Как сделать технологическую карту по технологии
Образец технологической карты
Технологическая карта это документ свободного образца, в котором наглядно описывается весь алгоритм того или иного процесса. По сути, это готовая инструкция с кратким комментарием по каждому этапу. Карта, как правило, выполняется в виде удобной схемы, на которой отражают стадии, количества сырья, условия процессов и требования к готовому продукту. Готовые образцы документа и правила его составления описаны ниже.
Скачать образец технологической карты можно в конце статьи.
7 разделов технологической карты
Конкретного образца формы технологической карты не существует, поскольку документ отличается разнообразием. Однако в карте должны содержаться сформулированные или схематические ответы на такие вопросы:
Технологическая карта составляется не для всех процессов. Многие операции достаточно простые, чтобы выполнить их без дополнительной инструкции. Однако такой документ необходим, если процесс:
Например, технологические карты составляются для всех без исключения строительных работ. Они разрабатываются как собственно строительными компаниями, так и научно-исследовательскими институтами.
Наряду с практическим значением технологическая карта как документ имеет и юридический смысл. Она является основной инструкцией, которую работники должны неукоснительно соблюдать. В случае нарушения технологии негативные последствия неизбежно отразятся на результате, что послужит основанием для привлечения к ответственности. Также технологические карты проверяются и специалистами Роспотребнадзора, которые выносят решение об их соответствии/несоответствии принятым стандартам.
Образец и правила составления технологической карты
Технологическая карта составляется в виде обычного документа, в котором наряду с текстовой частью, как правило, присутствует и описание процесса в виде таблицы, схемы, рисунка, чертежа и т.п. Стандартная структура документа включает в себя такие разделы:
Наличие всех этих разделов необязательно. Однако в случае со сложными процессами, например, по возведению, ремонту строительных объектов обычно присутствуют все перечисленные пункты. При составлении технологической карты можно ориентироваться на готовые образцы для разных видов деятельности, представленные ниже.
Строительных работ
Для них составляют наиболее сложные технологические карты. В документе важно отразить не только исчерпывающую информацию по условиям процесса, последовательности действий и требованиям к готовому продукту, но и сослаться на соответствующие регламентирующие документы (ГОСТ и другие стандарты).
Маршрута
В этом случае документ содержит исчерпывающие сведения о маршруте – описание транспортного средства, количество человек, начальный, промежуточные и конечные пункты, планируемое время прибытия/убытия, состав передвигающейся группы и т.п.
Пищевого производства
Это одни из наиболее простых видов карт, которые содержат не так много разделов, как, например, в случае со строительными работами. Достаточно описать базовые ингредиенты, их количество, а также последовательность действия для приготовления того или иного блюда.
Урока
Карта представляет собой схематическое изображение конспекта урока. В этом смысле документ напоминает план занятия с пошаговым описанием действий учителя и учащихся.
Примеры технологической карты и ее составление. Пример заполнения технологических карт
Примеры технологической карты присутствуют на любом производстве, будь то авиационный завод или пункт общественного питания. Этот стандартизированный документ является обязательным на предприятии, однако форма и вид отличаются от отрасли к отрасли.
Что же это
Примеры технологической карты включают требующуюся информацию для работников, выполняющих определенную операцию. Он может принимать вид процедуры или инструкции, быть представлен в форме текста, таблицы, графиков, рецептов, плана действий и так далее.
Какой она должна быть
В каком бы виде ни были выполнены примеры технологической карты, она должна отвечать на следующие вопросы:
1. Что выполнять (какие операции или процедуры).
2. Как выполнять (описываются конкретные шаги в определенной очередности и последовательности).
3. Как часто они должны производиться (регламентируемая регулярность, периодичность).
4. Сколько по времени должно занимать выполнение (как долго может занять проведение любого этапа операции и все они вместе взятые; зачастую указывается «вилка» от и до).
5. Что ожидается на выходе (результат, после проведения процедуры).
6. Ресурсы, требуемые для производства (перечень необходимых инструментов, материалов и других ресурсов для каждого этапа операции).
Основные функции
Примеры технологической карты необходимы не только для прохождения комиссий Роспотребнадзора. Они несут и практический смысл на самом предприятии. Такой документ значительно облегчает работу персонала и проверку специальных инстанций.
Требование это базируется на понимании того, что специалисты совершенно разной (в том числе и довольно низкой) квалификации могут быть использованы на одном и том же производстве. Для того чтобы обеспечить достаточный уровень компетенции задействованных в подразделениях сотрудников предоставляется пример составления технологической карты предприятия. Таким образом, их первой функцией является обучающая.
Вторая задача – это регламентировать определенный порядок действий там, где возможно применение различных вариантов работы. Зачастую специалистами-разработчиками выбираются наиболее рациональные методы.
Третья задача заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое вовлечение в новый процесс и повышение квалификации уже работающих профессионалов. А плановая грамотно составленная инструкция им в этом поможет.
Отсюда следует, что технологическая карта должна быть составлена таким образом, чтобы самый низкоквалифицированный сотрудник предприятия смог интуитивно понять ее, а грамотные специалисты могли найти для себя требуемые подсказки в работе.
Где применяется
Следует отметить, что зачастую этот документ разрабатывается для каждого отдельно взятого объекта предприятия.
Сегодня разработан пример заполнения технологических карт практически для всех видов производства. По одному образцу можно разрабатывать любые инструкции и рецепты.
Кем разрабатывается
Этот документ составляется специализированными отделами организации и проходит утверждение на уровне руководства предприятия.
В небольших компаниях документ может быть составлен любым технически грамотным специалистом.
Они составляются не только конкретными фирмами и заводами для своих нужд, но и консалтинговыми компаниями, и специализированными институтами на заказ.
Как разрабатывается
Зачастую технологическая карта составляется в отдельности для каждого подразделения предприятия. В одном документе допускается учитывать разные схемы операций, если методика выполнения аналогична.
Технологические карты рекомендуют разрабатывать и оформлять в виде табличек, графиков, четко структурированного текста. Допускается использование любых визуальных средств, призванных обеспечить понимание и правильное выполнение операций и процедур.
Особенности составления
Каждая технологическая карта индивидуальна. Она должна учитывать не только специфику отрасли, но и требования рынка, региона, в котором работает предприятие, квалификацию сотрудников и функциональные связи внутри компании. Именно в этом заключается сложность использования готовых примеров.
Однако, учитывая, что это стандартизированный документ, составлять его следует, используя привычную структуру для вашей области деятельности.
Примеры составления
Для начала будет рассмотрена технологическая карта экскурсии. Пример этот взят как один из достаточно распространенных и при этом относительно понятных в подготовке.
Технологическая карта экскурсии (пример структуры приведен ниже) будет включать такие составляющие:
1. Введение (включает общее описание технологической карты, предприятия). Вы можете включить сюда историю создания экскурсионного агентства. Описать, как взаимосвязаны подразделения предприятия, как устроена документационная структура.
2. Область применения. В этом разделе уже стоит четко и обоснованно описать на какие именно процедуры и операции распространяется технологическая карта маршрута, пример которой рассматривается.
3. Нормативные документы. Перечислите здесь все, что может касаться вашей деятельности, от законодательных актов до внутренних инструкций. Учтите, что этот раздел – ваша своеобразная шпаргалка. Именно к нему вы сможете обратиться в случае возникновения любых вопросов, не описанных в данной карте.
4. Термины и определения. Также дотошно и кропотливо включите сюда все, что встречается в тексте. Не забудьте названия компаний, с которыми вы сотрудничаете и которые упоминаются в документе. Возможно, вы пользуетесь услугами наемного автотранспорта, тогда обязательно укажите, кто подпадает под определение перевозчика. Если у ваших маршрутов есть отдельные названия, обязательно расшифруйте их. Помните об аббревиатурах. Их также стоит включить именно в этот раздел.
7. Калькуляция расходов также выносится в отдельный раздел по желанию составителей. В то же время часто включается в раздел 5. Ни один, ни другой вариант не будет считаться ошибкой. При расчете затрат не постесняйтесь прибегнуть к помощи профессионалов и бухгалтеров.
8. Порядок разработки и утверждения. Если в вашей компании создано много технологических карт, то может быть целесообразно вынести его в отдельный документ.
В документации также можно часто встретить определение «маршрутно-технологическая карта». Пример ее будет мало чем отличаться от рассмотренного выше, т. к. это один из терминов, описывающих последовательный ход всего технологического процесса.
Аналогичный принцип составления можно использовать в случае, когда необходим пример технологической карты блюда, строительных работ, сельхозопераций и других проектов. Вы никогда не приготовите правильное блюдо, если не будете следовать четкому рецепту (пропорциям, последовательности, продуктам).
Примеры технологической карты действительно присутствуют на любом производстве, будь то хлебопекарный завод или местный кафетерий. Этот стандартный документ является обязательным в учреждениях, однако его форма и вид отличаются в зависимости от отрасли.
Урок «Составление технологической карты»
Методическая разработка открытого урока по технологии
Тема урока: « С оставления технологической карты »
Направление – «Технологии ведения дома», 6 класс
— раскрытие сущности понятия «технологическая карта», освоение учащимися методами составления технологической карты;
— развитие самостоятельной активности, технологического мышления;
— воспитание познавательного интереса к изучению данной темы, дисциплинированности, взаимопомощи, уважения к труду людей.
Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока
— научаться планировать последовательность операций и составлять технологическую карту.
Личностные результаты: формирование готовности к самостоятельным действиям, уважения к труду людей, бережного отношения к материальным благам человека.
регулятивные –планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пооперационный и итоговый контроль деятельности, уметь владетьосновымисаморегуляции;
Тип урока: урок учебного проектирования.
Вид урока : урок погружения в проект.
Методы обучения : индуктивный, репродуктивный, практическая самостоятельная работа.
Формы учебно-познавательной деятельност и: фронтальная, индивидуальная и парная.
Методическое оснащение урока:
Необходимое материально-техническое и дидактическое обеспечение для учителя: проектор, компьютер, плотные карточки со слова и словосочетаниями(идея, проблема, технология изготовления, технологическая карта, конструкция, экономический расчет, оценка результата, вера в себя, творчество, подготовительный, технологический, аналитический), видеоролик «Производство ткани», плакат «Типы графических изображений», демонстрационные плакаты по технологии обработки швейных изделий, пояснительные записки творческих проектов, оценочный лист «Развитие метапредметных результатов».
Необходимое обеспечение для учащихся: ноутбуки , тетрадь, учебники, шариковая ручка, простой карандаш, линейка, ластик, лист А4 с эскизом ожидаемого результата проекта, образцы пооперационной обработки швейных изделий, пособие «Классификация машинных швов».
Учитель организует работу с целью формулирования темы и цели урока
-Садитесь! – Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.
Я желаю, чтобы сегодня нам сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Улыбнулись друг другу, гостям. Для этого нам понадобится отличного настроения, и мы можем приступить к работе.
Актуализация знаний и умений
-Начнём нашу работу с разгадывания кроссворда.
1. Место соединения 2-х или нескольких слоев ткани. шов
3. Рисунок, выполненный от руки без нанесения размеров. эскиз
5. Ритмически повторяющийся элемент (мотив) изображения
7. Что нужно составить, прежде чес выполнить проект? план
8. Первый шаг в процессе выполнения творческого проекта проблема
11. Обязательное требование к любой проектной работе. актуальность
13. Что необходимо проявить при выполнении проекта? творчество
15. Одинаковость (схожесть) частей изображения по противоположным сторонам от прямой линии середины
18. С чего начинается творческий проект идея
20. Результатом завершения работы над проектом будет. оценка
17. Название одного из этапов творческого проекта. технологический
2. Узор, построенный на ритмическом чередовании одинаковых элементов
4. Ряд повторяющихся стежков
6. Знак-буква на чертеже-R
9. Объединение элементов изображения в одно художественное целое
10. Этап выполнения творческого проекта
13. Система разных методов обработки, преобразования энергии, сырья и материалов в процессе производства из них продукции
14. Чертёжные принадлежности
16. Сколько видов надо выполнить на чертеже для проектирования
— Обратите внимание на выделенные слова.
-Как вы думаете, что объединяет эти слова?
— как звучит тема нашего урока. «Проект», « Творческий проект « проектная деятельность»,
-Тема нашего урока « Творческий проект»
-«Мы с вами не первый урок осваиваем основы проектной деятельности.
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ)
Учитель закрепляет на доске слова (этапы проекта):
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, АНАЛИТИЧЕСКИ Й,
«На классной доске представлены слова и словосочетания: ИДЕЯ, ПРОБЛЕМА, ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА, КОНСТРУКЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ, ПРОЕКТ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА, ВЕРА В СЕБЯ, ТВОРЧЕСТВО
-Посмотрите внимательно на доску и прочитайте слова и словосочетания.
-Давайте сгруппируем слова в соответствии с этапами выполнения проекта,
идея технология изготовления, оценка результата, конструкция,
технологическая карта экономический
-С чего начинается ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап? Выбор темы, проблема,
-Что включает технологический этап? технология изготовления, конструкция, технологическая карта
-Что включает заключительный этап? оценка результата,
— «Как вы думаете, словосочетание «вера в себя» и слово «творчество» связаны как-то с разработкой проекта?
-Может быть это лишние слова?
(Учащиеся высказывают свои мысли и предположения).
-« Конечно, эти слова имеют прямое отношение к выполнению проектов . Творчество – деятельность(результат), то есть создание чего-либо качественно нового.
— Какой этап работы над проектом мы завершили? ( Подготовительный)
-Чему мы научились на этом этапе? (выбрали тему проекта, разработали несколько вариантов изделия, определили требования к изделию) учащиеся высказывают свои предположения).
— Как называется второй этап проектирования? (технологический)
-Технологический этап выполнения проекта – это очень сложный и трудоемкий этап, который включает в себя совокупность операций по обработке и соединению деталей и узлов в определенной технологической последовательности».
-Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Давайте вместе попытаемся её выделить.
— У вас на партах лежат творческие проекты учащихся прошлых лет, найдите раздел «Технология изготовления изделия» или «Технологическая часть».
— «что нам необходимо знать и уметь, для того чтобы осуществить технологический этап? (технология изготовления технологическая карта, инструменты и материалы, правила по ТБ)
( , конструкция, технологическая карта)
На экране: схемы, чертежей, выкроек моделей изделий, технологическая карта
-Как вы считаете, можно ли к основным технологическим документам отнести технологическую карту . (да)
? –Имеется у нас технологическая карта? (Нет)
-Как вы думаете, чему нам предстоит научиться в разработке технологической документации?». ( научиться составлять или разрабатывать технологическую карту.)
-Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (- Цель нашего урока – научиться составлять технологическую карту. )
-Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «технологическая карта», научимся составлять технологическую карту своего будущего проектного изделия».
Обоснование проекта – разработка технологической карты
Учитель организует работу в парах по выполнению задания с целью формулирования определения «технологическая карта»
Учитель: раздать технологические карты.
— «Для того чтобы научиться разрабатывать технологическую карту нам необходимо знать основные структурные элементы технологической карты.
-Обратимся к творческим проектам прошлых лет. Откройте стр. «Технологическая карта», посмотрите по содержанию.
-Изучите структуру технологической карты и попытайтесь сформулировать определение, продолжив предложение: «Технологическая карта–документ, содержащий указания к :последовательности выполнения операций, графическому изображению, оборудованию, инструментам и материалам…………..».
СЛАЙД Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.
-Запишите определение в своей технологической карте.
(Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.)
_ Где сможем понаблюдать за процессом производства изделия? ( на фабриках по производству пошива одежды)
Учитель организует работу по просмотру видеоролика «Производство одежды» в целях повышения познавательной активности учащихся и ознакомления с технологическим процессом создания одежды
— Сейчас посмотрим видеоролик, подумайте,
Воспитательная беседа. Учитель: «Вы посмотрели видеоролик, и убедились в том, что производство одежды – сложный, трудоемкий технологический процесс. Огромное количество людей профессионалов задействовано в создании одежды. »
— Назовите профессии швейного производства, которые вы увидели из видеоролика.
СЛАЙД Процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:
Художник – модельер разрабатывает новые виды одежды, создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.
В круг занятий художника-модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей и их подготовка для промышленного производства, организация показов моделей одежды.
— Чем занимается художник – конструктор (дизайнер)?
Художник-конструктор (дизайнер) Дизайнер одежды занимается проектированием и созданием нарядов, соответствующих современным модным тенденциям.
Многие люди считают, что второе название профессии дизайнера одежды — модельер. На самом же деле дизайнер — более обширная специальность, которая включает в себя обязанности художника-модельера и конструктора. Должность дизайнера одежды востребована в швейных фабриках, ателье, дизайнерских мастерских и домах моды.
— В чём заключается работа Модельера-конструктора?
Модельер-конструктор – специалист по разработке новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Модельер разрабатывает новые модели будущих предметов одежды, подготавливает необходимые методические материалы, рисует эскизы, контролирует изготовление изделий.
Технолог швейного производства – это человек, который возглавляет цех по пошиву одежды, постельного белья, портьер, скатертей или иных швейных изделий.
-Какую операцию выполняет оператор швейного оборудования?
-«Необходимо уважать и ценить труд людей, которые создают для вас материальные блага, которые позволяют вам жить комфортно и красиво. сколько вложено труда и любви, чтобы создать вещи, которые окружают нас. Уважайте труд профессионалов и своих родителей. Помните об этом. Относитесь бережно к своим вещам и правильно ухаживайте за ними».
Учитель организует работу в парах с целью выделения алгоритма действий по составлениютехнологической карты
Учитель : -Вернёмся к образцу технологической карты?
-«И так каковы наши будут действия по составлению технологической карты.
Технологическая карта имеет название.
( продолжить заголовок или название предложения Технологическая последовательность обработки и сборки…..)
? — прочитайте начало предложение и попытайтесь продолжить его, опираясь на создание своего проектного изделия. ( Ночной сорочки)
?- Как называется проектное изделие?( модель плечевой одежды на основе изделия ночной сорочки?)
СЛАЙД — запишите предложение Технологическая последовательность обработки и сборки ____ деталей ночной сорочки_
-Назовите свой алгоритм создания технологической карты, используя образцы…
(Дети отвечают, учитель корректирует ответы, и учащиеся записывают в тетрадях алгоритм действий по составлению технологической карты:
Графическое и условное обозначение
Оборудование, инструменты и приспособления)
-Давайте обратимся к маршрутным листам. Прочитайте.
Слайд Алгоритм создания технологической карты.
Выстроить последовательную цепочку технологических операций по обработке проектного изделия.
Описать технологические операции.
Выполнить графическое изображение технологической операции.
Осуществить выбор оборудования и инструментов.
-Итак, именно эти задачи нам с вами предстоит решить на уроке.
Проведение физкультминутки (Приложение 1)
— Посмотрите направо, налево, вверх, вниз – 5 раз.
— Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза – 5 раз.
— Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза. – 5 раз.
— Поставили ладошку перед глазами – посмотрели, отодвинули ладошку.
Учитель организует самостоятельную
практическую работу «Разработка технологической карты»
-А сейчас перейдём к практической части, на прежде повторим
1. При работе ножницами:
ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе;
передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
2. При работе электроутюгом:
нужно до начала работы проверить целостность шнура;
при включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур;
ставить утюг на специальную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга;
не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять включенным без присмотра;
по окончанию работы выключить утюг и поставить на специальную подставку.
ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРОВОДОМ.
Перед работой проверить исправность шнура.
При включении и выключении машины браться только за корпус вилки.
Правильно ставить ногу на педаль, нажимать на нее плавно, без рывков.
Волосы должны быть заправлены, убраны.
На машине не должны лежать посторонние предметы.
Перед работой проверить. Не остались ли в изделии булавки и иглы.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Следить за правильным положением рук.
Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.
Технологическая последовательность обработки и сборки ____
деталей ночной сорочки
Обработка горловины обтачкой на изнаночной стороне
1. Приколоть обтачку лицевой стороной к лицевой стороне изделия по линии………. совмещая середины деталей.
2. Приметать обтачку к срезу горловины изделия. Ширина шва …. мм.
3. Проложить машинную строчку по линии шва. Срезать припуски на шов до ……мм.
4. Сделать надсечки на закруглениях. Удалить нитки приметывания.
5. Отогнуть………на лицевую сторону, выправить шов и выметать кант шириной ……мм из обтачки.
6. Выполнить отделочную строчку по ……..стороне горловины изделия. Ширина отделочной строчки 5-7 мм.
7. Удалить нитки временного сметывания. Обработанную …………изделия проутюжить.