Как сделать динамику конфликта

Лекция 3. ДИНАМИКА КОНФЛИКТА

Социальная напряженность

Социальная напряженность представляет собой социально-пси­хологическое состояние людей, обусловленное их социальным по­ложением и степенью неудовлетворенности состоянием дел или хо­дом развития событий. Она, как правило, предшествует конфликту, но не обязательно трансформи­руется в конфликт.

Все многообразие причин социальной напряженности может быть сведено к четырем основным:

1.Реальные ущемления интересов, потребностей и ценно­стей людей.

2.Неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях процессов и изменений.

3.Неверная или искаженная информация о тех или иных (ре­альных или мнимых) фактах, событиях и т.д.

4.Раз­личные природные явления (землетрясение, наводнение, пожар и др.).

Но каковыми бы не были причины социальной на­пряженности, она всегда выступает как индикатор реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наи­более значимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в при­родных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а дру­гих людей, которые не сумели вовремя предупредить, оказать по­мощь и т.д.

Итак, социальная напряженность имеет двойственную объек­тивно-субъективную природу. С одной стороны, возникают (су­ществуют) объективные условия дискомфорта для значительного количества людей; с другой — эти и другие люди должны осозна­вать, что существующее положение является несправедливым, и стремиться к его изменению.

Динамика социальной напряженно­сти включает в себя четыре стадии:

1.Усиление неудовлетворенности различных социальных слоев существующими условиями жизни и/или развитием собы­тий. Она носит преимущественно субъективно-объективный характер — потенциальные субъекты возможного конфликта еще не определены.

2.Большинство недовольных условиями жизни приходит к осознанию того, что для решения существующих проблем необ­ходимы решительные действия. Напряженность растет. Опреде­ляются реальные и мнимые противники улучшения положения дел. Субъект-объектные отношения трансформируются в субъ­ект-субъектные. В конце второй стадии социальная напряжен­ность достигает максимальной для предконфликтной ситуации значения. В этой ситуации возможны два основных варианта раз­вития событий: либо находятся способы снижения социальной напряженности, либо конфликтная ситуация переходит в кон­фликт.

3.С началом открытого противоборства уровень социальной напряженности, как правило, снижается. Это объясняется тем, что ситуация неопределенности закончилась и надо не только возмущаться, но и действовать. Однако в ходе развития конфлик­та те или иные события (победы, поражения, провокации и др.) могут способствовать увеличению или уменьшению уровня соци­альной напряженности.

4.С завершением конфликта социальная напряженность, как правило, снижается и постепенно входит в норму. Но если в ходе урегулирования конфликта не удалось разрешить какие-то про­блемы или одна из сторон (часть стороны) считает достигнутые мирные соглашения несправедливыми, то уровень напряженно­сти не только не снижается, но и повышается.

Для возникновения реального конфликта необходимо, чтобы потенциальная напряженность переросла в реальную, что предполагает не только эмоциональное негодование, но и конкретные социальные действия. Момент перехода от эмоций к действиям называется порогом толерантно­сти.

Периоды и этапы развития конфликта

Конфликт как явление имеет свои временные границы — начало и конец, и это отличает его от околоконфликтных явлений. Этапы, из которых состоит конфликт, отражают его динамику. Динамика любого конфликта выражена следующими этапами: начало, разви­тие и завершение конфликта, а также предконфликтный и пост­конфликтный периоды, которые являются латентными. Период собственно конфликта называется открытым периодом.

Общая модель динамики конфликта выглядит следующим об­разом:

1) Предконфликтный период: возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации; разрушение структур взаимодействия.

2) Открытый период (собственно конфликт): инцидент; эскалация; завершение конфликта.

3) Послеконфликтная ситуация: частичная нормализация отношений; полная нормализация отношений.

Предконфликтный период

Возникновение предконфликтной ситуации связано с восприя­тием этой ситуации одной из сторон как угрожающей ее безопас­ности и интересам. Перерастание конфликтной ситуации в соб­ственно конфликт возникает только в том случае, если угроза воспринимается как непосредственная. Именно такая угроза яв­ляется пусковым механизмом конфликтного поведения.

Конфликтная ситуация — это состояние конфронтации двух и более социальных субъектов по поводу существующих между ними реальных и мнимых противоречий, это потенциальная готов­ность к конфликтным действиям.

Предконфликтную стадию (конфликтную ситуацию) можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

1.Возникновение противоречий между субъектами по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности в отношениях; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.

2.Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы справедливыми методами; замыкание на своих собственных сте­реотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоцио­нальной сфере. Осознание субъектом (субъектами) неразрешимо­сти сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

3.Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу. Односторонний или взаимный по­иск повода (инцидента) для начала открытой борьбы.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно транс­формируется в открытый конфликт. Но для начала открытого столкновения необходим, как уже говорилось, инцидент, кото­рый знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сло­жившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

1.Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие в резуль­тате инцидента противоречия и найти компромисс, не вступая в открытую борьбу.

2.Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не про­изошло» (уход от конфликта).

3.Инцидент становится поводом для начала открытого про­тивостояния. Выбор того или иного варианта поведения во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмо­циональных ориентации) сторон.

Открытый период

Собственно конфликт предполагает, что ни одна из сторон уже не идет на уступки, сформирована уста­новка на противоборство и реализацию собственных интересов любыми путями. Для начала открытого столкновения необходим инцидент.

Начало открытого противоборства сторон является результа­том конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удер­жания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют не­сколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы кон­фликтного поведения сторон, конфликт приобретает свою собст­венную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тен­денцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая жертва становится оправданием для эскалации конфликта.

Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Но при этом не исключаются и общие закономер­ности развития конфликта.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

1.Инцидент — это первичное открытое столкновение сторон, своеобразная проба сил, переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон, и для решения проблемы в свою пользу могут использоваться силовые методы. Борьба ведется пока ограниченными ре­сурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности пре­кратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

Инцидент отличается от повода, под которым понимается событие, послужившее толчком, предметом к началу конфликтных действий. Повод в отличие от инцидента не явля­ется началом конфликта. Взаимные конфликтные действия сторон способствуют видо­изменению, усложнению изначальной структуры конфликта и формированию новых стимулов для осуществления дальнейших действий. Если на стадии инцидента, когда еще возможно нахож­дение компромисса, проблема не решается, то тогда начинается эскалация, т. е. нарастание, конфликта.

2.Эскалация, т. е. развитие, — важнейшая стадия динамики кон­фликта, возникающая в его открытый период. Эскалация возни­кает после инцидента, если он не был разрешен мирными спосо­бами. Завершение эскалации предполагает ослабление накала борьбы и переход к стадии завершения. Для этой стадии характер­ны прогрессирующее развитие конфликта, обострение противо­борства, когда действия оппонентов, направленные на причине­ние вреда друг другу, имеют высокую степень активности.

Эскалация конфликта имеет свои признаки.

1. Сужение когнитивной сферы, когда отражение реальности осуществляется более примитивными способами.

2. Формирование образа врага, который негативно влияет на адекватное восприятие оппонента, вытесняя его.

3. Рост эмоционального напряжения, которое может возни­кать как реакция на различные ситуации или действия врага.

4. Смена аргументов на конкретные претензии.

5. Формирование иерархии нарушаемых и защищаемых ин­тересов, их поляризация, когда начинается процесс углубления противоречий: интересы оппонентов все больше начинают стал­киваться и противоречить друг другу и поэтому разводятся на разные полюсы. На данной стадии (в отличие от предконфликтной стадии и стадии инцидента) осуществление интересов одной стороны возможно только за счет игнорирования интересов дру­гой стороны.

6. Демонстрация силы и угроза ее применения, целями кото­рой являются устрашение противника, формирование у него чув­ства неуверенности, снижение его активности, внесение дезор­ганизации.

7. Непосредственное применение насилия как последнего «ар­гумента», что является маркером того, что развитие конфликта до­стигло своей вершины.

8. Потеря первоначального предмета разногласия, перераста­ние противоборства из-за определенного объекта в более гло­бальное. Конфликт приобретает независимость от тех причин, которые его вызвали.

9. Расширение границ конфликта, когда противоречия становятся более глубокими, появляются новые точки столкновения, расширяются территория, пространственно-временные границы конфликта.

10. Увеличение числа участников конфликта, в связи с чем может произойти преобразование межличностного конфликта в межгрупповой и т.п.

Эскалация конфликта имеет свои этапы, которые соотносятся с онтогенезом психики человека, но в обратную сторону, так как обострение конфликта ведет к регрессу сознательной части пси­хики. В эскалации конфликта имеется 4 этапа:

1. переход от переговоров к борьбе;

2. борьба и сопутствующий ей накал эмоций: собственно начало эскалации;

3.увеличение ошибок восприятия из-за накала эмоций.

4.интенсификация борьбы: абсолютизируются негативная оценка оппо­нента и позитивная оценка себя.

Для эскалации конфликта характерно обострение всех проти­воречий между конфликтующими сторонами, которые исполь­зуют все возможные средства и способы для достижения своих целей и приближения к победе. Переговоры и мирные инициати­вы на данной стадии практически невозможны. Основными ха­рактеристиками развития конфликта являются спонтанность и неуправляемость, а отличительными признаками — «создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения по от­ношению к противнику, применение насилия, склонность кон­фликта к углублению и расширению».

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов:

— от целей и установок сторон,

— от имеющихся в их рас­поряжении ресурсов,

— от информации о ресурсах противника,

— от средств и методов ведения борьбы,

— от реакции на конфликт окру­жающей социальной среды,

— от символов победы и поражения,

— от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.

Когда конфликт достигает своего апогея и в противоборство вводятся все имеющиеся резервы, у конфликтующих сторон мо­гут существенно измениться представления о собственных воз­можностях и о возможностях противника. Расстановка сил стано­вится более определенной. Наступает момент «переоценки цен­ностей», обусловленный новыми реалиями, возникшими уже в ходе конфликта. Все это стимулирует изменение тактики и стра­тегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из кон­фликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого мо­мента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

3.Завершение конфликта представляет собой переход от конф­ликтного противодействия к поиску решения проблемы и пре­кращению конфликта.

Основными формами завершения конф­ликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устра­нение или перерастание в другой конфликт.

Завершающая стадия в открытом периоде конфликта означа­ет снижение его интенсивности. На этой стадии может происхо­дить коренной пересмотр ценностей субъектов конфликта, по­являются условия и формируются механизмы его прекращения.

Прекращение конфликта может быть вызвано возникновени­ем следующих ситуаций:

1) явного ослабления одной из сторон или обоих противников, исчерпания ими своих сил, ресурсов, что не дает возможности вес­ти борьбу дальше;

2) осознанием обеими сторонами бесперспективности дальней­шего ведения борьбы, так как она уже не дает преимущества обо­им оппонентам;

3) выраженным превосходством одной из сторон, что дает ей возможность подавления противника или навязывания ему сво­ей воли и решения;

4) устранение (уничтожение) оппонента или обеих сторон;

5) устранение или уничтожение объекта конфликта;

6) изменение позиций обеих или одной из сторон конф­ликта;

7) участие в конфликте новой силы, способной завершить его через принуждение;

8) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредничестве третейского судьи;

9) переговоры, которые являются наиболее эффективным и одним из частых способов разрешения конфликта.

Завершение конфликта может носить разные характеры:

с точки зрения реализации целей противоборства может быть победоносным, компромиссным или пораженческим;

с точки зрения формы разрешения может быть мирным или насильственным;

с точки зрения функций конфликта может быть конструк­тивным или деструктивным;

с точки зрения эффективности и полноты разрешения может быть: а) полностью и коренным образом завершенным и б) отло­женным на какое-либо (или неопределенное) время.

Между понятиями «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» нет тождества. Под разрешением конфликта пони­мается один из вариантов его завершения, и этот вариант пред­полагает конструктивное, позитивное решение проблемы, которое может быть осуществлено либо основными участниками конф­ликта, либо через привлечение третьей стороны.

Послеконфликтный период

На данной стадии происходят осмысление своей позиции, корректировка само­оценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Возможно повышение чувства вины за некоторые действия в процессе кон­фликта.

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключен­ными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

• насколько удалось в ходе конфликта и последующих перего­воров достичь намеченную цель;

• какими методами и способами велась борьба;

• насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

• насколько велика степень ущемленности чувства собствен­ного достоинства той или иной стороны;

• удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональ­ное напряжение сторон;

• какие методы были положены в основу переговорного про­цесса;

• насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

• был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой») или явился результа­том взаимного поиска решения конфликта;

• какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

При любом варианте разрешения конфликта социальная на­пряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени.

Источник

Конспект лекции № 6. Динамика конфликта;

Тема 2. Общая теория конфликта

Величины валентности цели Расстояние до цели, которое

Сила выбора зависит от следующих

взаимосвязанных факторов:

(ее ценности для субъекта) предстоит преодолеть

Закономерности разрешения внутренних противоречий

в рассматриваемых случаях:

1. Тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель (градиент стремления).

2. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе внушающий опасения объект (градиент избегания).

3. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления (т.е. опасность воспринимается сильнее, чем выгода от возможного противостояния).

4. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает вместе с количеством подкреплений (т.е. повторяемость эпизодов конфликта существенно влияет на поведение участников).

Перечисленные тенденции в определенной степени позволяют объяснить выбор поведения участников конфликта. Но этот выбор зависит от многих других психологических факторов (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) и совокупных внешних условий, включающих совершенно случайные, непредсказуемые.

1. Понятие динамики и периодов развития конфликта

2. Основные стадии развития конфликта.

3. Формы эскалации конфликта

4. Описание этапов развития конфликта

5. Отражение динамики конфликта в фазах развития

Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта – это и есть процесс его изменения.

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть пред­ставлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

3) послеконфликтный период.

Динамика конфликта представляет собой последовательную смену определенных стадий, характеризующих процесс развертывания конфликта во времени от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта в целом. Динамика конфликта находит свое отражение в понятиях этапов конфликта и фаз конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения.

Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологии управления этим конфликтом.

Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действи­тельность конфликта, который не возникает на пустом месте, а выз­ревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к проти­воборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скры­ты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это пери­од накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его на­зывают латентным периодом конфликта, предконфликтным перио­дом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем на­зывать предконфликтной ситуацией.

В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действи­тельности различий и даже противоречий интересов.

Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи с необходимостью увольнения части работников, вызванного внедрением новой техники. Но пока конфликта еще нет и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.

Другой пример. Рабочим предприятия длительное время не вып­лачивают зарплату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются и работники надеются, что не сегодня-завтра зарплата будет выплачена. Конфликта еще нет, рабо­чие не бастуют, но он уже «вызревает» в виде негативного общественного мнения, отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.

Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можно разрешать и проблемную ситуацию с введением новой техни­ки. Для этого работникам следует заранее объяснить, как будет реше­на проблема: кто и какую компенсацию получит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведен на другую работу и т.д.

Осознание причин конфликта в предконфликтной ситуации

При этом следует иметь в виду, что само осоз­нание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные при­чины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. Дей­ствительно, если, например, девиантное поведение нового работни­ка в организации вызывает на первых порах недоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнанием традиций и норм коллектива. И они могут определенное время на­деяться, что поведение новичка в скором времени будет отвечать общепринятым нормам. Но если на самом деле это девиантное пове­дение вызвано эгоистическими интересами человека, не совмести­мыми с интересами других членов организации, то рано или поздно предконфликтная ситуация перерастает в конфликт.

Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь дво­якого рода последствия. 1) Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происхо­дит, когда опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается. 2) Оно может способствовать форсированию на­ступления явного конфликта, его искусственному подталкиванию. Это случается тогда, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается. Так, нелепая любовь» не замечает недостатков в предмете своей любви, а «слепая ревность», напротив, драматизирует самые незначительные недостатки.

Важно также отметить, что различные оппоненты Потенциаль­ного конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других участников будущего конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации противника потенциального кон­фликта в оценке опасности предконфликтной ситуации могут быть также двойственными. Они могут быть направлены либо на сдер­живание будущего противоборства, либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В пер­вом случае опасность противоречий предконфликтной ситуации со­знательно преуменьшается, во втором — преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка предконфликтной ситуа­ции используется одной из сторон в своих интересах.

Так, накануне Второй мировой войны гитлеровская Германия использовала все средства для того, чтобы дезинформировать Со­ветский Союз о своих планах и создать в нашем обществе обстанов­ку благодушия и беспечности. Напротив, накануне войны 1999 г. в Югославии в странах НАТО, развязавших ее вопреки Уставу ООН и международному праву, стали появляться сообщения, во много раз преувеличивающие количество жертв «геноцида этнических чи­сток» со стороны сербов по отношению к албанскому населению Косово- Общественное мнение Запада интенсивно обрабатывалось в плане преувеличения опасности столкновения сербов и албанцев для того, чтобы появилась возможность начать «легитимные» полномас­штабные военные действия против Югославии. И это способствовало развязыванию рук генералам НАТО для начала массированных бомбардировок этой страны.

Таким образом, адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта.

Правильное осмысление противоречий на этой стадии позво­ляет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта.

Общая логика профилактики конфликта

Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие дей­ствия со стороны его участников:

1) переговоры и договоренности относи­тельно степени опасности предконфликтной ситуации и возможно­сти возникновения конфликта в будущем;

3) выяснение степени вероятности и возможности бесконфликт­ного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

4) разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имею­щихся проблем, не доводя дела до конфликта.

Предупредить конфликт на предконфликтной стадии все­гда гораздо легче и более эффективно, нежели его в последующем разрешать.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противобор­ства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному вза­имодействию, стороны которого превращаются с этих пор в откры­тых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начи­нает открыто защищать свои собственные интересы.

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъек­тов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе мате­риальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволен­ные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом».

Достаточно вспомнить предвыборную кампанию по выборам в Государственную Думу России 1999 г. и противоборство различных СМИ, которые выливали на кандидатов в депутаты ушаты грязи в зависимости от того, к какому блоку или партии они принадлежали и чьи интересы выражало то или иное средство массовой информации.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утвержде­ние собственных интересов. При этом на объективные противоре­чия в группах часто накладываются межличностные трения и разли­чия, усугубляющие ситуацию.

Такова общая характеристика второго этапа развития конфлик­та. Однако и внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью на­пряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1) ин­цидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта.

Например, Сараевское убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществ­ленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не из­вестны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, ин­формационных и т.д.) противника является весьма важным факто­ром сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему раз­витию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполез­ное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы доста­точно быстро исчерпан.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой ста­дии являются: «разведка», сбор информации об истинных возмож­ностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте про­тивоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к комп­ромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следу­ют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание). Так, после первого инци­дента во Второй мировой войне — вторжения Германии в Польшу — последовали другие, не менее опасные. Уже в апреле — мае 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию, в мае — вторг­лись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а затем и во Францию. В апреле 1941 г. Германия захватила территорию Греции и Югосла­вии, а 22 июня 1941 г. напала на Советский Союз.

Эскалация конфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участника­ми и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только гак: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ре­сурсов: материальных, политических, финансовых, информацион­ных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо пере­говоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно боль­ший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться пер­воначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частно­сти, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Раз­витие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

1) созданиеобраза врага;

2) демонстрацию силы и угрозу ее применения;

3) применение насилия;

4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

Остановимся на этих характеристиках более подробно.

1 Создание образа врага. Это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ран­ней стадии и окончательно складывается в период эскалации. На важную роль и необходимость создания образа врага обращал вни­мание еще Г. Зиммель:

существование неких врагов в качестве обязательного элемента не­обходимо для поддержания эффективного единства членов группы и для осознания ими этого единствакак одного из своих жизненных интересов, может даже считаться проявлением политической муд­рости для некоторых групп.

Действительно, внутреннее единство группы будет укрепляться, если на идеологическом уровне создан и постоянноподдерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого сле­дует объединяться. Таким образом, в межгрупповом конфликте его участники для поддержания и укрепления сплоченности группы стремятся к иде­ологическому и социально-психологическому оформлению образа врага. Этот враг в действительности может быть как реальным, так и мнимым, то есть он может быть придуман или искусственно сформирован для укрепления единства группы или общества. Об­раз врага может создаваться также для решения внутригрупповых противоречий и проблем. В этом случае его создание связано с поиском «козла отпущения» для оправдания провалов и ошибок во внутренней политике, в экономике и т.д. Известно, сколько «вра­гов народа» было разоблачено и уничтожено в 30-е годы и позже в нашей стране.

Но создание образа врага (как истинного, так и придуманного) является эффективным средством не только на самом высшем этапе развития конфликта – эскалации, это средство часто принимается и на более ранних стадиях, когда становится уже ясно, что конф­ликт неизбежен. В этом случае оно используется для обработки общественного мнения, для того, чтобы показать и объяснить, кто «плохой», а кто «хороший». После этого гораздо легче развязать полномасштабный конфликт, что особенно важно, если речь идет о насилии, военных действиях.

Это наглядно было продемонстрировано во время агрессии стран НАТО против Югославии в 1999 г. В частности, речь идет о том, что не только многие обыватели, но и журналисты выражали удив­ление, как же получилось так, что население, общественное мнение в так называемом цивилизованном обществе не возмущалось и не протестовало против нарушения прав человека и международного права со стороны агрессора. Ведь оно обычно подымает так много шума, когда речь идет даже о менее острых конфликтах в других странах. А здесь бомбят города, школы, больницы, посольства дру­гих стран в суверенном государстве, а реакции никакой. Однако ничего удивительного в действительности не было. Это общественное мнение задолго до бомбежек интенсивно обрабатыва­лось всей мощной пропагандистской машиной Запада, особенно мно­гочисленными СМИ. Сербы представлялись как заклятые враги цивилизации, не имеющие понятия о демократии и стремящиеся к геноциду над албанцами, проживающими на территории Югославии.

Аналогичный подход, с точностью наоборот, нередко наблюда­ется и по отношению к военному конфликту, происходящему в России между федеральной властью и чеченскими сепаратистами. Последние именуются не иначе, как «бойцами», защищающими свою свободу, независимость, права человека, борющимися против тота­литаристских устремлений режима, сползающего к диктатуре и т.д. и т.п. При этом совершенно не обращается внимание, что преступ­ный и бандитский режим в Чечне породил постоянные разбои, гра­бежи, нарушение вооруженными до зубов бандитскими отрядами (с участием наемников из других стран) границ других субъектов Фе­дерации в стране и, наконец, сделал в конце XX в. работорговлю обычным занятием. И это при том, что в качестве заложников нео­днократно захватывались журналисты – коллеги тех, кто должен писать и говорить правду в первую очередь в силу своего професси­онального долга.

2 Демонстрация силы и угроза ее применения. Это следующий важный элемент и характеристика эскалации конфликта. Одна из сторон или оба оппонента конфликта в целях устрашения против­ника постоянно пытаются показать, что мощь и ресурсы одной сто­роны превосходят другую сторону. При этом каждый надеется, что такая его позиция приведет к капитуляции противника. Однако, как правило, «бряцание оружием» приводит к тому, что противник мобилизует собственные ресурсы, что ведет к дальнейшей эскала­ции конфликта. В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напря­женности, вражды и ненависти к противнику.

Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне, причем как во внутригрупповом, так и в межгрупповом конфликте. В международном конфликте также используются ультиматумы — требования одного государства к дру­гому, сопровождаемые угрозой разрыва дипломатических отноше­ний или применения вооруженной силы в случае их невыполнения

Понятно, что к ультиматуму может прибегать только та сторона, которая в каком-либо отношении сильнее другой. Поэтому обычно объявление ультиматума — это удел сильных. Хотя не всегда речь идет о физической или вообще материальной силе. Объявление го­лодовки в знак протеста против бесправия властей предприятия — это тоже ультиматум. И в этом случае и власть, и администрация идут на уступки перед лицом угрозы смерти человека и перед лицом угрозы обнаружить свою собственную жес­токость и античеловечность.

3 Применение насилия — еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта. Насилие выступает наиболее жестким спо­собом подчинения одних другими. Это самый последний аргумент в споре и его применение свидетельствует о том, что наступила предель­ная стадия в эскалации конфликта, высшая фаза его развития.

Насилие может выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные условия, ог­раничивающие права людей или их законных интересов. Эта форма получиланазвание струк­турного насилия. Невыплата зарплаты в срок, невозможность пойти в отпуск хотя бы раз в год, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете критическую заметку на государственного чи­новника — все это примеры структурного насилия.

Для нашей страны, в частности, в последние годы характерным стал факт, когда за помощью и зашитой обращаются жены «новых русских», которых если и не бьют, то есть не совершают над ними физического насилия, то все равно не разрешают выходить из дому, встречаться с родственниками, работать без разрешения, пугают рас­правой, не дают денег на самое необходимое.

4Тенденция к расширению и углублению конфликта — еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Начавшись в одном месте, он начинает «расползаться», охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув, например, как сугубо производ­ственный деловой конфликт между двумя членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и иде­ологическую сферу, с межличностного уровня перейти на межгрупповой уровень и т.д.

Первая мировая война, начавшись как война между двумя коа­лициями держав (германо-австрийский блок и Антанта), переросла в войну, в которую было вовлечено 38 государств. Во Второй миро­вой войне участвовало 72 государства, хотя начиналась она также как война между двумя коалициями держав, объединяющих всего несколько стран.

Другой пример. Спор между продавцом на базаре и покупателем может начаться из-за того, что они не сошлись в цене. Но затем они могут уже обвинять друг друга во всех смертных грехах и к тому же в него могут ввязаться и окружающие. Так что со временем это уже не спор между продавцом и покупателем, а противостояние двух лагерей кричащих и перебивающих друг друга людей, готовых в любой момент, «стенка на стенку» вступить в схватку за правое дело и высокие идеалы, отстаивая свои полити­ческие пристрастия и симпатии к тому или иному лидеру или партии.

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безре­зультатность продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя».

На этой стадии развития противоборства возможны самые раз­личные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

• явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

• очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждени­ем, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

• обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сто­рон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

• появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конф­ликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

3) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

4) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

5) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

3) с точки зрения функций конфликта:

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенным,

• отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «раз­решение конфликта» не тождественны.

Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражает­ся в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Формами завершения конфликта могут быть:

• затухание (угасание) конфликта,

• перерастание конфликта в другой конфликт.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основныевиды напряжен­ности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конф­ликта приводит к миру и согласию. Случается и так,что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, произ­водным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнеде­ятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

За завершением конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотно­шениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении проти­воречий между ними постконфликтный синдром может стать ис­точником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

Наглядным примером постконфликтного синдрома может слу­жить ситуация в сегодняшней Югославии, которая сложилась там после того, как в 1999 г. прекратилась воздушная война НАТО против этой страны и на территорию края Косова были введены натовские войска. Сегодня уже совершенно очевидно, что натовская операция в Косове, предпринятая в целях защиты проживающих в крае албанцев от этнической чист­ки со стороны сербов, выполнила свою функцию с точностью до наоборот. На деле она способствовала этнической чистки Косова от сербов. При том порядке, который установили и призваны конт­ролировать силы НАТО, из-за террора, бесчинств и притеснений со стороны албанцев край вынуждены были покинуть более 350 тысяч сербов и других этнических групп неалбанского происхождения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *