Как сделать тиснение на обложке
Тиснение на бумаге в домашних условиях: технология и оборудование
С каждым днем все большую популярность набирает метод украшения различных блокнотов и скрап-буков с помощью тиснения на бумаге в домашних условиях. Этот метод довольно прост и не требует каких-то особенных навыков, достаточно лишь иметь необходимые инструменты и знать определенную технологию. Какую? Об этом мы расскажем подробнее далее.
Скрапбукинг — увлекательное занятие для тех, кто любит рисовать и оформлять странички своего дневника или фотоархива. Этот вид рукоделия стал особенно популярным в последнее время, ведь каждый из нас хочет сохранить воспоминания и приятные моменты в виде красиво оформленных альбомов с вырезками, фотографиями и приятными мелочами.
Для того чтобы оригинально украсить скрап-страницы и используется техника тиснения на бумаге. Это занятие довольно простое, поэтому тиснение можно выполнять своими руками, сидя за рабочим столом.
Существуют различные виды тиснения на бумаге:
Используем фольгу
Тиснение фольгой особенно популярно сегодня, ведь это наиболее легкий способ получить нужный рисунок.
Очень часто используют тиснение золотом. В таком случае берется фольга золотого цвета, она выглядит очень элегантно и презентабельно, поэтому таким способом часто декорируют и оформляют визитки.
Также можно выделить горячее тиснение.
Для горячего тиснения фольгой понадобится утюг, фольга, лист бумаги с рисунком или текстом.
Сначала нужно распечатать на принтере рисунок или текст, который хотим вытиснить. Затем кладем на этот рисунок фольгу нужного размера. Если фольга цветная и вы хотите получить цветной рисунок, то кладите фольгу цветом вверх. Далее необходимо положить бумагу с фольгированной заготовкой на твердую ровную поверхность и аккуратно, лишь носиком утюга прогладить лист бумаги. Старайтесь равномерно прогревать всю поверхность листа поверх фольги, иначе плохо отпечатается. Гладим в течение 3-4 минут, а затем ждем, пока фольга окончательно остынет, лишь после этого снимаем ее с рисунка.
Также горячее тиснение можно производить с помощью штампов. Штамп нужно нагреть на открытом огне и прижать им фольгу к листу бумаги или другому материалу, на который вы хотите нанести тиснение. После этого останется лишь снять излишки фольги с изделия.
С помощью специального станка для пресса или пресса, изготовленного из подручных тяжелых материалов, можно получить выпуклый рисунок на бумаге или, например, коже. Однако этот процесс довольно трудоемкий, поэтому использовать такое тиснение дома достаточно затруднительно.
Также можно прогнать бумагу с распечатанным рисунком и приложенной сверху фольгой через ламинатор.
Кримпер в помощь
Возникают случаи, когда необходимо оттеснить не маленький узор, а задекорировать весь лист. Небольшие печати или штампы как оборудование не подойдут, ведь тиснение может получиться неровным и неодинаковым. Возникает вопрос: как сделать равномерное тиснение на весь периметр листа? Здесь на помощь приходит кримпер.
Его основное достоинство заключается в том, что нет никаких ограничений по длине листа. Однако есть и минусы, к которым можно отнести следующее:
Все вышеперечисленные минусы отбивают желание у мастериц и мастеров скрапбукинга использовать данный способ тиснения.
Также существует метод, придуманный одной рукодельницей, который легко можно повторить своими руками.
Для этого понадобится бумага, на которую будет наноситься тиснение, вода, папка для тиснения, скалка и цветные чернила (по желанию).
Для цветного тиснения папку необходимо с одной стороны покрасить чернилами любого цвета, который вам нравится и которого вы бы хотели получить рисунок. Затем лист бумаги нужно смочить водой и положить его в папку для тиснения. После этих нехитрых манипуляций необходимо уверенно пройтись по закрытой папке скалкой, равномерно проглаживая все места. Давить на скалку нужно как можно сильнее, чтобы рисунок хорошо пропечатался.
Итак, как видно из всего, что сказано выше, тиснение на бумаге — не только часто встречающийся способ украшения скрап-страниц и создания надписей и узоров, но еще и очень простой способ нанесения различных рисунков на поверхность, к тому же не требующий больших затрат!
Видео по теме статьи
Для большего вдохновения смотрите видео-подборку по теме тиснения на бумаге в домашних условиях:
Мастер-класс: тиснение обложки для паспорта
Предлагаю вашему вниманию пост о тиснении. Тиснить будем орла на обложке для документов в узорах шеридан. Все идёт по такой схеме: клеем скотч на бахтарму, смачиваем кожу (я смачиваю до тех пор пока кожа не будет «подниматься» и влага будет задерживаться на ней более продолжительное время) даём ей не много подсохнуть и переносим рисунок на кожу.
После того как прорезали пробиваем листья и лепестки.
Среди мастеров скорее всего найдутся и те кто делает по другому, и я буду рад выслушать советы и рекомендации. Но я делаю так. После того как придали объем листьям и лепесткам, начинаем забивать фон в данном случае я использую три самодельных штампа.
Не забываем про центр цветка.
Другим штампом делаем «лучики».
Не забываем придавать лепесткам цветов рельефности.
И начинаем отделять элементы нашего рисунка (что-то поднимать, а что-то опускать) для этих целей используем такой бевелер. И начинаем пробивать с центра или точнее с того что находится на переднем плане. В нашем случае это голова орла и цветы.
После всех проведённых манипуляций делаем красивые прорезы и украшаем стебелёк.
Теперь можно придавать рельефности орлу, начинаем с глаза и использую я вот такое приспособление.
Выделив око 🙂 выделяем брови и опускаем нижнюю часть клюва.
Подправляем брови и клюв воооот таким инструментом (они-эти инструменты скорее всего имеют какое-то название или номер, но так как они выточены моими шаловливыми ручёнками, то они именуются как попало).
Далее знакомым уже нам инструментом область глаза и перья и должно получится примерно так.
Выше показанным инструментом тисним перья на макушке. Остальные действия и манипуляции всеми тремя (у кого-то возникнет мысль — сразу всеми!) но это на любителя 🙂 поочередно, в зависимости от того что хотите сделать, дорабатываем орла и на выходе получаем примерно такой результат.
К сожалению, всего не возможно передать такой формой повествования и я вынужден констатировать что это лишь вершина айсберга. Всем спасибо за внимание, рад если это кому-то помогло. Приношу свои извинения за орфографические ошибки и незнание названий инструментов. Номера штампов, бевелеров, бекгроундеров и т.п. не пишу, так как они у всех производителей разные.
Тиснение на переплете: обзор способов и возможностей
Изготовление тиснения на коже – способ оформления обложки с многовековой историей. Не потеряло тиснение на переплете популярности и в наши дни, когда для отделки печатных изделий используется не только натуральная кожа, но и множество других материалов. В данной статье мы расскажем о существующих технологиях и возможностях, которые они предоставляют.
Прежде чем мы начнем
Перед тем, как перейти к главной теме, давайте уделим пару секунд определению тиснения. Собственно, эта технология заключается в создании объемного, рельефного изображения. Оно чем-то напоминает гравюру или чеканку, но имеет одно отличие – рисунок переносится не постепенно, а сразу целиком за счет вдавливания в основу заранее подготовленного клише.
Виды и технологические особенности
Сейчас для украшения печатной продукции, в том числе при выпуске художественной литературы или изделий для записей, используется два метода.
Блинт
Блинтовое (слепое) тиснение узнать очень легко. Обычно оно наносится на толстый картон или твердый переплет, покрытый мягким материалом: искусственной или натуральной кожей. Его отличительная черта – вогнутость линий и контуров, при этом обратная сторона основы остается ровной. Именно поэтому данный вид и называется слепым.
Для изготовления тиснения на коже, картоне или другом материале необходимо подготовить клише (штамп), которым и будет производиться вдавливание. Как легко догадаться, рисунок на нем инвертирован, то есть, все элементы, которые должны быть в итоге вогнутыми, на клише – выпуклые и наоборот. Непосредственно глубина рисунка зависит от силы прижима.
На заре появления данной технологии штампы изготавливались вручную из мягких металлов, например, меди или латуни. Сейчас же готовое высоко детализированное клише из твердого сплава или полимера можно получить всего за час, так как его изготовлением при промышленном производстве печатной продукции занимается фрезеровальный станок с ЧПУ.
К слову, чем выбранный для производства клише металл прочнее, тем большее количество вдавливаний он выдержит, и тем дольше контуры на получаемом изображении будут оставаться максимально четкими. В этом плане полимерные заготовки проигрывают металлическим, но с их помощью можно существенно сэкономить при выпуске небольших тиражей продукции.
Типичное применение блинта – это нанесение монохромных логотипов или текста на книги с твердой обложкой, например, ежедневники или записные книжки.
Конгрев
Первое и самое главное отличие конгрева от блинта – направленность получаемого рисунка. Если при слепом оттиске контуры вогнуты, то в случае с конгревом изображение получается выпуклым, при этом элементы могут располагаться на разных уровнях. С обратной стороны то же изображение получается вогнутым.
Для создания оттиска необходимо произвести две заготовки: матрица с вогнутым изображением и выпуклый пуансон, с помощью которого тонкий материал основы и будет распределяться по поверхности матрицы.
Толстые материалы здесь использовать не получится, поэтому конгрев на переплете практически не встречается. Единственное исключение – это тонкие картонные обложки глянцевых журналов. Гораздо чаще он используется для производства открыток или, например, визиток.
Дополнительные возможности
Сейчас блинт и, особенно, конгрев в чистом виде используются достаточно редко. Чаще всего для индивидуализации изделия применяют сразу несколько различных способов отделки, изящно дополняющих друг друга.
Так, например, конгревное тиснение обычно используется для придания объема заранее отпечатанному изображению, но гораздо более интересно и привлекательно выглядит технология, зачастую выделяющаяся в отдельный пункт списка услуг.
Тиснение фольгой
На самом деле полноценным видом его считать несколько неправильно, так как в основе лежит блинт или конгрев. Главное отличие – использование специальной фольги или клейкой металлизированной пленки.
Фольгирование может производиться в один или, что чаще, два этапа. В первом случае место под штамп прикрывается тончайшим листом фольги и закрепляется одновременно с выдавливанием рисунка. Во втором – сначала делается оттиск, а затем повторным прижимом клише или пуансона осуществляется закрепление блестящей отделки. Из-за того, что ее лист очень тонок, необходимые детали легко отрываются и остаются на готовом изделии.
Существует две технологии: горячая и холодная.
Закрепление металлизированной пленки на коже, картоне и других материалах, устойчивых к повышенным температурам, производится первым способом. В этом случае после прижима металлический штамп нагревается до 110-120 градусов Цельсия, надежно скрепляя синтетическую «фольгу» с переплетом. Единственным недостатком подобного метода является увеличение времени для фиксации.
Холодное производится исключительно в два этапа. Сначала формируется изображение (чаще всего конгревом), затем оно покрывается специальным клеем, осуществляется прижим фольги, и последним этапом является процедура деламинирования – отделения основы фольги от готового оттиска. Все это может выполняться в автоматическом режиме, что позволяет существенно выиграть в скорости производства. А дополнительным преимуществом можно считать возможность использования материалов, не выдерживающих нагрева.
К слову сама фольга сейчас может быть не только золотой или серебряной. Она выпускается в десятках различных металлизированных оттенков, а самым заметным из них можно назвать переливающийся на солнце перламутр.
В заключение
Мы рассмотрели все основные методы и возможности тиснения на переплете. Современные возможности производства позволяют использовать в качестве укрывного материала самые разнообразные виды кожи, ткани и бумаги, что вкупе с дополнительными вариантами отделки (от полноцветной печати до металлической фурнитуры) дает широчайшие возможности для индивидуализации продукции. Однако именно оттиск из-за своей простоты и доступности можно считать одним из главных методов украшения печатных изделий.
Нанесение горячего тиснения при помощи клише
Для того чтобы сделать тиснение при помощи клише и станка ТС 800, вам нужен станок, клише, фольга, картон для приладки и упоров, термоактивируемый скотч, скотч для приклейки упоров, ножницы, линейки, приладка (точно такая же заготовка которую будете тиснить, размером немного больше чем клише, не нужно собирать дополнительно изделие).
Для того чтобы сделать клише, нужно сделать макет рисунка на компьютере в программе CorelDRAW или Adobe illustrator.
Если вы делаете макет самостоятельно, вы должны так же знать допуск линий при травление клише или резке. Если вы не учтёте все моменты в макете, то ваше изображение может не получиться.
Для демонстрации процесса, мы взяли уже заготовленные обложки книг. Сборник сочинений Сергея Есенина.
Возьмите картонку такого же размера как ваша сторонка в обложке и сделайте разметку.
Станок нужно разогреть заранее, температура от 110 градусов до 200 градусов.
Внимание! Под каждую кожу, бумагу, материал, фольгу нужно подобрать температуру самостоятельно, так как каждый материал имеет разное покрытие и плотность.
Внимание! Берегите руки!
Возьмите скотч, наклейте на упоры, упоры можно сделать из картона, у нас просто две полоски шириной по 3 см, длиной под вашу сторонку, самое главное, чтобы изделие не ездило.
На клише наклеиваем термоактивируемый скотч.
Упоры наклеиваем на нижнюю плиту станка ТС 800.
Клише кладём на картонку с разметкой, изображением на картонку.
Разметку упираем в упоры на нижней плите станка ТС 800
Опускаем верхнюю плиту станка ТС 800 на клише при помощи рукоятки, и оставляем на 3-5 минут, чтобы скотч приклеился.
Перед началом работы необходимо выставить давление, вот этот момент действительно очень сложный. Приготовьте заранее приладку, положите её на нижнюю плиту, во время опускания рукоятки станка вы почувствуете, либо ваше клише слабо касается приладки нужно поднять нижнюю плиту, либо ваше клише соприкасается раньше, чем это нужно, тогда необходимо опустить нижнюю плиту, до такого состояния в котором вам будет удобно равномерно задавить изображение. Если вы работаете на станке первый раз, не огорчайтесь что с первой попытки не получиться. Скажу честно, что да же у мастеров, которые работают десятки лет, на приладку может уйти целый час.
Кладём фольгу. Следите, чтобы не попадали пылинки, волосинки на фольгу, это всё останется на вашем изображение, стереть не получится.
Всё проверяем, температуру, давление, упор нижней плиты.
Делаем оттиск, опускаем верхнюю плиту станка при помощи рукоятки.
Снимаем фольгу, оттиск готов.
Спасибо за внимание!
С уважением, коллектив компании Русская Мастерская.
Терпеть не могу такие бесполезные мастер классы!
Зачем такое публиковать?
А как вы подругому сделаете такую работу? Вам не интересно, другим интересно. Нужно с уважением относиться к друг другу, и к труду других мастеров.
))) Смотрел видео на ютубе- «Как сделать шкатулку». У человека инструменты (ну очень дорогие), цех ( даже не гараж) и ТД. и ТП. и ДР!! )) Вот спрашивается ЗАЧЕМ и КОМУ такой МК. Будь у меня такое оборудование, да я бы даже и не подумал смотреть подобное видео, я бы шкафы-трансформеры делал, что уж о какойто шкатулке говорить! Ваш МК ПОДОБНЫЙ! Покажите как на коленках это сделать! У кого такой пресс и без Вас знает, зачем он, для чего и как на нем делать клише! Ваш же МК тянет больше на рубрику » КАК ЭТО СДЕЛАНО». Вот!
Полностью согласен! ( бейсболка-КРУТЬ)
Я всегда с Уважением отношусь не только к мастероам, но всем людям в частности. Не Вам меня учить уважению! Ничего не уважительно в моей реплике не было.
Но как сказал Александр, те у кого есть пресс, знают как им пользоваться, а у кого нет, им мастер класс бесполезен, увы.
Да простит меня автор.
Ольга, Вам не интересно и не смотрите закройте скажите фии… и продолжайте восхищаться фетровыми безделушками для мастеров от 6 до 9. Из последних 50-60 мастер классов для меня это самый познавательный и интересный
. Просто мы все разные, у нас разные интересы и это замечательно!
Пресс маленький можно купить от 30 000 руб. это не большие деньги, за такие деньги люди покупают себе телефоны раз в год.
Если вы думаете что эту технологию можно заменить и делать такого же качества работы, то вы заблуждаетесь. Не один ручной инструмент не давит две тонны. Думаю не слух, раньше люди углями топили Шадринские типографские станки, сейчас эти книги мы ходим смотреть в музей, и восхищаемся как в 18-19 веки люди добивались такой четкой картинки в тиснение, учитывая то что датчиков температуры не было, разве это не искусство?
Точно. И я о том же!
Но что заставило противника этого МК повторять своё ФЕ с 10 марта по 13.
Фото подсказали пару идей, спасибо, буду рада вас читать в будущем.
Почему у многих возникает желание все «делать на коленке». 21 век на дворе. И ручная работа не означает, что все надо мастерить при лучине.
Ребята молодцы, что показали саму технологию. Интересующемуся человеку всегда интересно узнать оборотную сторону качественно сделанных вещей. Вот у вас нет 150 тыс, вы не купите такой прес и не узнаете, как это сделать. Так хоть посмотрите.
Большое спасибо за ваш комментарий! Мне вот то же не понятно, зачем усложнять жизнь! Каждому веку свои решения.
Хочу обратить внимание. Роман, по образованию переплётчик + 10 лет работает мастером позолотного пресса, сам рисует макеты под клише любого уровня, вплоть до 7 совмещений на одном изделии. Этот опыт не пришел за один день, тиснение это тяжелый труд. Ошибаться нельзя. Не тот допуск линий в макете, брак клише. Не то давление выставил, всё изображение залипло, материал в помойку. Мастер позолотного пресса это призвание, это профессия на всю жизнь. Я вижу брак везде. В книжном магазине, в кафе, салонах красоты, кожгалантерейных магазинах. Крутые бренды ))) не могу ровно нанести свой логотип, а люди покупают за огромные деньги.
Если позволите, изложу только два из них:
1) В МК упоминается термоактивируемый скотч. Хотелось бы уточнить, что это за скотч?
По-видимому, это двусторонний скотч. Не могли бы Вы назвать его марку или изготовителя?
Ведь это не простой скотч. При температуре 200 С его основа не должна плавиться. Так я понимаю?
Иначе как он будет держать увесистое металлическое клише.
И как потом Вы снимаете клише с нагревательного элемента в конце работы?
Ведь этот скотч под воздействием высокой температуры должен намертво приклеить клише к нагревателю?
2) Непонятным осталось также, что это за фольга, которой наносилось изображение портрета?
Вот рядом надписи видны, так там заметно, что они сделаны золотистой фольгой.
Хорошо виден ее металлический блеск. А на фото, где на изделие укладывается фольга, ее и не видно,
просто пленка прозрачная сквозь которую видна поверхность изделия.
Или я чего-то не уловил? Поправьте меня если так, пожалуйста.
Ну и не удержусь от еще одного вопроса:
3) Из какого материала сделано клише?
Спасибо за интересный МК и за ответы!
2. В целом это бесцветная фольга, плёнка. купить можно в ДубльВ. Цена от 1000 руб. Изображение темнится изначально на самой коже, не каждая кожа темниться, особенно мебельная. Бесцветная фольга не даёт гореть коже, и даёт эффект зажаривания ровный, по плоскости клише. Бес этой фольги есть большая вероятность что при такой температуре верхний слой кожи останется на клише.
3. Клише мы делаем из магния, травлёные, 5-7ку обязательное условия угол травления 90 градусов, иначе на поверхности будет ростиск, сам рисунок должен выпирать от платформы на 3мм. Одним клише можно сделать 5000 отисков, так говорят производители. У нас стоит клише без макета 1500 руб. + нужно в кривых сделать макет.
Спасибо за добрые слова)))
Спасибо большое за подробные ответы!
Оказывается это просто тонкая пленка, чтобы клише легко отставало от кожи!
И рисунок образуется не благодаря слою фольги, а за счет потемнения кожи от высокой температуры.Интересно, сколько времени нужно держать горячее клише на коже, чтобы не перестараться?
Вряд ли у меня получится самому вытравить такое клише с высотой рельефа 3 мм.
Боковая поверхность не получится отвесной, а скорее всего магний даже начнет травиться под пленку лака, которым я нарисую макет.
А кожа я полагаю должна быть не поверхностного крашения и лучше если светлая. Если не ошибаюсь, такой вид кожи называется краст.
Еще раз спасибо Вам за интересный рассказ!
Нет не обязательно краст. Есть и хорошие кожи хромового дубления., можно найти даже у Рязани))) пробовать всё нужно, только опытным путём.
Мы обучаем тиснению. Можем научить работать на всех материалах. Если интересно можно обсудить в личной переписке.
Тема интересная, не скрою. Спасибо за предложение.
меня тогда совсем разорвут тут) )))) на коленки хорошее клише не сделать.
Большое спасибо за Ваш, действительно, Мастер-класс. Конечно, он не для начинающих «рукодельников». Зато, он очень полезен для тех, кто уже достиг определенного уровня в своем деле и хотел бы совершенствоваться. Некоторые вещи и не стоит делать «на коленке». Мне всегда интересно кто на чем шьет, чем красит и клеит, каким оборудованием пользуется для решения разных задач, поэтому мне было очень интересно. Спасибо. Кстати, для начинающих итак много интересного, но очень не хватает мастер-классов » для продвинутых».
Большое спасибо за отзыв. я думала делать более сложные мастер класс с применением оборудования, но на этом сайте они не популярны, и воспринимаются очень агрессивно.
Не нужно отказываться от Ваших планов создания новых МК.
я выкладываю потихоньку новые мастер класс, активно старюсь тут на ям вести блог
Спасибо Вам за труд.
Будем ждать новых уроков!
Спасибо за полезный мастер класс! Интересовала таки приладка 🙂
Какие клише используете для бумаги?
К примеру для хлопка 300 грамм какая температура и прижим будет?