Как сделать джазовую обработку песни
7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда
Джаз, как принято считать — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать — нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз — это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.
Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж — ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы — а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.
И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет — слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!
Take 5
Брубек — один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.
Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий — «Time Further Out».
Song for My Father
Редкой трогательности композиция — посвящение пианиста Хораса Силвера своему отцу, видавшему свет португальцу с Кабо-Верде. В версии со словами так и поется: «Если и был когда-нибудь мужчина столь щедрый, добрый и хороший — то это мой отец».
Фотографию старика отца, Джона Тавареса Сильвера, Хорас поместил на обложку своего главного альбома, «Song for My Father» (1965). И таким образом увековечил папу, потому что альбом, записанный с командой крутых музыкантов вроде саксофониста Джо Хендерсона и трубача Блю Митчелла, стал классикой хард-бопа. Весь альбом — обязаловка для всех, кто хоть как-то интересуется джазом, да и просто любой нетупой музыкой.
My Favorite Things
Джон Колтрейн за свою недолгую жизнь написал массу гениальных пьес, которые двинули вперед джаз. Но, увы, почти ничего из этого не годится для входа в жанр. Кроме «My Favorite Things» — кавера на песню из мюзикла «Звуки музыки». Конечно, великий Трейн не играл кавера — он поднимал известные мелодии до своего уровня мудреца и визионера. Но конкретно «My Favorite Things» из одноименного альбома 1961 года — красивая мелодия в оригинальной аранжировке, с восточным ароматом, которая «заходит» ну абсолютно любому слушателю. Проверено.
В том же 1961-м композиция даже была выпущена синглом, весьма, правда, своеобразным: разломали пополам и поместили на две стороны. Пожалуй, укороченную версию и послушаем.
Girl from Ipanema
Стоит сказать одно: с этой песни началась мировая слава босановы. Долгая предыстория, но, в общем, отец боссы Антониу Карлос Жобим и тенор-саксофонист Стен Гетц так хорошо спелись, что альбом с «Девушкой из Ипанемы» получил «Запись года» на «Грэмми» в 1965.
А песню эту вы все, конечно, сто раз слышали. Но теперь знайте — это серьезная музыка, босса плюс кул-джаз — от мастеров!
Waltz for Debby
Все лучшее (и худшее) человек делает для родных и близких. Не исключение Билл Эванс, выдающийся пианист стиля «кул», написавший трогательный «Вальс Дебби» для своей племянницы. Пьеса впервые появилась как сольная фортепианная на дебютном альбоме Эванса «New Jazz Conceptions» (1957). Несколько лет спустя — уже в версии трио, на концертном альбоме «Waltz for Debby» (1962). В этой аранжировке пьесу все и играют.
Autumn Leaves
Да, еще один кавер поп-песни, но зато какой песни! «Осенние листья» (Les Feuilles mortes, 1945) Владимира Космы и Жака Превера — классическая любовная баллада. И вроде все джазмены ее пели-играли, но саксофонист Кэннонболл Эддерли сделал для своего альбома «Somethin’ Else» (1958) нечто особенное. Аранжировка — шагающий бас, сиплая труба Майлса Дейвиса — усилили щемящую ноту просто донельзя!
So What
Главный авторский хит Майлса Дейвиса из альбома «Kind of Blue» (1959). У ролика архивного более десяти миллионов просмотров — как у рэп-баттла какого-нибудь. Классика кул-джаза, между прочим.
Но если уж «So What» не зайдет — то вы просто бесчувственная скотина. Простите, это описка, я хотел сказать — попробуйте «My Funny Valentine» в его же исполнении (альбом «Cookin’ with the Miles Davis Quintet»).
В общем, джаз — это не страшно. Страшно, когда джаза нет.
Джазовые фразы для гитары
В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.
Джазовые фразы в мажоре
В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.
Арпеджио — важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.
Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 — это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.
Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.
Следующая фраза — это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.
Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.
Доминантовые джазовые фразы
Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.
В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.
Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.
Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.
Далее в примере у нас имеется проходящая нота Gb, которая придает фразе нотки бибопа. Септима над G7 разрешается в аккорд Cmaj7 во втором такте.
Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.
Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.
Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.
Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.
В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.
Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза — это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.
Минорные джазовые фразы
Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.
В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).
Седующий пример звучитв стиле Джанго Рейнхардта, это арпеджио с проходящей нотой между 1-ой и b7-ой ступенью аккорда. Опять же, добавление проходящих тонов к вашим линиям, является важным методом, который должен быть хорошо изучен.
Здесь мы будем использовать D Дорийский лад для создания более длинной фразы над аккордом Dm7.
Следующая модель m7 D дорийского лада звучит в стиле Пэта Метени, эта фраза имеет диссонирующую хроматическую ноту (Eb) и создает проходящий звук над аккордом Dm7.
При использовании хроматических нот, будьте осторожны с задержкой разрешения, ваша хроматическая нота может прозвучать как ошибка.
Джазовые фразы для полу-уменьшенных аккордов
Далее мы поговорим о гитарных паттернах, которые хорошо звучат в полу-уменьшенных аккордах (m7b5). Как всегда, пробуйте эти шаблоны в разных тональностях.
В первом примере используются звуки аккорда Fm над Dm7b5.
В этом шаблоне используется два разных арпеджио над аккордом Dm7b5:
В первой половине такта используется арпеджио Fm7, во второй половине такта есть арпеджио Bb7, который затем разрешается в ноту G (11 — й).
Следующая фраза имеет хроматический проходящий тонмежду 3-й и 4-ой ступенью (Gb), в данном случае эта линия начинает звучать в стиле Bebop.
Добавление хроматических нот в m7b5 может быть сложной задачей, но поняв принцип,это можно делать, и ниже показан пример фразы в импровизированной линии.
И в заключительной фразе имеется триольный ритм. Такой прием используют все джазовые гитаристы, так как он звучит довольно эффектно и красиво. Изменение ритмических фигураций вдохнет свежую жизнь в ваши импровизационные линии.
Как сделать джазовую обработку песни
Довольно часто поп-песни исполняются в стиле джаз. Эти обложки видны с YouTube на ТВ.
Теперь я попытался сделать что-то вроде этого, например, «Плохой день» Дэниела Поутера. Это в основном последовательность аккордов DGA (1-4-5), которая довольно проста. Я думал, что в простой форме, добавление 7-ых аккордов и некоторый измененный выбор времени, по крайней мере, дадут ему немного джазового чувства. В основном все это звучало очень диссонансно.
Теперь мне интересно, есть ли у вас какие-либо советы или идеи, как сделать джаз-кавер на песню или сделать ее более джазовой. Может кто знает джазовую вариацию прогрессии 1-5-6-4?
Ответы
Прежде чем заменять аккорды с 3 или 4 нотами на аккорды с 5 или 6 нотами (или даже более), заново согласовайте мелодию, рекурсивно применяя эти 2 дополнительные стратегии (т. Е. Каждая из них применима к результату их применения, поэтому вы можете сделать это во многих проходах) аккордам меняется:
В то время как вы делаете это, убедитесь, что каждый шаг пути, ваша аккордная замена работает с мелодией: не существует замены на один размер для всех, например 1-5-6-4, потому что все зависит от мелодии. Зачем вам делать 2), если вы хотите, чтобы ваши аккорды в стиле «поп» звучали более «джазово»? Это потому, что упрощение изменений позволяет вам усложнить их позже ДРУГОЙ СПОСОБ (например, добавить проходные аккорды и т. Д.) На свой вкус.
Направления для 2) являются:
Но что, если вы выбрали хроматические (проходящие) аккорды в своем решении? В этом случае выясните, какой масштаб подразумевается вашим текущим (и хроматическим) аккордом, и используйте его вместо этого, чтобы создать свой аккорд «более-джазовый» только на данный момент.
Причина, по которой некоторые изменения аккордов звучат более «джазово», заключается в том, что им удается заставить слушателей думать о ключе (подразумевающем масштаб), структурируя фразы или разделы, которые сводятся к простой формуле каденций, но «на поверхности». «(« выше »этого уровня« выкипания ») от меры к измерению (или даже от удара к удару) они используют как можно больше хроматических (т. е. вне шкалы) тонов. Это сложный процесс балансировки, потому что если вы ПОСТОЯННО используете только тональности вне ключа, в конечном счете, ум слушателя перевернется, чтобы посчитать эти тональности определением нового ключа. Таким образом, чтобы создать это джазовое впечатление, не просто идите на эти «вне ключа» поля; вместо этого держите достаточное количество шагов «внутри ключа», чтобы обмануть слушателей в размышлениях о ключе, оставаясь на шаг впереди, удивляя их тем, что «вне» их ожиданий ВНУТРИ.
Для «популярной» аудитории некоторые тактики:
Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
Гитара в джазе. Общая информация
В отличие от других современных музыкальных направлений, джаз почти никогда не ассоциируется с гитарой. Причина в том, что чаще всего в этом жанре используется саксофон, клавишные, контрабас, и другие музыкальные инструменты. Тем не менее, с развитием музыки, джазовая теория вышла далеко за пределы, и сейчас характерные для жанра гармонии используются буквально везде. Джазовые аккорды нужно знать даже метал-гитаристам, потому что и их помощью можно значительно разнообразить ваши композиции.
Как играть джаз на гитаре
На гитаре он играется точно так же, как и на других инструментах. Однако стоит понимать, что классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник в данном случае не работают. Для освоение джаза придется учить его, довольно своеобразную теорию, которая во многом противоречит общепринятой.
Как научиться играть джаз
Для того чтобы играть джаз, в первую очередь надо освоить классическую музыкальную теорию. Это даст вам лучшее понимание того, как работает музыка, и почему считается, что джаз нарушает огромное количество правил. Таким образом, вы сразу же начнете осознавать, о чем идет речь, а многие знания, например, о том, как строятся аккорды, помогут вам импровизировать.
Кроме того, вам точно следует научиться импровизации – поскольку именно на ней, и построен жанр. В подобной музыке почти всегда имеются так называемые импровизационные квадраты, внутри которых музыканты играют порой по несколько десятков минут, сменяя друг друга. Именно подобному искусству и надо научиться, больше играя внутри групп и с другими музыкантами.
Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов. Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко.
Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.
Джазовая последовательность аккордов
В данном разделе представлены примеры последовательностей джаз-аккордов, которые вы сможете применять уже сейчас. Стоит сказать о том, что информация тут будет даваться по ступеням, а не конкретным аккордам. Зная то, как они выстраиваются, вы сможете простроить любое трезвучие, необходимое для джазовой импровизации на гитаре.
Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 – это стандартная джазовая гамма в До-мажоре. Именно из нее вы будете выстраивать прогрессии в этой тональности.
Кроме того, ниже представлен пример того, как можно строить джазовую прогрессию аккордов. Попробуйте сыграть его. Вместе с ним ниже дана табулатура, которая поможет вам в его построении:
Dm7 – G7 – Cmaj7 – Am7
Этот паттерн можно также сдвинуть в другие тональности, например:
Am7 – D7 – Gmaj7 – Em7 – в ля-миноре
Em7 – A7 – Dmaj7 – Bm7 – в ми-миноре
Кроме того, существует еще способ играть эту прогрессию через 10 и 8 лады
Не стоит забывать и о характерном джазовом ритме, в котором эта музыка исполняется. В данном примере акцент выставляется на каждую 1 и 3 ноту – то есть, сильную долю, что заставляет прогрессию звучать в свинге:
Еще один вариант – играть в слабую, то есть на каждую вторую и четвертую:
Однако смещение долей — это не единственный метод игры, для джаза основой ритмических рисунков является синкопа, которая звучит таким образом:
Еще один способ игры – шарлестон, который заключается в том, что каждый такт вы проигрываете аккорд – а за ним еще один, который должен начинать следующий такт. Получается очень интересный эффект движения композиции, который оживляет ее:
Джазовые аккорды на гитаре
В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.
Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.
Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.
Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.
Пример 1
Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:
Пример 2
Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:
Пример 3
Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:
Пример 4
Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:
Пример 5
Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:
Пример 6
Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:
Джазовые обозначения
Для более удобного понимания и прочтения музыкального текста песен, существуют специальные обозначения, которые стоит знать и понимать.
Знак | Что означает |
Δ, maj, ma | Большая септима в септаккорде |
M, min | Минор |
°, dim | Уменьшенный аккорд |
Ø | Малый уменьшенный аккорд |
Aug | Увеличенный аккорд |
7 | Доминантовый септаккорд |
Add | Добавление ступени |
Sus | Замена ступени |
Omit | Пропуск ступени |
-, бемоль | Понижение ноты |
+, диез | Повышение ноты |
Таблица джазовых аккордов
Ниже представлена полная таблица джазовых аккордов. В ней вы найдете все существующие и часто используемые звуки в джазе на гитаре. Они не даны по конкретным тоникам, вместо этого приведены формы, которые можно двигать по грифу и применять в любой тональности. Это гораздо удобнее, чем огромный список одинаковых позиций.
Полная таблица jazz аккордов — Скачать (208 кб)
Советы и заключение
Самое главное в джазе – это освоить соло на гитаре для начинающих, чтобы на основе этого базиса строить свою импровизацию. Кроме того, лучше всего приходить в этот жанр с четким пониманием хотя бы основ теории, поскольку это понадобится вам для построения аккордов, модуляции композиции и той же импровизации.