Как сделать древнюю грамоту
Как сделать древнюю грамоту
В сегодняшнем уроке мы делаем грамоту в Фотошопе.
Конечно, можно скачать готовую грамоту в интернете и просто заполнить пустые графы своим текстом, но поиски таких готовых грамот занимает много времени и скачивать большой файл тоже не очень удобно. Поэтому в этом уроке я покажу, как сделать грамоту имея только фон и несколько элементов для украшения, которые легко найти и скачать в интернете.
У меня получилась вот такая грамота для ученика 5 класса:
Итак, приступим к уроку и узнаем, как сделать грамоту в Фотошопе.
Шаг 1
В графе поиска браузера я набрала слова «Свиток грамота фотошоп» и нашла вот такой фон для грамоты:
Сначала необходимо узнать размер фона и для этого выполним команду Изображение-Размер изображения:
В открывшемся окошке необходимо выставить размеры стандартного размера листа А4, который соответствует размерам 21 см и 29,7 см:
Далее я нашла в интернете вот такие элементы для украшения грамоты в формате PNG, которые находятся на прозрачном фоне:
Теперь я буду писать на фоне со свитком слово «Грамота», используя инструмент Текст .
Далее необходимо установить для шрифта вот такие параметры, как показано на скриншоте:
При написании текста необходимо удерживать клавишу SHIFT, чтобы текст был написан заглавными буквами:
Шаг 2
Теперь будем делать этот текст золотым и для этого необходимо открыть окно Стиль слоя. Чтобы открыть окно Стиль слоя достаточно дважды щёлкнуть левой кнопкой мыши по слою с текстом в палитре Слои. В появившемся окне мы будем работать со всеми параметрами, которые отмечены галочками:
Теперь необходимо установить значения каждого параметра в соответствии со значениями, которые указаны на скриншотах:
В результате после выставления всех значений для каждого из параметров Стиля слоя получилась вот такая золотая надпись:
Шаг 3
Затем переходим к файлу с украшениями для грамоты и с помощью инструмента Перемещение перетаскиваем и устанавливаем элементы на поле грамоты и пишем текст, который обычно используется для написания грамот:
Надеюсь, что теперь вас не затруднит вопрос, как создать грамоту в Фотошопе.
Дидактор
педагогическая практика
Как быстро заполнить грамоты и другие документы WORD с помощью инструмента СЛИЯНИЕ
Евгений Голодов,
научный сотрудник Научно-исследовательского центра
внедрения информационно-образовательных технологий
Многие из нас сталкиваются с тем, что учащимся, их родителям нужно выдать большое число грамот, благодарственных писем и т.п.
Как правило, это отнимает у учителя много времени.
Алгоритм таких действий обычно у всех примерно одинаковый:
Все это занимает довольно много времени. Вероятность испортить красивые бланки довольно большая.
Для грамоты на одного учащегося нужно скопировать и вставить примерно четыре поля, каждый раз переходя из одного окна в другое или добирать данные вручную.
Пример фрагмента шаблона грамоты (красным цветом выделены поля, которые нужно заполнять для каждого учащегося).
Данный процесс можно ускорить если для заполнения шаблона использовать инструмент «слияние», который расположен на вкладке «Рассылки» текстового редактора MS Word.
Рассмотрим процесс создание грамоты помощью инструмента «Слияние» более подробно.
Для создания данного шаблона нам необходимо выполнить следующие действия:
Процесс создания шаблона я описывать не буду, так как шаблон вы можете взять любой и подготовить его самостоятельно таким каким он вам нужен.
Рассмотрим следующие действия на примере шаблона грамоты, представленного на первом рисунке.
Красным цветом выделены поля, которые необходимо вводить для каждого учащегося.
Для автоматизации процесса заполнения мы создадим в программе MS Excel таблицу с данными (такую таблицу лучше заранее раздать учителям которые формируют списки учащихся для выдачи грамот, чтобы они заполнили ее и тогда вам останется только настроить поля при слиянии документов).
При создании таблице в первой сроке указываем названия полей
После заполнения таблицы, ее необходимо обязательно закрыть, дать название.
Когда шаблон и список готовы, переходите к процессу слияния. Для этого открываете шаблон в программе Ms Word и переходите в меню «Рассылки»
Нажимаем на стрелочку справа от надписи «Начать слияние» и выбираем пункт «Пошаговый мастер слияния»
В правой части вашего документа откроется окно «Слияние»
Необходимо нажать на ссылку «Этап 1 из 6», затем на ссылку «Этап 2 из 6».
После выполнения этих действий вы окажетесь на закладке «Этап 3 из 6». Далее нажимаете кнопку «Обзор» и выбираете файл с таблицей с данными для заполнения шаблона.
Третий этап мастера «Слияние» пошаговая инструкция.
После того как вы открыли файл с данными, приступайте к расстановке полей в шаблоне. Для этого выделяем поочередно поля которые выделены были в шаблоне красным цветом.
Входите в пункт «Вставить поле слияния» и выбираете нужное вам поле
Вставка полей в шаблон.
После того, как вы вставите в шаблон все поля, документ примет вид, представленный на рисунке.
Вид документа после вставки полей.
Теперь нажимаем на кнопку Просмотреть результаты и с помощью кнопок навигации просматриваем грамоты
Вид документа после включения режима «Просмотреть результаты».
Для печати всех грамот одновременно или заданного диапазона необходимо нажать на кнопку «Найти и объединить» и выбрать пункт «Печать документов». В появившемся окне выбираем вариант действий, например выведем на печать диапазон грамот с 1 по 3
Выводим данные на печать
Указываем диапазон для вывода на печать
Данным шаблоном можно пользоваться многократно.
Только помните, что при каждом открытии программа будет запрашивать у вас выполнить запрос к данным, на запрос необходимо ответить утвердительно.
Запрос на доступ к данным из таблицы MS Excel
Надеюсь данный материал поможет вам сократить временные затраты при работе с подобными документами.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Картины из кожи от Андрея Коробейникова. Да, один восторг. Какие же руки золотые у э.
Брошь из кожи «Пион»» Мастер-класс Замиры Расуловой Пион называют королём цветов за его изыскан.
Техника изготовления картин из кожи. Автор Андрей Коробейников. Андре.
Как сделать хризантему из кожи Решила собрать статьи, в которых описывала, как я делала цвет.
Кожаные мастер-классы. Много! Ко мне уже неоднократно обращался народ с вопросами про кож.
—Фотоальбом
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ.БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ.
Что такое берестяная грамота
Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри.
Первая берестяная грамота
Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
О чём писали древние новгородцы
Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород.
В берестяной грамоте, посланной приказчиком господину, говорится: « Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова».
Среди грамот найдены любовные записки и даже приглашение на интимное свидание. Была найдена записка сестры брату, в которой она пишет о том, что ее муж привел домой любовницу, и они, напившись, бьют ее до полусмерти. В этой же записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за нее.
Берестяные грамоты, как оказалось, использовались не только в качестве писем, но и в качестве объявлений. Так, например, грамота номер 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.
Ценность берестяных грамот, по мнению историков, состоит в том, что в подавляющем большинстве это бытовые письма, из которых можно очень много узнать о жизни новгородцев.
Язык берестяных грамот
Интересным открытием в отношении берестяных грамот стал тот факт, что их язык (письменный старославянский) несколько отличается от того, что привыкли видеть историки. В языке берестяных грамот содержится несколько кардинальных отличий в правописании некоторых слов и сочетаний букв. Есть различия и в расстановке знаков препинания. Все это привело ученых к выводу о том, что старославянский язык был весьма неоднородным и имел множество наречий, которые порой сильно разнились между собой. Подтвердили эту теорию и дальнейшие открытия в области истории Руси.
Сколько всего грамот
Современные исследования
Поиски берестяных грамот ведутся и сегодня. Каждая из них подвергается доскональному изучению и расшифровке. Последние найденные грамоты содержали не письмена, а рисунки. Только в Новгороде археологами было обнаружено три грамоты-рисунка, на двух из них были изображены, по всей видимости, дружинники князя, а на третьей присутствует изображение женских форм.
Загадкой для ученых остается тот факт, как именно новгородцы обменивались грамотами, и кто доставлял письма адресатам. К сожалению, пока на этот счет существуют лишь теории. Не исключено, что уже в XI веке в Новгороде существовала своя почта или хотя бы «служба курьерской доставки», предназначенная специально для берестяных грамот.
Древнерусский язык IX века до христианизации Руси. Берестяные грамоты.
Как учили грамоте в Древней Руси
Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили:
«Красна птица пером, а человек умом», «Голова всему начало», «И сила уму уступает». «Велика бывает польза от учения книжного», –
написал летописец в древней русской летописи. Путь же к книжному познанию начинался с усвоения азбуки. «Сперва Аз да Буки, а потом и науки».
Каждая буква древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. Например, буква «Л» – «люди», буква «П» – «покой», буква «Ж» – «живете». И так со всеми буквами. Эта азбука называлась «Кириллица», в честь своего создателя, просветителя славян святого Кирилла.
Нам сейчас трудно установить, как именно обучали грамоте в Древней Руси, ведь это было много-много лет назад. Но историки, изучая сохранившиеся записи, старинные загадки, пословицы, поговорки, предполагают, как это обучение могло происходить.
Вероятнее всего, лет в 7–10 отдавали детей «мастеру грамоты» (так тогда называли учителя). Один учитель собирал у себя дома около десятка ребят и занимался с ними. Сначала заучивали азбуку. Ученики повторяли хором каждую букву, пока не запоминали. С тех пор сохранилась пословица:
Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Такое «пропевание» азбуки облегчало запоминание.
После букв заучивали слоги. Сначала дети должны были назвать буквы так, как они назывались в азбуке, а потом назвать слог (сочетание букв):
Одновременно с чтением учились писать. Для этого на первых порах использовали деревянную дощечку с четырех¬угольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка:
«Книга – в ней два листа, а середка пуста».
Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Стержень у писала часто делали крученым, чтобы его легче было держать. Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.
Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.
«Мнится, писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело».
Учеными-археологами при раскопках в Новгороде найдены берестяные грамоты, принадлежавшие мальчику Онфиму, который жил больше 700 лет назад. На кусочках бересты Онфим, упражняясь, писал буквы, слоги, слова.
Древнерусская школа С миниатюры 17в
А какие книги использовали для обучения на Руси в старину? Учебными были книги церковные: Часослов и Псалтирь.
Книги писали тогда на пергаменте – по-особому обработанной коже. Если было нужно, «кожаные» страницы можно было использовать многократно: острым ножом соскабливали написанное, и лист снова становился чистым. Надписи на пергаменте были устойчивыми, чернила хорошо впитывались, очертания букв сохранялись даже после нескольких смываний прежних текстов. Эту особенность передает пословица:
«Что написано пером, не вырубить топором».
Но книги, написанные на пергаменте, были дорогими, поэтому учителя часто переписывали отрывки текста из книг на бересту или писали по заказам родителей для детей «малые книжицы».
Про древнерусские книги можно рассказать много интересного. Знаете ли вы, например, такую поговорку: «Прочитать от доски до доски»? Когда так говорят, имеют в виду прочтение книги от начала до конца. А пришла к нам эта поговорка из Древней Руси, где для сохранности, чтобы они не так быстро изнашивались, книги брали в переплет из деревянных досок. Доски иногда обтягивали кожей. Обложку на закрытой книге застегивали металлическими застежками поверх переплета. Доски часто украшали накладками из меди, бронзы, кости. Немало таких металлических и костяных накладок нашли археологи, эти детали сохранялись даже тогда, когда сами книги гибли во время пожаров, наводнений и других происшествий.
Писали книги, как вы уже знаете, на пергаменте. Для этого нужны были чернила. Чернила ученики изготавливали сами из смеси сажи и клея или из наростов на листьях дуба.
На пергаменте писали гусиными перьями. Их перед письмом тщательно обрабатывали: вначале соскабливали с них жир, затем втыкали их в нагретый песок или золу, потом удаляли ненужные перепонки и заостряли перо, после этого расщепляли конец пополам.
Обучение грамоты С миниатюры 17 в
Вот две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них говорится о писале, которым писали на воске и на бересте, в какой – о пере?
Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.
Пять волов одной сохой пашут.
Конечно, первая загадка – про гусиное перо, а во второй «пять волов» – это пять пальцев руки, которые держат писало и, прикладывая усилие, выцарапывают им буквы, будто пашут.
Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.
Гусиное перо при письме часто оставляло кляксы. Их стирали пористым камешком или, пока не засохли… слизывали языком. До наших времен дошла загадка о процессе письма:
«Семя серо руками сеют, языком слизывают».
Существовала и другая сложность – письмо на пергаменте долго не высыхало. Поэтому написанный текст посыпали песком, который тут же впитывал верхний слой чернил. Каждый ученик нес в школу чернильницу и мешочек с песком. Их соединяли шнурком, который надевали на шею. В то время возникла поговорка:
На Руси до прошлого века сохранялся старинный обычай отмечать окончание обучения грамоте общей трапезой – обедом.
Историк И. Забелин обнаружил интересную запись, которая хранилась в личном архиве известного русского актера Михаила Щепкина, который в конце XVIII века обучался в школе по древней методике. Вот этот текст:
«Помню, что при перемене книг, то есть когда я окончил азбуку и принес в школу первый раз Часослов, то тут же принес горшок молочной каши, обернутый в платок, и полтину денег, которая, как дань, следуемая за учение, вместе с платком вручалась учителю. Кашу же обыкновенно ставили на стол и после повторения пройденного на прошлом занятии раздавали учащимся ложки, которыми они хватали кашу из горшка… После окончания Часослова, когда я принес Псалтырь, опять повторилась та же процессия».
Так как ученики переходили к новым этапам обучения в разное время, то таких трапез-обедов в течение года было несколько.
Обычай приношения каши менял положение ребенка среди учеников. Им отмечалось успешное продвижение в учении. Само же приношение учителю каши по тогдашним правилам было формой выражения почтения педагогу.
Но главное – к грамотности относились с благоговением, а учителей своих очень почитали и уважали. Книжное разумение считалось даром Божиим. И потому те, кто стремился овладеть грамотой, а потом и науками, соединяли учение с молитвой. Надеялись на благодатную помощь Божию, а не только на свои силы и искусство учителя.
Если учение шло с трудом, многое у ученика не получалось, всей семьей, пригласив священника, служили молебен Спасителю, Божией Матери и святым – покровителям в учении: Косме и Дамиану, пророку Науму (как раз в те дни конца осени, когда праздновалась Церковью их память, начинался обычно учебный год в старинных русских крестьянских школах). К святым обращались с молитвой, пророка Наума так прямо и просили: «Пророк Наум, наставь дитя на ум». Позже стали молиться о неспособных и нерадивых учениках Преподобному Сергию Радонежскому.
Попросим и мы у Бога вразумления молитвой:
Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая учению, возрастали мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим в утешение, Церкви и Отечеству на пользу.