Как сделать греческий меч
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
Греческая махайра (?)
Изогнутые мечи находили употребление у разных народов в разные времена, часто отличаясь между собой лишь в названии. Первым таким мечом считается древнеегипетский хопеш (англ. khopesh), несомненно происходящий от серпа. Копис по-гречески означает «рубить, отсекать». Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян.
Римские солдаты заимствовали иберийский копис после войны с Ганнибалом, и приняли его на вооружение под названием “gladius hispanicus”, т.е. испанский меч, и только в XIX в. “испанский меч” получил название фалката (falcata)
Египетско-ханаанский копис (кхопиш).
Копис из гробницы Рамзеса II
Кхопеши из Библе и Лагаша.
Копис не знаю откуда
Слово «фальката» вошло в обиход менее двухсот лет назад с лёгкой руки одного из переводчиков с латыни, который неправильно (?) применил слово falcatus, то есть «изогнутый как серп».
Заимствованный римскими солдатами иберийский копис “gladius hispanicus” только в XIX в. получил название фалката (falcata). Древние испанцы достигли совершенства в ремесле ковки фалкаты. Современные исследования показывают, что содержание углерода постепенно меняется от 0.4% в районе лезвия (высокая твердость стали) до 0% к центру клинка (высокая гибкость). Иберийские оружейники во II в. до н. э. проверяли качество стали таким образом (Филон, «Belopoeica»): клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму.
Ранние образцы фалкаты V-IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрел совершенство формы. Длина фалкаты в среднем около 60 см. Испанцы носили ее в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись 3 или 4 кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили проще, засунув за пояс (по античным статуэткам).
Ширина клинка кописа (или фалкаты) расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперед лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян никакой шлем не мог выдержать удара фалкатой.
Римская кавалерия, вооруженная “испанской саблей”, при завоевании Македонии в конце III в. до н. э. неприятно поразила македонских солдат. Тит Ливий так описывает последствия боя (31.34):
Фальката с остатками ножен из музея в Мадриде(III в. до н. э.)
Нарыла пару изображений иудейских ножей:
Акинак. Длина 44,5 см. с. Афанасьевка
А так же там и сям и уже не вспомню что откуда.
Древнегреческий меч КСИФОС: история, применение, реконструкция — археолог Антон Дедюлькин
Об истории ксифоса, его применении и многом другом на примере современной реконструкции меча рассказывает археолог Антон Дедюлькин, соавтор НаукаPRO и ассистент кафедры археологии и истории Древнего мира ЮФУ.
Дубликаты не найдены
Очень интересно! А говорили что здесь не любят видео с рекламой своих каналов.
А разве имеет значение, на каком канале выложено видео, если материал информативный и полезный? Мы за любую популяризацию науки! И неважно, делает ли это крупный проект или один человек.
Удобная штука для тесного боя, жаль, запрещен с острым кончиком
Минус за отсутствие текстовой версии.
Древнегреческий льняной панцирь ЛИНОТОРАКС – археолог Антон Дедюлькин | Античный арсенал
Об этом и многом другом рассказывает археолог Антон Дедюлькин, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры археологии и истории Древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ, соавтор Научно-просветительского проекта НаукаPRO.
Мужские воинские союзы сарматов и других воинственных народов – Евгений Вдовченков
«. Всаднические погребальные комплексы первого этапа позднесарматской культуры почти все с деформированными черепами, травмами и сломанными носами. Люди жили весёлой жизнью и, вполне возможно, использовали психоактивные вещества. Это люди, которые постоянно жили в войне, у них были свои техники, моменты воспитания, социальные институты, и наша задача это реконструировать. ».
Почему племена сарматов и другие воинственные народы формировали мужские воинские союзы и какие социальные функции они выполняли? Почему их называли волками, псами? Какие были занятия у сарматов, кроме войн и набегов? Была ли для них война постоянным образом жизни? Использовали ли психоактивные вещества сарматы? Находки и книги каких исследователей рассказывают об этих объединениях военизированных и очень агрессивных молодых людей?
Об этом и многом другом рассказывает Евгений Вдовченков, археолог, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ.
Непальский меч кора
Эфес коры имеет катушечную форму, а иногда и защитную дужку, что придает ему некоторое сходство с эфесом индийского тальвара. Это и не удивительно, ведь культуры севера Индии и Непала (в том числе и оружейные), были интегрированы довольно плотно. Например кукри, хоть и имеет непальское происхождение, но эти ножи использовали и производили и в Северной Индии с присущими отличительными чертами.
А вот форма ножен кор присуща только им. Они повторяют форму клинка, с равной шириной по всей длине. Ниже фотографии коры в ножнах
Меч с изображением Геракла: шедевр эллинистических оружейников – археолог Антон Дедюлькин
Меч с изображением Геракла – шедевр эллинистических оружейников. Рассказывает археолог Антон Дедюлькин, соавтор Научно-просветительского проекта НаукаPRO, ассистент кафедры археологии и истории Древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ.
При подготовке использованы материалы сайта «Археология Средней Азии», а также сайта Института востоковедения РАН, раздела, посвящённого Южно-Таджикской археологической экспедиции.
Оружие — вещь сугубо утилитарная, однако уже в древнем мире существовали и парадные образцы. Ножны и рукояти этих изделий богато украшались. Подобные вещи редко сохраняются в целостности до наших дней, поэтому каждая находка таких предметов является большой удачей.
Данная находка была сделана археологами Игорем Рубеновичем Пичикяном и Борисом Анатольевичем Литвинским на городище Тахти-Сангин в Таджикистане (самой окраине Эллинистического мира, Греко-Бактрии).
Игорь Рубенович Пичикян и Борис Анатольевич Литвинский
Городище Тахти-Сангин, Таджикистан.
Предмет, о котором идёт речь представляет собою рукоять меча из слоновой кости с изображением борьбы Геракла и Ахелоя. Несмотря на то, что у Геракла отбита голова, идентифицировать героя не составляет труда, поскольку на его плечах накинута шкура Немейского льва, а в руке палица. Геракл борется с Ахелоем, божеством реки.
Данная рукоять является замечательным образцом резьбы по кости.
Помимо рукояти, были обнаружены резные куски пенала ножен и бутероль (нижняя часть ножен) с изображением гиппокампессы.
Также была найдена бутероль (нижняя часть ножен) с изображением гиппокампессы.
Гиппокамп — морской конь, у которого протома коня и морской хвост.
Гиппокамп — морской конь, у которого протома коня и морской хвост. Литвинский определил, что на бутероли изображена такая морская кентавресса, это скорее более точное определение, т. к. на изображении женская протома, ноги коня и морской хвост, а в дополнение ко всему ещё и крылья.
Экспедиция Литвинского и Пичикяна датировали рукоять IV в. до н. э., а бутероль II в. до н. э.
Неизвестно, какой именно это был меч: ксифос или махайра. Скорее всего, судя по массивной бутероли, это был ксифос. Это был парадный роскошный меч, украшенный резными изображениями.
Боевые крисы Юго-Восточной Азии ч.1
Поэтому при общем сходстве филиппинские крисы сильно отличаются от малайских. Немного об этих отличиях:
— филиппинские крисы гораздо больше размером.
Для сравнения Крисы обычных размеров с Филиппин и различных островов Малайского Архипелага. Слева направо:
Филиппины
Бали/Ломбок
Суматра
Сулавеси
Ява
— клинки филиппинских крисов значительно шире и тяжелее и не имеют богатого разнообразия дапуров (моделей клинка). У филиппинских крисов клинки могут быть прямыми или пламевидными без прочего разнообразия форм.
— филиппинскими крисами можно наносить рубящие и колющие удары, в то время, как малайскими только колющие. Не раз слышал истории о том, что своими крисами Моро разрубали мушкеты, которыми солдаты противника блокировали рубящие удары. Я думаю, что такие истории можно отнести к легендам и в действительности вряд ли что то такое было. Хотя я лично испытывал старый крис Моро и легко разрубил им двухлитровую пластиковую бутылку с водой. В то время, как французской пехотной саблей обр. 1821г мне это сделать не удалось.
Написал я сегодня довольно изрядно. Чтобы не перегружать информацией читателей, про боевые малайские крисы напишу во второй части поста.
Панафинейская греческая амфора с изображением кифареда, играющего на лире – Александр Коваленко
Посвящается музыкантам, поэтам и сказителям. 😉
Рассказывает Александр Коваленко, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ, заведующий учебным музеем археологии ЮФУ.
А для тех, кому лень смотреть 2 минуты, есть текст с картинками.
В 1911 году в одном из погребений Елизаветовского могильника в дельте Дона (Ростовская область) была обнаружена панафинейская амфора.
Панафинейские греческие амфоры вручались победителям Панафинейских игр – самых крупных религиозно-политических празднеств в Афинах, проводимых в честь богини Афины.
Призовые панафинейские античные амфоры были особой формы и размера, на одной стороне изображалась богиня Афина, на другой стороне – вид состязаний, в котором человек одержал победу.
На амфоре, найденной в Елизаветовском могильнике, изображён не кулачный боец или борец, не метатель диска или бегун, а кифаред – человек, играющий на кифаре, разновидности античной лиры. Кифареды пели, аккомпанируя себе на этом музыкальном инструменте. Роль талантливого музыканта была настолько высока и почётна в античном мире, что этот вид искусства был включён в состязания игр.
Неизвестно, как эта амфора попала на территорию Дона. Она могла быть подарена призёром колонисту, прибывшему в северную колонию, либо сам победитель прибыл сюда вместе с призом, либо его ограбили, забрав амфору как трофей – гадать можно бесконечно.
Однако удивительный факт – она была найдена в скифском погребении, возможно, принадлежавшем даже женщине. Сейчас эта древнегреческая амфора хранится в государственном музее Эрмитаже.
Пять копеек о японскои коротком мече танто
Изображение на вазе. 5 век до н.э. Греческий гоплит против перса. В руках воинов махайры-кописы.
На русский язык слово μάχαιρα может переводится как «меч», «кинжал» или «сабля». (Например, саблезубые тигры в научной терминологии зовутся «махайроды«)
Махайра из гробницы Севта III, правителя Одрисского царства (Фракии) и «вассала» Ксандра Македонского. Единственный (!) царский меч.
Один из образцов меча (длиной 70 см) был найден в погребении мужчины эллинистического периода у Карантинного шоссе под Керчью.
В одной из раннеримских комедий за авторством Плавта (250-184 гг. до н.э.) действие происходит в державе диадоха Селевка. И хвастливый главный герой, «вспоминает», как отрубил слону целую ногу своей махайрой.
Возможно, кописами именовали махайры, имеющие более серповидную форму.
Махайра для трапезы
На вазах с изображением Троянской Войны махайры изображены в руках у ахейцев-греков, убивающих троянцев внутри храмов. Возможно, это аллегория жертвоприношения.
Но вот махайре меньше повезло быть увековеченной в камне, чем скифосу.
Кстати, клинок эльфийского меча Оркриста, которым сражался Торин Дубощит из «Хоббита» напоминает формы махайры.
Обилие изображений, на которых греческий воин предстаёт лишь с копьем и щитом, может натолкнуть на мысль, что мечи эллины использовали для церемониальных целей или же попросту пренебрегали ими. Но это далеко не так.
Реконструкция меча 4 века до н.э. Д. Андреев и А. Дедюлькин. Изображение с wikiwarriors
Своей причудливой формой с расширением ближе к острию, отличающей его от мечей Рима, Иберии и кельтов, а также ребру жесткости ксифос обязан мечам микенской эпохи и Тёмных веков. Никакого особенного функционала у этого рудимента нет. Ксифос отличается своей простотой. Даже мечи из гробницы Филиппа Македонского, отца Александра, не отличаются невероятными украшениями в сравнении с находящимися рядом доспехами и щитом. Одним из скудных примеров богато украшенного меча данного типа является описание ножен ксифоса понтийского царя Митридата Евпатора.
Ксифос носили не на поясе, а в более высоком положении, на уровне груди, практически под мышкой.
После кровопролитного завоевания Греции Римом ксифосы были вытеснены гладиусами, превосходящими их по качеству материала. Однако, эллинистическая эстетика ксифоса пришлась по вкусу римскому искусству: именно ксифос постепенного стал ассоциироваться с архетипом античного меча, спокойно «дотянув» вплоть до классицизма.
Жало. Меч из «Властелина Колец» и «Хоббита». Несмотря на европейскую средневековую рукоять, он своей формой напоминает именно ксифос.
По мотивам видео: https://youtu.be/8BTLEkfG8eQ (Беседа с археологом Антоном Дедюлькиным)
Сам видос уже был на Пикабу, но без текстовой версии. Вопрос к вам: делать ли пост по мотивам видео про махайру?
Музей Топкапы. Мечи
Украшения с мечами
Первый кулон-меч. У меня ассоциируется с чем-то древним, лесным, эльфийским.
В работе использованы фурнитура, японский бисер, чешские бусины, кристалл и жемчуг Swarowski.
Что такое каменный век для археологов? Владимир Яковлевич Кияшко, Андрей Цыбрий, Виктор Цыбрий
Что такое для вас каменный век? Этот вопрос был задан трём археологам, занимающимся поздним каменным/ранним бронзовым веками:
• Владимир Яковлевич Кияшко, археолог, кандидат исторических наук, профессор археологии Ростовского Государственного Университета.
• Андрей Цыбрий, археолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник Донского археологического общества и Ассоциации «Южархеология», соавтор Этно-археологического комплекса «Затерянный Мир».
• Виктор Цыбрий, археолог, кандидат исторических наук, председатель Донского археологического общества, директор Этно-археологического комплекса «Затерянный Мир».
Тяжелый и тупой: 5 «школьных» заблуждений и европейских средневековых мечах
В этой статье мы будем говорить о различных средневековых европейских мечах. Приведённые факты могут быть не полностью (или даже полностью не) верными для мечей японских, китайских, индийских и прочих, произведённых по восточную сторону Суэцкого канала. О таких неевропейских мечах мы поговорим в другой раз, а пока — добро пожаловать в край замков, рыцарских турниров, наконечников стрел типа «бодкин» и полных латных доспехов.
1. Европейские мечи были тупыми
…и служили для забивания врагов, как дубиной.
Как водится, смотря с чем сравнивать. Но если коротко, европейские мечи были во много раз острее людей, рассказывающих об их тупизне.
Безусловно, клинок не затачивался до остроты бритвы или скальпеля — это ему не требовалось.
У него были задачи, принципиально отличные от «брить владельцу зону бикини» и «удалять аппендицит при помощи двуручника».
Тем не менее, остроты среднего меча было более чем достаточно, чтобы превратить целого человека в анатомическое пособие. Археологической науке известны экземпляры, дошедшие до нас через те самые 500-600 лет и сохранившие очень и очень приличную остроту лезвия.
Вероятнее всего, миф о тупизне средневековых мечей происходит от занятного факта: клинок был не в состоянии прорезать нормальный европейский доспех — латы, кольчугу, «вот это всё». Но неэффективность меча против лат ещё не говорит о его тупизне — только лишь о том, что для пробивания «защиты» рыцаря следовало использовать другое оружие…
Другой причиной возникновения мифа о тупизне мечей может быть техника боя, по-английски именуемая half-sword или half-swording (приличного русскоязычного термина для неё не существует). Суть техники — удержание меча за клинок либо для нанесения мощных и точных колющих ударов (которые как раз отлично пробивают латы в сочленениях и других слабых местах), либо для использования его в качестве импровизированной булавы.
Для демонстрации этого приведём недлинный видеоролик, в котором вопрос half-swording разобран практически досконально:
Если совсем коротко: до тех пор, пока меч не совершает режущее движение, он безопасен даже для голой руки, не говоря уже о руке защищённой.
Конечно, не стоит забывать о случаях, когда часть клинка, расположенную у рукояти, не затачивали вовсе, чтобы дополнительно обезопасить руки при half-swording или чтобы держать меч хватом, при котором указательный палец пересекает гарду и ложится на клинок. Капитан Очевидность спешит подсказать, что в таком случае незаточенной оставалась лишь малая часть клинка, тогда как остальная часть затачивалась обычным способом.
2. Средневековые мечи были тяжёлыми
На самом же деле средний вес европейского одноручного меча (того, который в реальности называется arming sword, а в фэнтези — longsword) — 1,2 кг, плюс-минус 100 г.
Никаких клинков «по пять — семь килограмм, а в особых случаях — до 18 кило» не было в природе.
Об этом свидетельствует безумное количество источников — от «Википедии» (которой, как известно, верить нельзя), до ведущего специалиста по мечам Эварта Оукшотта.
Для двуручного же меча (greatsword — в фэнтези, longsword — в реальности) значение среднего веса — 1,75 кг.
3. Средневековые европейские мечи были сделаны из низкокачественной стали
Особенно это любят утверждать любители катан (которые — катаны, не любители, — как известно, «сделаны из самой лучшей в мире стали»). На самом же деле развитие металлургии в Европе позволяло производить сталь очень высокой пробы.
Да, качество мечей не было однородным — были клинки получше, были похуже. Были откровенно дерьмовые экземпляры — и были мечи, достойные короля Артура.
Но, если мы говорим о среднем оружии периода высокого или позднего Средневековья, то оно было сделано не просто из хорошей стали, а из тех сортов, которые сейчас назвали бы пружинными, — лучшей по соотношению качеств металла (твёрдости, прочности, гибкости), из которого в принципе можно делать клинки.
Вообще, сталь, из которой производились мечи, — тема для отдельной статьи, а то и для диссертации. Но мы постараемся коротенько изложить основные моменты. Клинки, безусловно, можно было делать из закалённой стали — правда, в таком случае они становились не очень-то живучими и достаточно быстро приходили в негодность; тогда как пружинная сталь, отличающаяся высокой гибкостью, позволяла оружию, собственно, пружинить под ударами, что делало его существенно более «выносливым» и долговечным. В любом из этих случаев, однако, использовали металл лучшего (на то время) качества — тигельную сталь высочайшей очистки.
Ну а что касается лучших образцов, то… Европа обогнала по их качеству весь остальной свет. Если сравнивать аутентичные лучшие средневековые европейские мечи с лучшими же средневековыми мечами из любой другой части света, европейские победят с большим отрывом. Просто за счёт лучшего развития металлургии, чем где бы то ни было ещё.
4. Все европейские средневековые мечи были одинаковыми
Вот ещё! Как не являются одинаковыми современные автоматы, так не были одинаковыми и мечи — причём, с какой стороны ни посмотри.
Пожалуй, не будем особенно заострять внимание на такой очевидной вещи, как то, что даже не все они были обоюдоострыми — существовали, скажем, фальшионы и гросс-мессеры (которые, что самое характерное, тоже не были стандартизированными). Пойдём сразу дальше: даже если мы возьмём классический романский меч (прочно ассоциирующийся как раз с рыцарями и самим понятием «меч»), различий между разными экземплярами будет более чем достаточно — от формы гарды до заточки. Способов заточки меча и форм клинка вообще существовало безмерное количество, и каждая из них была более предназначена для одних целей и менее — для других. Мы приведём иллюстрацию, изображающую наиболее распространённые типы.
Несложно догадаться, что одни из приведённых вариантов больше подходили для режущих движений, другие — для рубящих, а третьи — вовсе для колющих.
Удивительное дело, но ходит по «интернетам» и такой миф. А заодно и его вариация: «любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками (и ногами)».
Что ж, скажем «спасибо» популяризаторам точки зрения: «боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.
Сюрприз: фехтование — тоже боевое искусство, и вот как раз в фехтовании европейцы превзошли всех остальных… даже самураев, мои маленькие фанаты катан.
Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?
Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!