Как сделать для куклы краски
Роспись лица куклы Тедди-долл из самозатвердевающего пластика
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов росписи лица куклы из самозатвердевающего пластика (у меня это «ЛаДолл премикс»).
Перед покраской, конечно, лепим личико 🙂
Хорошенько его шкурим мелкой шкуркой круговыми движениями, очень аккуратно, чтобы не сошкурить мелкие детальки.
Затем я покрываю личико грунтовкой для стен Ceresit. Она ложится очень тонким слоем и попадает во все впадинки. Но не подходит в том случае, если вы не будете полностью красить лицо в другой цвет.
Если оставить просто белое личико, то можно воспользоваться очень популярным спреем Mr. Super Clear (Клиром). Он используется в качестве грунтовки, на которую легко ложится краска, а также является отличным закрепителем. Для равномерного нанесения нужно кратковременно делать «пшик-пшик-пшик», чтобы он не начинал течь.
Минут через 20 приступаю к покраске. Смешиваю белую акриловую краску + немного желтой + капельку красной. Обмакиваю кисть в специальный разбавитель для акрила (средство-медиум «Эфф. прозрач. и разб.»), а затем в краску. Воду в процессе этой покраски я не использую. Покрываю лицо и размазываю кистью небольшие участки до тех пор, пока краска не начинает сохнуть на самой кисти. В итоге получается ровный глянцевый блеск и ровный тонкий слой краски.
Глаза крашу обычным белым акрилом без добавки.
Далее важный этап тонировки. Он нужен, чтобы придать глубину глазам, объем и рельефность лицу.
Синтетической кистью №1 наношу коричневую пастель на веки, желтую пастель над веками ближе к бровям, очерчиваю коричневой пастелью линию бровей, коричневой и желтой пастелью тонирую область глаза и переносицы.
Смачиваю кисть № 00 в воде и коричневой пастелью очерчиваю линию сгиба века и прорисовываю брови.
Сухой кистью №1 наношу румяна: смешиваю красный + светлый желтый + оранжевый. Тонирую лоб, щеки, немного на нос, крылья носа, ноздри и подбородок.
На нижнюю губу наношу оранжевую сухую пастель, здесь я её использую, как общий фон для губ.
Если всё в росписи устраивает, то покрываем Клиром.
Это я делаю, чтобы в момент дальнейшей покраски случайно не стереть эти слои.
Намечаю расположение зрачков, используя информацию, с которой поделилась известный мастер Dianna Effner. На Ярмарке Мастеров можно найти статью об этом —Техника живого взгляда.
В углублении между глазом и нижним веком. Светлой розовой краской очерчиваю нижнее веко.
Для наглядности использовала схему.
Смешиваю черный + коричневый акрил и прорисовываю по всему периметру роговицу. Она не должна касаться нижнего века и при этом часть круга прикрыта верхним веком.
На самом глазе. Светлой серой и черно-серой краской очерчиваю верхнее веко, чтобы оттенить глаз и нарисовать тень от верхнего века.
Смешиваю коричневую с охрой и белой краской. Рисую следующий круг меньшего диаметра.
Темной коричневой краской рисую прожилки по периметру радужки, затем белой краской, затем светло-коричневой.
Черной краской рисую зрачок.
Еще более светлой коричневой краской провожу дугу под зрачком.
Ресницы.
Темно-серой краской кистью № 00 очерчиваю линию вокруг глаза вдоль века.
Рисую ресницы разной длины от линии в сторону бровей.
Блики.
Белой краской ставлю блики. Один большой сверху и поменьше в противоположном углу снизу.
Ставлю точки в уголок глаза, на белок (он не заметен, но разница в тонах всё же присутствует), пару точек у носа.
Губы.
Губы крашу пастелью с водой. Интенсивный цвет для впадины между губами и смесь оранжевого и красного для внешних уголков губ.
Даю краске высохнуть часов 5 и покрываю личико Клиром.
Через 20 минут наношу гель для декупажа с объемным эффектом.
Выдавливаю на зрачки и губки очень маленькую капельку и формирую её с помощью зубочистки. Зубочисткой убираю пузырьки и лишний гель. Оставляю минимум на 12 часов для высыхания.
На следующий день покрываю глаза глянцевым лаком Vernis. Можно заменить его обычным простым лаком для ногтей. С моими куклами с 2010 года ничего так и не случилось от такого лака 🙂 Ласка — это чтобы затем в ней кисточку промыть.
Мастер-класс: роспись кукольного лица
Многие из нас, сталкиваясь с созданием кукол, встают перед вопросом: «Как расписать свое изделие». В данном мастер-классе я покажу, как можно расписывать кукол.
Все виды росписи можно разделить на два больших вида по принципу конечного стиля изделия:
Если вы хотите сделать стилизованную роспись, вы начинаете от темного, постепенно переходя в светлый, то есть изначально накладываете темные тона на поверхность, а потом добавляете все более светлые оттенки, данный вид росписи вы используете только при помощи таких красок как:
Они могут справиться с этой задачей, так как контрастные слои перекрывают друг друга при нанесении.
Если вы хотите добиться натуральности, то действия будут ровным счетом обратные — от светлого к темному, постепенно добавляя все темный оттенок. Этот вид росписи мы и будем разбирать в примере мастер-класса.
Для начала немного материалов.
На рисунке 1 представлены все материалы, которые будут использоваться в данном мастер-классе:
1. Первым делом необходимо отполировать поверхность детали наждачной бумагой: чем мельче зерно, тем более ровнее она будет выглядеть (рисунок 2).
2.1. Синтетической кисточкой наносим на поверхность лица цветной пастельный порошок на зоны (рисунок 4):
2.2. Разводим часть пастели водой, затем берем зубную щетку и слегка ее промачиваем пастельным раствором (рисунок 5).
2.3. Резкими движениями пальца брызгаем щеткой на поверхность личика в зоны, предварительно опробовав нужный размер капелек на палитре (рисунок 6):
3. Бровки. Подготавливаем цвета под бровки. На нашей палитре я наточу темно-коричневую пастель, также к ней я подберу карандаш в тон, подходящий пастели (рисунок 7).
3.1 Разводим коричневую пастель водой и собираем на колонковую кисточку. Тонкими отрывистыми резкими движениями рисуем волоски по линии роста бровей под наклоном, сразу же после этого прорисовываем вторую бровку (рисунок 8).
3.2. На кисточку набираем более плотнее (темнее) пастельную эссенцию и прокрашиваем уголки бровок со стороны височных долей (рисунок 9).
3.3. На кисточку набираем более светлый оттенок пастели и рисуем «кустики» у основания брови (возле переносицы) (рисунок 10).
3.4. Коричневым карандашом по нижнему контуру пройдемся тоненькой штриховкой так же по линии роста волосков (рисунок 11).
4. Тени. Между верхним веком и бровью легким раствором коричневой пастели подчеркиваем глубину верхнего века (рисунок 12).
5. Ресницы. Набираем раствор коричневой пастели (насыщенность зависит от образа: чем темнее волосы, тем темнее должны быть реснички и бровки на кукле), ставим кисточку у впадины верхнего века и отрывистыми резкими движениями рисуем тонкие линии, которые утончаются к верху, рисуем под наклоном по кругу, количество и густоту определяем в зависимости от образа. Затем рисуем второй ряд ресничек, противоположный первому (по углу наклона), делая каждой ресничке пару, образуя маленький треугольник (рисунок 13).
5.1. То же самое повторяем и на втором глазике (рисунок 14).
6. Прорисовка носика. Нам нужно подчеркнуть объем носа куклы, для этого необходимо навести тени. На кисточку набираем легкий раствор пастели и прорисовываем запятую, начиная от крыльев носа и заканчивая ноздрями, затем наносим «петельку» на носогубную складку (рисунок 15).
7. Глазки. Для глаз нам будут необходимы (рисунок 16):
7.1. Для начала наводим гелевой ручкой границу радужки и зрачок, последний закрашиваем черным, радужку заполняем раствором голубой пастели (рисунок 17).
7.2. Темным карандашом сверху заштриховываем участок радужки над зрачком и под веком, светлым карандашом штрихуем справа сбоку от зрачка, средним слева от зрачка (рисунок 18).
7.3. Блики. Осветляем нижнюю часть радужки белой акварелью, после того как просохла поверхность, гелевой ручкой подчеркиваем границу между белком и радужкой, это придаст глазу контрастности. После этого необходимо поставить блики — они освежают взгляд, блики на обоих глазах должны быть параллельны друг другу, иное положение придаст взгляду эффект косоглазия. Белок закрашиваем белой акварелью, уголки и роговицу глаза прокрашиваем телесной пастелью вперемешку с белой акварелью (рисунок 19).
7.4. Подводка верхнего века. На колонковую кисть набираем коричневой акварели и проводим по верхнему веку в месте начала роста ресниц (рисунок 20).
8. Губки. Для данного этапа нам потребуется:
8.1. Розовую, телесную и красную пастель перемешать между собой, добавить воды и собрать на кисть. Между губами нарисовать букву «М» по линии разреза рта. Затем, кисточкой тонко нарисовать складочки губ. После этого взять слабый раствор с телесной пастелью и закрасить всю поверхность рта (рисунок 21).
8.2. Для завершающего этапа необходимо подчеркнуть контраст губ. Для этого на палитре с водой растираем бордовый карандаш и смачиваем в этом бордовом растворе кисточку. Очерчиваем бордовым нижний контур нижней губы и линию разреза рта (рисунок 22).
9. Для закрепления результата необходимо покрыть поверхность (после того как она полностью высохла) акриловым лаком в аэрозоле, и все, наше личико готово (рисунок 23).
Спасибо, что посмотрели мой маленький мастер-класс, надеюсь, кому-то пригодится 🙂
Перерисовка кукол: материалы и инструменты
Где-то к середине 2009 года я уже с головой погрузилась в мир кукол и кое-что узнала о кастоме, который, как способ взаимодействия с куклой, сразу завладел моим сознанием. Несколько месяцев было трудно решиться на собственные эксперименты, но в конце-концов я попробовала перерисовать свою старую Барби и перепрошить её. Получилось ужасно, и результат надолго отбил у меня желание пробовать снова, но зато сразу стали очевидными нюансы, которые заранее вряд ли пришли бы мне в голову. И в следующий раз, который всё-таки состоялся, я подошла к вопросу более тщательно. Испорченных кукол больше не было, к счастью.
Пять лет назад довольно тяжело было собирать дельную информацию по перерисовкам: я прошерстила популярные крупные кукольные ресурсы не по одному разу вдоль и поперёк, собирая по крупицам полезные сведения, но даже то, что было найдено, не создавало чёткой картины. Возможно, на сегодняшний день ситуация изменилась, и информацию искать проще, но, судя по вопросам, которые мне иногда задают, не намного. Поэтому хочу по возможности максимально полно раскрыть техническую сторону кукольных перерисовок для тех, кто собирается посвятить себя этому делу, и уберечь от возможных ошибок. Речь пойдёт о перерисовке виниловых/резиновых кукольных лиц, в первую очередь.
Общие положения
1. В качестве первой «жертвы» стоит выбрать куколку, которая вам в целом симпатична, но которую не жалко.
2. Не выбирайте для первых опытов маленьких кукол размера Барби — чем мельче лицо, тем сложнее прорисовывать детали и тем заметнее будут любые огрехи вроде неровных и толстых линий или слишком щедрого слоя краски. Оптимальный размер, пожалуй, Monster High.
3. Определитесь заранее с образом, который будете реализовывать.
4. Смиритесь с тем, что с первого раза вряд ли получится что-то стоящее. Со второго — тоже.
5. Если получилось плохо, признайтесь себе, что получилось плохо, и переделайте. Честность с собой — полезная привычка, которая поможет вам со временем выйти на достойный перерисовочный уровень или, наоборот, даст понять однажды, что пора перестать мучить кукол. Рассуждения из категории «ну и пусть кривая, но я всё равно считаю её очень милой» или «вряд ли у меня получится лучше, поэтому и так сойдет» означают, что вы уже сдались.
6. Для того чтобы нарисованные вами глаза, ресницы, брови и губы выглядели естественно, нужен большой визуальный опыт. Разглядывайте фотографии людей, изучайте особенности рисунков радужки глаз, расположения бровей, сочетание цветов волос-бровей-ресниц, смотрите, как располагаются свето-тени на лицах. Не менее полезно просматривать работы мастеров по кукольным перерисовкам — с тем же пытливым изучающим подходом.
7. Нет предела совершенству, всегда стремитесь к повышению мастерства. Больше практики!
Техника безопасности
Не надо проматывать этот раздел:) Многие привыкли пропускать предупреждения о необходимости соблюдения мер предосторожности мимо ушей, к сожалению, а потом удивляться «внезапным» недомоганиям. Далеко не все используемые материалы безопасны, а некоторые всерьёз токсичны при несоблюдении определённых правил.
1. Мейками желательно заниматься в отдельном, хорошо проветриваемом помещении (мастерская, балкон, лоджия) и в одежде, в которой вы потом не станете готовить еду, обнимать детей и животных.
2. Всегда тщательно мойте руки после работы с красками, лаками и т. п.
3. Не пренебрегайте техникой безопасности, особенно когда речь идёт о вашем здоровье и доме.
Материалы и инструменты
Я привожу основные материалы, которые нужны при создании каждого мейка.
1. Матовый лак-спрей
Прозрачный матовый лак-спрей используется для грунтовки кукольного лица перед росписью и для послойного и финального закрепления макияжа. Идеальны Mr. Super Clear Matt (в народе просто «клир») и Zoukeimura: они создают действительно матовую поверхность, не желтеют при многократном наслоении и не оставляют липкости. Также знаю, что некоторым мастерам нравятся лаки Tamya TS-80 и Maimeri IDEA Matte. По поводу первого ничего не могу сказать — не пробовала, а вот второй — «Идея» — мне не понравился. Несмотря на долгое и тщательное взбалтывание, результат всё равно был сатиновым, а не матовым, да и липкость была ощутима. Кроме того, распылитель «плевался» крупными каплями, которые после высыхания оставались заметными.
Принцип работы един: тщательно взболтать баллончик в течение
1 минуты, распылить лак на кукольное лицо равномерным слоем с расстояния 30 см, дать полностью просохнуть (в среднем, 5-15 минут). При необходимости повторить.
Чем удалять: Средства для снятия лака с ногтей без ацетона, без масел и без красителей. Также — спирт и Mr. Thinner.
Важно: эти лаки — токсичная и вонючая субстанция, и работать с ними можно только в правильном респираторе и в хорошо проветриваемом помещении, вдали от посуды, еды, детей и животных. Под правильным респиратором подразумевается не тряпочка на резинках, а респиратор-полумаска с нормальными противоаэрозольными фильтрами (например, 3М). Также желательно защищать руки, глаза, волосы и все части тела, которые у вас открыты в момент работы с лаком. Если лак попал на кожу, нужно тщательно вымыть это место тёплой водой с мылом.
Альтернатива: респиратор стоит около 1500 руб., лак от
300 до 1000 руб., итого — вполне себе порядочная сумма, которую жалко тратить, если нет уверенности, что перерисовки пойдут. На начальном этапе можно обойтись акриловым матовым лаком в баночке, наносимым кистью. Из моего опыта — хорошо себя зарекомендовал Pebeo Vernis Mat. Баночку необходимо хорошенько потрясти, а потом нанести лак мягкой кистью на лицо куклы тонким слоем и дождаться полного высыхания. После этого приступать к росписи. Поверх готового макияжа снова нанести лак.
Плюсы данного метода: лак ничем не пахнет, и можно обойтись без респиратора.
Минусы: если вы пользуетесь пастелью и/или акриловыми карандашами при создании мейка, то, понятное дело, кистью с лаком вы всё размажете, так что способ подходит только тем, кто орудует исключительно акриловой краской. Либо, если вы действительно планируете много и упорно тренироваться (нарисовал — стёр, нарисовал — стёр), то делать это можно, не закрепляя макияж, и тогда не имеет значения, чем вы рисуете, — в данном случае лак нужен исключительно для грунтовки.
2. Акриловые краски
Я начинала с набора «Сонет», и в процессе росписи у меня претензий не было, но время показало, что сонетовские красный и зелёный цвета коварны: зелёный пропитывает грунт насквозь и окрашивает винил/резину в ядрёно-желтый оттенок. Этого может не быть видно под покраской, но если вы задумаете переделать макияж кукле и сотрёте его, то всё увидите своими глазами. А красная краска со временем теряет красный пигмент и бледнеет, оставляя нечто невнятное оранжеватое вместо себя. В общем, довольно быстра я перешла на краски Maimeri (обычная acrilico и из серии Polycolor) в отдельных тюбиках: основные цвета, с помощью которых можно намешать все необходимые остальные — чёрный, белила, ультрамарин, кармин, перманентный красный и натуральная сиенна + лимонный жёлтый тоже бывает нужен.
Если акрил не успел высохнуть, его можно размочить кистью, обмакнутой в воду, и удалить — либо сухой кистью, либо ватной палочкой. Если акрил высох, то его непросто удалить, не повредив матовое покрытие, и скорее всего придётся переделывать всё заново.
Важно: роспись по винилу/резине/полиуретану и т. п. делают именно акриловой художественной краской. Если у вас дома есть только масляная краска, и вам кажется, что можно и ею воспользоваться, это не так. В лучшем случае она просто никогда не высохнет, а в худшем — повредит материал, из которого сделана кукла.
3. Пастель
Пастель должна быть обязательно сухой, не масляной.
Пастелью удобно рисовать румянец, тени, а также делать скульптурирование лица и блаш на теле. Можно купить набор, можно — отдельные мелки необходимых цветов. В бюджетной категории хорошо зарекомендовала себя пастель Faber Castell и Mungyo (мне лично больше понравилась Mungyo — она кажется более пигментированной по сравнению с Фабер Кастель), на порядок дороже и круче — Rembrandt и Schmincke (о них в начале опытов с перерисовками можно даже не задумываться: Faber Castell или Mungyo вполне достаточно).
Существует два способа работы с пастелью: 1) стесать с мелка некоторое количество пастельной пыли (острым лезвием/макетным ножом или просто потереть мелок о бумагу, мелкие крошечки пастели сами стёсываются от трения) и набрать на кисть; 2) набрать пигмент кистью прямо с мелка. После этого необходимо удалить с кисти лишний пигмент, «потоптавшись» ею по бумажной салфетке, например, иначе получите неаккуратные разводы на кукольном лице вместо тонких переходов.
Пастель удаляется ластиком-клячкой (продаётся во всех художественных магазинах).
Важно: специфика пастели такова, что необходимая интенсивность цвета набирается постепенно, послойно. Нельзя просто бухнуть побольше пигмента и тщательно его размазать — получится грязно и неряшливо.
4. Акварельные карандаши
Теоретически, при определённой сноровке акрилом в комбинации с пастелью можно нарисовать всё, что нужно. Но также можно добиться хорошего результата с помощью только пастели и акварельных карандашей. Преимущество акрила — в плотности и интенсивности покрытия. Преимущество карандашей — в возможности безболезненно исправить нарисованное с помощью влажной ватной палочки или ластика. Ну и, конечно, никто не мешает комбинировать все три материала.
В случае с карандашами — совершенно точно не стоит покупать набор, т. к. большая часть цветов вам никогда не пригодится. Так себе вариант — карандаши Koh-i-noor, могут въедаться сквозь грунт в материал, из которого сделана кукла. По слухам, неплохи карандаши Derwent, ну а мне полюбились Faber Castell, серия Albrecht Drer. На сегодняшний день у меня они вот в таком наборе и количестве, но поначалу было достаточно и половины:
Карандаши должны быть хорошо заточены. Не стоит сильно давить на них при росписи — так можно поцарапать матовое покрытие. Ну и не забываем о базовой особенности акварельных карандашей — если по карандашной линии провести влажной кисточкой, получится акварельная, красочная линия (это существенно, если вам не нравится очевидно карандашный вид макияжа или если где-то он не должен выглядеть карандашным). Как вариант, можно набирать цвет с карандаша мокрой кистью и рисовать как обычной краской.
Я рисую карандашами брови, ресницы, веснушки и иногда губы.
5. Глянцевый акриловый лак
Нужен для придания блеска губам и, по необходимости, векам и глазам куклы. Этот лак не должен быть в спрее, как вы можете догадаться. Тут можно воспользоваться любым глянцевым акриловым лаком, какие найдутся в художественном магазине. Вначале у меня был японский Sealer super gloss (Padico), потом какой-то обычный немецкий от Hobby Line, разница в цене между которыми
400 рублей, а результат — неразличим.
Удалить лак, не повредив того, что под ним, вряд ли возможно, поэтому будьте аккуратны при нанесении.
Лак практически не имеет запаха, с рук и кистей смывается водой.
Если предварительно развести лак с водой на палитре, то покрытие будет деликатно поблёскивающим, сатиновым.
Важно: в принципе, это очевидно, но на всякий случай напомню, что глянцевый лак наносится в самом конце, уже после финального закрепления макияжа клиром. Если поступить наоборот, то матовый спрей «сожрёт» весь блеск.
6. Кисти
Кистей нужно несколько: тоненькие круглые для прорисовки мелких деталей акрилом (3/0—5/0 синтетика), они же или чуть потолще — для нанесения глянцевого лака (00 или 0), а также пара круглых и плоских кистей разных размеров для нанесения пастели: помельче — для теней и складочек, покрупнее — для румян и блаша, а также супер-чистая кисть для смахивания с кукольного лица случайных пылинок, ворсинок и разлетевшихся крупиц пастели. Мне для пастели больше всего подошли натуральные и синтетические косметические кисти. У художественных, как правило, специфика такова, что чем толще кисть, тем длиннее ворс. Это не очень удобно — пастель хуже набирается и потом разлетается повсюду. Среди косметических кисточек гораздо больше интересных форм и видов, в том числе толстенькие коротковорсные кисти для теней и помады.
Почему стоит дублировать кисти для пастели: одна кисть=один цвет. Нельзя одной и той же кистью без промывки набирать разные цвета пастели — будут грязные разводы на кукольном лице. А бегать мыть и сушить кисточку после каждого цвета — сомнительное удовольствие.
Мои кисти:
Важно: кисть для смахивания «артефактов» — не пустая прихоть: не стоит сдувать что бы то ни было с куклы. Вместе с таким «обдувом» могут прилететь капельки слюны, которые способны запороть всю вашу тонкую работу с пастелью или акварельным карандашом, оставив размытые пятнышки.
7. Остальное
• ватные палочки (для нанесения пастели в некоторых случаях, а также для коррекции акварельных карандашей);
• ватные диски (в компании со очищающим средством из перечисленных в посте — для удаления всего);
• зубочистки (если на кончик зубочистки намотать кусочек ваты, то будет удобнее корректировать акварельный карандаш);
• средства для удаления художеств с кукольной мордашки: средство для снятия лака без ацетона, масел и красителей/спирт/Mr. Thinner;
• респиратор (если работаете со спреями);
• защитные перчатки (обычные резиновые, в которых вам удобно);
• бумажные салфетки/полотенца (убирать лишнюю влагу с кистей, вытирать руки и т. п.).
Последовательность действий
1. Обезжирить кукольное лицо (спирт/мыло+вода) и тщательно высушить.
2. Нанести защитный слой — грунт (прозрачный матовый лак/лак-спрей).
3. Рисовать. Каждый удачный этап можно фиксировать лаком-спреем.
4. Когда всё готово (и результат вас удовлетворяет), нанести финальный закрепляющий слой матового лака.
5. Пройтись глянцевым лаком там, где нужно.
6. Радоваться. Либо, если получилось не то, что хотелось, стереть всё и начать с п. 1.
Где купить
Все перечисленные лаки-спреи уже можно без особых проблем достать в России.
Пастель Faber Castell — не редкость в наших худ. магазинах, пастель Mungyo — пока встречала только за бугром.
Акварельные карандаши, глянцевые лаки, матовые лаки в баночках, акриловые краски — в художественных магазинах.
Кисти — в художественных и косметических магазинах.
Респиратор и перчатки — в магазинах, занимающихся товарами для аэрографии, и во всяких строительно-ремонтных.
Mr. Thinner — магазины для моделистов.
Следите, чтобы вам не подсовывали масляную пастель вместо сухой и глянцевые лаки вместо матовых:)
На этом всё. Если у вас есть дополнения к вышенаписанному, буду рада комментариям.