Как сделать идеальную сферу
В поисках идеальной сферы
С моделированием сферических поверхностей мы сталкиваемся достаточно часто. Казалось бы, сфера – самый простой объект для моделирования и любой графический редактор, и в том числе и Blender, предоставляет по умолчанию сферу в наборе основных примитивов – остается лишь добавить ее в сцену. Однако, действительно ли так просто создать на самом деле красивую сферу?
Для начала сформулируем требования к той сфере, которую нужно получить:
Кажется достаточным, но это если нам не нужно моделировать ничего сложнее бильярдного шара. Если же сфера окажется составной частью любой чуть более сложной модели, требования повышаются:
Рассмотрим возможности получения такой сферы, которые предоставляет нам Blender:
Самый простой и самый, наверное, часто используемый вариант. UV-сфера включена в набор примитивов и легко вставляется из набора в сцену: Shift+a – Mesh – UV Sphere.
Однако такая сфера далеко не идеальна. После накладывания модификатора Subdivision Surface сразу становятся заметны две проблемы. Первая – достаточно выраженная яйцеобразность. Если наложить поверх сферы круг, видно, что в верхней точке он прилегает к поверхности сферы, а в точке экватора заметно отклоняется от нее.
Вторая проблема – звездообразные артефакты на вершине сферы, возникающие из-за того, что Subdivision Surface не очень корректно работает с треугольниками, из которых формируется вершина сферы.
UV Sphere – артефакт
С артефактами можно бороться, перестраивая топологию в месте вершин сферы:
Но ни один из методов не дает хорошего быстрого результата, все они требуют тонкой ручной доводки.
Этот вариант сферы так же представлен в наборе примитивов Blender: shift+a – Mesh – Ico Sphere.
Такая сфера используется в моделировании гораздо реже. Главным образом из-за того, что состоит из треугольников. Моделировать на низком уровне полигонажа с последующим наложением Subdivision Surface очень сложно. Такая простая задача, как отделение половины сферы, для Ico Sphere становится достаточно нетривиальной.
По той же самой причине итоговый вид Ico Sphere после наложения модификатора Subdivision Surface не идеально сферичен. Если наложить на такую сферу круг – видна выраженная угловатость.
Создать сферу можно не только взяв готовую заготовку из набора примитивов. Тот же самый модификатор Subdivision Surface можно использовать для создания основной формы сферы. Для этого достаточно добавить в сцену куб (shift+a – Mesh – Cube), наложить на него модификатор Subdivision Surface и, увеличивая количество подразбиений Subdivisions, можно легко добиться сферической формы.
Для того, чтобы с полученной сферой можно было удобно работать в дальнейшем, можно поставить Subdivisions = 1 и применить модификатор. Получится достаточно сферичная заготовка, форму которой можно еще улучшить через инструмент To Sphere (alt+shift+s) с фактором Factor = 1. После этих операций на заготовку снова накладывается модификатор Subdivistion Surface для окончательного сглаживания.
Итоговая форма сферы получается лучше, чем в двух предыдущих вариантах, но все равно, не идеальна.
Сфера, созданная из куба, удовлетворяет почти всем пунктам сформулированных в начале требований. Кроме формы. Но форму можно довести до идеала, добавив полученной сфере модификатор Cast с типом Cast Type = Sphere и фактором Factor = 1.
В итоге получается сфера, идеальная по форме, которая в тоже время дает возможность работать с геометрией на низком уровне:
Куб – Subdivision Surface – Cast
Однако, если попытаться, например, экструдировать один из сегментов куба, результата не будет. Ведь модификатор Cast приводит к сфере абсолютно все, в том числе и любые изменения изначальной геометрии меша.
Изменение геометрии
Для решения этой проблемы можно ограничить воздействие модификатора Cast группой вершин.
Выделить у куба все вертексы, кроме тех, которые будут участвовать в изменении геометрии. Добавить кубу группу вершин (в панели Data – Vertex Group – + ), назвать ее ToSphere и назначить все выделенные точки этой группе нажатием Assign.
Определение группы вертексов
В панели модификаторов для модификатора Cast нужно указать группу ToSphere. Теперь модификатор действует только на эту группу точек, что позволяет изменять исходный меш в точках, не входящих в группу.
Полигон в основании куба можно теперь экструдировать без потери результата.
Если продолжать экструдирование, сразу становится заметен неприятный побочный эффект: при увеличении общего размера объекта, диаметр сферы тоже увеличивается:
Изменение размеров сферы
Происходит это скорее всего потому, что модификатор Cast расчитывает преобразование исходя из общего размера всего меша.
Справится с этой проблемой можно с помощью параметра Radius модификатора Cast. Нужно немного уменьшить масштаб исходного куба, т.к. параметр Radius работает только в сторону увеличения значений, и установить значение Radius, визуально подогнав размер сферы к требуемому.
Использование параметра Radius
Еще один момент, на который нужно обратить внимание – модификатор Cast при работе берет за точку отсчета центр меша Origin. Как только точка Origin смещается из центра формируемой сферы, весь достигнутый эффект пропадает. Чтобы не терять формирование сферы при перемещении Origin можно воспользоваться параметром Control Object модификатора Cast.
Добавить в сцену пустышку Empty (shift+a – Empty – Sphere). Разместить ее в точке центра сферы меша (там где в настоящий момент находится Origin). В Control Object модификатора Cast выбрать эту пустышку. Теперь модификатор берет за точку отсчета указанную пустышку, а центр Origin меша можно переместить в его основание.
Использование Control Object
В итоге получена сфера, которая соответствует всем сформулированным требованиям: точная геометрическая форма, низкий полигонаж изначального объекта с возможностью удобной правки, отсутствие бликовых и геометрических артефактов.
Конечный результат
Автор: Nikita
Blender add-ons developer and articles writer. Посмотреть все записи автора Nikita
10 правил для создания идеальных сфер.
Научиться сферифицировать жидкости не трудно, но создание идеальной сферы потребует от вас мастерства и практики. Мы составили список советов, которые помогут вам в этом нелегком деле.
Как создать идеальную сферу?
1) Учитывайте плотность жидкости. Разница между плотностями сферифицируемой жидкости и ванны влияет на сложность проведения реакции. Сфера формируется в результате поверхностного натяжения. Общее правило гласит, что густое основание легче образует сферу в жидкой ванне.
Если при проведении базовой сферификации сферы не держат форму, добавьте чуть больше альгината натрия к основному ингредиенту. Имейте ввиду, что консистенция внутри сферы влияет на органолептические ощущения, и если она будет слишком густой- то потеряет во вкусе. Если сферы слишком быстро опускаются на дно и теряют форму- перемешайте содержимое ванны или добавьте сахар для повышения вязкости.
В обратной сферификации добавьте ксантановую камедь или уменьшите количество альгината в ванной, чтобы сделать ее менее плотной. Но также, как и в случае с базовой сферификацией, не переусердствуйте с плотностью сферы.
2) Не применяйте водопроводную воду. Если содержание кальция в воде будет слишком высоким, то при обратной сферификации он будет реагировать с альгинной ванной. Используйте дистиллированную воду. Минеральная также не подходит, потому что может содержать кальций.
3) Используйте специальную ложку. Получить ровные сферы можно с помощью специальной мерной ложки сферической формы. В наборе есть несколько размеров, поэтому есть из чего выбрать по своему усмотрению.
4) Емкость для ванны должна быть плоской. Поскольку при соприкосновении сферы как правило слипаются, используйте плоскую емкость, чтобы предотвратить их касание друг с другом.
5) Наполняйте ванну доверху. Это позволит держать ложку с жидкостью практически горизонтально к поверхности и опускать сферы одним поворотом запястья.
6) Погружайте жидкость осторожно. Это самый главный этап в сферификации. Есть несколько способов. Будьте терпеливы, попробуйте и выберите свой.
Не выливайте жидкость высоко над ванной. Это может повредить сферу. Поднесите мерную ложку как можно ближе к поверхности, или даже касаясь ее и быстрым поворотом запястья погрузите жидкость в ванну.
Другая техника состоит в том, чтобы погрузить ложку в ванну и с помощью шприца ввести жидкость. При достаточной практике этот метод позволяет создавать сферы намного быстрее, потому что вам не нужно перемещать руку меду контейнером и ванной, а также споласкивать ложку.
7) Не позволяйте сферам оставаться на поверхности. Иногда, по каким- то причинам сферы остаются на поверхности. Для того, чтобы реакция произошла, создайте волны с помощью ложки и полностью погрузите сферу.
8) Переворачивайте сферы. Когда сферы опускаются на дно, нижняя часть больше не реагирует с веществом в ванной. Переворачивайте их время от времени, это позволит образовать мембрану одинаковой толщины и избежать неровной формы.
9) Мойте ложки. После каждой сферы мойте ложки, особенно если вы полностью погружаете их в жидкость. В противном случае, частицы жидкости и ванны могут начать реакцию.
10) Держите ванну чистой. Если у вас не получилась сфера, процедите содержимое ванны, чтобы удалить среагировавшую жидкость.
Набор для сферификации можно приобрести в нашем магазине молекулярной кухни, а руководство и гид по гидроколлоидам позволит сориентироваться в выборе текстур и их использовании.
«Самый круглый в мире объект» может стать новой мерой килограмма
В мире, где всё стремится стать лучше, быстрее, выше и сильнее, учёные из австралийского Проекта Авогадро достигли новой вершины: создали самый круглый в мире объект.
Сделали они это не ради самого факта, а в попытке решить «проблему килограмма». В отличие от прочих мер, которые теоретически могут быть измерены где угодно благодаря различным физическим законам и свойствам, килограмм всё ещё остаётся привязанным к конкретному физическому объекту: цилиндру из сплава платины и иридия, созданному в 1889 году.
Например, «метр» можно определить как дистанцию, проходимую светом за крошечную долю секунды. В свою очередь, «секунда» определена через частоту перехода между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133. «Килограмм» же до сих пор измеряется как физическая масса образца, спрятанного в безопасном хранилище Парижской Палаты Мер и Весов.
По никому неизвестным причинам, и вопреки всевозможным предосторожностям, масса эталонного цилиндра со временем изменяется. Иными словами, сегодня килограмм-образец весит меньше, чем после своей выплавки 125 лет назад. Это подтверждается на основании сравнений с 40 образцами-копиями этого цилиндра, хранящимися в разных странах.
Для решения проблемы создания неизменного эталона килограмма, Австралийский Центр Точной Оптики, в котором базируется Проект Авогадро, создал почти идеальную сферу из кремния очень высокой чистоты и стабильности. Вычислив размер и вес сферы, учёные могут определить точное количество атомов кремния в ней, тем самым создав неизменный во времени эталон массы.
Учёные решили придать эталону форму сферы, потому что она лишена углов и краёв, которые могут быть повреждены, к тому же сфера имеет лишь один параметр — диаметр — который нужно измерить для вычисления её объёма.
Изготовление сферы проходило в несколько этапов. Сначала в России, с помощью центрифуг для обогащения урана, был получен очень чистый изотоп кремния-28. Партия этого материала была отправлена в Германский Национальный Институт Метрологии, где из него, после шести неудачных попыток, вырастили цилиндрический кристалл без дефектов. Далее он был разрезан на части по 5 кг и отправлен в Австралию.
Для придания кремниевым цилиндрам сферической формы, австралийцы использовали два вращающихся ротора, которыми вручную постепенно шлифовали заготовку. Этот процесс занял несколько месяцев. После чего проводились компьютерные измерения с помощью лазера, а обнаруженные неровности убирались целенаправленно.
Если увеличить эту сферу до размеров Земли, то на её поверхности будет рябь глубиной 12-5 мм и диаметром 3-5 м.
Справедливости ради нужно упомянуть и другой метод создания эталона килограмма, так называемый «ваттный баланс» (watt balance). Суть метода заключается в том, что специальная установка высчитывает силу, которая необходима для противовеса грузу в один килограмм, и определяет, сколько это составляет ватт электроэнергии.
Идельные сферы амигуруми крючком
Как создать идеальную сферу при вязании амигуруми? Этим вопросом задалась Ms Premise-Conclusion и, прибегнув к математике, разработала идеальные сферы амигуруми разного размера. Если Вы сами придумываете свои игрушки, попробуйте использовать эти схемы идеальных сфер.
Условные обозначения:
сбн – столбик без накида;
пр – прибавка;
уб – убавка
Сфера из 10 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. 1сбн+пр+2сбн+пр+2сбн+пр+2сбн+пр+1сбн (16)
4. 3сбн+пр+3сбн+пр+3сбн+пр+3сбн+пр (20)
5. 4сбн+пр+10сбн+пр+4сбн (22)
6. 22сбн (22)
7. 4сбн+уб+10сбн+уб+4сбн (20)
8. уб+3сбн+уб+3сбн+уб+3сбн+уб+3сбн (16)
9. 1сбн+уб+2сбн+уб+2сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (12)
10. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 16 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. 1сбн+пр+2сбн+пр+1сбн+пр+2сбн+пр+1сбн+пр (17)
4. 1сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+1сбн (22)
5. 2сбн+пр+5сбн+пр+4сбн+пр+5сбн+пр+2сбн (26)
6. 4сбн+пр+7сбн+пр+8сбн+пр+4сбн (29)
7. 7сбн+пр+9сбн+пр+9сбн+пр+1сбн (32)
8. 13сбн+пр+18сбн (33)
9. 33сбн (33)
10. 18сбн+уб+13сбн (32)
11. 1сбн+уб+9сбн+уб+9сбн+уб+7сбн (29)
12. 4сбн+уб+8сбн+уб+7сбн+уб+4сбн (26)
13. 2сбн+уб+5сбн+уб+4сбн+уб+5сбн+уб+2сбн (22)
14. 1сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+1сбн (17)
15. уб+1сбн+уб+2сбн+уб+1сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (12)
16. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 18 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. 1сбн+пр+2сбн+пр+1сбн+пр+2сбн+пр+1сбн+пр (17)
4. 2сбн+пр+2сбн+пр+1сбн+пр+2сбн+пр+2сбн+пр+1сбн+пр+1сбн (23)
5. 3сбн+пр+5сбн+пр+5сбн+пр+5сбн+пр+1сбн (27)
6. 4сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+1сбн (31)
7. 8сбн+пр+9сбн+пр+9сбн+пр+2сбн (34)
8. 10сбн+пр+16сбн+пр+6сбн (36)
9. 17сбн+пр+18сбн (37)
10. 37сбн (37)
11. 18сбн+уб+17сбн (36)
12. 6сбн+уб+16сбн+уб+10сбн (34)
13. 2сбн+уб+9сбн+уб+9сбн+уб+8сбн (31)
14. 1сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+4сбн (27)
15. 1сбн+уб+5сбн+уб+5сбн+уб+5сбн+уб+3сбн (23)
16. 1сбн+уб+1сбн+уб+2сбн+уб+2сбн+уб+1сбн+уб+2сбн+уб+2сбн (17)
17. (уб+1сбн)*повторить до конца ряда (12)
18. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 20 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. (1сбн+пр)*повторить до конца ряда (18)
4. 1сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн (23)
5. пр+4сбн+пр+3сбн+пр+4сбн+пр+3сбн+пр+4сбн (28)
6. 3сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+3сбн (32)
7. 5сбн+пр+9сбн+пр+9сбн+пр+6сбн (35)
8. 3сбн+пр+10сбн+пр+11сбн+пр+8сбн (38)
9. 12сбн+пр+25сбн (39)
10. пр+38сбн (40)
11. 40сбн (40)
12. 38сбн+уб (39)
13. 25сбн+уб+12сбн (38)
14. 8сбн+уб+11сбн+уб+10сбн+уб+3сбн (35)
15. 6сбн+уб+9сбн+уб+9сбн+уб+5сбн (32)
16. 3сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+3сбн (28)
17. 4сбн+уб+3сбн+уб+4сбн+уб+3сбн+уб+4сбн+уб (23)
18. 2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (18)
19. (уб+1)*повторить до конца ряда (12)
20. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 22 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. (1сбн+пр)*повторить до конца ряда (18)
4. 1сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн (23)
5. пр+4сбн+пр+3сбн+пр+4сбн+пр+3сбн+пр+4сбн (28)
6. 3сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+3сбн (32)
7. 1сбн+пр+7сбн+пр+7сбн+пр+7сбн+пр+6сбн (36)
8. 6сбн+пр+11сбн+пр+11сбн+пр+5сбн (39)
9. 8сбн+пр+12сбн+пр+12сбн+пр+4сбн (42)
10. 15сбн+пр+26сбн (43)
11. пр+42сбн (44)
12. 44сбн (44)
13. 42сбн+уб (43)
14. 26сбн+уб+15сбн (42)
15. 4сбн+уб+12сбн+уб+12сбн+уб+8сбн (39)
16. 5сбн+уб+11сбн+уб+11сбн+уб+6сбн (36)
17. 6сбн+уб+7сбн+уб+7сбн+уб+7сбн+уб+1сбн (32)
18. 3сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+3сбн (28)
19. 4сбн+уб+3сбн+уб+4сбн+уб+3сбн+уб+4сбн+уб (23)
20. 2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (18)
21. (уб+1)*повторить до конца ряда (12)
22. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 24 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. (1сбн+пр)*повторить до конца ряда (18)
4. 1сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн (23)
5. 2сбн+пр+3сбн+пр+4сбн+пр+3сбн+пр+4сбн+пр+2сбн (28)
6. 1сбн+пр+4сбн+пр+5сбн+пр+4сбн+пр+5сбн+пр+4сбн (33)
7. 3сбн+пр+7сбн+пр+7сбн+пр+7сбн+пр+5сбн (37)
8. 7сбн+пр+8сбн+пр+8сбн+пр+8сбн+пр+2сбн (41)
9. 15сбн+пр+20, пр+4сбн (43)
10. 10сбн+пр+14сбн+пр+13сбн+пр+3сбн (46)
11. 25сбн+пр+20сбн (47)
12. 10сбн+пр+36сбн (48)
13. 48сбн (48)
14. 36сбн+уб+10сбн (47)
15. 20сбн+уб+25сбн (46)
16. 3сбн+уб+13сбн+уб+14сбн+уб+10сбн (43)
17. 4сбн+уб+20, уб+15сбн (41)
18. 2сбн+уб+8сбн+уб+8сбн+уб+8сбн+уб+7сбн (37)
19. 5сбн+уб+7сбн+уб+7сбн+уб+7сбн+уб+3сбн (33)
20. 4сбн+уб+5сбн+уб+4сбн+уб+5сбн+уб+4сбн+уб+1сбн (28)
21. 2сбн+уб+4сбн+уб+3сбн+уб+4сбн+уб+3сбн+уб+2сбн (23)
22. 2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (18)
23. (уб+1)*повторить до конца ряда (12)
24. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 26 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. (1сбн+пр)*повторить до конца ряда (18)
4. 1сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн (23)
5. 2сбн+пр+3сбн+пр+4сбн+пр+3сбн+пр+4сбн+пр+2сбн (28)
6. 1сбн+пр+4сбн+пр+5сбн+пр+4сбн+пр+5сбн+пр+4сбн (33)
7. 3сбн+пр+5сбн+пр+6сбн+пр+5сбн+пр+6сбн+пр+3сбн (38)
8. 8сбн+пр+9сбн+пр+8сбн+пр+9сбн+пр (42)
9. 6сбн+пр+13сбн+пр+13сбн+пр+7сбн (45)
10. 9сбн+пр+14сбн+пр+14сбн+пр+5сбн (48)
11. 15сбн+пр+23сбн+пр+8сбн (50)
12. 24сбн+пр+25сбн (51)
13. пр+50сбн (52)
14. 52сбн (52)
15. 50сбн+уб (51)
16. 25сбн+уб+24сбн (50)
17. сбн+уб+23сбн+уб+15сбн (48)
18. 5сбн+уб+14сбн+уб+14сбн+уб+9сбн (45)
19. 7сбн+уб+13сбн+уб+13сбн+уб+6сбн (42)
20. уб+9сбн+уб+8сбн+уб+9сбн+уб+8сбн (38)
21. 3сбн+уб+6сбн+уб+5сбн+уб+6сбн+уб+5сбн+уб+3сбн (33)
22. 4сбн+уб+5сбн+уб+4сбн+уб+5сбн+уб+4сбн+уб+1сбн (28)
23. 2сбн+уб+4сбн+уб+3сбн+уб+4сбн+уб+3сбн+уб+2сбн (23)
24. 2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (18)
25. (уб+1)*повторить до конца ряда (12)
26. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.
Сфера из 30 рядов
1. 6сбн в кольцо амигуруми (6)
2. пр*6 (12)
3. (1сбн+пр)*повторить до конца ряда (18)
4. 1сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн+пр+3сбн+пр+2сбн (23)
5. 1сбн+пр+3сбн+пр+3сбн+пр+3сбн+пр+3сбн+пр+3сбн+пр+1сбн (29)
6. 4сбн+пр+5сбн+пр+5сбн+пр+5сбн+пр+5сбн+пр (34)
7. 4сбн+пр+5сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+6сбн+пр+2сбн (39)
8. 6сбн+пр+8сбн+пр+9сбн+пр+9сбн+пр+3сбн (43)
9. 3сбн+пр+9сбн+пр+10сбн+пр+10сбн+пр+7сбн (47)
10. 6сбн+пр+14сбн+пр+15сбн+пр+9сбн (50)
11. 9сбн+пр+15сбн+пр+16сбн+пр+7сбн (53)
12. 5сбн+пр+16сбн+пр+17сбн+пр+12сбн (56)
13. 12сбн+пр+27сбн+пр+15сбн (58)
14. 17сбн+пр+40сбн (59)
15-17. 59сбн (59)
18. 40сбн+уб+17сбн (58)
19. 15сбн+уб+27сбн+уб+12сбн (56)
20. 12сбн+уб+17сбн+уб+16сбн+уб+5сбн (53)
21. 7сбн+уб+16сбн+уб+15сбн+уб+9сбн (50)
22. 9сбн+уб+15сбн+уб+14сбн+уб+6сбн (47)
23. 7сбн+уб+10сбн+уб+10сбн+уб+9сбн+уб+3сбн (43)
24. 3сбн+уб+9сбн+уб+9сбн+уб+8сбн+уб+6сбн (39)
25. 2сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+6сбн+уб+5сбн+уб+4сбн (34)
26. уб+5сбн+уб+5сбн+уб+5сбн+уб+5сбн+уб+4сбн (29)
27. 1сбн+уб+3сбн+уб+3сбн+уб+3сбн+уб+3сбн+уб+3сбн+уб+1сбн (23)
28. 2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+3сбн+уб+2сбн+уб+1сбн (18)
29. (уб+1)*повторить до конца ряда (12)
30. уб*4 (8)
В последнем ряду вместо привычных шести убавок делаем только четыре.
Нить отрезать. Протянуть конец нити через каждую петлю последнего ряда и стянуть отверстие. Закрепить конец нити.