Как сделать схему в coreldraw
Создание архитектурных чертежей с помощью Corel Draw
Данный урок адресован дизайнерам интерьеров, архитекторам и другим моим коллегам, которые смогут увидеть этот программный продукт в новом неожиданном качестве, а также убедиться, что в двухмерном проектировании он обладает теми же возможностями, что и общепризнанный лидер проектирования autocad.
Урок создан для Corel Draw 12 английская версия, для пользователей с любым уровнем владения Corel Draw.
1. Создаем новый файл с настройками по умолчанию.
Открываем меню Tools->Object manager, в открывшемся меню слоев создаем новый слой с названием Greeds_dimentions нажав на свободном поле этого окна правой кнопкой мыши и выбрав из выпадающего списка команду New Layer.
2. Находясь в этом слое, приступаем к созданию сетки колонн. Нажатием клавиши F5 или кнопочкой Freehand Tool начинаем рисовать линию. До указания второй точки линии зажимаем клавишу Ctrl, и находимся в режиме, идентичном автокадовскому ORTHO, когда линии рисуются с привязкой в 15 градусов по умолчанию.
3. Далее необходимо задать нужный тип линии осевой. Для этого нажав F12 либо через выпадающее меню Outline Tool выбираем Outline Pen Dialog.
4. В открывшемся окне выбираем следующие настройки:
Толщина линии Widht 0,1 мм, тип линии Style штрихпунктирная, создать свой тип линии можно открыв меню Edit Style.
Полученную осевую необходимо превратить в сетку с заданным шагом осей. Для этого перпендикулярно имеющейся осевой создаем с использованием клавиши Ctrl еще одну линию произвольной длины. Далее задаем в линейке Property Bar ширину объекта в 60 мм.
5. Далее чтобы использовать эту линию в качестве шаблона ширины пролета, разместим ее с привязкой к вершине осевой. Для этого активируем объектные привязки, обеспечивающие точность черчения до 0,001 мм. Активировать объектную привязку можно сочетанием клавиш Alt-Z, либо кнопкой объектных привязок, которые по умолчанию находятся в линейке Property Bar и появляются там когда ни один объект чертежа не выделен.
6. Теперь полученную линию шириной 60 мм взяв за одну из ее вершин перетаскиваем к вершине осевой. При этом при включенной привязке отображается к чему будет осуществляться привязка, в нашем случае это вершина (node)
7. Далее осевую линию взяв за верхнюю вершину перемещаем ко второму концу линии длиной 60 мм. Не отпуская левой кнопки мышки при перемещении, нажимаем правую кнопку мышки. Это позволяет создать копию осевой линии на расстоянии 60 мм от первой.
Теперь нажимаем Ctrl+R, повтор последней комманды и получаем еще одну осевую линию на расстоянии 60 мм.
8. Полученные осевые линии выделяем рамкой, нажимаем на любой из трех линий еще раз мышкой для перехода в режим вращения объекта, по углам объекта появляются стрелочки.
Взявшишь за стрелку и нажав Ctrl поворачиваем осевые под 90 градусов, и не отпуская мышки нажимаем ее правую кнопку для копирования осевых. Получается примерно такое:
9. Проставляем размеры между полученными осями. Перед началом нанесения размеров нам необходимо сменить некоторые настройки, так как стиль шрифта размеров и размерная линия берется из настроек для соответствующих элементов по умолчанию. В начале меняем стиль шрифта. Нажатием F8 переходим в режим текста. В линейке Prtoperty Bar появляется меню свойств текста. Выбираем шрифт Arial и размер шрифта 10. В появившемся окошке подтверждения свойств, заданных по умолчанию для Artistic Text нажимаем OK.
10. Теперь необходимо изменить свойства линий. Для этого нажимаем F5 или кнопку Freehand Tool, в Property Bar появляются настройки типа линии по умолчанию, выбираем стандартные засечки для начала и конца размерной линии. В появившемся окошке подтверждения нажимаем OK.
13. Создаем колонны каркаса. Для этого создаем новый слой Coulums в чертеже с помощью меню Tools->Object manager, аналогично созданию слоя осевых. Рисуем первую колонну. Для этого нажимаем F6 или кнопку Rectangle Tool на линейке Toolbox. Начинаем рисовать в произвольном месте квадрат с одной из его вершин, для получения правильного квадрата зажимаем Ctrl. Далее задаем размеры квадрату. Для этого на линейке Property Bar закрываем замочек, фиксирующий соотношение размеров объекта, и задаем длину или ширину квадрата 4 мм. Второй размер изменится автоматически.
14. Теперь нам необходимо выровнять колонну относительно осевых. Выделяем квадрат, зажимаем Ctrl и выделяем горизонтальную осевую, нажимаем англ. букву C. Колонна разместилась по центру относительно горизонтальной осевой. Далее снова выделяем колонну, зажимаем Ctrl, выделяем вертикальную осевую и нажимаем англ. букву E. Присваиваем толщину линий колонны в 0,5 мм, выделив колонну и нажав клавишу F12.
Чтобы размножить колонны в горизонтальном направлении в соответствии с осевыми, берем колонну за ее центр, зажимаем Ctrl и перемещаем ее горизонтально до следующей осевой. Не отпуская левую кнопку мыши, кликаем правой кнопкой для копирования объекта. Так как у нас включена объектная привязка, то центр колонны притягивается к пересечению осевых линий и колонна размещается точно по центру. Нажимаем Ctrl+R итакая же колонна появляется на пересечении следующих по горизонтали осевых.
15. Копируем колоны в вертикальном направлении. Для этого выделяем не одну, а все 3 колонны горизонтального ряда, берем крайнюю колонну за ее центр, зажимаем Ctrl и переносим ее вниз до пересечения следующих осевых. Не забываем нажать правую кнопку мыши для копирования. Повторяем последнюю команду с помощью Ctrl+R. Получаем сетку колонн 6×6 м с колоннами 400×400 мм.
16. Переходим к созданию наружных стен здания. Для этого во вкладке Object Manager создаем новый слой с названием Walls. При создании нового слоя он автоматически становится текущим слоем и в нем происходит создание новых объектов.
С помощью клавиши F6 либо кнопки Rectangle Tool создаем квадрат с привязкой к наружным граням колонн. Далее нажатием клавиши F7 либо инструментом Ellipse Tool переходим в режим создания окружностей и эллипсов. Наводим курсор на центр правой боковой грани созданного квадрата. При этом курсор показывает привязку к midpoint или intersection. Начинаем создание окружности с этой точки, являющейся ее центром. Чтобы завершить создание окружности, зажимаем Ctrl и Shift и кликаем второй раз. В Property Bar задаем диаметр получившейся окружности 70 мм.
17. Теперь зажимаем Ctrl и добавляем к выделенному кругу ранее созданный квадрат. При выделении двух или более объектов в Property Bar появляются дополнительные кнопки работы с объектами, нажимаем кнопку Weld:
19. Полученный контур сейчас связан с исходным внутренним контуром и является одним объектом. Чтобы разделить их, нажимаем Ctrl+K или выбираем в меню Arrange команду Break Contour Group Apart.
Далее нужно присвоить штриховку полученным наружным стенам. Для этого выделим внутренний контур стены кликнув на любой из линий, зажмем Ctrl и выделим мышкой наружный контур стен. В Property Bar нажимаем кнопку Trim
20. Переходим меню Fill Tool, Pattern Fill Dialog.
Получаем штриховку стен:
22. Создаем внутренние перегородки. Клавишей F6 или инструментом Rectangle Toolв любом месте создаем прямоугольник произвольных размеров. Далее в линейке Property Bar задаем ширину прямоугольника 1,2 мм. Зажимаем Ctrl и добавляем к выделению центральную вертикальную осевую. Нажимаем клавишу англ. С. Перегородка разместилась по центру оси. Далее выделяем перегородку, по углам прямоугольника и по центрам его граней появляются черные квадратики. Берем мышкой за квадратик возле середины верхней грани прямоугольника и тянем его до верхней колонны по этой оси.
Также растягиваем перегородку вниз до нижней колонны по оси.
23. Переходим к созданию окон и дверей дома.
Для этого создаем в меню Object Manager новый слой Doors_Windows.
Создаем изображение окна в плане.
Для этого инструментом Rectangle Tool рисуем прямоугольник произвольных размеров. Задаем в property Bar высоту прямоугольника в соответствии с толщиной стены 6 мм. Открываем замочек фиксирования размеров, который мы закрывали, и задаем ширину прямоугольника 18 мм. Теперь берем маленький черный квадратик, разположенный над серединой верхней грани прямоугольника и тянем вниз. Не отпуская левую кнопку мыши, кликаем правой для копирования объекта. Получаем изображение окна.
24. На базе созданного окна создаем двери. Выделяем два созданных прямоугольника и с помощью правого клика мышки размещаем их копию рядом.
Инструментом Rectangle Tool начиная от правого верхнего угла внутреннего прямоугольника рисуем небольшой прямоугольник дверной коробки. Копируем его на противоположную сторону двери с помощью правого клика мышки.
25. Размещаем полученные объекты с привязкой к стенам дома:
26. Теперь необходимо вырезать проемы в стене соответственно нашим окнам и дверям.
Для этого выделяем самый большой квадрат объекта, добавляем к выделению с помощью Ctrl объект стены, и нажимаем кнопку Trim в меню Property Bar (пункт урока №19). Также вырезаем все остальные окна и двери.
28. Теперь переходим к расчету площадей помещения.
Этот архив требуется распаковать в папку, куда установлен Corel, дальше там найти папку Draw, а в ней найти папку GMS и туда распаковать файлы.
Дальше нужно перезапустить Corel, зайти в верхнее меню Tools-Customization, в появившемся окне открыть свиток Workspase-Customization-Commands, потом в окошке справа найти слово file и нажать стрелочку вниз, выбрать вместо file слово macros, под этим списком появится список доступных макросов, тот что нужен называется GetAreaText, нужно его подсветить нажав на него мышкой, потом зайти в меню правее, во вкладку Shortcut Keys, найти поле New Scortcut Key и поставив курсор на это поле ввода нажать клавиши Ctrl+A, потом сбоку нажать кнопку Assign и внизу кнопку OK.
Далее выделяем наш прямоугольник холла, нажимаем Alt+A, на экран выводится окошко для расчета площади фигуры.
Расчитываем площадь гостиной. Рисуем приямоугольник соответствующий прямоугольной части комнаты гостиной по размерам, и от центра правой грани этого прямоугольника инструментом Ellipse Tool нажав Ctrl и Shift рисуем оркужность. Объединяем полученную окружность с прямоугольником кнопкой Weld (пункт №17 урока) Нажимаем Alt+A и вычисляем площадь гостиной. При желании можем созданной фигуре присвоить заливку, соответствующую типу пола помещения воспользовавшись инструментом Fill Tool.
Получаем помещения с их площадью, указанной в правом нижнем углу помещений.
Также могут подсчитываться площади стен на построенных развертках стен и заполняться ведомости отделки помещений. Плагин простой и гораздо удобнее, чем расчет площадей в автокаде.
30. В принципе на этом можно было бы закончить урок, если бы работа дизайнера могла бы ограничиться двухмерным черчением. В случае, когда все же надо перенести чертеж в автокад, делаем следующее: переносим весь текст на плане в слой greeds_dimentions путем выделения этого текста и перетаскивания его мышкой на название слоя в object Manager. Далее отключаем видимость слоя greeds_dimentions нажатием “глаза”, символа принтера и символа карандашика слева от названия слоя.
Открываем меню File-Export, выбираем тип файла Adobe Illustrator, нажимаем Export.
В следующем окне делаем вот такие настройки, нажимаем ОК.
31. Закрываем Corel, открываем 3d Max, в моем случае седьмой версии. Заходим в меню File-Import, выбираем тип файла Adobe Illustrator, и выбираем наш сохраненный файл. В появившемся окошке жмем OK. В следующем окне выбираем импортировать как Multiple Object, жмем ОК.
Получаем наш план в максе, с сохраненными размерами помещений, при этом все замкнутые фигуры корректно воспринимаются отдельными стандартными примитивами. Для сложных планов и объектов возможно использование импорта по слоям из корела, в таком случае каждый слой импортируем как Single Object и избавляем себя от присоединения контуров всех стен, всех окон и тп.
Как сделать схему в coreldraw
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Регистрация: 04/08/2011
Пользователь №: 84 468
Как нарисовать план помещения в CorelDraw и подготовить его для перевода в 3ds max.
Татьяна Хмелева (milyova)
А. Разбираемся с CorelDraw (некоторые инструменты и настройки).
Для тех, кто еще не знаком с этими инструментами CorelDraw, рассмотрим подробно. Если вы хорошо знаете, как это работает, переходите к разделу «Создаем план помещения».
Alt+Z – включает и выключает привязку к объектам.
меню Вид > Привязка к объектам – это еще 1 способ. Галочка напротив команды показывает, что привязка включена. Галочки нет – выключена.
Важное примечание. В Corel есть 3 уровня привязывания – низкий, средний, высокий. На низком уровне остается возможность не очень точного совмещения объектов! Поэтому переключитесь на средний или высокий (у меня установлен средний). Зайти в настройки можно через меню Инструменты:
Попробуем, как это работает.
Как видите, с включенной привязкой возле мышки появляются подсказки (синего цвета) – с какой точкой объекта мы работаем в данный момент.
При рисовании чертежей и схем привязка – это очень удобно. Но она может и очень сильно мешать, когда вы просто рисуете. Помните, где ее можно отключить.
С привязками разобрались. Теперь нужно выяснить, как можно переместить объект на определенное, конкретное расстояние. Как, например, переместить на 50 см вверх, вправо, влево или вниз.
И чтобы выяснить это, потребуется помощь какого-нибудь объекта. Нарисуйте прямоугольник и выделите (хотя только что нарисованный объект и так будет выделен). Смотрите на панель свойств – в самой левой ее части есть счетчик х,у:
Это – координаты объекта ( координаты его центра).
Так вот, нам нужно сделать так, чтобы точкой начала координат считалось то место в пространстве Corel, где объект находится в данный момент.
Объект сразу перемещается на указанное расстояние, счетчик сбрасывается. Теперь можно вводить следующее значение, и отсчет будет производиться от нового места расположения объекта. Очень точно и просто, а если потренироваться, еще и быстро.
Заметила, что некоторые люди боятся стирать мм в счетчиках, и стараются попасть мышкой рядом с цифрой. Не бойтесь стирать мм, Corel их все равно дорисует, а времени вы будете тратить меньше.
Это не единственный способ в Corel точно переместить объект, но, по-моему, самый легкий.
Эффект «Интерактивный контур»
Будет очень нам полезен. С его помощью можно сделать контур вокруг любой линии – внутри нее или снаружи. И по всей длине линии расстояние до контура будет одинаковым.
Как это работает. Выделяем объект. Нажимаем кнопочку с эффектом «Интерактивный контур», и на панели Свойств, слева направо выбираем параметры.
Направление (до центра, внутри, снаружи), Количество контуров, Ширина (т.е. расстояние между линиями), Цвет обводки, Цвет заливки. Остальные
параметры не рассматриваем, для плана понадобятся только эти.
После применения эффекта посмотрите в строку состояния (внизу экрана). То, что сейчас получилось, считается не просто объектом, а объектом, к которому применен эффект Интерактивный контур. Поэтому в строке состояния (внизу экрана) видим обозначение Контурная группа. Следите, чтобы выделена была именно Контурная группа, иначе мы не сможем разъединить нашу первоначальную линию и линии Интерактивного контура.
Сейчас разъединим первоначальный объект и примененный к нему эффект. Меню Упорядочить > Разъединить Контурная группа
Теперь наш объект свободен, можем редактировать его по своему усмотрению. А контуры – это несколько сгруппированных линий, их можно разгруппировать и так же редактировать по-отдельности.
Что еще нужно знать про этот эффект. Чуть выше мы рассматривали, как выбрать необходимые параметры. Выбрали. А некоторое время спустя нам надо применить эффект с такими же значениями, но к другому объекту. Выделяем новый объект, нажимаем на кнопку эффекта, видим в параметрах, что все значения такие, как нам надо (потому что в эффекте Контур остаются последние примененные значения), а с объектом ничего не происходит… Чтобы контур появился, переключите что-нибудь на панели Свойств, например, поменяйте цвет контура.
Точнее то, что я называю «мысленный» масштаб 1:10. Это субъективный способ работы, не знаю, насколько он правильный, но мне так удобно – так и работаю.
Теперь все, что необходимо, мы знаем. Приступим к рисованию плана.
Карты, цифры, CorelDRAW
Время — деньги. Это общеизвестно. Но также известно, что и времени, и денег Бог создал недостаточно. Когда-то, в далёком 1997 г., я путешествовал из Атланты в маленький американский город Кларксбург. Приземлившись в аэропорту Вашингтона и страшно торопясь (на работу надо было попасть хотя бы к 10), сажусь в такси и прошу побыстрее отвести меня куда-то в Америку. А водитель, кажется, мексиканец, с его испанским английским только молча кивает. Я, с моим русским английским, молча показываю ему визитку с адресом и жду, куда он меня завезет. А мексиканец достает туристическую карту Вашингтона и его окрестностей, и рисует на карте фломастером самый оптимальный путь. Я спокойно, а главное быстро, потому как всё можно купить, кроме времени, добираюсь в расположение офиса компании без пяти десять. Теперь мексиканцам в Америке, конечно, проще возить русских туристов. К нашим услугам — навигаторы, а в гаджеты закачены постоянно обновляемые карты. Но прежде чем карты попадают в навигаторы, кто-то их должен отрисовать. А как это можно сделать проще и дешевле? Наш вариант ответа — с помощью компьютера и CorelDRAW. Итак, берём карту Вашингтона, Москвы или Ташкента — кому что ближе…
Подготовка растровой основы карты в Corel PHOTO-PAINT
Начинаем с Corel PHOTO-PAINT. Задача: отсканировать карту, чтобы потом сделать из неё туристический путеводитель. Разрешение требуется не менее 400 dpi. Нужна также коррекция изображения. Делаем это командами «Файл • Получить изображение • Выбрать источник»; «Указать тип сканера» и «Получить» изображение.
Сырьё: результат сканирования фрагмента карты. Затем поворачиваем изображение на 90 о против часовой стрелки |
Если карта была отсканирована отдельными фрагментами, «сшиваем» их в одно изображение c наложением частей карты. Но фрагменты помещаем на разные слои. Для одного из объектов снижаем коэффициент непрозрачности и трансформируем, пока фрагменты изображений не совпадут. Затем поднимаем непрозрачность до 100% и объединяем объекты. Процесс трудоёмкий, поэтому предпочтительнее сканировать цельное изображение — здесь будет незаменим широкоформатный сканер.
Совмещение двух фрагментов с понижением коэффициента непрозрачности |
Далее используем «Лабораторию по корректировке изображений» (меню «Настройка»). Наверняка нам потребуется изменить соотношения между светлыми, тёмными и промежуточными оттенками, усилить насыщенность цвета и повысить контрастность.
Результат изменения цветовых и тоновых соотношений |
Локальная коррекция отдельных фрагментов с помощью инструмента «Эффект • Осветление/Затемнение». Выбираем кисть нужного размера и устанавливаем коэффициент непрозрачности применяемого эффекта |
Если потребуется, воспользуемся командой «Эффекты • Удаление шума» и повысим резкость изображения с помощью команды «Эффекты • Повышение резкости» |
Кисть ретуширования и клонирования позволит удалить потёртости, царапины, пятна и другие изъяны изображения |
А если мы будем печатать нашу карту, то преобразуем её в подходящую цветовую модель в растровом редакторе командой «Изображение •Преобразовать в цвета CMYK».
После корректировки растровой основы перенесём наш объект в программу CorelDRAW для ручной векторизации.
Чем хорош CorelDRAW для картографии?
Векторизация карты в CorelDRAW
Предлагаем следующую последовательность работ:
А теперь рассмотрим каждый этап детально.
Импорт растровой основы | Отсканированную, а затем и обработанную в растровом редакторе карту помещаем на нижний слой нового документа. В «Диспетчере объектов» этот слой можно переименовать — назовём его «фон-карта» — и заблокировать от случайных сдвигов при редактировании (значком карандаша). Этот слой не выводится на печать, его можно заблокировать значком с принтером рядом с названием слоя в «Диспетчере объектов». Аналогично можно заблокировать любой слой для редактирования.
Создание цветовой палитры документа | Цветовая палитра карты делается на основе стандартной цветовой палитры, либо на базе растрового документа командой «Окно • Цветовые палитры • Создать палитру из документа» либо «Окно • Цветовые палитры • Добавить цвета из документа». В процессе работы цветовая палитра документа дополняется новыми цветами или редактируется с помощью «Редактора палитр». Кроме того, все цветовые соотношения можно сохранить в виде цветовых стилей. Их можно также преобразовать в различные цветовые режимы или смесевые цвета, чтобы подготовить документ для коммерческой печати.
Составление последовательности слоёв, создание новых слоёв | Слои — это набор прозрачных «плёнок», расположенных в определённом порядке. Слои можно менять местами, отключать, блокировать или удалять. Панель слоёв вызывается из меню «Инструменты • Диспетчер объектов». Слой создаётся с помощью значка «Создать слой» в нижней части докера «Диспетчер объектов» или из контекстного меню «Диспетчера объектов». Оно также поможет управлять слоями — перемещать, копировать, удалять, менять порядок слоев, скрывать или показывать свойства объектов.
Фоновый слой с заблокированным растровым изображением и контекстное меню диспетчера объектов
Последовательность тематических слоёв, созданных при отрисовке фрагмента карты с заблокированным для просмотра фоновым слоем
При работе со слоями карты следует придерживаться нескольких правил. Слои фоновых элементов располагаем ниже слоёв штриховых элементов. Дальше всё делаем последовательно. Т. е. главные дороги, которые пересекают второстепенные дороги и улицы, располагаем в верхнем слое, а текстовые надписи — выше слоя с символьными условными знаками…
Тематические слои создаём по мере отрисовки отдельных групп объектов или создаём сразу все слои, отрисовывая самый нагруженный фрагмент карты, чтобы потом вывести его на печать для корректировки цветовых сочетаний.
Создание условных обозначений — площадные условные знаки | Эти картографические знаки — озера, леса, сады, кварталы населённых пунктов. Их строят с использованием цвета, различного вида заливок и штриховок. Они показывают качественные различия закрашиваемых объектов.
Примеры знаков площадного типа с различными однородными и узорными заливками |
Конечно, если знаки имеют однородную заливку, используем инструмент «однородная заливка». А в паре с ним — инструмент «интеллектуальная заливка», который создаёт новые объекты из замкнутых областей. Для оформления объектов, в которых фон сочетается со значками или штриховкой (сады, болота, площади), используем векторную узорную заливку, выбрав подходящий вариант из библиотеки контента в папке Vector Patterns (команда «Окно• Окна настройки• Connect») или создаём пользовательскую заливку и сохраняем её. Например, создадим заливку для обозначения фруктового сада — подготовим пример заливки, открываем меню «Инструменты• Создать• Заливка узором». Указываем тип узора и разрешение. Прямоугольной областью выделяем область будущего узора. Вновь созданная заливка появится в списке вариантов заливок инструмента «узорная заливка».
Создание и применение пользовательской узорной заливки |
Создание условных обозначений — линейные условные знаки | Чтобы показать реки, дороги, границы, линии железных дорог, применяют линейные условные знаки. Мы построим их, используя инструменты рисования: свободная форма, кривая Безье, перо, художественное оформление.
При составлении знаков, изображаемых непрерывной линией, выбираем необходимый цвет, толщину и тип линии. Для вычерчивания пунктирных линий в настройках инструмента «перо абриса» есть список стилей пунктирных линий, который можно редактировать с помощью кнопки «Изменить стиль» и создавать/сохранять собственный вариант пунктирной линии, указывая длину штриха и величину пробела между штрихами.
Форма концов линий может быть скруглённой или квадратной. При оформлении карт используется вариант, когда конец штриха выравнивается по начальной и конечной точкам контура. Наконечники абрисов можно брать из набора, представленного в окне настроек абрисов, или создавать пользовательские наконечники на основе новых объектов.
Создание наконечника на основе векторного объекта. Настройка атрибутов наконечника |
Способы создания линейных условных знаков:
Условные обозначения делаем из нескольких линий, например, линию железной дороги строим из сплошной и пунктирной. Рисуем произвольную кривую толщиной 0,8 мм, дублируем её нажатием на клавишу «+». Для верхней линии устанавливаем толщину абриса 0,4 мм и создаём стиль пунктирной линии, устанавливая по 10 точек для штриха и просвета. Для пунктирной линии выбираем белый цвет.
Двойную линию делаем на основе двух кривых с разными параметрами абрисов.
Сложная линия создаётся способом размещения символа из символьного шрифта вдоль произвольной кривой.
Для создания линий различного типа границ можно воспользоваться инструментом «Художественное оформление» — создавать собственные мазки для кистей разных типов или собственные пользовательские наборы элементов для распылителя.
Создание условных обозначений — точечные условные знаки | Точечные картографические условные знаки создаём из элементарных фигур прямоугольников, эллипсов, многоугольников, произвольных кривых, элементов символьных шрифтов. Можно создавать сложные объекты, полученные как результат логических операций над простыми объектами (объединение, исключение, пересечение). Символами могут быть группы объектов. Условные знаки отрисовываем с растровой основы или импортируем из геоинформационных программ.
Пример точечных картографических условных знаков |
Отрисовка площадных и линейных объектов | Выполняем традиционными инструментами рисования: свободная форма, кривая Безье, перо. Для удобства быстрого переключения между инструментами назначаем «горячие клавиши» с помощью команды меню «Инструменты • Настройка • Параметры». В списке параметров выбрать подраздел «Команды». В раскрывающемся списке всех команд выбрать «Панель инструментов» и назначить новое сочетание клавиш необходимому инструменту.
Назначение «горячих клавиш» для активизации иснтрумента кривая Безье |
Модифицировать отрисованную кривую можно, изменяя инструментом «Форма» положение узлов в точках перегиба, изменяя направление и длину касательных.
Полезное
Стили объектов и наборы стилей можно сделать доступными и в других документах. Для этого экспортируем их в файл таблицы стилей (.cdss) CorelDRAW. В документе присутствуют все стили объектов, наборы стилей, цветовые стили и стандартные свойства объекта. А ещё можно импортировать и использовать стили и их наборы из других документов.
Фоновые и площадные объекты на нижних слоях могут закрывать основное растровое изображение и мешать при отрисовке надписей. В этом случае временно применяем к нижележащим объектам эффект однородной прозрачности. Закончив отрисовку, выбираем все объекты, к которым применён единый стиль, и удаляем прозрачность.
Стили объектов | В CorelDRAW можно упростить векторизацию карты, создавая наборы стилей объектов различной вложенности. Например для отрисовки линии железной дороги создаём набор стилей «железная дорога». В него включаем два стиля — для внешней линии и пунктирной с просветами.
При отрисовке площадных объектов — жилых массивов, парков, зелёных зон — лучше заранее создавать наборы стилей, определяя цвет, толщину и тип абрисов, цвета и типы заливок. Можем создать стили заранее или по мере отрисовки отдельных тематических слоёв. Модифицируя стили, за одну операцию можно менять внешний вид всех объектов, к которым применен тот или иной стиль.
Создать стили объектов можно несколькими способами:
a) Создать новый набор стилей, присвоить ему название и выбрать параметры для абрисов и заливок.
б) Отрисовать векторный объект, выбрав для него определённые абрисы и заливки. В контекстном меню окна «Стили объектов» выбрать команду «Копировать свойства из…» и скопировать в стили свойства векторного объекта.
в) Отрисовать векторный объект, задать для него параметры абрисов и заливок и просто перетащить этот объект в «Окно стилей», поместив на имя нового набора.
Применение к линиям стилей абриса при отрисовке железной дороги и применение стиля «массивы» к площадным объектам |
Также создаются стили для текстовых объектов. Здесь, помимо абрисов и заливок, указываем ещё гарнитуру, начертание, выравнивание, расстояния между словами и символами.
Работа со стилями объектов в версии X7
Работать со стилями объектов в CorelDRAW Graphics Suite X7 стало значительно удобнее. В абрисах появились новые настройки. Например, можно уточнять размещение абриса внутри, снаружи или точно по границе объекта.
Стили объекта с настройками свойств абрисов в версии X7 |
Усовершенствованы функции заливок растровым и векторным узором. Улучшенные интерактивные элементы управления в окне настройки «Свойства объекта» позволяют быстро находить, просматривать, применять и изменять заливки векторным и растровым узором. Также можно сохранять созданные или модифицированные заливки в новом формате FILL. Узорами в формате FILL можно свободно обмениваться с другими пользователями CorelDRAW. В фонтанных заливках появились два новых типа — эллиптическая и прямоугольная, а главное — отдельным узлам заливки можно назначать прозрачность.
Управление прозрачностью также включено в свойства и стили объектов. Это значительно расширяет возможности отрисовки условных обозначений. С помощью новых опций можно быстро указать, будет ли прозрачность применяться к абрису объекта, его заливке или же к тому и другому.
Теперь при наведении курсора на один из стилей в окне настройки «Стили объектов» появляется новое всплывающее сообщение, которое предлагает быстрый предварительный просмотр результата применения этого стиля.
Отрисовывать карты легче с помощью цифрового пера. В новой версии доступны инструменты, при работе с которыми можно изменять размер кончика кисти, скорость применения эффекта и силу нажима на цифровое перо. Новый инструмент «Сглаживание» удалит неровные края и уменьшит количество узлов кривой, что позволит точнее отрисовывать контуры картографических объектов.
Стили объекта с настройками свойств фонтанной заливки для площадных объектов |
Управление прозрачностью теперь доступно и через стили объектов. Причем здесь же можно выбрать режим слияния для смешения цветов |
И это ещё не все новшества, призванные значительно упростить работу по отрисовке карт…
В основной набор может включаться несколько дочерних стилей. Например, набор «массивы» для обозначения жилых массивов города включает стили с разными однородными заливками («жёлтый», «розовый», «оранжевый» и т д.), выделяющими разные районы города. Этот приём использован при отрисовке жилых массивов на туристической карте Ташкента. Если будет нужно изменить все объекты и залить их единым цветом, достаточно открыть контекстное меню стиля «массивы», выбрать все объекты и применить к ним главный стиль.
Работа с библиотекой символов | Итак, отрисовав площадные и линейные обозначения, переходим к работе с библиотеками символов. Для точечных условных знаков создаём слой «Знаки».
Для туристической карты отрисовываем символы, обозначающие музеи, выставочные залы, торговые центры, театры и кинотеатры, гостиницы и другие объекты (в программах-навигаторах их обычно называют POI — points of interest). Изменения для наших символов автоматически распространяются на все экземпляры, что упрощает и ускоряет редактирование карты.
Символы отрисовываются инструментами рисования или заимствуются из символьных шрифтов. При желании можем создать собственный набор символов и сохранить в виде символьного шрифта. Cимволы также можно импортировать из геоинформационных систем и других программ.
Теперь наши векторные символы помещаем на страницу документа или на рабочее поле. Открываем окно «Диспетчер символов». Выбираем нужный символ, щелчком правой кнопки мыши открываем контекстное меню и выбираем команду «Символ • Создать символ» (или в меню «Правка • Символ • Создать символ»). Для символа задается имя, и он помещается в библиотеку.
В библиотеку символ можно поместить ещё проще — достаточно перетащить объект в список символов в диспетчере символов и присвоить ему имя.
Размещение символа в библиотеке. Справа – содержимое библиотеки с добавленными символами |
Далее символы редактируем, переименовываем, удаляем, превращаем обратно в объект. При удалении одного символа в документе удаляются все его экземпляры. Можно удалить и все символы, которые хранятся в библиотеке документа, но не используются. Символы, созданные для карты, сохраняются в файле. Если надо обменяться ими с другими пользователями, можно сохранить или экспортировать символы в формат Corel Symbol Library (CSL) и создать библиотеку символов. При сохранении рисунка в формате Corel Symbol Library (CSL) все экземпляры символа сохраняются вместе с документом.
На карту символы помещаются простым перетаскиванием из диспетчера символов.
Экземпляры символов, размещённые на фрагменте карты |
Изменения символа «метро» в библиотеке сразу же отражаются на всех экземплярах |
Текстовые надписи и подписи | Тестовые объекты размещаем на отдельных слоях. Для надписей одного вида аналогично создаются стили. Тексты размещаются вдоль произвольных путей.
Гармонии цвета | Карта отрисована, можно убрать прозрачность и подкорректировать цвета. Предварительно не забудьте включить все ранее заблокированные слои.
Переходим к гармонии цвета. Мы используем эту функцию для того, чтобы подобрать оптимальные цветовые сочетания. Связываем цвета, выбирая оттенки. А связав, можем менять их все вместе единовременно. А можем, если требуется создать и иметь под рукой и другие цветовые схемы, про запас.
Фрагмент карты с удалённой прозрачностью. Создание гармонии цвета на основе текущего документа. Справа – изменение цветовых сочетаний с помощью гармонии цветов |
Все объекты при отрисовке карты — векторные. Создавая стили, мы не забывали включать масштабирование абрисов и заливок. Поэтому теперь можем изменить масштаб карты, не теряя качества, например, увеличить её формат.
Конечно, при печати карты потребуется подготовить легенду, заголовки, врезки, фотографии и рисунки. Сделаем их связанными файлами, тогда в основном документе они будут сохранены в низком разрешении, а при подготовке к печати все изображения будут собраны в высоком разрешении, что и позволит качественно напечатать нашу замечательную карту.
Теперь, когда карта отрисована, можно готовить её к закачке на любой из гаджетов путешественника по странам и континентам или к печати.
Конечно, в CorelDRAW нельзя сделать автоматическую привязку картографического изображения к географическим координатам и преобразование картографических проекций. Ведь CorelDraw — это универсальный графический редактор, а не специализированная картографическая программа, как Map Grafix, Mercator, Atlas Pro. Стоимость такого ПО очень высока, а на его освоение потребуется немало времени. Даже профессионалам–картографам бывает проще и удобней работать с CorelDRAW. Для тех, кто хочет профессионально разобраться в картографии, можем порекомендовать книгу «Оформление карт, компьютерный дизайн» (А. В. Востокова, С. М. Кошель, Л. А. Ушакова).
Решающий довод в пользу CorelDRAW — простота и удобство работы при создании именно туристических карт, интерактивных путеводителей, которые помогут в минуту трудных раздумий, у камня указателя на незнакомом перекрестке. Подскажут, куда пойти, чтобы и коня не потерять, и места диковинные посетить, и деньги свои не растратить попусту.