Как сделать детализацию юридического адреса
Требование от ИФНС о детализации юридического адреса
Получили требование от ифнс о внесении детализации в юридический адрес организации, а именно дополнить его номером офиса.
В договоре аренды номер офиса отсутствует.
Что делать в этой ситуации? Отписаться в адрес ифнс и приложить договор, либо переделывать договор и вносить требуемые изменения.
Копия требования во вложении.
Если не хотите долго и упорно бодаться с ФНС — лучше уточните адрес. Вам это, по сути, ничего не стоит. Отсутствие указания конкретного помещения может сделать затруднительным уведомление Вашей организации (по иронии судьбы при этом письма от налоговой Вы исправно получаете).
совершенно верно корреспонденция приходит исправно
Александр, добрый день!
Необходимо установить точный адрес и добавить его в договор (можно не переделывая, дополнительным соглашением включить пункт), и подать в налоговую форму Р14001, с указанием в ней адреса.
Р14001 Для указания юридического адреса:
Для изменения сведений потребуется страница 001, листы Б и Р. В лист Б вносим сведения о новом адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица, действующего по доверенности от имени ООО). Для указания улиц, шоссе, проспектов и т.п., необходимо использовать сокращения, список которых доступен в приведенной выше официальной инструкции в приложении №2.
к форме 14001, копию нового договора или доп соглашения прикладывать нужно?
к форме 14001, копию нового договора или доп соглашения прикладывать нужно?
Александр
Если производите изменения допсоглашением, то договор не переделывается, а вступает вступает в силу в виде, установленном допсоглашением, которое является неотъемлемой его частью. Так что копию изначального договора и соглашения
Что делать в этой ситуации? Отписаться в адрес ифнс и приложить договор, либо переделывать договор и вносить требуемые изменения.
Александр
Добрый день, Александр.
Формально Вы здесь можете поспорить с налоговой, но на мой взгляд проще и быстрее уточнить адрес, с арендодателем можно подписать дополнительное соглашение, в котором более конкретно прописать адрес арендуемого помещения.
С Уважением.
Васильев Дмитрий.
Александр, здравствуйте! Давайте обратимся к Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»
1. При разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).
В Вашем случае, считаю, что необходимо уточнить данный адрес, и переделать договор аренды. а так же внести изменения в ЕГРЮЛ, поскольку ИФНС может применить санкции, в связи с тем что адрес не отражает полную информацию о месте расположения.
к форме 14001, копию нового договора или доп соглашения прикладывать нужно?
Александр
Да, нужно приложить. Так же отмечу, что необходимо в указанный срок уведомить ИФНС о том, что Вы внесли изменения, отправив новую выписку из ЕГРЮЛ.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность регистрирующего органа по проведению проверки достоверности данных, включаемых в государственный реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ).В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, включаемых в ЕГРЮЛ, в том числе в случае наличия возражений относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленных собственником объекта недвижимости, регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включаемых в государственный реестр. При этом регистрирующий орган, вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации для проведения соответствующей проверки на срок до одного месяца (п. 4.2, 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).В целях подтверждения достоверности заявленных при государственной регистрации сведений рекомендуется представлять дополнительные документы, которые, не являются обязательными, но могут повлиять на результат предоставления государственной услуги и сократить сроки рассмотрения документов.Если адресом юридического лица является не здание в целом, а только его отдельные помещения (данное обстоятельство можно установить из свидетельства о государственной регистрации права, договора аренды и субаренды, гарантийного письма), то в представляемом для государственной регистрации заявлении в обязательном порядке указывается конкретный ориентир, который может быть отражен как виде нумерации офиса, помещения, так и нумерации этажа либо отдельного входа, подъезда.Отсутствие в представленном на регистрацию заявлении указания конкретных элементов адреса (адресных ориентиров объекта недвижимости), в котором будет размещаться исполнительный орган юридического лица, влечет за собой принятие регистрирующим органом решения об отказе.В основном при обжаловании таких решений заявители обосновывают свою позицию отсутствием в правоустанавливающих документах отдельных обозначений места положения объекта недвижимости, находящегося в собственности, таких как нумерация соответствующих помещений. Однако необходимо разграничивать адрес объекта недвижимости, необходимый для государственной регистрации права на него, и адрес места нахождения юридического лица, указанный при государственной регистрации, присваиваемый собственником самостоятельно с целью надлежащей идентификации места нахождения юридического лица.Позиция Единого регистрационного центра поддерживается вышестоящим налоговым органом и соответствует позиции, изложенной в судебных актах, например в Определении Высшего Арбитражного Суда от 15.01.2014 № ВАС-19239/13.В отношении решения об отказе в государственной регистрации заявители могут получить разъяснения по телефону, при личном обращении или на личном приеме у заместителя начальника Единого регистрационного центра, курирующего соответствующее направление работы.Позиция Единого регистрационного центра может быть обжалована в соответствии с положениями главы 8.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Преимуществом разрешения споров в досудебном порядке является оперативное устранение спорных ситуаций.
Паралич юридических адресов, или Всем оставаться на своих местах
Руководитель ООО «Юридический центр «АВРОРА»
специально для ГАРАНТ.РУ
Несовершенство законодательства и неопределенность в трактовке норм права привели к тому, что понятие «юридический адрес» носило, скорее, формальный характер – достаточно было подготовить определенный пакет документов и предоставить его для регистрации. Отказать по формальным признакам регистрирующий орган не мог, поэтому ничего удивительного не было в том, что в одной комнате площадью 15 кв. м могли по документам располагаться более 100 организаций. При этом, даже выявив неработающие организации, регистрирующий орган не мог «убрать» их с адреса даже по просьбе собственника помещения – просто не существовало предусмотренного для этого правового механизма.
Все начало меняться в 2016 году, когда в п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) был дополнен подп. «з. 1», содержащие понятие записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Указанные изменения вступили в силу 1 января 2016 года.
Это стало настоящим, не побоюсь этого слова, супероружием в руках налоговиков. Теперь они могли «пометить» организацию, не находящуюся по своему юридическому адресу – достаточно было внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения организации, а спустя 6 месяцев такую организацию можно было спокойно исключить из ЕГРЮЛ. Чистка реестра выходила на новый уровень!
Но, как обычно, прицельной стрельбы не получилось и начался массовый и беспорядочный «артобстрел» всех компаний: и тех, кто реально находился по своему юридическому адресу, и тех, кого там никогда не было. В итоге весь 2017 год многие фирмы боролись с налоговыми органами, доказывая свои права на указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес. Ситуация не улучшилась и на сегодняшний день.
Общие требования к юридическому адресу
Раньше основным и, надо сказать, единственным требованием к юридическому адресу было его назначение – это нежилое помещение, желательно в виде офиса. Теперь налоговый орган предъявил требование о количестве зарегистрированных организаций на один адрес – не более пяти. Причем это требование абсолютно неофициально, нигде оно не закреплено документально, но именно им руководствуются налоговые органы. Часто при этом не учитывается площадь помещения: одно дело – зарегистрировать 5 компаний в кабинете площадью 10-15 кв. м, и совсем другое дело – на офисной площади более 100 кв. м. Тем не менее, принцип остается прежним – не более 5 компаний. Собственники помещений нашли выход и из этой ситуации и стали дробить помещения на, надо признаться, не всегда существующие офисы и комнаты, увеличивая тем самым количество «немассовых» юридических адресов и, в итоге, зарегистрированных организаций по своему адресу.
Что касается самого помещения, то каждый инспектор в территориальной ИФНС во время личного осмотра принимает решение, подходит ли помещение под понятие «офисное» или нет, может ли в нем размещаться руководитель организации или нет.
Отдельно стоит сказать об использовании домашнего адреса (адреса прописки руководителя или учредителя) в качестве юридического. Законодательство позволяет использование жилого помещения для размещения руководящих органов организации и, соответственно, указание домашнего адреса в качестве адреса места нахождения организации при условии, что данная квартира:
При этом учредитель может предоставить свой домашний адрес только при условии владения долей более чем 50% уставного капитала ООО (АО), для которого планируется использовать его домашний адрес. Правда, есть один нюанс — формально допускается использование домашнего адреса учредителя только при внесении изменений в сведения о компании, то есть при смене адреса. Это следует из трактовки абз. 3 п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, который гласит, что документы, подтверждающие использование адреса единоличного исполнительного органа (то есть руководителя) или учредителя, владеющего более 50% уставного капитала, предоставляются в регистрирующий орган при внесении изменений в сведения об адресе компании. Про использование домашнего адреса учредителя в качестве юридического при первичной регистрации компании нигде речи нет.
Однако на практике, по крайней мере, в Москве, такая возможность присутствует и МИФНС № 46 позволяет регистрировать новые компании на домашние адреса как руководителя, так и учредителя, если он владеет долей более 50% в уставном капитале регистрируемой компании.
В 2016 году налоговыми органами были предприняты первые робкие попытки наведения порядка в ЕГРЮЛ путем массовой рассылки всем юридическим лицам требования подтвердить свой юридический адрес. В Москве рассылку проводила межрайонная ИФНС № 46. Для подтверждения адреса было достаточно предоставить копию договора и свидетельства о праве собственности на юридический адрес, чтобы налоговая инспекция поставила галочку о том, что компания действующая. Многие тогда спокойно выдохнули, не подозревая, что их ждет в 2017 году. То была первая ласточка, отделившая мертвые организации от работающих.
Территориальные налоговые органы начали составлять списки «массовых» адресов (напомню, это адрес, по которому зарегистрировано более 5 фирм). Далее события развивались по двум направлениям: некоторые ИФНС требовали, чтобы организации просто подтвердили свой юридический адрес документально, причем настойчиво хотели получить эти документы лично, из рук руководителя. Другие же ИФНС одним легким движением руки всем компаниям, зарегистрированным по массовым адресам, вносили в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения. Такая практика распространена и сейчас. Что же можно и нужно делать в подобных ситуациях?
Подтвердить действующий адрес
Если запрос пришел из МИФНС № 46
Такое развитие маловероятно, но все еще возможно. Несмотря на то, что большинство рассылок были в 2016 году, некоторые организации продолжают получать «письма счастья» из межрайонной ИФНС № 46 и сегодня. Все, что необходимо сделать, – отвезти в инспекцию подтверждающие юридический адрес документы и сдать их в канцелярию. Обычно это копия договора аренды, копия свидетельства о праве собственности арендодателя на помещение. Однако расслабляться не стоит – рано или поздно к вам придет запрос из территориальной ИФНС.
Если запрос из территориальной ИФНС по месту учета компании
Этот случай уже сложнее. Налоговая инспекция изначально определяет ваш юридический адрес как «массовый», и, чтобы компания осталась на нем, вам придется доказать, что она действительно располагается по этому адресу.
Первое, что необходимо сделать – детализировать адрес. Такая процедура необходима всем, у кого юридический адрес указан с точностью до номера дома или корпуса (строения). Законодательство требует указывать адрес таким образом, чтобы место нахождения компании можно было идентифицировать. По-русски говоря, найти точный кабинет, где она располагается. Поэтому сначала производится регистрация изменений и указывается адрес с точностью до помещения, кабинета, офиса, комнаты и т.п.
В зависимости от каждой конкретной территориальной ИФНС на этом процедура проверки адреса может закончиться, а может, и нет. Обычно следующий этап – выездная проверка, но не налоговая (не пугаемся!), а проверка нахождения компании по своему юридическому адресу. Налоговый инспектор выезжает по адресу, где он должен увидеть табличку с названием компании, реальный офис и довольное лицо находящегося внутри офиса директора. В этом случае большая вероятность, что проверка на этом закончится и вашу фирму оставят в покое.
Однако многие налоговые инспекции не утруждают себя выездами, а инспектора, не выходя из своего кабинета, составляют «Акт осмотра помещения», где указывают факт отсутствия нахождения компании по этому адресу. То есть, по сути, выносят последнее предупреждение. Какие варианты есть у фирмы? Только смена юридического адреса на другой – «немассовый». Это может быть реальный офис, где вы располагаетесь, либо отсутствующего в списках массовых адреса, либо домашний адрес, по которому прописан директор либо учредитель компании.
В пределах своей ИФНС не всегда возможно сменить юридический адрес
В настоящее время существует порочная практика со стороны ИФНС, которая часто не позволяет сменить адрес даже в пределах одной и той же ИФНС. Это так называемые «закрытые» налоговые, и они больше не позволяют компаниям менять адреса! Звучит неправдоподобно, но это именно так и есть. На сегодняшний день в Москве существует целый ряд ИФНС, которые не позволяют менять адрес и неофициально предлагают компаниям «переехать» в другую налоговую.
Перевод компании в другую ИФНС затруднителен
Часто компании хотят сменить номинальный юридический адрес на свой реальный, где находится офис. В большинстве случаев этот новый адрес относится к другой территориальной налоговой инспекции, то есть смена адреса превращается в «переезд», а сделать это сегодня, надо отметить, очень сложно. Многие ИФНС отказываются принимать компании из других инспекций! Осталось всего несколько налоговых инспекций, которые готовы принять на свою территорию организации из других инспекций, а стоимость юридического адреса для подобного переезда уже давно превысила 50 тыс. руб.
Перевод компании на домашний адрес директора/учредителя
Это на сегодняшний день самый простой и наименее болезненный вариант, несмотря на то, что можно даже при такой смене адреса получить отказ. Тем не менее это – наименее затратный вариант: платить в таком случае придется нотариусу за удостоверение заявления и госпошлину в размере 800 руб. Необходимо помнить, что должны быть получены письменные согласия всех сособственников квартиры и, если это адрес учредителя, его доля в уставном капитале компании должна быть более 50%.
Отдельно скажу, что если домашний адрес находится в другом регионе, то перевести компанию даже на него практически не представляется возможным – вам будут приходить отказ за отказом со стандартной формулировкой «указаны недостоверные сведения в отношении адреса места нахождения».
А если ничего не делать?
А что будет, если не предпринимать никаких действия? Скажу откровенно, небо на землю не упадет, но вести бизнес с такой компанией станет, мягко говоря, сложно. По нескольким причинам.
Возникнут сложности с банками и контрагентами
В первую очередь настроение начнут портить банки. Обнаружив наличие записи о недостоверности сведений, банк приостановит операции по счету. Далее контрагенты – никто не захочет иметь дело с подобной организацией, особенно в вопросах работы с НДС.
Через полгода компанию поставят в очередь на исключение из ЕГРЮЛ
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ была дополнена п. 5, позволяющим при наличии у компании сведений в ЕГРЮЛ, в отношении которых внесена запись об их недостоверности более шести месяцев назад, исключать эту компанию из реестра.
При этом надо помнить, что учредители и руководитель компании при наличии записи о недостоверности сведений в отношении этой компании получают «волчий билет» и не могут выступать в роли учредителей или назначаться на должность руководителя в других организациях. Не стоит такой запрет путать с дисквалификацией. Прямо запрет нигде не прописан, но хитрый законодатель в основаниях для вынесения отказа в регистрации указал, подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ будет действовать и в течение следующих трех лет с даты исключения компании из ЕГРЮЛ.
Один-единственный приятный момент – никаких штрафов за наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений не предусмотрено.
Процедура смены юридического адреса
Как я говорил до этого, для удачной регистрации смены юридического адреса необходимо, чтобы по адресу находилось РЕАЛЬНОЕ помещение, отвечающее признакам офисного помещения. Это должен быть кабинет с офисной мебелью, оргтехникой, рабочим место руководителя и табличкой на двери с графиком работы и наименованием компании. Весь этот антураж необходим на случай, если налоговый инспектор решит провести проверку фирмы на предмет наличия ее по своему юридическому адресу.
Также адрес не должен быть «массовым». Сейчас все собственники это решают достаточно просто, указывая дополнительные офисы, кабинеты, помещения и т.п. Это делает каждый адрес уникальным и «немассовым».
Согласие собственника на бумаге
В регистрирующий орган для регистрации смены юридического адреса подаются следующие документы:
Если в уставе адрес прописан с точностью до города:
Если в уставе адрес прописан полностью:
ФОРМЫ
Последнее хотя и выглядит небольшим анахронизмом, тем не менее часто значительно упрощает процедуру регистрации, так как позволяет инспектору связаться с собственником по телефонам, указанным в письме. Поэтому наличие подобного гарантийного письма я считаю обязательным.
Предупредить территориальную ИФНС
Это самый важный момент – перед подачей документов на регистрацию необходимо убедиться в том, что территориальная ИФНС по юридическому адресу знает о предстоящей смене адреса компании и готова положительно ответить на запрос, который придет из регистрирующего органа. Сделать это можно различными способами (зависит от конкретной ИФНС), но обычно это выражается в форме предоставления гарантийного письма от имени собственника помещения. Хотя вариантов существует столько же, сколько и налоговых инспекций в Москве.
После подачи документов на регистрацию надо быть готовым к тому, что вместо регистрации изменений в 5-тидневный срок, вы получите решение о приостановке регистрации на 30 дней. Цель такой приостановки – как бы проверить сведения о заявленном вами юридическом адресе. По истечении срока приостановки либо произойдет регистрация изменения адреса, либо вы получите отказ в регистрации.
Смена юридического адреса на другой регион
Как я уже упоминал, сегодня перевести компанию в другой регион практически невозможно. Это стало следствием борьбы налоговиков с так называемыми «альтернативными ликвидациями», когда организации выводились в другие регионы для усложнения проведения их проверки. Например, если вы хотите перевести фирму в Москву, то будьте готовы «раскошелиться» на сумму свыше 200 тыс. руб. И, даже если у вас есть свой офис, принять организацию из региона не согласится ни одна налоговая инспекция. Чтобы добиться своего, вам придется получить отказ, обжаловать его в Управлении ФНС по г. Москве, которое с вероятностью 99% оставит вашу жалобу без удовлетворения. Только подав документы в суд, вы обретете шансы получить положительное решение, на основании которого межрайонная ИФНС № 46 проведет смену юридического адреса, но на этот процесс вы потратите не менее двух месяцев.
Отказ в регистрации
Отказ в регистрации смены юридического адреса на сегодняшний день уверенно занимает первое место как самый распространенный вид отказа. Налоговики с завидной маниакальностью отказываются подтверждать адреса даже тем компаниям, которые действительно располагаются по своему адресу места нахождения. Официальной причиной отказа является недостоверность сведений о заявленном юридическом адресе. Под этим может подразумеваться что угодно: от нежелания ИФНС принимать компанию у себя ввиду «закрытости» инспекции до невозможности территориальной налоговой инспекции связаться с собственником помещения. Настоящую причину отказа лучше выяснять в той территориальной ИФНС, к которой относится регистрируемый юридический адрес. Ведь именно на ее ответ ориентируется регистрирующий орган, вынося решение.
Как оспорить отказ
Если вы намерены идти до конца, то в первую очередь необходимо подать жалобу в соответствующее УФНС. В Москве это можно сделать по адресу: Хорошевское шоссе, д. 12, корп. «а» (м. «Беговая»). В жалобе не стоит выплескивать все свои эмоции – достаточно четко и лаконично изложить суть: были поданы документы, получен отказ, с ним не согласны, так как компания действительно располагается по адресу, подтверждающие этот факт документы прилагаем.
ФОРМА
К жалобе прикладываете как можно больше документов, доказывающих вашу правоту: договор аренды, письмо от собственника, свидетельство о праве собственности, фото рабочего места, фасадной таблички, вывески и т.п. (документы, разумеется, в виде заверенных компанией и собственником копий). Через 30 дней, если не случится чуда, вы получите ответ из УФНС, в котором будет указано, что ваша жалоба оставлена без ответа. Далее – суд. Описывать процедуру оспаривания в суде я специально не буду, так как считаю, что самостоятельно заниматься этим делом не стоит – поручите лучше юристу.
Заключение
В итоге можно сказать, что 2017 год стал переломным, если не больше – судьбоносным для ЕГРЮЛ. Такой массовой зачистки он еще не видел. Как обычно, под каток борьбы с фирмами-однодневками попали и вполне благонадежные работающие компании, для которых вопрос их адреса места нахождения неожиданно стал таким актуальным. При этом стало затруднительно поменять адрес даже на адрес реально действующего офиса, невозможно перевести компанию из одного региона в другой. С одной стороны, ИФНС просит подтвердить юридический адрес, с другой стороны, не дает возможности исправить ситуацию.
Учитывая, что отсев массовых адресов до сих пор продолжается, все, кого это не коснулось, должны быть готовы к описанному выше. Проверьте свой адрес, внесите по нему уточнения, получите подтверждение собственника, отправьте юриста в ИФНС для общения с инспекторами в отношении вашей организации, но только не сидите, сложа руки.