Как сделать схему строповки
Как сделать схему строповки
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
СТРОПОВКА ГРУЗОВ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строповке грузов различного назначения.
2.2. Работы по строповке грузов различного назначения выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
Рис.1. Автомобильный стреловой кран КС-45717
Рис.2. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы
2.5. Работы по строповке грузов различного назначения следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. Организация строительства;
— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
— ПБ 10-14-92*. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов;
________________
* ПБ 10-14-92 утратили силу с введением в действие «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-382-00).
— РД 10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации;
— ГОСТ 25573-82. Стропы грузовые канатные для строительства.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Рис.3. Схема траверсы ТРВ-162 грузоподъемностью 16,0 т
Рис.4. Схема торцевого захвата ЗТ-1422 грузоподъемностью 9,0 т
3.4.2. Для разгрузки из трубоплетевозов изолированных труб и двухтрубных секций и дальнейшего перемещения на их короткие расстояния, для раскладки вдоль траншеи или складирования в штабель используют краны-трубоукладчики, оснащенные монтажными полотенцами (см. рис.5) или клещевыми захватами (см. рис.6).
Рис.5. Схема полотенца мягкого ПМ-1428Р грузоподъемностью 63,0 т
Рис.6. Схема клещевого захвата ЗТА-102 грузоподъемностью 28,0 т
Рис.7. Гибкие стропы из стальных канатов
Рис.8. Конструкции траверс:
3.5.3. Захваты предназначены для беспетельного подъема монтируемых элементов. Конструктивно захваты выполняют механическими, электромагнитными и вакуумными.
С помощью механических захватов конструкция удерживается за счет фрикционного зацепления, зажима или подхвата за выступающие части.
Электромагнитные захваты основаны на удерживании токопроводящих конструкций с помощью магнитного поля. Такие захваты используют преимущественно на монтаже и погрузочно-разгрузочных работах листовых металлоконструкций.
Вакуумные захваты применяют для подъема тонкостенных плоских конструкций. Конструкция удерживается за счет усилий, вызванных разрежением воздуха.
Рис.9. Конструкции захватов для беспетлевого монтажа элементов:
3.6. Производство работ по строповке грузов включает следующие операции:
— перемещение крана и установка его в рабочее положение на все имеющиеся выносные опоры;
— подготовка грузов к строповке;
— подбор съемных грузозахватных приспособлений;
— подвешивание грузозахватных приспособлений на крюк;
— осмотр и строповка груза, а при необходимости и закрепление оттяжек (для длинномерных грузов);
— подача сигналов машинисту крана;
— погрузка и выгрузка груза с подъемом или опусканием его и поворотом стрелы крана;
— укладка подкладок и прокладок под конструкции или детали;
— расстроповка груза, отцепка оттяжек.
3.6.1. В определенном ППР месте, на подготовленной площадке, лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами проверяет правильность установки крана на указанном месте и после этого делает запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении производства работ, ставя свою подпись. Также проверяет правильность установки знаков безопасности на границе опасной зоны от работы крана и координатную систему защиты.
3.6.2. Подвешивание грузозахватных приспособлений на крюк крана и снятие их с крюка (см. рис.10) исполняет рабочий, выполняющий такелажные работы в следующей последовательности:
— проверяет исправность стропа 1, осматривая его от грузозахватных органов до кольца-скобы;
— двумя руками берет за кольцо-скобу 4, поднимает его, увлекая за ним ветви стропа, и надевает на крюк 2 крана;
— проверяет правильность выполнения приема, сравнив со схемой;
— двумя руками слегка поднимает строп за кольцо-скобу и снимает с крюка;
— укладывает строп на стол.
Рис.10. Схема подвешивания грузозахватных приспособлений на крюк крана
3.6.3. Подготовка грузов к строповке и подбор грузозахватных средств производятся в следующей последовательности:
— стропальщик подходит к сборной конструкции и проверяет, соответствует ли ее качество нормам таблицы допусков (чистота поверхности, число околов бетона и трещин, исправность монтажных петель и их готовность к строповке, наличие согнутых арматурных выпусков, наплывов бетона на закладных металлических деталях в штрабах и в гнездах для монтажных петель). Если число дефектов превышает норму, то элемент бракуют;
— при необходимости выполняет следующее: погнутые выпуски арматуры выправляет накладным арматурным ключом, наплывы бетона удаляет с помощью скарпеля и молотка, закладные детали дополнительно зачищает металлической щеткой, грязь и наледь счищает щеткой, соскабливает скребком, сметает веником;
— проверяет маркировку;
— по таблицам определяет массу конструкции;
— в зависимости от массы конструкции и схемы строповки выбирает грузозахватное средство;
— переходит к столу с грузозахватными средствами и, пользуясь таблицами, выбирает стропы;
— по бирке проверяет соответствие выбранного средства массе поднимаемого груза;
— по таблице допускаемых дефектов проверяет пригодность средства к работе.
3.6.4. Строповка и подъем сборных конструкций производится в следующей последовательности:
— стропальщик поднимается на помост, где лежат прогон, балка и т.п. груз;
— дает сигнал машинисту крана подвести стропы к месту строповки;
— поочередно заводит оба крюка стропа в зев монтажных петель с внешней стороны детали в сторону ее центра тяжести, с тем, чтобы исключить опускание страховочного запора внутрь крюка;
— отходит от конструкции, проверяет правильность строповки и дает машинисту крана сигнал натянуть стропы;
— проверяет качество строповки и спускается с помоста;
— дает сигнал машинисту крана поднять конструкцию на 20. 30 см;
— поднимается на помост и еще раз проверяет строповку, натяжение стропов;
— дает команду машинисту крана поднять груз на высоту 1,0 м;
— выдержав небольшую паузу (20. 30 сек), сигнализирует машинисту крана о необходимости опустить груз;
— на высоте 20. 30 см от поверхности помоста по команде рабочего, выполняющего такелажные работы, машинист крана останавливает конструкцию;
— поднимается на помост, ориентирует и устанавливает конструкцию на место;
— дает сигнал машинисту крана ослабить стропы;
— выводит крюки стропа из монтажных петель;
— дает команду машинисту крана поднять стропы и отвести в сторону (поднять на высоту 1,0 м). Во время поднятия следит за тем, чтобы крюки не цеплялись за петли и выступающие части сборного элемента, и удерживает стропы от раскачивания;
— стропальщики принимают груз на высоте до 1,0 м от уровня площадки (земли), ориентируют его в соответствии со схемой складирования и старший из стропальщиков дает сигнал машинисту крана опустить груз с таким расчетом, чтобы нижняя часть груза находилась от уровня площадки складирования на высоте до 0,4-0,5 м;
— убедившись в правильной ориентации груза над местом складирования (штабелем), стропальщик подает сигнал машинисту крана опустить груз на площадку. Стропы при этом остаются натянутыми. Когда груз опущен и стропальщик убедится, что груз находится в устойчивом положении, стропальщик подает сигнал машинисту крана ослабить стропы;
— затем стропальщик осуществляет расстроповку груза.
СХЕМЫ СТРОПОВКИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУЗОВ
Рис.11. Строповка конструкций гибкими стропами:
Рис.12. Схемы строповки трубных узлов и изделий
Рис.13. Схемы строповки узлов шаровых кранов
Схема строповки грузов: основные правила
Работа стропальщика заключается в правильной обвязке грузов и подаче команд крановщику на их транспортировку. Схема строповки служит руководством к выполнению такелажных работ. Она представляет собой графическое изображение с указанием способов и мест для захвата груза.
Плакаты изготавливаются из ламинированной бумаги, ПВХ-пленки и др. материалов. Они предназначены для длительного применения и защищены от атмосферного действия.
Типовые правила
Стропальщик должен работать, когда у него находится схема строповки. Она не всегда может быть под рукой. Поэтому для погрузки или выгрузки необходимо знать и применять правила строповки по стандартным схемам.
Крановщику подаются следующие команды:
Виды грузозахватных приспособлений
Способы строповки предусматривают применение такелажной оснастки следующих видов:
Траверсы преимущественно применяются в виде балки с грузозахватными приспособлениями на концах. Бывают пространственные устройства, изготавливаемые под конкретную перемещаемую конструкцию.
Захваты выпускают автоматические и полуавтоматические.
Стропами называются отрезки цепей или канатов в виде колец или с концевыми звеньями для удобного и безопасного захвата. Для них должны быть составлены схемы строповки грузов. Если их нет, должен присутствовать ответственный за безопасность работ, который показывает способ захвата.
Виды строп
Стропы подбираются под форму, массу и расположение центра тяжести перемещаемого оборудования или строительной конструкции. При отсутствии информации необходимо уточнить параметры у ответственного за производство работ. Если схема нестандартная, необходимо определить места захвата и их расположение, чтобы груз не опрокинулся.
Для эксплуатации самыми уязвимыми являются текстильные стропы. Их нельзя применять мокрыми на холоде, поскольку лед приводит к их разрушению. Не допускается воздействие на них кислот, щелочей и огня. На острых краях применяются прокладки.
Сварные цепи обладают более высокой гибкостью, чем стальные канаты. Недостатками являются большой вес и быстрое разрушение при появлении трещин. Состояние цепей необходимо тщательно контролировать. Их применяют только в условиях высокой температуры, интенсивного абразивного износа и наличия у груза острых кромок.
Канаты применяются для обвязки изделий сложной конфигурации. Они являются разновидностью стропа из одной ветви большой длины.
Масса груза
Выполнять строповку запрещается, если масса груза неизвестна. Она указывается в товарно-транспортных документах и на упаковке. Данные можно узнать по телефону или на сайте изготовителя.
Грузоподъемность стропа снижается:
Порывы ветра значительно снижают грузоподъемность стропов.
Схемы строповки грузов могут содержать таблицы грузоподъемности стропов, где учитывается их наклон.
Обвязка груза
Захват и перемещение груза можно производить без применения закладных элементов. Для этого применяются следующие способы.
Для грузов с острыми кромками не допускается перетирание канатов. От повреждения применяются подкладки. Их прикрепляют к грузу или закрепляют на стропах как инвентарные элементы.
Заключение
Правильная строповка грузов необходима для обеспечения безопасности работ и предотвращения аварий. Схема строповки для каждого конкретного случая должна быть выдана стропальщику в виде графического изображения, в котором указывается способ обвязки и применяемые при этом приспособления.
Вид строповки грузов под названием «на удавку»
Строповка представляет собой комплекс мероприятий по обвязке и зацепке грузов, обеспечивающий их подъем и перемещение в место назначения. Данный вид работ отличается повышенной сложностью и должен отвечать особым требованиям. К ним относится соблюдение типовых схем строповки. Одной из наиболее распространенных является строповка на удавку. Схемы должны отражать методы зацепки, поднятия и перемещения конструкций разного типа.
Виды грузов
Классификация грузов производится по следующим признакам:
Как правильно выполнить строповку груза
Существуют 3 вида стропов – текстильные, канатные и цепные. Текстильный строп считается наиболее уязвимым, его нельзя использовать мокрым при минусовых температурах, а также вблизи открытого огня, в агрессивных химических средах, при сильных порывах ветра. Однако с его помощью можно застроповать хрупкие грузы, не волнуясь о том, что будет нарушена целостность последних. Цепные и канатные изделия лишены этих недостатков, отличаются повышенной прочностью и долговечностью, могут использоваться в широком диапазоне температур.
Для грамотного выполнения строповки следует располагать информацией о грузе. Важно знать:
Грузозахватные механизмы
Существуют следующие особенности строповки грузов:
Способы обвязки грузов
Обвязка грузов производится без использования специальных закладных элементов. Применяются 2 основных способа обвязки:
Первый метод признан наиболее щадящим по отношению к грузу и используемому такелажу. Его выбирают тогда, когда есть уверенность, что строп не будет смещаться вдоль транспортируемой конструкции. Предупредить скольжение стропов позволяет использование распорок;
Строповка на удавку предусматривает использование специальных проставок (досок, брусьев, резины определенной толщины и пр.).
Между грузоподъемностью стропа и способом обвязки существует определенная зависимость:
При соблюдении нескольких условий, грузоподъемность суммируется.
При строповке грузов ветвевыми стропами необходимо придерживаться следующих правил:
Строповка груза на удавку
Это один из самых популярных способ строповки. Предполагает создание петли вокруг груза, причем один конец стропа должен быть пропущен через другой. Также возможно использование специальных крюков. Затягивание петли происходит под собственным весом транспортируемой продукции. Строповка «на удавку» подходит для использования со всеми видами стропов – текстильными, цепными, канатными, круглопрядными. Данная схема обвязки применяется при работе со штучным грузами (бревнами, трубами, сваями, балкам и пр.) по отдельности и в связке.
Для удобного формирования петли используются специальные крюки – для канатных стропов чокерные, для цепных – с широким зевом, для текстильных – с плоской площадкой. Преимущество данного метода в отсутствие необходимости формировать петлю заранее. При использовании текстильных строп важно, чтобы лента не перекручивалась и легла в зев крюка ровно. При работе с канатными стропами с чокерными крюками можно выбрать вариант, при котором крюк вплетен в петлю, либо когда крюк находится на теле стропа. Второй вариант считается более удобным, универсальным. При выполнении подъемных работ используется чокерный крюк, оборудованный пластинчатым замком-предохранителем. Выбирая стропы для обвязки «на удавку» важно учесть понижающий коэффициент 0,8. Это означает, что грузоподъемность стропа при данной схеме снижается на 20%.
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов
Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).
К строповке конструкций предъявляют следующие требования:
· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;
· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;
· использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными);
· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);
· строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.
Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.
Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.
При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.
При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.
Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.
Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.
При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.
Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.
Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.
Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.
Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.
Рис. 5.2. Строповка балок:
а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка
Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:
груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;
груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;
груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.
Рис. 5.3. Строповка труб:
а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка
Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Рис. 5.4. Строповка металлопроката:
а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — эксцентриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.
Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.
При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:
· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);
· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;
· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);
· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;
· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;
· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;
· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.
Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.
Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.
Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.
Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.
Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)
Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), монтаже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д):
1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт
Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов
(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в пакетах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномерных; ж — штабелей)
Рис. 5.8. Строповка оборудования:
а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — задвижки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двухпетлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами
Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.
При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.
Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.
Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.