Как сделать гундосый голос
Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами
Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.
Общие советы
Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.
Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.
Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.
Обрабатываем звук для оффлайн-видео
Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.
Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.
Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.
Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.
Поиск и подрезание резонанса
Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.
Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:
● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.
● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.
● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.
● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.
● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.
Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот
Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:
● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.
● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.
● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.
● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.
При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.
Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:
● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)
● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.
● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.
● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.
Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.
Лимитер и компрессор в роли лимитера
Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.
Обрабатываем звук в онлайне
У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.
Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.
Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio
Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:
2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.
● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.
● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.
● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.
3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.
4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.
При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).
Дайте послушать результаты!
Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.
Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.
При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.
ТОП способов, как сделать голос мужчине ниже, что нужно для грубого тембра
Приятный низкий тембр голоса — не менее важная, чем ухоженная внешность и стильная одежда, часть мужского образа. Некоторые парни сталкиваются с проблемой слишком мягкой и высокой тональности речи, даже когда половое созревание осталось далеко позади.
Специалиста сайта MalePotency.ru определили 7 эффективных способов для мужчин, как сделать голос грубее, навсегда изменив свой тембр. Это вполне реально, если проявить упорство и потратить несколько месяцев на достижение цели.
Почему у мужчин голос ниже (грубее), чем у женщин
После полового созревания у большинства парней тембр становится ниже, что вызвано перестройками голосового аппарата. За формирование звуков при разговоре отвечают связки, расположенные в гортани.
У детей они имеют практически одинаковое строение, независимо от пола, но повышение уровня тестостерона в подростковом периоде у мальчиков вызывает изменения в строение голосового аппарата. У парня появляется кадык, голосовые связки становятся короче, а их просвет шире. При прохождении через широкую мужскую гортань получаются низкие звуки, что объясняется законами физики.
Приятный низкий тембр для парня имеет важное преимущество. Исследования доказали, что женщины считают таких мужчин сексуально притягательными и чаще выбирают их в половые партнеры.
В каком возрасте тембр ломается
Мутация голоса происходит с началом полового созревания, которое у мальчиков наблюдается в 13-14 лет. В этот период происходит заметный скачок роста и соответствующее изменение пропорций внутренних органов.
В этом возрасте у подростка начинает формироваться кадык, соответственно, возникают характерные мутации. При разговоре речь из средних частот может внезапно срываться на высокие ноты либо появляется неестественная хрипота и сиплость.
Изменения тембра длятся несколько лет, и в большинстве случаев завершаются в 16-18 годам. При замедленном половом формировании мутации могут быть до 18-20-летнего возраста.
Реальные способы, как добиться низкого голоса у мужчин
Мы собрали для наших читателей рабочие методы изменения тембра, которые решают проблему излишней писклявости в разговоре. Это проверенные и безопасные способы, как мужчине сделать тембр голоса более грубым, которые не имеют ничего общего с шуточными советами курить по пачке сигарет в день и регулярно выпивать для повышения брутальности и мужественности.
Тренировки для расширения диапазона вниз
Специальные упражнения известны всем начинающим и профессиональным рок-исполнителям. Они используются для увеличения количества низких частот в голосе, помогают сделать тембр более приятным и мелодичным.
Основу тренировки составляют 3 методики:
Для получения эффекта тренировку нужно делать ежедневно. На каждое упражнение отводится 5-7 минут. Видимые результаты наступят спустя 1-2 месяца, но занятия нужно продолжать минимум 3-4 месяца, для закрепления эффекта.
Прием мужских гормонов
Тестостерон отвечает за утолщение связочного аппарата гортани, при использовании его во взрослом возрасте мужчине удастся снизить тембр. Такой побочный эффект часто возникает у тяжелоатлетов и бодибилдеров, которые для роста массы принимают анаболики.
Для коррекции голоса у парней используются препараты эфиров тестостерона:
Мужчина должен понимать, что гормонотерапия проводится исключительно после консультации с врачом. Бесконтрольное назначение гормональных препаратов чревато нарушениями либидо и потенции, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Во время курса нужно следить за самочувствием, а при ухудшении состояния прекратить прием тестостерона.
Самостоятельно можно использовать растительные добавки, которые помогут поднять уровень тестостерона без негативных последствий:
Есть и другие ТОП способы увеличения тестостерона в крови, о них подробнее можно прочесть в отдельной статье.
Держать голосовые связки в постоянном напряжении
Регулярные нагрузки на речевой аппарат вызывают снижение тембра, что заметно у учителей, лекторов и других людей «голосовых» профессий. Этот эффект можно применять с пользой, если мужчина хочет сделать свою речь мужественной и брутальной.
Самый простой способ — больше говорить на средней или повышенной громкости. Если парень остается дома один, можно попробовать чтение книг или постов в соцсетях вслух. Нагрузки должны быть постепенными. К тому же от такого метода не стоит ждать быстрого эффекта, поскольку первые изменения будут заметны только спустя 2-3 месяца.
Здесь главное не переусердствовать. Если пытаться разговаривать слишком громко или постоянно кричать до хрипоты, положительного эффекта не будет. Голос действительно быстро «сядет», но результат сохранится всего на пару дней, с возможными побочными эффектами для организма.
Улучшение артикуляции (гимнастика)
Равномерное напряжение мышц речевого аппарата — непременное условие для постановки мужественного тембра. Зачастую мужчины с писклявым голосом стесняются говорить на публике, из-за чего артикуляционная мускулатура спазмируется, и качество речи ухудшается еще больше. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно тренировать произношение.
Лучше всего в этом помогает артикуляционная гимнастика, которая включает простые упражнения:
На каждую группу упражнений необходимо потратить 3-5 минут, и всего за 15-20 минут в день можно улучшить качество речи. Разминку лучше делать по утрам, так эффект проявится лучше и быстрее.
Резонанс
Чем больше вибрации создается при разговоре, тем ниже и объемнее получается звук. Именно такой голос женщины считают максимально сексуальным. Чтобы развить технику резонанса, мужчине потребуются продолжительные тренировки.
Примерный план резонансного занятия:
Занятиям нужно уделять не менее 15 минут ежедневно. Через 6-8 недель можно заметить ощутимое снижение тембра голоса и появление приятных музыкальных нот в речи.
Хирургическое вмешательство
Эстетическая хирургия голоса (глоттопластика) — современный и надежный способ устранить дефекты речи и вернуть уверенность в себе. Она имеет ряд противопоказаний, поэтому перед вмешательством мужчине проводят полное обследование и дают заключение о состоянии здоровья.
Операция по коррекции тембра имеет 2 основных преимущества:
Чаще всего мужчинам рекомендуют пройти инъекционную глоттопластику. Она предполагает введение специальных биогелей и полимеров в толщу голосовых связок, чтобы изменить их конфигурацию. При очень высоком тембре уколы не дают желаемого эффекта, тогда врачи удаляют фрагмент хряща и изменяют форму просвета гортани.
Стоимость зависит от клиники, особенностей проведения, в среднем, цена, в Москве — 15-20 тысяч рублей.
Правильная постановка дыхания
Для красоты и тембра речи важна правильная дыхательная ритмика, которая помогает мужчине произносить низкие звуки без излишнего напряжения. Дополнительный бонус таких упражнений — повышение объема и качества вентиляции легких, что является профилактикой хронических заболеваний (ХОБЛ, бронхита, эмфиземы).
Чтобы развить навыки правильного дыхания, существует 3 проверенных метода:
При соблюдении всех рекомендаций уже спустя 2-3 недели вы заметите, что голос стал намного ровнее и приятнее. Исчезнут разговорные проблемы во время публичных выступлений и волнения, в любой ситуации станет легче контролировать свой тембр и эстетику речи.