Как сделать игру слоты
Скрытая сложность видеоигр слотов
Игроки в слоты не безрассудны
Игроки в слоты азартны. Нажатие на кнопку SPIN хоть и выглядит простым действием, умственные процессы при этом таковыми не являются. Азартные игроки основывают свои решения на том, как работают фичи игры и какие выигрыши или «почти-выигрыши» они получают. Это называется потенциалом математической модели.
Все игры в казино имеют определенный процент отдачи слота игроку (RTP), поэтому то, как игроки выигрывают и как часто они это делают, становится важным дифференцирующим фактором. Как еще отдельные игры становятся популярнее других? За счет волатильности и распределения выплат — базовых математических терминов, использующихся при разработке слотов.
Сначала дизайн, затем математика
У разработчиков слотов есть поговорка: «визуальный стиль привлекает игроков — математика удерживает их».
Как витрина магазина с плохой вывеской или книга с плохой обложкой, очень хорошая математическая модель может пострадать, если дизайн не привлекает новых клиентов. Однако, что привлекает одного человека, может быть совершенно безразлично другому. Поэтому важен не столько дизайн, сколько разнообразие, чтобы охватить больше игроков. Наложение новой визуальной темы на ту же математическую модель называется скином. Новая перспективная математическая модель может быть выпущена на нескольких скинах.
Однажды, прекрасно выполненная игра с китайской тематикой провалилась в течение первого месяца после выхода. Скин той модели, выполненный другой командой с уникальным, предварительно отрендеренным 3D дизайном, уже находился на заключительных этапах разработки. Мы не хотели его менять, потому что он только что получил одобрение GLI, сторожевого пса индустрии, а отделы маркетинга и продаж были готовы начать кампании. Так что мы выпустили скин, и вы не поверите, но он зашел. Та же самая математика, те же самые элементы, отрендеренные по-другому, дали совершенно иные результаты.
В конце концов, люди устают и от математики. Мы попытались внедрить новые скины, чтобы дать модели новую жизнь, но ни один из них не сработал. Извлеченные уроки? Никогда не полагайтесь на одну тематику, чтобы определить жизнеспособность математической модели, и не недооценивайте важность дизайна для создания хита.
Так почему бы просто не делать каждый раз новый скин зарекомендовавшей себя математической модели? У некоторых игр много скинов, чтобы они продолжали приносить доход. Но стоит переборщить, и это будет похоже на улицу с разными ресторанами, в которых подают одну и ту же еду, или полку книг, рассказывающих одну и ту же историю. У игроков разные вкусы и со временем им надоедает их выбор.
Фичи игры
Когда игрок садится за очередную слот-машину, он сначала смотрит на визуальный стиль, а затем обращает внимание на фичи – которые увидел в рекламе или на стартовом экране слота. Эти фичи — как раз то, что отличает один слот от другого. Их патентуют и регистрируют как товарные знаки. Когда фича успешна, она может быть повторно использована в сочетании с другими фичами или на другом наборе барабанов с немного другой волатильностью и распределением выплат.
Фичей часто является небольшое изменение в правилах, которое создает обманчивое впечатление, что игра заплатит вам. Это могут быть уникальные символы, повторное вращение, подталкивание барабанов, выплата побочных бонусов или увеличение количества бесплатных спинов и т.д. Что бы она ни делала, она не меняет общий процент отдачи слота игроку (RTP), а только восприятие ваших шансов на победу.
Такое взаимодействие с игроком делает игровые автоматы сложнее, чем просто нажатие на кнопку SPIN.
Когда игрок замечает фичу, которая ему нравится или которую он никогда не видел, он может сесть за новый слот. Она может быть выражена по-разному в зависимости от того, как она была совмещена с другими фичами или уникальным видом барабана. Если игроки поймут, что это только скин старой игры, они с меньшей вероятностью попробуют ее. И еще меньше будут заинтересованы в появлении следующей игры. Когда игрок видит надпись «НОВАЯ ИГРА», он ожидает новых впечатлений.
По этой причине разработчики предпочитают немного экспериментировать с успешными математическими моделями, а не только менять скины. Это полезно для заполнения банка машин с уже успешной математической моделью, но маловероятно повторить успех. Таким образом, каждая оригинальная игра, каждое новое изменение популярной фичи есть не что иное, как очередная попытка повторить успех.
Компании, разрабатывающие игры-казино, хотят, чтобы все математические модели работали идеально. Так НЕ БЫВАЕТ. Не существует ЕДИНОГО СЕКРЕТНОГО РЕЦЕПТА. Отчасти из-за разнообразия игроков, но в большей степени из-за того, что им становится скучно, и они ищут что-то новое. Эффективная игра может оплачивать счета компании некоторое время, но в конечном итоге продажи все равно снижаются. Компании применяют бессистемный подход – сочетают инновационный дизайн, производные математических моделей и изменения и скины старых эффективных математических моделей. Они постоянно играют в конкуренцию, читают отчеты о продажах, выслеживают успешные тенденции, выдумывают и патентуют новые идеи и тайно декомпилируют или крадут математику друг у друга.
Таким образом, важной метрикой для всех компаний, разрабатывающих слоты, является количество оригинальных математических моделей, которые они производят. Крупные компании на рынке слотов нацелены на 50-100 новых игровых автоматов в год. От трети до половины из них имеют новую оригинальную математику или изменения ранее успешных математических моделей.
Прогресс в игровом автомате
Игрок должен иметь периоды без побед, чтобы создать напряжение, за которым следуют всплески интенсивности. Это сажает игроков на эмоциональные «американские горки». Шутер с плохим балансом может постоянно бросать врагов на игрока, смешивая каждую следующую волну с предыдущей, создавая очень интенсивный, но, в конечном счете, быстро надоедающий пользовательский опыт.
Прогресс в хорошем игровом автомате аналогично управляется эмоциональными горками, которые соответствует волатильности математической модели. Игрок должен проигрывать столько же — если не чаще — сколько и выигрывать, чтобы испытывать больше удовольствия от победы. Такие выигрыши, как правило, оказываются крупнее.
Слоты, которые постоянно отдают небольшие выигрыши, ухудшают игровой опыт. Они называются «дриблерами». Есть игроки, которые предпочитают такие слоты, в отличие от операторов казино, потому что они ведут к очень долгому времени на устройстве с теми же двадцатью или сорока долларами, с которыми игроки зашли в игру. Игроки, которые любят такие слоты, могут развлекаться целый вечер по цене билета в кино. Поэтому неудивительно, что они, как правило, популярны в барах и местных казино.
Азартные математические модели более волатильны. В этих играх могут встречаться долгие серии нулевых или очень скудных выигрышей, прежде чем выпадет крупный выигрыш или бонус, где игроки могут отыграть свои деньги. Правильный момент и немножко удачи — и вы сможете сорвать джекпот или получить много бонусов и уйти с кучей денег.
Конечно, большинство игроков, как правило, просто отдают деньги в игровой автомат, как будто это бесплатные деньги, совершенно забывая о том, что они, возможно, потеряли сотни долларов в предыдущих походах в казино. Вот как казино зарабатывает деньги.
Демонстрация выигрыша
Огромная ошибка — преувеличивать маленькую победу. Как и в случае с прогрессом, если игроку постоянно выпадают крупные выигрыши, анимации символов, колокольчики и свистульки, они делают каждую победу обыденной. Игроки перестанут замечать большие выигрыши. По этой причине, в игровых автоматах не анимируют победную комбинацию, если выигрыш ниже х2 (удвоили ставку), но показывают огромный фейерверк монет и фонтаны драгоценностей, когда вы выигрываете х20 или больше.
Простое появление бонуса, которого игроки будут терпеливо ждать, потому что именно с него чаще всего можно получить выигрыш, нередко будет сопровождаться особой анимацией. Если нужно 3 символа, чтобы выпал бонус, в играх используются такие спецэффекты во время вращения: анимация индикатора и звука на первом символе, еще громче на втором, а затем особая анимация последующих барабанов с подсветкой, ускорением, и корректировкой времени их остановки, чтобы действительно создать эффект предвкушения победы. Если бонус выпал, прозвенит звонок — пронзительный звук, встречающийся во всех играх, когда игрок получает особый выигрыш.
Подобно собакам Павлова, игроки учатся слушать эти звуки и ожидать такие эффекты в предвкушении большой награды. Они будут продолжать возвращаться в игру в надежде воссоздать эти ощущения, повторить свою победу или получить бОльшую награду.
Другие игроки услышат звонок и увидят, какая именно игра выплачивает денежное вознаграждение. Они могут остановить свою текущую сессию, чтобы увидеть звон монет на верхнем экране (они специально установлены, чтобы охватывать бОльшую аудиторию). Они запомнят этот автомат, чтобы попытаться повторить успех другого игрока.
Таким образом, игры постоянно соперничают за эмоции игроков от побед. Визуализация победы в купе с размером выигрыша имеет решающее значение для успеха игры.
Понимание демографии игроков
В игровые автоматы, особенно в офлайн-казино, в отличие от онлайн или мобильных социальных слотов, как правило, играют пожилые женщины (50+). Средний возраст женщины-игрока — 53 года. Таким образом, они не обязательно будут заинтересованы в последних тенденциях в компьютерной графике или в тех же темах, над которыми вы как разработчик хотели бы работать.
Когда я впервые присоединился к своей компании, я работал со многими художниками и аниматорами, которые хотели бы работать над фильмом Pixar или консольным шутером, но реальность заключалась в том, что их средний возраст (25 лет) не совпадал со средним возрастом игроков в слоты. Стоит ли удивляться, что мультяшные игры и молодежная стимпанк-тематика плохо себя показывали?
Я настаивал на 3D-графике, потому что это был мой бэкграунд, но, конечно, это не обязательно то, что заставило бы 50-летнюю бабушку играть. У меня был некоторый успех с 3D-слотами («Goddess of the Woods»), но не со всеми 3D-играми, и, учитывая, что они занимали в два, а то и в три раза больше времени и усилий, было трудно убедить руководство, что чистый 3D имеет финансовый смысл. Они предпочли бы видеть две или три игры с простой 2D-темой, чем одну 3D-игру. Они приберегли 3D для премиальных или лицензионных тайтлов.
Этот момент был подтвержден другой моей игрой («Gold Dragon Red Dragon»), выполненной в 2D в After Effects и Photoshop, которая была выпущена и протестирована менее чем за месяц: продавалась она в разы лучше, чем игры, на разработку которых было потрачено гораздо больше времени.
Конечно, драконы почти всегда популярны потому, что они представляют жанр фэнтези, а также символизируют богатство. Мы стали выпускать намного больше игр с драконами после Gold Dragon Red Dragon.
Затем идут лицензированные тайтлы. Такие компании, как IGT, Aristocrat и WMS, выпускали игры со звездами кино, телевидения и другими знаменитостями. Однако, если они не пересекаются с целевой аудиторией, как это сделано в «Wheel of Fortune», «Sex in the City» или «Monopoly», то они не имеют большого успеха. Даже несмотря на то, что в созданной мною игре Dragon’s Lair был широко известный дракон, популярный еще в аркадных автоматах 80-ых, он не нашел отклика у женской аудитории 50+. Мы переоценили его популярность у игроков в слоты.
Конечно, предпочтения меняются, и причуды приходят и уходят. Одна отличная математическая модель на тему может вдохнуть в нее новую жизнь. Азиатская тематика всегда уходила и возвращалась снова, до тех пор, пока ее не станет так много, что всем наскучит. High 5 Games с IGT выпускали слоты с максимально реалистичными персонажами. Верхние экраны больше походили на обложки любовных романов, чем на игровые автоматы. Учитывая популярность романов, следует ли удивляться, что такие игры были успешны среди дам 50+? Все остальные компании начали делать то же самое так, что вычурная мультяшная или научно-фантастическая тематики стали выделяться. Таким образом, тематика и дизайн приходят и уходят, но всегда держат руку на пульсе последних тенденций.
Важность исследований и понимания
Играть в игры конкурентов необходимо. Это прописная истина для дизайнеров обычных видеоигр. Хотя их и можно обвинить в создании похожих игр, все они должны сначала научиться быть игроками. Но так же, как и дизайнеры видеоигр, создатели слотов, будучи отлично подкованными в математике, все еще должны понимать, чего хотят и о чем думают игроки. Любой хороший математик может заставить игру достигать намеченных процентов отдачи слота, а хороший дизайнер слотов вложит в нее «почти-промахи», баланс побед и поражений и частоту выпадения фич и бонусов для получения крупного выигрыша.
Понимание тесно связано с ожиданиями игрока. Если ощущается, что игра потенциально может выплачивать много и иногда делает это, игроки будут продолжать играть и возвращаться к этому автомату, чтобы повторить этот опыт.
Волатильность отражает то, насколько жестокой ощущается математическая модель. Игроки могут чувствовать, что математика высасывает их деньги. Но если это происходит с несколькими «почти-промахами» на фиче или бонусе вместе с несколькими приличными х5 и х10 победами, тогда кажется, что однажды звезды могут сойтись: вы обналичите выигрыш равный следующему платежу за автомобиль или месячной аренде жилья. Если вы никогда не видели таких выигрышей, то виной тому математическая модель с высокой волатильностью, при которой только 1 из 5 игроков (или сеансов) побеждают. Это приводит к тому, что игроки проводят очень мало времени за таким автоматом.
Обычно казино любят такие жестокие игры потому, что они получают ваши деньги быстрее, но при этом к ним возвращается меньший процент игроков. Это идеально подходит для целевых казино, как на Стрипе в Лас-Вегасе или в Атлантик-Сити, которые игроки посещают только один или два раза в год. В отличие от местных казино и баров с большим количеством еженедельно возвращающегося трафика, который предпочитает менее волатильную математику. Производители часто предлагают различные волатильности и проценты отдачи слота возврата одной и той же игры в разных казино.
Вместо заключения
Поскольку я прошел путь от офлайн и онлайн-казино на реальные деньги до социальных казино в фейсбуке и на мобильных устройствах, я стараюсь учитывать извлеченные уроки. Тем не менее, я обнаружил некоторые существенные различия.
Мобильные игроки — это другая аудитория. Она моложе и больше мужского пола. Они играют чаще, но их сессии короче. Они играют во время просмотра телевизора после ужина, во время перерыва на работе или сидя в туалете.
Платить реальные деньги, чтобы выигрывать и терять виртуальные деньги, — это все еще поражает меня. Некоторые игроки намеренно так поступают, и это хорошо вписывается во фри-ту-плей и условно-бесплатную модели, которые полагаются на китов, составляющих от 1 до 2% всех ваших платящих игроков. Как оказалось, математические модели, которые делают казино богатыми, также заставляют игроков терять фишки и деньги в мобильных играх.
Игроки любят выигрывать, даже если это не имеет реальной ценности. Игроки в слоты получают что-то от победы, даже если это просто результат нажатия на кнопку SPIN.
Контра, Батлтодс и Мортал Комбат в одной коробке. История о том, как я сделал игровой автомат и поставил его в офисе
Многие дети российских 90-х с теплотой вспоминают часы, проведённые за приставками, — как с друзьями играли в «танчики», Батлтодс, Рокэнролл рэйсинг и кучу других игр. Уверен, что есть среди вас и такие, кто и до сих пор играет и коллекционирует классические приставки и игры для них. Что-то в них есть такое, что связывает с беззаботным детством.
Я и сам этим отчасти болею. Но когда я немного погрузился в мир ретрогейминга, оказалось, что в моем детстве было много такого, что так или иначе обошло меня стороной. Сейчас я говорю об аркадных автоматах — явлении, которое в 80-90-е было фактически двигателем прогресса. Многие знакомые нам игры сначала писались именно под аркадные автоматы, а уже потом портировались на домашние консоли в урезанном виде.
Среди интересующихся ретрогеймингом есть мнение, что играть надо на оригинальном железе, а эмуляция — это не тру. Это означает, что если вы решили вспомнить былые деньки и погонять с друзьями в «Чипа и Дэйла», то будьте добры достать себе приставку (желательно оригинальную NES или Famicom) и пару картриджей к ней. В современном мире это не проблема — можно купить всё это на интернет-аукционах. Вопрос только в том, с какой суммой вы готовы расстаться.
Но что же делать с аркадными играми? Купить оригинальный автомат можно. Но доставка его обойдется в неприлично большую сумму американских денег, да и игра там будет одна.
Тут мы неизбежно приходим к эмуляции. Но ощущения-то от игры хочется получить особенные, как в аркадном зале.
Выход — собрать аркадный автомат самому
Из чего будет собран наш аркадный автомат
Сердце аркадного автомата — аркадный джойстик, именно он наряду с общим антуражем должен помочь нам перенестись в 80-90-е и попытаться уловить атмосферу аркадного зала.
Какой джойстик использовать — не принципиально. На AliExpress уйма предложений разнообразных DIY-наборов. Мой выбор пал на этот.
Как я уже писал, игры мы собираемся запускать на эмуляторе. Значит, мозгом нашего автомата станет вполне обычный ПК. Можно, конечно, сделать всё и на одноплатном компьютере, но:
Что касается монитора: пробежавшись по комиссионкам, максимум, что я смог найти подходящего — это 20-ти дюймовый монитор HP L2035. Главным критерием было соотношение сторон 4:3. Ну а бонусом оказалась удобная конструкция, которая крайне удачно поддается модификации.
Последняя крупная часть автомата — его корпус. Без него это просто ПК. Собрать его я решил из ЛДСП — чтобы надежно.
Сборка корпуса
Кажется, самая сложная задача, которая предстоит решившему сделать игровой автомат, это сборка корпуса для автомата. Звучит несложно — фактически надо просто построить шкаф, в который будет установлен ПК и встроен монитор. На деле всё чуть сложнее — готовые чертежи с размерами найти сложно (или я плохо искал). То, что нашёл, позволило набросать кривую 3D-модельку.
Оценив результат как удовлетворительный, я решил, что проще и удобнее всего заказать распил ЛДСП.
Чтобы это сделать, нужен конкретный список деталей с точными размерами. Поэтому вспоминаем студенчество и «Компас» и рисуем чертёж боковой панели. Отмечаем на ней все внутренние детали. Вот уже с этими артефактами можно идти в любую компанию, которая продаёт ЛДСП и предоставляет услуги резки по ней.
Вот что получилось конкретно у меня: раскрой и чертёж
В принципе, для большинства деталей можно заказать кромление ПВХ-лентой, но, скорее всего, криволинейные детали откажутся кромить в том месте где вы закажете распил. Выхода три:
В конструкциях всех аркадных автоматов 80-90х всегда был козырёк, на котором гордо светился логотип игры, завлекая игроков. Безусловно, здесь он тоже необходим. Сам логотип я сделал из куска оргстекла, обклеенного заранее напечатанной наклейкой с названием автомата.
Чтобы лицевая панель автомата выглядела красиво, нужна деталь из оргстекла толщиной 5 мм, заказать такую по размерам — не проблема. С одной из сторон оргстекло красим чёрной аэрозольной краской, оставив по центру непрокрашенный прямоугольник размером с экран монитора.
Так как внутри автомата в моей версии — ПК, то встаёт вопрос выбора операционной системы. Поставленную задачу можно решить как на Windows, так и на Linux. Последний вариант мне как-то ближе (и покупать систему не надо), поэтому расскажу немного о том, как развернуть всё на Linux. Наиболее подходящий, на мой взгляд, для этой цели дистрибутив — Lubuntu 16.04 LTS.
Важный вопрос — это удобство выбора и запуска игр, хочется управлять автоматом исключительно с помощью установленного джойстика. Для этого нужна своеобразная frontend-оболочка, в удобном виде показывающая список игр и по требованию запускающая эмулятор с выбранной игрой. Благо Open source-сообщество уже давно решило эту задачу. Как говорится: «всё уже написано до нас». Например, у проекта Attract-mode есть версии под все популярные платформы, в том числе интересующую Ubuntu. Оболочка поддерживает темы оформления, которые, кстати говоря, написаны на Squirrel, так что любителям модификаций будет, где развернуться. Ну или можно посетить форум проекта и найти что-нибудь по душе.
Работа с оболочкой предельна проста: после запуска нажимаем tab и попадаем в меню. В первую очередь настраиваем эмуляторы — пути к играм и всяческим красивостям: логотипам, видео-превью, обложкам, постерам. В зависимости от темы могут использоваться разные красивости. Их, кстати, можно попробовать стянуть с помощью встроенной функции scrape artwork. Не надо думать, что найдется всё, но для большинства популярных игр всё приедет автоматом. Для поиска видео-превью игр можно ещё воспользоваться проектом Progettosnaps.net — ребята собрали очень большую коллекцию видео и распространяют её абсолютно бесплатно.
После настройки путей надо обязательно прожать пункт generate romlist — после того как, счётчик дойдет до 100%, автоматически будет добавлен экран (display) данного эмулятора. Выйдя из меню, на этом экране уже можно полистать список игр и попробовать что-нибудь запустить.
Основным эмулятором станет известный MAME — благо, его сборка существует и под Linux. Для меня стало открытием, что ромы для этого эмулятора так же версионированы, как и сам эмулятор, так что не получится на новом эмуляторе запустить ром со старой версии. Но так как версию рома узнать не получится, придётся качать много апдейт-паков и обновлять ромы, которые вы выберете для своего аркадного автомата. Много ромов и апдейтов к ним можно найти на проекте Emuparadise.me.
Для разнообразия можно поставить ещё несколько эмуляторов: nestopia, gens, zsnes и настроить их в attract-mode.
Есть небольшой нюанс — не во всех эмуляторах есть возможность замапить выход из эмулятора на кнопку джойстика. Он решается установкой пакета antimicro, который висит в процессах и мапит кнопки джойстика на кнопки клавиатуры: просто выбираем кнопку на джойстике и мапим её на Esc.
Остается только сделать так чтобы attract-mode и antimicro запускались сразу при логине и всё!
Провода и прочее
Итак, у нас уже есть корпус и настроенный ПК, Всё, что нам осталось, это встроить джойстик, колонки, свет и развести провода внутри корпуса.
Встроить джойстик в автомат, вернее, в панель управления, не составит труда. Фактически надо просто насверлить отверстий необходимого размера. А вот расположить их — процесс творческий и поле для экспериментов. У меня получилось вот так:
Чертежик можно посмотреть тут
Для подсветки лого я использовал метра два LED-ленты 12V (потому как проще всего запитаться от блока питания ПК).
Колонки проще взять с питанием от USB — как-то комфортнее работать с 5V вместо 220V.
Чтобы было удобно включать и выключать автомат, регулировать уровень громкости и включать подсветку, делаем небольшой блок управления на передней панели автомата.
В этот момент остается только дизайнерская работа: если вы можете спроектировать и распечатать красивые сайдарты, чтобы чёрный ящик заиграл новыми красками, то я вам завидую белой завистью. А если вы такой же технарь, как и я, — то приходится искать способы выйти из положения. Например, купить абстрактную виниловую наклейку или заказать на AliExpress неприлично много стикеров и залепить ими весь автомат. Последним вариантом я и воспользовался. На это ушло около 500 стикеров.
Вместо заключения
Я рассказал историю сборки аркадного автомата, но история его жизни с этого только началась. Почти сразу в моей голове возникло желание поделиться радостью и эмоциями со своими коллегами, ведь играть всегда лучше в компании.
В итоге аркадный автомат переехал в офис «2ГИС» на 20 этаж и в данный момент причиняет добро и наносит радость всем желающим. По ощущениям очень много людей пробует играть в автомат. После работы стабильно можно застать кого либо, пытающегося найти именно ту игру из своего детства, даже были заказы что-то добавить. Вечером в пятницу небольшая толпа людей создает ощущение маленького аркадного зала. Мне кажется именно таким оно и было — когда ты ждешь своей очереди поиграть автомат — с интересом наблюдаешь как играют твои друзья и искренне переживаешь с ними особо сложные моменты.
Ну всё, с обязательной программой закончил, теперь произвольная часть.