Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненные предложения примеры со схемами

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Изучение состава предложения сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Определение ребёнок должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. Если ребёнок допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы в школе, учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Источник

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложенияГрафические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Источник

Схема сложноподчиненного предложения

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Схема сложного предложения с одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением.: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось.: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы ни направлялись, нас сопровождала охрана.: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении две и более придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако часто используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок.: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, но стрелки будут идти либо от разных слов главного предложения к придаточным, либо придаточные предложения будут отвечать на разные вопросы.

Когда настало время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки.: (Когда …), […], (которая …).

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, как схема предложения с однородным подчинением, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Аня закрыла глаза и взяла бумажку, что лежала на самом дне коробки, в которой до того хранились какие-то вещи.: […], (что …), (которая …).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть однородным, последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Источник

Схема сложноподчиненного предложения – примеры

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Схема сложного предложения одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы не направлялись, нас сопровождала охрана: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть также, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Когда наступило время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки: (Когда…), […], (которая).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Источник

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения – примеры

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

Понять структуру сложноподчиненного предложения иногда нелегко. В этом может помочь синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Смотреть картинку Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Картинка про Как сделать схему сложноподчиненного предложения. Фото Как сделать схему сложноподчиненного предложения

На что надо обратить внимание

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, а другие придаточные. Они присоединены подчинительными союзами.

Надо помнить, что в сложноподчиненных предложениях очень часто встречается эллипсис – пропуск слов. Смысл легко восстанавливается из контекста, которым является конкретное предложение, так что на понимании эллипсис не сказывается. Но он мешает выполнять синтаксический разбор и сбивает с толку.

Чаще всего пропускается союз в предложении с однородным подчинением придаточных, если союзы одинаковые.

Бывает, пропускается грамматическая основа или ее часть (также во избежание тавтологии – необоснованного повтора).

Рассмотрим пример.

Это сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными условия, но союз “если” использован только один раз – в первой части. Это сделано для того, чтобы избежать тавтологии, а то, что это два условных придаточных, ясно по структуре (две грамматические основы) и по смыслу (если погода хорошая и если будет светло).

Другой пример.

Здесь в главной части грамматическая основа “Игнат пришел”, а в придаточной “был болен”. Понятно по смыслу, что болен был все тот же Игнат, но это неполная придаточная часть, а не однородные сказуемые. Стоит подчинительный союз “хотя”, который невозможен в простом предложении, и ясно, что часть “хотя был болен” подчинена главной и выражает не однородность, а уступку.

В сложноподчиненном предложении могут встретиться придаточные разных видов.

Вид придаточного надо определять не по союзу, а по вопросу, так как один и тот же союз может встретиться в разных придаточных.

Придаточные части могут присоединяться не союзами, а союзными словами – относительными местоимениями или наречиями.

Союзные слова являются членами предложения – их необходимо подчеркнуть при разборе!

Союзные слова “что”, “кто”, “который” могут быть подлежащими.

План и ход разбора

Сначала надо подчеркнуть грамматические основы и обозначить союзы или союзные слова. После этого сделать вывод, действительно ли это предложение сложноподчиненное.

Затем подчеркнуть второстепенные члены предложения и надписать части речи.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения.

После этого надо дать предложению характеристику.

Сначала дается общая характеристика предложения, а потом по очереди каждой из его частей. По всему предложению указывается

После этого даётся характеристика отдельных частей, причем начать надо с главной, даже если она стоит в конце всего предложения.

По каждой части надо указать следующее:

Характеристику надо записать в скобках после предложения или сказать устно, если разбор устный.

Затем необходимо сделать схему предложения.

главная часть обозначается квадратными скобками, а все придаточные – круглыми; союз или союзное слово необходимо вписать внутрь скобок.

Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Хотя, когда мы приехали, было уже поздно, мы хотели сходить по адресу, который был написан на конверте.

Подчеркиваем грамматические основы и ищем союзы и союзные слова. Вот что мы получаем:

в главной части – мы хотели сходить;

Придаточные первое и второе присоединены цепным способом, третье – параллельно.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены.

Надписываем части речи.

Вот что получилось:

мест. глаг. гл. нар. кат.сост. мест. гл. гл. сущ. мест. гл. прич. сущ.

Хотя, когда мы приехали, было уже поздно, мы хотели сходить по адресу, который был написан на конверте.

Даем характеристику предложению в целом:

Повеств., невоскл., сложноподчиненное с тремя придаточными, цепное и параллельное присоединение.

Теперь характеризуем части, начиная с главной:

главная часть двусост., распростр.; первая придаточная часть обстоятельств. уступки, односост., распр.; вторая придат. часть обстоят. времени двусост., нераспр.; третья придат. часть опред. двусост., распростр.

Части ничем не осложнены, поэтому упоминать об этом не надо.

Теперь составляем схему. (хотя, (когда ), ), [ ], (который ).

Что мы узнали?

Сложноподчиненное предложение требует особого внимания, так как в нем часто встречается эллипсис – пропуск слов. Необходимо определить главную и придаточные части и союзы или союзные слова. Союзные слова являются членами предложения. Сначала надо подчеркнуть члены предложения, а затем давать характеристику: всему предложению в целом и каждой его части, причем начать надо с главной. После характеристики надо сделать схему, обозначив главную часть квадратными скобками, а придаточные – круглыми; союзы и союзные слова вписать в круглые скобки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *