Как сделать дневник читателя образец
Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.
Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
Шаблоны оформления читательского дневника
Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто «заставили». Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.
Скачать шаблоны читательских дневников >>>
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Краткое содержание произведений и образец оформления читательского дневника для начальных классов
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. |
Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».
Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. |
Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Образец оформления написания читательского дневника для 1 класса?
Как правильно оформить читательский дневник для 1 класса?
Где можно бесплатно скачать образец оформления читательского дневника для 1 класса?
Читательский дневник 1 класса краткое содержание произведений?
Где смотреть готовый читательский дневник 1 класса?
Как красиво сделать читательский дневник своими руками?
Очень надеюсь на качественный ответ на этот вопрос
Что же мы пишем в читательском дневнике для 1 класса в обязательном порядке?
Конечно автора и название произведения. Количество прочитанных страниц. Записываем краткое содержание и главных героев. Можно записать как мы понимаем главную мысль этого произведения.
Также очень важно сделать отзыв на прочитанное произведение, то есть указать чем оно понравилось или не понравилось, какой герой запомнился.
Первоклассники к концу своего первого учетного года уже хорошо читают, а чтобы навык чтения не утратился, на лето им тоже задают прочитать книги и оформить читательский дневник.
Требования к читательскому дневнику для 1 класса не такие, как для более старших классов.
Учитель не просит писать подробный отзыв на книгу, а рисунки к прочитанным книгам приветствуются.
Взять обычную тетрадь, написать на ней «Читательский дневник», фамилию и имя, класс.
На обложке приклеить картинки, оформить аппликацию, например, буквы, нарисовать своих любимых героев любимых книг.
По содержанию записей в читательском дневнике для 1 класса: придерживаться плана, как и что записывать, что рекомендовал учитель.
Обычно в 1 классе читательский дневник оформляют так:
На одну книгу отводится одна страница.
Автор и название книги.
Жанр книги: например, сказка.
Иногда просят указать количество страниц, прочитанных за день и даты, когда читали.
Кратко, буквально одной фразой, о чем книга, можно просто перечислить главных героев.
Во многих школах в 1 классе не требуют писать отзыв, первоклассникам это ещё рано.
Написать понравилась ли книга и если ребёнок сможет сформулировать, чем.
На странице сделать рисунок к книге.
Читательские дневники во многих школах уже требуют вплоть с первого класса. Детей нагружают на лето читать различные произведения и в первом классе их не мало. В читательском дневнике ребенок делится информацией о прочитанном. Каких-то особых требований как вести такой дневник нет. Это решает конкретный учитель в конкретной школе. Вот у моей дочки было столбцов мало. Касаемо первого класса для ребенка все лучше сделать красиво и креативно, чтобы можно было школьника заинтересовать. В интернете есть разные образцы читательских дневников и они либо нейтральные, то есть подходят для мальчика и девочки, либо с учетом предпочтений, как говорится девчачий или мальчишеский.
Сначала заполняем все на титульной обложке
После уже непосредственно в зависимости от столбцов.
Креативное оформление использовать тетрадку обычную в клеточку и дать ее ребенку самому разрисовать.
Можно использовать и побольше столбцов. Их чертим открывая разворот.
Иметь читательский дневник сейчас побуждают всех школьников, начиная с первого класса. В читательский дневник юный читатель сможет записывать свое мнение о прочитанном произведении, что полезно для его развития, так как учить его анализировать произведения писателей и систематизировать свою оценку.
Пример красочного дневника для школьника 1 класса (цена около 100 рублей):
Красочные, приятно оформленные страницы ребенку будет интересно заполнять:
Есть готовые варианты проще, если того требует программа.
Оформить дневник можно и самостоятельно, это довольно просто. В обычной тетрадке расчертить требуемое количество граф. Можно сделать это цветными ручками, чтобы было красочней. В дальнейшем ребенок заполнит его и украсит рисунками. Пригоден для использования и самый простой вариант, который ребенок сможет сделать самостоятельно с помощью взрослых.
Что писать в читательском дневнике?
Примерная схема следующая:
Иногда требуется оценку дополнить рисунком, это уже определит преподаватель. Он скажет точно, что является обязательным для заполнения, научит деток формулировать свои мысли для читательского дневника и оформлять его.
А у нас вот какой по содержанию читательский дневник.
Даю названия по столбцам:
2) Название книги (рассказа).
4) Количество прочитанных страниц.
5) Подпись родителей.
Я бы этот список дополнила таким столбцом: «О чем книга (рассказ)».
Все это велось в обычной тетради в клетку.
Ну и, конечно, оставьте на обложке достаточно места для Фамилии и Имени ребёнка, в каком классе и школе учится и так далее.
Учителя обычно дают список рекомендуемой литературы. Для него можно сделать красивый и аккуратный кармашек на внутренней стороне обложки.
Вообще, оформление читательского дневника совместно с Вашим ребенком, может стать весьма увлекательным процессом как для Вас, так и для Вашего чада.
В любом случае, в итоге ребёнку должен стать интересен и приятен сам процесс заполнения читательского дневника. Поэтому нужно приложить максимум усилий для его внешнего оформления.