Как сделать группировку по сольфеджио
основы нотной грамоты. метр, ритм и группировки длительностей. урок 2. Kelly Paletta
В этом уроке, разберем основные понятия, которые просто необходимо знать музыканту ритм-секции – метр и ритм. Позже уделим пристальное внимание группировке длительностей нот.
Музыка тесно связана с равномерностью движения (дыхание, ходьба, танцы), где большую роль играет регулярность отрезков времени равной длины, образующих непрерывную пульсацию. В этом равномерном движении долей времени можно выделить периодически повторяемые ударения, называемые акцентами.
Чередуясь в определенной последовательности, сильные и слабые доли создают ритмическую устойчивость и равномерность. Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами. Метрические акценты могут быть реальными, т.е. производимыми за счет выделения звука посредством большей громкости, и воображаемыми, например, на паузах.
Вооружившись знанием о метре. По-новому взглянем на известные из предыдущего урока термины такта и размера музыкального произведения:
Размер произведения, помещаемый в начале, как раз и отображает метр. При этом верхняя цифра обозначает количество метрических долей в такте, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра.
Смена сильных и слабых метрических долей образует две основные разновидности простого метра:
Двухдольный метр, в котором за сильной долей следует слабая. Наиболее распространённые двухдольные размеры – 2/4, 2/2.
Трёхдольный метр, в котором за сильной долей следует две слабые доли. Наиболее распространённые размеры – 3/2, 3/4, 3/8.
От слияния простых метров образуются сложные метры. Сложный метр может состоять из двух и более простых метров. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количество простых метров, входящих в его состав. Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными.
Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Наиболее употребительные: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8.
Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. При постоянном метре ритм внутри каждого такта может меняться.
В тактовую долю может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности тактовой доли. Следовательно, и в такт может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности всего такта, его размеру.
Во многих композициях метр акцентируется в сопровождении, в то время как в мелодии сменяются различные длительности. Наглядный пример взаимодействия метра и ритма – строй марширующих и поющих песню солдат. Шаг роты отбивает метрические доли, как бы аккомпанируя песне. Ритм же мелодии опирается на метрические доли, большей частью совпадая с ними, и тем самым одновременно способствует их проявлению и чередованию, помогая маршировать в ногу. Аналогично в танце, движения совершаются в соответствии с пульсацией метрических долей. Таким образом, ритм мелодии и метр произведения четко связаны.
Группировки длительностей.
Обычно в музыке количество звуков в каждом такте значительно превышает количество метрических долей. Подчиняясь организующему воздействию метра, звуки сливаются в группы, каждая из которых по длительности соответствует метрической доле. Для удобства зрительного восприятия ритма, ноты при записи также группируются в соответствии с тактовыми долями. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и даёт возможность легко определить ритмическую структуру.
Начнем с наиболее простых и часто встречаемых группировок. На первый взгляд, группировки восьмых и шестнадцатых нот выглядят необычно. Ключ, как обычно, в практике. Требуется время на то, чтобы научиться расшифровывать комбинации и довести это умение до автоматизма, когда вы сможете исполнять не задумываясь.
1) Одна восьмая и две шестнадцатых
2) Две шестнадцатых и одна восьмая
Во втором примере, наоборот, сначала расположены две шестнадцатые, которые играются на “1” и “e”. Третья нота – восьмая, на счет “&”. Так как третья нота имеет длительность в две шестнадцатых, на счет “a” ничего не играем.
3) Шестнадцатая, восьмая и шестнадцатая.
Этот пример сложнее. Первая нота – шестнадцатая (два флашка), длительностью в слог (счет) “1”. За ней – восьмая длительностью в “e” и “&”. Так как эта нота восьмая, она звучит в два раза дольше, чем первая шестнадцатая, поэтому на счет «&» не играем. Последняя шестнадцатая на счет “a”.
4) Шестнадцатая пауза, шестнадцатая и восьмая.
5) Шестнадцатая пауза, восьмая и шестнадцатая.
Группировка длительностей в этом примере, аналогична примеру 3, с той лишь разницей, что вместо первой шестнадцатой ноты, здесь шестнадцатая пауза.
Практика, практика, практика…
Как уже было сказано ранее, ключ к хорошему чтению нотной записи – практика. Помните как учились читать слова? Сначала изучали каждую букву. Чтение было медленным и неуклюжим. Сейчас, когда знаете и тысячи раз видели одни и те же слова, можете их читать, не вспоминая при этом, как звучит каждая буква. Так же и с нотами, когда поймете логику основных ритмических группировок. Важно часто играть читая с нотного листа, тренируя зрительную память. Это позволит не тратить время на обдумывание впоследствии.
Приведенные упражнения это хороший старт. Но если хотите научиться читать ноты действительно хорошо, не ограничивайтесь ими. Есть много обучающей литературы, посвященной этому вопросу. Например, Synсopation, автор Ted Reed, и Modern Reading Text in 4/4 (Louie Bellson и Gil Breines). Эти книги являются классикой, содержат ритмические рисунки в самых различных комбинациях.
Как сделать группировку по сольфеджио
Группировка длительностей в инструментальной музыке
В простых размерах группировка длительностей производится по следующим правилам:
Количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счетных долей в такте, то есть верхней цифре показателя размера.
Сумма длительностей в каждой группе должна равняться одной счетной (метрической) доле, то есть нижней цифре показателя размера; следовательно, по сумме содержащихся в них длительностей сами группы должны быть равновеликими.
Крупные длительности, соответствующие целому числу счетных (метрических) долей, обычно записываются одной нотой, особенно если длительность начинается с сильной доли такта.
При наличии в группе большого количества однородных или разнородных мелких длительностей она может, в свою очередь, делиться на подгруппы, объединенные одним (крайним сверху или снизу) общим ребром (вязкой), остальные же ребра (вязки) будут охватывать лишь ноты, входящие в подгруппу.
При группировке необходимо в точности сохранять указанный ритм. Следовательно, все «лишние» для данной группы (или такта) длительности могут быть перенесены лишь в следующую непосредственно за данной группу (или такт), и наоборот, «занимать» недостающие длительности можно только из следующей соседней ноты, добиваясь при этом нужного графического изображения, но не нарушая заданной ритмической последовательности звуков.
Паузы, естественно, группировке не подлежат, так как не соединяются друг с другом при помощи вязок или лиг, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.
Слигованные длительности внутри групп следует записывать одной нотой, равной по длительности двум или нескольким слигованным. И наоборот, длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт), надо разбивать на две (одинаковой или различной продолжительности — в соответствии с музыкальным текстом) и объединять их лигой.
В сложных однородных размерах, в отличие от простых, количество групп в одном такте, как правило, соответствует количеству простых тактов, входящих в состав данного сложного такта, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки будут те же, что и в простых размерах. Ниже даны два примера: первый — на группировку в простом размере, второй — в сложном однородном размер.
В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой.
Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной.
В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается.
Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п
Правила по сольфеджио
Правила по сольфеджио
1. Акцент: ударение в музыке. Обозначается знаком ˃
2. Аккорд: сочетание трех и более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
3. Альтерация: изменение (повышение или понижение) звуков на полтона. Знаки альтерации:
диез обозначается , повышает звук на полтона
бемоль обозначается , понижает звук на полтона
бекар обозначается , отменяет диез и бекар.
4. Гамма: 7 ступеней в строгом порядке от тоники до тоники.
5. Динамика: громкость в музыке.
6. Доли: пульс в музыке, единица метра в музыке. Доли бывают сильными и слабыми.
Слабые – доли без акцента.
7. Затакт: неполный такт, начинается со слабой доли, вместе с последним образует целый такт.
8. Знаки увеличения длительностей: точка (увеличивает длительность на ее половину), лига (суммирует слигованные ноты), фермата ( увеличивает произвольно).
9. Интервал: сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или по очереди, один за другим (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.
Две величины интервала:
Количественная (ступеневая) величина – количество ступеней между звуками интервала. Обозначается цифрой в интервале (например м3)
Качественная (тоновая) величина – количество тонов и полутонов между звуками интервала. Обозначается буквами – м, б, ч, ув, ум (например ч4).
Основные интервалы, их количественная и качественная величина:
Большая секунда (б2)
Большая септима (б7)
Характеристика гармонических интервалов: слитные — примы и октавы, резкие — секунды и септимы, мягкие — терции и сексты, жесткие — кварты и квинты.
Консонансы: интервалы, звучащие мягко, приятно, благозвучно (примы – октавы, терции – сексты, чистые кварты – чистые квинты).
Диссонансы: интервалы, звучащие резко, напряженно, неблагозвучно (секунды, септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы).
10. Канон — вид многоголосия (полифонической музыки), в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.
12. Мажор: музыкальный лад, гамма которого строится: тон-тон полутон-тон-тон-тон-полутон.
13. Минор: музыкальный лад, гамма которого строится: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
натуральный – вид минора, в котором ступени не изменяются
гармонический – вид минора с VII повышенной ступенью. В результате такого повышения между VI и VII ступенями образуется полтора тона.
14. Метр: равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке.
15. Опевание: окружение устойчивой ступени неустойчивыми.
16. Пауза: знак молчания, перерыв звучания.
целая
половинная
четвертная
восьмая
17. Порядок появления диезов: фа. до, соль, ре, ля, ми, си.
18. Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
19. Полутон: самое маленькое расстояние между двумя соседними звуками. Например: си-до, до-до, до-ре
— длинный пунктир
21. Размер: 2 цифры после ключа и ключевых знаков. Верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, а нижняя – какие они по длительности.
22. Разрешение: переход неустойчивых ступеней гаммы, интервалов,
звуков аккордов в устойчивые ступени.
23. Реприза: знак повторения. Например:
24. Ритм – соотношение длительностей в музыкальном произведении.
25. Ритмическая группировка: объединение длительностей в группы, в зависимости от размера такта. Встречается инструментальная и вокальная группировка.
В инструментальной группировке длительности объединяются по долям с помощью ребер. Вокальная группировка показывает сколько длительностей приходится на один слог текста, они объединяются ребрами и лигами.
26. Секвенция: повторение мотива от разных звуков. Повторяемый мотив называется звеном, расстояние между мотивами – шаг секвенции. Секвенции бывают восходящими (направленными вверх) и нисходящими (направленными вниз), точными и неточными (с изменениями)
27. Сложный размер: образуется от сложения одинаковых простых размеров. В нем кроме сильной доли и слабых появляется относительно сильная доля (на месте бывшей сильной). К сложным относится размер 4/4.
28. Ступени: звуки лада, обозначаются римскими цифрами.
Устойчивые ступени; I-III-V. Вместе они образуют тоническое трезвучие (T53), не требуют разрешения. Тоническое трезвучие может быть простое (прямое), ломаное (звуки появляются не по порядку) и развернутое (полное).
Неустойчивые ступени: VII, II, IV, VI. Они требуют разрешения. Вместе образуют вводный септаккорд.
Вводные ступени: VII и II. Они находятся рядом с тоникой и в нее вводятся (разрешаются).
Главные ступени: I – тоника (обозначается Т или t),
IV – субдоминанта (обозначается S или s),
V – доминанта (обозначается D или d).
Побочные ступени: все остальные II, III, VI, VII.
29. Такт: часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой сильной.
30. Тактовая черта: граница такта. Всегда пишется перед сильной долей.
31. Тембр: окраска звука.
32. Темп: скорость в музыке.
33. Тетрахорд: часть гаммы из 4 ступеней, где тоника внизу (нижний тетрахорд) или вверху (верхний тетрахорд).
34. Тон : расстояние между соседними звуками из двух полутонов.
35. Тоника: первая главная устойчивая ступень лада. Обозначается Т в мажоре или t в миноре.
36. Тональность: высотное положение лада. Название тональности состоит из тоники и лада.
Одноименные тональности: тональности с одинаковыми тониками, но разными ключевыми звуками и ладами. Находятся на одной высоте, отличаются друг от друга на 3 знака. Например: Ре мажор – ре минор
37. Транспозиция: перенесение произведения или его части из одной тональности в другую.
38. Трезвучие: аккорд из 3 звуков, расположенных по терциям.
Нижний звук называется основным тоном или примой
Средний – терцовым тонои или терцией
Верхний – квинтовым тоном или квинтой.
Виды трезвучий: их 4
Уменьшенное Ум 53=м3+м3
Увеличенное Ув 53= б3+б3
При построении трезвучий сверху вниз, интервалы появляются в обратном порядке.
39. Фразы: построения (части) в музыке, обозначающие относительно законченную музыкальную мысль. Бывают одинаковыми (а+а), похожими (а+а1), разными (а+в). Обозначаются маленькими латинскими буквами.
40. Цезура: знак, разделяющий музыкальное произведение на части (построения), обозначается ˅ над нотным станом в моменте разделения.
41. Энгармонизм: одинаковое звучание при разном написании. Энгармонически равными могут быть отдельные звуки, интервалы, аккорды. Например: до=ре
Теоретический словарик по сольфеджио.
учебно-методическое пособие по музыке
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБУ ДО Ивдельской детской
школы искусств Клюшева М.Ю.
Метр – равное чередование сильных и слабых долей.
Ритм –(с греческого «течение») непрерывное чередование звуков различной длительности.
Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П
Порядок появления диезов : фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок появления бемолей : си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Устойчивые ступени I, IП, V. Образуют тоническое трезвучие.
Опевание бывает снизу и сверху.
Затакт – неполный такт, мелодия начинается со слабой доли.
Динамика – громкость звучания музыки.
Минор бывает трех видов:
Тоника минорной гаммы является 6 ступенью в мажорной, а тоника мажорной гаммы 3 ступенью в минорной.
Главные трезвучия лада:
Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.
В состав главных трезвучий входят все ступени лада. В мажоре они мажорные, в миноре минорные. С помощью этих трезвучий можно подобрать аккомпанемент. Каждое трезвучие имеет два обращения.
Консонансы и диссонансы
К ним относятся м2, б2, м7, б7.
Органный пункт- выдержанный звук в басу.Чаще встречается тонический и доминантовый.
Вокальная группировка длительностей- предназначена для пения со словами.
Инструментальная группировка длительностей –для игры на инструменте
Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.
Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.
Трезвучия с обращениями от звука:
Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)
Б53 =б3+ м3, М53 = м3+б3
Б64 = ч4+б3, М64 = ч4+м3
Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).
1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если
другое количество тактов).
2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).
3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности),
У в. 4 строится на IV, VI ступенях ;
Ум. 5 строится на II, VII ступенях.
Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.
Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.
Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль.
Д7 имеет три обращения:
Буквенное обозначение звуков и тональностей:
С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – Фа, G (гэ) – Соль, А (а) – Ля,
Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.
При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:
В мажоре могут быть II II IV VI
В миноре могут быть II II ÌV VI
Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;
на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора,
разрешается в Т64; Строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.
Разрешается через Д43 в Т53
Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:
Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда
Децима 10 = октава + терция
Ундецима 11 = октава + кварта
Дуодецима 12 = октава + квинта
Терцдецима 13 = октава + секста
Квартдецима 14 = октава + септима
Квинтдецима 15 = октава + октава
Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.
Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.
Для мажора родственными будут:
Для минора родственными будут:
Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.
Лады мажорного наклонения :
Лады минорного наклонения
Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;
В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.
звучанию, но разные по названию.
звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству
ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:
В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все, кроме I, V ст.
Хроматическая или транспонирующая секвенция – это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.
9 основных видов септаккордов:
Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.