Как сделать тонкое кружево
Виды ручного кружевоплетения
Виды ручного кружевоплетения
Кружево — чудесный аспект народной культуры. Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Тонко выполненное, изысканное кружево всегда было признаком роскоши и богатства. Существует довольно много видов кружевоплетения и в данной статье мне хотелось бы сделать краткий обзор наиболее известных техник плетения ручного кружева.
Фриволите
Начать свой мини-обзор мне хотелось бы с горячо любимого мною челночного кружевоплетения – фриволите. Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью одного или нескольких челноков (или иглы). Соединяют отдельные элементы между собой с помощью крючка.
Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут определить, где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Одно известно точно, что в Россию оно пришло из Франции. Фриволите дает мастеру большой простор для создания разнообразных кружевных изделий от традиционных салфеток и воротничков до шляпок, митенок, декора разнообразной одежды, скатертей, эксклюзивного постельного белья, предметов интерьера, декоративных панно и, конечно же, кружевных украшений.
Также особенностью данной техники является широкое использование различных декорирующих материалов: бисера, камней, кристаллов, жемчуга и т.д. Анкарс позволяет создать удивительные объемные и в то же время легкие кружевные украшения. Изделия, выполненные в технике анкарс, позвольте проиллюстрировать своими авторскими работами.
Макраме
Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. В этой технике выполняют различные элементы декора интерьера, предметы одежды, сумочки, украшения и т.д.
Филе (филейное кружево)
Основа филейного кружева — сетка, которая специальным образом декорируется.
Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. Основа красивого филейного фона, как и любого узелкового кружева — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки.
Коклюшечное кружево
Особое место в русском кружевоплетении занимает получившее в нашей стране широкое распространение коклюшечное кружевоплетение. Кто же не видел чудесные ажурные кружевные шали, выполненные в этой технике? Русское кружевоплетение на коклюшках было воспринято из Европы в 17 веке, получило большое развитие и стало истинным национальным видом декоративно-прикладного творчества. Этот вид ручного кружевоплетения осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки.
При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.
И, наконец, кружево, выполненное крючком. Конечно, формально это не кружево, а его имитация.
Но разве это имеет значение, особенно в свете того, что возможности вязания крючком практически безграничны: мастерицы вяжут как простые элементы, такие как кайма скатерти, так и полноценные наряды, такие как, например, это шикарное пальто в технике ирландского кружева:
Так что мастерицы и мастера, выбираем технику себе по вкусу, вооружаемся коклюшками, челноками и крючками и – вперед, творить ажурную кружевную красоту!
Как правильно выбрать и раскроить кружево: тонкости и секреты
Сразу оговорюсь, что работа написана для начинающих мастеров, я сознательно не стала вдаваться в дебри классификации кружевных тканей, кому надо тот и так может найти множество материалов, а новичкам не стоит отвлекать внимание от главного.
Итак, к делу. Многим кажется, что создавать красивые вечерние и повседневные наряды, нижнее белье из кружева могут только профессионалы. Но на самом деле работа с ним не такая уж и сложная. Сегодня я расскажу вам о том, на что следует обращать внимание при выборе кружева и как правильно его кроить.
1.Наличие фестонов.
Фестоны — это красиво обработанные кромки (если провести аналогию с тканью). Их обычно пускают по низу изделия, рукавов, по горловине. Желательно, чтобы фестоны были с двух сторон. Это прекрасная возможность сэкономить, ведь расход кружева при крое уменьшается. Размер и высота фестонов зависят от замысла дизайнера. Это влияет на расход, так как фестоны должны быть совмещены по швам (желательно и по высоте, и по рисунку). Обратите внимание: фестоны могут быть разными по рисунку, что тоже влияет на расход.
2. Ширина кружева.
При продаже указывают ширину кружева, но при раскрое — это длина изделия. В итоге, чем шире, тем лучше, так как из широкого полотна можно сшить максимально длинное платье или с длинными рукавами.
3. Качество вышивки.
Как с лицевой стороны, так и с изнаночной стороны. Обращаем внимание буквально на всё! На качественном кружеве все элементы вышивки одинаковые, аккуратные и мелкие — это касается пайеток, бисеринок и конечно страз. Ничего не пушиться не расходится! Никаких узелков и торчащих ниток! На качественном кружеве изнанка красива и аккуратна.
4.Направление рисунка.
В кружеве рисунок может идти в одну сторону и от середины к фестонам, а также может быть равномерным (это влияет на расход).
Раскрой кружева.
Если мы кроим изделия из ткани, то длина изделия параллельна кромке. При работе с кружевом все наоборот — фестон (кромка) идет по низу изделия, рукава. Запомните, что на кружеве все рассчитывается по ширине изделия (по Об или Ог + прибавки на свободу движения + припуски на обработку), а не по длине. В этом есть большой плюс, так как не надо обрабатывать нижние части изделия. Но при этом есть и незначительный минус — необходимо сразу определиться с длиной. Мой совет: сделайте предварительно макет, чтобы убедиться, что эта модель вас устраивает. Так вы сможете сразу определиться с длиной. Только после этого начинайте кроить. На примерке вносите изменения только в объемы. Подготовка к раскрою Новое и чистое кружевное полотно можно не стирать перед шитьем, достаточно будет его про декатировать. Если же работать предстоит с кружевом, которое на 100 % состоит из натуральных волокон, то его нужно аккуратно постирать вручную в холодной воде. Утюжить деликатный материал желательно через влажную ткань или на минимальной температуре на режиме отпаривания с изнаночной стороны.
Как кроить кружевное потолно и кружево.
На кружевном полотне или кружеве с крупным асимметричным рисунком выполняют раскладку выкроек в разворот, а на тонкой ткани с мелким — складывают вдвое.
Раскладку деталей осуществляют в зависимости от направления узора. При этом важно соблюдать рисунок на симметричных и парных деталях. Обращают внимание и на то, чтобы ажурные фрагменты располагались симметрично по отношению к середине переда и спинки, на рукавах — симметрично по отношению к середине переда. Раскладку необходимо производить таким образом, чтобы в местах соединительных швов рисунок совмещался.
Как видите, ничего сложного в этом нет. Выбирайте ткани по душе и шейте наряды на любые случаи жизни.
Выполняем элемент в технике игольного кружева
Я давно думала сделать нечто короткого мастер-класса по игольному кружеву от начала процесса, до самого конца и, наконец, мне это сделать удалось 🙂
Постаралась учесть все нюансы и тонкие моменты, с которыми столкнулась при работе сама и которые указаны важными в обучающей литературе по данному виду рукоделия. Очень надеюсь, что материал окажется полезным.
Итак, начнем. Для удобства (как мне видится) сперва будет располагаться фото, а уже под ним описание.
— толстые нитки » Кабле»;
— нитки, которыми мы будем вышивать;
— чистая плотная ткань;
— нитки контрастного белому цвета, которые не линяют;
— игла гобеленовая с тупым концом.
Сначала эскиз. Я выполняю его простым карандашом на копирке и приклеиваю полученное изображение самым обычным скотчем к ткани, на которой собираюсь вышивать. Скотч играет несколько ролей сразу: он предохраняет нитки от загрязнения графитом и ткань основы от случайного цепляния иглы с рабочей нитью.
Далее нам нужно проложить так называемую » трассу» или » корд» по контуру элемента. Для этой цели я использую нить «Кабле», она очень удобна тем, что достаточно толста для дальнейшей вышивки и не плотная, что позволяет прекрасно крепить нить все той же вышивки при выполнении швов. С самого начала нить крепим петлей, чтобы не оставить лохматого конца. Не знаю почему, но почему-то именно хвост в начале работы сложнее спрятать, чем хвост в середине работы. Эдакий выверт 🙂
Сложенные концы петли продолжаем прошивать по контуру элемента. Для пришивания я выбираю не линяющие нитки контрастного с рабочими нитками цвета для того, чтобы после окончания работы было удобно их извлекать, не пропуская. Важно! Корд пришиваем, чуть отступая от края элемента во внешнюю сторону, то есть делаем рисунок чуть больше, буквально на миллиметр. Это необходимо для того, чтобы при вышивке и неизбежном стягивании краев работы мы не получили бы результат меньшего размера, чем нам необходимо.
В результате мы должны получить вот такой вид элемента. Теперь он полностью готов к вышивке:)
Вышивала я вот такими чудесными нитками, но для начала я бы рекомендовала обычные швейные нитки — они не скользят, хорошо крепятся и на них чудесно набивать руку.
Для заполнения элемента я выбрала любимый шов — тюлевый. Не стану еще раз его подробно разбирать, даю ссылку на данный шов. Единственный нюанс: для того, чтобы переместиться на ряд выше для вышивки, в игольном кружеве не предусмотрены петельки от готового шнура, как в румынском кружеве, а потому следует подниматься обвивая рабочей нитью корд (на фото это видно), тем самым мы еще дополнительно армируем элемент. Еще не забываем, что при заполнении элемента не следует слишком сильно тянуть рабочую нить.
Далее начинается самое интересное. Мы приступаем к завершению кружевного элемента и прокладыванием еще одного корда, поверх хлопкового. Для него я рекомендую вискозные нитки, они прекрасно держат форму при этом не делая кружево жестким. Данный элемент я решила сделать без изнанки, одинаковым с обеих сторон. Потому корд пришивается с помощью обычного знакомого нам всем шва, обвивающего край. Для этой работы берем иглу с тупым концом, она не будет прокалывать уже готовое, а будет хорошо скользить по скотчу, не цепляя ткань основы.
Два фото выше по сути показывают начало работы с вторым кордом. Плотно прикрепляем в самом начале несколькими стежками, потом, когда обработка края двинется по контуру дальше, аккуратно подтягиваем кончик корда (чтобы не выдернуть его из работы) до удобной для завершения работы длинны. Продолжаем обрабатывать.
Хочу остановиться на моменте смены нитки. Поменять нить просто, но вот как спрятать кончик, чтобы место потом не брасалось в глаза? На фото выше показана рабочая нить и вискозный корд, который мы пришиваем. Оставляем хвостик рабочей нитки как есть и вставляем в иглу следующий отрезок и вот тут момент: корд и прежнюю рабочую нить, а также хвостик новой мы скручиваем вместе и корд у нас становится трехниточным. На качестве и толщине края такое уплотнение никак не сказывается, тем более мы уже не боимся тянуть подтягивать нить для более плотного контура.
Собственно, вот оно соединения трех концов нитей в один и продолжение работы на корде из трех ниток.
. пропускаем иглу так, чтобы захватить уже вышитый краешек, делаем нитью своеобразную восьмерку, крепко притягивая лепестки друг к другу.
Если отрезок соприкосновения тех же лепестков достаточно длинен, то процедуру повторяем. В результате место такого крепежа совершенно не будет заметно, а элемент получится цельным.
Собственно, вот это место, которое мы только что обработали, соединяя два лепестка.
После всех мучений у нас на рабочей ткани должна остаться вот такая прелестная штучка 🙂 Теперь нужно осторожно отклеить край скотча и отпарывателем перерезать все ниточки, чтобы не повредить готовое кружево.
Для того, чтобы не мучаться с отпариванием маленького элемента, есть еще одни хитрость. Скругленным обратным концом отпарывателя достаточно пройтись по краю элемента, чуть продавливая вышивку и расправляя ее к контуру. Главное — не использовать металлических предметов — можно испачкать готовое изделие. У моего отпарывателя чудесная пластмассовая ручка, достаточно следить за ее чистотой 🙂
Милые дамы, я вполне могла что-то упустить, где- то путано объяснять ( вдохновение такая штука — только успевай записывать, поэтому я готова дать дополнительные объяснения и описания, если возникнут вопросы.
Еще раз выражу свою надежду, что материал окажется полезным 🙂
Как сделать тонкое кружево
В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой.
Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все.
Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой.
Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!
Для работы вам потребуются
обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.
Ход работ
Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.
Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6.
Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).
Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку.
В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.
Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) — Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.
На фото примере вы видите кружевную сетку
Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.
Как закреплять нити
Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.
Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.
Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)’ — третий) узел.
Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.
Бабушкино игольчатое кружево
Примеры узоров
Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.
Видео мастер классы
В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!