Как сделать диафильм к рассказу
Самодельный диафильм!
Автор: admin · Опубликовано 22.09.2010 · Обновлено 11.12.2017
Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их возможности с возможностями современных цифровых технологий.
Итак, имеется раритетное устройство — проектор диафильмов «Экран» 1977 года выпуска. Проектор полностью рабочий, если бы не одно но: диафильмы на фотопленке за давностью лет настолько потеряли цвет/контрастность и поблекли, что разглядеть что-нибудь на спроецированной картинке очень сложно. Что же делать? Читатели блога DIY уже знают ответ — нужно сделать диафильм самому!
В общем, я придумал, и что самое интересное, проверил, поистине «народный» способ изготовления диафильмов. (Понимаю, понимаю, это мало кому нужно… черт, да это вообще никому не нужно! Но коль я здесь, так уж и быть, продолжу…) Он предельно простой, требует наличия всего лишь бытового компьютера и принтера, материалы есть в продаже в любом городе.
То есть, мы не будем заморачиваться с нанесением диафильма на фотопленку, проявку и фиксацию химическими реагентами. Мы диафильм напечатаем! На обычном лазерном принтере. На обычной прозрачной плёнке Lomond, которая продаться в компьютерных магазинах. Современные разрешения черно-белых лазерных принтеров составляют 1200 dpi, что вполне достаточно чтобы получить 1050×800 точек на стандартном кадре диафильма. Да, диафильм получится черно-белым, но разве это недостаток, если процесс создания — это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? Да-да, мы не будем печатать уже готовые сканы советских диафильмов — мы будем делать свой диафильм абсолютно «с нуля».
Лирическое отступление. Когда я был маленький, я очень любил диафильмы. Процесс просмотра мне всегда напоминал некоторое таинство. Вначале заправляется пленка в проектор, обязательно «вверх ногами». Выключается свет, выравнивается положение картинки на стене, настраивается резкость. Появляется первый кадр, и начинается просмотр. Люди сидят тихо в темноте, только светятся прорези на проекторе и экран. Каждый кадр диафильма выезжает под тихий скрип валика, крутящегося под пальцами оператора. Кто-то вслух читает подписи к кадрам, и когда все рассмотрели, начинается прокрутка к следующему кадру. Пока идет прокрутка, многие находятся в ожидании — что же будет дальше? Процесс неспешный, но очень увлекательный.
Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер, программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и прозрачная пленка для лазерных принтеров.
Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на листе прозрачной пленки.
Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно начинать просмотр.
В качестве проверки своей идеи я нарисовал короткий 12-ти кадровый диафильм, напечатал его, и вставил в диапроектор. И был приятно удивлен — пикселизации на увеличенном диапроектором изображении практически невидно, а сама черно-белая картинка похожа на кадры из старинного немого кино. Я почувствовал себя почти Чарли Чаплиным, который, как известно, был не только великим режиссером, но и много экспериментировал с технологией киносъемки.
Краска на плёнке держится крепко, после нескольких просмотров деградации и осыпания картинки не произошло. Плёнка не плавится от лампы внутри диапроектора, так как рассчитана на контакт с разогретым барабаном лазерного принтера.
В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то, что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та убегала.
Немного о диафильме
Диафильм называется «Мышка и сыр». Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны — она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.
… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив, что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил — а чем десяток кадров диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем, разглядывая совершенство линий в каждом кадре:
Исследовательский проект на тему: «Как создать диафильм?»
ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы
ученики 4 б класса
Климова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
1.1. Что такое диафильм. История создания…….…………………………….4
1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы…………………………….5
ГЛАВА 2. Создание диафильма.
2.1. Разработка плана работы. ……………………..………………. 8
2.2. Создание диафильма, работа в компьютерных программах…………….8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………….…12
Мы живем в удивительном мире. Нашу современную жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но однажды, на уроке литературного чтения, нам было предложено учителем составить фильм из наших рисунков. Мы узнали, что раньше, не так много лет назад, школьники получали чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне. И это чудо называлось – диафильм. И пусть прошло уже столько лет, мы решили попробовать тоже пережить те непередаваемые ощущения. Вернуться, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.
Нам стало интересно, что такое диафильм? Кто трудился над их созданием? Что обозначают многие термины, применяемые в этапах работы над диафильмом?
В библиотеке мы нашли книгу Владимира Александровича Постникова «Мы снимаем диафильмы» и внимательно ее прочитали. Нам стали понятны некоторые этапы работы и смысл терминов употребляемых при создании диафильма.
Внимательно изучив разновидность созданных раньше диафильмов, мы обратили внимание на то, что в основном диафильмы монтировались с применением иллюстрированных картинок (рисунков) и вмонтированных текстов на слайдах, редко создавались озвученные (с закадровым голосом) диафильмы. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли создать диафильм с помощью имеющихся у нас в классе и дома цифровых устройств?
Посмотрели в сети интернет этапы создания диафильмов на современном ПК. Узнали о программах, с помощью которых монтируются диафильмы в настоящее время. И решили создать диафильм своими руками с помощью ПК и сканера.
В настоящее время теряется интерес детей к чтению литературных произведений.
Современные гаджеты все больше и больше вытесняют книги и литературу из нашего
пространства. Домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами детей и взрослых. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми. А такие, давно забытые радости, как диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи детей, в обучении чтению и письму.
Диафильмы могут являться отличной альтернативой для детей с ограниченными возможностями. Ведь иногда поход в библиотеку занимает много сил и время для таких детей и их родителей. А использование видеофайлов смонтированного текста и картинок дает ребятам почувствовать себя «не отрезанными от мира», легче обучаться чтению.
Объектом наших исследований стал диафильм.
Предметом исследования стало изучение этапов создания диафильмов.
Ц ель работы: создание диафильмов на основе литературного произведения, с помощью
современного ПК и сканера.
Познакомиться с понятием «диафильм», с профессиями людей, которые создают диафильмы.
Изучить понятия и термины, программы, используемые в создании диафильмов.
Научиться создавать «диафильмы» по сюжетам литературных произведений.
Методы исследования. Анализ, сбор и изучение, описание.
База исследования. Работа над изучением и созданием диафильма проводилась с сентября по ноябрь в МБОУ « СОШ №76» города Пензы.
Диафильмы в начальных классах можно использовать как на уроках литературного чтения, т.к. они прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознать литературные образы.
1.1. Что такое диафильм. История создания.
Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.
« D ia (переход от начала до конца) и фильм».
То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов. Позже диафильмы производились студиями «Укр-кинохроника», киностудиями Тбилиси и Ленинграда.
Просмотр диафильмов осуществлялся с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.
В СССР выпускались диапроекторы: «Этюд», «Свет», «Витязь», «Альфа 35-50», «Экран», «Спутник», «Протон» и другие. Разновидность диапроекторов, предназначенная для просмотра диафильмов, называется «фильмоскоп».
Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.
Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.
Самый ранний диафильм, датируется 1948 годом. Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных
фотоплёнках. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров в которых превышают 100 шт., это, как правило, двух серийные диафильмы на одной плёнке. Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.
1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы.
Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают: автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, звукорежиссер, оператор.
Сценарист пишет сценарий, в котором учитывается специфика жанра, делает разбивку текста по кадрам.
Художник под руководством художественного редактора рисует изображение каждого кадра, когда они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.
Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Некоторые умельцы умудрялись сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.
Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основных способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка.
Изображение и субтитр не отделимы друг от друга. Их сочетание на протяжении всей ленты и создают цельность содержания, которая характерна для диафильма.
Для того чтобы просмотреть диафильм, пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.
Так что же такое диафильм? Формально – это несколько десятков картинок с подписями, расположенных в определенном порядке, отпечатанных на кинопленке, которая свернута в рулон и уложена в алюминиевую или пластмассовую банку. Но по сути – это особый вид искусства, который способствует развитию воображения, помогает в обучении чтению. Художественные диафильмы основаны на лучших произведениях мировой литературы (не только детской) и созданы выдающимися художниками-иллюстраторами. Обучающие и развивающие материалы пользовались огромной популярностью в детских садах и школах. Да и просто по-человечески – это повод собраться всей семьей, посмотреть и почитать детям или вместе с ними.
1.3. Теоретический вывод.
С помощью изученной литературы, мы выяснили, что диафильмы чрезвычайно разнообразны:
— художественные и документальные,
— развлекательные и обучающие,
— рисованные и кукольные.
У диафильма свой выразительный язык, это изображение и слово.
Диафильмы можно создавать, с помощью современного ПК и сканера, не имея специальных навыков.
В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание, текст является пояснением, подписью к рисунку. Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны.
Как сделать диафильм к рассказу
Недавно я нашел в чулане диапроектор и коробку с диафильмами, которые много лет назад засунул на самую дальнюю полку. Увидев эти коробки, я тут же вспомнил, как в детстве с друзьями мы любили смотреть диафильмы, и удовольствие было не меньше, чем от просмотра мультфильмов по телевизору. Я сообщил сыну, что сегодня мы дома устроим настоящий кинотеатр. И стал готовиться к показу.
Вначале я выяснил стандартные размеры кадра, измерив их на первом попавшемся диафильме.
Так как лист прозрачной пленки имеет размер А4 (210×297 мм), то выходит, что по высоте на листе поместится 14 кадров и останутся небольшие поля про запас. Я решил для первого раза не делать длинный диафильм в стандартные 50 кадров, чтобы не тратить время на выяснение, как лучше склеивать пленку. (Где-то нашел совет клеить ацетоном, пока не пробовал). В общем, на все про всё у меня было 14 кадров.
После того, как диафильм был нарисован, я начал пытаться его напечатать в максимальном качестве. Все эксперименты делал на обычной белой бумаге. Печать проводил на принтере HP Laser Jet 1020.
Тут же выяснилось, что подсистема печати в Inkscape никуда не годится. Некоторые линии почему-то печатались с явным размытием, мелкие детали не пропечатывались, все выглядело даже без увеличения просто ужасно.
Стало ясно, что необходимо напечатать картинку так, чтобы контурные линии передавались в принтер в виде векторов, ну а оттенки серого пусть печатаются грубой линеатурой. Эта линеатура даст на конечной картинке текстуру из точек, что меня вполне устраивает.
Я решил переконвертировать картинку в PostScript формат, и напрямую загнать его на принтер. Но выяснилось, что в бытовых принтерах Hewlett Packard не поддерживается PostScript, вместо него используется собственный формат PCL.
Таким образом, если программа просмотра PDF давала приемлемую картинку на печать, то мне нужно было найти такую программу для векторного рисования, подсистема печати которой так же отправляет на принтер векторые данные, но с правильным учетом толщины линии.
Не буду утомлять читателя подробностями поиска такой программы. Скажу сразу, что ей оказалась многими заслуженно любимая программа Xara Xtreme Pro 5. Именно она способна напечатать достаточно тонкие контурные линии, находящиеся на границах областей, залитых серым цветом. Полностью рабочую пробную версию (30 дней) можно совершенно легально взять на офицальном сайте: http://downloads.xara.com/downloads/software/xaraxtremepro5dl.exe.
С помощью программы UniConvertor я переконвертировал формат SVG в AI, который понимает XARA. Подчистил огрехи, которые возникли в результате конвертирования. После чего из XARA напечатал пробу на обычной бумаге, и понял что результат тот, который я и ожидал. Во всяком случае, большего из моего принтера выжать было нельзя.
Далее я засунул в принтер лист прозрачной плёнки Lomond 100 mcm (плёнка для чёрно-белых лазерных принтеров прозрачная односторонняя), и напечатал диафильм. Картинка на плёнке кажется более бледной, чем на белой бумаге, так и должно быть. Затем ножницами вырезал полосу с диафильмом.
Наверно, резать надо было резаком под металлическую линейку, чтоб края были поровнее, но, впринципе, ровность края некритична.
Для просмотра диафильмов я использую фильмоскоп «Экран», изготовленный ленинградским производственным объединением «Луч». Фильмоскоп изготовлен в 1977 году, партия 35000 штук. Лампа родная.
Проецирование происходит на дверь, покрашенную белой масляной краской. По-хорошему, конечно нужно использовать глаженную белую простынь или специальный экран. Фильмоскоп установлен на расстоянии чуть больше двух метров от импровизированного экрана.
Картинка меня даже порадовала. Я ожидал, что будет хуже. Разрешения 1200 dpi вполне достаточно, чтобы отрисовывать картинку на такой маленькой площади, которую имеет кадр диафильма. Лесенки и пикселизации линий на увеличенном диапроектором изображении практически не видно.
В общем, затея получилась, и можно констатировать, что с помощью компьютера и бытового принтера любой человек может легко сделать диафильм в домашних условиях. А если где-нибудь у знакомых (например, в конструкторских бюро) есть цветной лазерный принтер, то можно напечатать и цветной диафильм.
Как бы пафосно это не звучало, фильмоскоп способствует развитию человека-творца. У плазменного же телевизора больше шансов поспособствовать развитию человека-потребителя.