Как сделать текст хорошим
Как написать захватывающий текст. 7 проверенных приемов
Семь советов, которые помогут вашим текстам стать уникальными и неповторимыми.
Одно из самых сильных и распространенных заблуждений о писательском мастерстве состоит в том, что многие воспринимают его как что-то ниспосланное с небес, что-то такое, чему нельзя научиться. Этот миф успешно поддерживается и самими творцами, так как он тешит их самолюбие и дарит ореол избранности.
На самом деле, это совершенно не так. В любом творчестве 90 процентов успеха обеспечивает труд и настойчивость, и только оставшиеся 10 зависят от таланта. Любой человек при желании может научиться писать если не гениальные, то вполне добротные тексты, которые захватят читателей с первой буквы и не отпустят до самой финальной точки. Особенно если вы воспользуетесь практическими советами, которыми мы хотим с вами поделиться в этой статье.
1. Заинтересуйте читателя с первой фразы
Это одна их самых важных, но в то же время и трудных задач. Первое предложение вашего текста, как хорошо отточенный крючок, должно цеплять внимание читателя. Продолжая аналогию с рыбалкой, можно украсить этот крючок яркой приманкой. Однако тут важно не переусердствовать, чтобы человек к середине статьи не почувствовал себя обманутым.
Вот несколько хороших примеров для начала текста:
2. Оцените каждое свое предложение
И речь тут идет совсем не о правописании. Вы можете писать с огромным количеством ошибок, но выдавать великолепные тексты, от которых читатели плачут и смеются. Или наоборот.
Самой главной задачей является удержание читательского внимания. Сегодня Интернет предлагает столько источников информации, а переход между ними настолько легок, что малейшая заминка в динамике вашего повествования приведет к уходу на другие страницы.
Поэтому старайтесь, чтобы каждое ваше слово давало что-то ценное вашим читателям. Лучший способ проверить это — прочитать текст постороннему человеку. Как только вы видите, что его взгляд стал блуждать и туманиться, то это верный знак, что текст надо дорабатывать.
3. Короче. Еще короче
Мода писать длинными замысловатыми предложениями осталась где-то в девятнадцатом веке, когда время было неторопливым, а люди вдумчивыми. Сегодня темп сжат до предела, и на многоступенчатые повествования мало у кого есть время. Хороший способ проверки — прочитать вслух свой текст. Если вы не можете выговорить какое-либо предложение на одном дыхании, то его, возможно, стоит сократить или разбить на несколько простых.
4. Будьте проще
А ведь так тянет иногда ввернуть что-нибудь такое умное!
Подавляйте это желание в зародыше и никогда не обстреливайте читателя чрезмерным количеством научных, профессиональных или жаргонных терминов. Никто не пойдет выяснять значение непонятных слов, просто закроют страницу и покрутят пальцем у виска.
5. Играйте с аналогиями
«Блог — это как свидание. Вы можете произвести хорошее впечатление на первом свидании, но потом вам придется снова и снова доказывать, что вы достойны внимания. Читатель — это ваша любовь, помните это.»
Ну вот, примерно как-то так.
6. Сделайте свой текст уникальным (даже если идея банальна)
Давайте признаемся честно: придумать что-то принципиально новое сегодня невероятно сложно. Каждое ваше озарение, пропущенное через поиск Google, принесет десятки и сотни доказательств, что кто-то когда-то про это уже писал. И что теперь делать?
Ищите другой угол зрения.
Если Интернет пестрит статьями о преимуществах фриланса, то напишите статью том, кому и по каким причинам нужно отказаться от этого вида деятельности. Или опишите историю сотрудника, который сделал свой выбор в ту или другую сторону.
7. Эффектно закончите
После того, как вы дали наживку во вступлении и раскрыли тему в основной части, самое время перейти к заключению. Написать его порой бывает не менее сложно, чем начало. Обычно в заключении повторяют в сжатом виде основную тему вашего сочинения. Но это может быть очень скучно и заурядно, увы.
Гораздо интереснее, если вы последуете по следам мастеров детективного жанра, которые, как известно, разгадку помещают в последние предложения. Добавьте динамики заключению неожиданным вопросом, спорным выводом, оригинальной трактовкой смысла статьи. Сделайте все возможное, чтобы читатель не остался равнодушным и пассивным.
Уверен, что этот набор советов поможет вам писать замечательные тексты. В том смысле, что их будут действительно замечать. Разумеется, этот список не является полным, и у каждого из собратьев по писательскому делу есть свои собственные секреты. Поделитесь?
Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!
Как создать текст, который понравится другим людям
Все люди, которые так или иначе связаны с созданием текстового контента, хотят, чтобы их тексты были эффективными и нравились людям. О том, как этого добиться, читайте в нашей статье.
Нравиться другим — это основной мотив деятельности большинства населения планеты Земля. И, конечно же, всем нам хочется, чтобы то, что мы делаем, понравилось другим. Особенно если ваша профессиональная деятельность связана с творчеством.
Сегодня мы поговорим о том, как создать текст, который понравится другим людям.
Задаём себе правильные вопросы
Предположим, вы написали статью / заметку / пост и хотите выставить своё творчество на суд широкой общественности. Прежде чем вы нажмёте заветную кнопку «Опубликовать», ответьте себе на несколько вопросов:
Думаю, ответив на эти вопросы, вы поймёте, куда двигаться дальше.
Спускаемся с небес на землю
Когда нам необходимо подготовить материал, мы очень часто считаем, что нам всенепременно необходимо создать что-то грандиозное и из ряда вон выходящее. В большинстве случаев в погоне за этим грандиозным нечто мы создаём очень абстрактный текст, красивый фантик, внутри которого совсем не вкусная конфетка. Пытаемся сыпать новомодными терминами, хотя даже сами смутно осознаём, что они означают и каким боком они относятся к нашему посту.
Так что сосредоточьтесь на том, чтобы писать просто, ясно и доступно, вместо того чтобы создавать текст с претензией на что-то неправдоподобно грандиозное. Представьте, что вы разговариваете с человеком, только живые слова на данный момент заменяет ваш текст. Вряд ли вы при личной встрече стали бы засыпать собеседника гиперболическими эпитетами вроде «одиозный». И, конечно же, вряд ли вы стали бы прыгать вокруг человека, размахивая руками, с пеной у рта — именно такое впечатление складывается об авторе, когда читаешь совсем не к месту «возвышенный» пост.
Точно знаем, для кого мы пишем
Вы пишете текст, рассчитанный на топ-менеджмент? Используйте их профессиональный сленг. Вы пишете материал, который предназначен для доярок? Извольте писать так, чтобы им было понятно. А если вы сможете грамотно и к месту использовать фирменные словечки своей аудитории, это будет высший пилотаж, так как у людей создастся впечатление, что вы свой человек.
Есть в психологии такое понятие, как инсайт. Пиарщики и прочие креативщики немного изворачивают это понятие и называют инсайтом то, что может зацепить аудиторию. «Знайте инсайты своей целевой аудитории» — то есть знайте, от чего людей прёт. То, на что они обязательно клюнут. Мимо чего они не смогут пройти мимо.
Подобие инсайта может случиться и с вами как с автором. Например:
Читаете чью-нибудь статью, а в голове: «Это должен был написать я. Ну почему я до этого не додумался?».
Пишем, пишем, пишем больше. И не для других, а для себя
Надо либо жить, либо писать. Либо слово, либо дело. Но твоё дело — слово.
Сергей Довлатов
Даже если ваше дело — слово, а главное дело вашей жизни — собирать слова из букв, этого недостаточно. Писать вы должны не только на работе, но и в выходные, и в праздники, и в любой другой день. Даже не столь важно, о чём писать — о том, что вы сделали за день, что вы видите из окна или о странных людях, которые только и думают, что о чужом личном. Главное — пишите, тренируйтесь.
Если же вам всё-таки сложно подобрать тему, то воспользуйтесь фрирайтингом. Фрирайтинг — это техника письма, при которой вы механически записываете все мысли, которые крутятся в вашей голове. Длится такой сеанс около 15–20 минут.
Главное правило фрирайтинга: пока не истечёт время, отведённое на «вольное писательство», вы не имеете права редактировать текст. То есть исправлять нельзя ничего абсолютно: ни пунктуационные, ни орфографические, ни стилистические ошибки; также нельзя править неудачные речевые обороты.
Пусть у вас будет правило — записывать что-то каждый день. Есть замечательное латинское изречение «Nulla dies sine linea», которое на русский язык переводится как «Ни дня без строчки», — достойный девиз для копирайтера, не правда ли?
Зная нашу природную человеческую лень, можно утверждать, что, скорее всего, даже от этого несложного задания вы будете пытаться увиливать. Ведя электронные дневники или используя социальные сети, это делать проще простого: в какой-то момент вы просто начнёте копипастить чужой контент, уверяя себя, что ваши мысли полностью совпадают с мыслями другого человека.
Если чувствуете в себе подобную тягу, то заведите обычный бумажный дневник. Возможно, он даже лучше своих электронных аналогов: там вы сможете писать более свободно, не ориентируясь на мнение других и не стремясь встать на «модную» позицию.
Тренируйтесь, и тогда, когда вы поймёте, что научились писать статьи, которые нравятся вам самим, вы будете способны создать контент, который понравится другим.
Чужое vs своё
Превосходные слова! Интересно, где вы их украли?
Джонатан Свифт
Помню, на первом курсе я, как прилежная студентка, штудировала различные книги по PR. И в одном творении мне попалась такая аксиома: хорошие идеи нужно обязательно воровать. Первой моей мыслью было просто захлопнуть данный труд, а в голове всё крутилось: «Ну на кого это я решила учиться?».
Теперь, спустя время, понимаешь, что для того, чтобы полностью украсть чужой контент, нужно очень постараться. Очень и очень редко можно встретить мысли, под которыми вы готовы подписаться полностью, а значит, вам обязательно захочется что-то вычеркнуть, что-то добавить, а что-то исправить. Или вовсе чужое творчество сможет вдохновить вас на создание чего-то своего.
Я ни в коем случае не призываю никого бездумно воровать чужой контент. Но находиться в постоянном поиске интересной темы, искать вдохновение, знакомясь с мыслями других, — в этом нет ничего зазорного.
Простые истины
Ну и напоследок, давайте вспомним простые истины, которые знают многие, но при этом эти же многие их и забывают.
Знакомы ли вам секреты эффективного текста? Поделитесь ими в комментариях.
6 болезней копирайтера: как сделать текст лучше
Ликбез для тех, кто пропустил ликбезы: как писать и оценивать тексты для бизнеса, медиа и адекватных людей.
Эта статья пригодится маркетологам, проджект-менеджерам и редакторам, то есть тем, кто каждый день ставит задачи по текстам и проверяет результат. И, конечно же, авторам информационных текстов.
Я руководитель контент-маркетингового агентства Write-Studio и маркетолог. Ежедневно работаю с текстами и даю по ним обратную связь. Я точно знаю, какой результат нужен заказчику, и могу отличить сильный материал от сырой статьи. И знаю, как порой сложно дать конструктивную обратную связь копирайтеру. Такую, с которой можно работать.
От редакции Cossa: а ещё этот текст пригодится пиарщикам и авторам, которые пишут для медиа ↓
Автор, которого печатают в СМИ, неизбежно осваивает редактуру. У такого автора другие акценты: как и редактор, он нацелен на результат (публикацию материала) и понимает: сам факт того, что он написал упитанный текст на тысячу слов — это пшик. Без публикации — это просто тысяча никому не нужных слов. Зачастую у автора нет ни гарантий, ни фикса за тысячу знаков, ни буфера в виде агентства или фриланс-биржи.
У копирайтера больше свободы: фидбек от заказчика или менеджера — шанс усилить текст или даже переписать его заново, если черновик откровенно слабый. Адекватный заказчик поможет копирайтеру понять аудиторию. А человек, пишущий для СМИ, должен сам разобраться, кто его читатель. (Подсказка: у большинства редакций есть правила, которые помогут сориентироваться, как писать и для кого. Вот наши.)
И главное: интернет-издание не может работать со слабыми текстами, потому у нашего автора, как правило, всего одна попытка. Мы можем помочь усилить толковый материал, но не будем возиться с заведомо слабой работой. Потому горячо рекомендуем советы ниже, какими бы простыми и очевидными они вам ни казались.
1. Канцелярит
Встречается у начинающих копирайтеров, которые ещё не отвыкли после университета пачками писать рефераты и курсовые. В коммерческих текстах язык получается отстранённым, безжизненным и тяжёлым для восприятия. В результате текст может быть по делу, но читать его невозможно.
Как определить
Появляется чувство, что вы прочли реферат. Простые вещи описаны сложными словосочетаниями («было принято решение»), штампами («ускоренные темпы роста») и заумными словами («был достигнут консенсус»).
Как решить
Дайте больше мяса по статье. Канцеляризмы прорываются в текст, когда сказать не о чем, а создать видимость полезного контента надо.
Попросите копирайтера почистить канцеляризмы. Если специалист их не видит, значит у него низкие навыки письма. Стоит ли с ним дальше работать?
Самостоятельно изучите тему канцеляризмов и поделитесь находками с копирайтером. По этой теме стоит почитать «Пиши, сокращай» Ильяхова и Сарычевой, «Живой как жизнь» Корнея Чуковского и «Слово живое и мёртвое» Норы Галь.
2. Негативизм
Вы читаете текст и понимаете: всё сложно, жить тяжело и опасно. Иногда действительно стоит сгустить краски, чтобы продукт показался идеальным и быстрым решением, но общий тон текста не должен быть мрачным. Пользуясь негативом как приёмом, помните, что это признак манипулятивной продажи, нацеленной на быстрый результат. Читатели могут сделать вывод, что у вас слабый продукт и вам важно обойти здравый смысл.
Когда вы выстраиваете образ товара или услуги, стоит подумать, какие ассоциации вам важны. Для качественных продуктов хочется создавать долгосрочную позитивную ауру, апеллировать к сильным положительным эмоциям и рациональной выгодной покупке.
Как определить
Обилие слов с негативным окрасом, частицы «не» и союза «но».
Как решить
Посоветуйте копирайтеру искать позитивные или нейтральные синонимы. Например, вместо слова «проблема» использовать «вопрос». Предложения с союзом «но» разбивать на две полноценные фразы или использовать другую смысловую связку. Частицы «не» просто почистить, изменив фразы.
3. «Визуал — это не моё, идите к дизайнеру»
Что делает статью визуально лёгкой? Навигация: заголовки, списки, таблицы, читаемого размера абзацы с продуманными первыми фразами. Именно навигация помогает понять, стоит ли читать статью, и это часть работы копирайтера.
Как определить
По отсутствию визуальной структуры. О содержании статьи вам говорит только заголовок, а чтобы понять суть, нужно прочесть всю «колбасу» текста. Кто захочет тратить 5–10 минут на материал сомнительного качества?
Как решить
Длинные абзацы разбить на короткие, до пяти строк: в интернете сложнее читать большие куски текста, взгляд теряет нужную строку.
Добавить списки, выводы и другие способы организации материала. Они не всегда нужны, но если какой-то материал можно дать списком — лучше сделать так. Это здорово упростит чтение.
Попросите копирайтера сделать подзаголовки: нельзя оставлять читателя без навигации, иначе он не захочет читать статью.
Проработайте с копирайтером анонс: он должен вовлекать в прочтение статьи.
4. Нарциссизм
Копирайтеры уверены, что их текст будут читать. Это не так. Никто не хочет читать коммерческие тексты. Смиритесь с этим.
Вы, заказчик текста, — единственный человек с сильной мотивацией прочесть все буквы в статье. Пользователь не будет заставлять себя читать, в интернете слишком много контента. Он просканирует материал взглядом, в интересных блоках выхватит начало абзаца, и только реально полезный текст прочтёт частично или полностью. Но это не точно.
Хороший копирайтер умеет вовлекать и управлять вниманием читателя.
Как определить
Вы дочитали статью только потому, что нужно ответить копирайтеру. Если даже вам скучно — дело дрянь.
Как решить
Не забывать о пользе читателя: почему стоит прочесть эту статью. Когда будете ставить задачу копирайтеру, пропишите, что читатель должен узнать из статьи и что сделать.
Продумать навигацию по статье: заголовки, анонсы, подзаголовки и цепкие врезки.
Выжать из текста всю воду, поработать со стоп-словами, канцеляризмами.
5. Поток сознания — обо всём и ни о чём
Иногда вы читаете статью и не понимаете, о чём она: вроде коснулись всех тем, но какой-то конкретной пользы нет. Такое происходит, когда у статьи нет плана и единой цели. Копирайтер забыл правило «Одна статья — одна задача».
Как определить
В статье затронуто сразу несколько вопросов, и копирайтер не выдерживает единой линии повествования. В материале много отсылок к другим темам или есть выбивающиеся из общей канвы мысли.
Вложенные списки: если в статье много подпунктов и ответвлений, то, скорее всего, копирайтер не может упростить мысль или пытается вместить несколько материалов в один.
Из текста неясно, что читатель должен сделать или получить, то есть цель статьи не достигнута или вообще отсутствует.
Как решить
При постановке задачи обозначьте тему статьи, её цель, действие, которое вы хотите получить от читателя (узнал, научился, заказал и так далее).
Установите правило «Одна статья — одна задача». Все ответвления — в отдельные тексты.
6. Поверхностность
Интереснее всего читать про реальный опыт и знание продукта. Копирайтер не в теме и не планирует в неё погружаться? Ищите нового. Иначе статья получится пустой, похожей на сотни других в интернете. Зачем вам очередной рерайт?
Как определить
Низкая уникальность статьи. В интернете есть много ресурсов, с помощью которых можно проверить материал на плагиат или рерайт. Я использую Advego Plagiatus.
Много воды, ноль конкретики: отсутствуют примеры из практики, актуальные цифры, личный опыт, комментарии экспертов. Первым сигналом может быть отсутствие вопросов от копирайтера на старте работы.
Вам скучно читать статью, потому что вы как маркетолог или владелец бизнеса уже тысячу раз сталкивались с этой информацией и не видите ничего нового ни в контенте, ни в стиле подачи.
Как решить
Сформулируйте тему статьи самостоятельно, если работаете с копирайтером впервые. Возможно, придётся и план набросать.
Дайте список проверенных источников, где можно посмотреть информацию по теме.
Предоставьте текстуру (мясо!) для статьи. На первых этапах работы экспертный контент должен исходить от вас. В идеальном мире копирайтер сам запросит необходимую информацию.
Памятка для заказчика
Начинаете сотрудничество с новым копирайтером? Помогите ему с исходными материалами, цифрами. Возможно, с планом статьи.
Обратная связь должна быть конкретной. Субъективное «нравится — не нравится» не поможет решить задачу. Объясните копирайтеру, что именно не подходит: не раскрыта тема, из статьи сыпется канцелярит, материал не читается из-за отсутствия навигации.
Статья не нравится, но вы не можете чётко сформулировать, что не так? Постарайтесь описать свои ощущения от текста или разобрать конкретные примеры из него. Копирайтеры готовы работать с правками, им важно понимать, что конкретно в статье нужно изменить.
В обратной связи нужны положительные эмоции. Копирайтеры пишут статьи в творческом порыве, не всегда и не все могут отделить критику текста от оценки профессионализма. Найдите за что похвалить, а после комментируйте статью.
Добротный материал — это результат работы команды из заказчика и исполнителя. Держите фокус на результате, взаимной поддержке, и всё получится.
Источник фото на тизере: Bekky Bekks on Unsplash