Как сделать диафильм в тетради
Исследовательский проект на тему: «Как создать диафильм?»
ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы
ученики 4 б класса
Климова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
1.1. Что такое диафильм. История создания…….…………………………….4
1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы…………………………….5
ГЛАВА 2. Создание диафильма.
2.1. Разработка плана работы. ……………………..………………. 8
2.2. Создание диафильма, работа в компьютерных программах…………….8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………….…12
Мы живем в удивительном мире. Нашу современную жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но однажды, на уроке литературного чтения, нам было предложено учителем составить фильм из наших рисунков. Мы узнали, что раньше, не так много лет назад, школьники получали чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне. И это чудо называлось – диафильм. И пусть прошло уже столько лет, мы решили попробовать тоже пережить те непередаваемые ощущения. Вернуться, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.
Нам стало интересно, что такое диафильм? Кто трудился над их созданием? Что обозначают многие термины, применяемые в этапах работы над диафильмом?
В библиотеке мы нашли книгу Владимира Александровича Постникова «Мы снимаем диафильмы» и внимательно ее прочитали. Нам стали понятны некоторые этапы работы и смысл терминов употребляемых при создании диафильма.
Внимательно изучив разновидность созданных раньше диафильмов, мы обратили внимание на то, что в основном диафильмы монтировались с применением иллюстрированных картинок (рисунков) и вмонтированных текстов на слайдах, редко создавались озвученные (с закадровым голосом) диафильмы. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли создать диафильм с помощью имеющихся у нас в классе и дома цифровых устройств?
Посмотрели в сети интернет этапы создания диафильмов на современном ПК. Узнали о программах, с помощью которых монтируются диафильмы в настоящее время. И решили создать диафильм своими руками с помощью ПК и сканера.
В настоящее время теряется интерес детей к чтению литературных произведений.
Современные гаджеты все больше и больше вытесняют книги и литературу из нашего
пространства. Домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами детей и взрослых. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми. А такие, давно забытые радости, как диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи детей, в обучении чтению и письму.
Диафильмы могут являться отличной альтернативой для детей с ограниченными возможностями. Ведь иногда поход в библиотеку занимает много сил и время для таких детей и их родителей. А использование видеофайлов смонтированного текста и картинок дает ребятам почувствовать себя «не отрезанными от мира», легче обучаться чтению.
Объектом наших исследований стал диафильм.
Предметом исследования стало изучение этапов создания диафильмов.
Ц ель работы: создание диафильмов на основе литературного произведения, с помощью
современного ПК и сканера.
Познакомиться с понятием «диафильм», с профессиями людей, которые создают диафильмы.
Изучить понятия и термины, программы, используемые в создании диафильмов.
Научиться создавать «диафильмы» по сюжетам литературных произведений.
Методы исследования. Анализ, сбор и изучение, описание.
База исследования. Работа над изучением и созданием диафильма проводилась с сентября по ноябрь в МБОУ « СОШ №76» города Пензы.
Диафильмы в начальных классах можно использовать как на уроках литературного чтения, т.к. они прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознать литературные образы.
1.1. Что такое диафильм. История создания.
Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.
« D ia (переход от начала до конца) и фильм».
То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов. Позже диафильмы производились студиями «Укр-кинохроника», киностудиями Тбилиси и Ленинграда.
Просмотр диафильмов осуществлялся с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.
В СССР выпускались диапроекторы: «Этюд», «Свет», «Витязь», «Альфа 35-50», «Экран», «Спутник», «Протон» и другие. Разновидность диапроекторов, предназначенная для просмотра диафильмов, называется «фильмоскоп».
Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.
Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.
Самый ранний диафильм, датируется 1948 годом. Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных
фотоплёнках. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров в которых превышают 100 шт., это, как правило, двух серийные диафильмы на одной плёнке. Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.
1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы.
Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают: автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, звукорежиссер, оператор.
Сценарист пишет сценарий, в котором учитывается специфика жанра, делает разбивку текста по кадрам.
Художник под руководством художественного редактора рисует изображение каждого кадра, когда они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.
Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Некоторые умельцы умудрялись сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.
Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основных способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка.
Изображение и субтитр не отделимы друг от друга. Их сочетание на протяжении всей ленты и создают цельность содержания, которая характерна для диафильма.
Для того чтобы просмотреть диафильм, пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.
Так что же такое диафильм? Формально – это несколько десятков картинок с подписями, расположенных в определенном порядке, отпечатанных на кинопленке, которая свернута в рулон и уложена в алюминиевую или пластмассовую банку. Но по сути – это особый вид искусства, который способствует развитию воображения, помогает в обучении чтению. Художественные диафильмы основаны на лучших произведениях мировой литературы (не только детской) и созданы выдающимися художниками-иллюстраторами. Обучающие и развивающие материалы пользовались огромной популярностью в детских садах и школах. Да и просто по-человечески – это повод собраться всей семьей, посмотреть и почитать детям или вместе с ними.
1.3. Теоретический вывод.
С помощью изученной литературы, мы выяснили, что диафильмы чрезвычайно разнообразны:
— художественные и документальные,
— развлекательные и обучающие,
— рисованные и кукольные.
У диафильма свой выразительный язык, это изображение и слово.
Диафильмы можно создавать, с помощью современного ПК и сканера, не имея специальных навыков.
В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание, текст является пояснением, подписью к рисунку. Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны.
Как сделать диафильм в тетради
ВВЕДЕНИЕ
Однажды мама рассказала мне, что в детстве у нее был диапроектор, на котором в свободное время она с друзьями и родителями смотрела пленки с интересными историями. Эти пленки назывались диафильмами. Меня заинтересовала эта информация, и я захотел узнать об этом больше.
В Интернете я обнаружил, что есть люди которые тоже этим интересуются. В 2012 году был создан фестиваль «Диазавр», на котором не просто вместе смотрят диафильмы, но и показывают созданные своими руками пленки. Его основательницей является Евгения Ставицкая. 13 октября в Москве, Санкт-Петербурге и Орле прошел шестой фестиваль самодельных диафильмов [9].
Мне тоже захотелось, сидя в темноте, вручную прокручивать пленку и на белой стене просматривать кадр за кадром интересные истории. Для этого мне нужны были диафильм и фильмоскоп. Но ни того, ни другого у нас дома не сохранилось. И тогда мне пришла в голову мысль, что можно сделать фильмоскоп своими руками, а потом придумать и нарисовать для него пленку диафильма, как это делают участники фестиваля «Диазавр».
Актуальность проекта
Зачем же мне понадобился фильмоскоп, когда вокруг меня столько приспособлений и гаджитов, на которых можно посмотреть фильмы, и даже маленький ребенок умеет ими пользоваться? Но все эти действия в основном машинальные, автоматически многократно повторяющиеся, направлены на развлечения. В них нет осмысленности, они ни чему нас не учат. С другой стороны совершенно незаслуженно забыты диафильмы. Ведь они способствуют развитию речи, воображения, памяти, образного мышления, повышению техники чтения и улучшению дикции. К тому же просмотр диафильма не создает такого напряжения для нервной системы ребенка и его зрения, как компьютер, телефон или телевизор. Поэтому возвращение фильмоскопа с диафильмом в нашу жизнь я считаю очень важным и нужным делом.
Цель проекта:
Создать фильмоскоп и диафильм, и, познакомив с ними своих друзей и одноклассников, дать им новую жизнь.
Задачи:
Изучить строение фильмоскопа и создать собственную конструкцию.
2. Придумать историю для диафильма.
3. Создать пленку с диафильмом.
4. Устроить просмотр диафильма вместе со своими друзьями.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Строение фильмоскопа
Старые аппараты для просмотра диафильмов называют диапроекторами. Выясним в чем различия между диапроектором и фильмоскопом. Диапроектор – это проекционный аппарат для демонстрации диапозитивов (слайдов) и других носителей на прозрачной основе с увеличением. Значит основное назначение диапроектора – это показ слайдов, хотя они могут показывать и диафильмы. Фильмоскоп – это проектор, предназначенный только для просмотра диафильмов. Поскольку я хочу создать аппарат для просмотра диафильмов, то мое устройство будет фильмоскопом [4].
Работа фильмоскопа основана на принципе диапроекции [1]. Диапроекция – это получение на экране увеличенного изображения при прохождении света от источника света сквозь прозрачный объект проекции на экран. Простейший фильмоскоп можно сделать по схеме изображенной на рис. 1 (см. приложения).
Источник света, излучает световую энергию во всех направлениях, вокруг него располагают зеркальный отражатель, благодаря этому значительная часть света направляется на объект проекции. Объектом проекции является наш диафильм. Между источником света и диафильмом находится конденсор, обычно он состоит из двух линз, но может и из одной. Конденсор предназначен для равномерного освещения объекта проекции [3].
Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым [7]. Поэтому на схемах свет изображается лучом. Источник света располагается так, что лучи, выходящие из линзы конденсора образуют сходящийся световой поток. Он попадает на диафильм и проходит сквозь него. Объектив располагается приблизительно в фокусе линзы конденсора. Объектив тоже представляет из себя линзу. Он необходим для получения на экране четкого изображения. Изображение формируется за объективом и является увеличенным и перевернутым. Фокусировка объектива (наводка на резкость) осуществляется перемещением объектива вдоль оптической оси для совмещения создаваемого объективом изображения с поверхностью экрана.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание собственной конструкции
Источник света я прикрепил к задней стенке коробки с помощью болтов и гаек (рис.8). Рефлектор я приклеил к пластмассовому креплению клеем. Затем на рефлектор я надел лупу и приклеил ее к заранее сделанной конструкции для прохождения пленки скотчем и клеевым пистолетом (рис.9). Конструкция для прохождения пленки состоит из трех слоев переплетного картона. В наружных вырезаны окошки, а в среднем полоса для прохождения пленки (рис.10). Далее крепится труба большего диаметра, которая выходит за пределы коробки через вырезанное круглое отверстие(рис.11). В него вставлен труба меньшего диаметра на конце которой с помощью подъемного скотча и клеевого пистолета вклеена линза-объектив (рис.12).
Теперь необходимо провести первые испытания. Вставив имеющийся у нас кусок пленки, мы убедились что аппарат работает (рис.13). И изображение, которое он выдает перевернутое.
История для экранизации
Следующим этапом было создание самой пленки диафильма. Мне хотелось показать свою собственную историю. Незадолго до этого мы с мамой посмотрели в кинотеатре фильм «Пираты Карибского моря». И я под впечатлением решил написать сою собственную пиратскую историю. Историю эту я назвал «Приключения капитана Флинта». Мы оформили ее в виде буклета, который находится в приложении (рис.14).
Диафильм
Теперь нужно было нарисовать картинки к «Приключениям капитана Флинта», которые будут использоваться для диафильма. Существует много способов изготовления самодельных диафильмов. Кто-то царапает их на фотопленке, кто-то рисует на ней маркером [5, 8]. Я выбрал способ при котором диафильм распечатывается на прозрачную пленку на принтере [2, 6]. Пленку я решил сделать шире, чем с настоящими диафильмами. Рисовал я рисунки карандашом на бумаге (рис.15), потом обводил маркером (рис.16), чтобы линия была более видимой. Для того чтобы перенести их на компьютер, я отснял их с помощью фотоаппарата (рис.17). Затем, получившиеся изображения, я покрасил на компьютере в программе Фотошоп (рис.18). Полученный файл был распечатан на пленку, затем порезан на полоски и склеен. Получившуюся пленку можно увидеть на рис. 19 (см. приложение).
Показ диафильма в классе
Теперь все готово и можно показать мою работу друзьям (рис. 20). В один из классных часов я принес фильмоскоп в класс. Я объяснил ребятам его устройство и показал им, придуманный мною диафильм (рис. 21). Одноклассникам очень понравилось мое выступление. Они с удовольствием рассматривали фильмоскоп и пленку. Каждый хотел себя попробовать в роли создателя диафильма. Тогда мы договорились нарисовать рисунки и потом все их объединить в общую историю. Это будет диафильм, автором которого будет весь наш класс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, создав работающий фильмоскоп, я сумел привлечь внимание одноклассников к просмотру диафильмов и доказал, что существует гаджет, который может развивать и объединять людей в группу по интересам. Фильмоскоп сделал нас дружнее. После совместного просмотра с одноклассниками, мы решили придумать и нарисовать всем классом историю и создать по ней диафильм. Я думаю что теперь, создание новых диафильмов станет нашим общим увлечением!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Диаскопическая проекция. https://studopedia.su/1_29181_diaskopicheskaya-proektsiya.html (дата обращения: 08.09.2017).
Диафильм своими руками http://lanc.su/handmade/diafilm/ (дата обращения: 06.09.2017).
Для пионерской комнаты. http://rifmovnik.ru/lib/2/book16_3.htm (дата обращения: 08.09.2017).
Какой фильмоскоп или диапроектор выбрать? http://diafilm-nsk.ru/kakoi_filmoskop_vybrat.php (дата обращения: 09.09.2017).
Креативная физика для детей и их родителей. http://mariun.ru/nauchnyiy-master-klass-diafilm-svoimi-rukami/ (дата обращения: 05.09.2017).
Самодельный диафильм. https://webhamster.ru/site/page/index/articles/hmake/6 (дата обращения: 11.09.2017).
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/241843/Свет (дата обращения: 25.09.2017).
Фестиваль «Диазавр». https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/diazavr-fest/ (дата обращения: 06.09.2017).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 1. Схема фильмоскопа.
1 – источник света; 2 – зеркальный отражатель (рефлектор); 3 – линза конденсора, 4 – объект проекции, 5 – объектив, 6 – изображение объекта проекции, 7 – проекционный экран.
Рис. 2. Моя модель фильмоскопа.
1 – источник света, 2 –рефлектор, 3 –конденсор, 4 – отверстие для пленки, 5 –труба большего диаметра, 6 – труба меньшего диаметра, 7 – объектив.
Рис. 3. Сборка источника света
Рис. 4. Прорезаю дырку для крепления рефлектора
Рис. 5. Оклеивание рефлектора фольгой
Рис. 6. Коробка, из которой будет сделан фильмоскоп
Рис. 7. Крашу трубу для объектива
Рис. 8. Креплю источник света к коробке
Рис. 9. Закрепляю лупу, которая будет конденсором
Рис. 10. Устанавливаю приспособление для протягивания пленки
Рис. 11. Делаю отверстие для трубы
Рис. 12. Монтаж объектива
Рис. 13. Первые кадры с собранного фильмоскопа
Рис. 14. Буклет к диафильму
Рис. 15. Рисую кадры диафильма Рис. 16. Обвожу рисунок маркером
Рис. 17. Фотографирование кадров диафильма
Рис. 18. Раскрашивание в программе фотошоп
Рис. 19. Готовая пленка
Рис. 20. Готовый фильмоскоп и пленка диафильма
Как сделать диафильм в тетради
Как сделать диафильм своими руками
Недавно я нашел в чулане диапроектор и коробку с диафильмами, которые много лет назад засунул на самую дальнюю полку. Увидев эти коробки, я тут же вспомнил, как в детстве с друзьями мы любили смотреть диафильмы, и удовольствие было не меньше, чем от просмотра мультфильмов по телевизору. Я сообщил сыну, что сегодня мы дома устроим настоящий кинотеатр. И стал готовиться к показу.
Вначале я выяснил стандартные размеры кадра, измерив их на первом попавшемся диафильме.
Размеры кадра в диафильме
Так как лист прозрачной пленки имеет размер А4 (210?297 мм), то выходит, что по высоте на листе поместится 14 кадров и останутся небольшие поля про запас. Я решил для первого раза не делать длинный диафильм в стандартные 50 кадров, чтобы не тратить время на выяснение, как лучше склеивать пленку. (Где-то нашел совет клеить ацетоном, пока не пробовал). В общем, на все про всё у меня было 14 кадров.
После того, как диафильм был нарисован, я начал пытаться его напечатать в максимальном качестве. Все эксперименты делал на обычной белой бумаге. Печать проводил на принтере HP Laser Jet 1020.
Тут же выяснилось, что подсистема печати в Inkscape никуда не годится. Некоторые линии почему-то печатались с явным размытием, мелкие детали не пропечатывались, все выглядело даже без увеличения просто ужасно.
Стало ясно, что необходимо напечатать картинку так, чтобы контурные линии передавались в принтер в виде векторов, ну а оттенки серого пусть печатаются грубой линеатурой. Эта линеатура даст на конечной картинке текстуру из точек, что меня вполне устраивает.
Я решил переконвертировать картинку в PostScript формат, и напрямую загнать его на принтер. Но выяснилось, что в бытовых принтерах Hewlett Packard не поддерживается PostScript, вместо него используется собственный формат PCL.
Таким образом, если программа просмотра PDF давала приемлемую картинку на печать, то мне нужно было найти такую программу для векторного рисования, подсистема печати которой так же отправляет на принтер векторые данные, но с правильным учетом толщины линии.
Не буду утомлять читателя подробностями поиска такой программы. Скажу сразу, что ей оказалась многими заслуженно любимая программа Xara Xtreme Pro 5. Именно она способна напечатать достаточно тонкие контурные линии, находящиеся на границах областей, залитых серым цветом. Полностью рабочую пробную версию (30 дней) можно совершенно легально взять на офицальном сайте: http://downloads.xara.com/downloads/software/xaraxtremepro5dl.exe.
С помощью программы UniConvertor я переконвертировал формат SVG в AI, который понимает XARA. Подчистил огрехи, которые возникли в результате конвертирования. После чего из XARA напечатал пробу на обычной бумаге, и понял что результат тот, который я и ожидал. Во всяком случае, большего из моего принтера выжать было нельзя.
Далее я засунул в принтер лист прозрачной плёнки Lomond 100 mcm (плёнка для чёрно-белых лазерных принтеров прозрачная односторонняя), и напечатал диафильм. Картинка на плёнке кажется более бледной, чем на белой бумаге, так и должно быть. Затем ножницами вырезал полосу с диафильмом.
Наверно, резать надо было резаком под металлическую линейку, чтоб края были поровнее, но, впринципе, ровность края некритична.
Для просмотра диафильмов я использую фильмоскоп «Экран», изготовленный ленинградским производственным объединением «Луч». Фильмоскоп изготовлен в 1977 году, партия 35000 штук. Лампа родная.
Проецирование происходит на дверь, покрашенную белой масляной краской. По-хорошему, конечно нужно использовать глаженную белую простынь или специальный экран. Фильмоскоп установлен на расстоянии чуть больше двух метров от импровизированного экрана.
Картинка меня даже порадовала. Я ожидал, что будет хуже. Разрешения 1200 dpi вполне достаточно, чтобы отрисовывать картинку на такой маленькой площади, которую имеет кадр диафильма. Лесенки и пикселизации линий на увеличенном диапроектором изображении практически не видно.
В общем, затея получилась, и можно констатировать, что с помощью компьютера и бытового принтера любой человек может легко сделать диафильм в домашних условиях. А если где-нибудь у знакомых (например, в конструкторских бюро) есть цветной лазерный принтер, то можно напечатать и цветной диафильм.
Как бы пафосно это не звучало, фильмоскоп способствует развитию человека-творца. У плазменного же телевизора больше шансов поспособствовать развитию человека-потребителя.
Ссылки на исходники диафильма:
Диафильм (вектор) в виде SVG файла: Скачать
Диафильм (вектор) в виде XAR файла: Скачать
Диафильм (растр) в виде одной PNG картинки, 1200 dpi: Скачать
Диафильм (растр) в виде набора PNG-картинок для просмотра на мониторе: Скачать
Все файлы диафильма опубликованы под лицензией Creative Commons BY-ND.
© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.