Как сделать дисциплину на уроке

8 действенных способов наладить дисциплину в классе

Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть фото Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть картинку Как сделать дисциплину на уроке. Картинка про Как сделать дисциплину на уроке. Фото Как сделать дисциплину на уроке

8 действенных способов наладить дисциплину в классе

Шумные ученики, недостаточно опыта, опыт есть, но не тот, постоянное нарушение дисциплины — всё это напрямую влияет на уровень успеваемости. Американские учителя поделились своими идеями, как сделать работу с классом более эффективной. Все эти советы имеют научное обоснование и реально работают.

В 1950-х американские психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный «волновой эффект»: если учитель в школе наказывает одного ребёнка, тот, скорее всего, остановится, вот только другие дети могут начать вести себя точно так же. В связи с этим Кунин и Гамп пришли к выводу, что тотальный контроль может привести к непредсказуемым и неприятным последствиям. «Если учитель хочет контролировать такие „волновые эффекты“, лучше давать чёткие указания, а не подавлять ученика», — писали они ещё в прошлом веке.

И вот, спустя почти 70 лет, проблема всё еще актуальна. Почти половина новых учителей говорят, что они слабо подготовлены к плохому поведению в классе или вообще не знают, как себя вести. Из-за недостатка знаний учителя сталкиваются с огромной проблемой: 144 минуты в неделю (данные по США) тратятся попусту из-за нарушения дисциплины в классе. Если речь идёт об этой цифре за год, то это уже не минуты, а недели, если точнее — три недели потерянного времени.

Исследование причинно-следственных связей в общении между учеником и учителем, проведённое американскими учёными в 2016 году, показало тот же «волновой эффект»: наказания и выговоры могут временно наладить дисциплину, но в итоге дети в классе становятся более склонны к деструктивному поведению. Более того, ученики, принимавшие участие в исследовании, чувствовали себя отстранёнными, им было сложно концентрироваться и выражать свои мысли и эмоции.

Американские учителя делятся своими идея, как поддерживать дисциплину в классе, но не травмировать при этом детей. Каждая из них подкреплена соответствующими исследованиями по теме.

1. Приветствуйте учеников у дверей

Фалон Тёрнер, учительница Вашингтонской начальной школы «Ван-Несс», начинает свой день с рукопожатий и объятий с учениками. Она абсолютно уверена, что это можно сравнить с проверкой пульса у пациента. Ведь так учитель может лучше почувствовать ученика и наладить с ним контакт.

Исследование, опубликованное в прошлом году, полностью подтвердило её уверенность. Такое приветствие даёт позитивный заряд на весь день, а также повышает уровень академической активности на 20%, снижает уровень недопустимого поведения учеников на 9% и добавляет примерно час включённого обучения за день. Всё это, согласитесь, довольно ощутимо.

2. Работайте над отношениями с детьми

Налаживать отношения с помощью объятий — отличная идея, но нужно ещё и поддерживать их, развивать, мириться после ссор и конфликтов. Тренер по восстановительной практике в Центре обучения социальной ответственности в Морнингсайде в Нью-Йорке Марике ван Воерком считает, что «чем крепче взаимоотношения и лучше взаимопонимание между учеником и учителем, тем больше знаний о нём и доброжелательности мы можем использовать, когда ситуация накаляется».

Такая стратегия работы над отношениями, как регулярные проверки и желание сосредоточиться не на проблемах, а на их решении, может ощутимо сократить сбои в обучении на 75%.

3. Подсказывайте ученикам, как себя вести

Экс-учитель английского языка Тодд Финли пишет: «Как внезапный звон колокольчика, прерывающий тишину, привлекает внимание, так в студентах просыпается интерес, когда они чувствуют эффект новизны». Он считает эту стратегию весьма действенной, когда нужно успокоить шумный класс.

Ученикам старших классов нужно подсказывать чаще, если вы хотите, чтобы они следовали инструкциям. Напоминания становятся способом побудить учеников следовать определённым правилам, не контролируя их явно и не заставляя. Например, когда школьники досрочно заканчивают задание, они встают со своих мест — напомните им, что они могут сделать вместо этого.

Подсказки могут быть устными или визуальными, например щелчок пальцами. Можно просто подать сигнал рукой. Хорошо подходят и звуковые методы: звонить в тот же колокольчик, чтобы ученики обратили на учителя внимание.

4. Возьмите рассадку в классе в свои руки

Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию.

Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть фото Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть картинку Как сделать дисциплину на уроке. Картинка про Как сделать дисциплину на уроке. Фото Как сделать дисциплину на уроке

«Звонок будет, тогда выйдешь»: почему школам не нужно выбирать между дисциплиной и свободой

Эмили Полак, учительница 9-го класса в Мэдисоне, поставила в классе диван, кресло и журнальный столик, повесила пару плакатов и ковриков. Она считает, что уютное пространство уменьшает беспокойство и повышает успеваемость в классе. Её ученики сами решают, где сидеть, но если при этом они не могут справиться со своей задачей, то должны вернуться обратно за парту. Полак говорит, что благодаря этому вопросы дисциплины почти полностью сошли на нет, а ученики стали чувствовать себя более мотивированными.

Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть фото Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть картинку Как сделать дисциплину на уроке. Картинка про Как сделать дисциплину на уроке. Фото Как сделать дисциплину на уроке

5. Хвалите за хорошее поведение

Это может показаться нелогичным учителям старой закалки, но хвалить за хорошее поведение и игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный процесс более эффективным. Не концентрируйтесь на конкретных учениках, а хвалите весь класс за то, что вы хотите улучшить. Например, скажите: «Отличная работа, сегодня вы быстро сели по местам».

Учительница английского языка в Мемфисе Алисса Нукаро предлагает вообще не использовать слова «не надо» или «не делай» без чёткого пояснения, почему так делать нельзя. В этом случае дети будут чаще и более внимательно слушать то, что вы им говорите.

6. Составьте список качеств, которые вы считаете положительными

Вместо того чтобы просто рассказывать о правилах поведения, обсуждайте с учениками, зачем это нужно. Бобби Шэддокс, учитель обществознания в седьмом классе в Портленде, пишет вместе с детьми список правил, который состоит из таких слов, как «инклюзивный», «целенаправленный», «внимательный».

«Вместо списка правил, который обычно учитель вручает ученикам, мы вместе записали слова, которые мы считаем правильными, мы верим в них», — говорит Шэддокс. Такая стратегия помогает ему контролировать поведение в классе.

7. Не отвлекайтесь от учеников

Сидеть за столом и перебирать документы — конечно, приятное занятие. Но одновременно это знак для ваших учеников, что пришло время отвлечься и поговорить. Будьте активны: перемещайтесь по комнате, проверяйте, что поняли ученики, задавайте вопросы. Речь идёт не о роли дознавателя или полицейского, а об общении с ними. Сол Хеник, учитель средней школы в Плезант-Хилл, считает: «Внимание к ученикам имеет решающее значение для поддержания дисциплины в классе и эффективного преподавания».

Исследование 2017 года подтверждает: невербальные знаки внимания учителя, например улыбка или зрительный контакт, могут существенно сократить психологическую или физическую дистанцию. Такое поведение также вызывает у учеников более позитивные чувства по отношению к учителю и предмету в целом, одновременно улучшая поведение в классе.

8. Будьте последовательны в своих правилах

В начале своей карьеры в качестве администратора в средней школе Келли Уикхем Хёрст столкнулась с очень неприятной ситуацией. Её попросили наказать темнокожего ученика за нарушение дресс-кода. Когда они шли по коридору, мальчик показал на других учеников, которые были одеты точно так же, и спросил: «Их вы тоже накажете, как и меня?»

Этот пример хорошо показывает, что в правилах и соблюдении дисциплины не должно быть исключений, — не выделяйте любимчиков. Лучше сосредоточьтесь на поведении, а не на самом ученике. Когда вы видите, что что-то идёт не так, просто напоминайте ученику о правилах. Не нужно его наказывать.

Источник

Рекомендации учителю «Как наладить дисциплину в классе» (из опыта работы)

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

Учащаемые коллеги! Мы часто сталкиваемся в процессе работы, когда ученик(и) на уроке не умеют себя вести и мешают другим. Хочу поделиться советом!

Совет 1: Как наладить дисциплину на уроке

Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

Совет 2: Как наладить дисциплину в классе

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Совет 3: Как поддерживать на уроке дисциплину

Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.

Совет 4: Как наладить отношения в классе

В семье ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Помогите ребенку повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом. Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

Воспитывайте в своем ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

Позаботьтесь, чтобы у вашего ребенка была возможность с кем-то поделиться лишней ручкой, конфетой, яблоком. Нежадных детей уважают в любом коллективе.

Прививайте ребенку чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или подкормите дворовую собаку.

Не обсуждайте при малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

Встречайтесь с учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка. Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение, кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение, воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

Если все предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более профессиональные методы.

В школе действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу, каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный коллектив.

Совет 5: Как добиться дисциплины на уроке

С трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими советами.

Учитель должен стараться создать позитивное отношение к предмету, повысить самоуважение каждого ученика, стимулировать внимание. Преподавателю нужно постоянно помнить о том, чтобы содержание занятия должно совпадать с интересами школьников.

Источник

«Эти советы помогли мне добиться тишины на уроках» — как школьный учитель справился с хаосом в классе

Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть фото Как сделать дисциплину на уроке. Смотреть картинку Как сделать дисциплину на уроке. Картинка про Как сделать дисциплину на уроке. Фото Как сделать дисциплину на уроке

Начало моей карьеры учителя вышло не слишком вдохновляющим. Я изо всех сил старался сделать уроки яркими и интересными, но моим ученикам гораздо больше нравилось болтать друг с другом. Ор на первых уроках стоял такой, что из соседних кабинетов заглядывали возмущённый коллеги, интересовались, что это за цирк шапито. Ребята в классе сидели, как попало, рюкзаки валялись в проходах, при этом многие беседовали прямо во время урока. Среди тех, кто заглядывал в кабинет, была и завуч по учебной работе. Окинув суровым взглядом резко притихший класс, завуч пригласила меня после урока к себе. И она дала мне первый совет: «Дисциплина – превыше всего».

Урок может быть сколь угодно интересным, но что в этом проку, когда дети вас не слышат? Что же делать? С чего начать? Первый совет моей опытной коллеги был таким: «Начни с правильной посадки». Дети на уроке должны сидеть так, как это удобно учителю. Шумные компании следует рассадить так, чтобы болтуны оказались как можно дальше друг от друга, при этом следует проявить строгость и «последний шанс» давать следует далеко не всем. Никаких выкриков с места. Вопрос – поднятая рука. Но самое важное: правильная поза. Спина ровная, руки сложены на парте. Это дисциплинирует. На уроке, который вела сама завуч, дети, действительно, сидели именно так. Ровно и аккуратно.

А ещё я вспомнил свои школьные годы. Сидел ли я на уроках «правильно»? Нет. И большинство одноклассников – тоже. Ну разве что отличницы, и то не все. Может быть, как в басне «Квартет», дело не только в том, кто как сидит?

Я снова обратился за советом к опытным коллегам, и получил второй совет, самый ценный. Дети обязательно должны быть заняты. Все сорок минут урока. Готовясь к урокам, я думал в основном о том, что будут делать я. И не сильно заботился о том, чем в это время займутся дети. Думаете, достаточно просто интересно рассказывать, и они будут благоговейно внимать? Увы, в жизни всё сложнее. Молодым учителям не зря советуют писать план каждого урока, это, в самом деле, очень помогает.

И вот я пришел на урок с пачкой заданий. В среднем за время урока я стал использовать три-четыре формы работы. Домашнее задание проверили, так чтобы участвовал в этом весь класс, а не два ученика у доски. Несколько фактов в тетради записали, при этом я строю логические цепочки, чтобы ребята понимали, что за чем следует. Иллюстрации посмотрели, в этом очень помогает интерактивная доска; можно и видео включить, но не очень длинное, и после просмотра обязательно обсудить увиденное. В конце урока – небольшая письменная работа по изученному материалу. А там и звонок. И время прошло с пользой, и все при деле.

Постепенно ситуация на уроках начала меняться к лучшему. Правда, проверки у меня прибавилось. Одно дело – контрольная раз в пару недель, совсем другое – летучки почти на каждом уроке. Но если ответы типовые, проверка даже сотни листочков – дело не такое уж утомительное.

Я никогда не забывал: моя цель – научить детей, а не «занять» их, иначе легко может произойти подмена, тогда учебный процесс превращается в муштру. Приходилось мне видеть и такое…

А ещё я знаю учителей, которые вроде бы делают всё правильно. И к урокам готовятся, и детей рассаживают, и задействуют разные формы работы, но порядка – нет. Почему? Не знаю. Жизнь сложная штука, и тишина на уроке – не всегда добрый знак. Но об этом в другой раз.

Источник

Как обеспечить дисциплину на уроке. Общие рекомендации

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

Как обеспечить дисциплину на уроке

Статья учителя физики

Пушкинского района СПб

Богдановой Людмилы Ивановны

Дисциплина — это подчинение нормам, поведение по определенным правилам некоторой группы людей. Ключевыми словами здесь являются подчинение правилам. Группа людей (ученики в классе, зрители на концерте, солдаты в армии, туристы в походе и т. д.) в своей совместной деятельности должны соблюдать определенные правила поведения в данной ситуации. Если большинство участников группы подчиняют свое поведение определенным нормам, то мы говорим о наличии дисциплины в коллективе. Дисциплина нужна не сама по себе, а для решения определенных задач, очень важных для данной группы людей. В зависимости от целей, которых должен достигнуть тот или иной коллектив, правила поведения и степень подчиненности будут различны.

Дисциплина учеников на уроке должна обеспечивать высокий настрой на выполнение учебных заданий. Дисциплина это одно из условий продуктивного урока.

Редкий учитель готов проводить свои уроки в шуме и бедламе. Учитель стремится к порядку и дисциплине. Требования к правильному поведению ученика на уроке есть общие и частные. К общим, например, относятся: во время урока нельзя перемещаться по классу без разрешения учителя, обязательное выполнение заданий и упражнений, наличие тетради, учебника, ручки и т.д. К частным можно отнести: у каждого свое место в классе, объяснение опоздания или пропуска урока, начало и окончание урока и т.д. Частные требования к поведению школьников на уроке, как правило, зависят от личности данного учителя. Кто-то разрешает выходить из класса в любой момент времени, кто-то – нет. Кто-то позволяет ученикам сидеть на уроке по их желанию, кто-то придерживается определенной рассадки. Кто-то отвечает на дополнительные вопросы учеников по ходу урока, а кто-то выносит ответы на время перемены. Кто-то за опоздание применяет штрафные санкции, кто-то – нет.

На 45 минут учитель оказывается в коллективе руководящим и направляющим. Он как капитан на корабле (за все отвечает), как дирижер оркестра (всем руководит), командир на поле боя (мой приказ не обсуждается, а выполняется), режиссер на съемочной площадке (у меня есть сценарий, но в интересах дела готов от него отступить), вожак стаи (я — самый главный, опытный, сильный). Прозвенел звонок, и учитель берет на себя роль хозяина в классном коллективе на 45 минут.

Учитель на уроке должен быть уверен в себе, он принимает решения, которым все должны подчиняться. Никому не нравится слушать мямлю. А дети чувствуют неуверенность и настрой учителя, входя в класс. Они считывают по жестам, тону, походке, мимике лица. Учителя, как правило, сильные личности. С одной стороны учитель на уроке немного напоминает актера на сцене. И доля игры в поведении учителя присутствует, понимание своей роли избавляет от некоторых дисциплинарных нарушений. Но с другой стороны учитель должен быть самим собой. Дети чувствуют фальшь, неискренность, да и притворяться можно некоторое время. Поэтому методы для установления и поддержания дисциплины в классе, у каждого учителя связаны со своей индивидуальной личностью.

Есть некоторые обязательные условия, соблюдение которых снимет многие проблемы по поведению учеников во время урока. В Интернете бывалые учителя делятся своим опытом по профилактике нарушения дисциплины на уроке. Вот их основные советы по степени важности.

Вторая мотивация, которая в нашей школе затрагивает многих учеников, это оценка. Ученики должны знать, за что и когда могут получить оценку на уроке, это способствует улучшению дисциплины на уроке.

При подготовке к уроку учитель должен продумать разные виды учебной деятельности, чтобы урок не казался однообразным и скучным. Во время урока большинство учеников в классе должны быть заняты учебой, чтобы им не хватало времени на посторонние дела. Ученики разные, поэтому учитель должен продумать задания как для любознательных и быстрых, так и для мало мотивированных и медленных. Учебных упражнений на урок должно быть с избытком, так как в разных классах и в разное время продуктивными являются разные по содержанию и виду деятельности задания. Мастерство учителя как раз заключается в том, чтобы почувствовать настрой класса и из своего арсенала выбрать то, что в данный момент будет наиболее эффективным.

3. Правила поведения на уроке должны быть известны ученикам. Можно на первом уроке с новым классом договориться о том, что можно делать ученикам во время урока, а за что будут наказания и какие. Можно не обговаривать. Ученики, как правило, на первых 2-3 уроках у нового учителя ведут себя хорошо. Они просто приглядываются к нему и вырабатывают свою линию поведения. Потом 2-3 урока уходит на корректировку, и правила негласно записаны.

Если вы повысили голос на уроке, пошли на поводу учеников, потратили время урока на воспитательные беседы или разборки, то надо проанализировать ситуацию после звонка, выявить то, что вас задело и заставило отступить от плана урока. Могут быть причины не зависящие от вас. Если на холодную голову решили, что проблема в вас, то отпустите ситуацию и в следующий раз постарайтесь не повторять ошибок. Если вам не понятно поведение учеников, то можно с ними поговорить и выслушать их претензии или высказать свои.

Вы тщательно готовитесь к уроку, предлагаете различные формы работы, стараетесь, чтобы все 45 минут большинство учеников в классе были заняты учебной продуктивной деятельностью, контролируете свои эмоции, а дисциплина все равно хромает? Тогда может быть наличие следующих проблем.

1. Темп урока неправильный. Может урок идет или слишком быстро, дети не успевают понимать, записывать, усваивать, или слишком медленно и они успевают отвлекаться.

Если с вашей стороны, как учителя, предприняты усилия в правильном направлении на налаживание дисциплины в классе, а уроки все равно проходят не в той обстановке как вам хотелось бы, то не берите на себя всю ответственность за плохое поведение учеников. Есть причины плохого поведения класса, которые от учителя не зависят.

Одной из таких причин может быть личность учителя начальной школы или классного руководителя. Как важно, чтобы в начальной школе были отработаны общие правила поведения ученика на уроке! У меня был один класс, в котором на всем протяжении нашей совместной работы я так и не смогла добиться нужной мне дисциплины. Первая учительница у них была добрейшая бабушка, которая позволяла им во время урока ходить по классу, когда захочется, кушать и пить, посидеть на полу, говорить в любой момент времени то, что придет в голову. Класс был малочисленный, но совместной учебной деятельности добиться в нем было очень трудно, да и только на короткое время.

Влияние классного руководителя на поведение учеников трудно переоценить. Если у вас хорошие отношения с классным руководителем, и он с уважением к вам относится, то проблем с дисциплиной будет мало. Но если у вас по какой-то причине напряженные отношения, то никакими силами вы не установите дисциплину в этом классе. Дети чувствуют отношение классного руководителя к учителям-предметникам. Им даже говорить не надо. Они ловят интонации, жесты, мимику. Если в каком-либо классе у вас есть проблемы с дисциплиной, поговорите с классным руководителем, может оттуда идет недопонимание некоторых ваших требований и поступков. Ведь дети часто рассказывают с выгодой для себя, высвечивают ситуацию в нужном для них свете.

Иногда учителя беспокоит не дисциплина класса в целом, а поведение отдельных учеников, повторяющееся из урока в урок. Эти одинокие возмутители спокойствия мешают остальным продуктивно работать, а учителю держать дисциплину в классе. Есть среди них и такие, которые сидят тихо, но задевают вашу профессиональную гордость, игнорируя урок и все, что на нем происходит.

Американский ученый Рудольф Дрейкурс выявил 4 мотива плохого поведения ученика. Для того, чтобы справиться с этими устойчивыми одиночками, надо понять причину их плохого поведения и постараться, если не ликвидировать ее, то хотя бы смягчить последствия. В Интернете можно найти подробно изложенную теорию Рудольфа Дрейкуса с причинами, тренингами, практиками. Но здесь уже работа школьного психолога, особенно с тяжелыми случаями. Некоторыми рекомендациями из приведенной таблицы я пользовалась, и они дают хороший результат. К некоторым ученикам стоит только подойти во время урока и встать рядом, как они замолкают и приступают к урочной деятельности. Другим даешь легкое задание, и радуешься вместе с ним хорошей оценке.

В таблице приведены основные положения теории Дрейкуса.

Четыре мотива плохого поведения

Гнев, негодование,
может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху

Реакция учителя: импульс

Прекратить выходку
с помощью физического действия

Немедленно ответить силой
или уйти
из ситуации

Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения
с учеником
по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу»

Может ли критерием отличной дисциплины на уроке являться тишина и порядок в классе? Нет. Что стоит за этой тишиной и порядком? Дети могут сидеть на уроке тихо, выполнять все требования учителя, но при этом не участвовать в уроке. Оболочка ученика присутствует: пишет, читает, иногда отвечает, а мысли где-то очень далеко от темы урока. За тишиной и порядком может стоять уважение к учителю, дети ловят каждое слово, стараются максимально хорошо выполнить каждое упражнение, и радуются не только хорошей оценке, а даже просто слову «молодец».

Но вот другой урок, другая крайность. На уроке шум, он, то затихает и пролетают 1-2 минуты урока в полной тишине с негромкой речью учителя, то нарастает до взрыва смеха и громких выкриков. Кажется полный хаос на уроке, но посмотрите, дети увлеченно и с интересом выполняют учебные задания, стараются высказать свое мнение, не боятся критики, не слышат прозвеневшего звонка и огорчены, что надо уходить. Можно ли утверждать об отсутствии дисциплины на таком уроке?

Дисциплина на уроке — это скорее рабочая обстановка, фон, условие для достижения цели урока. Для плодотворного урока одной дисциплины мало, но без нее добиться значимого уровня обучения невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *