Как сделать таблицу частей речи
Самостоятельные части речи в русском языке
Что такое части речи?
Части речи – группы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков.
Самостоятельные части речи — лексемы, которые называют предметы, их действия, признаки, состояния, количество, счет или указывают на них. Разделяют их на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.
Признаки самостоятельных частей речи
К самостоятельным частям речи можно задать вопросы. Они имеют грамматические и морфологические признаки и, в отличие от служебных, являются членами предложения.
Всего самостоятельных частей речи в русском языке восемь.
Самостоятельные части речи: таблица с примерами
Имя существительное
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксическая роль: может выполнять функции всех членов предложения.
Имена существительные делятся на собственные (Рязань, Антон Чехов, Волга) и нарицательные (город, писатель, река); одушевлённые (ёжик, соловей, человек) и неодушевлённые (камень, дорога, машина).
По значению делятся на группы:
Конкретные |
Разряды местоимений | Местоимения |
Личные | |
Возвратное | Себя |
Вопросительные | Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков? |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков |
Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то. |
Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего |
Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько |
Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой |
Наречие
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака и признак предмета и отвечает на обстоятельственные вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?» и «как?».
Синтаксическая роль: в предложении может быть сказуемым, обстоятельством, определением.
Наречия с суффиксом «-о» имеют сравнительную и превосходную степени: высоко – выше; тихо – тишайше; тише всех.
По значению и грамматическим признакам наречия делятся на две группы:
Местоименные образуют те же разряды, что и местоимения. У знаменательных наречий существуют разряды по значению:
Самостоятельные и служебные части речи
Слова русского языка делят на самостоятельные и служебные части речи в соответствии с их грамматическими и синтаксическими признаками.
Рассмотрим, какие самостоятельные и служебные части речи существуют в русском языке.
Что такое части речи?
Например, некоторые слова имеют общее значение предметности (небо, красота). Другие слова объединяет способность обозначать признак, качество или принадлежность (синий, добрый, дедушкин). Многочисленная группа слов обозначает действие или состояние (увлечь, почувствовать) и т. д.
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит слово, важно выяснить
В соответствии с этими основными критериями все слова делятся на самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и пр. Они обладают общим значением, одинаковым для всех слов этой части речи, и грамматическими признаками, характерными для них. В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение и пр.).
В русском языке различают следующие самостоятельные части речи:
Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос. Оно обладает общим грамматическим значением, присущим для всех слов этой части речи. Чтобы наглядно это продемонстрировать, составим следующую таблицу.
Таблица «Самостоятельные части речи»
Части речи | Общее грамматическое значение | Вопросы | Примеры |
---|---|---|---|
Имя существительное | предмет | кто? что? | юноша, день |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? чей? | храбрый, соловьиный |
Имя числительное | количество или порядок предметов при счёте | сколько? который? | семь, двое второй, восьмой |
Местоимение | указывает на предмет, признак или количество | кто? что? какой? сколько? | я, ты, он, они каждый, несколько |
Глагол | действие или состояние предмета | что делать? что сделать? | гладить, думать решить, придумать |
Наречие | признак действия, состояния или другого признака | как? где? когда? почему? зачем? | вдвоем, вверху, навсегда, сгоряча |
Категория состояния | состояние живых существ, среды | о чём говорится? | пасмурно, душно |
Глагол имеет особые формы:
1. причастие, которое обозначает признак действия:
2. деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом:
Служебные части речи
Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними.
К служебным частям речи принадлежат:
Предлоги
Предлоги связывают слова друг с другом и выражают зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении:
Союзы
Союз служит для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного и фрагментов текста.
Весной возвращаются в родные места скворцы. грачи и зяблики.
Сизая туча раскинула свои крылья по всему небу, но тонкий золотой луч пробился сквозь нее.
Частицы
Частица придает дополнительные смысловые оттенки словам или предложениям и служит для образования некоторых форм слов.
Лес как будто бы притаился и замер, прислушиваясь к шагам охотников.
Не прочтешь ли нам свои стихи?
Пусть светятся твои глаза радостью!
К словам служебных частей речи нельзя задать вопрос. Служебные части речи самостоятельно не являются членами предложения, однако входят в состав тех слов, с которыми употребляются в высказывании.
Чтобы понять отличие служебных частей речи от самостоятельных, рассмотрим таблицу.
Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
---|---|
1. имеют лексическое значение | нет лексического значения |
2. можно задать вопрос | нельзя задать вопрос |
3. имеют грамматические признаки | не изменяются |
4. делятся на морфемы | не имеют морфемного состава |
5. самостоятельный член предложения | член предложения только с другим словом |
Междометие
Междометие не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Слова этой части речи непосредственно выражают чувства говорящего или его волеизъявление, не называя их:
Из-за этой специфичности междометия выделяются в отдельную группу слов, которую невозможно отнести ни к одной самостоятельной или служебной части речи.
Междометия — это неизменяемые слова. От служебных частей речи они отличаются тем, что не выражают отношений между словами и частями предложений и не вносят в высказывание дополнительных смысловых оттенков. В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словами и не являются членами предложения.
Тьфу, что за глупости он говорит!
Видеоурок (5 класс)
Части речи русского языка и таблица морфологического разбора
Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.
В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.
На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Частями речи называют группы слов, имеющие:
В школе ученик должен
1 ) Уметь распознавать части речи
2 ) Анализировать и определять:
Морфологические признаки
Синтаксическую роль в предложении.
Части речи в школе изучаются с первого класса. С каждым годом каждая часть речи для ребенка раскрывается все больше и больше, и уже к концу четвертого класса дети могут делать фактически полный морфологический разбор.
Однако, не все так просто и радужно.
Дело в том, что последовательное углубление в материал по каждой части речи имеет один минус. Ребенок не успевает вникать и понимать, а так же видеть полную картину.
В четвертом классе дети знакомятся с новой частью речи — наречие.
В пятом-шестом классах с причастием и деепричастием. Только к окончанию школы у ребенка формируется полная картина.
Часть информации забывается, и ребенок не успевает сделать обобщение и видеть все части речи русского языка целиком.
Дети путают что нужно в какой части речи определять, забывают постоянные и непостоянные признаки, путают виды разборов. Не знают, какие части речи служебные, а какие самостоятельные и чем они отличаются.
И если взрослому человеку кажется, что это возможно, не важно и не мешает жить и писать грамотно, то для учащихся — это критично.
Из-за незнания частей речи и непонимая принципов организации структуры языка, дети ошибаются в контрольных и экзаменах. Имеют низкие оценки.
Многие выпускники к моменту ЕГЭ не знают, чем причастие отличается от деепричастия и не могут правильно ответить на вопросы теста.
Первый — выучить таблицу признаков и использовать ее
Части речи | Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
Имя существительное | 1)одушевлённое – неодушевлённое |
2)падеж
2)полное или краткое (у качественных)
3)степень сравнения (у качественных)
3)падеж
2)количественное или порядковое
3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)
3)число (у порядковых)
2)лицо (у личных)
1)число, род (имеют не все местоимения)
4) переходность
2) время (в изъявительном наклонении)
3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)
4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)
5)число
4)возвратность
4)падеж
3)возвратность
2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)
3) степень сравнения
Второй — понять принцип и научиться «видеть» части речи целиком
Сегодня мы получаем столько информации в неделю, сколько двести лет назад человек получал за всю свою жизнь.
Потому что запомнить большой поток информации так же, как это делали люди раньше невозможно. Старые методы не работают.
Используйте техники эффективного обучения. Можно «разложить» части речи в интеллект-карту, объединив их и визуализируя признаки.
Используя склонность мозга функционировать в духе гештальта, т. е. целостного восприятия, можно попросту пририсовывать пустые ветви к ключевым словам, и рано или поздно мозг найдет способ заполнить зияющие пустоты.
Ребенок услышит в классе новую информацию про существительное — и она сразу же «запишется» к уже имеющейся, а не просто так где-то «просядет».
Такой подход позволяет добиться главного — понимания и полного запоминания информации для ее дальнейшего использования.
Так как не все из нас учителя русского языка и не каждый умеет составлять интеллект-карты правильно, в это воскресенье мы проведем тренинг, на котором разберем всю морфологию русского языка за один день и запомним ее!
Пройти программу могут как взрослые для повышения своей эрудиции и помощи детям, так и учащиеся старших классов для успешной подготовки и сдачи экзаменов.
Программа будет полезна преподавателям и репетиторам для повышения эффективности своей работы.
Для занятия вам понадобятся листы А4 и фломастеры.
Немного чувства юмора и отличное настроение. Занятие будет носить практический характер.
Записывайтесь на однодневный тренинг, который пройдет 9 апреля в 12:00 «Речьландия. Все части речи русского языка за день»
Сделайте инвестицию в обучение Ваших детей и она уже до конца этого учебного года окупиться хорошими оценками и сокращением времени на уроки
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять