Как сделать термопредохранитель своими руками
Чем заменить термопредохранитель
Термопредохранитель что это?
Термопредохранитель – электромеханический выключатель с фиксированной температурой срабатывания. Он служит защитой для устройств от перегрева, перегрузки по току обмоток разных фаз электрических двигателей переменного, постоянного тока.
Проволочка термопредохранителя легко плавится при 115-120 градусах по Цельсию.
Термопредохранитель монтируется во все бытовые приборы, которые связанны с температурным режимом:
Помимо этого, его применяют в автомобилестроении.
Видовые особенности термопредохранителей
Главная опция термопредохранителя в сравнении со стандартным – перегорание не от высокого напряжения, а от повышения температуры.
Отличительные особенности термопредохранителя, в том, что на корпусе элемента обязательно имеется определенная маркировка:
Существует два вида термопредохранителей: одноразовые и многоразовые.
Когда одноразовые предохранители срабатывают, то становятся негодными и требуют замены новыми. Не используйте технику без термоэлемента, так как она будет подвержена перегреву.
Обнаружение проблем термопредохранителя
Если оборудование перестало работать, и кажется, что виной предохранитель, то необходимо проверить его исправность.
Для этого потребуется мультиметр, выполняется следующая последовательность:
Если при остывании слышится щелчок (означает замыкание контактов), а также до нагревания показатели были нулевые, а после нагрева стали максимальны. Значит, деталь целая. Это самый действенный метод диагностики термопредохранителя.
Однако в ситуации, когда прибора для измерения показателей нет, то просто действовать надо так:
Слышится щелчок, значит устройство исправно.
Методы замены термопредохранителя
Диагностика подтвердила, что предохранитель сгорел – это веская причина позаботиться о состоянии цепи в которой он находится. Скорее всего ей пришел конец.
Например, для замены одноразового термопредохранителя альтернативы нет. Можно лишь на время замкнуть цепь надежным способом:
Если в домашних условиях выполнить такую процедуру не получается, лучше обратиться к специалисту, так будет надежнее и техника прослужит дольше.
Такие способы оставляют устройство без защиты, и при очередном температурном скачке система выйдет из строя. Термопредохранитель сломался, то его лучше выбросить и заменить новым. Стоит не дорого.
Термопредохранитель: чем и как заменить
Термопредохранитель, как и обычный предохранитель призван защищать электронику от выхода из строя. Основное отличие от обычного предохранителя — прерывание питающей цепи по повышению температуры. Температура срабатывания защиты выбирается производителем электроники, соответсвенно замена сработавшего термопредохранителя возможна на такой же (с теми же параметрами). Параметры пишутся на корпусе. Помимо температуры, важна токовая характеристика:
Термопредохранители бывают двух видов: многоразовые (восстанавливаются после срабатывания) и одноразовые (становятся полностью не работоспособными после превышения температурного порога).
Как подобрать понятно, а как быть, если ехать за новым термопредохранителем далеко или ночь (магазины не работают, а вышел из строя тепловентилятор)? Можно ли чем то его заменить временно или постоянно? Таким вопросом задаются владельцы мультиварок, термопотов, водонагревателей, утюгов, микроволновок и т.п. техники.
Прежде всего убедитесь, что причиной отключения прибора стал именно термопредохранитель:
Существует несколько методов замены. Но только один верный и надежный — замена на такой же термопредохранитель.
Приведенные методы — «делаются Вами на свой страх и риск». Предохранитель не перегорает просто так! Будьте предельно внимательны. Перед заменой, осмотрите на возможное короткое замыкание или иные повреждения и поломки прибора.
Замена на обычный предохранитель
Термопредохранитель, временно можно заменить на обычный предохранитель с подходящими амперами. Данный метод позволит определить исправна ли цепь. Если не перегорит плавкий предохранитель, то все исправно — можно пользоваться прибором. Но, как можно скорее заменить обычный предохранитель на термо.
Проволокой
Если нет обычных предохранителей, можно восстановить цепь медной или алюминиевой проволокой. Проволоку следует подобрать из токовых характеристик меди: току в 1 Ампер соответствует проволока диаметром 0,04мм:
Ток, А | 1А | 2А | 3А | 5А | 7А | 10А | 15А | 20А | 25А | |
Диметр, мм | медь | 0,04 | 0,07 | 0,11 | 0,18 | 0,21 | 0,25 | 0,32 | 0,39 | 0,46 |
алюминий | 0,06 | 0,1 | 0,14 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,4 | 0,49 | 0,56 |
На фотографии приведен пример, замены термопредохранителя проволокой в тепловом вентиляторе:
Красным — проволока (выбрана не правильно). Зеленым — сгоревший предохранитель.
Opel Zafira Y20DTH *пони на допинге* › Бортжурнал › Меняем термопредохранитель основного вентилятора
В прошлой записи я нашел причину неисправности, однако ее не устранил. Теперь же пару слов об устранении недуга.
На досуге были куплены парочка-тройка (для опытов) вот таких термопредохранителей:
Номинал таков: 15А, 185 градусов Цельсия, 250В (в радиомагазине стОили около 30 рублей за штуку)
Далее снимается резистивная сборка, для этого:
1. Снимаем защитно-декоративный пластик (в народе — плита) с клапанной крышки двигателя 3-мя Torx-ами
2. Снимаем патрубок от интеркулера к впуску 2-мя винтами на хомутах (по-моему на 8…10)
3. Мелким Torx-ом выкручиваем винт, крепящий сборку к корпусу вентилятора
Процедура снятия описана для получения хорошего доступа и быстрого снятия. У кого руки способны извиваться словно змеи — можно этого не делать.
Далее снимаем защитную решетку со сборки, путем отодвигания 2-ух ушек от пластикового корпуса сборки:
Ну а далее самое интересное. Каждый вправе делать и починять так, как посчитает разумным. Я прошелся по двум путям:
Первый
Сначала я откусил старый термопред. В ножках, его державших, просверлил по одной дырочке диаметром 1,5мм. Подогнул новый термопред под нужный профиль/размер, пропустил выводы сквозь отверстия и утконосами все это дело обжал хорошенько. Далее собрал все поставил на место. Этой конструкции мне хватило ровно на 2 безаварийных запуска вентиляторов. Потом опять ошибка, опять аварийный режим. Задался вопросом: что не так? А дело в том, что компоненты такого рода очень требовательны к контакту.
Поэтому пошел уже другим путем:
Второй
1. Откусываем (отламываем) кусачками старый термопред (кстати у меня недавно поставленный термопред оказался рабочим, а вот контакт — г*вно)
2. По возможности гравером убираем остатки, оставшиеся от п.1
3. Зачищаем гравером окисленную/засранную поверхность контактных ножек (те места, где было место сварки старого термопреда)
4. Обезжириваем свежую медную поверхность спиртом и лудим (для лужения пользовал флюс ЛТИ (по-моему ЛТИ-120)
5. Подгоняем выводы нового термопреда под необходимый размер и повторяем с ними п.4
ВАЖНО! (лирическое отступление): термопреды паять можно, даже низкотемпературные. Основная задача (проблема) заключается в отводе излишков тепла и более-менее прямых руках. Паять необходимо быстро и аккуратно (чем быстрее — тем лучше). Для отвода тепла я использовал обычные утконосы. Ими я брался за отвод, ближе к месту лужения/пайки. В целях подстраховки можно на губки утконосов нанести термопасту. Вообще способов отвода тепла много, для заинтересовавшихся есть много инфы на профильных ресурсах. Я привел наиболее простой. Вообщем-то именно из-за относительно невысокого умения «пайка» я и взял термопредов с запасом.
6. Припаиваем свежеиспеченный термопред к резистивной сборке (не забываем давать остыть термопреду)
В конечном итоге должно получиться нечто вроде этого:
Лада Калина Хэтчбек Белое облачко › Бортжурнал › Печка на 4 скорости. Восстанавливаем резистор печки
Завел вечером машину, чувствую паленным пахнет. Печка была включенна на первой скорости и когда заводил, видимо вся энергия ушла чтоб завести двигатель, а мотрочик печки не запустился. Вот в итоге и сгорел резистор отопителя печки. Включил 4-тую, работает. А вентилятор печки и без резистора на 4-работает. Только незнай зачем она вообще нужна турбосамолетная )
На фото видно, что термопредохранитель расположен путем загибания как можно ближе к катушке резистора отопителя. Если резистор нагреть до 117 градусов, ево внутренняя цепь оплавляется и разывается. То же самое может произойти при впайке нового. Но на самом деле он перегорает не от температуры, а от возрастающей силы тока, когда вентилятор печки не может тронуться. Когда вентилятор не может тронуться нагрузка на этот предохранитель возрастает до 17 ампер.
На самом деле сам резистор перегорает редко, перегорает впаянная на контакте 4 блестящая деталька, которая называется термопредохранитель. Такие предохранители еще ставятся в утюгах, холодильниках. А раз это предохранитель, то рабочий ли сам резистор проверить очень просто, возьмите любой кусок провода и попробуйте закоротить «мостиком». Я так и сделал. Включил печку на первую, коротнул, работает сцука на всех скоростях. Если работает, то дело в предохранителе. Идем в магазин радиодеталей (в Уфе «Мир электроники») и покупаем новый на 15 ампер 117 градусов за 25 рублей. Впаиваем новый предохранитель. Когда припаиваете не перегрейте, от перегрева более 117градусов — предохранитель выйдет из строя! Паять надо с теплотводом. От перегрева деталь придет в негодность. Ставим на место под полку бардачка. Вуаля, работает печка на всех 4-х.
Как еще можно замутить, например если эта хрень в дороге сгорела? Берем большой пластиковый авто предохранитель на 20А, раздербаниваем корпус, отрезаем с резистора термопредохранитель так, чтобы потом загнув усики можно было обжать клеммы. Только сразу не запихнув на место под бардачок не включайте, расплавится без обдува. А с обдувом работает.
Если скажете, что это колхозный вариант, то можно постепить так, припаять клеммы мама и вставить маме раздербанненный предохраниль на 20А
Вариант с впайкой новых предохранителей самый лучший. Да вот только быстро их раскупают в магазине электроники. Я два магазина объехал. А как вы думаете куда девают заменённые резисторы в сервисах? Сидят, паяют. Калым!
Вопрос к гуру в радиоэлектронике. Что еще можно впаять вместо этого термопредохранителя? Может лампочку, сделав подсветку полки? Слышал еще, что в грузовых авто вместо этого термопредохраниля стоит термореле или многоразовый самовостанавивающийся термопредохранитель. Интересно название детали? У газели резистор отопителя очень похож на наш, но он трехконтактный и вместо термопредохранителя там впаяна какая-то большая черная квадратная деталька. Что за деталь, можна в наш впаять?
Чем заменить термопредохранитель
Термопредохранитель можно заменить только на другой термопредохранитель. В таблице мы описали различные их виды и возможные аналоги.
Виды предохранителей | Описание | Варианты замены |
Одноразовые | Данный вид термопредохранителей способен выполнить свою функцию единожды. Если наблюдается превышение температуры, он разрывает цепь питания нагревательного элемента, предотвращая выход из строя всего устройства. |
После срабатывания, одноразовый термопредохранитель становится неисправным, его нужно новым. Использовать технику без данного элемента не рекомендуется, поскольку она будет не защищена от перегревов.
Можно лишь временно замкнуть цепь надежным способом (пайкой, медной трубочкой, пружинкой от зажигалки).
Однако нужно учитывать – такой метод оставит устройство без защиты, и при следующем температурном скачке оно выйдет из строя. Поэтому, если термопредохранитель вышел из строя, его нужно выбросить и заменить новым.
Часто, во время ремонта какой-либо техники, человек сталкивается с проблемой сгоревшего термопредохранителя. В таких случаях, может возникнуть вопрос, чем можно заменить термопредохранитель.
Независимо от того, какое устройство нужно отремонтировать, искать аналоги для термопредохранителя не рекомендуется. Если на резисторе печки или другой техники сломался такой элемент нужно заменить его новым.
Если в домашних условиях выполнить такую процедуру не получается, лучше обратиться к специалисту, поскольку качественное выполнение работы – залог долговечности техники.
Что такое термопредохранитель
Термопредохранитель является электромеханическим термовыключателем с фиксированной температурой срабатывания. Он используется для защиты устройства от перегрева, перегрузки по току обмоток одно и трехфазных электродвигателей переменного, постоянного тока.
Его используют в бытовой технике, автомобилестроении. Термопредохранитель есть в микроволновках, газонокосилках, сушилках, стиральных машинках и другой технике.
Принцип работы
Термопредохранитель замыкается с помощью легкоплавкой цепи, которая при повышении температуры плавится и прерывает функционирование устройства, предотвращая его возгорание. Данный элемент стоить сущие копейки, поэтому при неисправностях, его можно заменить, не переживая о финансовых затратах.
Отличительные особенности термопредохранителя
На корпусе данного элемента обязательно имеется определенная маркировка:
Главное отличие термопредохранителя от обычного – он перегорает не от высокого напряжения, а от повышения окружающей температуры.
Проволочка термопредохранителя представляет собой легкоплавкий припой, который перегорает при 115-120 градусах по Цельсию.
Как выявить неисправность предохранителя
Для этого потребуется мультиметр, установленный на режим измерения сопротивления.
При остывании можно услышать характерный щелчок, который указывает на замыкание контактов. Если до нагрева показатели ближе к нулю, а после нагрева максимальны, значит, деталь исправна. Это самый эффективный метод диагностики термопредохранителя.
Если нет прибора для измерения показателей, нужно просто:
Если во время этой манипуляции был слышен щелчок, значит устройство исправно.
Найти качественный термопредохранитель не составит труда, к тому же такая деталь стоит сущие копейки. Поэтому искать ей альтернативу не нужно, а тем более оставлять технику работать без нее. В противном случае, велика вероятность, что менять придется не маленькую дешевую деталь, а целое дорогостоящее устройство.