмотрены трамплины с ровной поверхностью между вылетом и приземкой. Иначе их называют столами. На них удобно разучивать трюки, да и падение намного безопаснее.
Велосипеды для дерт джампинга
В самом начале развития дисциплины для прыжков пытались использовать горные велосипеды. Но их высокая рама, узкий руль и длинный вынос не очень подходили для подобных целей, поэтому велосипеды стали модифицироваться.
Сегодня дерт джампинг подразумевает использование велосипедов двух видов: BMX и MTB.
Отдельно следует сказать про тормоза. Этой детали не уделяется слишком большого внимания, поскольку профессионалы катаются и вовсе без них. Могут устанавливаться самые простые и бюджетные варианты тормозов. И все же, они необходимы, ведь высота трамплинов имеет тенденцию повышаться год за годом.
Защитное снаряжение для дерта
Дерт джампинг — очень травмоопасный спорт, поэтому без защитной амуниции просто не обойтись. Выбирая ее составляющие, необходимо помнить, что самое главное условие — это удобство. Приобретя защиту, следует не просто примерить ее, а побыть в ней некоторое время, попрыгать, подвигать головой или ногами. Если она не стесняет движений, не сползает, не перекручивается — значит, это то, что нужно.
Наиболее важной составной частью защитного снаряжения у ездока выступает шлем. Он всегда должен быть на голове ездока, независимо от опыта и профессионализма. Многие новички стремятся перестраховаться и покупают фул-фейсы. Однако это излишне. Такой шлем много весит, загораживает обзор, да и к тому же, в нем становится слишком жарко. Достаточно обычного шлема-котелка. Важно обратить внимание на его цвет — лучше, если он будет ярким. Ездока в таком аксессуаре невозможно не заметить ни пешеходу, ни водителю, ни другому райдеру. Кроме того, яркий шлем можно использовать как сигнал, если вдруг понадобится помощь.
Следующим важным элементом выступает защита колена. Пренебрегать ею не стоит, поскольку травмы колена чреваты проблемами на всю оставшуюся жизнь. А травмируется эта часть тела в дерт джампинге весьма часто.
Многие начинающие райдеры надевают защиту только на голени. Удары в эту часть тела хотя и болезненны, но большого ущерба здоровью не наносят. Можно использовать объединенную защиту — колено-голень.
Полезным аксессуаром являются также и перчатки. При падении они защищают ладони, а кроме того, повышают сцепку рук с рулем велосипеда. Желательно, чтобы они были с пальцами, ведь на пальцы ложится основная нагрузка.
Еще одна часть тела, нуждающаяся в защите, это локти. Хотя страдают они не очень часто, все же это сустав, а к суставам следует относиться бережно.
Правила поведения
Тем, кто только встает на экстремальный путь, мечтая освоить профессиональный дерт джампинг, следует запомнить основные правила поведения на трассе:
Трюки на дертах
К самым популярным и зрелищным трюкам, выполняемым райдерами, можно отнести:
Напоследок следует сказать: все прыжки только кажутся простыми в выполнении. В действительности же дерт джампинг — опасный вид спорта, требующий обучения и хорошей подготовки, а также полной концентрации и систематических тренировок.
КАК МЫ СТРОИЛИ ДЁРТ ПАРК \drop\ПАДЕНИЯ\ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ [часть 2]DH
Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
КАК ПОСТРОИТЬ ДЁРТ ВЫЛЕТ ЗА 15 МИНУТ И СРАЗУ ДЕЛАТЬ ТРЮКИ Подробнее
Месяц работ за 16 минут | Строим СВОЙ спот, часть 2 Подробнее
Постройка дёрт на даче часть №1| как построить дёрты| Дёрты своими руками| MTB/МТБ Dirt/памп трек Подробнее
Строим Дёрты: Огромный Вылет. Часть 2 Подробнее
Редкие фигуры для катания на велосипеде МТБ и БМХ | Катание в байкпарке Подробнее
Как построить ДЁРТ СТЕПАП для начинающих Подробнее
Осенняя покатушка к дёрт парку (1080р 60fps) Подробнее
2 Падения за день. Строим дерт!! Подробнее
СТРОИМ ДЕРТ | ЧАСТЬ 2 Подробнее
СТРОИМ НОВЫЕ ДЁРТЫ | ПОКАТУШКИ №5 Подробнее
Постройка дёрт на даче №2| Разгонка| Строим разгонку| МТБ/MTB Dirt| Разгонка для дёрт| Дёрты/ Dirt Подробнее
ПОЭТОМУ DIRT КОМПЛИТЫ НЕ ДЛЯ НОВИЧКОВ. Подробнее
Как трамбовать спот [Как построить спот. Часть 9] Подробнее
Так сможет каждый! Строим дёрт своими руками. Bmx. GoPro 8. часть 1. Подробнее
Как сделать дерт. Где учиться бэкфлипу? [Как построить спот. Часть 12] Подробнее
Крытый дёрт-парк: ответы на вопросы Подробнее
Как построить дёрт или стол для начинающего райдера? Подробнее
Сделаем Дёрт-парк в Путиловской роще (город Донецк)
Всем кому не всё равно на дисцеплину Дерт в Донецке пешите! Сделаем новый класный Дёрт-парк в Путиловской роще (Донецк).
а в тоже время смешно
а потом на бульдозере приедут и с землей сравняют
да хороший организатор
иформативно
Путиловская роща- Донецк, Киевский район, Шахта Им. Засятько
Строить будем в апреле
Людей надо много
и из чего вы его делать собираетесь?
burn, Путиловская роща- Донецк, Киевский район, Шахта Им. Засятько
Строить будем в апреле
Людей надо много
А у нас чё земли мало
Ну вот, затроллили ребенка.. А вдруг новый Шеклер растет, только в BMX?
а пардон, я завтычил, если так то да, вам понадобиться много людей, советую тебе просить помощи у опытых дёртеров (Донецк город милионник, они у вас 100пудов есть) так как я думаю сам ты вылет несделаешь таким как следует, + делай всё возле деревъев, ато летом на солнце сваритесь все, и предварительно убедитесь что никто небудет против такой постройки на етом месте, ато могут девственности лишить не там где нада)
можеш забить, Димкоу уже строил вроде, и его вроде снесли, или разобрали, не помню, но у нас постройка дерта это гиблое дело, едь лучше на петровку, или на сокол, полезнее будет
я не знаю, что там у вас за роща, но как показывает практика, тобы дерты прожили долго, то строить их надо относительно глубоко в лесу и чтобы знали о них как можно меньше народу.
Я лопату уже положил в ранец,и чай в термосе.
Где встречаемся??
прохор, навіщо тобі лопата в школі?
а
аха
ахаха
ахахаха
Я уже студент
И положил что би пойти и стоит дерт парк в доценке
Если ты действительно, серьздно намерян построить дерт парк и с помощью этой темы привлеч народ. То тебе как минимум нужно оформить нормально тему (и не просто дописать ответы, а отредактировать первый пост)
1. нужно точное место, показать его на карте (а еще лучше фоток добавить)
2. дату и время ваших сборов, что бы вы могли все дружно приходить в определнное вермя
3. нужны как минимум лопаты (как обычные острые прямые так и широкие с плоским дном) и хотя бы пару ведер (жлетельно теще тачку, грабли)
а на это нужны деньги, поэтому разумно всем скинуться определенной суммой
Далее, конечно же нужно разметить територия и понять что и где будет, что бы по 2 раза все не перестраиваться
Я бы рекомендовал начинать строительство с большого широкого учебного стола, его может прыгать каждый, учить трюки и это уже привлечет людей, которых можно будет в дальнейшем привлекать к работам и строительство пойдет быстрее
Что такое дерты, дерт джампинг, (dirt, dirt jumping) и все что с этим связанно
СТАТЬЯ ВПРИНЦЕПИ ГОТОВА, ПРИМЕРНО НА 97% Т.К. ВОЗМОЖНО БУДУТ ЕЩЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВИЛЬНОСТИ ПРЫЖКА И СТАНДАРТАХ мтб СИСТЕМ
Лично я себя крутым и продвинутым дертером не считаю, я любитель, поэтому могу ошибаться и заблуждаться. И как обычно, все ваши предложения по дополнению и редактированию приветствуются и вознаграждаются плюсиками.
Данная статья рассчитана для самых начинающих, которые даже понятия не имеют, что такое экстремальный велосипед, и я знаю, что для большинства все это будет логичным, давно известным и понятным фактом, но я уверен, что многие начинающие дертеры, смогут многое узнать из неё.
1. Стиль Dirt Jumping. Что это такое и что он из себя представляет.
Слово “Dirt” (от англ.) дословно переводится, как грязь и земля.
Это экстремальное направление велоспорта, включающее в себя прыжки на земляных трамплинах, с необязательным исполнением различных трюков в воздухе.
Сам стиль Dirt Jumping зародился в 80-ые, когда любителям BMX-рейсинга, наскучили повороты и контр уклоны кроссовых трасс, и они решили ограничить катание только имеющимися на трассе трамплинами. Изначально, прыжки производились на стандартных трамплинах, но для выполнения грамотного прыжка на трассе необходимо было набрать большую скорость, амплитуда прыжка была меньше, чем хотелось бы, и тогда несколько парней построили трамплин с вылетом и приземлением, не являющийся частью какой-либо трассы. Так и был построен первый дерт.
1.1. Дерты, земляные трамплины. В чем их особенность и разновидность.
Дерты – это специализированная трасса, в виде земляных или деревянных трамплинов.
Обычные дерты – это разрывные трамплины из земли, состоящие из двух частей: вылет и приземка. Как правило, крайняя точка вылета находиться ниже точки приземления, это делается для большего удобства и более легкого приземления.
Серия дертов – это когда несколько таких трамплинов, стоят один за другим и райдер прыгает подряд несколько трамплинов без остановок. При правильных прыжках и приземлениях (вкатах) скорости должно хватать на следующий.
Чаще всего серию дертов размещают друг за другом, по ровной линии, но не редко встречается, когда дерты расположены под разными углами, такие дерты называют трансферами. Бывает даже так, что вылет один, а приземок несколько, расположенных под разными углами, с разными высотами (такое делается в больших дерт-парков, для разнообразия, а так же для разделения трассы по уровням сложности)
wikipedia писал(а):
Акселерейт (Accelerate) — райдер прокручивает педали вперёд, не снимая ног.
Барспин (Barspin) — райдер прокручивает руль на 360°.
Кан-кан (Can-can) — разновидность уан фут, но одна нога переносится через раму к другой.
Кэнди бар (Candy Bar) — нога в полете закидывается на руль.
Крэнкфлип (Crankflip) — райдер прокручивает педали назад, снимая ноги с педалей.
Декейд (Decade) — похоже на тейлвип, только крутится сам райдер, а не рама.
Дабл пег граб (Double Peg Grab) — райдер двумя руками хватается за обе передние пеги.
Дабл сит граб (Double Seat Grab) — райдер хватается двумя руками за седло.
Флейр (Flair) — бэкфлип с оборотом на 180°.
Фронт пег граб (Front Peg Grab) — райдер хватается за переднюю пегу.
Фронтфлип (Frontflip) — сальто вперёд вместе с велосипедом.
Индиан Эйр (Indian Air) — супермен, но ноги в воздухе перекрещиваются.
Кик аут (Kick Out) — занос задней части велосипеда в сторону с одновременным поворотом головы.
Ноу фут (No Foot) — в воздухе обе ноги снимаются с педалей.
Нафин (Nothing) — в воздухе одновременно снимаются и руки, и ноги, так что байк и райдер летят по отдельности.
Супермен (Superman) — райдер снимает ноги с педалей и вытягивает байк перед собой так, чтобы тело было параллельно раме.
Супермен Ситгрэб (Superman Seatgrab) — выполняется так же, как супермен, только одной рукой райдер держится за седло, а другой за руль.
Свитч хэнд (Switch hand) — райдер снимает обе руки и одной рукой берётся за противоположную сторону руля.
Тейблтоп (Tabletop) — байк закладывается набок на 90°.
Тейлвип (Tailwhip) — оборот рамы вокруг руля.
Тобогган (Toboggan) — одной рукой райдер хватается за седло, другой поворачивает руль на 90°.
Турндаун (Turndown) — Райдер летит в свече и поворачивает руль вместе с корпусом на 180°, выпрямляя ноги.
Вил кисс (Wheel Kiss) — райдер в свече перегибается через руль насколько возможно, в идеале чтобы задеть колесо.
Икс-ап, кросс-ап (X-up) — поворот руля на 180° не отрывая рук и не поворачивая туловища.
Икс-даун, кросс-даун (X-down) — икс-ап в другую сторону
Барел-рол (Barrel Roll ) —
Байк-Флип (Bike Flip) —
Кэнон-Бол (Canon Ball) —
360 дабл даунсайд тейлвип (360 Double Downside Tailwhip) —
3. Велосипед для дерта. Особенности его геометрии и компонентов.
Учитывая то, что дерт пошел от БМХ рейсинга, уже становиться понятно, что этим можно заниматься как на БМХе, так и на МТБ, причем не только на хардтейле, но и короткоходном подвесе, но чаще всего короткоходы используются на больших дертах, слоуп стаил.
3.2 Что же касается МТБ, то тут несколько вариантов: хардтеил и короткоходный подвес
Далее велосипеды можно разделить по размеру колес: 24” и 26”, но в серьёзных соревнованиях не допускаются велосипеды на 24-ых колесах. Преимущества у каждого диаметра следующие:
24″
— прочнее (за счет меньшей площади);
— быстрый набор скорости;
— быстрее стираются покрышки;
— ниже база (можно зацепить пень, корень);
— меньше вес;
— более резвая реакция на повороты;
— вроде бы как легче делать трюки (спорно т.к. без техники все одинаково);
— лучше входят в короткий радиус.
26″
— стабильнее на больших скоростях;
— выше максимальная скорость;
— база велосипеда выше;
— с короткой базой велосипеда, может цеплять ногу при барах и прочих прокрутах руля (если нога стоит на педали неправильно);
— при приземлении на переднее колесо, за счет более большой площади, больше шансов выровнять, а не перевернуться;
— выбор покрышек больше.
3.2.1 Рама. Сплав, геометрия и на что еще стоит обратить внимание
Как и везде, рамы чаще всего бывают хромолевые (cro-mo) и алюминиевые (alu). Так же стали все больше появляться карбоновые рамы, но пока что мы их рассматривать не будем.
Споры о том, что же на самом деле лучше, cro-mo или alu, не утихнут никогда – это вечный спор. Тут уже нужно исходить из личных соображений и предпочтений.
Если простыми словами, то:
алюминий способен выдержать более мощные удары, чем хромоль. Особенно если конструкция трубы сделана с умом и в критических местах стенки толще. Это кстати очень легко проверить, начинаете простукивать кулаком по верхней трубе раму от центра и двигайтесь в сторону стакана, у стакана звук будет более приглушенный, что говорит о том, что стенки у стакана намного толще, чем посередине трубы. Но алюминий имеет свойство накапливать усталость металла при любых нагрузках, даже самых незначительных и рано или поздно, лопается.
Но если у вас нет возможности купить новую алюминиевую раму, я бы советовал взять хромолевую. Так как, покупая БУ алюминиевую раму, вы покупаете кота в мешке, вы не можете знать наверняка, кто и как до вас на ней катался и какова усталость металла в критических местах, поэтому будьте благоразумными и покупайте только у людей, которых знаете лично или не покупайте такие рамы вовсе (береженого бог бережет).
Основы геометрии для дерт рам, являются длинные перья (Chain Line) и длинная верхняя труба (Top Tube). Чем длиннее рама, тем она стабильнее, особенно это важно, если вы собираетесь прыгать огромные дерты (slope style). Верхняя труба (ТТ) нужна подлиннее еще для того, что бы в воздухе было комфортно делать такие трюки как барспин, иксап и другие похожие трюки с проворотом руля (т.е. тут как бы можно и пренебречь длиной, особенно если вы небольшого роста). А вот перья, желательно иметь не менее 375мм. Суть в том, что когда вы вылетаете с вылета, вначале естественно вылетает переднее колесо и вот дальше, заднее, продолжает двигаться про траектории вылета – это и есть то время, за которое вы задаете амплитуду прыжка. Если перья слишком короткие, довольно таки сложно на большой скорости грамотно задать амплитуду и контроль байку, но я и не скажу что это невозможно.
Так же, важным параметром является угол рулевой трубы:
Для дерта, оптимальным вариантом будет 68-70°
Чем ниже каретка, тем ближе к земле центр тяжести, тем лучше мы чувствуем байк и контролируем его. Это кстати тоже немаловажно, если вы хотите прыгать огромные дерты.
Сечас многие производители рам, стали делать рамы с конусным стаканом. Ранее это было только у алюминиевых рам и то у единиц, но на сегодняшний день, мы имеем некоторое количество и хромолевых рам с конусным стаканом.
Такой стакан – это огромный плюс для дерта:
— нагрузка при ударах распространяется лучше, поэтому и прочность стакана возврастает;
— можно позволить себе вилку как со стандартным штоком 1.1/8 (просто купив рулевую с переходником, что тоже даст больше прочности вилке), так и вилку с конусным штоком;
— больше выбора вилок;
— не редко вилки с конусными штоками продаются дешевле из-за редкости и сложности найти покупателя (с каждым годом цена будет приближаться к противоложности).
Поэтому я советую уже брать раму с конусным стаканом, ведь через несколько лет соотношение рам с обычным стаканом и конусным поменяются местами.
Несколько примеров cro-mo и alu рам для дерта
Chromag Monk
Transition PBJ
Superco Charger
Last Bikes Raffnix
Из более известных:
NS: Majesty / Suburban (dirt)
Octane One Void
Identiti P60 / P66
BlackMarker Malice
Specialized P2
Merida Steel 1 / 2
AtomLab Pimp2
GT Ruckus UF
Transition Trail or Park
Devinci District
M&K K9
Yeti DJ
Specialized P3
Banshee AMP
Morpheus
Dartmoor Shine
BlackMarket KillSwitch
NS Soda
Morpheus
Pivot M4x
3.2.2 Вилка. Её свойста и характеристика. И на что стоит обращать внимание при выборе.
Вилки бывают как жесткие, так и мягкие:
и все они имеют разные крепления оси:
• Эксцентрик / 9мм ось (самый распространенный вариант у не экстримальны дисцеплин)
По сути, если эксцентрик заменить на обычную 9мм ось на болтах, то будет гораздо лучше и вилка сможет хорошо держать удары и боковые нагрузки, но все равно жизнь «штанов» будет в разы меньше, нежели тех, у кого 15мм или 20мм ось. Многие райдеры успешно используют такие вилки, но боковые нагрузки от градусов, баров и футжемов они долго не терпят и спустя некоторое время они все равно ломаются. Как вариант, конечно, рассматривать можно, но нужно понимать, что такая вилка проживет в разы меньше чем вилка под ось.
• 15мм ось (новый стандарт пришедший на смену 20мм осям)
Долгое время на рынке был стандарт оси 20мм для экстрималов, но тесты с 15мм осью доказали что она ни чем не хуже, а вес меньше, поэтому это пока что еще новый стандарт который пытается завоевать рынок, но из-за большой распространенности 20мм вилок и втулок, пока что еще не сильно популярен.
• 20мм ось (самый распространенный стандарт в екстриме)
просто, мощно и со вкусом, данная ось дает огромную торсионную жесткость и позволяет без опасений делать боковые и скручивающие нагрузку на вилку. Это правильный выбор для дерта.
• 24мм ось (единичный вариант, от компании Maveric)
В случае с жесткой вилкой, то тут не обязательно покупать вилку под 15мм ось или больше, обычной под 9мм и на болтах хватит с головой
Дело в том, что жесткие вилки имеют большую торсионную жесткость, вне зависимости от оси. Она состоит из стали, которая выдержит огромные нагрузки.
В ней тоже есть свои плюсы и минусы:
Плюсы: жесткие вилки более прочные т.к. это чистая сталь, а если там еще и 15-20мм ось, то это сила в квадрате. Там нет ни какой сложной конструкции, подверженной износу или поломкам. С жесткой вилкой вы куда лучше чувствуете свой байк и лучше его контролируете на земле. Если вы катаетесь на жести, то ваша техника оттачивается в разы лучше. И на вылетах она ничего не съедает, и вы можете вылететь, максимально используя амплитуду вылета.
3.2.3 Тормоза
Тормоза в дерте особой роли не играют. Многие опытные дертеры катаются вообще без них, но если ты новичок, то тормоз тебе необходим, так как это более безопасно. По сути, хватит даже обыкновенных вибрейков или дешевой механики.
По сути, гидравлика схожа с механикой, только вместо тросика, находить тормозная жидкость ДОТ или Минеральное-масло, при нажатии ручки которое давит на поршни, которые сжимают колодки. Такие тормоза нажимаются легко, легким движением одного пальца и дают большую модуляцию.
Так же существуют еще тормоза полу механикка-гидралвика, когда до калипера идет стальной тросик, а уже внутри, системма с тормозной жидкостью, но так как эти тормоза не имеют популярности, рассматривать их не будем.
Правило №1, если у тебя все же есть тормоз, то ВСЕГДА держи палец на тормозе, при любых условиях и любой езде. Не редко это правило спасало многих райдеров от серьезных травм.
Правило №2, не стоит заранее в воздухе зажимать тормоз, т.к. при приземлении его может просто сорвать или тормоз испортиться. Нужно стараться не зажимать колесо, а замедлять его вращение. Если зажать, то на большой скорости и неровной трассе байк контролировать практически невозможно и неопытный райдер обязательно упадет.
3.2.4 Система и педали
Системы бывают разных типов и стандартов. Для полного ознакомления предлагаю вам ознакомиться со статьей о Стандартах Кареток
MTB Euro
Ширина каретки бывает 68/73/83мм. Более длинну каретку всегда можно поставить в меньши размер, используя проставки, с помощью которых можно грамотно выставить Chain Line. Как мы теперь уже знаем, у Euro стандарта, есть несколько типов шлицов
Шатуны, так же как и рамы, выбор идет на хромолевые БМХ шатуны и алюминиевые МТБ
— более широкие, удобно при баре зажимать, удобней ставить ногу при тейбл топе
— звезда крепится на 4 болта, что не позволит ей никуда сдвинуться
— можно установить рокринг (да на БМХ систему тоже можно, но как много вы выдели людей в жизни, с роками на бемах?)
— если и каретка евро, то проще в ТО и замене, ну нужно ничего вбивать, выбивать
— больше выбора по размерам звезд
Но опять же скажу, если у вас мало денег, то всё же лучше взять хромолевую систему т.к. дешевый алюминий долго не живет
Что же касается хромолевых BMX шатунов, есть следующие мнения
— легче ловиться теил вип
Педали желательно брать потоньше, ведь чем тоньше педаль, тем нога ближе к оси вращения, тем лучше бы чувствуем байк и его контролируем. Конечно это не существенно, но всё же. Шипы желательно агрессивные т.к. дерты – это грязь и грязная нога может соскочить с педали. Хотя многие успешно катаются на стертых пластиковых и нормально (вообщем это тоже мелочи)
3.2.5 Руль и вынос
Вынос просто покороче, 35 – 50мм, чем он короче, тем ближе руки к центру оси переднего колеса и управляемость лучше.
Рули тоже бывают хромолевые и алюминиевые, но тут с выбором проще. Если у вас велосипед:
с твердой вилкой – хромолевый руль,
если же у вас мягкая вилка – алюминиевый.
Длина, подъем, изгиб – это все сугубо личные детали и советовать тут сложно. Каму что удобно. Ранее тенденция была на большие резкие подъемы, сейчас же все чаще стали ставить более ровные и более широкие рули
Больше информации о рулях, вы сможете найти в MTB рули: ГОСТ 2011г.
И более свежая статья-обзор Обзор MTB рулей
Обычная пластиковая, резиновая или железная заглушка, которая засовывается в отверстия в руле, что бы в случае перпендикулярного падения на руль, не проткнуть или повредить себе что либо. С такими вот простыми штучками, травма от руля уменьшиться в разы.
3.6 Обода и спицы
На что же следует обращать внимание? В основном нужно смотреть на следующие параметры:
— сварной шов (не обязательно)
Сразу хочу сказать, что если вы решили ставить себе вибрейки, то вы должны понимать, что далеко не с любым ободом они будут работать. Для вибрейков нужны обода с широкими, плоскими стенками:
Спицы главное не брать базарные. Обычно минимальная цена, не ниже 0,25 центов за спицу.
3.7 Покрышки
Есть несколько типовых вариантов покрышек:
— две агрессивные
На оба колеса ставятся покрышки с явно выделяющимся протектором. Протектор дает лучшее сцепление на грунте, что делает ваше движение более точным.
— перед. – агрессивная, зад. – слик
Ранее такая система была классикой у дертеров, такой вариант позволяет при не правильных приземлениях (когда приземляешь немного боком, например от не докрученного или перекрученного 360) передняя покрышка, имея агрессивный протектор, задает траекторию дальнейшего движения велосипеда, а задняя свободно скользит по земляному склону, тем самым выравниваясь ориентировочно переднего колеса.
4. Защита. Какая нужна защита для дерта.
Самая важная и неотъемлемая часть настоящего дертера – это его шлем, неважно кто ты, не важно, как и где ты катаешь, шлем нужен всегда. Как правило, самые не приятные падения происходят не при крутых прыжках и трюках, а по-глупому, чуть ли не на ровном месте, когда человек расслаблен.
Шлема-котелка будет более чем достаточно, особенно если вы новичок, т.к. фул-фейс – это не только лишний вес и высокая температура, но и меньший обзор, а смотреть в них вам придётся часто. КК шлем тут тоже не подойдет, нужен котелок для экстрима. Дефицита в них нет, поэтому найти нормальный котелок особого труда не составит. Лично я советую брать максимально яркие цвета, на дороге вас заметно, водители, пешеходы замечают раньше и лучше. Если вы пересекаете площадку (дерты, парки и прочее) вас так же лучше видят и возможность столкновения уменьшается. Если вас засасывает в болото или зыбучие пески, то можно помахать своим шлемом как сигнал и вас спасут.
Колено, голень или колено-голень
• Существует так же и объединённая защита, колено-голень. Хороший вариант, для всей ноги, но как показывает практика, дешевые колено голени, крайне неудобны и у всех разные минуса. Более дорогие конечно лучше, но все равно, отдельно колено и отдельно голень будет самым лучшим вариантом.
• Перчатки тоже будут очень полезными, сохранит ваши ладони в момент падения и при этом улучшит вашу цепкость. Особенно это хорошо, если грипсы плохие. Перчатки берите только с пальцами, «безпальцовка» – это фигня для кк, потому что основную силу и цепкость дают пальцы, а не ладонь.
С чего начать? Что же делать и как себя вести, если вы в первый раз приехали на дерты.
Приехавши в первый раз на дерты, будьте вежливыми и обязательно поздоровайтесь со всеми. Не спешите сразу же пулять разрывные дерты, лучше постойте немного и понаблюдайте за другими райдерами, как они прыгают. Со стороны будет казаться, что все очень легко и просто – не видитесь на это, а внимательно посмотрите, как именно они прыгают. Особое внимание обратите на положение корпуса, как работают ноги и руки в момент вылета, зависания и приземления. После этого скажите кому-нибудь, что вы хотели бы прыгнуть и где лучше и проще всего это будет сделать. Скорей всего вам укажут на учебный стол с рыхлой землей (такие учебные вылеты есть почти везде) или какую другую фигуру.
Как же прыгать?
(пишу из личного опыта, поэтому не факт что это подойдет всем, так же важно какой именно дерт или стол вы будите прыгать, многое зависит от его конструкции, правильности строения, ведь у всех свои приколы)
1. Если вылет имеет правильный радиус, много скорости брать не нужно (следует спросить у опытных, сколько нужно скорости или посмотреть насколько другие разгоняются) Но все равно, большая скорость никогда не бывает залогом хорошего прыжка;
4. Так же в момент заезда руки НЕ должны сгибаться, но они у вас все равно согнуться в 99% и вы практически не вылетите (стандартная ошибка);
5. Правильные вылеты кидают в свечу (переднее колесо верху, заднее внизу). Выходить из свечи нужно практически одними ногами, немного помогая при этом руками, где 80/20 процентов усилий;
6. Жопа вообще практически всегда должна находиться над седлом, не нужно пытаться телом управлять наклоном байка. (за исключением отвести её назад, за заднее колесо, что бы не перевернуть, но это всеравно не правильно т.к. контролировать байк нужно только руками и ногами).
Самые частые ошибки новичков и как их избежать:
Часто бывает, что от места разгонки, до вылета приличное расстояние и не всегда оно ровное, бывает с небольшими поворотами, иногда с кочками и прочими ландшафтными приколами. И новички не редко из-за этого заезжают на вылет криво, в итоге и вылетают они криво и вследствие чего падение. Что бы этого избежать, прокатитесь заранее пару раз от разгонки до вылета, можете даже в конце заехать немного передним колесом на вылет, что бы понять, как именно будет выглядеть заезд на вылет.
Из-за резкого изменения градуса велосипеда, многие при вылете отклоняются назад, что очень опасно, ведь вы можете упасть на спину. Правильные вылеты, выкидывают практически в свече – крайне страшно поначалу и многие из-за страха упасть на спину, преклоняются через руль, что тоже не правильно и потом летят кубарем через этот же руль. Что бы этого не было, повторяйте себе постоянно – “Как еду, так и прыгаю” тело практически не должно двигаться ни вперед, ни назад. Жопа должна быть четко над седлом, и не должна ни куда перемещаться, ведь это ваш центр тяжести. Выходить из свечи, должны помогать в основном только ноги, достаточно просто поджать их в коленях, как при банике и рама сама выровняется, руки, конечно, тоже помогают, но меньше, приблизительно 80/20 процентов усилий.
Первое, что нужно научиться – это заезжать на вылет с несгибаемыми руками. Уточню, что руки должны быть согнуты, как при обычной езде, суть в том, чтобы не согнуть их еще больше. Вы должны представить, что у вас не руки, а стальные прутья. Прямые руки нужны для того, что бы вы полностью использовали радиусный вылет. Если во время заезда на вылет, согнуть руки, вся скорость уйдет и вас практически не выбросит – это называется “съесть вылет”. Фактически это поглощение энергии руками. При такой ошибке, новички начинают брать все больше и больше скорости и вроде бы как начинают более-менее нормально вылетать, но это НЕ правильно. Так как при этом, вы не контролируете байк, а заранее задаете амплитуду прыжка своим телом и рано или поздно вы приземлитесь на переднее колесо и перевернетесь. Именно эта самая распространенная причина при переломах ключиц у дертеров. С прямыми руками вы вылетаете больше в высоту, что нам и нужно, достичь чувства зависания и контроля над байком.
Второе, нужно научиться правильно выходить из свечи, практически не перемещая корпус, а используя только ноги. И не пытайтесь даже долететь до приземки и тем более в неё вкатить, сейчас перед вами задача – правильно вылететь и приземлиться на 2 колеса, не долетая до приземки.
И только после всего этого, постепенно добавляйте скорость, пытайтесь вжаться в вылет, что бы он вас выплюнул вверх. Долетать до приземки и ровненько в неё вкатывать.
Очень полезно будет, если кто-то будет снимать вас на камеру, ведь со стороны всегда лучше видно, что именно вы делаете не так.
Когда вы освоите технику правильного прыжка, можете приступать к изучению трюков, таких простых как, убрать одну ногу или руку, повернуть руль на 90%, прокрутить педали в воздухе и не забудьте про защиту.
Правила поведения в песочнице:
Данная статья написана дертером-любителем, поэтому она не может гарантировать 100% правильность, всех выше перечисленных аспектов. Надеюсь, добрые люди не просто потролят, но и помогут довести её до ума, исправить ошибки и мои заблуждения.
и конечно же Википедия / ВелоВики
Отдельная благодарность всем тем, кто внес свою лепту в редактирование и дополнение статьи:
STRE)_ok / LikeWind / Dolor97 / Romannn / MEN / Mihelius / Skruffi / ODISSEY / нагоша / MadFuckoff / Hyperx / Qq
Больше спасибо, если полностью прочитали мою статью и полноценно смогли её оценить. Знаю, что многие все равно будут тролить, поливать гpязью и т.п. но мне плевать т.к. я уверен, что многим она очень пригодиться
Возможно вам будут так же интересны следующие статьи: