Как сделать древнерусскую грамоту

Берестяные грамоты

В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу.

По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

Открытие берестяных грамот

Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много (правда, довольно поздних) документов и даже целых книг (в основном старообрядческих), написанных на расслоенной бересте.

Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

А.В. Арциховский

26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов.

Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове – в 1958-м, в Витебске – в 1959-м. В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери – в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

Количество берестяных грамот

Археологическая экспедиция в Великий Новгород – это уже традиция. Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот.

На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом:

Источник

СТАРКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПРОЕКТ

Берестяные грамоты и начало древнерусской письменности (видео, исторический экскурс+фото находок берестяных грамот)

Берестяные грамоты, Великий Новгород

Берестяные грамоты и начало древнерусской письменности

Доктор Филологических наук Алексей Гиппиус о подходах к датировке появления письма на Руси, его назначении и древнейших памятниках древнерусской письменности.

Берестяные грамоты представляют собой, пожалуй, самый своеобразный вид древнерусских письменных источников. Нигде более в славянском мире они не известны и на общеевропейском фоне также выглядят как исключительное явление. Так обстоит дело с внешней точки зрения, если иметь в виду соединение материала, бересты и техники письма твердым заостренным инструментом по эластичной поверхности.

Между тем в функциональном плане как памятники бытового практического письма берестяные грамоты далеко не одиноки и находят много параллелей в разных культурных традициях. Это и японские и китайские мокканы — записи и письма на деревянных табличках, — и клинописная переписка вавилонских и ассирийских купцов, и папирусы бытового содержания из египетского Оксиринха. В Европе же близкие аналоги берестяных грамот представляют, например, записи и письма на тонких деревянных пластинах, которые были найдены при раскопках крепости Виндоланда в Римской Британии.

Наконец, самая близкая по времени аналогия — это так называемый «Бергенский архив» рунических документов, записей и писем на обструганных деревянных палочках, которые были найдены в Норвегии, в Бергене, в том же 1951 году, когда произошло открытие берестяных грамот.

Все эти традиции бытового письма содержат образцы текстов, которые подчас разительно напоминают берестяные письма по содержанию, а иногда и по форме. В то же время каждая из таких традиций обладает своей культурной спецификой. Эта специфика определяется отношением, в котором бытовое письмо находится к корпусу авторитетных для своего времени и региона текстов.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?fit=300%2C231&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?fit=676%2C521&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?resize=676%2C521&ssl=1″ alt=»Берестяная грамота 1951 года, Великий Новгород» width=»676″ height=»521″ srcset=»https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?w=944&ssl=1 944w, https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?resize=300%2C231&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?resize=768%2C591&ssl=1 768w, https://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-1951-Novgorod.jpg?resize=600%2C462&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Берестяная грамота 1951 года, Великий Новгород. Из раскопок Арциховского и Тихомирова

На Руси эти отношения определялись двумя факторами. Одним из них была относительная близость живой восточнославянской речи к церковнославянскому языку как языку литературы. В отличие, скажем, от латыни в средневековых германских странах, церковнославянский язык воспринимался на Руси как высокая разновидность местного языка, это был свой книжный язык. И языковая доступность книжной культуры открывала возможность для распространения письма в быту, обусловливала ту легкость, с которой человек, научившийся читать церковные книги, мог использовать этот навык, для того чтобы, скажем, составить список своих должников или написать письмо жене из дальней поездки.

Вторым фактором был строго конфессиональный, религиозный характер церковнославянской литературы. Алфавит, созданный Константином Философом, был алфавитом миссионерским. Он предназначался специально для записи основных текстов христианского вероучения. И это отличало его, скажем, от латинского и греческого алфавитов, от скандинавского рунического письма. По словам Черноризца Храбра, автора известного трактата «О письменах», славянские письмена «честнейше греческих», поскольку они были созданы святым мужем, а греческие создали «еллины поганые», то есть язычники-греки. Этот ореол сакральности, окружавший славянское письмо, в принципе не должен был способствовать распространению письма в быту. Поскольку распространение в бытовой сфере миссионерского письма, созданного для записи сакральных текстов, — это, вообще говоря, есть не что иное, как его профанация в самом буквальном смысле, со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Есть яркое свидетельство того, что бурный расцвет светского письма вызывал известную озабоченность в церковных кругах. Знаменитый новгородский автор XII века Кирик записал вопрос, который он задал епископу Нифонту: «Не грех ли, владыка, ходить ногами по грамотам, если кто-то, изрезав их, побросает, а слова можно будет разобрать?» Характерно, что Нифонт не нашелся что ответить. Он промолчал, как сказано в одной из редакций «Вопрошания Кирика», что неудивительно, поскольку ему, как просвещенному иерарху, воспитанному на византийской книжной традиции, было, естественно, чуждо представление о сакральности письма как такового. С другой стороны, в это время, в середине XII века, существование помимо церковной книжности бытового светского письма было уже свершившимся фактом.

Откуда же берет начало эта традиция бытового письма на Руси? В каком отношении она находится к книжной кирилло-мефодиевской традиции? На этот вопрос отвечают по-разному, что неудивительно, поскольку от эпохи возникновения славянской письменности древнейшие дошедшие до нас памятники древнерусской письменности отделяет довольно большой интервал. Какой именно? Это вопрос.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-na-Bereste-1951.jpg?fit=300%2C225&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-na-Bereste-1951.jpg?fit=676%2C508&ssl=1″ title=»Грамоты на бересте, 1951 год, из раскопок» src=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-na-Bereste-1951.jpg?resize=676%2C508&ssl=1″ alt=»Грамоты на бересте, 1951 год, из раскопок» width=»676″ height=»508″ srcset=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-na-Bereste-1951.jpg?w=759&ssl=1 759w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-na-Bereste-1951.jpg?resize=300%2C225&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-na-Bereste-1951.jpg?resize=600%2C451&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Грамоты на бересте, 1951 год, из раскопок Арциховского и Тихомирова в Великом Новгороде (Новгородская область, Россия)

Традиционная точка зрения связывает начало русской письменности с крещением Владимира в 988 году и учреждением церковной организации на Руси. Сразу после этого Владимир, согласно «Повести временных лет», послав, стал «поимати дети у нарочитой чади (то есть у знати) и отдавать их в учение книжное».

Вместе с этим параллельно существует и представление, согласно которому Русь знала письмо задолго до своего официального крещения. Я, конечно, не имею в виду «Велесову книгу» или какие-нибудь славянские руны. Это удел воинствующих дилетантов и фальсификаторов. И спорить с этим бессмысленно, можно только игнорировать. А что действительно можно обсуждать — это возможность раннего знакомства Руси с кирилло-мефодиевской традицией.

Действительно, теоретически такая возможность была в ходе первоначального распространения христианства на землях Руси и в ходе торгово-экономических связей с Византией. В этой связи иногда упоминают договоры Руси с греками, дошедшие до нас в «Повести временных лет». Эти договоры, безусловно, ценнейшие аутентичные источники, но дошли они до нас в переводах, сделанных, по-видимому, незадолго до составления самой «Повести временных лет», в 1110-е годы. Поэтому говорить о существовании при дворе Игоря и Святослава канцелярии, пользовавшейся древнерусским или церковнославянским языком, эти тексты никак не могут.

С другой стороны, существует небольшое количество археологических предметов, которые нередко рассматриваются как свидетельство раннего использования письма на Руси в коммерческой и административной сфере. Это в первую очередь знаменитая гнездовская надпись на корчаге, датированная второй четвертью X века, найденная в 1949 году. На корчаге действительно записано славянское слово, скорее всего, «Горун» — имя владельца этого предмета.

Упоминают также печать Святослава Игоревича. Наконец, так называемые новгородские цилиндры — это деревянные цилиндрические бирки, при помощи которых опечатывались мешки с данью. Два таких цилиндра были датированы временем новгородского княжения Владимира Святославича, то есть до 980 года.

Вот, казалось бы, прямое свидетельство того, что традиция бытового и делового письма, представленная в 11 (XI) веке берестяными грамотами, восходит к 10 (X) веку и является продолжением дохристианской традиции.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-Novgorod.jpg?fit=219%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-Novgorod.jpg?fit=449%2C615&ssl=1″ title=»Берестяная Грамота, Новгород» src=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-Novgorod.jpg?resize=449%2C615&ssl=1″ alt=»Берестяная Грамота, Новгород» width=»449″ height=»615″ srcset=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-Novgorod.jpg?w=449&ssl=1 449w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanaya-gramota-Novgorod.jpg?resize=219%2C300&ssl=1 219w» sizes=»(max-width: 449px) 100vw, 449px» data-recalc-dims=»1″ />

Однако при ближайшем рассмотрении фактическая база этого представления оказывается крайне зыбкой. Гнездовская надпись может быть не только славянской, но и греческой. К тому же сама корчага, вполне вероятно, была захвачена или привезена из Причерноморья, и в таком случае надпись является памятником не древнерусской, а болгарской эпиграфики. На печати Святослава Игоревича вообще не читается практически ничего. А новгородские цилиндры были передатированы, и сейчас уже ясно, что они относятся ко второй четверти — середине XI века.

Таким образом, реальных памятников употребления письма на Руси до официального крещения у нас нет.

Совершенно другая картина наблюдается по другую сторону от этого рубежа. Владимир, крестившись, начинает чеканить монету в подражание Византии. На этих монетах появляются надписи «Владимир на столе, а се его серебро».

Вот эти надписи как раз и являются древнейшими памятниками древнерусской письменности. Письмо здесь используется как форма репрезентации новой христианской власти. И такое его использование уже, конечно, заставляет предполагать употребление письма и по основному назначению, то есть в богослужебной книжности. В этом отношении, конечно, историческое значение имела находка в Новгороде восковой псалтыри в 2000 году. Это кодекс на трех деревянных дощечках с сохранившимся на воске текстом псалмов. Археологически датируется первой четвертью XI века. И, судя по некоторым признакам, предмет этот попал в землю в самом начале этого периода, то есть вот перед нами книжность эпохи Владимира.

Но вот что важно: новгородская псалтырь залегала в земле на 30 см глубже слоя, из которого происходят первые берестяные грамоты, а это слой 1030-х годов. То есть это означает, что существовало время, в которое книжная культура уже существовала на Руси, а в быту письмо еще не было распространено.

Чем объясняется этот зазор? Из того, что я уже сказал, ясно, что бытовая письменность Руси XI века не является продолжением тянущейся из X века традиции, но представляет собой побочный продукт развития церковной культуры. Но этот продукт не мог возникнуть сам по себе. Нужно было, чтобы появилась социальная среда, готовая использовать такую форму коммуникации. То есть нужно было, чтобы выросло поколение грамотной элиты, которое выросло уже в христианизированной стране, для которого письменность была уже данностью и которое было готово осознать полезность письма в практической сфере, а не только в сфере церковной.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?fit=300%2C192&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?fit=676%2C432&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?resize=676%2C432&ssl=1″ alt=»Грамоты на бересте, Археология» width=»676″ height=»432″ srcset=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?w=1068&ssl=1 1068w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?resize=300%2C192&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?resize=768%2C490&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?resize=1024%2C654&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?resize=945%2C603&ssl=1 945w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Gramoti-berestyanie-Arheologiya.jpg?resize=600%2C383&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Грамоты на бересте, Археология. Раскопки 1952 года, СССР

По-видимому, у нас есть свидетельство выхода этого поколения на историческую сцену. Под 1030 годом новгородско-софийские летописи сообщают, что Ярослав, вернувшись в Новгород из похода на чудь, собрал от попов и старост 300 детей и отдал их в обучение книгам.

Это поколение новгородских школьников 1030-х годов сыграло в истории русской письменности поистине выдающуюся роль. К нему принадлежал, очевидно, знаменитый поп Упырь Лихой, переписавший в 1047 году «Книгу толковых пророков». К нему относился дьякон Григорий, писец Остромирова Евангелия 1057 года. Но к нему же и принадлежали писцы первых берестяных грамот, а также те новгородские чиновники, которые, собирая дань, опечатывали мешки подписанными деревянными цилиндрами. Это было то поколение, которое, восприняв письмо в стенах храма, вынесло его на улицу.

Но замечательно, что, распространившись в быту, письмо сохраняло связь с породившей его церковной культурой. И самым ярким проявлением этого является то, что многие письма XI–XII веков начинаются знаком креста. Это означает, по-видимому, что для авторов этих писем письмо представляло не просто практическое удобство, но было и формой проявления их христианской идентичности.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?fit=300%2C191&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?fit=676%2C430&ssl=1″ title=»Берестяные грамоты, Великий Новгород» src=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?resize=676%2C430&ssl=1″ alt=»Берестяные грамоты, Великий Новгород» width=»676″ height=»430″ srcset=»https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?w=1026&ssl=1 1026w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?resize=300%2C191&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?resize=768%2C488&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?resize=1024%2C651&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?resize=945%2C601&ssl=1 945w, https://i1.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2020/02/Berestyanie-Gramoti-Velikij-Novgorod.jpg?resize=600%2C381&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Понравился материал? Поддержи развитие проекта

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамотуСТАРКА Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамотуОбщероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция,

и интересных публикаций станет больше!

Источник

Nav view search

Навигация

Искать

Древнерусские берестяные грамоты

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

Берестяные грамоты – важнейший исторический источник.
Берестяные грамоты в основном очень кратки и содержат только самую важную информацию, но она очень важна для нас, т.к. из этих грамот мы узнаём о повседневной жизни средневековых людей. Информация, полученная из берестяных грамот, самая разнообразная: это и частные письма, и деловые записки о взыскании долгов, и челобитные крестьян, и различные завещания, расписки. Писали на берёсте также молитвы, списки поминаний, шутки, загадки, школьные упражнения. Это разнообразие содержания говорит о том, что население Древней Руси было довольно грамотным.

Что из себя представляет берестяная грамота

Берестяна́я гра́мота – это запись на коре берёзы. Найденные археологами грамоты являются памятниками письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяная письменность была известна многим культурам народов мира, но берестяные грамоты средневековой Руси впервые были обнаружены в Великом Новгороде. Целенаправленно искать эти древние ценности начали только в XX в.: с 1930-х годов начала работать Новгородская археологическая экспедиция под руководством А. В. Арциховского – он был первооткрывателем, первым издателем и комментатором берестяных грамот.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

А.В. Арциховский
Записи на коре берёсты делались заострёнными металлическими или костяными стержнями – писа́лами, которые неоднократно находила экспедиция Арциховского. Берестяная грамота № 1 была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе. В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник – «День берестяной грамоты».

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

Берестяная грамота № 1
Затем берестяные грамоты начали открывать и в других регионах: в Смоленске (1952), Пскове (1958), Витебске (1959), Старой Руссе (1966) и др.
Учёные установили, что берёзовая кора как материал для письма стала употребляться на Руси не позднее первой четверти XI в. Широкое употребление её в этом качестве прекратилось в середине XV в. в связи с распространением бумаги.
Бересту использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались обычно на пергаменте. Поэтому обнаруженные археологами берестяные грамоты – это, как правило, выброшенные документы. Обычно берестяные грамоты находят в виде свёрнутого свитка бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры, но иногда и на обеих сторонах. Текст писался в строку, без разделения на слова.

Содержание берестяных грамот

Как мы уже говорили, большинство берестяных грамот являются частными письмами, а поэтому нередко находят лишь отдельные фрагменты, т.к. частную переписку всегда стараются скрыть от посторонних глаз.
А вот берестяная книжечка с записью молитв.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

Берестяная грамота № 419
Интересны детские берестяные грамоты с загадками, школьными шутками, упражнениями, рисунками. Так, известны обнаруженные в 1956 г. учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199-210 и 331. Ему принадлежат также несколько берестяных рисунков без текста.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

Рисунки мальчика Онфима, автора нескольких берестяных грамот (середина XIII в.)
Судя по рисункам, Онфиму было 6-7 лет.
В записях Онфима – упражнения для закрепления пройденного материала, письма к другому мальчику Данилу, молитвы, фрагменты из Псалтыри и др. Записи Онфима – ценное свидетельство начального образования в Древней Руси.

Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть фото Как сделать древнерусскую грамоту. Смотреть картинку Как сделать древнерусскую грамоту. Картинка про Как сделать древнерусскую грамоту. Фото Как сделать древнерусскую грамоту

В минуты отдыха Онфим рисовал. На его рисунках – лошади, воины в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадники, поражающие врага – всё то, что рисуют мальчишки и в наше время.

Что мы узнаём из берестяных грамот о повседневной жизни людей Древней Руси

Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма. Грамотны были и женщины. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), самостоятельно распоряжавшейся деньгами.
Также мы узнаём о том, как питались древние новгородцы, что одевали, об их ремёслах, взаимоотношениях с родственниками, друзьями, о их гостеприимстве, конфликтах.
А вот любовное письмо девушки XI в. (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я недостойная». Конечно, чужие письма читать нехорошо, но эти письма не похищали, не выманивали обманным путём – их просто выбросили.
Большинство берестяных документов с территории Новгородской феодальной республики (из Новгорода, Старой Руссы и Торжка) написано на древненовгородском диалекте. Другие грамоты (из Смоленска, Звенигорода Галицкого, Твери, Витебска, Москвы, Вологды) написаны на древнем говоре данных регионов.
Берестяные грамоты – важный источник при изучении происхождения и развития русского кириллического алфавита. Азбука (абецедарий) представлена на одной из древнейших среди найденных берестяных грамот – берестяной грамоте № 591 (XI в.), обнаруженной в 1981 г., а также на берестяной грамоте № 460 (XII в.), найденной в 1969 г. Славянский алфавит (глаголица либо кириллица) назывался абецедарием.
Уже найдено несколько сотен берестяных грамот. Их считают одним из самых замечательных археологических открытий XX в.
Важно, что берестяные грамоты написаны на родном языке. Русский язык применялся везде: в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, литературных произведениях. Единство народного и государственного языка – большое культурное преимущество Руси перед другими странами Европы, в которых господствовал латинский государственный язык. По этой причине там невозможна была такая широкая грамотность, как на Руси.
Именно берестяные грамоты подтвердили предположения историков о том, что подлинными хозяевами Новгорода были не купцы, а феодалы, которым принадлежали природные богатства: земля, реки, леса. А вот расшифрованные строки о беглом холопе: «От Федора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *