Как сделать творческий конспект

Как вести конспекты

Как сделать творческий конспект. Смотреть фото Как сделать творческий конспект. Смотреть картинку Как сделать творческий конспект. Картинка про Как сделать творческий конспект. Фото Как сделать творческий конспект

Грамотно подобранный метод конспектирования может помочь учиться более продуктивно, поэтому мы решили разобрать самые интересные из них и поделиться опытом наших пользователей, которые вели конспекты во время обучения на курсах Академии.

Давайте разберёмся, чем полезен конспект:

Стоит учесть, что эти преимущества актуальны, если использовать эффективную методику конспектирования. При традиционном линейном переписывании материала пользы от конспекта будет гораздо меньше.

Методы ведения конспектов

Существует довольно много разных методов. Мы разберём основные, подтвердившие свою эффективность.

Метод Корнелла

Главная идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.

Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.

Схематический метод

При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.

Как сделать творческий конспект. Смотреть фото Как сделать творческий конспект. Смотреть картинку Как сделать творческий конспект. Картинка про Как сделать творческий конспект. Фото Как сделать творческий конспект

Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.

Метод интеллект-карт

Полезный метод, который подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и так далее. Он заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы. Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения). Создатель интеллект-карт написал книгу о том, как и где можно применять этот метод.

Как сделать творческий конспект. Смотреть фото Как сделать творческий конспект. Смотреть картинку Как сделать творческий конспект. Картинка про Как сделать творческий конспект. Фото Как сделать творческий конспект

В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.

Метод предложений

Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой. Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность. Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.

Как сделать творческий конспект. Смотреть фото Как сделать творческий конспект. Смотреть картинку Как сделать творческий конспект. Картинка про Как сделать творческий конспект. Фото Как сделать творческий конспект

Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.

Метод течения

Пожалуй, самый свободный в нашем списке — flow method, метод течения или потока. Его суть в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу. Создатель метода написал подробный гайд, в котором он рассказывает о самом методе и о том, как начать использовать его в своих записях.

Как сделать творческий конспект. Смотреть фото Как сделать творческий конспект. Смотреть картинку Как сделать творческий конспект. Картинка про Как сделать творческий конспект. Фото Как сделать творческий конспект

Главная цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных. Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.

Способов ведения конспектов гораздо больше, и продолжают появляться новые. Даже метод течения, который уже набрал популярность, появился сравнительно недавно. Так происходит в том числе потому, что многие опытным путём стремятся прийти к оптимальному для себя методу. Мы предлагаем вам сделать то же самое — выбрать подходящий для ваших целей метод и при необходимости модифицировать его или создать свой собственный с нуля. Если он будет работать для вас — почему бы и нет.

Полезные советы вне конкретных методов

Где вести конспекты

Это довольно противоречивый вопрос. Часть людей пишет конспекты от руки, а другие — печатают. У всех есть сложившиеся предпочтения, но мы попробуем подойти к этому вопросу рационально и рассмотреть плюсы и минусы каждого способа.

Согласно исследованию Принстонского университета конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации. В рамках этого исследования студентов разделили на две группы. Одна конспектировала лекции от руки, другая — на ноутбуках. Через некоторое время студенты написали тест по материалам лекции и те, кто писал от руки, в среднем набрали в два раза больше баллов, чем другая группа. Одна из причин такого эффекта — временное ограничение. Так как конспектирование от руки занимает больше времени и просто физически есть возможность записать лишь часть информации, при ведении такого конспекта приходится мысленно структурировать и анализировать материал ещё до его записи. И это значительно улучшает запоминание.

Вероятнее всего, наиболее актуальны результаты этого исследования именно для обучения в формате лекций, когда время ограничено. Если временных ограничений нет и в любой момент можно вернуться к материалу, то даже при наборе текста на компьютере можно анализировать информацию и выделять главное. Здесь как раз помогут эффективные методы конспектирования, потому что обычное переписывание не принесёт нужного результата. В итоге такой подход позволит минимизировать разницу по сравнению с рукописными конспектами.

Как и с методами конспектирования здесь выбор за вами. Для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

Что касается инструмента, в котором удобно вести электронные конспекты, сейчас существует близкое к бесконечности количество приложений для заметок с подходящей функциональностью. Одни из самых качественных и удобных на наш взгляд — Notion, Evernote, Bear, Microsoft OneNote, Ulysses, Roam Research. Последнее, кстати, благодаря своему способу организации записей отлично подойдёт для ведения конспектов схематическим методом — в нём вся структура реализована через маркированные списки.

Опыт пользователей Академии

Нам было интересно узнать у наших пользователей, как они подходят к процессу обучения на тренажёрах и профессиональных курсах, пользуются ли какими-то специальными методами конспектирования или придумывают свои. Делимся их ответами.

Во время интенсива записывала ключевые понятия и план лекции. Делала это скорее для более глубокого усвоения материала, чем для того, чтобы пользоваться в дальнейшем.

По мере прохождения тренажёров отдельно вела конспекты по разным темам — например, HTML, CSS, JavaScript. При конспектировании использовала листы для блочной тетради, и таким образом у меня были три разные стопки, в которые я могла добавлять листы. Их я нумеровала и складывала в папку. В самом конспекте записывала, например, конкретные теги, и для чего они служат. Или CSS-свойства и варианты их значений. Когда приступила к работе в компании, такие конспекты очень пригодились.

Я человек-бумажка. Если не записала, значит ничего не было. При помощи конспекта легче запоминать информацию, хотя время на прохождение тренажёров сразу увеличивается. Особой системы подготовки конспектов у меня нет, при прохождении курсов делала следующим образом:

Из-за того, что я писала всё в бумажном блокноте и о сортировке не подумала заранее, искать нужную тему не всегда было легко. Помогало только выделение текста цветами.

Конспект по тренажёрам я начала вести, когда поняла, что информации действительно очень много, и часть её просто успевает вылететь у меня из головы к моменту прохождения испытаний. Постоянно возвращаться и перечитывать, чтобы найти какую-то мелочь, было неудобно, и я стала записывать. Так запоминается гораздо лучше. В итоге сейчас я сначала прохожу тему без конспекта, а вторым заходом её конспектирую. И вот на этом этапе получаю не только умение сделать по образцу, но и более глубокое понимание.

Никакой особой структуры конспекта у меня нет. Просто так выходит — записав, я запоминаю быстрее, поэтому в конспекте у меня мешанина тем, что не мешает мне в нём ориентироваться. Иногда кажется, что мне в принципе не сам конспект нужен, а факт записи своей рукой. С профессиональными курсами примерно та же картина, но тут конспекты менее подробные.

Первым делом, когда начинаешь проходить тренажёры и планируешь вести конспекты, необходимо продумать, как ты будешь это делать. Когда ты проходишь курсы, тебе никто не скажет: «Это пиши, а это не пиши!».

Я делал это так — записывал название курса, и каждый пункт в курсе был отдельным вопросом. Не нужно писать всё, что написано в теории. Вы выбираете информацию, которая вам интересна, и которую вы считаете очень важной. Первые несколько глав будете писать почти всё подряд, но позже вы научитесь отличать зерно истины от кучи текста. Кроме того, если вы новичок, обязательно пишите примеры. Потом легче понять, что вы написали.

Я на курсах Академии исписал тетрадь на 96 листов, при этом прошёл 75% тренажёров. Главное во время написания конспекта не забывать, что вы пишете его для себя. Например, я выделял цветом ключевые фразы и новые неизвестные мне раньше теги. Это позже помогало мне найти необходимую информацию. Ещё одно — я разделил тетрадь на две части. С одной стороны писал про языки программирования — JavaScript, PHP, с другой стороны — CSS, HTML. Это помогло систематизировать информацию немного лучше.

Когда пару лет назад узнала об Академии, прошла все существовавшие на тот момент курсы и всё законспектировала! Никакой особенной методики или инструментов не применяла — тетрадь в клеточку и цветные ручки, чтобы «подсвечивать» заголовки и кусочки кода.

Возле заголовка раздела удобно оказалось приписывать адрес на страницу курса (не весь, а последнюю часть, цифру), а на первой странице тетради писать содержание — список всех заголовков. Некоторые курсы перепроходила и дополняла конспект комментариями на темы, которые сначала не до конца поняла или упустила.

В итоге эта тетрадка надолго стала мои личным MDN: все базовые, необходимые именно для моего уровня знания под рукой и, так как конспект составляла сама, их удобно искать. В какой-то момент я, конечно, почти перестала обращаться к этим материалам, и осознание этого само по себе стало приятным знаком того, что материал наконец-то улёгся в голове. Впрочем, всё ещё я нет-нет да и возьму с полки эту тетрадку, чтобы вспомнить какое-нибудь особо заковыристо называющееся и нечасто используемое свойство для оформления текста. При этом сейчас я уже делаю не первый проект в «Лиге А.». Думаю, скоро придёт пора отправить мои конспекты на покой, но перед этим я ещё раз прочту их от корки до корки, чтобы убедиться, что в моих базовых знаниях нет пробелов. Может, и окажется, что некоторые уроки стоит пройти заново.

Потренируйтесь вести конспекты

На курсе «Знакомство с веб-разработкой». Полутора часов теории хватит, чтобы проверить все методы и выбрать подходящий именно вам.

Источник

Консультация для учащихся «Как правильно составлять конспект»

Таня Вакулина
Консультация для учащихся «Как правильно составлять конспект»

Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.

Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов:

Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составить конспект:

прочитайте текст учебника;

определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;

основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;

каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;

внимательно прочитайте материал;

определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;

определите центральную часть О. К., т. е. его «ассоциативный узел» в виде систематического класса и его особенностей;

Определите цель составления конспекта.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

В схеме «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта— схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Опорный конспект

Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название «опорный сигнал». В опорном сигнале содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

При любом виде конспектирования важно помнить о том,что:

Записи полезно делить,для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.

При конспектированиинужно пользоваться оформительскими средствами:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания

2. На полях тетради отчёркивания «например, вертикальные»

3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.

4. Пользоваться при записи различными цветами.

5. Писать разными шрифтами.

6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.

В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

конспект

Учите правильно говорить звук [Л] Одни дети правильно произносят все звуки уже в 3-и года, другие только в 4-5 лет, а у некоторых неправильное произношение остаётся на всю.

Как сделать творческий конспект. Смотреть фото Как сделать творческий конспект. Смотреть картинку Как сделать творческий конспект. Картинка про Как сделать творческий конспект. Фото Как сделать творческий конспектДидактическая игра «Собери правильно игрушку» Мы,коррекционные специалисты,хорошо знаем,что развитие фонематического слуха положительно влияет на становление всей речевой системы.

Игра — расставь правильно шашки Сказка про Женю и Вику Женя с Викой летом очень много времени проводили с друзьями на улице. А когда шёл дождь, они играли в компьютерные.

Как правильно одеть ребенка осенью? Осень характерна перепадами температур, то подморозит, то дождик, то яркое солнце создает в воздухе такое тепло, что температура не отличается.

Конспект открытого занятия в младшей группе «Чистим зубы правильно» Задачи: 1. Обучающие: формировать у детей навыки чистки зубов с использованием зубной щетки (движения вверх – вниз) 2. Развивающие: развивать.

Консультация для родителей «Как правильно наказать ребёнка» Уважаемые родители, сегодня мы будем учиться правильно реагировать на детские проказы. Все давно знают, что бить детей непедагогично и витамин.

Проект «Дышим правильно, красиво» Тип проекта: творческий, групповой; Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца). Участники проекта: дети, воспитатели, родители;.

Проект «Календарь правильно питания» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Семицветик» муниципального образования «Кезский район» Проект «Календарь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *