Как сделать схему слова аист
Как составить звуковую схему слова, 1 класс, примеры?
звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото
например слова: ежик, танк
Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм:
Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры:
Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий.
Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов.
Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов.
При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом.
Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума.
Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми.
В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым.
В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук.
Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить.
Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух:
Звуковой анализ слова «Аист».
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
Звуковой анализ слова «Аист».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Звуковой анализ слова «Аист».
Воспитатель Александрова Е.Н.
Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;
Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;
Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.
Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».
Цель: Умение выделять звук и слог.
Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети,поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.
Воспитатель: Ребята, какие звуки я вам называла?
Дети: твёрдые и мягкие согласные
Воспитатель: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети: Это птица аист.
Воспитатель: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».
Дети: Эти клеточки обозначают звуки.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.
Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).
Звуковой анализ слова (аист).
Цель : Формировать звуковой анализ слова (аист).
Воспитатель произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.
Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?
Дети: Это гласный звук.
Воспитатель: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.
Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?
Воспитатель: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?
Дети: Это гласный звук.
Воспитатель : В какую клеточку нужно его поставить?
Воспитатель: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?
Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?
Дети: Это звук согласный.
Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить.
Воспитатель: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?
Воспитатель: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (аист)?
Воспитатель: Правильно. Сколько гласных звуков?
Дети: Два гласных звука.
Воспитатель: Сколько согласных?
Дети: Два согласных звука.
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?
Дети: Определяли место звуков в слове (аист).
На опушке дом стоит.
За дверями стол стоит.
Вокруг дома есть забор.
Тук, тук дверь открой.
Проходите я не злой.
Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.
Воспитатель: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?
Дети: В первую клеточку.
Воспитатель: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Воспитатель: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Воспитатель: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Воспитатель: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?
Дети: Составляли слово из звуков.
Воспитатель: Какое это было слово?
Дети: Это слово аист.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.
Дети: Роза, дом, сани.
Упражнение «Делим слова на слоги»
Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.
Воспитатель: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?
Воспитатель: Сколько гласных звуков в этом слове?
Воспитатель: В каком слоге первый гласный звук?
Дети: В первом слоге.
Воспитатель: В каком слоге второй гласный звук?
Дети: Во втором слоге.
Воспитатель: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.
Игра «Звук заблудился»
Цель: Определить какой звук заблудился.
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами.
Воспитатель: Ребята, назовите, какой звук заблудился?
Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно.
Самостоятельная деятельность детей.
Цель: Упражнения на закрепление.
«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).
Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Воспитатель: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Играть в игру «Звук заблудился»
Воспитатель: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.
Воспитатель: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа.
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения.
Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.
Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении.
Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому).
Схемы слов для 1 класса в картинках (37 ФОТО)
Русский язык малыши начинают учить уже с первого класса. Одним из элементов обучения является составление схемы слова. Если вы дополнительно занимаетесь дома, то вам пригодятся эти картинки:
Хозяйка, йод, сойка, сахарный, йогурт
Алгоритм составления звуковой схемы
Рябина, ёлка, игрушка, снегирь, комбайн
Составь схемы слов
Шить, маяк, стрижи, чай
Альбом, льёт, тюлень
Звуковой разбор слова
Дубки, заяц, моржи, трактор
Поставь ударение в словах
Пальто, рак, рыба, маяк
Гласный звук, твёрдый и мягкий согласный
Аист, танк, ноты, станок, сутки, исток, нитки, котик, кисти
Корень, Ольга, пальто, коржи, семья, ковры
Задание — начертить звуковую схему слова
Задание — начертить схему слова, отмечая опасные места
Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова «аист»?
звуковой состав слова аист
транскрипция слова аист
сколько звуков в слове аист
Выполним звуко-буквенный (фонетический) разбор слова «аист»:
•Разделим его на слоги: а-ист (2 слога).
•Поставим ударение: Аист. В ударном положении находится гласная А, первый слог.
•Запишем транскрипцию: [аист].
•Подсчитаем количество букв и звуков: 4 буквы (2 гласных: «а», «и», 2 согласных: «с», «т») и 4 звука (2 гласных: [а], [и], 2 согласных: [с], [т]).
•Охарактеризуем каждый звук:
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «аист»:
Охарактеризуем каждый звук:
Слово АИСТ состоит из двух слогов: а-ист (но по слогам не переносится),
ударение в сове падает на первую гласную (1 слог).
Транскрипция слова [аист].
А теперь подробнее о каждом звуке:
Первый звук [а], ударный, гласн.
Второй звук [и], гласный, безудар.
Третий звук [с], согласный, тв. (парный), глух. (парный).
Четвертый звук [т], согл., парный тв., парн. глухой.
И четыре буквы, и четыре звука.
Звуко-буквенный разбор слова «аист»:
Фонетический разбор слова «аист»:
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «словарь«:
Охарактеризуем каждый звук:
Букве «С» соответствует звук_[с]_согласный, твёрдый парный, глухой парн.
Букве «Л» соответствует звук_[л]_согл., звонк.непарн., твёрд.парн., сонорный.
Букве «О» соответствует звук_[а]_гласн., безударный.
Букве «В» соответствует звук_[в]_согласн., звонк.парн., твёрд. парн.
Букве «А» соответствует звук_[а]_гласн., ударный.
Букве «Р» соответствует звук_[р’]_соглас., мягкий парн., звонк.непар., сонорн.
У буквы «Ь» звук отсутствует.
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «беседка«:
Охарактеризуем каждый звук:
Букве «Б» соответствует звук_[б’]_согласн., мягк.парн., звонк.парн.
Букве «Е» соответствует звук_[и]_гласн., безударн.
Букве «С» соответствует звук_[с’]_согласн., глух.парн., мягк.парн.
Букве «Е» соответствует звук_[э]_гласн., ударн.
Букве «Д» соответствует звук_[т]_согласн., глух.парн., твёрд.парн.
Букве «К» соответствует звук_[к]_согласн., глух.парн., твёрд.парн.
Букве «А» соответствует звук_[а]_гласн., безударн.
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «роса»:
Охарактеризуем каждый звук:
Букве «Р» соответствует звук_[р]_согласный, твёрдый парный, звонкий непарн., сонорный.
Букве «О» соответствует звук_[а]_гласный, безударный.
Букве «С» соответствует звук_[с]_согласн., глухой парн., твёрд.парн.
Букве «А» соответствует звук_[а]_гласный, ударный.
Проведем звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова живут. Оно очень простое, так как звуков в нем будет столько, сколько и букв. Но совпадать звуки и буквы в одном случае не будут.
Буква ж дает звук [ж];
буква и дает звук [ы];
Как видим, никаких подводных течений нет.
При написании слова «живут» помним, что «жи, ши» пиши с буквой «и».
В данном слове два слога, второй является ударным, ударение падает на гласный звук «у».
Конспект на тему Звуковой анализ слова «Аист»
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять знание о различительной роли звука. Учить детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умение внимательно слушать, понимать смысл услышанного. Закрепить знания о птицах и животных со звуком «с» и «сь».
Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему Звуковой анализ слова «Аист»»
Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения: 14.02.18
Тәрбиеші/Воспитатель: Серикбаева Д.А
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Развитие речи
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Мир морей и океанов
Тақырыбы/Тема: Звуковой анализ слова «Аист»
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
2.Дамытушылық развивающая: Развивать внимание, сообразительность
3.Оқыту- обучающая: Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять знание о различительной роли звука. Учить детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умение внимательно слушать, понимать смысл услышанного. Закрепить знания о птицах и животных со звуком «с» и «сь».
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Картина-схема слова АИСТ, красные, синие, зеленые фишки, картинки с животными и птицами.
Көптілділік/Полияычие: аист – stork – ақ құтан
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Дети наступил новый день. Все неприятности и ссоры я оставила в прошедшем дне, думаю и вы тоже все плохое оставили позади. У меня хорошее настроение и сейчас я очень хочу подарить вам его. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «У нас тоже!». Я говорю фразу, а вы произносите: «Мы тоже!», поднимая руки вверх.
«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!»
«Я прыгаю от счастья!»
Ваше настроение отличное?
2. Негізі бөлімі/основная часть
: Дети, смотрите к нам в гости пришел Незнайка. Он принес письмо от Алфавита из города Букваринска. Вот то он нам пишет.
Был на речке на Чернильной
Город маленький не пыльный
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Так не ведая невзгод
Очень славный жил народ.
Дружный и трудолюбивый.
Д – дробильщик, здоровенный.
Е – ефрейтор, он военный.
Ж – жестянщик, простачок,
З – закройщик старичок.
И – историк бородатый.
К – красильщик франтоватый,
У – бесстрашный укротитель
Ф – чудак, фотолюбитель.
Х – художник – фаталист.
Ц – известный цимбалист.
Ч – чудесный часовщик
Ш – шофер, большой шутник
Щ – щенок, его букетик
Я – это я мои друзья.
Меня зовут Алфавит. Все было хорошо. Но вот в нашем городе появился отвратительный Клякса. Он перессорил всех жителей нашего города и хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. И теперь никто не может ничего написать: буквы не слушаются, падают, меняются местами и не за что не хотят браться за руки, потому что все друг с другом перессорились. Ну просто беда. Помогите нам, пожалуйста, избавиться от этого разбойника и помирить буквы.
Ну, что дети, поможем жителям Букваринска прогнать злого разбойника Кляксу? Тогда закройте глаза, я скажу волшебные слова, и мы окажемся в Букваринске.
Раз, два, три – сказка оживи.
Вот мы и прибыли. Наше путешествие начинается. Вот первая записка с заданием от Алфавита.
Называю твердые и мягкие согласные звуки дети на мягкий показывают зеленую фишку, на твердый звук – синюю.
Молодцы дети. Идем дальше. На мольберте какая-то картинка. Кто это дети? Дети, под картинкой полоска с клеточками. Что это обозначает? Проходите, за столы. Сколько звуков в слове АИСТ?
— Какой первый звук в слове АИСТ? Это гласный или согласный? Почему? Какой фишкой его обозначаем?
— Произнесем второй звук? Он какой? Почему? Как обозначается?
— Какой Третий звук в слове АИСТ? Он какой, гласный или согласный, почему? Какой он твердый или мягкий? Какой фишкой обозначается?
(Также разбирается звук «Т».)
— Какие гласные звуки в слове АИСТ? («А» и «И»)
— Какие согласные? («С» и «Т»).
— Это твердые или мягкие звуки?
— Назовите мягкую пару звуку «Т»?
Дети, посмотрите, в слове АИСТ сначала идут два гласных звука, потом 2 согласных звука.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, (стучим пальчиком о ладошку)
Молоток бери, мой друг. (кулачок о кулачок)
Мы построим новый дом (показываем дом)
Есть окошки в доме том. (показываем квадрат)
Есть труба в верху на крыше, (показать крышу)
Дом готов, зовем гостей. (развести руки в стороны)
Приходите к нам скорей. (маршируем на месте)
Какие вы внимательные, молодцы. Но нам надо отправляться дальше. Еще одно испытание ждет вас. Игра «Назови слова с заданным звуком». Дети должны придумать слова – названия животных или птиц, в которых есть звук «С» или «СЬ». Если дети называют слова и есть такая картинка, в-ль ее переворачивает.
Воспитатель: Умницы, справились и с этим заданием. Но у нас осталась последняя записка от Алфавитика. «В ваших тетрадях тоже побывал злой Кляксич и стер элементы букв. Нужно их дописать». Сейчас мы этим займемся. Но сначала разомнем пальчики.
«Мы делили апельсин.»
Молодцы, ребята хорошо справились со всеми заданиями и прогнали злого Кляксича из города Букваринска. Нам пора возвращаться в детский сад.
3. Қорытынды/итоговая часть
Анализ работы организованной учебной деятельности