Как сделать дымковская игрушка поэтапно
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс
Елена Никитаева
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс
При изучении фольклорных игрушек из глины мы использовали разные формы работы- лепили хлудневскую игрушку из полимерной глины, рисовали филимоновскую и дымковскую, читали сказку про каргопольскую, защищали детские проекты. А вот при изучении дымковской игрушки я решила показать детям этапы ее изготовления, используя пластилин., имитируя в конечном итоге глину. Причин выбора пластилина несколько- дороговизна полимерной глины, ее свойства пачкать руки при работе, желание использовать старый пластилин (неиспользованные цвета в старых пачках). Конечно, ребята к этому времени уже знали о дымке и глине, сами пробовали изготавливать игрушки из глины, поэтому все этапы работы вызвали у них особенный интерес.
Условно разделим работу на два этапа: 1- изготовление основы- игрушки, имитирующей глиняную и 2- ее роспись.
Материалы,которые потребуются на 1 этапе:
1. Отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и заполняем ее сжатой бумагой для придания твердости и формы юбки. Использование бутылки позволит сэкономить количество пластилина.
2. Обмазываем получившуюся основу пластилином.
3. Изготавливаем детали туловища, головы, рук, соединяем их с основой.
4. Скатываем тонкий жгутик для оборок, бантиков, кокошника
5. Карандашом или круглой палочкой раскатываем его в плоскую ленту
6. Изготавливаем из ленты бантики, кокошник, оборки
7 заостренным концом карандаша формируем волну нужной формы на оборках
8. Стекой формируем кисти рук
9. Изготавливаем из тонких жгутиков косу и украшаем ее бантами
10. Скатываем цилиндрик и формируем из него спеленутого ребенка в руки, карандашом формируем у него лицо
11. Украшаем кокошник скрученным жгутиком
12. Смешиваем ПВА с белой гуашью и в несколько слоев покрываем изделие, предварительно припудрив крахмалом для обезжиривания поверхности. 1-2 дня сушим. Первый этап зхакончен.
Для второго этапа (росписи)нам понадобятся:
ватные палочки, гуашь, клей ПВА для смешивания с красками (чтобы они не пачкались и не смазывались,подкладной лист, баночка для смешивания красок с ПВА,кисточки, круглые поролоновые штампы.
1. Штампом наносим большие голубые круги
2. Кисточкой красим в тот же цвет воротник и оборки
3. Ватной палочкой штампуем маленькие кружки по краям крупных синим цветом
4. Желтой краской кисточкой раскрашиваем кокошник, косу
5. Ватной палочкой штампуем кружки по центру больших голубых, между ними, горошек на фартуке
6. Красной краской рисуем пояс,края пеленок, манжеты, окантовку кокошника, синей- банты на косе.
7. Высушиваем. Поделка готова.
Мастер-класс по пластилинографии «Цветы из пластилина» Работа с пластилином хорошо влияет на развитие ребенка. Занятия по лепке улучшают память, внимание, развивают мелкую моторику рук, которая.
«Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс Предлагаю Вам вариант изготовления космонавта из пластилина и фольги ко Дню Космонавтики. Необходимый материал:Пластилин. Фольга. Зубочистки.
Мастер-класс из пластилина «Мостик» Задачи: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 брёвнышек и созданию весенней композиции (ручеёк, мостик, цветы). Учить выравнивать.
Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.
Мастер-класс по лепке милиционера из пластилина В этом творческом уроке я хочу показать вам способ лепки милиционера из пластилина. Нам понадобится бежевый, синий,немного серого, черного.
Мастер-класс по лепке розочек из пластилина Здравствуйте,уважаемые и дорогие коллеги! Как и обещала в предыдущем блоге,выкладываю мастер-класс по лепке розочек из пластилина. Если.
Мастер-класс по лепке собачки из пластилина Здравствуйте, дорогие соседи и коллеги) Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по лепке собачек из пластилина. Такую собачку можно слепить.
Мастер-класс «Изготовление дымковской лошадки»
Галия Семешко
Мастер-класс «Изготовление дымковской лошадки»
Шаг 1. Замешивание глины.
Берем глиняный кусок глины, замачиваем в небольшом количестве воды. Ставим миску с глиной на 3-4 дня. Затем замешиваем глину. Если глина ещё вязкая и липнет к рукам, её надо завернуть в мокрую ткань и отложить ещё на 2-3 дня. За эти дни влага уйдёт из глины и можно приступать к работе.
Шаг 2. Лепка игрушки.
Берём комок глины, который помещается в кулачок. Раскатать его в толстый валик. Делим его на 4 части. Четвертую часть отрезаем от большего куска.
Теперь формируем туловище и голову. Применяем приём вытягивание и приглаживание.
Прикрепляем голову к туловищу, при этом приглаживая глину.
Осталось сделать из тонких валиков гриву и хвост, применяя приём прокручивания 2-х валиков.
Прикрепляем гриву и хвост, слегка обмакивая мокрой кисточкой в местах крепления.
Шаг 3. Просушивание игрушки.
Поставить игрушку в хорошо проветриваемое и теплое помещение на 3-4 дня.
Шаг 4. Покраска и роспись глиняной лошадки.
Я беру обыкновенную белую гуашь и клей ПВА в пропорции 1х1, крашу игрушку в белый цвет.
Затем как гуашь высохнет выполняю роспись дымковским узором (кружочки, полоски, точки).
Вот такая красота получается. Творческих вам успехов. Спасибо за внимание.
«На лошадке я скачу, скачу, скачу…». Мастер-класс по изготовлению деревянной лошадки на палочке Кажется, что лошадки на палке существовали всегда. И это невольно заставляет задуматься. Среди игрушек, созданных для детей нашими предками,.
Мастер-класс «Изготовление гвоздик к 9 мая» Конспект проведения мастер-класса для родителей 1 младшей группы Цель: Развивать навыки сотрудничества. Знакомить родителей.
Мастер-класс «Изготовление кукол из ниток» Для работы потребуется: тонкие прочные шерстяные нитки, ножницы, картон. 1. Туловище – нарезаем (наматываем на картон, затем разрезаем.
Мастер-класс «Изготовление лэпбука по ПДД» Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука по ПДД. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка,.
Мастер-класс «Изготовление стендов для ДОУ» Мы знаем, что оформление групповых помещений имеет большое значение в нашей работе. Сейчас в продаже есть всё необходимое, чтобы создать.
Мастер-класс по росписи деревянной лошадки Издревле на Руси к лошади относились с любовью и даже почитанием все: крестьяне, воины, русские князья. Воспитатель: Послушайте и отгадайте,.
Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина» Я хочу задать вам вопрос- что вы делаете со старым пластилином? Чаще всего мы просто выбрасываем старый, использованный, грязно-серый материал.
Презентация «Изготовление дымковской игрушки детьми разновозрастных групп» Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерческие.
Дымковская игрушка из пластилина: как сделать сказку
Что такое дымковская игрушка
Дымковская, или вятская, игрушка — яркий образец народного творчества. Эти расписные глиняные фигурки стали символом Вятского края, вобрав в себя всю жизнерадостность и самобытность русского народа. Здесь нет места невыразительности и блеклости. Каждая игрушка как праздник — такая же яркая и красочная. Она настолько популярна и узнаваема не только на родине, но и за ее пределами, что может соперничать с другой исконно русской игрушкой — матрешкой.
История
Родилась она более четырех столетий назад в слободе Дымково в пригороде Вятки. По приказу царя Иоанна III, здесь расселяли рабочий люд из северных областей России. Немало было среди переселенцев мастеровитых ремесленников. Много товаров производили они, но визитной карточкой слободки стала именно колоритная игрушка из глины.
Праздник Свистуньи
Кто бы мог подумать, что своим рождением эта полная жизни фигурка обязана трагическому событию, случившемуся в далеком 1418 году. Хлынов, как тогда называлась Вятка, был атакован удмуртами. Оказавшиеся в осадном положении горожане отправили гонцов к устюжанам с мольбой о помощи. Соседи откликнулись и не преминули отправить отряд на подмогу осажденным. Да только получилось не так, как ожидали обе стороны. Подмога подоспела к городским стенам глубокой ночью, к тому же подошла не с стой стороны, откуда ее ожидали. Приняв союзников за врага, местная дружина оказала жестокое сопротивление «противнику». В этой братоубийственной бойне полегло около четырех тысяч вятичей и устюжан.
В память о погибших был установлен ежегодный праздник Свистопляски, или Свистуньи, приходящийся, как правило, на четвертую субботу от Пасхи. Отмечался он с размахом: устраивались кулачные бои, разворачивались ярмарки, а по склонам Раздерихинского урочища катались глиняные шары. Поминальные мероприятия сопровождались песнями и свистом. Также непременным атрибутом празднества стали глиняные женские фигурки, символизирующие вдов, оставшихся после той трагедии.
Со временем стерлись из памяти печальные события, забылось ритуальное значение праздника. Канули в небытие кулачные бои и массовые гулянья, но осталась неповторимые глиняные игрушки — «дымка».
Описание
Вятская игрушка представляет собой глиняную фигурку росточком около 25 см. В отличие от прочих подобных изделий, «дымка» лепится не из монолитного куска глины, а создается по частям. Например, лепка женских персонажей начинается с юбки-колокола, затем к ней крепится торс и только потом на шею насаживается голова. Завершив работу с крупными элементами, мастера приступают к проработке мелких деталей: носика, прически, головного убора и прочего.
Для творчества вятские мастера берут местную красную глину. Ее соединяют с мелким речным песком. Добавляют воду и хорошенько вымешивают. Из полученной смеси лепят статуэтки, которые после просушки обжигают в специальных печах. Обожженные заготовки покрывают побелкой и только после этого приступают к росписи.
Вдохновлялись автора бытовыми сюжетами, потому их персонажи понятны и знакомы каждому. Чинные барыни, нарядные барышни, лихие всадники, веселые мужички, бравые кавалеры, домашние животные и птицы, лесные звери и сказочные герои.
Сюжетные игры
Среди одиночных фигурок нередко встречаются целые тематические композиции, иллюстрирующие сцены быта или сюжеты народных сказок.
Так, можно встретить героев «Репки»: деда, бабу, их внучку Машу, а также собаку Жучку, кошку Мурку и серую мышку. Или Емелю из сказки «По щучьему велению». И даже старика из пушкинской поэмы «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Отдельные куклы можно объединить в целый рассказ. Например, встреча и благословение молодых перед венчанием. Тут есть и родители с иконами, и молодожены на тройке, и гости, и музыканты. Даже церквушка из глины слеплена в традиционном для этих мест стиле.
Узоры
Относительно росписи кукол у мастеров народного промысла существуют определенные правила и каноны. В росписи фигурок людей и животных ключевую роль играет цвет, вернее, его значение. Прежде всего используются контрастные сочетания насыщенных оттенков малинового, красного, зеленого, желтого, оранжевого, синего и голубого цветов. Черный тоже допускается, но лишь в малых количествах, чтобы не лишать фигурку яркости.
В народном представлении зеленый символизирует жизнь, землю, поле, природу в целом. Белый связывали с нравственной и духовной чистотой, считали отображением добра и правды. Черный традиционно обозначал траур, зло, кривду. Красный — олицетворение красоты, здоровья, силы и славы, а также символ огня и солнца. Голубой отождествлялся с небом, синий — водой. Также для декора широко применяется поталь.
Раскраска статуэток — процесс поэтапный, где очередность шагов творца выверена веками. Остывшую после обжига фигурку полностью покрывают белилами, состоящими из молока и толченого мела. После того, как побелка высохнет, приступают к разрисовыванию. Начинают работу с росписи крупных элементов, затем приступают к узорам. Орнамент состоит из больших кругов, колец, точек, волнистых и прямых линий. Сам рисунок часто построен на соединении контрастных цветов, и от этого куклы получаются яркими и запоминающимися.
Форма элементов орнамента и их сочетание наводят на мысль о том, что ранее каждому их них отводилась роль некого оберега. Вятским куклам присуще использование символов, обозначающих стремление народа к красоте, здоровью, славе и правде. Здесь можно встретить солярные, или солнечные, знаки. Это круги с пересекаемыми линиями.
Лунные символы представляют собой крестообразное пересечение двух прямых с точками по углам. Изображение кружочка с точкой или их чередования символизирует семя или зарождение новой жизни.
Ромб — знак плодородия и плодовитости. Двумя параллельными линиями обозначалась земля, добавление волнистой линии с точками по обе стороны символизировала засеянную пашню. Сочетание прямой и волнообразной линий — это небо.
В рисунках зашифровывали также пожелание всех благ, изображая на игрушке всевозможные растительные элементы: цветы, ягоды, листочки.
Формы
Формы кукольных персонажей такие же плавные и округлые, как и узоры них. Здесь нет острых углов, нет ломаных линий. Только плавные переходы из одной плоскости в другую. Словно отображение неспешной и размеренной жизни в глубинке, где люди привыкли жить без резких перемен.
Особенности создания статуэток также наложили свой отпечаток на внешний вид миниатюрных скульптур. Все фигурки монолитны и монументальны. И у каждой группы есть свои схожие черты. Например, такие герои, как лошадь, козел, олень, собака, кошка или свинья по форме туловища очень похожи между собой, отличаются лишь формой ушей и рогов. Все животные персонажи имеют коротенькие, устойчивые конечности. Птицы (индюк, петух, курица), напротив, часто лап не имеют вообще, их роль выполняют конусообразные подставки.
Фигуры людей имеют расширяющиеся к низу очертания. Барыни все сплошь в кринолинах, а кавалеры, по большей части, верхом. Причем оседлать они могут не только коня, но и козла, оленя, даже свинью. Если же мужичок попался безлошадный, то он либо сидит на пне, либо уверенно стоит крепенькими ножками на подставке. Такие формы диктует технология изготовления — так удается избежать проседания корпуса изделия под собственным весом во время сушки.
Характерные особенности росписи животных
Каждому герою присущи свои приемы росписи. Животные традиционно расписываются очень ярко, даже фантастично. Индюк обязательно имеет пышный разноцветный хвост, конь непременно окажется в голубых кругах-яблоках, козел и баран щегольнут золоченными рогами, а у уточек крылья больше напоминают цветастые оборчатые передники.
Расписываются фигурки по определенной системе. Прежде на грудь наносится широкая полоса, а после от груди к бокам рисуются более узкие. Затем тонкие линии пересекаются вертикальными полосами — выходит клетчатый рисунок. Роспись коньков, как правило, представляет собой сочетание вертикальных линий разной ширины и цветных горошин, точек и кругов, основанных на контрастных сочетаниях тонов. Роспись козликов, оленей, баранов сходна с раскраской коней, отличаясь лишь наличием рогов соответствующей формы.
Птицы расписываются аналогично, основными элементами орнамента здесь тоже являются сочетания точек, кругов и линий. Разукрашивать фигурки начинают с груди, после переходят к крыльям и хвосту. В конце прорисовывались тонкие и мелкие детали.
Завершающим этапом декорирования было золочение отдельных элементов. Для этих целей мастерами широко использовались сусальное золото и патина. Тончайшие пластинки осторожно нарезались на мельчайшие квадратики, треугольники и ромбики. Полученные геометрические фигуры крепились к игрушке с помощью яичного белка.
Настоящие дымковские росписи
Изначально инструментами ремесленников были остро заточенные лучины и обрезанные палочки разного диаметра с накрученными на концах тряпицами. Темперные краски готовились в домашних условиях: их разводили уксусом, перекисшим квасом, растирали с яйцом.
Сегодня в арсенале мастеров множество красок: от специальных для росписи керамики до обычных акриловых и гуаши. Изменились и инструменты. Теперь рисунок наносят не палочками-лучинками, а кистями из ворса белки и хорька. Для долговечности современные игрушки лакируют.
Современное производство
В наш техногенный век процесс создания дымковский игрушки, к счастью, не автоматизировался и не превратился в конвейерную штамповку. До сих пор лепка и роспись фигурок выполняется только вручную согласно четырехсотлетним канонам. Далеко не всем удается постичь все азы народного промысла. Но те, кто проявляет усердие и терпение, чтобы дойти этот путь до конца, становятся настоящими профессионалами своего дела. Их творения имеют неповторимый шарм, и в каждом легко узнается почерк создателя.
Как и 400 лет назад, лепка и роспись остаются сугубо женской профессией. И несмотря на то, что эти фигурки утратили свое ритуальное значение, они и сегодня воплощают в себе душевной щедрости, доброты и неисчерпаемого жизнелюбия русского народа.
Изготовление в сад и школу
Из-за своей простоты данная игрушка смело может использоваться для детского творчества. Занятие лепкой развивает мелкую моторику детей, а роспись помогает в формировании эстетического вкуса. Например, замечательное занятие предлагает для воспитанников старших групп ДОУ мастер презентации Ланцова Вера Львовна.
Детям младшего возраста для работы подойдут фигурки животных. Рисовать узоры можно как кисточками, так и пальчиками, что непременно приведет малышню в восторг.
Ребятам постарше под силу будет выполнить фигурки, изобилующие мелкими деталями. Такая детская поделка украсит любую комнату.
Самым сложным считается создание жанровых сценок.
Процесс изготовления дымковской игрушки
Дымка, как и другие образцы народного творчества, производится в соответствии правил, устоявшихся со времен ее возникновения. Она имеет присущие только ей черты, такие, как отбеливание и красочная роспись.
Сырье для ее изготовления добывалось прямо тут, в окрестностях Дымкова. Местную глину копали, измельчали, соединяли с белым речным песком, а затем добавляли воду и долго месили до однородности. Так как последнее руками было сделать непросто, то зачастую это делали ногами.
Сегодня мастера избавлены от этого трудоемкого процесса. Весь подготовительный этап сейчас механизирован. Готовая глиняная смесь поступает в мастерские в десятикилограммовых полиэтиленовых упаковках.
Как лепить
Каждая статуэтка от начала и до конца выполняется одним человеком. Ранее большая часть времени уходила на подготовительный этап, теперь львиная доля усилий отводится именно лепке.
Куски подготовленной глины разделяют, каждую часть скатывают в шарик. Из них делаются отдельные части фигурок. Отличительная особенность дымки в том, что она состоит из нескольких частей. Для того, чтобы соединить части между собой, их смачивают водой, затем места соединения заглаживают.
В первую очередь принимаются за изготовление основных элементов. А затем приступают к украшению, добавляя мелкие детали — шляпки, кокошники, сумочки, корзинки, косички и так далее.
Сушка и обжиг
Готовую заготовку обязательно нужно высушить. Сушка происходит на воздухе и длится от 3 до 5 дней в зависимости от температуры окружающей среды.
Далее следует обжиг. Раньше эту процедуру производили в русских печах. Фигурки ставили прямо на дровяную закладку или на металлический противень и отправляли в топку. Там глина разогревалась и начинала излучать ровное красное свечение. На этом обжиг завершался, игрушки оставляли остывать вместе с печью.
Сегодня для обжига применяются муфельные печи, температура в которых достигает +1000 °С. При такой температуре глина обретает высокую прочность. Игрушки в печах обжигают партиями. Таким образом, экономия времени мастера никоим образом не сказывается на его производительности.
Побелка
После обжига заготовка приобретает характерный для керамики терракотовый цвет. Поэтому перед росписью заготовку требовалось отбелить. Изначально для этих целей использовали молочно-меловую суспензию. Сегодня ее успешно заменили темперными белилами.
Роспись
Роспись — завершающий этап творчества.
Раньше цветовая гамма, доступная мастерам, была довольно скудной. Она включала лишь основные цвета. Для ее производства использовались яйцо, сажа, фуксин и хром. Такие краски имели приглушенное звучание. Сегодня для того, чтобы разрисовать фигурки, используются акриловые краски.
Всевозможные кисти отрывают мастерицам неограниченные возможности в части росписи.
Для придания игрушкам праздничного вида раскрашенную игрушку украшают поталью и кусочками сусального золота.
Мастер-класс барыни
Осваивать лепку дымки лучше с пластилиновых фигур. Этот знакомый всем материал обладает достаточной пластичностью, но при этом не требует дополнительной сушки и обжига. Интересным в этом плане станет создание образа барыни.
Материалы и инструменты
Для творчество нет необходимости бежать за новой упаковкой пластилина. Подойдут кусочки уже бывшего в употреблении материала.
Для творчества понадобятся:
Процесс
Работа начинается с юбки:
Итак, основа игрушки готова.
После того, как основная работа завершена, приступают к декорированию. Для того, чтобы получить характерные для дымки воланы и рюши, пластилин скатывают в длинные валики, которые затем разминаются в тоненькие плоские ленты. Полученные ленты красивыми складками укладывают по подолу юбки, из них формируют баски, манжетки или рукава-крылышки, ими украшают фартушки и шляпки.
Немаловажным элементом является прическа барышни. Для кос скатываются тонкие жгутики, соединяются попарно и переплетаются. Импровизированные косы можно уложить вокруг головы короной или перекинуть через плечо на грудь. Если на голове куколки планируется шляпка, то вся прическа может состоять из кокетливых завитушек, выглядывающих из-под полей головного убора.
О головном уборе стоит поговорить отдельно. Кроме уже упоминавшейся шляпки, женская фигурка может быть наряжена в кокошник, чепец или косынку.
Завершающим этапом лепки барышни является оформления кукольного личика. Оно состоит из мелких кружочков. Из одного необходимо слепить курносый носик, еще два станут щечками, и, наконец, из последней лепешки вырисовывается ротик.
Дополнительным украшением барыни могут быть различные предметы: сумочки, корзинки, зонтики. Крестьянка, как правило, изображалась с коромыслом или домашней птицей. Фигурка нянюшки или кормилицы обязательно будет с фигуркой младенца на руках.
После того, как заготовка будет полностью готова, ее тщательно обсыпают мукой и покрывают двумя слоями белой краски.
Следующий слой краски наносят только после полного высыхания предыдущего.
Узоры
Разрисовывают заготовку в традициях вятской росписи. Сначала расписывают крупные детали, после переходят к более мелким. На подоле юбки узор распределяется таким образом, чтобы оставалось достаточно незакрашенного места.
Ниже приводится картинка примерной росписи барышни-крестьянки.
На заготовку наносится эскиз будущего рисунка.
Широкой кистью на подоле рисуются большие кольца красного цвета. Затем разукрашивается блуза куклы, зонтик. После этого тоненькой кисточкой окрашиваются волосы и головной убор.
После того, как все масштабные работы закончены, следует приступить к мелким прорисовкам. Ватной палочкой в центре кругов наносятся желтые точки. Такой узор символизирует солнце и процветание. Между кольцами той же ватной палочкой ставятся зеленые точки. Тонкой кистью точки попарно соединяются волнистыми линиями. Такой узор символизирует зарождение новой жизни и продолжение рода. Расположенные вдоль оборки голубые точки олицетворяют семена, брошенные в землю.
После росписи юбки перейти к личику. Лицо у барыни рисуется просто. Две черные дуги и пара черных точек — это глаза и брови, носик — тоненькая черточка. Завершают роспись яркие щечки и губки.
Финишным этапом становится имитация потали. Золоченную фольгу нарезают ромбами и приклеивают на подол с помощью клея ПВА.
Мастер-класс лошадки
Для совместного творчества с ребенком подойдет лепка лошадки в стиле дымки. Глину для лепки можно приобрести в магазинах, специализирующихся на продаже материалов для творчества.
Материалы и инструменты
Для изготовления лошадки пригодятся:
Как делать
Конек состоит из туловища, ног, головы и мелких элементов: уши, грива, хвост.
Глину разделить на шесть частей: одну большую и пять меньшего размера. Из большого шара скатать валик, стеком подравнять края.
Из четырех одинаковых шаров скатать конусы, обрезать верхушки под углом. Присоединить ножки к туловищу. Места соединения загладить влажной тряпочкой.
Очередной шар глины скатать в конус с тупой вершиной. Согнуть узкую часть конуса. Широкой стороной прикрепить к туловищу, загладить стык.
Из оставшихся шаров вылепить ушки и тонкие длинные валики, последние сложить пополам и свернуть жгутом. Из жгутов получится грива и хвост. Присоединить все детали к фигурке, при необходимости увлажняя место соединения и заглаживая стыки.
Готовую игрушку высушить, если лошадка лепилась из глины, ее после сушки следует обжечь.
После сушки и обжига конька расписывают по канонам дымковской росписи.
Современные мастера
Изначально изготовление дымки было ремеслом семейным. К концу XIX века оно захирело и пришло в упадок. Аутентичную игрушку вытеснили фабричные фигурки, имитировавшие фарфоровые статуэтки. Лишь в 30-е годы прошлого столетия советские власти принялись за возрождение целого ряда народных промыслов. Благодаря поддержке первого исследователя дымковской игрушки художника А.И. Деныпина группа потомственных мастериц в 1933 году объединились в артель «Вятская игрушка». В 1948 году артель была переименована в мастерскую Художественного фонда РСФСР.
Современные мастера чтут вековые традиции, они создают свои работы с присущий дымке жизнерадостностью и юмором. Как и прежде, игрушки радуют глаз и веселят душу. При этом нынешние мастера привносят в устоявшиеся образы что-то новое.
Есть среди современных мастеров те, чьи имена записаны на страницах истории возрождения вятского народного промысла.
Безденежных (Кошкина) Зинаида Федоровна
Дочь известной мастерицы Е.А. Кошкиной. Уроженка слободы Дымково (1901-1964 гг.). С малых лет познавала азы промысла. Всю жизнь занималась изготовлением игрушек. С 1958 года начала обучать ремеслу молодых мастериц. Награждена серебряной медалью ВДНХ СССР. Имела почетные грамоты и дипломы.
Ее работы отличаются многообразием образов. Причем автор ни разу не повторилась. Визитной карточкой мастера по праву можно считать глиняных индюков. Эти расписные птицы с пышными хвостами и оборчатыми крыльями являются настоящим произведением искусства.
Казакова (Чарушина) Зоя Исаковна
Родилась мастерица в деревне Суворовцы Кировской области. В 1955 году пришла в артель «Игрушка» ученицей. Ее учителями были Е.И. Косс-Деньшина и О.И. Коновалова. Награждена почетными грамотами и медалями, в том числе и бронзовой медалью ВДНХ СССР (1948 год). Коллекция ее работ экспонируется во многих музеях и картинных галереях России.
Баранова (Лобанова, Нохрина) Галина Ивановна
Родилась 10 марта 1942 года в г. Кирове. Сразу после школы отдалась изучению народного промысла. Ее учителями были Пенкина З.В., Кошкина Е.З., Казакова З.И.,Смирнова Е.А. С 1961 года принимает участие в различных художественных выставках. Награждена дипломами, грамотами, памятными медалями.
В 1977-1982 годах состояла в художественном совете мастерских дымковской игрушки, была его членом. В настоящее время передает опыт молодому поколению мастеров. Проверяемые безударные гласные в корне слова вы можете узнать по ссылке.
Еще идеи
На просторах интернета можно найти немало видеороликов с пошаговыми мастер-классами.
Автор этого видео предлагает сделать барышню из пластилина и пластиковой бутылки.
В следующем видео мастерица рассказывает, как самостоятельно изготовить настоящую глиняную куколку Нянюшку с птичкой.
Секреты работы с соленым тестом при изготовлении петушка раскрываются в этом мастер-классе.