Как сделать егэ по информатике
Советы эксперта: Как сдать ЕГЭ по информатике
В обычной школе на информатику отводится один-два часа в неделю. При этом программа обучения включает достаточно много материала, школьники изучают различные темы. В принципе, можно говорить о том, что дети хорошо знают информатику. Ко мне на курсы приходят, в основном, ученики с хорошими и отличными оценками. Но я могу анализировать уровень знаний по отдельным темам информатики, которые необходимы для сдачи ЕГЭ, и вот здесь не все так хорошо. Подготовиться именно к ЕГЭ на школьных уроках достаточно сложно. Информатика — это предмет по выбору, и для того чтобы получить здесь высокий балл, нужны дополнительные знания и, соответственно, дополнительные занятия с целью наиболее глубокого изучения определенных тем. Это может быть самостоятельное изучение, факультатив в школе, занятия с репетитором или на курсах — выбор за школьниками и их родителями.
Это очень хорошее нововведение. Экзамен стал труднее для слабых учащихся, так как выбор ответов позволял найти правильный методом подбора. Для остальных детей экзамен не усложнился.
Несколько заданий ЕГЭ можно относить к одной большой теме. Поэтому лучше говорить о том, что есть задания, в которых школьники допускают наибольшее количество ошибок. Я назову их номера: это задания № 5, № 9, № 10, № 11, № 12, № 16, № 18 и № 23. Первые пять — это базовые вопросы по таким темам, как «Неравномерное и равномерное кодирование», «Кодирование текста, звука, растровых изображений», «Рекурсивные алгоритмы» и «Адресация в сети Интернет». Наиболее частые причины проблем с этими заданиями — вычислительные ошибки или механистическое усвоение темы. При изменении вопроса школьник теряется, хотя решение задачи не меняется.
Задания № 16, № 18 и № 23 в школьном курсе почти или вовсе не рассматриваются. № 16 и № 18 — задачи повышенного уровня для детей, претендующих на высокий балл. Задание № 16 относится к теме «Системы исчисления», и ошибки здесь в основном вычислительные. В задании № 18 на преобразование логических выражений выпускники чаще всего ошибаются в технике исполнения. А вот задание № 23 технически самое сложное из всей первой части ЕГЭ, его выполняют лишь наиболее подготовленные школьники.
Кроме того, информатику не стоит сдавать детям, у которых есть проблемы с математикой. Если есть трудности с математикой, будет тяжело и на информатике. Эти два предмета очень тесно связаны.
Если говорить о самых простых темах, то это «Двоичные системы исчисления», «Таблицы истинности логических вычислений», «База данных и файловые системы», «Электронные таблицы», «Переменные, оператор присваивания» и «Вычислительные алгоритмы». Все они отражены в заданиях с № 1 по № 6, которые выполняют практически все ученики, и слабые в том числе.
Чем выше номер задания, тем выше балл — так устроен ЕГЭ. Самое последнее задание — № 27 — оценивается выше остальных, а именно в 4 балла из первичных 35. За задания № 26 и № 24 можно получить по 3 балла, за задание № 25 — 2 балла, № 23 — 1 балл. Четыре задания части 2 (№№ 24-27) составляют 34 балла из 100 тестовых, то есть более трети максимальной оценки за экзамен.
Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, нужно выполнять большое количество упражнений и каждый раз делать работу над ошибками. Также здесь важно обратиться за помощью к преподавателю, поскольку, чтобы самостоятельно освоить все это, нужно гораздо больше времени.
Первое правило — это труд: нужно работать, работать и еще раз работать. Второй секрет — работа над ошибками, ее необходимо выполнять в обязательном порядке. И третье — при выполнении задания внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок по невнимательности. Обидно, когда школьники отвечают не на тот вопрос, который поставлен в задаче.
Задание № 24 | Здесь нужно уметь исполнять и понимать алгоритм, записанный на языке программирования. Поймешь — значит, выполнишь задания, указанные в номере, нет — значит, нет. В этом задании даются два-три вопроса, и в первом из них скрыт секретик к пониманию алгоритма и к нахождению тех ошибок, которые предлагается найти, выписать и исправить. Сначала ответьте на первый вопрос, это поможет вам понять алгоритм и найти ошибки. |
Задание № 25 | Для того чтобы выполнить это задание, необходимо прежде всего разобрать алгоритмы задач, предложенные в «Кодификаторе ЕГЭ по информатике» ФИПИ. В задании требуется составить алгоритм решения задачи на языке программирования, в частности, уметь работать с числами, уметь выбирать из множества чисел числа с требуемыми условиями, работать в любой системе исчисления, знать признаки делимости. Если ребята изучали «Алгоритмику» в школе, то им проще выполнить это задание. Школьники, которые приходят ко мне на занятия и не знакомы с этой темой, в первую очередь начинают последовательно изучать алгоритмы из «Кодификатора». |
Задание № 26 | В этом задании важно найти ответ на предложенный вопрос, сформулировать полный ответ и доказать правильность выбранного ответа. |
Задание № 27 | Задание творческое — и единственное, где выпускник должен самостоятельно написать программу. Обычно его успешно выполняют школьники, которые пишут программы не первый год и хорошо знают математику. Задание оценивается либо в 2 балла, либо в 4. На занятиях я с ребятами детально прорабатываю нюансы этого задания, чтобы на экзамене они получили максимум баллов. |
В оставшееся время нужно усиленно тренироваться для закрепления полученных навыков. Необходимо решать как можно больше задач и отдельно отрабатывать те задания, которые вызывают наибольшие трудности при выполнении. Если вы готовились к ЕГЭ самостоятельно, очень важно сейчас пройти консультацию с преподавателем, потому что у каждого задания есть своя изюминка, которую нужно знать.
Лайфхак абитуриента: как сдать ЕГЭ по информатике на 100 баллов
Информатика в школе
Мне очень повезло, я училась в одной из самых сильных школ Новосибирска — гимназии № 1, в специализированном классе с физико-математическим уклоном. Информатика там тоже преподавалась на хорошем уровне. К 11 классу, как и многие мои знакомые, я не очень понимала, чем же хочу заниматься, в какой университет буду поступать. Я даже не могла с уверенностью ответить на вопрос: кто же я? Технарь или гуманитарий? Программирование мне нравилось, у меня это получалось, поэтому без лишних сомнений я выбрала на ЕГЭ информатику. Конечно, только информатикой я не ограничилась, еще сдавала физику и английский.
Начать заранее
Почему стоит начать готовиться заранее? Во-первых, если заниматься достаточно долго, весь материал будет лучше укладываться в голове. Вряд ли от волнения на самом ЕГЭ все забудется: долгосрочная память гораздо надежнее краткосрочной. Во-вторых, само осознание того, что ты начал учить предмет давно, спасет тысячи нервных клеток, а они еще понадобятся, ведь гораздо волнительнее может оказаться не экзамен, а ожидание результатов. В-третьих, ЕГЭ проверяет не столько сами знания, сколько уровень подготовки и умение справляться со стрессом, а это требует определенного времени. Как показывает мой опыт и опыт моих друзей, ты можешь быть очень талантливым, например, в физике, но из-за незнания того, как надо оформлять задачи части 2, вместо желаемых 90+ получить 70+. Это несправедливо, но это действительно так.
Подготовка к экзамену
Я начала готовиться к экзамену за полгода до него. Необходимые знания у меня уже были, оставалось лишь научиться с ними работать именно в формате ЕГЭ. Очень важно сказать, что мне невероятно повезло со школьным преподавателем по информатике. Он состоял в комиссии по ЕГЭ, знал структуру экзамена, готовил к нему поэтапно и очень результативно.
Если во время подготовки у вас вдруг создается ощущение, что все-таки нужен репетитор, то позаботиться о его поиске лучше заранее. Очень хорошо, если он будет, как и мой учитель, состоять в комиссии по ЕГЭ и ориентироваться в формате экзамена. Но, в любом случае, полагаться только на учителя или репетитора нельзя. Очень важно еще и готовиться самому.
Чем я пользовалась во время самоподготовки:
Ожидания и пробники
Первая часть ЕГЭ и задания с открытым ответом мне казались достаточно простыми, а вот во второй части все было не таким тривиальным. Последние задания на логические высказывания меня пугали больше всего. Во время подготовки мне встречались такие задачи, которые можно было и за час не решить, а время на ЕГЭ — это очень ограниченный ресурс.
«Пробники» я писала обычно в районе 90+ баллов. Конечно, мне хотелось получить наилучший результат, но если бы я набрала 95 баллов и выше, то обрадовалась бы в любом случае. Удивительно то, что сам экзамен у меня вышел гораздо лучше, чем «пробники».
Время ЕГЭ
Увидев свой вариант на экзамене, я первым делом посмотрела на задания № 18 и № 23 (те самые логические высказывания), выдохнула и принялась решать. Эти задания оказались не такими сложными, как я ожидала, и это придало мне уверенности в себе.
Труднее всего было справиться с волнением. Еще я очень сильно сомневалась в каждом выполненном задании, поэтому все пересчитывала, каждый ответ, а ведь нужно было еще следить за временем. Из класса я вышла с мыслью, что сделала все, что могла, и наконец-то все это закончилось. Делать какие-то предположения о результатах у меня уже не было сил.
Результат. Как в кино
Результат я узнала, когда сидела на очередном бале медалистов. На самом деле это было как в каком-то фильме-мюзикле. Концерт уже подходил к концу, а я все обновляла и обновляла страницу с результатами ЕГЭ в телефоне. Тут я заметила, что результаты все-таки появились. Конечно, сами баллы смотреть было страшновато, но спустя секунд двадцать, зажмурив глаза перед тем, как открыть страницу, я это сделала. И вот я вижу заветную трехзначную цифру, начинаю радоваться, и тут же звучит последняя песня, и с потолка падают конфетти, осыпая весь зал. Потом всю дорогу я отряхивалась от блестящих бумажек, но это было уже не важно, ведь в тот момент я была очень-очень довольна.
Выбор вуза
Документы я подавала в ИТМО, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НГУ и НИУ ВШЭ. По конкурсу прошла везде, все-таки баллы у меня были достаточно хорошие. Я выбрала программирование, поскольку это самая динамичная и быстро развивающаяся отрасль. «Вышка» тоже оказалась близка мне своей динамичностью и стремлением к развитию.
Я думаю, не стоит смущаться, что это Высшая школа экономики, а не программирования, и что это не технический вуз. Моя бабушка даже спросила: «А это вообще университет?». Так вот, по отзывам, по программе и по преподавателям я поняла, что здесь факультет компьютерных наук — один из самых сильных в стране. И это несмотря на то, что основан он был совсем недавно. Признаться честно, пример матфака «Вышки», который за очень короткий срок стал лучшим в России, в меня вселил определенную уверенность. Конечно, я пошла на определенный риск, можно было поступить и в более традиционное учебное заведение. Но о своем выборе я ни разу не пожалела.
Правильная подготовка к ЕГЭ по Информатике с нуля
Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.
По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.
А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.
Что такое ЕГЭ по информатике?
Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.
ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.
Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!
Например, такая тема, как булева алгебра, или алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах, даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!
Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.
Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?
— Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?
К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.
Причем Word ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают 3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.
Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.
Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?
Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.
Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.
Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.
На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.
Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?
Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.
Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».
Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.
Особенности ЕГЭ по информатике. Как получить 100 баллов?
ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?
Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.
Структура ЕГЭ по информатике
Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).
В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.
Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
Видите, насколько велик вес первой части?
В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.
На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!
Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.
И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?
Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.
Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…
Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?
Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.
Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.
В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
Что же происходит на экзамене по информатике?
Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.
Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.
В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».
Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.