Как сделать дробь под корнем
Как вынести из-под корня
Вынесение множителя из-под знака корня — это извлечение корня из одного из множителей (числа или буквы), которые находятся под корнем.
Говорят: «Число « 25 » вынесли из-под знака корня».
Рассмотрим подробнее пример вынесения множителя из-под знака корня.
Вынесите множитель из-под знака корня:
Извлечь квадратный корень из « √ 5 » целым числом не получится, поэтому нам остается только извлечь квадратный корень из « √ 16 ».
Обязательно выучите таблицу квадратов чисел от « 1 » до « 15 » и таблицу часто используемых квадратных корней.
Вспомним, чему равен квадрат числа четыре?
Решение примера выше записываем следующим образом.
√ 16 · 5 = √ 16 · √ 5 = 4 · √ 5
Действие выше называют вынесением множителя из-под знака корня. Говорят: «Число « 16 » вынесли из-под знака корня, получив число « 4 ».
Примеры правильного и неправильного вынесения из-под знака корня:
Как вынести множитель из корня с одним числом
Рассмотрим пример, когда под корнем только одно число и по условию задания требуется вынести множитель из-под знака корня.
№ 524 (1) Мерзляк 8 класс
Вынесите множитель из-под знака корня:
Извлечь целое число из квадратного корня « √ 8 » нельзя, так как нет такого целого числа, которое в квадрате давало бы « 8 ».
Обязательно выучите таблицу квадратов чисел от « 1 » до « 15 » и таблицу часто используемых квадратных корней.
Подумаем, на какие множители можно разложить число « 8 », чтобы была возможность вынести один из множителей из-под знака корня. Вспоминаем таблицу умножения.
Число « 8 » — это произведение
« 8 = 4 · 2 ». Теперь можем вынести « 4 » из-под знака корня.
√ 8 = √ 4 · 2 = √ 4 · √ 2 = 2 √ 2
Разберем другие примеры вынесения множителя из-под знака квадратного корня
№ 524 (4) Мерзляк 8 класс
Вынесите множитель из-под знака корня:
Зададим себе вопрос: «На какие множители нужно разложить « 54 », чтобы была возможность вынести один из множителей из-под знака квадратного корня?».
Видим число « 9 ». Подходит, так как « √ 9 = 3 ».
Завершим решение примера вынесением из-под знака корня числа « 9 ».
Извлечь « √ 6 » целым числом невозможно. Поэтому ответ оставляем в таком виде.
№ 524 (5) Мерзляк 8 класс
Вынесите множитель из-под знака корня:
В примерах с числами, которые делятся на « 10, 100, 1000… » и так далее, стоит сразу попробовать разложить число на « 10, 100, 1000… » и второй множитель.
То есть число « 490 » можно разложить на « 490 = 49 · 10 ». Из « 49 » можно извлечь квадратный корень.
Теперь можно вынести « 49 » из-под знака корня.
√ 490 = √ 49 · 10 = 7 √ 10
№ 524 (6) Мерзляк 8 класс
№ 524 (8) Мерзляк 8 класс
√ 108 = √ 54 · 2 = √ 9 · 6 · 2 =
= 3 √ 6 · 2 = 3 √ 12 = 3 √ 4 · 3 =
№ 526 (6) Мерзляк 8 класс
0,4 · √ 250 = 0,4 · √ 25 · 10 =
Завершим пример, умножив десятичную дробь « 0,4 » на « 5 » по правилу умножения десятичной дроби на число.
0,4 · √ 250 = 0,4 · √ 25 · 10 =
№ 526 (8) Мерзляк 8 класс
Умножим дробь «
4 |
9 |
» на число « 3 », которое вынесли из-под знака квадратного корня. Используем правило умножения обыкновенной дроби на число.
4 |
9 |
· √ 63 =
4 |
9 |
· √ 9 · 7 =
4 |
9 |
· 3 √ 7 =
=
4 · 3 |
9 |
· √ 7 =
4 · 3 |
9 3 |
· √ 7 =
4 |
9 |
· √ 63 =
4 |
9 |
· √ 9 · 7 =
4 |
9 |
· 3 √ 7 =
=
4 · 3 |
9 |
· √ 7 =
4 · 3 |
9 3 |
· √ 7 =
4 |
3 |
· √ 7 =
Как вынести десятичную дробь из-под знака корня
В уроке «Как извлечь квадратный корень из дроби» мы разбирали, каким образом извлечь квадратный корень из десятичной дроби. Например, извлечение квадратного корня из десятичной дроби « √ 0,25 ».
Тот же самый метод используется при вынесении десятичной дроби из-под знака корня.
№ 524 (10) Мерзляк 8 класс
Вынесите множитель из-под знака корня:
Разложим десятичную дробь на произведение множителей, чтобы потом была возможность вынести один из множителей из-под знака корня.
Подберем десятичную дробь, на которую делится « 0,48 », из которой потом можно извлечь квадратный корень.
Например, « 0,16 ». Десятичная дробь « 0,48 » делится на « 0,16 » нацело.
Извлечь квадратный корень из « √ 0,16 » по правилу нахождения квадратного корня из десятичной дроби.
Завершим пример вынесением « 0,16 » из-под знака корня.
Примеры вынесения десятичной дроби из-под знака квадратного корня
№ 524 (9) Мерзляк 8 класс
Вынесите множитель из-под знака корня:
№ 526 (7) Мерзляк 8 класс
Вынесите множитель из-под знака корня:
−2 · √ 0,18 = −2 · √ 0,09 · 2 =
Как вынести букву из-под знака корня
При вынесении из-под знака квадратного корня множителя в степени (буквы или числа) степень делится на « 2 ».
Рассмотрим примеры вынесения буквы в степени из-под корня.
№ 347 (2, 4) Колягин (Алимов) 8 класс
Вынести множитель из-под знака корня (буквами обозначены положительные числа).
2) √ 2x 2 = x
2 |
2 |
√ 2 = x √ 2
4) √ 3a 6 = a
6 |
2 |
√ 3 = a 3 √ 3
В более сложных примерах требуется вынести и числовой множитель, и букву в степени из-под корня.
№ 348 (2) Колягин (Алимов) 8 класс
Вынести множитель из-под знака корня (буквами обозначены положительные числа).
Вначале отдельно вынесем буквенный множитель из-под корня.
Теперь разложим число « 75 » на множители, один из которых можно вынести из-под знака квадратного корня.
Число « 75 » явно делится на « 5 ». Проверим, можно ли число « 75 » разложить на квадрат числа « 5 2 = 25 ».
Завершим пример, вынеся число « 25 » из-под знака корня.
√ 75a 2 = a
2 |
2 |
· √ 75 = a √ 75 =
№ 549 (2) Мерзляк 8 класс
Не всегда удается сразу вынести букву в степени из-под знака корня. В данном примере степень « 9 » не делится нацело на « 2 ».
Вспомним из урока «Свойства степени» правило произведение степеней с одинаковым основанием.
Свойство работает и в обратную сторону.
Вернемся к нашему примеру. Разложим « y 9 » на множители со степенями так, чтобы одна из степеней нацело делилась на « 2 ». Представим степень « 9 » как сумму чисел « 9 = 6 + 3 ».
Используем свойство произведения степеней с одинаковым основанием в обратную сторону и разложим « у » на множители.
Как внести под знак корня
Внести множитель под знак квадратного корня — значит возвести множитель во вторую степень (в «квадрат») и поместить его под знак корня.
При внесении множитель умножается на подкоренное выражение.
7 √ 2 = √ 7 2 · √ 2 = √ 7 2 · 2 =
Рассмотрим на различных примерах, как вносить множитель под корень.
№ 527 (2) Мерзляк 8 класс
Внесите множитель под знак корня:
Возводим « 3 » во вторую степень и вносим под знак корня: « √ 3 2 ».
Обязательно выучите таблицу квадратов чисел от « 1 » до « 15 » и таблицу часто используемых квадратных корней.
Замена « 3 = √ 3 2 » возможна, так как извлечение квадратного корня и возведение в квадрат — это взаимно обратные друг другу действия.
3 √ 13 = √ 3 2 · √ 13 = √ 3 2 · 13 =
Кратко внесение множителя под знак корня записывают следующим образом:
3 √ 13 = √ 3 2 · 13 = √ 9 · 13 = √ 108
Говорят: «Множитель « 3 » внесли под знак корня, получив « 9 ».
Примеры внесения множителя под знак корня
№ 350 (3) Колягин (Алимов) 8 класс
Внести множитель под знак корня:
2 ·
|
|
+
1 |
2 |
· √ 28 ;
Заменим « 2 » и «
1 |
2 |
» их квадратами под знаком квадратного корня.
2 ·
|
|
+
1 |
2 |
· √ 28 =
= √ 2 2 ·
|
|
+
| (
) 2 |
· √ 28 = …
2 ·
|
|
+
1 |
2 |
· √ 28 =
= √ 2 2 ·
|
|
+
| (
) 2 |
· √ 28 =
=
| 2 2 ·
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
=
| 4 ·
|
+
| (
) 2 · 28 |
= …
Умножим « 4 » на дробь «
1 |
2 |
» по правилу умножения дроби на число.
2 ·
|
|
+
1 |
2 |
· √ 28 =
= √ 2 2 ·
|
|
+
| (
) 2 |
· √ 28 =
=
| 2 2 ·
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
=
| 4 ·
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
=
|
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
= √ 2 +
| (
) 2 · 28 |
= …
Возведем в квадрат дробь « (
1 |
2 |
) 2 » по правилу возведения дроби в квадрат.
2 ·
|
|
+
1 |
2 |
· √ 28 =
= √ 2 2 ·
|
|
+
| (
) 2 |
· √ 28 =
=
| 2 2 ·
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
=
| 4 ·
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
=
|
|
+
| (
) 2 · 28 |
=
= √ 2 +
| (
) 2 · 28 |
=
= √ 2 +
|
· 28 |
=
= √ 2 +
|
· 28 |
=
= √ 2 +
|
|
= √ 2 + √ 7
Внесение отрицательного множителя под корень
При внесении отрицательного числа под знак квадратного корня минус всегда остается перед знаком корня.
Запомните правило: «При внесении отрицательного множителя> под знак квадратного корня минус всегда « остается за бортом! ».
№ 527 (4) Мерзляк 8 класс
Внесите множитель под знак корня:
Прежде чем вносить число « 10 » под знак корня, отдельно запишем знак минуса « − » как умножение на « −1 ».
Теперь внесем только положительное число « 10 » под знак корня, возведя его в квадрат. Знак минуса оставляем перед квадратным корнем.
− 10 √ 14 = (−1) · 10 √ 14 =
= (−1) · √ 10 2 · 14 =
= (−1) · √ 100 · 14 =
= (−1) · √ 1400 = …
Обычно умножение на « (−1) » заменяют знаком минуса впереди, так как смысл от этого не меняется.
− 10 √ 14 = (−1) · 10 √ 14 =
= (−1) · √ 10 2 · 14 =
= (−1) · √ 100 · 14 =
= (−1) · √ 1400 =
Кратко решение примера записывают следующим образом:
−10 √ 14 = − √ 10 2 · 14 =
= − √ 100 · 14 = − √ 1400
№ 528 (8) Мерзляк 8 класс
Внесите множитель под знак корня:
При внесении отрицательных дробей под знак корня, знак минуса также остается перед квадратным корнем.
−
1 |
3 |
√ 18p = (−1) ·
1 |
3 |
√ 18p =
= (−1) ·
| (
) 2 · 18p |
=
= (−1) ·
|
· 18p |
=
= (−1) ·
|
· 18p |
=
= (−1) ·
|
|
=
= (−1) · √ 2p = − √ 2p
Внесение буквы под знак корня
При внесении буквы под знак квадратного корня эта буква возводится во вторую степень.
Если буква уже находится во второй степени, то ее степень умножается на « 2 » по правилу возведения степени в степень.
= √ b 2 · 2 · √ 7 = √ b 4 · √ 7 =
= √ x 3 · 2 · √ y = √ x 6 · √ y =
№ 351 (3) Колягин (Алимов) 8 класс
Внести множитель под знак корня (буквами обозначены положительные числа):
a ·
|
|
;
Запишем букву « a » в виде ее квадрата под знаком квадратного корня « √ a 2 ».
a ·
|
|
= √ a 2 ·
|
|
= …
По свойству произведения квадратных корней запишем их умножение под одним знаком корня.
a ·
|
|
= √ a 2 ·
|
|
=
| a 2 ·
=
|