Как сделать сцепление ваз 2107
Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2107
Регулировка сцепления ВАЗ 2107 необходима для сохранения работоспособности трансмиссии. Когда при переключении передач, механизм буксует или ведет себя не предсказуемо – это чревато потерей управления или созданием опасной ситуации на дороге.
Далее подробно расписана процедура настройки с пошаговым описанием действий.
Устройство механизма сцепления ВАЗ 2107
На семерке применяется мокрый механизм сцепления. Он состоит из:
Некоторые автолюбители дорабатывают механизм, выбрасывая гидравлику и монтируя сухой привод. Процесс аргументируется большей точностью модификации и отсутствием необходимости ее частого обслуживания.
Как работает привод сцепления
Принцип работы механизма следующий.
Когда нужно делать регулировку привода сцепления
Диагностика неисправностей сцепления ВАЗ 2107
Существует ряд поломок, указывающих, что машине требуется срочный ремонт.
Пробуксовка сцепления
Подобное обнаруживается при резком ускорении. Двигатель стабильно набирает обороты, но машина «опаздывает» с разгоном. Также процесс может сопровождаться рывками, продергиванием и посторонним шумом.
Ситуация сильно изнашивает фрикционный диск, негативно сказывается на расходе топлива.
Сцепление ведет
Подобное вызвано неправильной регулировкой или завоздушиванием системы. Фрикционные накладки не полностью отодвигаются от корзины и передачи включаются с затруднением.
Рывки при трогании и переключении скоростей
Требуется прокачка, настройка механизма, когда при втыкании передачи машина дергается. Диск может пробуксовывать на старте, быстром разгоне по причине его износа.
Шум при выключенном сцеплении
Когда при полностью выжатой педали машина слегка вибрирует и исходит посторонний звук – корзина и диск сцепления не разъединяются до конца.
Подобное проявляется при сбое настроек устройства.
Шум при включенном сцеплении
Причина и последствия аналогичны, указанным выше.
Провал педали и отсутствие сцепления
Здесь дело обстоит более серьезно. Педаль может проваливаться только при сильных повреждениях механизма. В 90% случаев причина скрывается в головном цилиндре или корзине. Эксплуатировать автомобиль с подобной проблемой запрещено категорически.
Сцепление выключается, но педаль не возвращается в исходное положение
Указанная неисправность часто решается банально просто – может слететь или лопнуть возвратная пружина. Гидравлическая система в ВАЗ 2107 представляет собой конструкцию, где нет возвратных устройств, кроме механических деталей.
Решается все благодаря замене поврежденного элемента.
Тугое сцепление
Отдельные автолюбители жалуются на то, что педаль сцепления нажимается чрезвычайно туго. Кроме гидравлической системы, затруднение хода вызывается закисанием подвижных шарниров, подклиниванием выжимного подшипника. Для устранения неполадки следует полностью разобрать всю систему.
Сцепление выключается в начале или конце хода педали
В этом случае все достаточно просто – системе требуется регулировка. Процедура примитивная и выполняется за 20-30 минут. Единственный нюанс – потребуется помощник.
Регулировка сцепления своими руками на ВАЗ 2107
Данная процедура выполняется аналогично для всех классических моделей ВАЗ 2101-07 и 21214. Суть процедуры состоит в регулировке муфты или люфта штока рабочего цилиндра сцепления, если оно берет в самом конце или при минимальном нажатии.
Принципиально, процесс калибровки выглядит таким образом.
Инструмент и материалы
Для выполнения операции потребуется:
Подготовительные работы
Перед началом процедуры следует.
Настройка сцепления инжекторного ВАЗ 2107
Принципиально, процедура ремонта от карбюратора отличается наличием дополнительного грязезащитного листа.
Конструкция демонтируется таким образом.
Регулирование сцепления карбюраторного ВАЗ 2107
Пошаговая инструкция для регулировки карбюраторной модели выглядит таким образом.
Регулировка свободного хода педали сцепления
Чтобы выставить необходимый ход педали сцепления, выполняется такая процедура.
О том, как правильно выставить свободный ход сцепления можно посмотреть на видео:
Регулировка вилки сцепления
Далее требуется проверить состояние рабочего цилиндра, последовательность действий такая.
Детально процедуру настройки можно посмотреть на видео:
Как окончательно настроить сцепление на ВАЗ 2107
После всех манипуляций необходимо проверить работоспособность системы. Для этого необходимо завести мотор и дать ему прогреться. Затем на включенном двигателе, требуется выжать сцепление и не газуя включить заднее положение кулисы. При этом не допустимо наличие посторонних звуков, скрежета. Положение включается легко – без дополнительных усилий.
Следом можно начать движение на первой скорости с последующим увеличением позиции до максимальной (5). При езде категорически недопустимо наличие посторонних звуков, скрежета, педаль продавливается ровно, без провалов или рывков.
Последним этапом выполняется разгон на каждой скорости КПП, при этом набор оборотов двигателя полностью соответствует разгону машины. Если присутствует диссонанс – диск сцепления проскальзывает и требуется повторная калибровка.
Зачем и как прокачать сцепление на автомобиле ВАЗ 2107 в своем гараже
Причиной прокачки сцепления является завоздушивание гидравлической системы. Пузырьки воздуха имеют свойство сжиматься, что снижает работоспособность устройства. Прокачать сцепление в ВАЗ 2107 дома просто. Для этого достаточно иметь набор примитивных инструментов и немного терпения.
Самостоятельный ремонт автомобилисты предпочитают по причине дороговизны процедуры у мастеров, а выполнить весь процесс самостоятельно не составляет труда.
Подготовка к прокачке системы сцепления
Чтобы прокачать магистраль и сделать это правильно, следует выполнить подготовку.
Этапы процесса прокачки сцепления
Процедура выполняется в определенной последовательности.
Проверка сцепления
Чтобы проверить прокачку сцепления достаточно выполнить простую последовательность.
Важные советы и рекомендации
Опытные водители и слесаря рекомендуют придерживаться простых правил для продления срока эксплуатации устройства.
Как сделать регулировку сцепления на ВАЗ-2107
Если сцепление на ВАЗ-2107 отрегулировано неправильно, то нормальная работа машины станет невозможной. Соответственно, узлы и агрегаты автомобиля начнут изнашиваться быстрее, а это, в свою очередь, повысит расходы на его содержание. Многие опытные владельцы классических моделей серии 2107 умеют самостоятельно регулировать сцепление и полагают, что ничего в данной процедуре сложного нет. Начинающим водителям разобраться в вопросе позволит настоящая статья.
Признаки неисправности сцепления
О том, что регулировка выполнена неправильно, свидетельствует два характерных признака. Первая неисправность выражается в том, что сцепление начинает пробуксовывать. В этом случае диск после полного нажатия педали останавливается, а значит, вращающий момент, получаемый от силового агрегата, не передается на трансмиссию.
Второй симптом неудачной регулировки сцепления – когда педаль нажимается, диск не отодвигается от маховика. Это не дает возможности легко передвигать рычаг переключателя скоростей.
А еще иногда сцепление срабатывает преждевременно или, напротив, с заметным опозданием.
Во всех описанных случаях транспортом управлять затруднительно и в определенных ситуациях даже опасно.
Нюансы регулировки
Сам по себе рассматриваемый в настоящей статье процесс делится на два этапа. Для первого никакой особой подготовки не требуется – все работы проводятся в салоне.
На втором необходимо организовать доступ к днищу ВАЗ-2107. Машину лучше поставить на эстакаду или яму. Возьмите следующие ключи – на 13 мм, 17, а также на 8 или 10. Один из последних нужен для манипуляций с рабочим цилиндром сцепления.
Далее подробнее опишем каждую процедуру по отдельности.
Как своими руками осуществляется регулировка педали
В ВАЗ-2107 педаль сцепления должна двигаться совершенно свободно – это повышает комфортность езды и обеспечивает легкость управления. Для выполнения задачи надлежит провести настройку рабочего и главного цилиндров.
С самого начала необходимо отрегулировать такой параметр, как полный ход. Здесь потребуются 2 ключа на 13 мм. Работа выполняется в салоне.
Обратите внимание – здесь есть шток-ограничитель. Его прижимают две гайки. Так:
В стандарте величина полного хода составляет 14 сантиметров. Убедиться, что регулировка осуществлена правильно, поможет обычная линейка или рулетка.
Далее на ВАЗ-2107 настраивают свободный ход. Этот параметр педали составляет 3 см. В то же время указанный показатель – только рекомендация. Многие автовладельцы регулируют его так, как им удобно.
Свободный ход выставляют верхней гайкой, располагающейся на ограничителе. Как только нужный показатель достигается, поступите так:
В завершение регулировки хода педали осуществляют проверку:
Как на ВАЗ-2107 проводится регулировка толкателя
Свободный ход толкателя также важно отрегулировать правильно. Для этого этапа необходимо забраться под днище – именно здесь в ВАЗ-2107 находится рабочий цилиндр.
Возьмите пассатижи и с их помощью снимите пружинку, находящуюся на вилке сцепления. В принципе, этот шаг не возбраняется пропустить, но в этом случае потребуется во время регулировки прилагать гораздо больше усилий.
Теперь определите свободный ход:
Если все правильно, то ход будет не более 3-5 миллиметров. Данный параметр оказывает непосредственное влияние на скорость износа такой ключевой детали сцепления ВАЗ-2107, как выжимной подшипник. При отсутствии хода на него приходится чрезмерно высокая нагрузка.
Неправильный показатель говорит о необходимости отрегулировать вилку. Порядок действий следующий:
Далее остается убедиться, что свободный ход вилки соответствует норме и окончательно все закрепить в правильном положении. После того как пружина будет возвращена на свое место, желательно перепроверить, не нарушились ли ранее выставленные на педали величины.
Как проверить сцепление в 2107-й модели
Перед тем как выехать на улицу, желательно убедиться, что регулировка была проведена без ошибок. Тест осуществляется так:
Отсутствие посторонних звуков (постукивание, скрип и т. д.) говорит о том, что работа выполнена должным образом.
Далее переведите рычаг на первую передачу и медленно трогайтесь с места. Когда и эти действия не сопровождаются скрежетом и прочими нежелательными шумами, то это означает, что сцепление было отрегулировано надлежащим образом.
Теперь позволительно сделать круг на машине – во время движения продолжайте переключать передачи постепенно, увеличивая обороты двигателя. Важно убедиться, что автомобиль набирает скорость достаточно плавно, без рывков и толчков. Любое несоответствие норме следует рассматривать как повод для повторной регулировки.
В первый раз описанная процедура займет достаточно много времени, но позднее, когда, как говорится, рука набьется, все этапы вы сможете выполнять быстро и точно.
Ваз 2107 педаль сцепления стала мягкой
Сцепления ВАЗ 2107: устройство
“Семерка” имеет сухое однодисковое сцепление. Главный цилиндр гидропривода сцепления находится непосредственно под педалью, при нажатии на которую двигается толкатель, воздействующий на поршень главного цилиндра, создавая давление. Тормозная жидкость, которой заполнен гидропривод, выдавливается и перетекает в рабочий цилиндр.
Поршень рабочего цилиндра соединен с вилкой сцепления толкателем. При нажатии на педаль последний перемещает вилку, она смещает выжимной подшипник и разъединяет опорный и нажимной диски. В результате крутящий момент с маховика коленвала перестает передаваться на КПП и появляется возможность переключить передачу.
В случае неисправности узла сцепления при нажатии на педаль вал коробки продолжает вращение и переключить передачи становится затруднительно или вовсе невозможно. При неправильной регулировке сцепления диски могут буксовать, что сопровождается их ускоренным износом.
Продолжать эксплуатировать автомобиль с неисправным сцеплением нельзя — могут повредиться как диски сцепления, так и коробка переключения передач. Поэтому при первых признаках неисправности следует заняться его ремонтом и регулировкой.
Устройство и принцип работы сцепления ВАЗ 2107
По своей сути, сцепление – это передаточное звено между коленвалом двигателя и первичным валом коробки передач. При этом простое нажатие педали разъединяет эти два узла: двигатель продолжает работать, не меняя оптимального режима, а водитель может переключить передачу на повышенную, пониженную или нейтраль.
Устройство сцепления ВАЗ 2107: 1 — маховик; 2 — ведомый диск сцепления; 3 — корзина сцепления; 4 — выжимной подшипник с муфтой; 5 — бачок гидропривода сцепления; 6 — шланг; 7 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 — сервопружина педали сцепления; 9 — возвратная пружина педали сцепления; 10 — ограничительный винт хода педали сцепления; 11 — педаль сцепления; 12 — трубопровод; 13 — шаровая опора вилки; 14 — вилка выключения сцепления; 15 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 — шланг; 17 — рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 — штуцер прокачки сцепления
Что было бы, если б коленвал и коробка передач соединялись напрямую? Как минимум, при остановке машины приходилось бы глушить мотор, а затем снова его заводить. Это сейчас по дорогам ездят автомобили с системой «Старт-Стоп», когда вместо холостого хода двигатель просто отключается, но на ВАЗ 2107 на такой «экстрим» не рассчитан ни аккумулятор, ни стартер, ни сам двигатель.
Итак, с помощью сцепления можно:
Устройство сцепления на ВАЗ 2107 – это классическая схема сцепления, самая простая и понятная:
Как видно из описания, это «сухое» (не в масляной ванне) однодисковое сцепление, с механическим выжимным подшипником и постоянным подключением (система замкнутого типа). Для передачи усилия, которое водитель прикладывает к педали, используется гидравлика.
Устройство гидропривода сцепления
Отдельно нужно сказать о гидравлическом приводе. Благодаря ему, можно использовать несжимаемость жидкости (сохранение постоянного объема даже под большим давлением) и передавать усилие по сложной траектории. Нет необходимости ставить сложные тяги и рычаги, гидравлика отлично справляется со своей задачей.
Схема привода ВАЗ 2107
Система гидропривода включает несколько элементов:
Благодаря гидроприводу включать и выключать сцепление можно плавно, не допуская рывковых нагрузок на двигатель и коробку передач. Поэтому и говорят, что бросить сцепление – один из «смертных грехов» водителя (и, кстати, именно поэтому у новичков сцепление быстро «горит»).
Сцепление ВАЗ 2107 — довольно сложный механизм, состоящий из нескольких десятков элементов. Причины его неисправности могут быть самыми разными. Однако все их можно разделить на две группы:
Муфта сцепления, как и любая другая деталь автомобиля, имеет ограниченный эксплуатационный ресурс. В первую очередь, он зависит от мастерства водителя, поэтому не регламентируется заводом-изготовителем. Для увеличения срока службы муфты её необходимо вовремя регулировать, следить за уровнем рабочей жидкости, избегать езды по бездорожью, учиться навыкам правильного пользования сцеплением.
На классических моделях ВАЗ установлено сухое постоянно замкнутое однодисковое сцепление. Оно включает в себя два основных элемента:
В классических моделях ВАЗ используется однодисковое сухое постоянно замкнутое сцепление: 1 — маховик; 2 — ведомый диск сцепления; 3 — корзина сцепления; 4 — выжимной подшипник с муфтой; 5 — бачок гидропривода сцепления; 6 — шланг; 7 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 — сервопружина педали сцепления; 9 — возвратная пружина педали сцепления; 10 — ограничительный винт хода педали сцепления; 11 — педаль сцепления; 12 — трубопровод гидропривода выключения сцепления; 13 — шаровая опора вилки; 14 — вилка выключения сцепления; 15 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 — шланг; 17 — рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 — штуцер прокачки сцепления
Механизм сцепления должен быть надёжным, долговечным, способным гасить колебания вращающего момента двигателя. Муфта сцепления имеет гидравлический привод, состоящий из:
Замена главного цилиндра сцепления Ваз 2107
Простейший способ произвести ремонт сцепления ВАЗ 2107 — поменять изношенные цилиндры (главные и рабочий). Цена их невелика, а трудоемкость операции намного ниже, чем при проведении ремонта. Поэтому автовладельцы зачастую предпочитают менять, а не ремонтировать сцепления.
Начнем с замены главного цилиндра. Порядок операций следующий:
Теперь можно установить новый главный цилиндр сцепления. Перед этим стоит проверить состояние гибкого шланга бачка сцепления. Если он растрескался в конце — его надо слегка обрезать или заменить новым.
При установке нового цилиндра необходимо сделать так, чтоб шток привода педали сцепления вошел внутрь цилиндра. Для удобства можно попросить напарника чтоб он немного надавил на педаль сцепления и удерживал ее. После чего следует:
Замена главного цилиндра сцепления произведена.
Регулировка сцепления ВАЗ 2107
После замены или ремонта сцепления его нужно отрегулировать и настроить. Делается это для удобства водителя и нормальной эксплуатации самого сцепления.
1.Прокачка гидропривода. После ремонта цилиндров или других работ, связанных с гидравликой, в системе могут остаться пузырьки воздуха. Прокачка делается для их удаления. На видео, ниже детально показано несколько способов, как это лучше всего сделать.
2.Настройка свободного хода педали. Для этого регулируется шток полного хода (находится в салоне внизу), чтобы ход педали сцепления составлял 14 см. Свободный (холостой) ход педали можно выставить по своему удобству. Как правило, это 2-3 см, но может быть больше или меньше. Выставляется ограничительной гайкой на штоке регулировки. Проверить ход педали можно с помощью простой линейки.
Регулировка свободного хода педали сцепления ВАЗ 2107
3.Настройка свободного хода толкателя рабочего цилиндра. Это нужно для того, чтобы усилие от вилки сцепления не ложилось полностью на выжимной подшипник. Рабочий цилиндр доступен с нижней части, так что работа делается из ямы. Регулировка делается с помощью гаек на штоке цилиндра. Откручивая обе, нужно выставить свободный ход педали 3-5 мм, затем затянуть контргайку.
После всех регулировок можно проверить сцепление на ходу. Переключение скоростей должно быть легким и бесшумным, а при наборе скорости сцепление не должно пробуксовывать.
Замена корзины делается реже, чем ведомого диска. Менять корзину нужно в случае перегрева ведущего диска (тогда на нем появляются цветные пятна), поломки или износа лепестков диафрагмы и пружин.Чтобы получить доступ к сцеплению, нужно демонтировать коробку передач.
При демонтаже самого сцепления нужно открутить болты корзины от маховика. Чтобы распределить нагрузку равномерно, болты откручивают по 1-2 оборота по очереди. После снятия корзину нужно осмотреть на предмет выработки диска, целостности пружин, диафрагмы.
Ведомый диск – это расходник, который должен стираться, чтобы остальные элементы сцепления работали нормально. Проблемы с ведомым диском – это износ фрикционных накладок, демпферных пружин, шлицевого соединения с валом КПП. При осмотре нужно обращать внимание на состояние заклепок (они не должны выступать над поверхностью фрикционного круга), наличие трещин, ржавчины в центре, следов масла. И важным признаком проблемы будет запах гари – фрикционный материал горит от проскальзывания сцепления.
Специалисты рекомендуют выбирать корзину и ведомый диск сцепления у одного производителя. Зачастую бывает так, что фрикционный материал и, например, мощность пружин корзины специально подобраны по параметрам, чтобы дать оптимальный эффект. Именно на этом ошибаются многие любители спортивного стиля езды, когда ставят трехлепестковый ведомый диск, не заменив остальные элементы сцепления.
Одновременно с заменой сцепления необходимо проверить сальник коленвала. Зачастую сервисмены рекомендуют менять его одновременно с диском сцепления, «чтоб два раза не вставать».
При установке сцепления на маховик ведомый диск центрируют с помощью специальной оправки, которая вставляется в подшипник маховика. После этого устанавливается корзина на направляющие штифты, чтобы отверстия для крепежа на ней и маховике совпадали. Как и в случае с демонтажем, болты затягиваются по очереди, причем каждый нужно подтянуть по 1-2 оборота за раз. После этого оправку для центрирования ведомого диска можно вынуть.
Вал КПП смазать перед установкой, затем установить коробку. Далее последовательность действий – обратная снятию.
Главный цилиндр создает давление в гидросистеме, передавая усилие от толкателя педали на шток рабочего цилиндра. Служит он долго, и замены чаще требует ремкомплект, а не сам цилиндр.Рабочий цилиндр служит для передачи усилия на толкатель вилки сцепления. Гидравлическая жидкость от главного цилиндра давит на поршень в рабочем цилиндре и приводит в действие вилку.
Их неисправности проявляются провалами или тугим ходом педали сцепления, затрудненной работой КПП (передачи переключаются с хрустом, вибрацией). Визуально проблему с главным или рабочим цилиндром видно по потекам жидкости.
Замену цилиндра сцепления делают если пострадало «зеркало» цилиндра или другие его элементы, что случается достаточно редко. Намного чаще изнашиваются сменные детали, и тогда можно просто поставить новый ремкомплект.
Замена главного цилиндра, видео
Главный цилиндр находится рядом с вакуумным усилителем тормозов, снизу от бачка тормозной системы. Демонтаж его делается в следующем порядке:
После демонтажа нужно осмотреть цилиндр на предмет износа металлических частей, резиновых прокладок. При необходимости заменить ремкомплект или поставить новый цилиндр. Установка делается в обратном порядке.
Замена рабочего цилиндра, видео.
Рабочий цилиндр расположен рядом с КПП, на картере сцепления. Доступ к нему есть и снизу, и со стороны моторного отсека. Порядок демонтажа:
Зачастую проблемы с приводом обусловлены некачественной гидравлической жидкостью. При работе обратите внимание на ее цвет и консистенцию. Нередко в жидкости накапливаются продукты износа, и они начинают работать как абразив.
Замена сцепления ВАЗ 2107 — процесс довольно трудозатратный и дорогой. Поэтому перед заменой следует рассмотреть возможность регулировки механизма.
Замена сцепления
Для монтажа нового сцепления потребуется смотровая яма, эстакада или подъёмник. Важно вовремя обнаружить признаки, указывающие на необходимость замены муфты (в дороге произвести замену невозможно), и отогнать автомобиль в гараж или автосервис. Движение с неисправным сцеплением очень опасно — можно попасть в ДТП при пересечении железнодорожного переезда или главной дороги.
Сцепление ВАЗ 2107 не ремонтируется, а меняется в комплекте, в который входит корзина, ведомый диск и выжимной подшипник
Меняется сцепление ВАЗ 2107 целиком, поэтому в автомагазинах продаётся комплект, состоящий из ведомого диска, корзины и выжимного подшипника. Задуматься о замене сцепления следует в следующих случаях:
Любой шум, вибрация, свист в области сцепления требуют проведения более детальной диагностики и постановки диагноза.
Если педаль сцепления стала чересчур мягкой, проваливается, не возвращается в исходное положение, то, скорее всего, в систему попал воздух или нарушились регулировки гидропривода. Пробуксовка сцепления после длительной эксплуатации обычно свидетельствует о выходе муфты из строя. Её наверняка придётся менять.
При регулировке гидропривода сцепления ВАЗ 2107 выставляются регламентированные значения зазоров и величины рабочего хода педали
Если муфта ведёт, то есть передачи переключаются с трудом, примерно в половине случаев причиной является несоответствие требуемым значениям:
Регулировка сцепления — обязательный этап после устранения неисправностей или замены. При демонтаже КПП, корзины, ведомого диска обычно откручивается шток РЦС, поэтому после сборки регулировку нужно проводить заново. Это также необходимо, если в процессе эксплуатации авто по той или иной причине нарушился механизм включения/выключения сцепления. Произвести регулировку самостоятельно довольно просто. Для этого потребуется смотровая яма, эстакада или подъёмник.
Регулировку муфты сцепления проводят после прокачки гидропривода.
Свободный ход педали должен составлять от 0,5 до 2,0 мм. Регулируется он из салона автомобиля изменением вылета ограничителя педали сцепления.
Свободный ход педали сцепления регулируется изменением длины ограничительного винта
Замена рабочего цилиндра сцепления Ваз 2107
Снятие рабочего цилиндра следует выполнять со смотровой ямы или с использованием подъемника. Порядок операций следующий:
Новый рабочий цилиндр устанавливается в последовательности, обратной снятию старого.
После замены любого из цилиндров систему гидропривод необходимо прокачать. Работы надо проводить вместе с напарником. Делается это так:
Существует несколько способов прокачки сцепления на Ваз 2107,вот видео о самых популярных
Конструкция сцепления ВАЗ-2107
Сцепление обеспечивает плавное соединение маховика 11 с первичным (ведущим) валом 16 коробки передач при трогании автомобиля с места. В этом случае крутящий момент от коленчатого вала плавно передается через элементы трансмиссии на ведущие колеса автомобиля, что обеспечивает плавное трогание автомобиля с места.
В момент переключения передач, а также при торможении, сцепление разъединяет коленчатый вал двигателя от трансмиссии, прекращая передачу крутящего момента на ведущие колеса, за счет чего создаются условия для безударного переключения передач, уменьшается износ тормозных механизмов колес и деталей трансмиссии и происходит более эффективное торможение. На автомобилях ВАЗ используются два типа сцепления: 2103 и 2121.
Первый тип сцепления применяется на автомобилях, укомплектованных двигателями с рабочим объемом 1,2; 1,3; 1,5 л, второй тип на автомобилях, имеющих двигатели с рабочим объемом 1,6 л.
Для отличия ведущих частей сцепления (кожух сцепления с нажимным диском и пружиной) на сцеплении 2121 выполнена метка, в виде отверстия диаметром 6 мм, в одной из прорезей лепестка нажимной пружины.
Отличаются так же и ведомые диски, как по форме, так и по ширине фрикционных накладок. У сцепления типа 2103 ширина фрикционных накладок 29 мм, у сцепления 2121 — 35 мм и они приклепываются большим количеством заклепок.
Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа. Принцип действия основан на передаче крутящего момента от маховика на первичный вал коробки передач за счет сил трения, которые возникают между поверхностями маховика 11, ведомого 4 и нажимного 10 дисков при их сжатии. Ведомый диск, расположенный на шлицах первичного вала коробки передач, зажимается между маховиком и нажимным диском усилием пружины 1. Усилие должно быть таким, чтобы не допустить пробуксовки ведомого диска, иначе крутящий момент не будет полностью передаваться на ведущие колеса, и диски будут интенсивно изнашиваться вследствие пробуксовки.
Если ведомый диск связан с первичным валом коробки передач, то нажимной диск 10 вместе с кожухом 14 сцепления крепится болтами к маховику.
Таким образом, одни детали имеют постоянную связь с маховиком, другие временную, за счет сил трения, когда сцепление включено. Первые детали составляют ведущую часть сцепления, вторые ведомую. Отвод нажимного диска от ведомого, т. е. выключение сцепления, осуществляется через гидравлический привод.
Детали, составляющие ведущую и ведомую части сцепления, установлены на маховике и закрыты картером 13, который крепится к торцу блока двигателя. Между блоком двигателя и картером сцепления установлена штампованная крышка 12, закрывающая полость картера сцепления.
Ведущая часть сцепления выполнена отдельным неразборным узлом, в который входят кожух 14 сцепления, нажимной диск 10, центральная нажимная пружина 1 и ряд других второстепенных деталей. Этот узел крепится к маховику шестью болтами с пружинными шайбами. Точная установка ведущей части сцепления на маховике обеспечивается тремя установочными штифтами, запрессованными в маховик.
Кожух сцепления отштампован из стали. Он имеет вогнутую форму, образующую полость, в которой расположены нажимная пружина и нажимной диск. На отбортованной части кожуха выполнены отверстия для штифтов и болтов крепления. Внутри кожуха приварено одно опорное кольцо 21, на которое опирается одна сторона нажимной пружины. К кожуху сцепления заклепками 3 крепится нажимная пружина 1. Заклепки проходят через овальные отверстия нажимной пружины. В головки этих заклепок упирается другое опорное кольцо 21 нажимной пружины. Такое шарнирное соединение позволяет пружине прогибаться относительно опорных колец.
Нажимная пружина отштампована из пружинной стали. Радиальные прорези делят ее поверхность на отдельные лепестки, которые работают как рычаги выключения сцепления. На эти лепестки воздействует упорный фланец 32, который поджат к ним за счет упругости соединительных пластин 31. К наружной поверхности упорного фланца приклеено фрикционное кольцо 18.
Наружная кромка нажимной пружины заходит в пазы фиксаторов 30, которые приклепаны к нажимному диску. Через фиксаторы при прогибе нажимной пружины относительно опорных колец 21, происходит отвод нажимного диска от ведомого.
Нажимный диск 10 чугунный. Имеет форму кольца с тремя приливами. С кожухом сцепления нажимной диск соединен тремя парами упругих пластин 29, которые приклепаны одним концом к приливам нажимного диска, другим — к кожуху сцепления. Такая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха 14 на нажимной диск и одновременно осевое перемещение нажимного диска внутри кожуха сцепления.
Рабочая поверхность нажимного диска шлифованная. На его кольцевом выступе выполнены 12 вентиляционных пазов, которые улучшают охлаждение диска. В трех пазах заклепками крепятся фиксаторы 30.
Ведущая часть сцепления отбалансирована. Допустимый дисбаланс не должен превышать 250 гемм. Балансировка достигается высверливанием металла в приливах нажимного диска.
Ведомая часть сцепления состоит из ведомого диска 4 с фрикционными накладками 2 и гасителя крутильных колебаний (демпфера).
Ведомый диск — стальной; Т-образные радиальные прорези делят его на двенадцать лепестков. На каждом лепестке имеется плоский участок и два изгиба (выпуклости), за счет которых поверхность диска имеет волнообразную форму. Чтобы эта форма сохранилась, фрикционные накладки 2 приклепаны к каждому лепестку независимо друг от друга, одна к выпуклой части лепестка, другая (противоположная) к плоскому участку. Головки заклепок утопают в отверстиях накладок, а их стержни расклепаны со стороны диска. Для доступа к заклепкам в противоположной накладке выполнены отверстия. Такое крепление накладок сохраняет волнообразную форму поверхности ведомого диска, что необходимо для плавного включения сцепления, так как ведомый диск становится плоским постепенно, по мере увеличения нажатия на его поверхность. При этом первоначально ведомый диск проскальзывает относительно поверхностей маховика и нажимного диска, и передаваемый крутящий момент возрастает постепенно. Это обеспечивает плавное трогание автомобиля с места и предохраняет детали трансмиссии от перегрузок.
Ведомый диск соединен со ступицей 8 не жестко, а эластично через детали демпфера. Такая упругая связь обеспечивает гашение крутильных колебаний, которые возникают в трансмиссии вследствие неравномерной работы двигателя и передаваемых динамических нагрузок.
В отверстии ступицы нарезаны шлицы для соединения со шлицами первичного вала 16 коробки передач. Во фланце ступицы выполнены шесть окон и три подковообразных выреза. Через эти вырезы проходят упорные пальцы 5, которые соединяют между собой переднюю 6 и заднюю 7 пластины демпфера и ведомый диск 4. Концы упорных пальцев расклепаны. В передней и задней пластинах демпфера и в ведомом диске выполнены такие же окна, как и во фланце ступицы 8. В этих окнах расположены пружины 9, которые от выпадания удерживаются отбортовкой окон в обеих пластинах демпфера. Пружины имеют разную упругость, что расширяет зону действия демпфера. Более жесткие пружины окрашены светлой краской. Они» установлены между пружинами меньшей упругости.
По обеим сторонам фланца ступицы установлены фрикционные кольца 26. Тарельчатая пружина 28 через опорное кольцо 27 создает постоянный момент трения между поверхностями фрикционных колец и фланцем ступицы.
При возникновении крутильных колебаний, при резком изменении скорости движения автомобиля или при резком включении сцепления, происходит перемещение ведомого диска вместе с пластинами демпфера относительно ступицы 8. При этом срабатывает фрикционный элемент демпфера и пружины. Создаваемое ими сопротивление гасит ударные нагрузки и крутильные колебания, предохраняя детали трансмиссии от поломок и интенсивного износа. Действие упругого элемента демпфера ограничено двумя упорными пальцами 5, которые упираются в подковообразный вырезы ступицы.
Выключение сцепления, т.е. отвод нажимного диска от ведомого, осуществляется через гидравлический привод, управляемый педалью сцепления. Усилие от педали сцепления через гидравлический привод передается на вилку 23 выключения сцепления, а от нее на муфту 17 подшипника выключения сцепления.
Вилка опирается на шаровую опору 19 и удерживается на ней плоской или круглой фигурной пружиной 20. Пружина крепится к вилке, а шаровая опора ввернута в резьбовое отверстие картера сцепления. Через наружный конец вилки проходит толкатель 22, на который навернуты регулировочная гайка и контргайка. Вилка поджимается к полусферической поверхности регулировочной тики пружиной 25. Чтобы при разъединении пружины вилка не слетела с толкателя, на его конце установлен шплинт. Люк, через который выходит конец вилки из картера, уплотнен защитным чехлом. Регулировочной гайкой изменяют рабочую длину толкателя 22. При этом изменяется зазор между подшипником выключения сцепления и фрикционным кольцом 18 упорного фланца, который должен быть 1,5-2 мм, что соответствует свободному ходу толкателя вилки выключения сцепления 4-5 мм. Для удержания толкателя при повороте регулировочной гайки и контргайки на нем выполнены две лыски под ключ.
Муфта 17 подшипника выключения сцепления расположена на направляющей втулке передней крышки 15 коробки передач. На муфту напрессован подшипник 33 выключения сцепления. К приливам муфты поджимается пружиной 34 внутренний конец вилки выключения сцепления.
Ремонт сцепления ВАЗ 2107
Отремонтировать цилиндры сцепления получается несколько сложнее, чем поменять, но намного дешевле.
Когда цилиндры сняты, можно приступать к разборке. Начнем с главного цилиндра:
Для восстановления главного цилиндра следует заменить резиновые уплотнители. Также необходимо проверить состояние пружины, внутренней поверхности цилиндра и поршня. При наличии задиров и повреждений детали необходимо заменить.
Перед сборкой детали следует тщательно очистить и вытереть. Недопустимо попадание внутрь цилиндра бензина или масла — они разрушают резиновые уплотнители.
Сборка производится в порядке, обратном разборке цилиндра.
Рабочий цилиндр сцепления, несмотря на некоторые конструктивные особенности, ремонтируется аналогично главному.
После ремонты цилиндров и монтажа их на место необходимо прокачать гидравлический привод сцепления.