Как сделать текст описание
ky_83
Октябрь 2013
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Метки
Секреты писательства. Как делать описания в художественном тексте
Описания — это довольно сложная штука для начинающего писателя.
К сожалению, в школе на уроках русского-украинского-английского языков мы занимались сочинением сочинений по творчеству известных писателей, но так и не научились писать сами. В действительности, это не так сложно, как кажется.
Самым простым способом описать что-либо являются фразы, которыми говорят дети в детском саду, когда их спрашивают, что изображено на рисунке:
«Он инопланетянин. Он синий. У него три руки».
Таким нехитрым способом мы описали синего трехрукого инопланетянина. И, к сожалению, таким же стилем мы делаем описания даже после окончания школы. Иногда это бывает уместно для создания определенного эффекта, но очень редко. Особенно большие проблемы возникают при использовании прошедшего времени:
Он был инопланетянином. Он был синим. У него было три руки.
В трех предложениях использовано три глагола «быть» в форме прошедшего времени. Во-первых, повторяющиеся слова сами по себе портят текст. А во-вторых, что мы хотели сказать словами «он был синим?» То, что сейчас он уже не синий, а зеленый?
Беспомощность текста можно оценивать по концентрации слов «был», «была», «было», «были». Запомните, чем меньше глаголов «быть» встречается в вашем тексте, тем лучше. Но что же использовать взамен?
Вот правила, которыми мы будем руководствоваться при составлении описаний:
1. Избегать сказуемого, имеющего вид всех форм глагола «быть». Особенно форм прошедшего времени. Для этого никогда не стройте фразы по типу «У него были дрожащие руки». Лучше скажите «В дрожащих руках он держал бумажку».
Об исключениях. В каждом правиле есть исключения, и это правило — не исключение. Использование сказуемого «быть» оправдано в ситуациях, когда надо твердо констатировать какой-то единичный факт с использованием минимума слов и сильным акцентом на этом факте:
Раздался звонок, и она побежала открывать дверь. На пороге стоял муж. Он был пьян.
Удачное предложение с глаголом «быть» состоит из трех-четырех слов и встречается не чаще пяти раз на всю книгу.
2. Основной нитью в тексте, держащей внимание читателя, является действие. Все любят действие. Описания зачастую воспринимаются как преграда, остановка в действии. Автор предлагает остановиться и осмотреться, но читатель не хочет стоять, он хочет двигаться по сюжету дальше и пропускает «неинтересные» куски текста! Поэтому описания должны не вклиниваться в действие, а его сопровождать. Возьмем примеры из предыдущего пункта:
1) У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.
2) В дрожащих руках он держал мятую бумажку.
Первый пример — чистое описание. Второй — повествование. Во втором варианте мы подаем ту же информацию, но воспринимается она намного «проще» и «энергичнее».
Даже в статической картинке вы должны уметь находить действие. Это очень полезный навык.
Самый простой способ сочинять такие предложения состоит в придумывании «костяка» (простого предложения без описаний вообще) и последующего насыщения его прилагательными и причастиями.
К двери подошел человек. В руках он держал бумажку.
К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек. В дрожащих руках он держал мятую бумажку.
То есть мы каждому существительному добавили по определению и получили довольно неплохой результат. Пример можно еще доработать (о данном приеме расскажу в следующий раз):
К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек с мятой бумажкой в дрожащих руках.
Более того, в качестве самоконтроля можно в любом предложении вычеркнуть все определения. Если оставшийся костяк будет иметь смысл, то предложение хорошее, если нет — переделывайте. К примеру:
У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.
Вычеркиваем определения и получаем «остаток»:
У него были руки. В руках у него была бумажка.
Как известно, дьявол прячется в мелочах, и вы обязаны научиться находить эти мелочи — придумывать, развивать, докрашивать, преувеличивать. Именно мелочи позволяют вашему описанию придать индивидуальности и выделить описываемый вами банальный предмет из миллиона ему подобных.
К примеру, вам надо описать бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта. Собственно я только что его описал. Но где в словах «бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта» моя работа как писателя? Это штамп.
Не забывайте, что в тексте у нас должны описываться вещи, существующие не абстрактно, а контексте вашего произведения. Поле ведь тоже не абстрактное и существует не само по себе, а в сюжете. Более того, важно не сделать визуальное описание поля, а передать создаваемое полем впечатление. Попробуем насытить описание действием, мелочами и привязаться к сюжету:
«Я стоял посреди невообразимо огромного поля, концы которого, казалось, были пришиты к горизонту зелеными нитками. Если бы я родился коровой, то именно так, по моему мнению, выглядел бы коровий рай, попасть в который удостаивалась бы всякая рогатая скотина, павшая смертью мученика во имя великой цели — спасения человечества от голода.
Я сделал несколько шагов по мягкой ярко-зеленой траве и пришел к выводу, что местные ангелы работают в нарушение трудового законодательства по ночам, неустанно подкрашивая маленькими кисточками выцветающие на солнце травинки. Другого объяснения неестественному буйству красок я придумать не смог.
Думать, кстати, вообще ни о чем не хотелось. Хотелось сорваться с места и бежать, рассекая заполненный насекомыми воздух, оставляя позади мысли и заботы. Ноги приятно пружинили в коленях, и кружилась голова».
Такой вот маленький текст, в котором фактически описывается не поле, а создаваемая им эйфория. Практически все описания идут «как бы между прочим и с легкой иронией». Так и должно быть.
Напоследок, как можно было бы описать синего трехрукого инопланетянина:
«Инопланетное существо сидело за массивным деревянным столом, пришедшим прямиком из позапрошлого века. Левой рукой оно подносило чашечку кофе к хоботообразному рту, правой — делало в блокноте пометки позолоченным «Паркером». В средней руке расположилась дымящаяся сигара, пепел с которой падал на синюю кожу инопланетянина, но тот, казалось, этого совсем не замечал».
Такой вот деловой инопланетянин.
Это далеко не все об описаниях, но на сегодня пока хватит.
Как составить текст-описание 2 класс
С текстом-описание учащиеся знакомятся во 2 классе начальной школы. Особенность и цель данного текста – точное описание людей, растений, животных, предметов, явлений природы и других объектов.
Что значит описать предмет? Рассказать о предмете так, чтобы его можно было представить.
Текст-описание отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? Следовательно, прилагательные являются опорными словами для текста-описание.
Текст-описание состоит из 3 частей. Его части можно менять местами в зависимости от построения:
Рассмотрим пример текста-описания животного «Лиса».
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Определим части текста.
Главная мысль. Лиса – осторожный и хитрый зверь.
Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Учителя во 2 классе дают разные задания по составлению текста-описание:
1) составить текст-описание домашнего животного. Описать кота или собаку, которая живет рядом с человеком легче, чем представить дикое животное. Описывая домашнее животное, можно подробно рассказать о его внешнем виде и повадках.
Пример текста-описание кошки:
Кошка Кесси.
У меня есть кошка. Зовут ее Кесси, порода шотландская вислоухая. Цвет шерсти серый с полосками, животик светлвй, шерстка плюшевая.
Характер у кошки сложный. На руки она не идет, но любит играть с мячиком, «мышкой» и фантиками. Очень боится большой резиновый мяч. Если ей что-то не нравится, то она страшно шипит и рычит. Любит корм Dresms.
Договориться с Кесси не получается, но мы ее любим. Ведь с ней веселей.
2) Составление текста-описание дикого животного.
Пример текста-описание дикого животного:
Крокодилы
Крокодилы – водные хищные животные, длиной два – семь метров. У них плоская голова, приплюснутое туловище, массивные короткие ноги и мощный хвост. Глаза расположены высоко. Кожа толстая. Зубы находятся в специальных ячейках.
Крокодилы обитают во всех тропических странах, в пресных водоёмах. Первые крокодилы жили на суше. Современные крокодилы обитают в воде, яйца откладывают на суше.
Крокодилы – долгожители, они могут прожить до ста лет. У них нет врагов в природе. Крокодилы растут на протяжении всей жизни.
3) составление текста по опорным словам: маленькая, рыжая, густая, пушистая, красивая, стоят торчком, питается желудями, запасает летом, живет в лесу, хлопотливый, веселый.
Пример текста-описания по опорным словам:
Белочка
Презентация к тексту-описанию «Белочка»
4) составление текста-описания по плану:
План:
1. Встреча со зверьком (почему привлек внимание)
2. Описание внешности и повадок (какой он и какие совершает действия)
3. Твое отношение (Вывод)
Хомяк
В этом году я впервые увидел хомяка. Вечером, кто-то проскочил мимо, и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась удивительная мордочка странного зверька.
Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост длинный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко черного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза черные, светятся в темноте. Это был хомяк. Он смотрел на нас и удивлялся, почему мы здесь? Пришлось его спугнуть. Зверек побежал по тропинке к кустам, а я за ним. И я очень удивился тому, что он с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать! А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Когда хомяк скрылся, я долго думал, почему он меня не испугался и так долго смотрел на меня? А потом понял. Хомяк ведь был дома у себя, это я у него в гостях, просто он маленький и не может вступить в бой с человеком.
Подведем итог: изучая разные виды текста в начальной школе, учащиеся знакомятся с текстом-описание, сравнительное описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
Как сделать хорошее описание канала на Ютубе и мои примеры текста
Итак, друзья, снова здравствуйте. На связи Василий Блинов. В предыдущей статье мы разобрались с тем, как подобрать необходимые для вашей тематики YouTube-канала ключевые слова, а в этом уроке сделаем хорошее описание канала на Ютубе, в котором будем использовать эти самые ключи.
Для чего нужно описание канала на Ютубе?
Любой текст — это самый лучший для поисковых систем источник информации. Ни картинки, ни видео, ни аудио поисковый робот не сможет так точно распознать и понять, как текст. Поэтому описание канала, заголовки и описание к видео играют на YouTube очень важную роль в успешном развитии.
Думаю, вы со мной согласитесь, что практически никто не читает описание каналов на Ютубе. Или вы читаете? Поделитесь в комментариях. Я вот лично не помню, чтобы когда-то заходил и читал, что там написано. На кого подписан, я о них и так знаю из видео. Но, учитывая этот факт, не стоит пропускать мимо эту настройку.
Тем более, что нужно всего один раз потратить 20-30 минут на написание текста и потом по необходимости вносить корректировки. Не ленимся, читаем дальше и делаем свой проект на ещё один шаг успешней.
Пишем прикольное и оригинальное описание
В общем, описание должно полностью раскрыть идею и тематику канала. Рассказать пользователю, который будет читать, о чём он.
Уложиться нужно в 1000 символов. Текст желательно не писать одним сплошным абзацем, а красиво его разбить и оформить, чтобы было удобно читать.
Для начала можно набрать шаблон своего описания в любом текстовом документе, а потом скопировать его и вставить куда надо.
Пример текста описания можно подглядеть на любом канале. Сейчас сам напишу описание для своего второго канала и покажу его как пример…
Вот что получилось:
Цель канала я рассказал и зачем подписываться тоже. Идём дальше.
Вставляем готовое описание канала на Ютуб
Остался небольшой технический момент и пара настроек. У кого совсем только что созданный канал и пройдены все предыдущие шаги настройки, о которых я рассказывал, вы увидите такую картину:
Вам нужно зайти вот в эту настройку на главной странице и включить вид страницы «Обзор».
Эта настройка позволяет просматривать свой канал в 3-х режимах:
Теперь на главной странице у вас появятся нужные вкладки. Сразу заходим во вкладку «О канале».
Нажимаем на кнопку «Описание канала» и вставляем наш готовый текст с описанием. Редактируем его красиво и готово.
Всё, с этим разобрались. В следующем уроке добавим ссылки на дополнительные ресурсы (соц. сети) и перейдём к оформлению.
Друзья, если есть что дополнить про описание канала на Ютубе, то пишите в комментариях.
Методическая разработка урока по русскому языку в 10-м классе «Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера»
Презентация к уроку
Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.
Григорий Кукарека
Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова-Микитова, Григория Кукареки.
Метод обучения: проблемно-поисковая деятельность.
Форма проведения: работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).
Тип урока: обобщающий.
Технология обучения: анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:
Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.
Обращаясь “к словам отцов”, прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.
I. Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).
Запишите словосочетание “зимняя степь” и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.
Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.
1. Расширение “вербального облака” смысла словосочетания “зимняя степь”.
Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.
(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)
По балкам, лиманам, распадкам
Распутан по степи ночной
Пушистый клубок снегопада
Метели холодной рукой.
Стремительный стрепет рассвета
Лишь крыльями тени взмахнет —
Проснусь на меже тьмы и света,
Услышав бесшумный полет.
Увижу в рассветном оконце:
Над белой равниной полей
Румяное яблоко-солнце
На дымчатых ветках лучей.
Замела метелица ложбинки,
Разметала руки, сладко дремлет.
Белые созвездия снежинок
Снова опускаются на землю.
И в селе намного стало тише,
Загрустил о лете старый сад.
А на плечи зябнущие вишен
Все летят снежинки и летят.
А за садом звонкий скрип полозьев —
Кони снег взметают на бегу.
И так пахнет молодым морозом,
Что вкусней представить не могу!
Г.Кукарека
Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).
Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).
Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.
(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)
Какие синтаксические конструкции использует автор?
(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)
Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)
2. “Вбирание” впечатлений через зрительный канал восприятия.
— Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.
Поделитесь выражениями-впечатлениями от увиденного.
II. Этап конструирования.
Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.
III. Этап демонстрации (предъявление текстов).
Прочитайте получившийся текст.
Читается 2-3 текста. Даются комментарии.
— Какого типа речи получились тексты?(Описание)
Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)
Это тема сегодняшнего урока.
IV. Этап актуализации имеющихся знаний.
Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.
Сравните ваши высказывания с планом на доске.
Это круг вопросов сегодняшнего урока.
(Открывается запись на доске)
V. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).
— Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.
Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.
Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.
Вспомните виды текстов-описаний.
(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.
“Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.
С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов”.
— Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.
Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).
Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).
Подберите синонимы к слову “состояние”. (Настроение, самочувствие, расположение духа).
Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).
Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).
А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).
Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).
Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).
Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).
— Что является “данным” в этом тексте?(Лес, человек)
Что является “новым”?(Признаки леса, чувства человека)
Как взаимосвязаны “данное” и “новое”? Какой тип связи используется?(Параллельный)
— Изобразите этот тип связи на схеме.
Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)
Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно “данное” или общая тема. Сведения о “данном” и будут “новым”.
Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.
— Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)
Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)
Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)
А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)
Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)
Это основные морфологические особенности текстов описаний.
Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)
Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.
Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)
Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.
Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как. такие синтаксические средства, как. и образные средства языка.
— Заполните в таблице “Функционально-смысловые типы речи” графу “Описание”.
(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)
Повествование | Описание | Рассуждение |
Цель | Сообщить о развивающихся действиях. |
Раскрыть связанные между собой явления
действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом.
Признаков.
Разъяснить и подтвердить какую-либо мысль.
Обязательно ли описание выполняется в художественном стиле?
Слово учителя: Очень важно, ребята, чтобы ваши творческие работы (стихи, сочинения, пейзажные этюды) были не просто красивой фотографической карточкой картины природы, а главное, чтобы каждая строчка, написанная вами, дышала любовью к родной земле, ее, может быть, неброской красоте, которая живет в сердце каждого из нас.
VII. Д.З. Вопрос по теме урока (устно):
— чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.
— *творческая работа “Нетленная краса родной земли” (жанр работы, тип речи по выбору учащихся) – индивидуальное задание.
- Как сделать текст одного формата
- Как сделать текст оригинальным для антиплагиата