Как сделать диктофонную запись громче
Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity
Рассмотрим быстрый способ, как может быть осуществлена обработка голоса самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не должно составить труда улучшить качество любой записи.
Обработку звука лучше производить в наушниках. Желательно, чтобы это были не купленные в переходе за 50 рублей наушники. В идеале желательно использовать мониторные наушники, но подойдут и просто нормальные наушники.
Заказать обработку
Audacity — бесплатная программа для обработки голоса
Обработка голоса — это редактирование аудиофайла. Поэтому первым делом обзаведемся программой для работы со звуком. Работать будем в бесплатном, но при этом очень функциональном аудиоредакторе — Audacity. Программа доступна под все операционные системы и очень проста в использовании.
Бесплатно скачать Audacity для любой ОС можно по этой ссылке.
Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно. Осталось только узнать, а что собственно нужно.
Если в записи присутствует мат, который нежелателен, то исправить ситуацию поможет статья: Запикивание мата в записи
Обработка голоса — импорт записи
Итак, имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в окно редактора.
Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных диктофонных записей.
Нормировка уровня громкости
Чтобы повысить качество звука, первым делом необходимо увеличить громкость записи. Для этого двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке (либо комбинацией Ctrl+a) выделяем ее. Затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала…
После нажатия, откроется меню настройки эффекта:
Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.
У всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview, т.е. Предпросмотр, или скорее Предпрослушивание. При нажатии на нее воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка записи с применением эффекта.
Удаляем лишние звуки и щелчки
Уровень громкости подрос, но как-то не солидно. Виной всему щелчок в самом начале. Можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем:
Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift.
Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:
Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete. Но в таком случае выделенная часть дорожки удалится, а общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе, удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки.
Удалив щелчок, повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:
В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R, нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.
Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину. Усиление подбирается так, чтобы места с максимальной громкостью довести до указанного вами значения. При этом усиливается всё — как полезный сигнал так и фоновый шумок.
Как удалить шум в записи
Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума, для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.
Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.
Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума.
На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню Эффекты→Подавление шума…
Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2. Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК, повторяем нормировку и любуемся результатом:
Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.
Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза., а 3дБ это полтора раза. Если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность’ в звук. Так же, зачастую, гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ, создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ.
Эквализация — в ыделяем голос на записи
Так как нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты→Эквалайзер…
Тему эквализации просто невозможно раскрыть двумя абзацами, поэтому по ней была написана отдельная статья: Эквализация записи голоса в Audacity
Если уж совсем в двух словах, то речь, как мужская так и женская укладываются в диапазон 200-7000 Гц. Большинство шумов, как правило, лежит выше это диапазона, а гудение — ниже. Поэтому громкость остальных частот стоит снизить ввиду их неинформативности и даже паразитности.
Подобная форма эквалайзера возможно подойдет при обработке на скорую руку. Но все очень сильно зависит от того, как и на что производилась запись. Поэтому рекомендую все-же заглянуть в статью про эквализацию.
Компрессия
Обработка голоса всегда включает в себя выравнивание записи по громкости. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому Нормировку. Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да и не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся 🙂
Выделяем всю запись и переходим в меню Эффекты => Компрессоры…
Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость. Посмотрим на результат работы компрессора:
Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку — на Ваш вкус.
Экспорт и сохранение
Для того чтобы сохранить обработанную запись в виде аудио файла перейдите в Файл→Export
В открывшемся окне следует указать название файла и выбрать его формат. Можно экспортировать запись в любой популярный аудиоформат, с указанием качества. Для большинства случаев подойдет MP3 с постоянным битрейтом 320 Кбит/с.
Если Вы не успели завершить обработку а вам пора бежать по делам, то можно сохранить проект. Для этого служит пункт меню Файл→Сохранить Проект. Сохраненный проект можно открыть в любое время и продолжить работу. Это особенно актуально, если у вас много дорожек.
Вернемся к первоисточнику для сравнения
Как говорится, найдите 10 отличий….
Заключение
Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию чтобы еще улучшить качество звука записи…
Но стоит помнить, что излишняя компрессия может сделать звук зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)
Если у Вас не получается обработать запись, то вы всегда можете обратиться за помощью на биржу фриланс услуг .
Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru
5 лучших программ для домашней звукозаписи
Содержание
Содержание
Необходимость записи звука может возникнуть не только у профессионального музыканта или диджея-любителя. Простой и удобный инструмент для записи звука поможет диктору, студенту, предпринимателю или коллекционеру. Оцифровка кассет, дисков, запись собственного голоса или музыкальных набросков – лишь ряд функций современного софта. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные программы, позволяющие захватить звук с любого внешнего источника.
Audacity
Audacity – полноценный бесплатный инструмент для записи и редактирования звука. Эта программа позволит решить любую задачу, связанную со звуком. Среди интересных функций, стоит отметить компрессор, ревербератор и реверс. В Audacity мы можем создавать собственные звуковые дорожки или работать с готовыми MP3 файлами.
Основные возможности.
Помимо простейших функций нарезки и изменения звуковых дорожек, программа позволяет редактировать скорость и тональность, удалять шумы и накладывать фильтры. Данные функции незаменимы при работе с сэмплами и помогут создавать уникальные композиции даже новичку.
Audacity позволяет сохранять файлы в форматах WAW и MP3, выбирать частоту дискретизации и битрейт. В первую очередь, этот софт подойдет для музыкантов и DJ. Но если вы хотите выполнять простейшие манипуляции со звуком – Audacity так же будет отличным выбором.
Free Audio Recorder
Бесплатная легкая программа для записи и редактирования звука. Отлично подойдет для тех, кто преследует простейшие цели и не хочет разбираться с функционалом более сложных программ. Кроме того, Free Audio Recorder весит гораздо меньше аналогов и отнимает чуть более 1% системных ресурсов в ходе работы.
Несмотря на то, что изначально программа предоставляется на английском языке, разобраться с ней не представляет абсолютно никакого труда. Панель управления программы представлена в виде кнопок классического проигрывателя.
Основные возможности.
Среди основных функций: простые инструменты для редактирования, а также запись звука со встроенного или внешнего микрофона, линейного входа, CD/DVD и других источников. Сохранять файлы можно в форматах: WAV, MP3 и OGG.
Аудио Мастер
Многофункциональный и интересный аудиоредактор от российского разработчика. Полная русификация программы позволяет в минимальные сроки овладеть всеми приемами редактирования звука.
Основные возможности.
В арсенале Аудио Мастер все основные инструменты для создания и редактирования аудио, а также удобный графический эквалайзер и функция наложения звуковых атмосфер. При создании аудиофайла, вы можете добавить такие эффекты, как: звуки трамвая, метро, шаги по снегу, дождь или пение птиц. Кроме того, программа оснащена удобной функцией извлечения звука из видео.
Разработчики предлагают нам несколько версий программ, одна из которых бесплатная. При желании, вы сможете расширить функционал программы, доплатив за версию стандарт или премиум.
Free Audio Editor
Мощный и полностью бесплатный инструмент, обладающий огромным количеством функций. Интерфейс Free Audio Editor англоязычный, но уже после первого знакомства с программой это перестает быть недостатком. Несмотря на обилие функций, разработчики сделали программу понятной и удобной.
Эта программа больше подойдет для профессиональной обработки звука или использования в студии.
Основные возможности.
Стандартная утилита Windows
Если вам нужно записать звук прямо сейчас, и вы не хотите тратить время на скачивание и установку сторонних программ, воспользуйтесь стандартной утилитой «Запись голоса». Просто откройте окно поиска приложений и введите «запись».
Основные возможности.
Программа по умолчанию не имеет встроенного редактора, но позволит быстро записать голос или звук через разъем микрофона. Решив вопрос записи буквально в 2 клика, вы можете выполнить обработку вашего файла в одной из вышеперечисленных программ.
Как выбрать диктофон (2019)
Если вы решили приобрести специализированное записывающее устройство, то вам не нужно объяснять, что качество записи на нем не идет ни в какое сравнение даже с самой навороченной программой на смартфоне. Но каждый пользователь выдвигает свои требования к особенностям прибора, поэтому перед приобретением необходимо изучить все технические характеристики, чтобы сделать правильный выбор.
Основные критерии выбора
Производители уже давно отошли от выпуска аналоговых (кассетных) диктофонов. Сегодня на рынке представлены только цифровые модели, но при кажущейся идентичности все они имеют существенные отличия.
Журналисты, студенты, музыканты нуждаются в диктофонах если не постоянно, то очень часто. Одним требуется чистота звука, другим важна способность записать голос со значительного расстояния, а третьи нуждаются в большом объеме памяти устройства. Все различия можно классифицировать так:
1. Объем и виды памяти.
2. Время записи до подзарядки.
4. Способность прибора улавливать звук с большого расстояния.
5. Возможность воспроизведения записи прямо с устройства.
В качестве примера можно привести две ситуации. Допустим, вы нуждаетесь в постоянной фиксации лекционного материала, а соответственно выставите требование к прибору — солидный объем памяти и возможность записывать звук с приличного расстояния. Но если вы писатель, и диктофон необходим только для фиксации собственного голоса, то нужда в чувствительности микрофона отпадает сама собой. Таких примеров можно привести много, поэтому, отметив для себя один, два или все пункты списка, вам будет легче найти необходимую модель.
Характеристики
Объем памяти
Одна и самых важных характеристик — объем записи. Каждому, кто покупает диктофон, необходимо знать, сколько поместится на него информации. Типы памяти бывают трех видов:
1. Встроенная или собственная память устройства от 4 до 16 Гб.
2. Внешняя — это способность диктофона сохранять данные только на съемную карту памяти. Многие из них можно использовать в других устройствах, в частности для быстрого переноса информации, но встречаются разные форм-факторы и объемы памяти. Все карты памяти можно разделить на несколько основных.
SD – наиболее распространенный формат. Разъем для такой карты есть практически на всех ноутбуках. Её объем до 4 Гб. Модификации данного формата mini и microSD идентичны оригинальной версии, просто имеют уменьшенный физический размер. А вот карта microSD HC — улучшенная версия, имеющая максимальную емкость в 32 Гб.
MemoryStick — об этом носителе информации нужно помнить, что он создан непосредственно брендом Sony, а потому этот типа карт значительно дороже аналогов, хотя по характеристикам схож с SD.
Универсальная карта сompactFlash (сокращенно CF) используется за счет высокой скорости обмена данными, хотя является одним из первых стандартов.
3. Встроенная + внешняя — самый оптимальный вариант для комфортной работы с диктофоном. Некоторые устройства поддерживают сразу несколько форматов внешней памяти.
В паспорте устройства не помешает найти размер битрейта, в котором ведется запись. Считается, что хорошее качество звучание обеспечивает битрейт 320 (более редкая) или 256 Кбит/с. С такими значениями можно прекрасно записывать музыку, совещания и другие моменты жизни, где требуется чистота и качество звука. Битрейт 128 Кбит/с — это стандартный, достаточно чистый, но без изысков звук. Если вы обнаружили в документации к диктофону максимальную цифру 64 или даже 8 Кбит/с, то о хорошем воспроизведении музыки стоит забыть. Но модели с низким битрейтом вполне подойдут для повседневной простой работы.
Максимальное время записи
Количество файлов, которое можно поместить в диктофон, рассчитывается не только в гигабайтах. Любого рядового покупателя скорее заинтересует продолжительность записи, другими словами — сколько часов «музыки и звуков» вмещается в устройство. Изучая документацию, обратите внимание на два параметра:
1. Максимальное время записи в низком качестве бывает от 8 до 2280 часов. Но учитывайте, что вас может ожидать воспроизведение с массой посторонних шумов. На данный параметр стоит ориентироваться только в том случае, если качество записи совершенно не имеет значения.
2. Максимальное время записи в высоком качестве — основной критерий при выборе диктофона для стерео-записей в тяжелых форматах. Имейте в виду, что в простых моделях этого показателя просто не существует, а вообще он может достигать 251 часа.
Продолжительность работы диктофона зависит от мощности элементов питания и технических особенностей устройства. Она может составлять от 15 до 100 часов без подзарядки аккумулятора или смены батареек. Есть приборы с показателями более 100 часов непрерывной работы, но они встречаются реже, да и потребности в них меньше —
гораздо проще сменить батарейку.
Формат записи
Звук может записываться в сжатом и несжатом виде. От того, в каком формате идет запись, напрямую зависит качество воспроизведения. Объясняется это просто — при сжатии звук изменяется с потерей определенных частот, и если вам не требуется исключительная чистота, то вполне можно воспользоваться наиболее популярными форматами. В диктофонах в основном используют:
Mp3 — один из самых популярных, который воспринимает практически любое стороннее устройство без специальных программ конвертирования. Одна из главных особенностей mp3 — очень хорошее сжатие с компенсацией качества, а значит ваш аудиофайл будет занимать не так много места, но сохранит приемлемый звук.
LPCM (или Linear PCM) — это формат несжатого звука без потери качества. От обычного PCM, используемого для записи на простые аудиодиски, линейный PCM отличается повышенной частотой.
WAV— идентичен обычному PCM и не является оптимальным по соотношению «качество записи и ее размер». Несмотря на это, многие любят данный формат, так как он поддерживается практически всеми устройствами.
WMA— создан компанией Microsoft и должен был прийти на смену mp3. Качество звучания файлов в данном формате действительно лучше, но вот размер много более тяжелый.
Flac— на данный момент поддерживается большинством носителей. Формат хорош тем, что при сжатии не удаляет из аудиопотока никакой информации, как это делает mp3 или WMA. Звук максимально чистый и сочный. Но и весят данные в итоге немало.
OGG — если сравнивать с mp3, то аудиотрек с форматом ogg при равном сжатии дает более качественное звучание. При этом ogg так же поддерживается большинством операционных систем.
AAC — формат с потерями качества звучания, но если отталкиваться от знакомого mp3, то сжатие файлов в АСС чуть сильнее, а качество чуть лучше или точно такое же. Таким образом, вы получаете неплохой звуковой файл, занимающий немного места.
Учитывайте то, что в большинстве устройств есть возможность выбора формата, но, опираясь на свои потребности, уточните есть ли то, что подходит именно вам.
Существуют модели диктофонов, в которых можно вести запись в режиме стерео. Это особенно важно для музыки, совещаний, диспутов или судебных заседаний, когда звук идет с нескольких сторон. В совокупности с форматом и качеством записи вы получите объемный звук, который сохранит оттенки голоса и настроения говорящего, но звуковая дорожка «потяжелеет».
Стерео-записи в несжатом виде и с более высоким битрейтом займут больше места на карте памяти как по емкости, так и по количеству часов. Поэтому, чтобы сравнивать возможности диктофонов, необходимо учитывать только одинаковые параметры.
Микрофон
На качество записи влияет и расположение микрофона. Встроенный микрофон записывает во всех направлениях, что очень удобно, но звук не всегда чистый. Сегодня производители представляют диктофоны с внешними микрофонами, которые имеют определенную направленность. Это помогает в случае, когда запись ведется от одного источника звука, например на лекции или во время интервью.
В некоторых устройствах встроена система автоматической регулировки звука. С ее помощью отдаленные голоса усиливаются, а ближайшие к микрофону приглушаются, на выходе формат записи нивелируется, и звук получается более равномерный, без громких всплесков и еле слышного шепота.
Во многих современных диктофонах есть дополнительное гнездо — микрофонный вход. Его удобно использовать при записи на расстоянии. Вариант — прибор лежит в кармане, а микрофон прицеплен к одежде, позволяет освободить руки.
Дополнительные характеристики
Выходная мощность усилителя может иметь показатели порядка 1000 мВт и меньше. От данной характеристики зависит громкость звучания записи и количество искажений звука. Чем выше мощность, тем постороннего шума меньше, а звук громче.
Любой диктофон улавливает все шумы, которые попадают в зону действия микрофона. Посторонние звуки часто совсем некстати, поэтому в разных моделях встроены функции шумоподавления. Например, режим «улица» отсекает все не похожее на голос. А «ветрозащита» станет незаменимой при записи на открытом воздухе.
Функция активации по голосу помогает приостановить работу диктофона, когда речь замолкает. Это особенно важно при сохранении лекций, например, когда преподаватель перестает говорить, и переходит к доске. Диктофон не воспринимает скрип мела, в данном случае он среагирует только на голос.
Многие приборы имеют ЖК-дисплей, который поможет в организации папок на устройстве, выборе нужной записи или покажет время работы диктофона. Некоторые устройства снабжены тюнером, часами или функцией записи телефонных разговоров.
Варианты выбора
Если вам требуется простое устройство для записи речи, например, сохранения текстов или собственных мыслей, то стоит приобрести самое простое устройство со встроенной памятью до 4 Гб.
Для студенческих лекций, диспутов, тренингов или совещаний приобретайте диктофон с микрофонным входом и функцией активации по голосу.