Как сделать домашнюю школу
3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы
Семейное, дистанционное и надомное обучение часто путают. Формально вроде бы одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Рассказываем, в чём суть каждой из этих форм, и раскрываем их преимущества и недостатки.
Формы получения образования
«В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
В России можно получить образование и дома, не посещая школу и другие учебные заведения. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).
Учиться на дому можно по-разному. Мы поговорим о семейном, надомном и дистанционном обучении. Они отличаются юридической стороной и отношением обучающегося со школой.
Что такое семейное обучение
Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах предусмотрена компенсация за семейное образование.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект, а контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные наставники, которые помогут ребёнку получить образование на дому. Попробуйте — первая неделя обучения бесплатно!
Плюсы семейного обучения
Минусы семейного обучения
Что такое надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
«Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях».
Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации»
Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Плюсы надомного обучения
Минусы надомного обучения
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
Минусы дистанционного обучения
Выводы
В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.
Как правильно учиться в онлайне: советы по дистанционному обучению
Об организации учебного процесса, правилах работы за компьютером и эффективности занятий.
Совет 1. Составьте план и научитесь управлять временем
Семейное образование дарит свободу. Не надо рано вставать, чтобы к восьми быть в школе, сидеть от «звонка до звонка» за партой и делать домашки строго по графику. Однако домашнее обучение тоже нуждается в порядке.
Без планирования и расписания не обойтись.
Хорошая новость: график может подстраиваться под вас, а не наоборот.
Составьте план обучения на год, затем разбейте его по месяцам и неделям. Ежедневные задачи разделяйте на три типа:
Должно получиться подробное индивидуальное расписание с приоритизацией. Следовать намеченному плану помогут приёмы тайм-менеджмента.
Совет 2. Оборудуйте место для учёбы
Онлайн-обучение не привязано к месту. Учиться можно с любого устройства, где бы вы ни находились: с утра пару уроков с ноутбука, по дороге на театральный кружок — видеолекция на планшете, а в кровати перед сном — электронный учебник с телефона.
Это удобно, но не стоит перегибать палку.
Для отличных отметок и прекрасного самочувствия необходимо удобное рабочее место.
Подберите максимально комфортный стол и стул, старайтесь сидеть за компьютером правильно.
Вот несколько советов:
Позаботьтесь об освещении: в идеале расположиться у окна, но если такой возможности нет, выберите место с хорошим искусственным освещением. Продумайте систему хранения канцелярских принадлежностей и книг — всё должно быть под рукой. Для разбора сложных тем приобретите магнитную доску.
Совет 3. Избавьтесь от отвлекающих факторов во время урока
Вы замечали, что когда включаешь какое-нибудь видео, так и хочется чем-то занять руки? Но вряд ли кому-то придёт в голову играть в телефон или крутить спинер на уроке в школе. В онлайне это выглядит безобидно — «я же всё слушаю!», — но сильно сказывается на концентрации внимания.
Онлайн-занятия — не для развлечения, а для пользы.
Если не хотите свести эффективность обучения к нулю, отложите подальше телефон, закройте дверь в комнату, чтобы не прислушиваться к происходящему в доме, не открывайте в браузере вкладки, не относящиеся к уроку.
Совет 4. Ведите конспекты
Необязательно записывать за преподавателем слово в слово. Просто фиксируйте важные даты, определения, формулы или попробуйте метод Корнелла.
Для этого подойдёт любой блокнот: начертите жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края, добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. Должен получится лист, разделённый на три секции: правая — для заметок, левая — для основных мыслей и вопросов, нижняя — для резюме.
Написание конспектов задействует механическую память — материал лучше усваивается, а также это позволяет быстро «разархивировать» нужную информацию во время подготовки к экзаменам и контрольным.
Совет 5. Задействуйте несколько каналов восприятия
Человек в интернете получает информацию в основном через глаза и уши. Но не стоит полагаться только на эти каналы восприятия.
Для лучшего усвоения представляйте материал в пяти разных формах.
Предположим, вам никак не даются квадратные уравнения. Трижды прослушали урок, просмотрели учебник, но всё равно ошибаетесь. Попробуйте представить этот материал в другой форме: обсудите тему с куратором, нарисуйте комикс с «иксами» и «игриками» или даже разыграйте с ними мини-спектакль. Это позволить структурировать и лучше запомнить информацию.
Домашнее обучение с первого класса — опыт Милании Обласовой
Семиклассница Милания почти не ходила в обычную школу, поэтому хорошо знает плюсы и минусы учёбы дома. Мы взяли у неё интервью и узнали, каково учиться онлайн и как бороться с ленью.
Когда и как начался твой путь в хоумскулинге?
Это было шесть лет назад. С присущей детям наивностью я радостная, с бантами и косичками иду в первый класс. Мне казалось, что меня ждёт целый прекрасный мир, где я счастливо проведу следующие одиннадцать лет.
Но репутация лучшей школы района вскоре лопнула как мыльный пузырь. Математику вела суперстрогая женщина. Если кому-то из ребят удавалось её рассмешить, он становился героем класса. На уроках много времени тратилось на объяснение условному Васечкину с последней парты, что дважды два действительно четыре. Остальные дети в это время скучали. Но хуже всего было то, что нужно было отступать ровно две клеточки вниз и четыре вправо. И никак иначе.
Всё это и привело меня на домашнее обучение — начался мой хоумскулерский путь. В начальной школе было легко: читаешь параграфы в учебнике, занимаешься в игровых приложениях, обсуждаешь всё это с мамой и в конце года успешно проходишь аттестацию.
Я не идеальный ребёнок, делающий всё сам, строго по часам. Учиться было интересно, но я легко могла бросить параграф, пойти поиграть и снова вернуться к занятиям.
В пятом классе предметов стало больше, а слова в них сложнее. Пришлось звать на выручку курсы «Фоксфорда». Мне они так понравились, что к седьмому классу я полностью перешла в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда».
Что тебе нравится в «Домашней школе Фоксфорда»?
В первую очередь — свобода. Что будет, если в обычной школе, ученик достанет печенье и начнёт им хрустеть или встанет из-за парты и начнёт делать зарядку? Скорее всего, его выгонять из класса. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» я чувствую себя свободной. Могу проснуться за две минуты до занятия и не пропустить его. Могу пить чай и слушать классных преподавателей.
Качество знаний — это второй важный плюс. Надежда Викторовна Левина, преподаватель биологии, однажды сказала фразу, которая характеризует подход всех педагогов «Фоксфорда»: «Если чего-то нет в школьной программе, это не значит, что я не буду вам об этом рассказывать». Преподаватели здесь стремятся дать ученикам максимум знаний, невзирая на количество клеточек в тетради.
Третий плюс — вам не придётся 11 лет «дружить» с людьми, которых вы не выбирали. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» я сама решаю, с кем из чата занятия обменяться аккаунтами в соцсетях.
Чем ты занимаешься в свободное от учёбы время?
Хожу в кружок робототехники и программирую на С++. Кажется, это пригодится в любой профессии будущего, а в той, которую я выбрала, особенно. Я обожаю животных, даже в детстве играла не куклами, а фигурками зверей. Поэтому решила стать биофизиком.
Биология и физика — мои любимые предметы. Здорово, что они теперь соединяются в одной науке.
Два раза в неделю у меня спорт и бассейн. На домашнем обучении важно следить за своим организмом и сохранять физическую активность. Один раз в неделю — фортепиано и танцы. А ещё я пишу рассказы, разумеется, тоже о животных.
Почему биофизика, а не писательство?
Биофизик может писать книги, а вот писатель заниматься биофизикой вряд ли. Литературное творчество для меня — скорее хобби.
В детстве мне очень нравился Эдвард Лир и его короткие лимерики. Мне тоже захотелось сочинять, и когда мне было пять лет, я решила написать книгу. Это были приключения койота и его семьи, которые, к сожалению, прервались где-то на середине.
После этого с литературой было «покончено», вплоть до курса «Текст в радость». Этот курс и его преподавательница Анна Николаевна Выборнова помогли мне написать первое завершённое со всех точек зрения произведение.
Как правильно учиться в домашней онлайн-школе?
Универсальных правил не существует. Могу лишь поделиться трюками, которые прижились у меня.
Конспекты от руки. Можно распечатать теорию к занятию, но мышечная память будет спать, а значит, в голове останется меньше информации.
Стирающиеся ручки. Грязь в тетради демотивирует вести конспект дальше. Хорошо, что в китайских интернет-магазинах продаются ручки со стирающимися чернилами.
Выделение главного. На предметах вроде истории, биологии и географии я не выпускаю текстовыделитель из рук. Розовый — тема урока, фиолетовый — то, что нужно запомнить, голубое — менее важные подробности.
Записи занятий. Предметы, которые трудно даются, можно смотреть в записи. Мне, например, нравится ставить на паузу историю — в «прямом эфире» не успеваю выделять главное в конспекте.
Иллюстрации. Порой без визуализации невозможно понять тему. Например, по биологии нужно обязательно зарисовывать строение клеток и организмов. Если вы не умеете рисовать, откройте нужную картинку в интернете или учебнике и перерисуйте. С этим каждый справится. Как вариант, можно распечатать презентацию с урока и вклеить её в тетрадь.
Метапредметные связи. У каждого есть ненавистный предмет. У меня это история. Не люблю даты, сражения, правителей — для меня это так нудно. Но я люблю культуру. Без истории я бы не узнала, когда и как жил Микеланджело и почему он так много писал на религиозную тематику. И так в каждой дисциплине. Везде есть связи с другими науками. Если не нравится сама физика, то можно изучать её хотя бы ради того, чтобы лучше понимать химию. И наоборот.
Как бороться с ленью и победить?
Не будешь себя «пинать» — никто не будет. Конечно, в «Домашней школе Фоксфорда» есть кураторы. Но они не для надзора, а для поддержки. Алёна Ширикова, мой куратор, всегда готова меня выслушать и мотивирует двигаться вперёд.
У всех бывает хандра. Это нормально. Коли нагрянуло плохое настроение, погладьте котика (или пёсика). Стресс улетучится, и вы с новыми силами приступите к покорению Олимпа знаний.
Как правильно делать уроки: 9 правил, которые сберегут нервы детей и родителей
Согласно исследованию компании Office Deport, 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету.
Четверо из пятерых родителей заявили, что с трудом понимают школьные задания, а каждый третий признался, что доделывает домашку за своего ребёнка. Мамы и папы помогают детям с уроками, чтобы понизить их физическую нагрузку и снять эмоциональное напряжение в семье. 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.
В России ситуация с домашними заданиями тоже напряжённая. Уже не первый год обсуждается их отмена. Ведь согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов.
Существуют правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день: 4-5 классы — 2 часа, 6-8 классы — 2,5 часа, 9-11 — не более 3,5 часов. Однако на практике эти нормы не соблюдаются, россиянам тоже приходится ежедневно помогать детям с домашками.
Прошлой осенью стендап-комик Алексей Щербаков пошутил про школьные домашние задания, и это выступление взорвало Рунет. «Мне 30 лет, и я каждый день делаю уроки» — комик настолько точно попал в боль родителей, что об отмене домашек заговорили даже губернаторы.
Выполнение домашнего задания без помощи взрослых
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждое занятие сопровождается заданиями, иногда даже устанавливается дедлайн на их выполнение. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше что-то решил, тем больше «очков опыта» получил. Чтобы не испортить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь. Родителям успешность освоения тех или иных тем помогают отслеживать отчёты кураторов.
Как делать уроки быстро и правильно
Эксперты «Домашней школы Фоксфорда» составили правила выполнения домашних заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.
Правило 1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку
Делать уроки дома должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал.
Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.
Правило 2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего
Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.
Письменный стол школьника всегда должен быть убран. Там должно быть достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками для фотографий и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.
Правило 3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий
Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, какие уроки ему нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.
Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.
Правило 4. Большие задания необходимо разбивать на части
Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание выполнения уроков. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.
Правило 5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета
Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашней работы стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.
Чем больше сил школьник израсходует на простые задачи, тем сложнее ему будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает остальную домашку.
Правило 6. Каждые 30-50 минут необходимо делать короткий перерыв
Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30-50 минут решения домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками называется методом «Помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.
Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке домашнего задания пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните школьнику, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.
Правило 7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не делать домашние задания за детей
Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны, если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы.
Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашкой, но и не делайте её сами. Направляйте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени.
Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники «Домашней школы Фоксфорда» никогда не решают домашку за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнение домашек. Подросток должен учиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.
Правило 8. Если не получается делать уроки, необходимо подключать дополнительные ресурсы
Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал, чтобы задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний, и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы. В библиотеке «Экстерната Фоксфорда» можно найти курсы по базовым школьным предметам и повторить нужный материал. Например, если у восьмиклассника проблемы с физикой, можно приобрести курс за 7 класс и освежить в памяти азы этой науки.
Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:
Правило 9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка
Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Наверняка кто-то скажет да. Здорово, но ваш ребёнок самостоятельная личность, у него может быть по-другому.
Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. А главное — не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, следуя советам выше.
Теперь вы знаете, как делать уроки правильно
Подведём итог: как быстро сделать все уроки? Чтобы выполнить домашнее задание на пятерку и при этом не слишком устать, следуйте этим простым правилам: введите выполнение заданий в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте большие задания на части и начинайте с самых сложных.
Не забывайте делать перерывы каждые 30-50 минут, поддерживать ребёнка, а не ругать его за промахи, и ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо. Успехов в учёбе!