Как сделать джип триал
Как построить внедорожник и не опозориться. Отвечает победитель джип-триалов
Алексей Улюев профессионально занимался джип-триалом и трофи-рейдами с 1999 года, а потом начал строить машины для других любителей офроуда. Он рассказывает (и показывает!), почему даже доработанный напильником «Патриот» вряд ли годится для серьезного бездорожья и действительно ли дедуле «Дефендеру» до сих пор нет равных.
Алексей Улюев, директор автоцентра «Скандинавия»
— Тюнингом внедорожников я занимаюсь с 2009 года, серьезных проектов «под ключ» с тех пор сделали порядка 18. Но это если говорить о глубоком тюнинге. Более мелких работ, вроде замены пружин, и не сосчитать, наверное.
Люди, как и машины, все разные: кто-то технически подкован, сразу знает, что ему нужно, и проговаривает на первой встрече все, каждую деталь. А многие втягиваются в тему потихонечку, проходят весь путь от начала до конца. Просто потому, что представить не могут, что такое тюнинг и что он дает автомобилю.
Есть вещи, которые видны невооруженным глазом (решетки, бамперы), а есть изменения невидимые, по ходовой части: пружины, рычаги, рулевые тяги…Тут без опыта, на глазок, не прикинешь, какой объем работ нужен. Те же стандартные полуоси. Если они сочетаются с большими колесами, то на бездорожье их просто сломает. Поэтому с людьми приходится разговаривать перед тем, как приступить к работе, узнать, что они хотят получить от машины на выходе.
Обычно серьезный внедорожник — это вторая-третья машина в семье, не повседневная, и их делают для тяжелой эксплуатации — охота, экспедиции. И под каждый случай своя специфика постройки машины.
Если делать машину для охоты, то внутри варятся карабины, крепеж для ружей. Если машина строится для экспедиций, серьезно меняется ходовая часть под возросшую нагрузку (+400 кг в задней/+250 в передней части!) — чтобы можно было увезти больше вещей. Плюс устанавливаются дополнительные топливные баки, емкости с водой, аккумуляторы дополнительные, печки для обогрева.
Но кто-то ограничивается «малой кровью»: колеса побольше, кенгурятник от веток, лебедка — для тех ситуаций, когда провалился и свои ходом выехать не можешь. Ценовой разброс в зависимости от цели, соответственно, тоже большой: базовый набор — тысяч 250–300 (колеса, расширители арок…), серьезная переделка может встать и в 1,8 млн рублей.
За основу берутся в основном «Тойоты» — от «Прадо» до «двухсотки», «Мицубиси» — Pajero Sport и L200, но больше всего, конечно, в нашей практике было «Дефендеров». Сколько мы их не делали, ни один в лесу не сломался! Неубиваемая вещь, и очень удачная в техническом плане: передаточное отношение моста и коробки — 1:3, а у УАЗов, например, — 1:2. О чем это говорит: в самых тяжелых ситуациях, когда буквально по уши сидишь в грязи, включил «Дефендеру» пониженную передачу, вышел из машины, а она сама едет!
За «Дефендер» говорит и тот факт, что в свое время, когда трофи-рейдеры стали делать собственные прототипы для участия в гонках, то агрегаты (двигатель, раздатку) брали от «Дефендера» — других вариантов нет, их раздатка до сих пор лучшая в мире.
А еще «Дефендер» легкий: коробка алюминиевая, кузов алюминиевый. Те же «Патриоты» железные, они тяжелее. Поэтому я не помню каких-то особых успехов уазиков в трофи-рейдах: если дистанция длинная, они не выдерживают, ломаются, а выигрывают «Тойоты».
С чего начать — конечно, с колес. Колею раздвинуть: у стандартных машин колея узкая, при движении по лесу с этим могут быть проблемы.
И лебедку обязательно поставить, благо они бывают весьма компактными. Но даже такая поможет соскочить, если случайно попал в колею от «Урала», — зацепился за дерево, и выехал.
Дальше можно идти вглубь и поставить силовой бампер: пластиковый сломается в первый же съезд с дороги. Для начала хватит: колеса побольше, колею пошире, лебедку поставить, бампер сменить — уже можно съезжать с дороги. А вот конечной точки в тюнинге нет. Или есть. Но мы до нее еще ни разу не доходили
Renault Duster «Рептилка» › Бортжурнал › Джип-Триал: часто задаваемые вопросы
Несколько ответов на часто задаваемые вопросы среди новичков.
Что такое джип-триал? — это автомобильное соревнование, суть которого заключается в последовательном «взятии» ворот в определенной секции. Выигрывает тот, кто наберет меньше всего штрафных баллов.
Можно ли проехать вообще без штрафов? – как правило, трасса готовится таким образом, что преодолеть её без штрафов невозможно. Задача водителя – собрать их минимальное количество.
За что штрафуют (пенализируют)? – буквально за все: задний ход, касание вешки, сбитие вешки, касание ленты. Также за повторную атаку взятых ворот, выезд за пределы трассы (разрыв ограничительной ленты), взятие ворот не с той стороны или не в той последовательности предусмотрена пенализация в виде прекращения движения в секции. То же самое – если не уложился в контрольное время. Подробнее о штрафах расписано в регламенте соревнования.
Это значит, что надо гнать как угорелому? В чем тогда отличия от ралли-спринта (джип-спринта)? – во всем. Это разные дисциплины. В Ралли спринте важна скорость преодоления трассы. В джип-триале – правильность её преодоления и наименьшее количество ошибок.
Но ведь все равно выигрывает тот, кто быстрее прошел дистанцию, не так ли? – фактор времени имеет значение только при равенстве штрафных баллов, чего достичь крайне затруднительно.
Но ведь все равно надо спешить – ведь выход за пределы контрольного времени влечет прекращение движения в секции? – спешить не надо, надо думать и ехать. Минимальное время на взятие ворот не может быть меньше двух минут. Итого, на 5 ворот и дистанцию в 150 – 500 метров – не менее 10 минут. За это время её пешком не один раз пройти можно. КВ всегда более чем достаточное для неспешного прохождения секции.
Как может быть разное количество штрафных баллов, если трасса для всех участников одна, ворота берутся с одной и той же стороны в одной и той же строгой последовательности? – все это так, но трасса представляет собой набор из нескольких ворот и общее ограничение участка для маневров. Как именно маневрировать на этом участке, чтобы взять ворота – каждый решает сам. Равно как и тактику преодоления препятствий. Допустим, к примеру, сразу за воротами высокий холм, нет возможности развернуться, а заехать на него –проблематично. Вот участники и решают: либо взять ворота с сбитой вешкой (со штрафом), либо проехать створ ворот насквозь, но, если холм не покорится – повторная атака взятых ворот приведет к прекращению движения в секции. Тут у водителя выбор: либо согласиться на маленький штраф и не рисковать, либо рискнуть, попробовать пройти ворота без штрафа, но, если на холм заехать не удастся и придется вернуться – будет педализация в виде схода с дистанции в секции. Примерно на таком выборе строится все трасса триала.
Это что же получается – если можно куда-то не заехать, так ведь, наверно, и перевернуться можно, и машину разложить, и бампер оторвать, крыло помять… Есть ли гарантия, что этого не случится? – такую гарантию может дать только пилот, управляющий автомобилем. Можно и в городе, из двора выезжая, зацепиться за угол здания. Трассы базовой категории (Д-1) устанавливаются таким образом, чтобы всегда была объективная возможность их завершить без повреждения автомобиля. Выбор же траектории прохождения трассы и тактики взятия ворот целиком относится к компетенции экипажа. Естественно, что очевидно не верно выбранная траектория может привести к печальным последствиям разного рода, однако выбор того или иного маршрута всегда зависит от экипажа, а не от судьи. Вплоть до того, что экипаж может отказаться от дальнейшего движения в секции, получив штрафы за не взятые ворота. Если представить ситуацию, при которой судьи бы ошиблись и установили такие ворота, которые в рамках заданной категории взять невозможно – все участники вправе от их взятия отказаться, таким образом, штрафные баллы за невзятие получат все одинаковые, а результат секции будет рассчитан исходя из штрафных баллов, набранных в ходе пройденного отрезка секции. Однако, как правило, судьи не допускают подобное и трассы соответствуют классу приехавших автомобилей. При этом надо помнить, что трасса создана таким образом, чтобы без штрафов совсем её преодолеть было невозможно.
Меня все равно пугает слово «Джип» в названии (а слово «Триал» — ещё больше). Как должна быть подготовлена машина для участия в соревнованиях? – Трассы категории Д-1 доступны к прохождению для любого полноприводного автомобиля без каких-либо конструктивных изменений.
А как же шноркель, экстремальная резина, защиты, силовые бампера? – Там же наверняка грязь, глина, болото, трясина… — категория Д-1 не предполагает наличие подобных препятствий.
Но ведь все равно получается же, что у подготовленных автомобилей весомое преимущество! И как я на моем нежно любимом стоковом компактном кроссовере буду соревноваться вооон с тем лифтованным старым покоцаным со всех сторон пикапом на 33 колесиках?! – в триале важна не столько проходимость автомобиля, сколько верный выбор траектории. Радиус разворота полноразмерного пикапа на больших колесах много больше, чем у компактного кроссовера, пикап шире кроссовера, длиннее и протискиваться на трасе, не задевая вешки, ему тяжелее, так что у кого тут преимущество в заданном примере – ещё вопрос.
Замечательно! Сколько тренировочных попыток можно сделать перед проездом трассы «на зачет»? – тренироваться можно сколько угодно, но не на трассе. Трассы доступны к ознакомлению пешком. На преодоление трассы у каждого одна попытка. Она же – зачетная.
Так, получается, что в триале нет ничего страшного и можно даже на стоковом авто приехать поучаствовать? – конечно в нем нет ничего страшного, и на стоковом авто приезжать участвовать можно и нужно! Если вы переживаете за целостность своего любимого авто, то категория Д-1 – ваш выбор. Если же Ваш авто Вам надоел – выбирайте Д-3 и зрелищно разложите Ваш пепелац на потеху публике, ведь джип-триал – это одно из самых зрелищных видов джипперских соревнований!
Сообщества › DRIVE2 Offroad › Блог › Джип-триал для стандартных автомобилей – Кубок TRIAL GROUP 2020
Кубок TRIAL GROUP 2020
Российский триал по Российским правилам!
Пара слов о том, что будет в этом году.
Этапов будет 5
1 этап – 12 ИЮЛЯ
2 этап — 16 августа
3 этап — 27 сентября
4 этап — 25 октября
5 этап — 22 ноября
Возможно, финал 22 ноября будет со снежком))
Революций в этом году не намечается) Мы будем идти путем эволюции. То, что не живет – отомрет, а новые ростки должны дать хорошие всходы! Прям, как по старику Дарвину)))
Что будет нового в Кубке 2020
Первое — Мы вводим зачет для кроссоверов и очень сильно стандартных внедорожников с начинающим пилотом за рулем! Так как полироль — это средство для придания блеска румынской мебели, мы решили назвать этот зачет «ЛАЙТ» (да простит меня товарищ Меньшенин)))
Серьезный такой зачет будет – спортивный, не убойный для автомобиля, по отдельным секциям, с награждением победителя и призеров зачета по итогам как каждого этапа, так и всего кубка
Второе — В кубке не будет зачета экстрим — их и так 2.5 машины, которые или заняты или валяются кверхтормашками )) На отдельных этапах, если соберется какое-то количество участников на каркасных автомобилях, отдельным соревнованием, с отдельными секциями, чтоб страшно было, проведем для экстремальных наших собратьев)
Дальше – все как было в прошлом году
Оригинальный класс — Колеса до 31 дюйма при базе более 2300 мм, при базе менее 2300 мм максимальный размер 28 дюймов. Внешние габариты кузова без изменения. Внешние очертания кузова должны быть узнаваемые. Мотор и трансмиссия в стандартных корпусах. Для Нив 2121 и т.д. отдельные поблажки, о которых можно прочитать в технических требованиях
Модифицированный класс – все, что не попало в оригинальный класс)
Все этапы Кубка будут проходить в Московской области. Места проведения каждого этапа будет указываться в частных регламентах этапов
Секции будут как на порулить и забраться куда-нибудь (без фанатизма и потенциальных ушей), так и на подумать головой – как правильно порулить и выгодно забраться, не валяясь после этого кверх копытами)), «футбольных полей» в виде секции и «накручивания восьми кругов вокруг трех берез по два раза» не будет! Но, за счет правил, мозгов пилота и штурмана, расстановки ворот в секциях — маленькие машинки преимущества иметь не будут перед своими бОльшими собратьями)
ЖДЕМ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОПРОБОВАТЬ СВОИ СИЛЫ В НАСТОЯЩЕМ ТРИАЛЕ!
Следите за новостями в группе Кубка 2020 — vk.com/clubtrialgroup
А пока, видео от OFF-ROAD MEDIA о нашем Кубке 2017
Автоспорт
Автоспорт в Беларуси