Как сделать доверенность для налоговой
Доверенность в налоговую для сдачи отчетности: важные изменения на 2021 год
Доверенность для сдачи отчетности в ФНС — это документ, устанавливающий полномочия представителя юрлица на предоставление сведений в налоговую инспекцию. Организация доверяет сдачу деклараций в ФНС работникам или сторонней компании, оказывающей бухгалтерские услуги. В статье расскажем, как правильно оформить доверенность.
Практически все организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять в налоговую инспекцию сведения и отчетность по унифицированным формам. Впрочем не все экономические субъекты имеют возможность принять в штат бухгалтера либо возложить эти обязанности на другое должностное лицо.
Например, некоторые индивидуальные предприниматели вовсе не набирают в штат сторонних специалистов. В то же время для таких предпринимателей освобождений по сдаче налоговой отчетности не предусмотрено. Единственное верное решение для таких хозяйствующих субъектов — это заключение договоров со сторонними организациями, оказывающими бухгалтерские услуги.
Доверенности станут нотариальными
С такой инициативой выступило правительство РФ. Чиновники собираются внести поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми уполномоченному представителю налогоплательщика придется заверять доверенность у нотариуса. Сейчас для заверения этого документа достаточно печати организации и подписи ее руководителя.
Статус уполномоченного представителя, закрепленный в статье 29 НК РФ, уточнят. Сейчас им имеет право выступать физическое или юридическое лицо, которое налогоплательщик уполномочил представлять его интересы в отношениях с налоговыми и таможенными органами. В новой редакции статьи укажут, что представитель осуществляет полномочия только на основании нотариально заверенной доверенности или ее электронном варианте, заверенном усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Примечательно, что для представительства в суде организациям не требуется нотариально заверенной доверенности. У налоговиков после принятия поправок требования к представителям станут намного жестче. Чиновники утверждают, что это позволит защитить организации и ИП от мошенников, поскольку подделать нотариально заверенную доверенность сложнее.
В Торгово-промышленной палате РФ (ТПП) отнеслись к идее правительства негативно. Ее глава Сергей Катырин направил в кабмин письмо с просьбой сохранить обычные бумажные доверенности с подписью руководителя для сдачи налоговой отчетности. Как уточнил глава ТПП, нововведение ухудшит положение налогоплательщиков:
Это может повлечь дополнительные расходы бизнеса по оплате услуг нотариусов, а также временные затраты на посещение нотариальных контор.
По его мнению, угроза мошеннических действий в отношении отчетов в ФНС не настолько велика, чтобы усложнять жизнь бизнеса. Все же до сих пор оформление статуса представителя для этих целей было максимально простым.
Обязанность отчитываться
Все налогоплательщики обязаны сдавать отчетность в ИФНС. Причем чиновники предусмотрели несколько форм предоставления:
А вот направить налоговые отчеты в ФНС имеет право не каждый сотрудник. Такие полномочия закреплены за руководителем (директором или индивидуальным предпринимателем). Тем не менее руководство компании вправе передать полномочия по сдаче отчетности третьему лицу. Например, сторонней компании, частному физическому лицу либо своему сотруднику. В таком случае оформляется доверенность для налоговой для сдачи отчетности.
Как составить
Унифицированного бланка для передачи полномочий третьему лицу представители ФНС не утвердили. Следовательно, организации и ИП вправе оформить доверенность в произвольном виде. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
Готовая бумага должна заверяться директором организации или ИП либо лицом, наделенным данными полномочиями по закону и учредительными документами.
Особенности сдачи деклараций по доверенности
Аналогичные правила действуют и для подачи сведений по защищенным каналам связи. При отправке электронной формы отчета вместе с ним направляются сведения о действующей доверенности. Вместе с тем, чтобы такой документ считался действительным, его копию необходимо отправить в ИФНС (п. 1.11 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС России от 31.07.2014 №ММВ-7-6/398@).
Актуальные бланки
Актуальные доверенности в налоговую на сдачу отчетности, образцы скачать бесплатно.
Как грамотно составить доверенность для налоговой инспекции?
Доверенность для налоговой представляет собой документ, дающий право доверенному лицу представлять интересы другого человека или организации. Доверенный обладает правом получать необходимые документы, выполнять любые действия, связанные с поручением. В самой бумаге прописываются все полномочия, которыми наделяется представитель.
Ранее в законодательстве указывалось ограничение на срок действия доверенности. Она могла действовать в течение не более трех лет. Теперь данное ограничение снято, и срок больше не имеет значения. Для того чтобы документ обладал юридической силой и предоставлял все необходимые права доверенному лицу, он должен быть составлен соответствующим образом.
Зачем она нужна?
Доверенность необходима для передачи прав на представление интересов в налоговой инспекции другому лицу. Доверенным либо доверителем при этом может быть группа лиц. Цели при этом могут быть различные: для сдачи и получения документации, на регистрацию ККМ, для замены ЭКЛЗ, для подачи пакета документов от ИП или фирмы для регистрации и т. п.
Если документы подает не сам налогоплательщик, то для предоставления в ФНС бухгалтерской отчетности и деклараций у его представителя обязана быть соответствующая доверенность. Без данного документа отчетность не принимается и не рассматривается.
Представитель уполномочен передоверить свои права третьему лицу, но при этом он обязан уведомить об этом доверителя. Исключением может быть только запрет на такое действие в самом документе.
Доверенность может быть оформлена в одностороннем порядке, то есть согласие самого доверенного при этом не обязательно. Данный документ может быть оформлен только на гражданина, признанного полностью дееспособным.
На кого и кем формируется?
Доверенность может быть оформлена на любого сотрудника компании, выбранного представлять интересы организации:
Порядок сдачи отчетности в ФНС через интернет по доверенности разобран на следующем видео:
В каких случаях необходимо заверять у нотариуса?
В 2013 году порядок оформления доверенности юридическими лицами был значительно упрощен. В соответствии с этими изменениями, возможность представлять компанию имеет право даже человек без надлежащей пометки в учредительной документации организации.
Ранее при оформлении документа на нем обязана была стоять подпись главного бухгалтера. Теперь данный пункт также упразднен.
Следует уточнить, что если у представителя юридического лица, в соответствии с новым порядком, при себе может быть лишь документ, подписанный руководителем организации, то доверенный физического лица обязан представить бумагу, заверенную у нотариуса. Данный момент прописан в статье 29 НК РФ.
Нюансы составления доверенности на представление интересов юридического лица разобраны здесь.
Какие сведения нужно указать?
Доверенность для ИФНС должна обязательно быть составлена в письменной форме на специальном бланке либо в бухгалтерском программном обеспечении. При этом сам вид бланка никакого значения не имеет.
Текст должен в себе содержать:
Доверенность от юридического лица остается действительной в течение одного года, если срок не прописан в самом документе.
При оформлении представителем передоверия на третье лицо данный факт должен быть заверен у нотариуса в обязательном порядке. Этот документ по сроку действия не может превышать период первоначальной договоренности.
Все дело в том, что в НК сказано только о заверении подписью, а вот про печать ничего не упомянуто. Однако во многих других нормативных источниках, которые, правда, не относятся к Налоговому кодексу, четко сказано, что печать необходимо поставить. Например, в Арбитражном процессуальном своде и в законе «Об исполнительном производстве».
В НК РФ (29 статья) уточняется, что посредник налогоплательщика вынужден действовать, основываясь на доверенности, которая утверждается с учетом положений гражданского законодательства. Правда, именно в гражданском своде про печать ничего не сказано. Возникает вопрос, что в таком случае делать? Лучше будет все же поставить печать на документ, чтобы в дальнейшем избежать возможных несостыковок. Присутствие печати – это личное право доверителя, но если у компании она все же имеется, то ее оттиск в любом случае не помешает.
Как оформить доверенность для налоговой инспекции и нужно ли ее нотариально заверять?
Если возникла необходимость наделить своего представителя правом доставлять почту в налоговый орган и получать там документы, то какие существуют законные правила оформления доверенности, исключающие допущение ошибок?
Чтобы корректно оформить доверенность для налоговой инспекции, Вам поможет наша статья, в ней мы рассмотрим все аспекты в данном вопросе.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Кто составляет и нужно ли нотариально заверять документ?
Составление доверенности для налоговой инспекции регламентируется ст. 185, ст. 186 ГК РФ, а также ст. 26, ст. 29 НК РФ.
Составляет такой документ тот налогоплательщик, который не имеет возможности заниматься вопросами обмена почтовыми отправлениями с этим гос. органом. В качестве доверителя может выступать физическое лицо, ИП или юридическое лицо.
В п. 2 ст. 29 НК РФ сказано, кто не может входить в круг уполномоченных представителей:
Все иные граждане РФ, достигшие совершеннолетия и дееспособные, вправе представлять интересы третьего лица в налоговых органах. Как утверждается ст. 185 ГК РФ, доверенность такого рода представляет собой простой документ, оформление которого допустимо в виде рукописного или печатного варианта.
Полномочия на представление своих интересов в ИФНС, передаваемые юр. лицом, нотариального заверения не требуют: в доверенности будут указаны реквизиты фирмы, ФИО одного из первых руководителей, выступающего доверителем, удостоверяющим подпись гражданина, наделяемого правами представителя. «Мокрая» печать служит главным гарантом подлинности документа.
Если же уполномоченный представитель – физ. лицо, то без наличия нотариально заверенной доверенности диалог с сотрудниками налоговой инспекции не состоится (п. 3 ст. 29 НК РФ). Допускается также наличие бумаги, приравниваемой к нотариально удостоверенной, что обозначает ее оформление в таких местах:
Руководство всех перечисленных учреждений своей подписью и печатью удостоверяют личность доверенного лица.
Более детально о том, нужно ли нотариально заверять доверенность ИП на представление интересов в налоговой инспекции, читайте в этом материале.
Общая инструкция по написанию
В этом несложном документе должны быть такие условные разделы:
В ст. 186 ГК РФ говорится о сроке действия доверенности. Если срок не конкретизирован, то бумага юридически значима в течение 1-го года.
Отсутствие же даты составления недопустимо, так как превращает бумагу в ничтожный, ничего не значащий листок, который не примут нигде, а тем более – в ИФНС.
Статья 186 ГК РФ. Срок доверенности
Доверенность при необходимости можно оформить разовой, то есть для совершения одного визита в налоговый орган, или специальную, а ее круг полномочий очерчивается в текстовой части.
Генеральной доверенностью для обмена налогоплательщика и ФНС документами пользоваться не стоит, во избежание злоупотребления доверием. Исправления, зачеркивания, ошибки недопустимы, поэтому важно сосредоточиться и постараться точно воспроизвести из оригиналов бумаг все данные о доверителе и его представителе, иначе невозможно будет провести их идентификацию.
Как грамотно оформить?
Грамотно составленная доверенность для налоговой инспекции должна содержать все те данные, которые нужны, причем в определенном порядке.
«Шапка»
Документ начинается с «шапки».
Само «тело» документа должно содержать описание объема полномочий представителя. Чем четче и конкретнее описан круг этих доступных действий доверенного лица, тем больше оснований у сотрудников налоговых органов передавать справки, письма, отчеты и пр. корреспонденцию, не опасаясь превышения уровня доверия.
Полномочия могут охватывать такие действия:
Подробнее о том, для чего нужна доверенность в налоговую инспекцию на представление интересов узнайте тут.
Заключение
Подробнее о том, как правильно заполнить бланк доверенности в налоговую инспекцию, читайте тут.
Возможные ошибки
Оформление доверенности для налоговой, если выполнено неправильно, повлечет признание ее недействительной или не достигнет желаемого эффекта. При оформлении доверенности наиболее часто встречаются такие недочеты:
Такой простой, на первый взгляд, документ, как доверенность в налоговую инспекцию, при неправильном оформлении может повлечь аннулирования и потребовать замены на другую бумагу, составленную с учетом всех правил.
Нужно ли нотариально заверять доверенность ИП на представление интересов в налоговой инспекции?
Каждый индивидуальный предприниматель обязан производить налоговые отчисления, проходить налоговые проверки и периодически получать различные выписки и справки.
Данные процедуры взаимодействия с налоговой инспекцией могут быть упрощены и обязательное присутствие предпринимателя не обязательно.
С помощью доверенности он может поручить данные полномочия своим работникам. Доверенность оформляется на тот срок, который решит указать индивидуальный предприниматель.
Доверенность от ИП для налоговой – это документально оформленное согласие от имени ИП, которое наделяет правом работника представлять интересы ИП.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Для чего необходима доверенность ИП в ИФНС?
Доверенность дает возможность уполномоченному работнику на передачу запросов для осуществления проверок, право подавать декларации, сдавать всевозможные отчетности и передавать документацию.
Подробнее о том, для чего нужна доверенность на представление интересов в налоговую инспекцию, читайте тут.
Кому можно делегировать полномочия?
Делегировать полномочия по налоговым операциям и другим обязанностям, предусмотренным в согласии, разрешается главному бухгалтеру, бухгалтеру, экономисту и прочим компетентным специалистам.
Зачастую ИП не держат в штабе собственного бухгалтера, а привлекают его из аудиторских компаний. В таком случае оформление доверенности также требуется.
Статья 186. Срок доверенности
Что нужно для сдачи отчетности другим физическим лицом?
С центральным выравниванием текста вверху страницы помещается название документа – Доверенность.
Ниже с выравниванием по левому краю составляется преамбула:
название населенного пункта нахождения организации, с выравниванием по правому краю – дата написания доверенности с датой окончания срока действия документа.
В основной части доверенности с новой строки пишется должность доверителя, в данном случае – индивидуальный предприниматель, полностью ФИО, паспортные данные, номер, серия, код подразделения и место выдачи, номер ИНН, номер ОГРНИП, адрес регистрации, номер свидетельства о постановке в качестве ИП и дата его выдачи.
Затем заполняется вся информация по новому доверенному физ. лицу: должность (например, бухгалтер), ФИО, паспортные реквизиты, номер, серия, код подразделения и место выдачи.
Далее необходимо указать ряд полномочий работника (физического лица):
Обязательным является пункт права на передачу права пользования доверенностью третьим лицам, иначе говоря, права на передоверение.
Далее ставятся подписи сторон, а также обязательная подпись и печать нотариуса.
Что понадобится только для представления интересов?
С выравниванием текста сверху страницы помещается название – Доверенность.
Ниже с выравниванием по левому краю составляется преамбула: название населенного пункта нахождения организации, с выравниванием по правому краю – дата составления доверенности и дата окончания срока ее действия.
В основной части доверенности с новой строки пишется должность доверителя, в данном случае – индивидуальный предприниматель, полностью ФИО, паспортные данные, номер, серия, код подразделения и место выдачи, номер ИНН, номер ОГРНИП, адрес регистрации, номер свидетельства о постановке в качестве ИП и дата его выдачи.
В этот перечень входят:
Заполняется вся информация по новому доверенному лицу: должность (например, бухгалтер), ФИО, паспортные реквизиты, номер, серия, код подразделения и место выдачи.
Обязательным является пункт права на передачу права пользования доверенностью иным лицам, иначе говоря, права на передоверение.
Далее ставятся подписи сторон, а также обязательная подпись и печать нотариуса.
Потребуется ли нотариально подтверждать бумагу?
Нужно ли заверять документ у нотариуса? Однозначно! Для индивидуальных предпринимателей нотариальное заверение доверенности является обязательным.
Оформление доверенности для ИП обязательно заверяется нотариусом и имеет юридическую силу перед налоговой инспекцией. Доверенность облегчает процесс документооборота и освобождает предпринимателей от бюрократии, связанной с визитами в налоговую инспекцию.
Что такое доверенность физического лица физическому лицу в налоговую, и как составить ее по образцу?
При необходимости сдачи документации в налоговую службу, физическое лицо должно присутствовать при этом лично.
Однако жизненные обстоятельства е всегда складываются достойным образом, и поэтому человек не всегда может выполнить данное требование.
Но законодательство позволяет ему переложить эту ответственность на иное лицо – физическое или юридическое. А подтверждается этот факт при помощи доверенности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Чем отличается от документа, составленного для организации?
По своей функции, доверенность физ. лица не отличается от доверенности юридического. Гораздо больше различий в принципах составления данного документа. Например, в случае с юридическим лицом, бумага удостоверяется лишь подписью уполномоченного работника – чаще руководителя организации. Подробнее о том, что такое доверенность на представление интересов юридического лица в налоговой инспекции и как составляется, читайте тут.
А вот физическое лицо обязательно заверяет ее у нотариуса, чтобы документ был признан действительным. Конечно, даже из этого правила есть свои исключения. Например, согласно третьему пункту 185 статьи ГК РФ, нотариально заверять доверенность не обязательно для следующих категорий физических лиц:
Также, вместо реквизитов организации, выдающей бумагу, в данном случае используются паспортные данные доверителя.
Цели составления
Их составляют для различных целей. Если дело касается налоговой службы, то в данную организацию можно отправить доверенное лицо лишь в одном из трех случаев:
Также, доверителю стоит понимать, что когда доверенное лицо совершает какие-либо действия от его имени, необходимо ограничить его полномочия. Поэтому специалистами рекомендуется прописывать пункт полномочий как можно конкретнее. Например, если Вы отправляете человека представлять Ваши интересы, лучше четко указать, что на какие действия он имеет право.
Кто заполняет?
Эта бумага может быть составлена любым физическим лицом, вне зависимости от его трудоспособности, места пребывания и социального статуса. В случае, если доверитель ограничен в своих действиях, то вместо него документ в письменной форме составляет нотариус.
Также, Вы можете сделать нескольких человек своими доверенными лицами.
Пошаговая инструкция: как написать?
Доверенность является официальным документом, и поэтому составитель должен быть внимателен к ее содержанию, при написании каждого из пунктов. Заранее стоит отметить, что существуют обязательные и необязательные реквизиты.
Обязательные пункты
Обязательные пункты стоит указать в любом случае, так как без них бумага считается недействительной и нотариус попросту не примет ее к заверению.
К обязательным реквизитам причисляется:
Дата выдачи доверенности обязательно указывается, так как в противном случае, согласно первому пункту 186 статьи ГК РФ, она не будет иметь никакой силы. Причем, она должна быть написана прописью. Причина в том, что цифры можно легко подделать, сделать случайную опечатку или прочее, тем самым исказить функцию выданной бумаги.
Статья 186 ГК РФ. Срок доверенности
В пункте информации о доверителе и представителе необходимо указывать паспортные данные. В прочих случаях, законодательство не считает это обязательным, и требует лишь указания фамилии, имени и отчества, а также даты рождения.
Однако, опять же, нотариусы зачастую требуют и указания прочих паспортных данных обеих сторон доверенности – места регистрации, идентификационного кода и ОГРН. Указав слишком много данных, Вы не сделаете ошибки, а при недостаточном количестве информации нотариус может не принять к заверению документ.
Как уже было сказано, в пункте полномочий лучше указывать наиболее четкую формулировку. Например, если Вы поручаете доверенному лицу принять какие-либо документы, то стоит указать названия этих бумаг.
Ведь в таком случае, если представитель превысит свои указанные полномочия и совершит неправомерное действие от Вашего имени, то в будущем Вы сможете обосновать это в суде, представив бумагу как доказательство.
Подпись доверителя также является обязательной. В большинстве случаев, он расписывается самостоятельно, однако если у него есть определенные ограничения в действиях, не позволяющие ему этого сделать, то можно доверить это рукоприкладчику.
Другое лицо имеет право ставить подпись вместо доверителя, если:
В таком случае, подпись заверяется нотариусом, с указанием причины, по которой доверитель не смог подписаться самостоятельно.
Факультативные реквизиты
К необязательным реквизитам доверенности относится:
Статья 186 гласит, что данный документ вступает в юридическую силу с даты его составления. С этого момента, бумага может быть действительной до момента смерти одной из сторон или же иных обстоятельств, которые законно признают бумагу недействительной.
Однако если доверитель хочет ограничить период, в который представитель может действовать от его имени по доверенности, то можно указать, что документ действует до определенной даты.
Доверенность может быть либо с правом передоверия, либо без него. Это право означает, что доверенное лицо может передать свои полномочия другому человеку, указанному в этом пункте в указанный срок. Это прописывать в документе необязательно. Однако если есть возможность отказа или прочего, то такой пункт лучше все же указать.
Номер доверенности указывается не всегда и без него документ все равно считается действительным. Он присваивается лишь в случае, если выдача таких бумаг регулируется местным нормативным документом. В прочих случаях, это попросту не нужно.
Подробнее о том, как правильно заполнить бланк доверенности в налоговую инспекцию, узнайте в этом материале.
Нюансы
Физическое лицо может оформить этот документ как на другого человека, так и на организацию (более детально о том, как оформить доверенность для налоговой инспекции и нужно ли ее нотариально заверять, узнайте тут). Разницы в процессе составления, правилах или правах доверенного лица нет, так как она попросту не указана федеральным законодательством.
Поэтому отличие будет лишь в том, как в доверенности будет указан представитель. В случае с физическим лицом – аналогично с доверителем, а в случае с юридическим указывается полное название организации и должностное лицо, которому передаются Ваши полномочия.
Срок действия
Если ранее российское законодательство ограничивало срок действия доверенности (максимально – 3 года), то 1 сентября 2013 года было постановлено, что документ может быть выдан на любой срок.
Доверенность от физического лица может быть выдана на имя любого трудоспособного человека или организации, имеющей право на выполнение указанных полномочий. При составлении этого документа необходимо соблюдать все требования нотариуса и правила, чтобы добиться его заверения и действительности бумаги.