Как сделать тавбу по шариату
Торопитесь покаяться, пока не попали в Ад
Основные условия покаяния (тавбу), необходимые для принятия его Всевышним:
1. Глубокое сожаление о совершённых в прошлом грехах и немедленное прекращение совершения греха.
2. Намерение больше не возвращаться к таким грехам.
3. Возмещение нанесённого вреда другому. Если тот человек умер, то возмещают его наследникам; если их невозможно найти, то за него необходимо раздать садака (пожертвование) в соответствующие места. Следует попросить прощения у того, кому нанесён вред, и по возможности делать ему добро.
4. Обязательно надо возмещать невыполненные обязанности (намаз, пост, закят, Хадж и др.).
Важно, чтобы после покаяния человек воспитывал, тренировал себя в поклонении Всевышнему, чтобы он вкусил горечь поклонения, как раньше вкусил сладость, совершая греховные деяния (до привыкания служение Аллаху кажется горьким, трудным). Надо оставить плохих друзей, есть, пить и носить следует только дозволенное. Нельзя откладывать раскаяние из-за боязни повторного совершения греха. Поистине, когда раб делает тавбу, Аллах принимает его.
Нельзя терять надежду на милость Всевышнего, потому что это признак неверия. Важно, чтобы люди каялись и просили прощения у Аллаха всё время и не повторяли грехи. «Кающийся не бывает постоянным в грехе, даже если он возвращается к этому греху 70 раз в сутки», так сказано в хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Абу Бакром Сиддиком (да будет доволен им Аллах). Нельзя рабу Аллаха оставлять тавбу, боясь впасть в другой грех. Подобные мысли в сердце вводит шайтан, чтобы раб всё время откладывал покаяние.
Великий алим, Худжатуль-Ислам имам аль-Газали сказал: «Тот, кто откладывает тавбу, находится между двумя большими опасностями.
Первое. С каждым новым совершённым грехом сердце всё больше покрывается ржавчиной. Эта ржавчина, которую почти невозможно удалить, и не даёт нам возможность понимать истину.
Торопитесь покаяться, пока не попали в дом разочарования (т.е. Ад). Ох, как охвачен бедами этот дом! Страшны в нём пропасти, вечен в нём пленник, постоянны мучения, сильна жара и велик стон. Напитки его обитателей – мерзкий пот обитателей Ада, мучения их бесконечны, палачи подавляют их, а беды объединяют. Они кричат: «Ох, какая это большая беда для нас». Пламя в них – это страшная жара, их участь – погибель, и нет для них спасения. Их ступни привязаны ко лбу, а лица их чёрные от подлости грехов. Они услышат крики из уготованных им ущелий и долин, плача от подобных мучений: «О Господи, подтвердились Твои угрозы, течёт из нас гной, окружает нас огонь, о Господи, тяжело нам железо, о Господи, сварена наша кожа, о Господи, освободи нас отсюда, мы не возвратимся к своим грехам». Через некоторое время Аллах им отвечает: «Не видать вам этого, указанное время истекло, и нет выхода из дома унижения, убирайтесь прочь туда с гневом Всевышнего». Услышав это, все они поймут, что их тоже ждёт такое мучение.
Аллах послал откровение (вахью) пророку Давуду: «О Давуд, рыдание раскаивающихся грешников Я люблю больше, чем голос совершающего поклонение». В другой священной книге Всевышний говорит: «Клянусь Моим Величием и Могуществом, не заплачет раб из-за боязни предо Мной, иначе как превращу Я его плач в смех в священном месте. Скажи плачущим в страхе предо Мной, что они все первые, на которых снизойдёт Моя милость. Ты скажи Моим грешным рабам, чтобы они дружили с плачущими в страхе предо Мной, может, и на них придёт Моя милость, когда Я направлю ее на плачущих».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего любимее для Аллаха, чем капельки слёз, которые появились из-за боязни перед Аллахом, и капли крови, пролитой в священной войне». Хадис передал ат-Тирмизи.
Не наступило ли время, о бедняк, перестать подчиняться своему нафсу?! Не наступило ли время возвратиться к вратам своего Господа?! Разве ты забыл данные тебе права и блага? Не создал ли Он вас прекрасными, не наделил ли вас любящими сердцами и пропитанием? Не внушил ли Он вам истинную религию Ислам и не наставил ли вас на правильный путь? Не приблизил ли Он вас к Своей милости? И всему этому вы противопоставляете своё забвение Господа, следование страстям, ослушание и грехи. Этим вы нарушаете свой договор с Ним, не выполняете Его повеления и постоянно совершаете грехи, подчиняетесь своей похоти, ослушиваясь Могущественного Аллаха. И если, отдалившись от Него, ты раскаешься и вернёшься к подчинению Ему, Он примет тебя и будет доволен тобою. А если будешь вдобавок и настойчиво служить Ему, то Он приблизит тебя к Себе.
Ибрахим бин Адхам сказал: «Сердце (душа) человека подобно зеркалу. Если шайтан приблизится к нему с чем-нибудь, то оно увидит его. А когда человек совершает грех, на сердце образуется чёрная точка. Когда человек делает тавбу, оно очищает сердце от этой точки, а если он продолжает грешить, то сердце его покрывается чёрными точками, пока полностью не почернеет. После этого проповедь очень редко приносит пользу, следовательно, сердце становится слепым и не воспринимает истину и религию. И тогда для человека становится ничтожным всё, что связано с загробной жизнью (ахиратом).
Главной целью для него становится мирское, он начинает уделять ему больше внимания, и если он услышит об Ахирате и его опасностях, то пропускает это мимо ушей. В сердце у него ничего не остается, оно не заставляет его совершать тавбу, и он теряет надежду на потустороннюю счастливую жизнь, как неверные потеряли надежду на умерших. Больному телу пища не помогает. Когда сердце сильно увлечено мирским, то проповедь и наставления ему не помогут, как дождь не помогает окаменевшей земле. Таким образом, нет пользы в повторении слов «астахфируллах» («прошу у тебя прощения, о Аллах»), в то время как сердце стало невнимательным и чёрным от грехов и забвения. Даже если человек будет днём и ночью повторять эти слова, он не получит пользу, напротив, они могут даже навлечь беду и погибель. Поэтому Рабият аль-Адавият сказала, что наш «астахфируллах» нуждается в многократном произношении «астахфируллах» с раскаянием.
Раскаяние в грехах как одно из необходимых испытаний на пути поклонения Всевышнему
Важным испытанием, которое необходимо пройти вступившему на путь поклонения Аллаху, является тавбу, т. е. раскаяние в совершённых грехах. Тебе следует совершить полноценное раскаяние. Да поможет тебе в этом Аллах, о, вступивший на путь поклонения!
Совершить тавбу необходимо по двум причинам.
Во-первых, для того, чтобы получить помощь Всевышнего Аллаха. Поистине, капкан грехов удерживает раба от поклонения и спешки к служению Всевышнему Аллаху, ибо тяжесть грехов отвергает его от лёгкости совершения благих деяний и бодрого, энергичного вступления в поклонение. Постоянное совершение грехов покрывает сердце мраком, и в нём ты не находишь чистоты, стремления к поклонению Аллаху и сладости служения Ему. И если Всевышний Аллах не смилуется, то такое грязное сердце постепенно тянет его обладателя к заблуждению и неверию. Да сохранит Аллах от этого! Амин.
Как же Аллах призовёт к служению Себе того, кто постоянно ослушивается Его, и как встанет перед Аллахом для обращения к Нему тот, кто покрыт грязью грехов?! В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Когда раб говорит ложь, ангелы отдаляются от него из-за противного запаха, исходящего из его рта». И как же может такой язык поминать Всевышнего Аллаха?! Несомненно, тот, кто постоянно совершает грехи, не найдёт помощи от Аллаха для поклонения и лёгкости в своём теле для служения. Даже если он приступит к поклонению – это будет для него большим грузом, в таком поклонении не будет чистоты, и он не будет чувствовать в нём сладость. Правду сказал человек: «Когда ты не смог ночью встать для служения Аллаху, а днём соблюдать пост – знай, что ты находишься в капкане своих грехов».
Во-вторых, тебе следует раскаяться в своих грехах для того, чтобы Всевышний Аллах принял твои благие деяния. Поистине тот, кому должны вернуть долг, не принимает от должника подарок, а совершение тавбу, т. е. раскаяния, и поиск довольства того, кому ты обязан чем-то, являются обязательством, которое непременно должно быть выполнено. Что же касается большинства видов поклонения, то это является сунной. Но как же Всевышний Аллах примет желательный вид поклонения в то время, когда ты не выполняешь обязательное?! Как ты будешь обращаться к Аллаху, просить и восхвалять Его в то время, когда Он гневается на тебя?! Таково состояние грешников, которые упорствуют в совершении грехов.
Если ты спросишь: «Что такое полноценное тавбу и что должен сделать раб Творца для того, чтобы очиститься от всех грехов?», то знай, что для этого есть четыре условия.
Первое: прекращение совершения какого-то греха, имея возможность совершить его. Следует иметь твёрдое намерение никогда впредь не совершать данный грех. Если же человек прекратил совершение грехов и вместе с тем в мыслях допускает совершение их в будущем, или не имеет твёрдого намерения впредь не совершать их, сомневается в этом, то этот человек является не совершающим грехи, но не раскаявшимся.
Второе: следует искренне раскаяться, опечалиться за совершённые ранее грехи.
Третье: если из-за сложившихся обстоятельств человек в настоящее время не в состоянии совершать грех, который ранее совершал, то необходимо, чтобы он сторонился других, не менее тяжких грехов. К примеру, про больного старика, который не может встать с постели, не говорят, что он является остерегающимся прелюбодеяния или разбойничества, ибо он не в состоянии совершать эти грехи. Но он в состоянии совершать такие же тяжкие грехи, как прелюбодеяние и разбой: лгать, клеветать, хулить и сплетничать. И если он остерегается этих грехов, то будет считаться раскаявшимся.
Четвёртое: раб должен остерегаться совершения грехов ради Аллаха, возвеличивая Его, боясь Его наказания. Когда человек не совершает грехи ради достижения какой-либо мирской цели, из-за страха перед людьми, ради похвалы, уважения и почёта, из-за слабости здоровья или бедности, из-за унижения среди людей или подобных целей – он не считается совершившим тавбу.
Только при соблюдении всех четырёх упомянутых условий человек будет истинно раскаявшимся, совершившим полноценное тавбу.
Также знай, что человека к раскаянию приводят три обстоятельства:
1) размышление о мерзости, отвратительности совершения греха;
2) размышление о гневе Всевышнего Аллаха и страшном наказании, которое ждёт грешников;
Когда ты днём и ночью будешь размышлять обо всём этом, тогда это направит тебя на совершение искреннего раскаяния.
Если ты спросишь: «Я знаю, что не смогу сохранить тавбу и вернусь к совершению грехов. Какая польза мне тогда от совершения тавбу?», – знай, что это наущение сатаны, его коварство. Откуда тебе знать, что ты после раскаяния вернёшься к совершению грехов?! Ведь ты можешь умереть, будучи раскаявшимся, прежде чем вернёшься к грехам. А что касается твоего страха о вероятности возвращения к грехам после раскаяния, то тебе следует иметь твёрдое намерение не совершать их впредь, и если срок твоей жизни закончится в этом состоянии – это большая Милость Всевышнего Аллаха. Но если обстоятельства сложатся не так (т. е. если вдруг вернёшься к грехам после тавбу), то все твои прошлые грехи будут прощены и на тебе останется только вновь совершённый грех. Это для тебя большая прибыль и огромная польза! Поэтому пусть боязнь перед возвращением к грехам не удержит тебя от совершения полноценного тавбу.
Теперь ты должен знать о том, что грехи бывают трёх видов:
1. Невыполнение обязательств, которые возложил Всевышний Аллах: намаз, пост, закят, хадж, кафарат и т. д. Тебе следует возместить то, что ты пропустил из этих обязательств.
2. Грехи между тобою и Всевышним Аллахом, такие как употребление спиртного, игра на запрещённом Шариатом музыкальном инструменте, ростовщичество и т. д. Пусть сердце твоё наполнится печалью и сожалением о совершении этих грехов, а также твёрдым намерением не возвращаться к ним впредь.
3. Грехи между тобою и людьми. Они будут одними из самых тяжёлых на весах деяний. Эти грехи делятся на те, которые связаны с имуществом другого человека, с его честью и религией.
Если ты совершил грех, связанный с честью другого человека: хулил за его спиной, клеветал или ругал его, – то, если нет опасности смуты, тебе следует признаться перед ним в своей лжи и попросить у него прощения. А если твоё признание перед ним может зажечь вражду, смуту, то тебе следует делать за него дуа, просить для него милость у Аллаха, обращаться к нему с добром.
Если ты совершил грех, связанный с религией другого человека, – к примеру, говорил ему: «ты неверный, ты заблудший», – это самый тяжкий грех. В этом случае тебе также следует признаться перед ним в своей лжи и попросить у него прощения, а если для этого нет возможности, к примеру ты не можешь найти его и т. д., – ты должен искренне опечалиться, раскаяться в совершённом грехе и постоянно просить Аллаха о милости для этого человека.
Теперь ты узнал о тяжести преодоления этого испытания (т. е. совершения искреннего раскаяния), о его важности, и о той опасности, которая ждёт человека, не преодолевшего его.
До нас дошла весть о том, что шейх Абу Исхак Аль-Исфаранию сказал: «В течение тридцати лет я непрестанно просил Аллаха, чтобы Он одарил меня искренним раскаянием, и я однажды обратился к себе: “Пречист Аллах от всяких недостатков! Я прошу это в течение тридцати лет, но до сих пор не получил ответ на свою просьбу!” Затем я подобно во сне услышал голос, обращающийся ко мне: “Ты удивлён этим?! Ты разве не знаешь, что ты просишь у Всевышнего Аллаха?! Ты просишь у Него, чтобы Он возлюбил тебя! Разве ты не слышал о том, что в Коране сказано:
«إن الله يحب التوابين ويحب المتطهرين»
Смысл: «Поистине Всевышний Аллах любит тех, которые раскаялись в своих грехах и отвернулись от совершения греховного. Также Он любит тех, которые остерегаются всякой скверны, соблюдая чистоту». (Коран, № 2:222)
Посмотри, о мой брат, какое большое значение придавали эти великие имамы приобретению благих качеств сердца и как они готовили необходимый багаж для того света!
История Балама сына Бауры приводится в Коране. Он был учёным, обладающим большими знаниями, знающим самое Величественное Имя Аллаха (исмуль-а’зам), человеком, у которого Всевышний Аллах всегда принимал мольбу. Количество учеников, которые приходили к нему за знаниями, доходило до двенадцати тысяч. Когда Пророк Муса (мир ему) по велению Всевышнего Аллаха пришёл к жабаринам, объявив им газават, они пришли к Баламу и попросили его сделать плохое дуа для Мусы (мир ему). Но он отверг их просьбу, сказав, что Муса (мир ему) – это пророк Аллаха. Он сказал: «Я ночью во сне спрошу об этом Всевышнего Аллаха». Во сне ему сказали: «Ты не делай плохое дуа для Мусы». На следующий день он объявил людям, что ему повелели не делать плохое дуа для Мусы (мир ему). Тогда эти люди сделали ему много дорогих подарков, и он сказал им: «Я ещё раз спрошу об этом во сне». Но на этот раз по причине того, что сердце его склонилось к мирскому и он принял подарки этих заблудших людей, он не увидел во сне ничего. На следующий день, когда он объявил этим людям, что во сне он ничего не увидел, они сказали ему: «Если бы нельзя было делать для Мусы (мир ему) плохое дуа, Всевышний Аллах и во второй раз запретил бы тебе это делать». Тогда он отправился на гору, откуда было видно войско Мусы (мир ему), и сделал плохое дуа. Но Всевышний Аллах повернул язык Балама, и всё плохое, что просил, он попросил для себя и своего народа, а всё хорошее – для Пророка Мусы (мир ему) и его войска. «Что ты наделал?!» – начали кричать джабарины. Он ответил: «Это получилось не по моей воле. Так сделал Всевышний Аллах».
Балам лишился всех благ, которыми был наделён Всевышним Аллахом, и стал заблудшим. Говорят, что он является первым человеком, который написал в книге ересь о том, что Всевышнего Аллаха не существует.
Если ты после искреннего тавбу ещё раз совершил грех – снова поспеши к искреннему раскаянию и скажи себе: «Возможно, раскаявшись, я умру до того, как совершу какой-нибудь грех». Поступай так же и в третий раз, и в четвёртый. Подобно тому, как ты сделал совершение греха своей профессией, – сделай и совершение тавбу своей профессией. Не будь слабее в совершении тавбу, чем в совершении грехов, и никогда не отчаивайся в Милости Всевышнего Аллаха! Смотри, чтобы сатана не разубеждал тебя вновь совершать тавбу из-за того, что ты нарушил ранее совершённое тавбу. Разве ты не слышал хадис Пророка (мир ему и благословение): «Самый лучший из вас – это тот, который раскаивается каждый раз, когда попадает в грех»? Также вспомни Слово Всевышнего Аллаха:
وَمَن يَعْمَلْ سُوءاً أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللّهَ يَجِدِ اللّهَ غَفُوراً رَّحِيماً
Смысл: «Тот, кто совершил грех или поступил несправедливо по отношению к себе (ослушался Аллаха и тем самым подверг себя наказанию), а затем раскаялся в содеянном и, совершив тавбу, попросил прощения у Всевышнего Аллаха, – найдёт Аллаха прощающим его грех, и Аллах смилуется над ним». (Коран, № 4:110)
Таким образом, тебе сначала следует очистить своё сердце от всех грехов, иметь крепкое намерение не возвращаться к ним, по мере возможности возвратить долги перед людьми и начать возмещать то, что упустил из обязанностей религии (намаз, пост, закят, хадж). А за то, что не смог возместить, – искренне опечалиться, пролить слёзы и смиренно обратиться к Аллаху с мольбами о прощении. И тогда ты очистишься от грехов, как в тот день, когда родила мама, Всевышний Аллах полюбит тебя, и ты получишь неописуемое вознаграждение. Ты окунёшься в безграничную Милость Аллаха, и будешь сохранён в этом и в том мире от бед и несчастий, которые настигают человека вследствие совершения грехов. И по Милости Аллаха ты преодолеваешь это испытание.
Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»
Тауба
Тавба или тауба (tauba) в переводе с арабского означает «покаяние», то есть это раскаяние человека обращенное ко Всевышнему Аллаху с просьбой о прощении и сожалением за совершенные грехи. Тауба должно сопровождаться намерением больше никогда не совершать такого греха.
Покаяние недостаточно просто выразить языком, его необходимо закрепить в своем сердце. Если выполнить все условия совершения тауба, то у мусульманина появляется надежда, что Всевышний Аллах простит его. Тауба должна исходить из самого сердца верующего, только тогда Всевышний Аллах примет раскаяние человека. Великой милостью Всевышнего Аллаха является то, что Аллах дал людям возможность покаяться и очиститься от грехов.
Нужда людей в покаянии
Мир, в котором живет верующий мусульманин, наполнен как добром, так и дьявольскими искушениями, которые своими соблазнами способны погубить каждого. Дьявол делает попытки совратить человека посредством соблазнов и грехов. Человеку необходимо иметь силы противостоять всему этому злу, исходящему от сатаны и его приспешников, а также от собственной души (нафса), желающей погрузиться в беззаботное, пустое и греховное времяпрепровождение.
Впасть в грех каждый мусульманин может как вольно, так и невольно. Но Всевышний, проявляя свою любовь к своим рабам, позволяет очиститься от греха также каждому мусульманину. Аллах дает мусульманину возможность стать чище и лучше, задуматься о своих поступках, а также требует не совершать новых грехов. Тауба – это важная основа Ислама, она является первой стадией подготовки к ахирату для верующих.
Все люди нуждаются в покаянии: для каждого мусульманина важно и необходимо, чтобы его тауба прошло через сердце и не было показным. Это не касается публичного покаяния, во время которых человек не должен проявлять гордости, поскольку только стыд за свои поступки перед людьми и Всевышним Аллахом является основой тауба. Если человек покается в грехе, который он совершит, допускать вновь его совершение нельзя – это касается любого греха, и большого, и маленького, ведь даже если человек сказал маленькую ложь, она может привести к большой трагедии.
Если человек согрешил, раскаивается и намерен вновь добиться любви Всевышнего Аллаха, получить снова Его милость и расположение, то ему следует помнить о том, что Всевышний Аллах готов простить мусульманина, пока он раскаивается, и тяжесть грехов не имеет значения. В сборнике Тирмизи приводится хадис кудси, переданном Анасом ибн Маликом, где говорится, что даже если бы грехов у человека было так много, что дотянулись до облаков в небе, и он просил бы Всевышнего о прощении, то Аллах все равно простил бы его.
Тауба – это не только искреннее раскаяние в совершенном грехе, но и отказ от того, чтобы совершать такой грех в настоящем или в будущем, а также совершение таких благочестивых деяний, которые бы на деле утвердили то, что человек раскаивается.
Успеть покаяться
Отстраниться от грехов
По Исламу, один из самых больших грехов является презрение к другому человеку, гордость, и стремление человека стать выше других. Если человек проявляет гордость, то это может отвратить его от Всевышнего Аллаха, а самого мусульманина отвернуть от истинной веры. Пророк Мухаммад ﷺ просил каждый день Всевышнего Аллаха, чтобы Он простил его, и только так он обрел величие.
Страсть является тем грехом в Исламе, который может заставить человека поддаться многим соблазнам, какой бы страстью это не являлось – страстью к похоти или к наживе, к роскоши или к бесконечным увеселениям. В ней кроется погибель человека, ведь она может подтолкнуть его к такому греху, как убийство или воровство.
Одним из тяжелых грехов по Исламу является лень, которая подвигает человека к праздному времяпрепровождению, что в свою очередь действует разрушающе на человеческую душу и отвращает от ежедневных обязанностей: молитве, добрым поступкам и помощи окружающим.
Тауба намаз
Тауба-намаз является молитвой покаяния. Совершая грех, человек отдаляет себя от милости Всевышнего Аллаха, сосредоточивая на себе его гнев. Для того, чтобы вернуть себе любовь и милость Аллаха, мусульманин должен покаяться и попросить Всевышнего о прощении. Пророк Мухаммад ﷺ показал мусульманам, как подобает правильно совершать тауба намаз и испрашивать прощения у Всевышнего. В хадисе, переданном Тирмизи, сказано, что Господь простит человека, если он совершил грех, а после встал для очищения себя и совершил тауба намаз, после чего попросил у Всевышнего Аллаха прощения.
Сообщается в хадисе (ибн Маджа, Тирмизи и Абу Дауд) по свидетельству Абу Бакра, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что, если кто-нибудь из рабов Всевышнего Аллаха совершит грех, а затем должным образом совершит омовение, а после этого прочитает молитву из двух ракаатов, попросит прощения у Аллаха, того Всевышний простит обязательно. После этого Пророк Мухаммад ﷺ зачитал аят из суры «Али Имран»: «Тем же, кто, совершив поступок мерзкий или поступив несправедливо против самих себя, помянули Аллаха и прощения попросили за грехи свои, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, кто сознательно в том не упорствуют, что совершили они, воздаянием будет прощение от Господа их и сады Рая, в которых реки текут и в которых они пребудут вечно».
Искренняя тауба должна совершаться так:
Такой намаз называют по примеру имама Тирмизи в труде «Сунан» тауба-намаз или «салят-ут-тауба».
Два ракаата из тауба-намаза – такие же, как в любом другом нафль-намазе. Конкретных сур и дуа, которые были бы предписаны для чтения во время тауба намаза, не названо.
Пророк Мухаммад ﷺ обращал внимание на проливание слез во время мольбы: в хадисе, который передал Абу Умама аль-Бахили, что нет ничего такого, что Аллах Всевышний любил бы больше двух капель и двух следов. Что касается капель, то это слеза, пролитая от страха перед Аллахом… (Тирмизи).
Условия тауба
Для принятия тауба есть несколько условий: их назвал имам Навави еще в седьмом веке в тексте комментариев к сборнику хадисов Муслима «Сахих».
Тауба будет принята при условии, что: