Как сделать схему по биологии
Как сделать схему по биологии
Биoлогия — наука о живой природе. Термин «биолoгия» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.
Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.
Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.
Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.
Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ
Источники идей и источники цитат для конспектов по «Биологии»:
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Опорные схемы по биологии. 10-11 класс
3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ……. 11
3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов……………………………………….12
4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ…………………………………………13
6.1 Гипотезы происхождения жизни ………………………………………….………………..17
6.2 Развитие жизни на Земле ……………………………………………………………………17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….21
1.1 Свойства живых систем
1.2 Уровни организации жизни
Уровни организации жизни
Совокупность всех биогеоценозов составляют: биосферу и обуславливают все процессы, протекающие в ней.
Биогеоценозы – исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей эволюционного процесса; в ней начинаются процессы видообразования.
Живая система, состоящая из взаимосвязанных органов.
Орган (греч. Organon – инструмент) – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.
Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.
Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов.
В истории жизни на нашей планете был такой период (первая половина протерозойской эры
2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.
Наследственная информация у всех заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).
Не имеют ядра, одна кольцевая
хромосома, располагается в цитоплазме. Из органелл имеются только рибосомы.
(растения, животные, грибы)
Имеют ядро с хромосомами
1. Имеются пластиды,
хромопласты, лейкопласты, хлоропласты.
2. Автотрофный тип питания.
3. Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях.
4. Имеется целлюлозная клеточная стенка, крупные вакуоли, клеточный центр только у низших растений.
1. Наружная цитоплазматическая мембрана.
2. Цитоплазматический матрикс.
3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты).
1. Пластиды отсутствуют.
2. Гетеротрофный тип питания.
3. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
4. Целлюлозная клеточная стенка отсутствует, вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.
C 17 H 35 COOH стеариновая
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ
Гидрирование (при наличии непредельных кислот)
2.5 Нуклеиновые кислоты (биополимеры)
Остаток фосфорной кислоты H 3 PO 4
водородных связей и комплементарности:
митохондрии, пластиды, цитоплазма
информации в цитоплазму и по наследству
Копирование информации (транскрипция), перенос информации (трансляция), участие в синтезе белка
3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
3.1 Размножение организмов
3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов
Рождение или выход из яйцевых оболочек
Зигота – диплоидный одноклеточный зародыш
Непрямое с метаморфозом
Прямое без метаморфоза
Формирование многоклеточного однослойного зародыша – бластулы
насекомые, ракообразные, рыбы, земноводные
Типы: черви, моллюски
Формирование двухслойного зародыша – гаструлы
Эктодерма – покровы тела (наружных эпителий, кожные железы, эмаль зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника.
Энтодерма – эпителий кишечника, пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы.
Мезодерма – все кишечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, ткани половых органов.
Формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки
— Нейрула и в последствии
4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Г.Мендель – основоположник генетики.
Генетическая терминология: гибридизация, гибриды, чистая линия, альтернативные признаки, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, аллельные гены, фенотип, генотип.
1.Закон единообразия первого поколения гибридов
2. Закон расщепления признаков
3. Закон независимого наследования признаков
по фенотипу 100% желт.
по генотипу 100% Аа
по фенотипу: 3 ж. : 1 з.
по генотипу: 1 АА: 2Аа: 1аа
F2 Расщепление по фенотипу:
9ж.гл. : 3ж.м. : 3з.гл. : 1 з.м.
1 : 2 : 1 : 2 : 4 : 2 : 1 : 2 : 1
(гетерозиготные потомки имеют промежуточный генотип)
Р АА х аа Р F 1 Аа х Аа расщепление по
крас. бел. розов. розов. фенотипу и генотипу
F 1 Аа F 2 АА, Аа, Аа, аа 1 : 2 : 1
розовые кр. роз. роз. бел.
5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
5.1 Направления эволюции
5.2 Эволюция человека
это развитие процесса или явления.
Согласно этой теории, современные виды растений и животных произошли естественным образом из более ранних, простейших форм. А эти, в свою очередь, берут начало от еще более простых форм, и так далее в течение миллионов лет до самого начала жизни в ее самой простой форме — просто маленького сгустка желеобразной протоплазмы.
(греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) —
происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.
-Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).
Основные этапы эволюции
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ
Древесный образ жизни, стадность
Стадия протантропа. Австрало-питеки-предшественники людей (9 млн.лет назад).
Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.
Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа).
Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем.
Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200—500 тыс. лет назад).
Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.
Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс. лет назад).
Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных.
6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ
6.1 Гипотезы происхождения жизни
6.2 Развитие жизни на Земле
Схема 1. Периоды Палеозойской эры.
Расцвет пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, костистых рыб.
Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание моллюсков. Господство голосемянных растений.
Появление высших млекопитающих. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных.
Схема 2. Периоды Мезозойской эры
Господство млекопитающих и птиц.
Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.
Схема 3. Периоды Кайнозойской эры
7.1 Экологические факторы
Экология – наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях организации) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Условия органической и неорганической природы, прямо или косвенно влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.
7.2 Структура экосистемы
Экосистема – природный комплекс, образованный живыми организмами и абиотической средой, которые связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией.
Биология в таблицах.6-11 классы: справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко – М.:Дрофа, 2000.
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии – М.: КМК, 2004.
Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 11кл.- Саратов, «Лицей»,1997.
Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 10кл.- Саратов, «Лицей»,1997.
Иванова Т.В. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова – М.: Просвещение, 2000.
Общая биология: учебник для 9-10 классов /под ред. чл.-корр. АН СССР Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1984.
Пасечник В.В. Общая биология: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов – М.: Дрофа, 2009.
Пономарева И.Н. Общая биология: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: книга для учителя /В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: Школа-Пресс, 1996.
Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации
идёт регистрация Успейте записаться до 2 февраля!
Номер материала: ДA-043949
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
✅ На балансе занятий — 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.