Как сделать дозатор на мтз
Как правильно установить дозатор на МТЗ-80?
Для чего нужен насос-дозатор? Какие имеет достоинства и недостатки? Как грамотно установить дозатор на трактор МТЗ?
“Территория” применения насоса-дозатора. Под “территорией” подразумевается точное нахождение насоса, устанавливаемого в объёмные гидроприводы рулевого управления различной сельхозтехники в общем, и белорусских тракторов ММЗ, в частности. Если говорить конкретно, то по существующим производственным ГОСТам, номера которых 28174-89 и 27254-87 подобными устройствами снабжается вся техника, чья максимальная скорость перемещения не превышает 50 км/ч.
В нашем случае, это напрямую касается тракторов марки МТЗ – 80, например, или его более молодого собрата – МТЗ – 82. Дозировка жидкости осуществляется таким насосом в нормированных рамках прямо в гидравлические цилиндры, что позволяет не терять управления трактором даже в нештатных ситуациях (авариях, когда питающий насос не выполняет своих функций) просто с помощью небольшого физического усилия тракториста-оператора.
Характеристики и преимущества
Конструктивные виды (достоинства и недостатки)
По конструкции дозирующие насосы могут быть всего трёх видов:
В первом случае насос состоит из входящего в цилиндр поршня, изменяющего объёмы пространства резервуара, и выдавливая тем самым необходимое количество рабочей жидкости. Преимущества поршневого вида в том, что он может вкалывать абсолютно при любом давлении, обеспечивая стабильный и неизменный расход.
Во втором (мембранном) виде насоса диафрагма по сути является стенкой камеры, через которую всасывается жидкость за счёт колебания. Не имея никаких движущихся частей, она предназначена для дозировки очень чистой воды и/или реагентов, что говорит о её способности справляться с абразивными (губительными) жидкостями.
И, наконец, в третьем виде насосов осуществляется проталкивающий (роликовый) метод действия. К сожалению, этот метод работы ограничивает использование насоса с плотными жидкостями и повышенными температурными режимами. Зато они безгранично долго работают на малых оборотах и способны также выполнять функции дозирующего устройства.
Установка насоса-дозатора на рулевую колонку своими силами
Здесь необходимо сразу же заметить, что процедура эта пусть и не отличается особой сложностью, но требует к себе повышенного внимания, а также наличия специфических навыков и познаний. Впрочем, невыполнимых задач не существует, поэтому при нужном терпении и правильном подходе, работу вполне можно выполнить и в домашних условиях.
При монтаже рекомендуется использовать специальный установочный комплект, что позволит сэкономить на покупке гидробака, в роли которого будет выступать корпус самого ГУРа.
На нём же будет закреплён и сам насос. Помимо всего прочего, такое решение позволит сохранить в неприкосновенности систему блокировки дифференциала. Работа же проводится в следующей очерёдности:
Рекомендации бывалых трактористов по смене насоса
Безусловно, есть в среде трактористов, как и в других отраслях жизни человека, свои умельцы (Кулибины), решающие, как поставить дозировочный насос, откуда его лучше стащить (снять) и куда монтировать. Это не оригинальные идеи, но право на жизнь они имеют. Итак, по порядку:
Конечно, такой метод в чём-то прост, но при наличии правильно растущих рук и заменяемых узлов с другой техники. При другом раскладе лучше пользоваться заводскими моделями насосов.
Неисправности насоса дозатора МТЗ и их признаки
Любая неисправность дозирующего устройства или системы объемного рулевого управления приводят к осложнениям в работе системы управления. Чтобы восстановить функциональность системы, следует четко знать какой именно узел вышел из строя. Для этого есть ряд признаков:
Также одной из проблем в работе насосного оборудования контура гидроусиления является его загрязнение. Когда клапана устройства забиваются грязью и другими частицами, они не способны пропускать жидкость по системе и регулировать давление. В результате снижается функциональность системы и возможна ее поломка.
Как самостоятельно переделать на МТЗ рулевое на дозатор
Переделать на МТЗ рулевое на дозатор можно самостоятельно при помощи специальных инструментов. Такая замена помогает улучшить работу системы управления транспортным средством.
Устройство и принцип действия дозатора
Конструкция насоса-дозатора включает в себя такие элементы, как:
Противовакуумные клапанные элементы дают возможность масляной жидкости перемещаться в гидравлической системе цилиндров в случае аварийной ситуации.
Противоударные клапаны необходимы для регулировки уровня давления в магистралях.
Принцип работы устройства:
Для чего нужен дозатор
ГОРУ с насосом-дозатором повышает маневренность, облегчает управление трактором на поворотах. ГОРУ обеспечивает передачу усилия на направляющие колеса.
Самая важная деталь этой системы – насос-дозатор, который порцинно подает масло в гидроцилиндр. При поворотах руля масло под давлением поступает в нужную полость, тем самым способствуя более легкому управлению. Оставшийся объем масла обеспечивает поддержание направления движения.
Неисправности насоса дозатора
Наиболее распространенные неисправности насоса дозатора на МТЗ 80 или 82, которые могут привести к сложностям в управлении или полному выходу механизма из строя:
Как установить
Для того чтобы поставить дозатор на МТЗ старого образца своими руками, нужно подготовить следующие механизмы:
Порядок установки дозатора:
Данный механизм нельзя устанавливать на транспорт, максимальная скорость передвижения которого превышает 50 км/ч.
Как переделать рулевую колонку
В некоторых случаях, когда ГУР часто дает сбои, у водителя появляется желание сменить эту систему на гидрообъемное рулевое управление.
Переоборудование рулевого на дозатор приводит к тому, что работа блокиратора дифференциала в автоматическом режиме становится невозможной. Следствием этого является снижение управляемости в некоторых условиях, так как блокировка заднего моста осуществляется только принудительно.
Переделка рулевой колонки требует наличия комплекта по замене ГУР на ГОРУ, а также специальные съемники. В магазинах автозапчастей можно найти комплекты для любых моделей МТЗ, в том числе для мтз82 со старым мостом.
На фото пример комплекта:
Есть 2 способа, как переделать рулевую колонку:
Регулировка
Регулировка дозатора выполняется следующим образом:
Перед тем как отрегулировать насос дозатора, необходимо слить всю топливную жидкость и ослабить контргайку поворотного вала.
Дозатор на МТЗ-82: отзывы и цены
Купить насос-дозатор или целый комплект по переоборудованию с ГУР можно в специализированном магазине или б/у.
Стоимость б/у комплекта – 20-25 тыс. рублей, дозатора Д100 – 5-7 тыс. рублей.
Новый насос дозатор обойдется в 9-10 тыс. рублей.
Сколько стоят запчасти? Гидробак с кронштейном стоит 3-4 тыс. рублей, золотник – до 1000 рублей.
Владельцы МТЗ-82, установившие насос-дозатор, отмечают надежность данного узла, повышение управляемости по сравнению с ГУР.
Также отзывы показывают, что владельцы довольны качеством самого устройства и его деталей, отмечается приемлемая цена.
Меняли ли Вы самостоятельно ГУР на ГОРУ? Какими советами можете поделиться?
Изображения товара
Гидрообъемное рулевое управление МТЗ-80/82
В этой статье детально описано как установить дозатор на тракторы МТЗ.
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.
Рис.1. Гидрообъемное рулевое управление и кран блокировки дифференциала Беларус МТЗ-820, 82.2
1 – маслопровод муфты блокировки дифференциала; 2 – кран блокировки; 3 – объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 4 – насос-дозатор; 5 – сливной фильтр; 6 – датчик аварийного давления масла; 7 – насос питания ГОРУ; 8 – гидролиния всасывания; 9 – рычаг поворотный; 10 – конические пальцы; 11 – гидроцилиндр поворота; 12 – пресс-масленки; 13 – кронштейн цилиндра; Р – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.
Рис.2. Гидрообъемное рулевое управление и кран блокировки дифференциала Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – маслопровод муфты блокировки дифференциала; 2 – кран блокировки; 3 – объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 4 – насос-дозатор; 5 – сливной фильтр; 6 – датчик аварийного давления масла; 7 – насос питания ГОРУ; 8 – гидролиния всасывания; 9 – рычаг поворотный; 10 – конические пальцы; 11 – гидроцилиндр поворота; 12 – пресс-масленки; 13 – кронштейн цилиндра; Р – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.
ГОРУ тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 состоит из насоса-дозатора 4, рулевого гидроцилиндра 11, шестеренного насоса питания 7 с приводом от двигателя, объединенного маслобака 3 и гидравлической арматуры (штуцеров, маслопроводов, рукавов высокого давления, шлангов и деталей их крепления).
Масляной емкостью является объединенный маслобак 3 гидронавесной системы (ГНС) и гидросистемы ГОРУ. Фильтрация масла производится через установленный в гидросистеме навески сливной фильтр 5 (номинальная тонкость фильтрации 25 мкм).
В сливной гидролинии «Т» установлен кран блокировки 2, предназначенный для управления гидравлической муфтой блокировки дифференциала заднего моста трактора.
Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется гидравлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления, соединяющих установленный на рулевой колонке насос-дозатор 4 и дифференциальный гидравлический цилиндр 11, установленный на корпусе ПВМ или передней оси.
При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 4 происходит сжатие центрирующих пластинчатых пружин и смещение распределительных канавок золотника (золотник через шлицы соединен с валом рулевого колеса) относительно канавок гильзы, в результате чего масло от насоса питания 7 под давлением поступает через дозирующий героторный узел насоса-дозатора в соответствующую полость «R» или «L» рулевого гидроцилиндра 11 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого колеса, а масло из другой полости гидроцилиндра 11 поступает через каналы в золотнике и гильзе в сливную гидролинию «Т» и сливается в маслобак.
При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием центрирующих пластинчатых пружин насоса-дозатора возвращается в нейтральное положение относительно золотника, цилиндровые гидролинии «L» и «R» запираются, а масло из нагнетательной гидролинии «Р» поступает через каналы в золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает сброс давления в нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 7.
Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 11 обеспечивает устойчивость направления движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при наезде управляемых колёс на неровности дороги или почвы. При нормальных условиях работы, когда насос питания 7 обеспечивает необходимое для поворота направляющих колес давление масла, максимальное усилие, прикладываемое оператором для поворота рулевого колеса, не превышает 30 Н.
Если поток масла от насоса питания слишком мал, или отсутствует (например, при неисправностях дизеля, насоса питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в маслобаке), то при вращении рулевого колеса насос-дозатор 4 выполняет функцию ручного насоса, перекачивая масло из одной полости гидроцилиндра 11 в другую, что обеспечивает поворот направляющих колес.
Усилие на руле, прикладываемое оператором для создания необходимого давления масла в гидроцилиндре 11 при ручном управлении, значительно возрастает, в отдельных случаях до 600 Н.
Технические характеристики ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1
Механизм поворота: гидроцилиндр и рулевая трапеция
Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена на рисунке.
Рис.3. Схема гидравлическая ГОРУ с краном блокировки дифференциала
1 – объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 2 – насос питания ГОРУ; 3 – насос-дозатор; 4 – гидроцилиндр рулевого управления; 5 – датчик аварийного давления масла в ГОРУ; 6 – муфта блокировки дифференциала; 7 – кран блокировки дифференциала заднего моста (с педальным управлением); 8 – гидросистема ГНС; 9 – насос ГНС; 10 – фильтр сливной; Р – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.
Насос-дозатор рулевого управления
Насос-дозатор Беларус МТЗ-82-1, 80-1 – героторного типа с «открытым центром» и отсутствием реакции на рулевом колесе включает в себя корпус 10, качающий узел I, распределитель II, два противоударных клапана 7, предохранительный клапан 6, два противовакуумных клапана 8 и обратный клапан 9.
Героторный качающий узел I состоит из закрепленного на корпусе 10 статора 1 и вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через карданный вал 4. Распределитель II состоит из гильзы 5, набора пластинчатых пружин 11 и золотника 3, соединяемого шлицами с хвостовиком приводного вала рулевой
колонки.
Обратный клапан – обеспечивает функционирование насоса-дозатора в режиме ручного управления в качестве ручного насоса при неработающем насосе питания.
Предохранительный клапан 6 предохраняет насос и гидросистему ГОРУ от перегрузки, ограничивая максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах от 14 до 15 МПа.
Противоударные клапаны 7 (правый и левый) защищают рукава цилиндровых гидролиний от пиковых давлений, возникающих в полостях гидроцилиндра в момент наезда управляемых колёс на препятствия. Давление настройки противоударных клапанов – от 20 до 21 МПа.
Противовакуумные клапаны 8 (правый и левый) предохраняют гидросистему ГОРУ от вакуума и кавитации при срабатывании противоударных клапанов.
Рис.4. Насос-дозатор Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – статор; 2 – ротор; 3 – золотник; 4 – карданный вал; 5 – гильза; 6 – предохранительный клапан; 7 – противоударные клапаны; 8 – противовакуумные клапаны; 9 – обратный клапан; 10 – корпус; 11 – пластинчатые пружины; I – качающий узел; II – распределитель.
Гидроцилиндр рулевого управления
Дифференциальный гидроцилиндр рулевого управления Беларус МТЗ-82.1, 80.1 установлен спереди передней оси или корпуса ПВМ-822 либо сзади корпуса ПВМ-72 и с помощью рулевой трапеции обеспечивает поворот направляющих колес трактора.
Шток гидроцилиндра через конический палец 10 соединен с поворотным рычагом 9 левого колесного редуктора, а корпус гидроцилиндра соединен с кронштейном 13, установленным на корпусе ПВМ.
Гидроцилиндр состоит из корпуса, штока 6, поршня 17, крышки передней 11, гайки накидной 12. Поршень крепится на штоке гайкой 2, которая стопорится кернением пояска в пазы штока 6.
В крышке 11 установлен грязесъемник 13, уплотнения штока 14 и 15 и направляющие кольца 16, исключающие трение штока и крышки. На поршне установлено комбинированное уплотнение 3, исключающее трение поршня и гильзы корпуса.
В проушинах корпуса и штока установлены шарнирные сферические подшипники 1, имеющие каналы на внутреннем кольце для смазки поверхностей трения. Шарниры закрыты от загрязнения втулками 19 и защитными резиновыми чехлами 18.
Смазка шарниров производится через пресс-масленки в конических пальцах 10.
Рис.5. Гидроцилиндр рулевого управления Беларус МТЗ-82-1, 80-1
1 – шарнирный сферический подшипник; 2 – гайка поршня; 3 – уплотнение поршня; 4, 7, 10 – кольца уплотнительные; 5 – корпус; 6 – шток; 8 – кольцо защитное; 9 – винт стопорный; 11 – крышка передняя; 12 – гайка накидная; 13 – грязесъемник; 14, 15 – уплотнения штока; 16 – направляющие кольца; 17 – поршень; 18 – чехол защитный (для цилиндра Ц63); 19 – втулка (для цилиндра Ц63); 20 – кольцо стопорное.
Сигнализация аварийного состояния гидросистемы ГОРУ
В сливной гидролинии «Т» на выходе из насоса-дозатора 4 установлен датчик 6 аварийного давления масла в гидросистеме рулевого управления Беларус МТЗ-82.1, 80.1.
При снижении давления масла в сливной гидролинии ниже 0,08 МПа (по причине отсутствия потока масла из-за недостаточного уровня масла в маслобаке, выхода из строя питающего насоса или обрыва шлангов) датчик срабатывает, и на блоке контрольных ламп загорается контрольная лампа аварийного снижения давления масла в гидросистеме ГОРУ (красного цвета).
Гидрообъемное рулевое управление с корпусом ГУР
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) с насосом-дозатором на корпусе ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.
Рис.6. Гидрообъемное рулевое управление с насосом-дозатором на корпусе ГУР
1 – обратные клапана; 2 – корпус гидроусилителя; 3 – насос-дозатор; 4 – датчик блокировки дифференциала; 5 – насос питания ГОРУ; 6 – гидролиния всасывания; 7 – сошка; 8 – рычаг поворотный; 9 – гидроцилиндр поворота; 10 – кронштейн цилиндра; P – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния
сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого поворота.
ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с насосом-дозатором на корпусе ГУР состоит из насоса-дозатора 3, рулевого гидроцилиндра 9, шестеренного насоса питания 5 с приводом от двигателя, корпуса гидроусилителя 2 и гидравлической арматуры (штуцеров, клапанов, маслопроводов, рукавов высокого давления, шлангов и деталей их крепления).
Масляной емкостью является корпус гидроусилителя 2. Фильтрация масла производится через установленный в корпусе гидроусилителя сливной фильтр (номинальная тонкость фильтрации 80 мкм).
На корпусе гидроусилителя установлен датчик блокировки 4, предназначенный для управления гидравлической муфтой блокировки дифференциала заднего моста трактора.
Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется гидравлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления, соединяющих установленный на корпусе гидроусилителя насос-дозатор 3 и дифференциальный гидравлический цилиндр 9, установленный на корпусе передней оси.
При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 3 происходит сжатие центрирующих пластинчатых пружин и поворот распределительных канавок золотника (золотник через шлицы соединен с валом рулевого колеса) относительно канавок гильзы, в результате чего масло от насоса питания 5 под давлением поступает через дозирующий героторный узел насоса-дозатора 3 в соответствующую полость «R» или «L» рулевого гидроцилиндра 9 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого колеса, а масло из другой полости гидроцилиндра 9 поступает через каналы в золотнике и гильзе в сливную гидролинию «Т» и сливается в корпус гидроусилителя.
При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием центрирующих пластинчатых пружин насоса-дозатора 3 возвращается в нейтральное положение относительно золотника, цилиндровые гидролинии «L» и «R» запираются, а масло из нагнетательной гидролинии «Р» поступает через каналы в золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает сброс давления в нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 5.
Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 9 обеспечивает устойчивость направления движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при наезде управляемых колёс на неровности дороги или почвы.
Если поток масла от насоса питания 5 слишком мал, или отсутствует (например, при остановленном двигателе, при неисправностях двигателя, насоса питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в корпусе гидроусилителя), то при вращении рулевого колеса насос-дозатор 3 выполняет функцию ручного насоса, перекачивая масло из одной полости гидроцилиндра 9 в другую, что обеспечивает поворот направляющих колес.
В сливной гидролинии установлены обратные клапаны 1 исключающие поступление воздуха в насос-дозатор при ручном управлении (при остановленном двигателе, при неисправностях двигателя, насоса питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в корпусе гидроусилителя).
Усилие на руле, прикладываемое оператором для создания необходимого давления масла в гидроцилиндре 9 при ручном управлении, значительно возрастает.
Устройство и принцип работы насоса-дозатора и гидроцилиндра рулевого управления тракторов с установленным ГОРУ с корпусом ГУР аналогично тракторам с установленным ГОРУ.
Регулировка осевого хода поворотного вала:
Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26, заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните его на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.
Комплект рулевого управления предназначен для установки насоса дозатора на МТЗ-82 с передним ведущим мостом.
В комплект установки дозатора на МТЗ-82 с ведущим передним мостом входит:
1. Кронштейн МТЗ для установки гидроцилиндра ЦС-50 102-2301023-01
2. Кронштейн насоса дозатора к ГОРУ МТЗ
3. Рулевая тяга МТЗ с ГОРУ под гидроцилиндр 1220-3003010
4. Рычаг рулевой МТЗ левый с ГОРУ 72-2308075-01
5. Рычаг рулевой МТЗ правый с ГОРУ 72-2308074
6. Гидроцилиндр рулевой МТЗ ЦС 50-3405215 (укомплектован пальцами и штуцерами для подключения РВД.)
7. Насос дозатор НД-160 (Danfoss Orsta Lifum) МТЗ для подключения рулевого вала и штуцерами для подключения.
8. Рукава высокого давления S24*1.5м (РВД) с фитингол под L-90 градусов. (4шт.)
В комплект переоборудования рулевого управления на МТЗ-80 входит :
1. Кронштейн гидроцилиндра ЦС-50 на МТЗ (Ф80-3001011)
2. Рулевая тяга МТЗ усиленная с ГОРУ (1220-3003010)
3. Рычаг рулевой МТЗ левый с ГОРУ (70-3001040-01)
4. Рычаг рулевой МТЗ правый с ГОРУ (70-300104)
5. Гидроцилиндр рулевой МТЗ Ц 50-3405215А (укомплектован пальцами и штуцерами для подключения РВД.)
6. Насос дозатор обьёмом 160 с валиком для подключения рулевого вала и штуцерами для подключения.
7. Рукава высокого давления S24*1.5м (РВД) с фитингом под L-90 градусов (4шт.)
8. Гидробак с кронштейном насос-дозатора к ГОРУ МТЗ.
Схема подключения насос-дозатора
Подключение без крана блокировки: