Как сделать джазовый голос

Учимся петь джаз

Как сделать джазовый голос. Смотреть фото Как сделать джазовый голос. Смотреть картинку Как сделать джазовый голос. Картинка про Как сделать джазовый голос. Фото Как сделать джазовый голос

«Красиво петь могут только те, кому вокальные способности даны от рождения», – так думают большинство людей, не обладающие подобным талантом. На самом деле, учиться петь приходится всем, а талант лишь упрощает эту задачу.

Можно ли научиться петь? Безусловно! Более того, можно научиться петь в определённом стиле. К примеру, в таком оригинальном и эффектном, как джаз. Правда, для этого придётся приложить немало усилий. Ведь по сравнению с другими видами вокала, пение джаза имеет ряд особенностей. На них и стоит обратить особе внимание в процессе обучения.

1. С чего начать?

В первую очередь надо научиться слушать джаз. В процессе прослушивания композиций великих джазменов следует акцентировать внимание на музыкальном ритме и умении исполнителей управлять своим голосом. Музыку надо прочувствовать и понять. Стоит разобраться в какой момент артист начал импровизировать или добавил в своё пение необычный элемент звукоизвлечения. Именно эти нюансы и отличают джаз от других стилей, а значит, всему этому придётся в дальнейшем учиться.

2. Развитие силы голоса

Слабый голос – не приговор. Потенциал любого человека очень велик. Практически каждый голос, каким бы слабым он не казался, можно развить. Для этого существует огромное количество упражнений, в первую очередь – дыхательных. Умение правильно дышать очень важно при обучении пению (и не только джазу). Данный навык позволяет певцу использовать все ресурсы своих лёгких. Научившись ими правильно управлять, можно значительно увеличить силу и объём голоса.

3. Управление голосом

Чтобы научиться управлять голосом, джазовый исполнитель должен не только правильно дышать. Важно овладеть техникой дыхания. В этом процессе участвуют не только лёгкие, но также мышцы живота и диафрагма. Тренировать технику дыхания можно как при выполнении упражнений для развития голоса, так и просто в процессе пения. Научившись регулировать дыхание с помощью диафрагмы и мышц живота, исполнитель не только увеличит свой вокальный диапазон и освободит голос. Он также снимет излишнюю нагрузку с голосовых связок.

4. Импровизация

Научиться импровизировать не так просто, как может показаться на первый взгляд. Импровизация в джазе – это не просто неожиданная вставка только что придуманных звуковых сочетаний. Это эмоции исполнителя, его переживания и чувства, которые гармонично вписаны в общую музыкальную картину. Умение импровизировать напрямую связано с наличием хорошего музыкального слуха и знанием нотной грамоты. Постоянные упражнения, развивающие эти качества, позволят научиться слушать музыку, чувствовать её нюансы и гармонично включаться в мелодию собственным пением.

5. Подвижность и свобода голоса

6. Распевка

Если у спортсмена тренировка начинается с разминки, то у профессионального певца занятия начинаются с распевки. Во-первых, распевка настраивает на «рабочий» лад. Во-вторых, правильное выполнение этого упражнения, т.е. попадание в ноты, помогает развить слух и поставить голос. Джазовая распевка мало чем отличается от разминочных упражнений прочих вокалистов. Разница в том, что повторять нужно не минорную или мажорную, а блюзовую гамму.

7. Пение

Обучение пению невозможно без самого пения. Исполнять джаз нужно с первых же дней обучения. В качестве репертуара лучше использовать простые и хорошо знакомые композиции, не требующие использования всего арсенала певческих навыков. Освоив их, можно переходить к более сложным произведениям, постепенно добавляя к ним собственные исполнительское мастерство, т.е. импровизируя.

Учимся петь фальцетом

Мало кто из начинающих певцов может правильно петь фальцетом. Обычно этот участок голосового диапазона звучит слабо. Что же представляет собой фальцет, и как научиться использовать его в пении?

Не углубляясь в подробности можно сказать, что фальцет – это специфическое пение очень высоким голосом. Обычно данный термин используется при описании мужских голосов. Однако на нотах третьей октавы женщины используют такой же режим звукоизвлечения.

Упражнение 1

Чтобы укрепить верхнюю часть голосового диапазона полезно петь звук «р» в интервале нона (от «до» до «ре» следующей октавы). Еще более эффективно, в этом же интервале продувать воздух сквозь слегка сжатые губы, имитируя фырканье. Правильное исполнение данного упражнения должно вызвать лёгкое щекотание. Тренироваться можно и во время распевки, поднимая гамму до тех пор, пока голос не даст «петуха», после чего опуститься к началу гаммы. Данные упражнение рекомендуется выполнять в быстром темпе.

Упражнение 2

Хорошо развивает верхнюю часть диапазона стаккато. Это упражнение тоже нужно выполнять в быстром темпе. Петь следует восьмыми степеней трезвучия: до – ми – соль – ми – соль – ми – до. При этом первая «до» исполняется на слог «я», а остальные ноты на «а». Необходимо добиться чистого звучания, т.е. чтобы между слогами не проскакивали приглушённые звуки, напоминающие хрипение. Также важно отслеживать, чтобы при выполнении упражнения не дёргались плечи и грудь.

Упражнение 3

Не менее полезны октавные арпеджио. Петь их нужно следующим образом: развёрнутое трезвучие в мажоре вверх и вниз. Затем проделывается то же самое, но на полтона выше. Данное упражнение можно немного изменить, исполняя чередованием вверх и вниз мажорное трезвучие, доминантовый терцквартаккорд, терцквартаккорд и снова мажорное трезвучие. Затем несколько раз проделать то же самое, но каждый раз на полтона выше.

Источник

Как научиться петь самостоятельно

Правильная артикуляция полезна и важна не только певцам, но и людям не связанным с музыкой. При четком произношении и красивом тембре ваш голос будут готовы слушать часами

В настоящее время не существует дефицита информации для тех, кто ищет ответ на вопрос, как научиться петь. Можно найти множество самоучителей, онлайн-курсов и обучающей литературы по вокалу, но в то же время возникает сложность в определении последовательности своего обучения. И в итоге амбициозный новичок, вдохновившись успехами именитых вокалистов, быстро теряет энтузиазм из-за обилия информации и незнания того, как ее применить.

Постараемся избежать этого и разработать примерный план действий, который приведет к динамике развития ваших певческих способностей. Итак, в статье вы узнаете, как научиться петь и с чего стоит начать.

Как научиться петь

Определение базовых основ

Какое бы музыкальное направление вы не выбрали, всегда можно выделить несколько главных признаков профессионального вокалиста:

Понимание, принятие и работа над этой важнейшей частью значительно приблизит вас к вокальному успеху.

Нужен ли педагог, чтобы научиться петь

Как сделать джазовый голос. Смотреть фото Как сделать джазовый голос. Смотреть картинку Как сделать джазовый голос. Картинка про Как сделать джазовый голос. Фото Как сделать джазовый голос

Многие, кто задаются вопросом, как научиться петь, сначала находят индивидуального преподавателя по вокалу или посещают групповые занятия.

Если вы можете себе позволить сходить на несколько индивидуальных уроков к вокальному преподавателю, то это станет хорошим началом и облегчит ваши первостепенные задачи в разборе своих голосовых способностей.

Профессиональный педагог обязательно устроит вам прослушивание, сориентирует по главным задачам на ближайшее время, например, укажет на работу дыхательного аппарата во время пения, то есть использование вашей диафрагмы для правильного звукоизвлечения.

Развитие слуха

ВАЖНО: сольфеджио станет вашим главным помощником в достижении чистого интонирования (попадания в ноты). Помимо этого, вы легко сможете работать на сцене с инструменталистами, аккомпанирующими вам, с первого раза находя удобную для себя тональность и не «соскальзывать» с нужных нот.

Тренировка дыхания

Далее мы переходим к дыханию для того, чтобы понять, как научиться петь.

Постановка дыхания – еще один фундамент вашего успеха как певца. Так же, как и во многом другом, этот навык потребует регулярной тренировки. На начальном этапе будет хорошо, если вы уделите от 30 минут до часа своего времени каждый день на специальную дыхательную гимнастику для вокалистов и распевку.

Хорошей школой для новичков, и не только, будет специальный комплекс упражнений, разработанный западным коучем по вокалу Сэмом Уэстом (Sam West).

Дыхательные упражнения по методике Сэма Уэста

1 Для того, чтобы научиться дышать диафрагмой, поставьте руки на грудную клетку с обоих боков. Во время вдоха (через нос) вы должны чувствовать, что грудная клетка равномерно расширяется, а при выдохе сужается. При этом плечи не должны подниматься, а выдох должен быть контролируемым и плавным.

2 Наклоны корпусом налево, вдох и задержка дыхания (3-5 сек), медленный выдох, возвращение в исходную позицию. Затем повтор в другую сторону.

3 Глубокий вдох (диафрагмой), медленный непрерывный выдох с присвистом (звук «с»).

Как сделать джазовый голос. Смотреть фото Как сделать джазовый голос. Смотреть картинку Как сделать джазовый голос. Картинка про Как сделать джазовый голос. Фото Как сделать джазовый голос

ВАЖНО: уделите повышенное внимание методам дыхательной тренировки и тщательно выбирайте педагога, который будет вас обучать. Постепенное расширение объема легких и слаженной работы вашей диафрагмы при наличии специальных упражнений – отличная практика. И помните – переучиваться всегда сложнее.

Использование регистров, чтобы петь красиво

Обговорив важность певческой «дыхалки», перейдем к не менее важному моменту – использованию регистров. Тема развития своих регистров крайне важна. Во-первых, вы плотно подойдете к определению своего вокального диапазона. Во-вторых, научитесь по-новому чувствовать свой организм. В-третьих, усилите координацию мозга и голосового аппарата.

Виды вокальных регистров:

При использовании грудного регистра, вокалист ощущает вибрацию грудной клетки. Можно сказать, что используется высота нашего обычного разговорного голоса, но с манерой пропевания. Вы можете спеть комфортную для вас нижнюю ноту и почувствовать резонацию грудного отдела.

Поднимаясь выше, мы затрагиваем средний регистр или микст, при котором, мы чувствуем, что звук как бы исходит из лицевых пазух (область носа и рта). Особенность этого регистра в том, что при его использовании задействуются и грудные резонаторы, и фальцетные.

Головной резонатор (область гайморовых и лобных пазух) позволяет нам петь высокие ноты, так как при «направлении» звука в «голову» и ощущения вибрации именно там, мы имеем возможность добиться более высокого звучания.

Фальцет очень многие путают с неумелой подачей голоса. Звучание фальцета напоминает звук при срыве голоса на более высокой ноте, чем может взять вокалист. На начальном этапе освоение фальцета не является обязательным. Для его успешного применения в дальнейшем следует для начала научиться управлять грудным и головным резонаторами.

Как научится петь штробасом? Так же, как и фальцет, штро-бас является вокальным приемом, который используется для разнообразия исполнения. Умение брать ноты ниже своего диапазона за счет не пропевания их, а «проскрипывания» голосом.

ВАЖНО: не стоит зацикливаться только на том регистре, который дается вам легче всего (грудной, средний, фальцет, штро-бас или головной). Не бойтесь пробовать и осваивать навыки использования всех регистров – так вы расширите свои возможности как вокалиста и сделаете свое исполнение богаче.

Артикуляция, чтобы петь правильно

Правильная артикуляция полезна и важна не только певцам, но и людям не связанным с музыкой. При четком произношении и красивом тембре ваш голос будут готовы слушать часами. Существует множество полезных и действенных методов развития правильной артикуляции, которые можно также объединять с занятиями по развитию чувства ритма.

Например, читка скороговорок под метроном, четкое пропевание определенного ряда гласных (и не только) букв в каждом из тактов.

Упражнения для развития чувства ритма и артикуляции

1 После прослушивания композиции с разной скоростью ритма воспроизводите ее мысленно, а затем проверьте себя вместе с включенной мелодией.

2 Взяв определенный ритм за основу для своего упражнения, простучите его в разном темпе, неожиданно меняя его скорость, но не структуру.

3 Для артикуляции, помимо скороговорок (и не только на русском языке, можно также использовать английский и другие) полезны будут подобные упражнения:

ВАЖНО: Полезны будут «внеклассные» занятия под метроном. Попробуйте пробивать определенный ритм (например, пальцем по столу или ладонью по своей ноге в сидячем положении) под метроном выполнять упражнения голосом.

Делайте все упражнения регулярно, пусть и не по 3-4 часа, но делайте их с постоянством, ведь лучше потратить даже час в день на упражнения и распевку, чем не сделать их вовсе. Обновляйте свои знания, находите новую литературу по интересующим вас вопросам, смотрите онлайн-уроки, посещайте лекции и мастер-классы, среди которых есть и бесплатные.

Необходимо понять и запомнить раз и навсегда – неудачи, которые у каждого будут разные, не должны влиять на вашу продуктивность, они должны стать вашей мотивацией.

Источник

Как научиться петь джаз

Как сделать джазовый голос. Смотреть фото Как сделать джазовый голос. Смотреть картинку Как сделать джазовый голос. Картинка про Как сделать джазовый голос. Фото Как сделать джазовый голос

Джаз появился в Соединённых Штатах Америки в конце девятнадцатого — начале двадцатого века благодаря сочетанию европейской музыкальной традиции и африканских народных ритмов. Джаз – это сложные ритмические рисунки из африканской музыки, и гармония, характерная для музыки европейцев. В ХХ веке джазовые музыканты осваивали новые модели ритма и гармонии. Так возникли свинг, бибоп, мейнстрим, кул-джаз, соул-джаз, джаз-фанк, фьюжн и другие ответвления джазовой музыки.

В джазом пении вокалисты экспериментируют, синтезируя и изменяя народные и эстрадные вокальные приёмы. Распространено использование резонаторов, глиссандо, пение фальцетом, использование субтона. Из африканского народного вокала джаз позаимствовал приём скэт – пение без слов, пропевание слогов. С помощью этого приёма вокалисты джаза имитируют звук музыкальных инструментов.

Что важно для вокалиста, который учится джазовому вокалу?

Поставленное дыхание – основа для вокалиста любого направления: академического, народного, джазового и эстрадного. Вокалист учится использовать в пении мышцы брюшного пресса и диафрагму. Это уменьшает нагрузку на мышцы горла и предотвращает зажимы, которые приводят к потере голоса. С использованием диафрагмы и брюшного дыхания голос становится напористым, получает свободу движения, влияет на эмоции слушателя и передает настроение песни.

Обучаясь джазовому вокалу, важно уделять внимание развитию слуха и чувство ритма – это позволит свободно чувствовать себя при выборе песни и в импровизации. Некоторые люди рождается с абсолютным слухом, а остальным приходится учиться слышать и координировать слух и голосовой аппарат. Развивать слух можно на занятиях вокалом, пропевая вокальные упражнения, изучая классическую музыку, осваивая нотную грамоту. Изучить нотную грамоту можно посещая уроки сольфеджио.

Постановка голоса джазового вокалиста происходит при помощи отработки вокальных упражнений. Во время урока джазового вокала преподаватель играет классическую гармонию и блюзовую гамму для упражнений. Певец обучается вокальным приёмам, учится свободно пользоваться ими. Для джазового вокала нужны ноты разной высотности, поэтому немало времени на занятии отводится расширению голосового диапазона. На продвинутом уровне преподаватель помогает освоить искусство импровизации, скэт и сформировать индивидуальный стиль звучания.

Особенности джазового пения

На первый взгляд, исполнять джаз проще, чем заниматься академическим пением. Границы дозволенного раздвинуты настолько, что многое запрещенное в академическом стиле джаз поощряет. Он немыслим без:

Последний пункт чрезвычайно важен. Джазовый певец должен уверенно разбираться в особенностях этой музыки и принципах развития мелодической линии. То, что в джазе так много допущений, не принятых в логичном и стройном академическом стиле, усложняет понимание джазовой музыкальной теории, опирающейся на исключения. Не зная основ, сложно построить композицию таким образом, чтобы дисгармония и диссонанс звучали красиво и уместно.

Требования к джазовым певцам

Импровизация, длинные фразы, взлёты и падения голоса, сложный ритмический рисунок выдвигают особые требования к умениям и навыкам вокалистов:

Редко кому такое богатство дано природой. Обучение джазовому пению лучше проводить с грамотными преподавателями, которые помогут разобраться с теорией и избежать ошибок в практике.

Источник

Как сделать джазовый голос

Как сделать джазовый голос. Смотреть фото Как сделать джазовый голос. Смотреть картинку Как сделать джазовый голос. Картинка про Как сделать джазовый голос. Фото Как сделать джазовый голос

Почему-то так сложилось в российском вокале, что джазом принято называть все то, что не является «эстрадой», звучит «грязновато»: то есть не вписывается в каноны классической гармонии и мелодической линии.

Итальянский комик, актер и одновременно джазовый пианист даже выпустил своеобразный юмористический цикл, посвященный этому вопросу, отрывок из которого привожу ниже ради иллюстрации того, о чем писала выше.

Как ни странно, но такой стилевой неразборчивостью в идентификации джаза грешат только российские вокалисты, так как в инструментальной музыке все как раз четко, грамотно и строго разграничено и понятно. Джазовые бэнды, трио и квартеты исполняют именно джазовый репертуар со всеми вытекающими особенностями данного стиля.

Исполнители R&B, soul, латиноамериканской музыки и т.п. выступают со своим репертуаром и не в джазовых конкурсах и концертах. Чего нельзя сказать о вокалистах.

На эстрадно-джазовом факультете поют всё, от Наташи Королевой до Mariah Carey и Ella Fitzgerald (причем последнюю нередко просто поют, как песню, не утруждая себя импровизацией). На джазовых конкурсах и концертах почему-то поют в том числе и репертуар королевы соул музыки Aretha Franklin, песни Stevie Wonder и даже Chaka Khan…

Перефразируя известную цитату, можно сказать: «На концерте вокалист пел rap, soul, rock-n-roll, reggae и всякий другой джаз….»

Действительно, многие из перечисленных стилей, включая и джаз, уходят корнями в госпел и спиричуэл, религиозную и народную афроамериканскую музыку, из которой потом ответвились и пошли совершенно независимыми путями. Правда и то, что данным стилям свойственна другая (не классическая европейская) гармония, ладовость и, главное, ритм.

Да и в современное время импровизация существует не только в джазе. Но в джазе она расцвела наиболее пышным цветом, получила наибольшую популярность, известность и имеет свои узко-характерные особенности:

— как правило идет после того, как вокалист отпел основную тему (куплет-припев). Да и саму тему, когда она ну просто неприлично известная, типа «All of me», вокалист-сноб тоже старается изменить, чтоб осталось лишь легкое напоминание о ней. Импровизация поется по аккордовой сетке данной темы, и в зависимости от фантазии импровизатора может длиться не один куплет-припев, пока кто-то из музыкантов бэнда не пихнет вас локтем, намекая, что и другие тоже хотят «полабать», так что пора и честь знать. Ну и еще бывают импровизации-переклички, когда импровизируют по фразам и по-очереди все музыканты джаз-бэнда;

— может быть двух типов: с использованием куплетного текста и/или слоговая мелодико-ритмическая, называемая скэтом. Появление скэта связывают с именем Луиса Армстронга. По бытующей легенде, в 1924 году во время записи у него упал листок с текстом (как видим, уже тогда вокалисты не особо старались учить его наизусть), и Армстронг, чтобы не прерывать запись просто допел тот отрывок из песни произвольными слогами.

Обычно данные строго определенные слоги изучаются в рамках дисциплины «Импровизация» на джазовых факультетах. Ну и данный тип импровизации чаще всего используется в быстрых композициях и/или импровизациях в быстром темпе. В то время, как для джазовых баллад более характерен первый вид импровизации с использованием фрагментов текста.

В обоих случаях в джазе строго исключены такие приемы, как рифы!

Для того, чтобы научиться хорошо импровизировать в стиле джаз необходимо обладать отменным чувством ритма, прекрасным гармоническим слухом и уметь чисто интонировать, плутая во всех этих n-гармонизмах и альтерациях.

Если вы новичок в вокале и приняли осознанное решение отдать свое сердце джазу, мы можем помочь вам в освоении основ импровизации.

Данные базовые упражнения являются обязательными во многих престижных учебных заведениях Европы и Америки. Их авторами являются такие авторитеты дидактики джаза, как Bob Stoloff и Jamey Aebersold.

Упражнения направлены, как на развитие ритма, слуха и чистого интонирования, так и на стимуляцию импровизационных способностей.

Итак, как сказал немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов: «В начале был ритм» :

Послушайте упражнение и затем попытайтесь повторить точно слоги и ритмику вместе с преподавателем.

Характерной чертой любой джазовой импровизации (не только вокальной, но и инструментальной) является ее построение по принципу: вопрос-ответ. В импровизациях часто музыкальные фразы имитируют ритм разговора, а также широко используется прием цитирования фраз основной темы песни, в частности их ритмический рисунок.

Следующее упражнение направлено именно на развитие музыкальной ритмической памяти. Сначала послушайте упражнение, а потом пробуйте повторить то, что показывает преподаватель. Для данных повторений в упражнении специально оставлены паузы, в которые вы должны уложиться.

Следующий ряд упражнений является своего рода тренировкой джазового сольфеджио: вам предлагается интонировать, используя скэтовые слоги:

— интервалы мажорного лада;

— терции мажорного лада;

— трезвучия мажорного лада.

Как всегда, сначала прослушивайте пример, а потом пойте вместе с преподавателем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *