Как сделать дизайн мобильного приложения
Дизайн приложений
В создании мобильного софта главную роль исполняет дизайн приложения. Он фундамент приложения. И он же первый, кто цепляет внимание пользователя. Чтобы удержать внимание пользователя нужно продумать: внешний дизайн, структуру, удобство пользовательского интерфейса (конкретно UX и UI) и другие детали. Теперь подробнее.
Дизайн мобильных приложений
Разработка дизайна для приложения — это трудоемкий процесс, который, по исполнению, может оказаться сложнее, чем подготовка макета для сайта.
В среднем, дизайн мобильного приложения занимает от недели до 1 месяца. Если в приложении подразумевается множество уникальных экранов, то разработка может длиться более 1-го месяца.
Этапы дизайна приложения
Процесс создания мобильного приложения разделяется на этапы. Это помогает помнить о каждом шаге в разработке софта.
Этап тестирования приложения необходимо проводить еще и на этапе прототипа. Важно знать, что весь требуемый функционал реализуем и правильно работает. Посмотрите, каждая деталь приложения действует так, как задумывалось? Пользователю понятно, что делает та или иная кнопка? Если сомневаетесь, нужно переработать макет.
Принципы дизайна в разработке приложений
Помните выражение «черт в деталях»? Так вот, это про дизайн. Приятно, когда в дизайне мобильного приложения продуманы все мелочи: как выглядит экран, если контент не загрузился или загрузилась часть. Что будет на странице, если отключился интернет и другие не маловажные детали. Рассмотрим все детали по порядку.
Первое впечатление и обучение пользователя
Onboarding (произносится «онбординг») — это механизм искусственного создания первых впечатлений о приложении у пользователя.
Знакомство пользователя с приложение нужно начинать с onboarding. Онбординг формирует восприятие пользователя к продукту от первого контакта (открытие первого экрана) до момента оплаты (целевое действие). Функция обеспечивает легкий и комфортный старт за счет нескольких механик.
Мы используем onboarding как первый экран с короткой инструкцией / презентацией, где написано, как пользоваться сервисом (обучение). Предоставляет максимум информации по управлению приложением в сжатом объеме.
Применяется в зависимости от целей и результатов, которые нужно достигнуть. Например, стимулировать людей к совершению заказа, к приобретению премиум аккаунта или привязке банковской карты.
Реализация онбординга нужна для конкретной задачи. Не применяйте просто красивые картинки. Создайте эту мини-презентацию исходя из поставленных целей и задач. Другими словами, научите пользователя делать то, для чего создано ваше приложение.
Детали в дизайне приложения
Сделайте акцент на важных кнопках. Например, кнопку «заказать» нужно сделать больше и заметнее, чем кнопку «подробнее», которую можно оставить просто ссылкой.
Задавайте шрифт правильно. Некоторые компании применяют для каждого мобильного приложения разные шрифты. Для пользователя это не всегда удобно. К примеру, в его смартфоне может не оказаться задуманного вами шрифта. Как приложение будет работать в этом случае? Идеально использовать функцию «использовать дефолтный шрифт» (по умолчанию).
Количество действий / переходов в приложении
Оцените, есть ли в приложении лишние действия? Если есть, от них лучше отказаться. Дизайнеры нашей компании, при разработке сайта, приложения или программы, всегда проверяют продукт на наличие лишних действий. Проще говоря, если пользователя можно привести к оформлению заказа в 3-и действия вместо 7-ми, то лучше так и сделать.
Разница между UX и UI дизайном приложений
Фундаментом разработки приложения, программы или сайта, всегда является UX и UI дизайн. Эти две составляющие влияют на весь рабочий процесс в целом.
UX-дизайн (User eXperience, в переводе с англ. «пользовательский опыт») — это привлекательность и эффективность привлечения пользователей к выполнению целевого действия через графические элементы. Суда входит разработка: цветовой гаммы, шрифтов изображений и паттернов.
Если с удобством и логикой построения экранов все в порядке, то можно переходить к разработке визуальной части мобильного приложения. То есть, к UI-дизайну.
UI-дизайн (User Interface, в переводе с англ. «пользовательский интерфейс») — это удобство, интуитивно понятный дизайн для использования. Оценивается по опыту взаимодействия пользователя с дизайном на этапе тестирования.
Как видим из определений, разница между UX и UI есть. На практике, цель у UX и UI общая: сделать приложение удобным, привлекательным и интерактивным. UX и UI связаны между собой и отдельно не действуют.
На заметку: По нашему опыту, 90% пользователей прекращают использовать приложение еще на этапе знакомства, если один из пунктов (UX и UI) не доработан.
Структура экранов мобильного приложения
Чтобы создать работающее мобильное приложение, дизайнеру нужно изучить его особенности, разобраться в построении структуры и переключении экранов, функциональности. Сейчас индустрия мобильных приложений настолько захватила наш мир, что описать стандартный набор экранов стало сложной задачей. И все же, мы попробуем перечислить основной набор экранов.
Главные экраны и меню
В мобильное приложении главный и меню являются основными экранами. Главный экран проектируется с учетом задумки продукта, его назначения и цели. Он же отправная точка для пользователя. Поэтому, главный экран содержит элементы навигации, по которым можно перейти к разным разделам мобильного приложения.
В 50% мобильных приложений дизайнеры помещают меню на главный экран. При этом, меню может быть 2-х видов: выпадающее меню или его отдельный экран. Из практики нашей компании, при создании мобильного приложения следует ограничить количество действий во взаимодействии пользователя с меню.
В идеале, количество кнопок в меню должно быть не более 7-ми, а остальную информацию сделать в подкатегориях.
Экран входа и профиль
На заметку: чтобы приложение завоевало сердца вашей целевой аудитории, нужно изучить площадки конкурентов и тренды в дизайне мобильного приложения в конкретной сфере.
Экран электронной коммерции, каталог
Основная цель создания коммерческого проекта — это продажа продуктов, товаров или услуг. Визуальная презентация товара имеет сильное воздействие на принятие решения пользователем. Задача дизайнера — создать каталог компании в мобильном приложении таким образом, чтобы он был максимально удобным и привлекательным для клиента.
Отсюда слегка выбивается количество карточек товара (продуктов), которое помещается на один экран. Потому что их количество зависит от ширины экрана пользователя. Как показать товар — это уже задача маркетинга.
Контрольный экран
Процесс оформления заказа — это последний шаг в совершении целевого действия пользователем. Дизайнер отлично поработал над мобильным приложением и клиент смог дойти до покупки. Теперь важно не отпугнуть его.
Основная часть экрана — это форма оформления покупки, где клиент вводит личные данные для покупки и ее оплаты. Количество требуемой информации зависит от типа интернет-магазина или сервиса. На этом этапе нужно показать, что данные, вводимые пользователем, останутся в безопасности и не будут переданы мошенникам. Для этого нужно оставить убеждающие фразы.
Сама же задача «защита персональных данных» выполняется программистом. Дизайнер готовит макет, как контрольный экран будет выглядеть.
Социальный экран
Лента активности, новостей, событий — это все социальные экраны. Feed (производится «фид»), должен иметь четкую схему сканирования и отображения событий в ленте, которая не будет перегружена лишними деталями.
Контакты
Говоря об интернет-магазине, само собой разумеется, что в мобильном приложении будет страница «Контакты». Дизайн этой страницы формировался в течении долгих лет, пока не пришел к имеющемуся виду. Экран должен быть представлен в виде отсортированного списка (номер телефона, почта, контакты для месенджерров и т. д.).
На заметку: Для упрощения поиска нужного контакта можно установить маленькую иконку рядом с контактом.
На этом мы заканчиваем повествование о дизайне мобильного приложения. Следите за обновлениями нашего блога, чтобы узнать больше информации по теме. Новая статья выходит 1 раз в неделю. Подписка внизу.
Дизайн мобильного приложения. Как добиться оптимального результата?
О дизайне мобильных приложений написано уже много всего. Тем не менее в этой сфере есть огромное количество нюансов. Некоторые известны не всем, другие быстро забываются. В этом посте мы постараемся описать несколько приемов работы с дизайном приложения, которые можно назвать эффективными и проверенными.
В идеале приложение для мобильного устройства должно работать со скоростью мысли. Более того, интерфейс приложения должен быть понятен даже новичку.
1. Правила, которые всегда работают
Стоит выделить пять основных факторов, имеющих важное значение при проектировании взаимодействия с приложением.
Целеориентированность. Вы создаете дизайн для конкретного пользователя. Сейчас в Сети большое количество данных о различных категориях пользователей, причем многие материалы — исследования, обзоры — доступны бесплатно. Изучение этой информации поможет вам создать приложение, которое полностью соответствует потребностям целевой аудитории.
Юзабилити. Ваше приложение должно быть удобным и интуитивно понятным. К примеру, если вы хотите указать ссылку для перехода на сторонний ресурс, то оформляйте ее привычным образом — с помощью подчеркнутого голубого текста. Удобство и практичность — это первый шаг на пути к тому, чтобы ваша программа стала желанной для пользователя.
Возможность (аффо́рданс) и символичность. Аффо́рданс — это функция. Для простоты снова воспользуемся приемом со ссылкой. Так, голубой подчеркнутый текст указывает на то, что клик по нему переведет пользователя по какому-то адресу. Подобные символы нужно использовать таким образом, чтобы пользователь не размышлял о том, что может означать тот или иной элемент интерфейса. Практичность и рациональность — наше все.
Обучаемость. В идеале пользователь должен без труда догадываться, как работать с программой. Здесь приходят на помощь знакомые и привычные схемы оформления приложения. Они должны помочь человеку без проблем привыкнуть к программе.
Фидбек и время ответа. Отклик приложения должен давать пользователю представление о том, выполнена задача или нет. Это может быть обычный звуковой сигнал или нечто более сложное — например, модальное окно. Убедитесь в том, что фидбек приложения соответствует положениям, установленным Nielsen Norman Group.
Как верно заметил Эндрю Майер (Andrew Maier) в своей статье, эти пять правил должны стать основой, определяющей проектирование любого типа взаимодействия.
2. Знать своих пользователей
Первым шагом при создании целеориентированного интерфейса является изучение своей аудитории. Размер дисплея — это не единственное ограничение при разработке мобильного приложения. Пользователи также формируют требования к интерфейсу и необходимо их учитывать.
В этом вопросе есть четкая тактика, состоящая из трех положений:
Personas: помогает понять, что будет побуждать пользователя выполнить то или иное действие внутри приложения. Это формальные, теоретические модели реальных пользователей.
User Scenarios: обеспечивает моделирование различных ситуаций, помогает предсказать действия пользователя. Благодаря этому можно разработать интерфейс, который оптимально подходит для смоделированных пользователей и задач, которые они хотят выполнить.
Experience maps: здесь изучаются все возможные условия отдельного взаимодействия. Схема поможет описать каждый шаг пользователя, который будет выполнен с высокой вероятностью на определенном этапе работы с приложением. Такая схема поможет понять эмоции и обстоятельства, которые приводят к выполнению каждого действия.
Самым простым способом выполнения этих пунктов может быть, например, удаленное тестирование юзабилити при помощи сервиса вроде UserTesting, что помогает изучить поведение пользователей в естественных условиях. Чтобы еще лучше изучить этот вопрос (например, учитывать жесты и даже положение тела), стоит провести работу с реальными пользователями (минимум — пять человек).
Отличные советы по этому вопросу дает Джефф Саурос (Jeff Sauros).
3. Контент и поведение пользователей
Этот пункт позволяет параллельно проводить разработку приложения и изучать возможное поведение пользователей. Идеальным вариантом является набросок, по которому изучается взаимодействие пользователей с контентом. И в этом нет ничего глупого — работу человека с содержимым программы можно проиллюстрировать на бумаге. Это поможет понять, как примерно будут вести себя пользователи внутри приложения.
К примеру, вы создаете банковское приложение. Предполагаемый сценарий: пользователь хочет включить функцию автоматического внесения средств на счет:
[Раз в месяц][Дважды в месяц]
[Через неделю][Каждую неделю]
[Выбрать календарный день]
Прежде чем сделать прототип, рукописная схема поможет изучить наиболее важную часть приложения — контент. Понимание возможной схемы взаимодействия пользователя с контентом поможет дать более точную оценку числа страниц/экранов, необходимых в программе.
Следующий шаг — создание схемы для каждой страницы перехода (в нашем случае это четыре схемы). И здесь уже можно продолжать итерации, постепенно переходя от бумажных схем к цифровому прототипированию (в этом может помочь инструмент вроде UXPin).
Схема поможет быстро изучить возможные переходы на страницы / со страниц приложения. Скетчи позволят «оживить» приложение и понять большее количество деталей и структуры программы. А уже цифровой прототип поможет протестировать поведение реальных пользователей.
4. Улучшение юзабилити с использованием знакомых пользователю схем
Дизайн мобильного приложения стоит сделать «знакомым» для пользователя. К примеру, практически все картографические сервисы используют прием навигации slide-out. Это позволяет пользователю чувствовать себя «как дома». Приложение незнакомо, но схема работы с ним общеизвестна и понятна.
Стоит уточнить, что мы не предлагаем вам копировать дизайн приложений других разработчиков. Речь идет именно об использовании общедоступных элементов интерфейса. Если вы воспользуетесь этим советом, стоит убедиться, что дизайн вашего приложения соответствует ожиданиям пользователя.
Рекомендуем использовать две категории схемы взаимодействия пользователей с интерфейсом приложения:
Жесты: Тап, свайп, двойной тап, щипок, масштабирование — все это давно стало привычным для пользователя. Подробно о жестах можно узнать вот здесь.
Оживление: здесь имеется в виду анимация, которая сделает приложение более живым. Рекомендуем объединить анимацию с жестовым управлением.
Схемы взаимодействия пользователей с интерфейсом приложения предопределяют его структуру и отдельные элементы. К примеру, кнопки навигации в нижней части приложения более привычны для пользователей, чем кнопки, вынесенные в верхнюю часть программы.
Yelp — отличный пример приложения с интуитивно понятным интерфейсом.
5. Учитываем размер пальцев пользователя
Да, пальцы многих пользователей гораздо больше, чем могли бы представить любители утонченного дизайна. Поэтому обязательно нужно адаптировать свою программу к пальцам разного размера.
Им просто нужно оставлять достаточно места. Если ваши кнопки слишком малы или расположены слишком близко друг к другу, некоторые люди просто не смогут попадать по ним. Как следствие, пользователи будут раздражаться и, может быть, прекращать работу с такой программой.
Вот что стоит учитывать, проектируя кнопки и другие сенсорные элементы:
Все мы держим телефон или планшет по-разному. Даже один и тот же человек в различных ситуациях держит устройство разными способами.
Наши пальцы действительно большие. Их ширина составляет около 45–57 пикселей, что больше, чем рекомендует большинство руководств для тестовых устройств. Apple, например, рекомендует цель квадратной формы с размером стороны в 44 пикселя. А этого далеко не всегда достаточно.
6. Не отказывайтесь от градиента и теней
Да, плоский дизайн уже стал новым стандартом, но это вовсе не значит, что тени и градиент — далекое прошлое и от такого варианта оформления нужно отказаться. Вовсе нет, просто подход к дизайну несколько изменился.
Тень обычно очень актуальна при проектировании кнопок, переключателей и подобных элементов.
Тени и градиент отдельных элементов делают интерфейс более понятным пользователю. Эти приемы оформления можно использовать для создания объемных кнопок и полей ввода.
7. Убираем хаос
Правило трех кликов актуально и сейчас, и его стоит использовать при проектировании дизайна приложений. Почему? Да потому, что оно позволяет понять, что именно действительно необходимо для страниц приложения.
В идеале пользователь должен выполнить все задачи быстро и за как можно меньшее количество действий. СЕО Yahoo Марисса Майер даже предлагает использовать правило двух тапов. Если этот принцип не соблюдается, Марисса предлагает работать над приложением дальше, совершенствуя его дизайн.
Старайтесь сделать так, чтобы пользователю приходилось выполнять минимальное количество действий. Чем меньше пользователю придется прилагать усилий при взаимодействии с программой, тем выше вероятность того, что ваше приложение станет успешным.
Этапы создания мобильного приложения: проектирование, дизайн и разработка
Практическое руководство от команды студии мобильной разработки Winfox для тех, кто начинает делать свое приложение.
Что именно входит в создание приложения? Вопрос, который нам чаще всего задают клиенты. Они хотят знать, сколько денег и времени от них потребуется, как строится работа, с чего начать и как в результате заработать, а не потерять.
Этот важный вопрос, на который нельзя ответить в двух словах, вдохновил нас на публикацию этого цикла статей. В них не будет туманных советов из серии «как сделать приложение: три простых шага». Зато будет опыт, накопленный нами за пять с лишним лет работы на рынке мобильной разработки, примеры из практики и руководство к действию.
В предыдущих материалах мы рассказывали:
Сейчас поговорим о том, что включают в себя три следующих этапа разработки приложения: проектирование, дизайн и разработка.
Здесь наша работа делится на два направления: UX-дизайн, то есть проектирование, и UI-дизайн, то есть дизайн привычном понимании.
UX-дизайн направлен на повышение уровня удовлетворенности клиентов. На этом этапе мы упаковываем сложные процессы в максимально простое, понятное и полезное приложение, которое работает без глюков и багов.
UI-дизайн определяет то, как будет выглядеть приложение, каким будет его пользовательский интерфейс.
Иногда заказчик говорит: «А давайте не будем тратить время на проектирование и сразу займемся дизайном?». Не делайте так. Допустим, мы исключили проектирование и сделали дизайн. Посмотрели его, и у вас появилась куча идей, как все улучшить. Мы вносим правки и перерисовываем дизайн. Трудозатраты и стоимость проекта вырастают в два раза, а скорость работы вдвое снижается. Дизайнер выгорает, а вы как заказчик недовольны, что проект стал дороже. Все в минусе.
UX-дизайнер продумывает взаимодействие между элементами дизайна, чтобы увидеть, как приложение работает при всех распространенных пользовательских сценариях. Как проходит регистрация и авторизация, как выглядит начальный экран и личный кабинет, как происходит оформление заказа и оплата покупки. Мы проверяем логику приложения и корректируем ее, чтобы сделать пользовательский опыт максимально положительным. В результате получаем прототип — схематичную модель будущего приложения.
Проектирование особенно важно для проектов с большой долей неопределенности. Например, для стартапов.
UX-дизайн — это непрерывный процесс. При выпуске каждого обновления вы должны помнить, как люди используют ваше приложение. Если после обновления пользователям стало не так удобно совершать покупки или им надо сделать больше кликов, чтобы попасть в личный кабинет, значит, вы отклоняетесь от курса и пора поработать над UX-дизайном.
Лучше делать интерактивный прототип, например, в Figma. Перейдя по ссылке, можно пользоваться приложением так, будто оно уже готово и установлено на ваш смартфон. Вы можете перемещаться по разделам, нажимать на кнопки и выполнять различные действия.
Такой прототип полезен как на этапе проектирования, так и для заказчика. В первом случае он помогает выявить несоответствия в сценариях и быстро их исправить. Во втором случае заказчику не придется на словах объяснять, для чего нужен сервис и как он будет работать. Можно просто показать все на интерактивном прототипе, благодаря чему шансы быстро найти инвестора и реализовать проект возрастают.
UI-дизайнер отвечает за внешний вид будущего приложения. Он подбирает шрифты, выбирает цветовое решение, отрисовывает элементы интерфейса: кнопки, иконки, слайдеры, пуш-уведомления.
Если у заказчика есть корпоративный стиль, мы берем гайдлайн и делаем дизайн по нему. Если стиля нет, предлагаем свое видение с учетом трендов, специфики бизнеса и аудитории. В любом случае мы всегда рекомендуем работать по гайдлайнам от Apple и Google.
В зависимости от масштаба проекта дизайн может занять одну неделю или несколько месяцев.
Программирование — один из главных этапов. Написание кода любого приложения делится на фронтенд и бэкенд.
На этапе фронтенда разрабатывают клиентскую часть сервиса, то есть интерфейс пользователя и бизнес-логику приложения.
На этапе бэкенда разрабатывают серверную часть приложения — она отвечает за передачу данных между пользователями или ресурсами.
Что в результате: первый релиз приложения.
Есть множество подходов к разработке интерфейса. Но вам как заказчику не нужно в них углубляться. Достаточно знать два основных.
Нативные приложения написаны для конкретной мобильной платформы: iOS, Android, Windows. Язык программирования, который используется для написания таких сервисов, поддерживается только одной платформой. Например, Swift и Objective-C понимает только iOS, а Java или Kotlin — только Android.
Делайте нативное приложение, если оно должно стать важной частью бизнеса и влиять на продажи.
Нативное приложение может максимально использовать аппаратные и функциональные возможности смартфона или планшета, благодаря чему им очень удобно пользоваться. Но вместе с тем можно использовать оригинальные компоненты и шаблоны.
Плюсы нативных приложений:
Минусы нативных приложений:
При создании таких приложений используются общие наборы средств разработки (SDK). Из-за этого кроссплатформенные сервисы не используют все нативные преимущества каждой платформы. Зато сделать такое приложение дешевле — это оптимальный вариант для проектов с ограниченным бюджетом.
Делайте кроссплатформенное приложение, если нужно быстро проверить гипотезу или протестировать новый продукт.
Плюсы кроссплатформенных приложений:
Минусы кроссплатформенных приложений:
Исходите из своих бизнес-целей и ответьте на следующие вопросы:
Главное отличие между нативным и кроссплатформенным приложением — в скорости и отзывчивости работы. Это как проехаться на Porsche Cayenne и Hyundai Solaris. Оба авто едут по дороге, разгоняются, маневрируют и входят в повороты. Но разница чувствуется сразу.
После того, как вы определились, какое приложение будете делать — нативное или кроссплатформенное — надо разобраться с серверной частью.
Любое приложение отображает данные: показывает, какие товары есть в наличии в интернет-магазине, сколько запасов лежит на складе и кто из контрагентов должен вам денег. Все эти данные хранятся на сервере. Чтобы создать сервер, который эффективно обменивается данными с внешним интерфейсом приложения, надо его тщательно продумать.
На этапе бэкенда участие заказчика минимальное. Вам не надо думать, где хранить данные и нужно ли использовать бессерверную архитектуру — это решают разработчики. Мы в WINFOX всегда выбираем оптимальные для клиента решения. Единственное исключение — это когда надо вписать приложение в уже существующую среду. Тогда вы можете сказать: «Делайте на PHP, а не на Java».
UX-дизайн направлен на повышение уровня удовлетворенности клиентов. На этом этапе мы упаковываем сложные процессы в максимально простое, понятное и полезное приложение, которое работает без глюков и багов.
UI-дизайн определяет то, как будет выглядеть приложение, каким будет его пользовательский интерфейс.На этапе фронтенда разрабатывают клиентскую часть сервиса, то есть интерфейс пользователя и бизнес-логику приложения.
На этапе бэкенда разрабатывают серверную часть приложения — она отвечает за передачу данных между пользователями или ресурсами.
Делайте нативное приложение, если оно должно стать важной частью бизнеса и влиять на продажи.
Делайте кроссплатформенное приложение, если нужно быстро проверить гипотезу или протестировать новый продукт.
В следующий раз мы расскажем, что вам нужно знать про тестирование, стабилизацию и публикацию приложения в сторах.
Этот цикл статей основан на книге, которую мы недавно сделали для своих клиентов. В этой книге мы постарались ответить на основные вопросы, которые у них возникают:
Остались вопросы? Не согласны с нами? Хотите высказать свою точку зрения или поделиться опытом? Пишите в комментариях. Давайте обсуждать!