Как сделать игру по триз
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Александра
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Проблема речевого развития в нашей группе стоит наиболее остро, 95% детей имеются отклонения в речевом развитии. В связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».
Новизна этой разработки в том, что игра построена на основе дидактической игры «Расскажи-ка» с применением технологии ТРИЗ.
Целью дидактической игры «Расскажи-ка» является формирования умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ в этой игре позволяет сделать игру наиболее интересной и необычной, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
• расширять и активизировать словарь по лексическим темам;
• развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;
• обучать детей составлению описательного рассказа;
• развивать логическое мышление;
• формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.
Форма организации игры – подгрупповая до 6-7 чел., или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей.
Описание игры
В состав игры входит один большой матерчатый круг и несколько двухсторонних взаимозаменяемых дисков.
Двусторонние взаимозаменяемые диски сделаны из виниловых пластинок диаметром 30 см. На каждом диске расположены рисунки с предметными картинками, по различным лексическим темам.
В игре одновременно используется большой матерчатый круг и один из двусторонних дисков, в зависимости от выбранной темы.
В центре большого круга устанавливается диск. Путем случайного выбора определяется объект, который дети будут использовать при составлении описательного или творческого рассказа.
Перед началом игры дети движутся вокруг большого круга с ускорением и замедлением со словами:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
А потом, потом, потом
Тише, тише не спешите
Раз, два, три, четыре, пять
Рассказ мы будем составлять.
У кого знак вопроса
Тому рассказ и начинать.
Вариант 1. «Рассказ»
Дети должны составить описательный рассказ.
Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он задает вопрос, связывая его с выбранным объектом и сам на него отвечает. Далее по часовой стрелке каждый следующий игрок в соответствии со своей схемой-символом также задает вопрос и отвечает на него (можно использовать вариант без озвучивания вопроса). Последний из игроков повторяет рассказ.
Вариант 2. «Небылица»
Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое – небылицу (составить предложение).
Вариант 3. «Сказка»
В этом варианте игры используется диск со сказочными персонажами, а на напольном круге размещаются предметные картинки.
Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т. д. по смыслу.
Последний игрок при помощи воспитателя повторяет всю сказку.
Дидактическая игра «Ем, ем, ем. Кто за кем?» для старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ Цель: формировать у дошкольников экологическую грамотность и культуру; развивать логическое мышление. Актуальность: Экологическое воспитание.
Дидактическая игра по технологии ТРИЗ-ртв «Найди прадеда» Данная дидактическая игра разработана на основе ТРИЗ Технологий. Цель игры:учить находить аналоги современным объектам рукотворного мира.
Дидактическая игра с использованием ИКТ технологий «Помоги Маше» Дидактическая игра с использованием ИКТ технологий «Помоги Маше». Цель игры: Развитие у детей 4-5 лет основных психических процессов при.
Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ «Путешествие Колобка по разноцветной дорожке» Программное содержание: Познакомить детей с азами морфологического анализа. Развивать умение рассматривать простейшую одномерную таблицу.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ «Шестиногие малыши» НОД. Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области» Залесская Оксана Викторовна высшая.
Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром в старшей группе «Я это кто?» Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром. Старшая группа Тема Я это кто? Цель: Используя генетический подход показать.
Конспект НОД с использование элементов ТРИЗ-технологии и ИКТ «Времена года» Лукишко Л. В., воспитатель Седова Е. Б., музыкальный руководитель, Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе.
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ технологии «Советы веселому Колобку» Программное содержание. Развивать творческое воображение детей в речевой и изобразительной деятельности, на основе элементов ТРИЗ. Продолжать.
Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность» Цели: продолжать расширять.
НОД с использованием элементов ТРИЗ и кейс-технологиями «Мои друзья со мной» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД с.
Мастер-класс на тему: «ТРИЗ –игры по развитию речи»
Задачи:
— Продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ-играми, направленных на развитее речи;
Упраженеие 3 Синхронное письмо обеими руками.
Упражение4 для проверки скорости мозга. «Разноцветный текст».Слова написаны разными цветами. Прочесть слова по порядку, затем в обратном порядке.
Игры на формирование умения выделять функции объекта
1.«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
2 Игра «Изобретатель( со старшей группы)
1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.
Затем обсудить функцию нового предмета.
3 Игра «Узнай меня»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
— Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
4.Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
— Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
— Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
— Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
— Зеленое и прыгучее…
5.Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой)
Цель: развивать внимание.
Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».
6. Игра «Что умеет делать?(со 2 мл гр)
Воспитатель называет оьбект,дети определяют,что умеет делать он или что делают с помощью его.
Дети:растет,пахнет,вянет и тд
7.Игра «Гирлянда»(со средней группы)
Воспитатель :что еще бывает зеленым?
Воспитатель :что может делать лягушка?
Воспитатель :Кто еще умеет првгать? И тд
Воспитатель :А еще где?
Дети : в сказках,в зоопарке и тд…
6.Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»
Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!
«Что-то» автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский
Ход: 10 картинок предметных.
Затем обсудить функцию нового предмета.
3 Игра «Узнай меня»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
— Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
4.Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
— Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
— Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
— Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
— Зеленое и прыгучее…
5.Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой)
Цель: развивать внимание.
Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».
6. Игра «Что умеет делать?(со 2 мл гр)
Воспитатель называет оьбект,дети определяют,что умеет делать он или что делают с помощью его.
Дети:растет,пахнет,вянет и тд
7.Игра «Гирлянда»(со средней группы)
Воспитатель :что еще бывает зеленым?
Воспитатель :что может делать лягушка?
Воспитатель :Кто еще умеет првгать? И тд
Воспитатель :А еще где?
Дети : в сказках,в зоопарке и тд…
6.Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»
Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!
Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель: активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе.
— повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий;
— познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ по развитию речи детей.
Материалы и оборудование: презентация «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр», мультимедийная установка, компьютер; набор предметных картинок; буклеты «ТРИЗ-игры для дошкольников».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня темой нашего разговора станет « Развитие речи детей с помощью ТРИЗ-игр ».
(Презентация. Слайд 1)
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и творческих заданий. Работа в группе сверстников предполагает определённые навыки общения, обмена информацией. Отсюда вытекает необходимость особого внимания к речевым навыкам. От уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребёнка и его будущая успешность в школе.
Вот почему в ТРИЗ-педагогике особое внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения.
ТРИЗ даёт поразительные результаты в плане развития детей: в разных видах деятельности дети проявляют высокую речевую активность; они способны проводить глубокий сенсорный анализ объектов окружающего мира, называя до семнадцати свойств и признаков. Дети проявляют навыки исследовательской деятельности в процессе проектирования, выясняют причинно-следственные связи между объектами; в старшем возрасте владеют алгоритмами творческой деятельности: составляют сказки, рассказы, загадки, стихотворные тексты.
Чтобы стимулировать творческую активность детей, используют различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач. На некоторых из них мы сегодня остановимся подробнее. сами.
Один из методов синектика. (Презентация. Слайд 2)
В основе метода лежат различного типа аналогии: прямая, личностная, фантастическая.
Прямая аналогия проводится по внешнему виду, по форме. (Презентация. Слайд 3)
Функциональная аналогия – умение находить сходство двух предметов по функции. (Презентация. Слайд 3)
Все игры, которые я вам предлагаю, построены на этих двух аналогиях.
«На что похоже» (с 3-летнего возраста).
Цель: расширение словарного запаса существительными, обозначающими названия предметов
(Презентация. Слайд 4)
Правила игры:
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Цель: обогащение словарного запаса существительными, прилагательными, глаголами; развитие связной речи детей.
Игра «Держи вора!» (Презентация. Слайд 5)
Цель : тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения; развивать словарный запас, учить узнавать предметы по заданным признакам.
Реквизит : то же, что в игре » Теремок «.
2-й вариант:
То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.
Игра «Дразнилка» (Презентация. Слайд 6)
Цель : развивать умение образовывать новые слова-названия суффиксальным способом.
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, нужно дать им шуточные имена-дразнилки. А дети отгадывают реальные названия.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Игра «Маша-Растеряша» (Презентация. Слайд 7)
Цель : упражнять в умении употреблять имена существительные в творительном падеже; тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Ввод в игру : рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
1-й вариант:
ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
— Я потеряла расчёску. Чем теперь я буду расчёсываться?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
Работа с дошкольниками по технологии ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по любой программе, позволяет достичь высокой результативности в речевом развитии детей.
На этом наш мастер-класс закончен, спасибо за участие. Предлагаю вашему вниманию буклет с ТРИЗ-играми по развитию речи детей. ТРИЗ-игры помогут вам разнообразить работу по развитию речи детей.
Список литературы и интернет-источников:
1.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.
2.Страунинг М. А. Методы активизации мышления.Часть1, часть 2: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994.
3.Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Педагогическая гостиная для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитии детей.Задачи:-повысить образовательный.
middot; Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, с.
Полезно для НОД по развитию речи, а также для занятий родителей с ребёнком дома.