Как сделать схему по географии

Как сделать, составить, нарисовать план, схему участка, местности

Необходимые материалы и инструменты для составления схемы местности

Чтобы нарисовать план участка своими руками, нам понадобится рулетка (чем длиннее, тем лучше) и бумага для записи. На этапе обработки полученных данных не помешает вооружиться калькулятором, а вычерчивать план удобнее всего на миллиметровой бумаге.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Как составить, нарисовать, сделать план, схему участка, местности

Полевые работы

В геодезии «полевыми работами» называют непосредственное измерение участка. Выполняются они в государственной системе координат → тахеометрами (по ссылке рассказано как работать тахеометром) или с помощью GPS-наблюдений.

В случае замеров собственного участка за исходную точку следует принять наиболее протяженную сторону забора или жилого дома. Предварительно набросайте эскиз участка, на который вы потом будете наносить промеры. Для удобства листок бумаги выберете побольше, вычерчивайте линии под линейку (рис. 1 а). Чтобы не запутаться, подписывайте условные обозначения на абрисе. Так же вам может пригодиться статья → о разметке и разбивке на местности.

Начнём с дома. Обмеряйте его по периметру, фиксируя полученные значения длин линий.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Для полноты картины нам желательно выйти в исходную точку. Как видно из иллюстрации, синей стрелочкой показаны промеры внутри помещения. Для получения наружных размеров, к полученному значению надо прибавить толщину стен (рис. 1б). Теперь мы имеем жесткий контур дома, который станет основой для плана, изготовленного своими руками.

Наносим промеры остальных сооружений на участке. В случае если базисная и измеряемая линия параллельны достаточно будет одного промера.

В прочих случаях понадобится два и более промеров. В геодезии этот метод называется методом створов и перпендикуляров.

Если бы на участке находилось отдельно стоящее строение, схема замеров выглядела бы как показано на рисунке 1в.

На местности не всегда получается отложить прямой угол, поэтому контролем измерений может служить замер диагоналей (рис. 1г).

Этот метод в геодезии называется методом линейных засечек. Таким же образом мы получим крайние точки поворота границы участка, учитывая, что большинство значений на тот момент у нас уже будут известны (рис. 1д).

На практике не всегда есть возможность получить точные размеры из-за загруженности участка, поэтому воспользуемся методом параллельного переноса.

Мы смещаем рулетку параллельно измеряемой величине, чтобы обойти препятствие. В этом случае длина искомой стороны будет равна сумме замеров синей и красных линий на чертеже (рис. 2).

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Итогом нашей работы станет абрис с размерами, которые мы и превратим в план участка, нарисованный своими руками (рис 3 а).

Если все размеры не помещаются на чертеже, вынесите их на отдельный листок бумаги.

Камеральные работы

Под этим термином в геодезии понимают обработку полученных значений. Для удобства работу ведём, соблюдая пропорции между реальным изображением и его размерами на бумаге, т. е. в масштабе. В нашем случае для наглядности мы будем использовать масштаб 1:200 (в 1 см плана 2 метра натуры). Начинаем с базовой линии, проводя её параллельно линиям миллиметровки. Наш размер 19,13 м на плане будет соответствовать линии 9,6 см 19,13/2=9,565).

Линейные засечки мы выполняем циркулем, метод перпендикуляров переносится на чертёж с помощью линейки (рис. 3б). Данный план участка, нарисованный своими руками, можно использовать для определения площади.

Так как работу мы вели в масштабе, то можем подсчитать площадь полученной фигуры как сумму площадей полных квадратов миллиметровки и неполных, которые состоят из треугольников, прямоугольников или квадратов (рис 3в).

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

В заключении о составлении, плана, схемы участка, местности

План участка, полученный подобным образом, имеет некоторые погрешности измерений по сравнению с профессиональной геодезической съемкой, однако при качественном исполнении расхождения с топосъемкой будут минимальными. На практике такой способ даёт погрешность не более 6% от реальной величины, а в случае принятия другой стороны участка в качестве базовой и усреднения результатов двух измерений точность повышается в несколько раз.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Источник

Географическая схема

Географическая схема — это общий объект встроенного языка. Она является одним из механизмов формирования экономической и аналитической отчетности и позволяет наглядно анализировать данные в разрезе их географического положения.

Структура географической схемы

Географическая схема может быть отображена в форме или в табличном документе. Может быть создан макет, содержащий географическую схему, а также она может быть сохранена в виде отдельного файла на диске:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

В основе работы географической схемы лежат шейп-файлы, содержащие топологические данные. Также эти файлы могут быть созданы с помощью программ семейства ESRI ArcGIS.

Каждый шейп-файл содержит топологические объекты и связанные с ними данные. Географическая схема позволяет считывать шейп-файл в качестве слоя. Таким образом она содержит набор слоев, каждый из которых представляет собой совокупность однородных топологических объектов и связанных с ними данных:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Для того чтобы географическая схема могла отобразить данные, полученные в результате вычислений, каждый ее слой может быть связан с отдельным источником данных:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Возможности представления данных

В результате связи слоев схемы с данными, каждому топологическому объекту слоя будут поставлены в соответствие некоторые значения, которые и будут отображены на схеме.

Географическая схема поддерживает механизм расшифровок, и по двойному щелчку на любом топологическом объекте, может быть получен более детальный отчет. Например, отчет о продажах по данному региону:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Используя возможности управления отображением данных различных слоев на географической схеме, пользователь может изменить масштаб, состав и характер информации. Например, выбрать отображение данных в разрезе городов и не в виде гистограммы, а в виде фигур различного размера.

Возможности интерактивной настройки

Географическая схема обладает широкими возможностями интерактивной настройки, которые могут быть использованы как в процессе разработки, так и в режиме 1С:Предприятие. Разработчик может управлять слоями географической схемы, изменять видимость существующих слоев, добавлять новые:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Также существует возможность просмотра и изменения данных, связанных с отдельными объектами слоев географической схемы:

Источник

План местности, его отличие от карты. Способы составления планов. Урок 4

Изобразить поверхность можно несколькими способами: нарисовать красками или карандашами, сфотографировать с земли, с самолёта (аэрофотоснимок), с космического аппарата, начертить по строгим математическим правилам (план местности и карта). Для ориентирования на местности и определения площадей и расстояний лучше использовать два последних варианта — географическую карту и план местности. Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них подробно.

План местности — это чертёж небольшого участка Земли (а может и Луны или Марса?) в крупном масштабе при помощи условных знаков в ортогональной проекции без учёта кривизны земной поверхности. К элементам плана относят условные знаки, масштаб, определение направлений. Все крупные предметы на плане изображаются сверху. По плану в отличие от снимка из космоса можно узнать направление течений рек, названия объектов, глубины и многое другое.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Условные знаки — это символы, которыми обозначают на плане или карте предметы местности. Для удобства опознавания и использования их обычно делают похожими на сами объекты. Условные знаки плана местности делят на 4 категории:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

План местности и карта: отличия

Географическая карта — это уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе (по математическому закону).

Отличия плана от карты следующие.

Особенности рельефа местности на плане и карте отображают, указывая относительную и абсолютную высоты объекта. Относительная высота — разность высот двух точек земной поверхности.

Абсолютная высота — расстояние в метрах по вертикали от заданной точки до уровня моря. В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара в Африке (-133 м), Долина Смерти в Северной Америке (-85 м).

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на картах отображают двумя способами: с помощью горизонталей [изогипсы (от греч. hýpsos — высота)] — показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos — глубина) — показывают линии одинаковой глубины.

Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географииИзображение рельефа на плане местности

Отличие планов местности от топографических карт

План местностиТопографическая карта
Рамки и масштабМасштаб от 1:5000 и крупнее, рамки любые, чаще используют 40Х40 или 50Х50Масштаб от 1: 200 000 до 1: 10 000 (5000). Рамки должны соответствовать требованиям номенклатуры топографических карт.
Координаты (градусная сеть)Градусная сеть отсутствует, он не привязан к географическим координатам. Направление на север указывается стрелкой вверх или без стрелки верхний край листа на плане всегда северный. Может быть привязан к плановым координатам, есть километровая сетка.Имеется и километровая и градусная сеть, для любой точки можно узнать точные координаты. Ими пользуются военные для точной стрельбы.
Степень подробностиУказывается большая часть местных ориентиров, даже отдельно стоящие деревья.Наносят на карту только те ориентиры, которые можно считать долговечными (например, здания).
Степень засекреченностиСхемы инженерных коммуникаций, военных объектов, земельных участков доступны только для служебного пользования. Большая часть планов местности из-за непривязанности к координатам, не является секретными.До недавнего времени все топографические карты были секретными. Теперь рассекречиваются но наиболее крупные открывают по частям.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географииОтличие плана местности от топографической карты

Какие бывают планы местности?

При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать топографическую съёмку, двигаться по азимуту, ориентироваться на местности. Составить план местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков. Для составления нам понадобится планшет с закреплённым на нём листом бумаги, компас, линейка, мерная лента, полевой циркуль или рулетка (не обязательно), карандаш, ластик.

План можно составить при помощи горизонтальной или топографической съёмки местности. В зависимости от этого планы подразделяют на:

Для составления контурного плана применяют следующие способы горизонтальной съёмки местности:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Все способы основаны на правилах геометрии и дают результаты для определения взаимного расположения точек на земной поверхности.

Как составить план местности на основе полярной съёмки?

Этот способ съёмки используется для планировки открытых пространств, ограниченных кривыми контурами.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Чтобы не перепутать, где подписаны азимуты, а где расстояния, азимуты можно обозначать знаком градусов, а расстояния в шагах или метрах.

Съёмка способом перпендикуляров

При помощи способа перпендикуляров можно наносить объекты, расположенные близко к дороге или к условной параллельной линии. Так можно нанести на карту участок реки. Наиболее выдающиеся участки реки фиксируют при помощи перпендикулярных линий. Съёмка происходит в процессе прохождения участка с остановками в выбранных точках и визирования и измерения участков местности в них.

Из выбранной точки 1, на предварительно сориентированном на планшете на бумаге проводят перпендикуляры к близлежащим объектам и откладывают расстояние на линиях. Отмеряют расстояние до точки 2 и там проводят те же работы. Этот способ отличается от маршрутной съёмки только тем, что отмечаются только объекты, расположенные под прямым углом к точке сбора информации.

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Маршрутная (контурная) съёмка

Проводится вдоль линии дороги, реки, кромки леса, по берегу озера и других более или менее прямоугольных участков. Путь делят на точки, между которыми измеряют расстояния, а из каждой точки производят определение азимутов и расчет расстояний до опорных объектов. При этом съёмка производится смешанным способом. Порядок:

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Вам будет интересно

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Подумайте! Когда нужно начинать ориентироваться – до похода или тогда, когда уже заблудился? Какие способы…

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

При селекционной и экспериментальной работе часто бывает нужно определить генотип особи с доминантными признаками. При…

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Картографические проекции сегодня – это математические способы изображения всего земного эллипсоида или его части на…

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Чтобы измерить расстояние по плану, карте или глобусу, нужно знать, что такое масштаб и уметь…

Как сделать схему по географии. Смотреть фото Как сделать схему по географии. Смотреть картинку Как сделать схему по географии. Картинка про Как сделать схему по географии. Фото Как сделать схему по географии

Вспомните! Как доказать, что Земля шарообразна? Как развивались знания о форме Земли в процессе её…

Источник

Средняя школа №8 г. Мозыря

Описание опыта педагогической деятельности «Использование структурно-логических схем и опорных схем-конспектов на уроках географии»

Архипова Татьяна Владимировна

Общие сведения об учителе………………………………………………….1-6

Введение. Теоретическая часть……………………………………………………………7-9

Основная часть: Мое практическое применение методики и использование элементов методики на различных этапах урока в разных классах……..10-17

Приложение 3. Презентация работы кружка по краеведению. (на диске.)

Общие сведения об учителе :

.Должность – учитель географии

Стаж работы в должности-18 лет

АРХИПОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА.

Описание опыта педагогической деятельности «Использование структурно-логических схем и опорных схем-конспектов на уроках географии»

Введение : Теоретическая часть.

В условиях современной школы, когда в центре школьной парадигмы стоит ребенок, а главная задача каждого учителя – формирование всесторонне развитой гармоничной личности, все больше актуально применение современных технологий обучения, которые учитывают индивидуальность каждого ученика.

Познавательная деятельность является условием развития человечества. Познание может быть репродуктивным, целью которого является накопление знаний и знакомство с определенной информацией. Правильный выбор методов обучения влияет на эффективность познавательной деятельности учащихся. Традиционные репродуктивные методы обучения базируются на ведущей роли педагога в учебном процессе, тогда как ученики играют пассивную роль слушателей и исполнителей заданий учителя, что не может обеспечить надлежащее качество обучения. Сегодня необходимо использовать инновации, нетрадиционные формы и методы обучения. Ученик – главная фигура учебно-воспитательного процесса. Ученика не учат, а он учится благодаря тому, что активно участвует в изучаемых вопросах, берет на себя ответственность за результат учения.

Задача учителя состоит в поиске средств, которые могут обеспечить ученику реализацию его внутренней свободы и проявление инициативы.

Основная идея опыта – приобщить учащихся к активной самостоятельной учебной деятельности, научить самостоятельно овладевать знаниями.

Изучение географии имеет большое значение для научного восприятия мира, для развития творческой, интеллектуально развитой личности.

Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология структурно-логических схем (СЛС).

Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.

Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова. А.В.Шатных ), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология структурно-логических схем – СЛС. Схемы связей, учителя используют постоянно.

Изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли логических схем в обучении географии писал еще

Н.Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок».

Логика построения СЛС, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.

Основная часть : Мое практическое применение методики и использование элементов методики на различных этапах урока в разных классах.

Я считаю, что использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

-Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.

-Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.

-В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.

Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний. Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.

Построение графического конспекта как на уроке, так и в самостоятельной подготовке детей к уроку, позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении таких тем, как «Природные характеристики регионов или стран». В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по темам «Отрасли хозяйства». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным. Составление опорных конспектов и схем помогает учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации разнопланового уровня. Не сразу дети сами могут составить схему или опорный конспект по определенной теме. Я стараюсь уже с начального этапа обучения географии дать им понимание опорных схем и постепенно повышаю требования к умению составлять и использовать эти схемы.

В процессе работы я готовила разные выступления и сообщения для методобъединений, такие, как:

Способы включения культурологических знаний в содержание предмета.

Методы научного познания живой природы.

Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Совершенствование методики обучения на уроках географии.

Дифференцированный контроль знаний, полученных на уроках географии., и другие.

Но наибольшее количество материала у меня накоплено по теме «Опорные схемы-конспекты.» Т.е. именно эта тема имеет наиболее результативное применение и используется мною на уроках географии. Мои ученики участвовали в разных мероприятиях по краеведению, готовили выступления и презентации как для выступлений, так и для использования и ответов на уроках.

Этапы работы с детьми, используемые мною, по составлению опорного конспекта:

Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Вспомни объяснение учителя, используя конспект.

Прочти заданный материал по книге.

Сопоставь прочитанный материал с конспектом.

Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

Запомни наизусть конспект как опору рассказа.

Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

Конечно, не все эти правила используются детьми в полной мере, однако к 9-10-11 классу дети могут составить хороший опорный конспект даже по трудным темам. (есть в приложении.)

При работе с ОС возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:

Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОС, который является дидактической карточкой.

Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.

«Щадящая» форма закрепления. (Учитель задает вопросы классу, дети пытаются на него ответить. После минуты совещания и ответов учеников учитель сам дает ответ или направляет детей к тому источнику, где можно найти правильный ответ).

Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

Эти правила я предлагаю детям они должны их применять, исходя из различных тем и объема материала.

Еще раз хочу подчеркнуть значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. В настоящее время мною накоплен большой материал по разработкам, используемым мною с применением опорных конспектов, схем. Составлено много различных опорных конспектов как раздаточного материала, так и иллюстративного, наглядного. Я также иногда использую готовые разработки, презентации по некоторым темам, взятые из интернета и составленные опытными педагогами Беларуси, России, Украины и других стран. Считаю, что обмен опытом с другими учителями помогает и мне и многим педагогам разнообразить свою деятельность, съэкономить время, и более эффективно использовать разный материал в работе с детьми. Я считаю, что иногда опорные схемы или записи нужны самому учителю, особенно молодым учителям, которые еще не в полном объеме знают программный материал, им еще сложно видеть общую картину более важных моментов при изучении тем, и в программе указываются общие требования по разделам и темам, но нет таких требований по каждой отдельно взятой теме. Т.е. учитель сам определяет конкретные особенности урока. Чтобы легче ориентироваться в большом программном материале по всему курсу географии и его использовании на конкретном уроке, я разрабатываю для каждой темы перечень самых необходимых требований к результатам обучения и оформляю по темам как в разделах программы.

ОБРАЗЕЦ для учителя :

По теме урока: « Гидросфера 6 класс ».

(по усмотрению учителя по предыдущей теме, если есть необходимость.) или для актуализации знаний, напомнить понятия, чтобы можно было нормально работать по теме.

«Рельеф», «Литосфера» «Строение земли»

«Гидросфера», «Мировой океан», «Внутренние моря», Окраинные моря.» «Залив», «Пролив», «Площадь поверхности.»

УМЕТЬ: (действия по карте или с разным материалом по теме.)

( перечень географических названий, встречающихся в теме, необходимых для усвоения детьми.)

Берингово море, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Черное море, Берингов пролив, пролив Дрейка, Мозамбикский пролив, Магелланов пролив, Гвинейский залив, Саргассово море,

Думаю, такие краткие программные требования по каждой конкретной теме будут для учителя также опорой для работы на уроках, помогут контролировать общее содержание курса географии от 6 до 11 класса.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

Бенъкович Т. М., Бенъкович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. — М., 1995.

Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, № 5, 1994.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Векслер С.И. Современные требования к уроку. М., 1985.

Винокур М. С., Скуратович О. Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках географии. — Киев, 1990.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.

Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, 1993.

Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. «Завуч», №5, 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Шатных А. В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса // География в школе. — 1997. — № 6.

Шатных А. В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. — Курган, 1996.

Журналы «География в школе» №2, 1989 г., с. 52; №1, 1993 г., с 37; №2, 1993 г., с.46 ; № 4, 1993 г., с. 63; №5, 1993 г., с.53; №6, 1993 г., с. 49; №4, 1997 г., с. 59.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *