Как сделать сюжет динамичным
Как сделать сюжет динамичным
Наш мозг капризен. То он генерирует тысячи идей, то выдает избитые клише. Братья Маклеод — иллюстратор и аниматор Грег и сценарист Майлз — написали книгу «Создай свою Вселенную», в которой рассказали, как создать рой искрометных идей, писать книги, рисовать комиксы, придумывать истории и сценарии. Ниже — 7 техник для быстрого пробуждения креативности.
Но, следовательно
Создатели мультсериала «Южный парк» Трей Паркер и Мэтт Стоун поделились своей техникой выстраивания сюжетной линии. Каждый следующий шаг в развитии истории должен быть связан с предыдущим словами «но» или «следовательно». Таким образом одно действие оказывает влияние на другое.
Например: Самка страуса спрятала яйцо, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, лев не сможет его найти, НО она забыла, где устроила тайник, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, она попросила змею помочь отыскать его, НО вдруг она вспомнила, что змеи тоже едят яйца.
Попробуйте написать маленький рассказ, используя для связи слова «но» и «следовательно».
Завершите сюжет по-своему
Посмотрите в течение нескольких минут незнакомый эпизод любимого сериала или новый фильм. Как только произойдёт первый значительный поворот сюжета, выключите видео. Запишите то, что произошло с героями в этом отрывке. А теперь завершите сюжет самостоятельно.
Как вы думаете, что случится дальше? Когда вы закончите писать свою версию, досмотрите фильм. Насколько похожими получились оба варианта? Или они совсем разные? Что вам нравится в своей версии, а что в оригинале?
Не пиши, а рисуй
Когда нужно что-то написать, можно попробовать не писать. А выразить замысел с помощью рисунка. Придумали комический эпизод — зарисуйте его или сделайте раскадровку, чтобы наметить динамическое развитие сюжета. Заполните рисунками эти три окошка: что случится с героем в каждом из них? Если нужно, дорисуйте еще три окна и завершите историю.
Анкета героя
Если вы уже решили, кто будет главным героем вашей истории, пора продумать характер. Сконцентрируйтесь на его образе. Видите пробелы? Заполните анкету персонажа, в которой раскрываются все стороны его сущности.
Добавьте свои вопросы. Они могут быть обычными, например «Когда он родился?», или более образными: «Каким животным ему бы хотелось стать?». Можно составлять смешные или совсем глупые вопросы: «Если бы он носил на голове торт, что это был бы за торт?».
Дорогой дневник
Раскрыть сюжет можно через дневник персонажа. Это особая форма повествования от первого лица.
Структура дневника сильно отличается от классического сценария. Но здесь все равно появляется герой, который борется с препятствиями на и пути к осуществлению своей мечты.
Попробуйте продолжить рассказ самостоятельно. Затем используйте прием «Два дневника». Представьте, что произошло некое событие, свидетелями которого стали два абсолютно разных человека. Что это было за событие? Подумайте, что и как они могли бы написать в своих дневниках об этом происшествии.
Автописьмо
Перед вами белый листок бумаги, и вы не знаете, что на нем написать? Возьмите книгу и выберите наугад страницу. С закрытыми глазами ткните пальцем в текст и посмотрите, в какое слово вы попали. Запишите это слово, затем два слова до него, затем два стоящих после. Или выбирайте пять слов наугад. Это будут ваши ключевые слова, которые необходимы для включения работы вашего воображения.
Не думайте о том, что пишете. Не беспокойтесь, хорошо у вас выходит или нет и есть ли в этом какой-то смысл. Просто пишите. Пишите все, что приходит вам в голову.
Когда хуже быть уже не может
Наиболее драматичный момент любой истории наступает тогда, когда, казалось бы, хуже быть уже не может, и вдруг… все становится еще ужаснее. Это кульминация: тот виток сюжета, когда древо жизни срублено, убийцу признают невиновным и отпускают на свободу, а влюбленных разлучают. Придумайте худшие обстоятельства для героев перечисленных ниже сюжетов.
Богач умирает, ему осталось жить всего неделю. Он принимает решение раздать все свое богатство на благотворительность, но…
Снеговик ожил и намеревается открыть для себя весь мир. Он подружился с белым медведем, но…
Сборщик кофе получает новое место на крупной плантации. Он влюбляется в работницу плантации, но…
Когда знаешь заранее, каким будет переломный момент истории, то легче расставить вехи в своем произведении. Остается придумать, почему дела стали настолько плохи и какие события последуют за этим ужасным моментом.
Даже если ваши герои — семеро козлят и серый волк, вы все равно можете рассказать сказку по-своему, лихо закрутив сюжет и изменив стиль повествования. Хотя, пожалуй, и эта мысль не нова — пойду прокачаю свое воображение.
Как написать динамичную сцену
1. Пишите кратко. Экшен не любит пространных рассуждений о вечном во время бомбардировки, или описаний содержимого походного рюкзака, если герою нужно срочно найти там веревку, чтобы спасти тонущего в болоте товарища. Пишите только по делу, только то, что делает и видит герой. То же относится к диалогам: длинные пафосные диалоги в экшен-сценах неуместны.
2. Избегайте большого количества наречий и прилагательных. «Коралловые рассветы» и «гранатовые закаты» хороши для описательных или эпичных сцен, когда нужно показать размах и грандиозность. В динамике же лишние слова будут только отвлекать. Например «часто», «иногда», «побольше» и пр. не несут конкретики без уточнения (насколько часто?), поэтому сбивают и создают ощущение размытой картинки.
3. Избегайте деепричастных оборотов.
«Рукой, схватившись за голову, которая болела, ладонь нащупала дырку».
«Рыцарь поверил в это, но повел себя как глупец, доверяя Хэльсмеру, который резко опустив руки, схватил руку противника, дерзавшую меч, отвел от себя и потянул на себя, проткнув врага мечом и продолжив бежать к цели».
Согласитесь, тяжело, а, порой, и комично воспринимается. В данных примерах добавляется несогласованность и речевая избыточность.
4. Добивайтесь эффекта быстрого времени. Динамика должна и читаться динамично, иначе она превратится в фарс.
5. Пишите точно. Используйте слова, несущие ясный смысл, избегайте спорной семантики и бессмысленной мути, вроде «туда» «этого», «на ту», «на эту», «что-нибудь», «куда-нибудь», иначе может получится так:
«Он выпускал последнюю обойму из Шакала, и, спрятав его в бескрайность своего плаща, начал применять грязные способы».
Прямо во время перестрелки и начал, ага.
7. Избегайте штампов. Когда одно и то же слово или выражение постоянно применяется для одного и того же, оно теряет смысл и превращается в бессмысленный набор знаков или звуков:
разнести в пух и прах,
разделать под орех,
бросить обвинения,
смело идти по выбранному пути,
обрести долгожданную свободу,
храбро сражаться до самой смерти,
достучаться до сердца,
грудь высоко вздымалась,
весь затрясся от негодования,
лицо исказилось от ненависти,
скрипеть зубами от досады,
вскочил, готовый к действиям,
непроглядная/кромешная тьма,
благородный воин, и т.д.
Текст, перенасыщенный штампами читается как вторичный.
Давайте обратимся к примерам в литературе.
«Ещё с полминуты карты шлёпали по столу при полном молчании. Вдруг негр со звучным именем тронул усатого бретёра за плечо:
— Эй, белый герой, что это у тебя в рукаве топорщится?
За столом все замерли. Шулер медленно повернулся.
— Хочешь заглянуть ко мне в рукав, смуглявый? Сначала придётся заглянуть ко мне под мышку.
Он распахнул сюртук, и стало видно кобуру с револьвером.
— Белый герой, я задал тебе вопрос, — подавив зевок, сказал Уошингтон Рид. — На него надо ответить.
Теперь стало тихо и возле стойки. Пастухи заметили, что у стола происходит нечто интересное, и все оборотились в эту сторону.
Бретёр оскалил жёлтые зубы в нехорошей улыбке и спросил, не сводя глаз с чернокожего:
— Какой в Вайоминге штраф, если пристрелишь назойливого нигера?
Эту породу людей Фандорин хорошо знал, они во всех странах одинаковы. Сейчас произойдёт убийство. Эраст Петрович поднялся на ноги, готовый вмешаться. Никто на него не смотрел — все взоры были обращены на шулера и негра.
— У нас в Вайоминге все равны, мистер, — громко, на публику, объявил Радди. — Что чёрного пристрелить, что белого – все одно. У нас даже бабы голосуют, слыхали?
Пастухи заржали — очевидно, женское участие в выборах было тут излюбленной темой для шуток.
Довольный выпавшей ему ролью, Радди провозгласил:
— У меня вот тут доллар. — Он показал всем монету. — Сейчас я его подброшу. Как ударится об стол, можно палить.
Из-за стола всех как ветром сдуло, остался сидеть лишь усатый бретёр. Поразительная вещь: позади него не было ни одного человека, но те, кто стоял за спиной у негра, на линии прямого выстрела, и не подумали отойти, а многие ещё и ухмылялись.
Эраст Петрович опустился на стул и раскурил сигару. Кажется, в его защите здесь не нуждались.
Серебряный кружок, тускло блеснув, взлетел вверх и звонко ударился ребром о горку остальных монет. Рука бретёра рванулась под сюртук — и замерла, будто скованная внезапным параличом. Прямо в нос заезжему искателю удачи глядело дуло старого, поцарапанного «кольта».
— Какой белый герой. Совсем белый, — сказал негр, глядя в побледневшее лицо шулера».
Деталей много: монета ударяется ребром, да ещё блестит по пути; дуло старого, поцарапанного «Кольта»; словосочетание «рука бретёра» привлекает внимание именно там, где нужно.
2. Алексей Пехов «Страж»
«Первую тварь в образе немытой, крылатой старухи я увидел, стоило мне войти в тёмный, смрадный зал. Она сидела на едва вздымающейся груди немолодой женщины и слилась с ней в невидимом поцелуе, собираясь вытянуть «последние капли жизни. Увидев меня, старуха распростёрла крылья и, забыв о добыче, ринулась прочь.
Я швырнул ей вслед призрачным пламенем, превратил в комок огня, и она дымящейся, но всё ещё существующей в этой реальности грудой упала на мертвецов. В дальнем углу что-то завыло, зачавкало… я, не глядя, кинул туда две фигуры, подбежал к бабке, опрокинув таз с несвежей кровью, и воткнул в неё кинжал.
Первые, перестав поглощать мёртвую плоть, дурно воя, бросились на меня. Две другие, словно туман, подхваченный ветром, полетели к лестнице, ведущей на чердак.
Я ругнулся, чиркнул кинжалом по спине распростёртого под ногами трупа, рисуя фигуру «северного камня».
— Убирайтесь отсюда! — успел я крикнуть мало что понимающим лекарям.»
Суховато, похоже на пересказ, но картинка четкая. Хотя деталей не сказать, что много, да и штампы присутствуют.
3. Обратимся к иностранным авторам.
Ден Симмонс «Падение Гипериона».
«Полковник Кассад с криком бросился на Шрайка. Сюрреалистический ландшафт вне времени (аскетическая пластмассовая декорация из фарса о Долине Гробниц, застывшая в вязком желе, именуемом здесь воздух), казалось, всколыхнулся, отозвавшись на неистовый порыв Кассада.
Секунду назад Шрайки заполняли собой весь мир, как в зеркальном зале: всюду полчища Шрайков, от края до края мертвой зоны. Но после вскрика Кассада они слились в одно чудище, и оно сдвинулось с места. Четыре его руки вытянулись, готовые заключить полковника в объятия клинков и шипов.
Пригнувшись, Кассад бросился в атаку, забыв обо всем на свете, и даже о самом себе, воспринимая собственное тело как боевую машину, орудие мести.
Шрайк … лишь слегка наклонился, широко расставив руки с пальцелезвиями, на которых горели отблески небесной вакханалии. Его стальные зубы сверкнули в пародии на улыбку.
С тем же успехом он мог попытаться пробить полкилометра бетона.
Правые руки Шайки молниеносно обрушились вниз, и десять пальцелезвий с маху вонзились в камень. Во все стороны полетели искры, но Кассад был уже вне досягаемости….»
Подведем итоги:
1. Прежде чем писать динамическую сцену, убедитесь, что она нужна, что без нее сюжет просядет.
2. Учитывайте советы, но не перебарщивайте, что называется, следуйте духу закона, а не букве: иногда и деепричастие с прилагательным на месте, если оно точно отражает именно то, что нужно, а иной раз и штамп вписывается в текст.
Существует мнение, что текст может быть написан автором только одним единственным способом, и никак иначе. Да, возможно, это так, но сколько бессонных ночей проведет автор над романом, разыскивая верные слова и подбирая нужный ритм, добиваясь того единственного воплощения.
Вдохновляйтесь, совершенствуйтесь, и будет вам писательское счастье.
Как сделать сюжет динамичным
Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.
Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей. Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.
С чего начать разработку сюжета
Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти «36 драматических ситуаций». Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее.
В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют?
Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя.
Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете. Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия.
Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале.
На чем строить сюжет?
Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить.
За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это.
Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?
С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.
Главный герой в фокусе
Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы?
Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе.
Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.
Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.
Основные сюжетные приемы
В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его.
Сцены
Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.
Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать.
Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее.
Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там, где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее.
Структура
Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.
Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.
Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется «случайная статья» и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет.
Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете.
И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.