Как сделать задачи по географии

Обучающие задачи по географии, развивающие логическое мышление и умения работы с картами

Разделы: География

Класс: 10

Задание 1. Определи субъект федерации

Искомый субъект федерации граничит с несколькими другими. О соседствующих субъектах федерации известно следующее:

Здесь начинается самая полноводная из рек, впадающих в море, на берегах которого находятся две столицы стран с официальными финно-угорскими языками

Здесь начинается самая большая из начинающихся в России рек, впадающих в море, к которому имеют выход пять признанных стран, где преобладающее вероисповедание — православие

Здесь начинается река, к берегам которой имеют выход национально-территориальные образования с титульными народами тюркской, финской и монгольской языковых групп

Река, на которой стоит центр этого субъекта федерации, вытекает из озера, на дно которого, согласно былине, совершил путешествие Садко

1. Определите соседей и реки, о которых идет речь в таблице, и искомый субъект федерации.

2. С какими другими субъектами федерации или зарубежными странами он граничит?

3. Назовите реку, на которой стоит главный город искомого субъекта федерации. Где она берет начало? Куда и где впадает?

4. Задание повышенной сложности: Сформулируйте признак, отличающий искомый субъект федерации от всех других, не называя при этом никаких географических названий (кроме само собой разумеющегося «Россия» и названий частей света).

Решение: 1.

Первый сосед: Ленинградская обл., Нева (Балтика: Хельсинки и Таллин)

Второй сосед: Смоленская обл., Днепр (Черное море: Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия)

Третий сосед: Тверская обл., Волга (тюркская группа: Чувашия и Татария; финская: Марий Эл; монгольская: Калмыкия)

Четвертый сосед: Новгородская обл., Волхов (оз. Ильмень)

Искомая территория — Псковская обл.

2. Граничит с Эстонией, Латвией и Белоруссией (Витебская обл.)

3. Псков стоит на реке Великая. Она берет начало на юге Псковской обл. (Бежаницкая возвышенность) и впадает в Псковское озеро.

4. Примеры формулировок индивидуализирующего признака для Псковской обл.: «Субъект федерации, граничащий с зарубежными государствами, в одном из которых официальный язык (или языки) относится к славянской группе, а в другом — к финской» (результат аналитической деятельности);

«Здесь совершил свой подвиг Александр Матросов»;

«Здесь в ссылке находился А.С.Пушкин, и здесь поэт похоронен»;

«Здесь состоялось отречение Николая II от престола» (результат информированности или умения найти информацию).

Задание 2. Узнай страну по описанию

1. Страна, протянувшаяся вдоль побережья Тихого океана, климат которой меняется от умеренного морского на юге до тропических пустынь на севере; эта страна производит и экспортирует медь. (Чили)

2. На юге, в дельте реки Красной, там, где начинается приморье этой страны и плоская долина соприкасается с прибоем, сеть каналов становится очень густой, и рисовые поля как бы провисают между бесчисленными дамбами. Рыбу здесь не ловят, а просто черпают из вод каналов и речек. Специалисты считают, что и впадина огромного прогиба вокруг Бакбо, охватившая около 7000 км 2 суши и морского дна, полна полезными ископаемыми. (Вьетнам)

3. Государство в Северной Европе, занимает ее первый по величине остров, где существуют и древние базальтовые плато, и горные массивы с белоснежными шапками ледников и снежников, и нагромождения молодой застывшей лавы, и сказочные фонтаны гейзеров, и бьющие из-под земли горячие источники. (Исландия)

4. Небольшое государство в центре Западной Европы, где гигантский стальной концерн контролирует производство стали и проката в стране; выплавка стали на душу населения здесь самая высокая в мире. Эта страна является также крупным банковским центром для иностранного капитала — здесь закон о тайне вкладов соблюдается так же строго, как в Швейцарии. (Люксембург)

5. Одно из древних названий этой страны — Ямато (Путь гор). И действительно, это прежде всего страна гор, поскольку в ее рельефе преобладают средневысотные и низкие горы. Западному миру о ней поведал Марко Поло, и она стала известна со страниц его книг как Страна восходящего солнца. Это название сохранилось до сих пор. (Япония)

6. Государство расположено на южных склонах центральной части Гималаев (на его территории находится и самая высокая их вершина). Необычен ландшафт страны — от пышной растительности южных склонов с пальмами, зарослями бамбука, лавра до высокогорий, где на высоте 5000 м лежат вечные снега. Страна имеет богатый животный мир, здесь более 4300 км 2 отведено под заповедники и национальные парки. (Непал)

7. Католическая страна Европы с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и черной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля. (Польша)

8. Нефтедобывающая страна, расположена на самом большом материке. Значительную ее часть занимает низменность в междуречье двух рек, на которой еще в древности выращивали на орошаемых землях пшеницу, хлопчатник, финики. В полупустынных районах разводят овец, коз. Столица — древний город, расположенный на берегу одной из этих рек. (Ирак)

9. Страна с радиальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов, имеет развитое машиностроение, атомную энергетику, легкую промышленность. Восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву. (Италия)

10. Страна Южной Америки расположена в трех климатических поясах; в растительном покрове равнинной части главную роль играют луговые степи (в основном распаханные) и саванны. В экономике большое значение имеет сельское хозяйство (на мировом рынке — крупнейший поставщик зерна и мяса). (Аргентина)

Задание 3. Используя приведённую ниже таблицу и политическую карту мира, выполните задание

Численность и возрастной состав населения, 2018 г.

Источник

ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ГЕОГРАФИИ ТЕМА «ПЛАН И КАРТА»

ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ГЕОГРАФИИ

Рассмотрим задачи, проверяющие умение уча­щихся пользоваться масштабом, определять рас­стояния на плане и карте, определять масштаб кар­ты, если известна площадь на карте и местности.

Если 20 см 2 на плане соответствует 20 га на местности, то 1 см 2 (квадрат со стороной 1 см) соответствует 1 га на местности (квадрат со стороной 100 м). Таким образом, 1 см на плане соответствует 100 м на местности.

Именованный масштаб: в 1 см 100 м; числовой масштаб: 1 : 10 000.

Определите масштаб карты, если улица длиной 2 км изображена на нём линией длиной в 8 см.

2 км — 2000 м; 2000 м : 8 см = 250 м.

В 1 см 250 м (именованный масштаб); 1 : 25 000 (числовой масштаб).

Масштаб карты 1 : 25 000. ЗАДАЧА 3

Расстояние между железнодорожной станцией и карьером на плане масштаба 1 : 30 000 составляет 3,8 см. На втором плане это расстояние составляет 7,6 см. Каков масштаб этого плана?

Переводим масштаб первого плана в именован­ный: 1 : 30 000, соответственно, в 1 см — 300 м.

Определяем расстояние между объектами:

Определяем масштаб второго плана:

Масштаб: в 1 см — 150 м, или 1 : 15 000. ЗАДАЧА 4

Территория смешанного леса на плане масшта­ба 1 : 5000 имеет форму прямоугольника со сторо­нами 4,5 и 6 см. А хвойный лес на плане масштаба 1 : 2500 имеет форму квадрата со сторонами 8 см. Какой лес — смешанный или хвойный — имеет на местности большую площадь и на сколько?

Переводим масштаб первого плана в именован­ный:

соответственно, в 1 см 50 м.

Определяем протяжённость сторон смешанного леса:

4,5 • 50 = 225 м, 6 • 50 = 300 м.

Отсюда площадь леса:

Переводим масштаб второго плана в именован­ный:

соответственно, в 1 см 25 м.

Определяем протяжённость стороны хвойного леса:

Смешанный лес имеет большую площадь на

Определяем сторону садового участка на плане

V l 6 см 2 = 4 см, сторона садового участка на мест­ности равна 80 м.

Таким образом, 4 см на плане соответствует 80 м на местности. Значит, 1 см на плане соответ­ствует: (80 : 4) = 20 м.

Именованный масштаб: в 1 см 20 м; числовой масштаб: 1 : 2000.

Для рассмотрения предлагаются задачи по теме «Атмосфера», а именно задания на определение ат­мосферного давления в миллибарах, температуры воздуха, абсолютной и относительной влажности воздуха, а также определение высоты, если извест­ны температура и давление воздуха.

Запишите показ ательдавления в 746 мм рт. ст. в миллибарах.

Атмосферное давление измеряется высотой ртутного столба в миллиметрах (мм рт. ст.) или в миллибарах (мб).

Миллибар равен одной тысячной бара.

Бар равен 750,1 мм рт. ст.

1 мб равен 0,7501 мм рт. ст.

1 мм рт. ст. равен 1,3332 мб.

760 мм рт. ст. равны 1013,25 мб.

Итак, для того чтобы определить, скольким миллибарам соответствует 746 мм рт. ст., нужно:

746 • 1,3332 = 994,6 мб.

746 мм рт. ст. соответствует 994,6 миллибарам.

Вычислите высоту, с которой прыгнул парашю­тист, если атмосферное давление на высоте состав­ляло 690 мм рт., а температура равна +10 °С, в при­земных слоях воздуха — 760 мм рт. ст. и +12 °С соответственно.

Для решения этой задачи используют формулу Бабине:

где h — разность высот двух уровней;

£ ср — средняя температура воздуха (сумма тем­ператур нижнего и верхнего уровней, разделённая пополам);

Р 1 — атмосферное давление на нижнем уровне;

Р 2 — атмосферное давление на верхнем уровне;

8000 м — высота однородной атмосферы (пред­полагается, что вся масса атмосферы одинакова по составу и плотности), делённая на среднее арифме­тическое по показаниям барометра вверху и внизу.

Далее определяем среднюю температуру по формуле:

Полученные данные подставляем в формулу Ба-бине:

• (1 + Д,ДД4 • 11 °С) = 8Д6,4 л

Парашютист прыгнул с высоты 806,4 м.

Можно предложить и другие типы задач. На­пример, определить атмосферное давление, если известно, как изменилась температура воздуха.

Атмосферное давление у подножия горы 760 мм рт. ст., а температура воздуха — 18 °С. Определите атмосферное давление на вершине горы, если тем­пература воздуха в ней составляет 15 °С.

Определяем, на сколько градусов изменилась температура воздуха:

Определяем относительную высоту горы, зная, что с поднятием вверх на 1000 м температура понижается на 6 °С:

3 °С • 1000 м : 6 °С = 500 м.

Далее определяем, на сколько изменится атмос­ферное давление, если подняться на высоту 500 м (барическая ступень 10 м/мм рт. ст.):

500 м : 10 м • 1 мм рт.ст. = 50 мм рт.ст.

Определяем, каким будет атмосферное давле­ние на вершине горы:

Атмосферное давление на вершине горы соста­вит 710 мм рт. ст.

Для того чтобы решить задачу, нужно вспом­нить, что такое абсолютная и относительная влаж­ность воздуха.

Абсолютная влажность — это количество водя­ного пара в 1 м 3 воздуха (определяется в граммах).

Относительная влажность воздуха — это отно­шение фактического содержания водяного пара к возможному при данной температуре, выражен­ное в процентах. Относительную влажность возду­ха определяют по формуле:

где r — относительная влажность, q — абсолютная влажность, Q — состояние насыщения.

Дефицит влаги — это количество водяного пара, которого не хватает для полного насыщения воздуха. Насыщенным считается воздух, который не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит.

Точка росы — это температура, при которой влажный охлаждающийся ненасыщенный воздух становится насыщенным.

Относительная влажность воздуха составляет

Чтобы решить эту задачу, составляем пропор­цию:

Определите, за какое время температура нена­сыщенного водяным паром воздуха, который под­нимается со скоростью 2,5 см/с, снизится на 3,6 °С.

В насыщенном воздухе при поднятии вверх во­дяной пар конденсируется, и тепло, которое при этом высвобождается, нагревает воздух, в связи с этим он охлаждается медленнее — примерно на 0,6 °С на каждые 100 м. А вот сухой (ненасыщен­ный) воздух, поднимаясь вверх, охлаждается при­мерно на 1 °С на каждые 100 м.

Итак, составляем пропорцию:

Итак, на высоте 360 м температура снизится на

Далее определяем, сколько времени нужно, чтобы воздух поднялся на 360 м, если он поднима­ется со скоростью 2,5 см/с:

360 м, или 36 000 см : 2,5 см/с = 14 400 с.

14 400 с переводим в часы (1 час = 3600 с). Это будет составлять 4 часа.

Температура воздуха снизится на 3,6 °С за 4 часа. ЗАДАЧА 7

Определите высоту уровня конденсации воз­духа, который поднимается, если у поверхности

Подписка на специализированный журнал — это вопрос профессионального роста для учителя!

Спасибо вам, уважаемые учителя, за ваш труд и профессиональное отношение к своему делу!

Издательская группа «Основа» объединяет профессионалов!

17 специализированных журналов. Всё для учителя!

(русский язык и литература, математика, физика, биология, химия, информатика, искусство, география, физическая культура, английский язык, немецкий язык, история. «Педагогическая мастерская!», «Всё для классного руководителя!», «Всё для администратора школы!», «Начальная школа!», «Детский сад. Всё для воспитателя!»).

Дистанционная академия Учительский журнал on line

Конденсация воздуха будет происходить на вы­соте 1000 м.

задачи на определение местного времени

Задачи на определение географической долго­ты, если известно точное время, и наоборот — опре­деление местного времени, если известна географи­ческая долгота, как правило, не вызывают особой сложности.

Чтобы определить географическую долготу, нужно знать точное время пункта, географиче­скую долготу которого мы собираемся определять, и местное время любого пункта, долгота которого нам известна.

Определите точное время пункта, расположен­ного восточнее на 45° от Лондона, в котором на дан­ный момент полдень.

Если круг, величина которого составляет 360°, разделить на 24 часа, то получим 15°.

Итак, 1 час = 15°, а 45° = 3 ч (45 : 15° = 3).

Местное время пункта будет на 3 часа больше, чем время в Лондоне, потому что указанный пункт расположен восточнее.

Поскольку в Лондоне полдень, т. е. 12 часов, то в неизвестном пункте будет 15 часов (12 + 3 = 15).

Местное время пункта составит 15 часов. ЗАДАЧА 2

Определите географическую долготу пункта, если его местное время опережает местное время Лондона на 1 час.

1 час — 15°, а географическая долгота Лондо­на — 0° долготы.

Поскольку местное время пункта опережает местное время Лондона, пункт расположен восточ­нее.

0° + 15° = 15° в. д. (географическая долгота пун­кта).

Географическая долгота пункта — 15° в. д.

Определите точное время на нулевом мериди­ане, если на 180° меридиане по местному времени 24 часа.

Определяем разницу в градусах:

Определяем разницу во времени:

Определяем время на нулевом меридиане:

Местное время на нулевом меридиане будет со­ставлять 12 часов.

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ

СОЛНЦА над горизонтом в полдень

Для решения такого типа задач школьники должны знать, что в дни весеннего и осеннего рав­ноденствия (21 марта и 23 сентября), когда Солнце находится в зените над экватором, полуденную вы­соту Солнца вычисляют по формуле:

В остальные дни полуденная высота определя­ется по формуле:

Летом (22 июня), когда Солнце находится в зе­ните над Северным тропиком (тропиком Рака), по­луденная высота его для Северного полушария уве­личивается на 23° 27′, поскольку географическая широта Северного тропика составляет 23° 27′ с. ш.,

h = 57° 42 ‘ (это максимальная высота Солнца над горизонтом для Москвы).

h = 10° 48′ (это минимальная высота Солнца над горизонтом для Москвы).

Во все остальные дни нужно знать, на сколько и в сторону какого полушария склонилось Солнце, то есть на какой широте оно в зените в полдень. Как правило, величину склонения для каждого дня определяют на несколько лет и фиксируют в астро­номических ежегодниках.

Определите полуденную высоту Солнца над го­ризонтом в Ростове-на-Дону 23 сентября.

Полуденная высота Солнца над горизонтом в г. Ростове-на-Дону будет составлять 42° 44′.

Определите высоту полуденного Солнца в Ново­российске 22 декабря.

Географическая широта Новороссийска состав­ляет 44° 43′ с. ш.

22 декабря — день зимнего солнцестояния, полуденная высота его для Северного полушария

Полуденная высота Солнца 22 декабря в г. Но­вороссийске составит 21° 50′.

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДНЯ, ВРЕМЕНИ ВОСХОДА И ЗАХОДА СОЛНЦА

Для того чтобы определить время восхода и за­хода Солнца или продолжительность дня, нуж­но знать величину горизонтального угла (азимут) между направлением на север и направлением на ту точку, где взошло или зашло Солнце. Определя­ют горизонтальный угол с помощью компаса или других угломерных приборов.

Например, нам известен горизонтальный угол, который был измерен во время восхода Солнца, и он составляет 120°. Нужно определить, когда взошло и зашло Солнце и какова продолжитель­ность дня.

А для того чтобы определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня, нуж­но горизонтальные углы разделить на угловую скорость суточного вращения Земли, то есть на 15 ° / час. Таким образом, время восхода Солнца со­ставит 8 ч (120° : 15° / ч = 8 ч), а время мероприя­тия — 16 ч (240°: 15° / ч = 16 ч).

Продолжительность дня можно определить дву­мя способами:

й способ: 120° (угол между точками восхода и захода Солнца) : 15° / ч = 8 ч.

Солнце взошло в 8 часов, зашло в 16 часов, про­должительность дня — 8 часов.

Определите продолжительность дня, если гори­зонтальный угол между точками восхода и захода Солнца составляет 180°.

Если горизонтальный угол (азимут) между точ­ками восхода и захода составляет 180°, то солнце взошло точно на востоке (горизонтальный угол ра­вен 90°) и зашло точно на западе (горизонтальный

Такое возможно в дни осеннего и весеннего равно­денствия, т. е. 21 марта и 23 сентября, когда сол­нце находится в зените над экватором.

Далее определяем продолжительность дня, для этого горизонтальный угол 180° делим на угловую скорость суточного вращения Земли, то есть на 15 ° / час. Таким образом, продолжительность дня составит 12 часов:

180° : 15° / ч = 12 часов.

Продолжительность дня составит 12 часов.

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕНИЯ И УКЛОНА РЕКИ

Для того чтобы решить следующие типы задач, необходимо вспомнить, как определяется падение реки, а зная падение, можно определить и её уклон.

Падением реки называют превышение уровня её истока над устьем, выраженное в метрах. Паде­ние же на отдельном участке реки — это разница высоты между двумя точками, взятыми на опре­делённом расстоянии друг от друга. Падение реки определяют по формуле:

где П — падение реки, h 1 — высота истока, h 2 — высота устья.

Уклоном реки называют отношение её падения (в сантиметрах) к длине реки (в километрах). Уклон реки вычисляется по формуле:

где П р — уклон реки, П — падение реки, L — длина реки.

Для примера решим одну из предложенных за­дач, потому что они идентичны.

Определите уклон реки, если его длина состав­ляет 50 км, высота истока — 150 м, высота устья —

П = 5000 см : 50 км = 100 см/км = 1 м/км.

Уклон реки составляет 1 м на километр длины. Предлагаем другие типы задач, касающихся этой темы.

Падение реки составляет 280 метров, а уклон реки равен 9,3 см на километр длины.

Определите уклон реки, длина которой 502 км, высота истока — 256 м, высота устья — 100 м.

Уклон реки равен 31 см/км.

Вычислите высоту одного из крупнейших бар­ханов Западной Сахары, если известно, что крутиз­на его подветренного склона 30°, а длина — 200 м.

Высоту бархана можно вычислить по формуле:

где h — высота бархана;

l — длина подветренного склона;

sin а крутизна подветренного склона.

Высота бархана — 100 м.

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ

Особенностью этих задач является то, что они проверяют, насколько учащиеся владеют знания­ми о том или ином географическом понятии и на­сколько они знают, какие данные необходимо ис­пользовать из предложенных, чтобы сделать опре­деленный вывод.

Например, в таблице к задаче 1 указаны раз­личные цифровые данные (год, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, количество населения).

Но ученики должны помнить, что естественный прирост — это разница между количеством людей родившихся и количеством людей умерших, выра­женная в промилле (%о), т. е. в расчете на 1000 жи­телей.

Пользуясь таблицей, рассчитайте показатель естественного прироста населения за год одной из африканских стран:

В данном случае по оси Х, или оси абсцисс, мы определяем расстояние от экватора до определён­ной точки, которая составляет 5 555 430 м, или 5555 км 430 м.

5555 км 430 м. ЗАДАЧА 3

Выбрав необходимые данные из таблицы, опре­делите ресурсообеспеченность Саудовской Аравии нефтью.

Разведанные запасы нефти, млрд т

Ежегодная добыча нефти, 1 455,0 млн т

Мощность нефтеперерабаты­вающих заводов, млн т / год

Показатель естественного прироста населения составляет 5 %.

В качестве примера можно предложить и дру­гие подобные задачи, в которых указываются раз­личные цифровые значения, но ученики, имея определённые знания, должны отобрать только те, которые необходимы для выполнения задания.

Определите расстояние от точки А до экватора, если её прямоугольные координаты будут такими: Х = 5555430; Y = 4370250.

Расстояние от экватора определяется значени­ем координаты Х, а по значению координаты Y определяется расстояние от осевого меридиана до заданной точки, расположенной в определённой геодезической зоне, потому что первая цифра кор-динаты указывает номер геодезической зоны.

Если нам необходимо определить ресурсообе-спеченность страны сырьевыми ресурсами, напри­мер нефтью, то мы определяем, на сколько лет хва­тит данного сырья. Следовательно, нужно запасы разделить на добычу:

р = 35 млрд т 455 млрд т

Обеспеченность Саудовской Аравии нефтью со­ставляет 76,9 лет.

ЗАДАНИЕ НА УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ПРОПОРЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ

Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн чел., а количество официально зарегистри­рованных безработных — 5,5 млн чел.

Для определения уровня безработицы составля­ем пропорцию:

Уровень безработицы составляет 30,55 %.

Рассчитайте уровень безработицы в Польше, если количество трудовых ресурсов составляет 16 млн чел., а количество официально зарегистри­рованных безработных — 3 млн чел.

Уровень безработицы в Польше составляет

Рассчитайте, с какой площади необходимо со­брать подсолнечник, чтобы произвести 20 т масла, то есть такое её количество, которое добывают из одного синего кита. Взять средний урожай подсол­нечника 12 ц с гектара и предположить, что выход масла составляет 36 %.

Сразу определяем, сколько масла можно про­извести с одного гектара подсолнечника, если уро­жайность 12 ц, а выход масла — 36 %.

Для этого составляем пропорцию:

Известно, что с 1 га площади подсолнечни­ка можно произвести 4,32 ц масла, поэтому далее определяем, сколько нужно засеять га, чтобы полу­чить 20 т, или 200 ц масла.

Площадь составит 46 га. ЗАДАЧА 4

где V — объем воды, S — площадь, h — высота льда:

55 млн км 2 x 3,5 м „

Уровень Мирового океана повысится на 53 см. ЗАДАЧА 5

Площадь прямоугольника определяется по фор­муле S = аb , где а = 0,53 м (длина прямоуголь­ника), b = 0,53 м (ширина). Итак, для определения средней ширины бассейна нужно площадь разде­лить на длину:

Средняя ширина бассейна Амазонки будет со­ставлять 1108 км.

География. Всё для учителя!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *