Как сделать задачу таблицей

Как в Excel создаются формулы и таблицы. Пошагово

Работа в Excel c формулами и таблицами для чайников. Как же делать формулы и таблицы?

Формула предписывает программе Excel порядок действий с числами, значениями в ячейке или группе ячеек. Без формул электронные таблицы не нужны в принципе. Формулы и таблицы
Excel это очень важный момент!

Конструкция формулы включает в себя: константы, операторы, ссылки, функции, имена диапазонов, круглые скобки содержащие аргументы и другие формулы. На примере разберем практическое применение формул для начинающих пользователей.

ФОРМУЛЫ В EXCEL ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Чтобы задать формулу для ячейки, необходимо активизировать ее (поставить курсор) и ввести равно (=). Так же можно вводить знак равенства в строку формул. После введения формулы нажать Enter. В ячейке появится результат вычислений.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

В Excel применяются стандартные математические операторы:

ОператорОперацияПример
+ (плюс)Сложение=В4+7
— (минус)Вычитание=А9-100
* (звездочка)Умножение=А3*2
/ (наклонная черта)Деление=А7/А8
^ (циркумфлекс)Степень=6^2
= (знак равенства)Равно
Больше
=Больше или равно
<>Не равно

Символ «*» используется обязательно при умножении. Опускать его, как принято во время письменных арифметических вычислений, недопустимо. То есть запись (2+3)5 Excel не поймет.

Программу Excel можно использовать как калькулятор. То есть вводить в формулу числа и операторы математических вычислений и сразу получать результат.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Но чаще вводятся адреса ячеек. То есть пользователь вводит ссылку на ячейку, со значением которой будет оперировать формула.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

При изменении значений в ячейках формула автоматически пересчитывает результат.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Ссылки можно комбинировать в рамках одной формулы с простыми числами.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Оператор умножил значение ячейки В2 на 0,5. Чтобы ввести в формулу ссылку на ячейку, достаточно щелкнуть по этой ячейке.

Если в одной формуле применяется несколько операторов, то программа обработает их в следующей последовательности:

Поменять последовательность можно посредством круглых скобок: Excel в первую очередь вычисляет значение выражения в скобках.

КАК В ФОРМУЛЕ EXCEL ОБОЗНАЧИТЬ ПОСТОЯННУЮ ЯЧЕЙКУ

Различают два вида ссылок на ячейки: относительные и абсолютные. При копировании формулы эти ссылки ведут себя по-разному: относительные изменяются, абсолютные остаются постоянными.

Все ссылки на ячейки программа считает относительными, если пользователем не задано другое условие. С помощью относительных ссылок можно размножить одну и ту же формулу на несколько строк или столбцов.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

2. Вспомним из математики: чтобы найти стоимость нескольких единиц товара, нужно цену за 1 единицу умножить на количество. Для вычисления стоимости введем формулу в ячейку D2: = цена за единицу * количество. Константы формулы – ссылки на ячейки с соответствующими значениями.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

3. Нажимаем ВВОД – программа отображает значение умножения. Те же манипуляции необходимо произвести для всех ячеек. Как в Excel задать формулу для столбца: копируем формулу из первой ячейки в другие строки. Относительные ссылки – в помощь.

Находим в правом нижнем углу первой ячейки столбца маркер автозаполнения. Нажимаем на эту точку левой кнопкой мыши, держим ее и «тащим» вниз по столбцу.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Отпускаем кнопку мыши – формула скопируется в выбранные ячейки с относительными ссылками. То есть в каждой ячейке будет своя формула со своими аргументами.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Ссылки в ячейке соотнесены со строкой.

Формула с абсолютной ссылкой ссылается на одну и ту же ячейку. То есть при автозаполнении или копировании константа остается неизменной (или постоянной).

Чтобы указать Excel на абсолютную ссылку, пользователю необходимо поставить знак доллара ($). Проще всего это сделать с помощью клавиши F4.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

2. Воспользуемся функцией автозаполнения. Кнопка находится на вкладке «Главная» в группе инструментов «Редактирование».

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

3. После нажатия на значок «Сумма» (или комбинации клавиш ALT+«=») слаживаются выделенные числа и отображается результат в пустой ячейке.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Сделаем еще один столбец, где рассчитаем долю каждого товара в общей стоимости. Для этого нужно:

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

2. Чтобы получить проценты в Excel, не обязательно умножать частное на 100. Выделяем ячейку с результатом и нажимаем «Процентный формат». Или нажимаем комбинацию горячих клавиш: CTRL+SHIFT+5

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

3. Копируем формулу на весь столбец: меняется только первое значение в формуле (относительная ссылка). Второе (абсолютная ссылка) остается прежним. Проверим правильность вычислений – найдем итог. 100%. Все правильно.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

При создании формул используются следующие форматы абсолютных ссылок:

КАК СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ В EXCEL С ФОРМУЛАМИ

Чтобы сэкономить время при введении однотипных формул в ячейки таблицы, применяются маркеры автозаполнения. Если нужно закрепить ссылку, делаем ее абсолютной. Для изменения значений при копировании относительной ссылки.

Простейшие формулы заполнения таблиц в Excel:

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

3.По такому же принципу можно заполнить, например, даты. Если промежутки между ними одинаковые – день, месяц, год. Введем в первую ячейку «окт.15», во вторую – «ноя.15». Выделим первые две ячейки и «протянем» за маркер вниз.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Чтобы проверить правильность вставленной формулы, дважды щелкните по ячейке с результатом.

Ну вот! Теперь мы умеем создавать формулы и таблицы в Excel.

Дорогой читатель! Добавьте этот сайт в закладки своего браузера и поделитесь с друзьями ссылкой на этот сайт! Мы стараемся показывать здесь всякие хитрости и секреты. Пригодится точно.

Источник

Статья на тему «Решение текстовых задач с использованием таблиц»

Решение текстовых задач с использованием таблиц.

учитель математики МБОУ «Гимназия № 94»

Московского района города Казани

Не секрет, что при решении текстовых задач, в которых вводится неизвестная переменная и составляется уравнение (или система уравнений), многие учащиеся испытывают затруднения. Часто возникают вопросы: что взять за неизвестную переменную, какое условие взять за основу уравнения при решении задачи, как правильно осмыслить те данные, которые приведены в задаче.

При решении задач удобно использовать таблицы, в которые вносятся условия. Информация, размещенная в таблице, позволяет конкретизировать иногда витиеватые условия задачи, более четко в них разобраться. И на основании заполненных ячеек таблицы составить уравнение для решения.

Рассмотрим следующие типы задач:

Задачи на движение.

Задачи на движение по воде.

Задачи на нахождение средней скорости.

Задачи на производительность труда и совместную работу.

Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.

Задачи на движение

Основной формулой, используемой в задачах, является формула расстояния S = V * t .

Рассмотрим случай, когда решение текстовой задачи сводится к решению дробно-рационального уравнения.

В большинстве случаев за х (неизвестную переменную) берется скорость. Совет: Лучше брать за х то, о чем спрашивается в задаче.

Таблица, для заполнения условий задачи имеет вид:

Получаем формулу для составления уравнения: t 1 t 2 = к. (1)

( От большего вычитаем меньшее получаем разницу).

Используя таблицу подставляем в уравнение (1) выражения для t 1 и t 2 ( t 1 = S 1 : V 1 ; t 2 = S 2 : V 2 ). Получаем дробно-рациональное уравнение. Уравнение обычно сводится к решению квадратного уравнения, при решении которого получаем два корня. Отбрасываем корень, который не удовлетворяет условию задачи.

Совет: при решении уравнения часто получаются большие коэффициенты. Не старайтесь сразу умножать числа, возможно их можно будет сократить.

Пусть скорость пе­ше­хо­да, шед­ше­го из А равна х км/ч, тогда скорость пешехода шедшего из В равна (х-2)км/ч.

Пешеход из А прошел 15 км, а расстояние между пунктами 27 км, следовательно пешеход их В прошел 12 км.

Формула для составления уравнения имеет вид: t 2 t 1 = 0,5.

Получаем уравнение Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицейКак сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей= 0,5.

Решаем его: Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей=0.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Корень х=-10 не удовлетворяет условию задачи. Получаем, что скорость пешехода из А равна 6 км/ч.

Ответ : скорость пешехода из А равна 6 км/ч.

Задачи для самостоятельного решения.

Из пунк­та А в пункт В, рас­сто­я­ние между ко­то­ры­ми 13 км, вышел пе­ше­ход. Од­но­вре­мен­но с ним из В в А вы­ехал ве­ло­си­пе­дист. Ве­ло­си­пе­дист ехал со ско­ро­стью, на 11 км/ч боль­шей ско­ро­сти пе­ше­хо­да, и сде­лал в пути по­лу­ча­со­вую оста­нов­ку. Най­ди­те ско­рость пе­ше­хо­да, если из­вест­но, что они встре­ти­лись в 8 км от пунк­та В.

Два ав­то­мо­би­ля од­но­вре­мен­но от­прав­ля­ют­ся в 240-ки­ло­мет­ро­вый про­бег. Пер­вый едет со ско­ро­стью, на 20 км/ч боль­шей, чем вто­рой, и при­бы­ва­ет к фи­ни­шу на 1 ч рань­ше вто­ро­го. Най­ди­те ско­рость пер­во­го ав­то­мо­би­ля.

Два ве­ло­си­пе­ди­ста од­но­вре­мен­но от­прав­ля­ют­ся в 60-ки­ло­мет­ро­вый про­бег. Пер­вый едет со ско­ро­стью на 10 км/ч боль­шей, чем вто­рой, и при­бы­ва­ет к фи­ни­шу на 3 часа рань­ше вто­ро­го. Най­ди­те ско­рость ве­ло­си­пе­ди­ста, при­шед­ше­го к фи­ни­шу вто­рым.

Из го­ро­дов А и В нав­стре­чу друг другу од­но­вре­мен­но вы­еха­ли мо­то­цик­лист и ве­ло­си­пе­дист. Мо­то­цик­лист при­е­хал в В на 40 минут рань­ше, чем ве­ло­си­пе­дист при­е­хал в А, а встре­ти­лись они через 15 минут после вы­ез­да. Сколь­ко часов за­тра­тил на путь из В в А ве­ло­си­пе­дист?

Из А в В од­но­вре­мен­но вы­еха­ли два ав­то­мо­би­ли­ста. Пер­вый про­ехал с по­сто­ян­ной ско­ро­стью весь путь. Вто­рой про­ехал первую по­ло­ви­ну пути со ско­ро­стью 30 км/ч, а вто­рую по­ло­ви­ну пути про­ехал со ско­ро­стью, боль­шей ско­ро­сти пер­во­го на 9 км/ч, в ре­зуль­та­те чего при­был в В од­но­вре­мен­но с пер­вым ав­то­мо­би­ли­стом. Най­ди­те ско­рость пер­во­го ав­то­мо­би­ли­ста.

Рас­сто­я­ние между го­ро­да­ми А и В равно 120 км. Из го­ро­да А в город В вы­ехал ав­то­мо­биль, а через 90 минут сле­дом за ним со ско­ро­стью 100 км/ч вы­ехал мо­то­цик­лист. Мо­то­цик­лист до­гнал ав­то­мо­биль в го­ро­де С и по­вер­нул об­рат­но. Когда он про­ехал по­ло­ви­ну пути из С в А, ав­то­мо­биль при­был в В. Най­ди­те рас­сто­я­ние от А до С.

Задачи на движение по воде.

В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости.

Собственная скорость (лодки, катера, теплохода…).

Скорость течения реки.

Скорость по течению реки.

Скорость против течения реки.

Примечание: Скорость по озеру = скорости лодки.

Скорость плота = скорости течения реки.

За неизвестную переменную принимают скорость течения реки или скорость лодки, а именно то, что нужно найти в задаче. Берем за х (ед. из.) скорость лодки, а у – скорость течения реки.

Таблица, для заполнения условий задачи имеет вид:

Против течения реки

Количество строк зависит от условия конкретной задачи.

Моторная лодка прошла 14 км против течения реки, а затем прошла еще 17км по течению реки, затратив на это один час. Найдите скорость моторной лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч.

Пусть скорость моторной лодки х км/ч.

Против течения реки

Уравнение составляется исходя из условия: t 1 + t 2 =1.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей+ Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей= 1,

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей=0.

Данное уравнение равносильно системе:

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Корень х=0 не удовлетворяет условию задачи. Получаем, что скорость моторной лодки равна 31 км/ч.

Ответ: скорость моторной лодки 31 км/ч.

Задачи для самостоятельного решения.

Теп­ло­ход про­хо­дит по те­че­нию реки до пунк­та на­зна­че­ния 280 км и после сто­ян­ки воз­вра­ща­ет­ся в пункт от­прав­ле­ния. Най­ди­те ско­рость теп­ло­хо­да в не­по­движ­ной воде, если ско­рость те­че­ния равна 4 км/ч, сто­ян­ка длит­ся 15 часов, а в пункт от­прав­ле­ния теп­ло­ход воз­вра­ща­ет­ся через 39 часов после от­плы­тия из него.

Рас­сто­я­ние между при­ста­ня­ми А и В равно 63 км. Из А в В по те­че­нию реки от­пра­вил­ся плот, а через час вслед за ним от­пра­ви­лась мо­тор­ная лодка, ко­то­рая, при­быв в пункт В, тот­час по­вер­ну­ла об­рат­но и воз­вра­ти­лась в А. К этому вре­ме­ни плот про­шел 20 км. Най­ди­те ско­рость яхты в не­по­движ­ной воде, если ско­рость те­че­ния реки равна 4 км/ч.

От при­ста­ни А к при­ста­ни В, рас­сто­я­ние между ко­то­ры­ми равно 70 км, от­пра­вил­ся с по­сто­ян­ной ско­ро­стью пер­вый теп­ло­ход, а через 1 час после этого сле­дом за ним, со ско­ро­стью, на 8 км/ч боль­шей, от­пра­вил­ся вто­рой. Най­ди­те ско­рость пер­во­го теп­ло­хо­да, если в пункт В оба теп­ло­хо­да при­бы­ли од­но­вре­мен­но.

Мо­тор­ная лодка про­шла от одной при­ста­ни до дру­гой, рас­сто­я­ние между ко­то­ры­ми по реке равно 16 км, сде­ла­ла сто­ян­ку на 40 мин и вер­ну­лась об­рат­но через 3 Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицейч. после на­ча­ла по­езд­ки. Най­ди­те ско­рость те­че­ния реки, если из­вест­но, что ско­рость мо­тор­ной лодки в сто­я­чей воде равна 12 км/ч.

При­ста­ни А и В рас­по­ло­же­ны на реке, ско­рость те­че­ния ко­то­рой на этом участ­ке равна 3 км/ч. Лодка про­хо­дит туда и об­рат­но без оста­но­вок со сред­ней ско­ро­стью 8 км/ч. Най­ди­те соб­ствен­ную ско­рость лодки.

Баржа про­шла по те­че­нию реки 40 км и, по­вер­нув об­рат­но, про­шла ещё 30 км, за­тра­тив на весь путь 5 часов. Най­ди­те соб­ствен­ную ско­рость баржи, если ско­рость те­че­ния реки равна 5 км/ч.

Задачи на нахождение средней скорости.

Используем формулу V средняя = Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей.

Источник

Решаем задачи по математике: практическое руководство для родителей

Рассказываем, как научить ребёнка превращать дано в итого быстро и интересно.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

На протяжении всего обучения школьникам приходится решать задачи — в начальной школе по математике, а затем по алгебре, геометрии, физике и химии. И хотя условия задач в разных науках отличаются, способы решения основаны на одних и тех же логических принципах. Понимание того, как устроена простая задача по математике, поможет ребёнку разработать алгоритмы для решения задач из других областей науки. Поэтому учить ребёнка решать задачи необходимо уже с первого класса.

Нередки случаи, когда точные науки вызывают у детей сопротивление. Видя это, учителя и родители записывают таких детей в «гуманитарии», из-за чего они только укрепляются во мнении, что точные науки — это не для них. Преподаватель математики Анна Эккерман уверена, что проблемы с математикой часто имеют исключительно психологический характер:

Детям вбивают в голову, что математика — это сложно. К длинным нудным параграфам в учебнике сложно подступиться. Учитель ставит на ребёнке клеймо «троечника» или «двоечника». Если не внушать детям, что они глупые и у них ничего не получится, у них получится ровно всё.

Чтобы ребёнку было интересно учить математику, он должен понимать, как эти знания пригодятся ему, даже если он не собирается становиться программистом или инженером.

Математика ежедневно помогает нам считать деньги, без умения вычислять периметр и площадь невозможно сделать ремонт, а навык составления пропорций незаменим в кулинарии — используйте это. Превращайте ежедневные бытовые вопросы в математические задачи для ребёнка: пусть польза математики станет для него очевидна.

Конечно, найти в быту применение иррациональным числам или квадратным уравнениям не так просто. И если польза этих знаний вызывает у подростка вопросы, объясните ему, что с их помощью мы тренируем память, развиваем логическое мышление и остроту ума — навыки, в равной степени необходимые как «технарям», так и «гуманитариям».

Как правильно научить ребёнка решать задачи

Если ребёнок только начинает осваивать навык решения задач, приучите его придерживаться определённого алгоритма.

1. Внимательно читаем условия

Лучше вслух и несколько раз. После того как ребёнок прочитал задачу, задайте ему вопросы по тексту и убедитесь, что ему понятно, что вычислять нужно количество грибов, а не огурцов. Старайтесь не нервничать, если ребёнок упустил что-то из вида. Дайте ему разобраться самостоятельно. Если в условиях упоминаются неизвестные ребёнку реалии — объясните, о чём идёт речь.

Особую сложность представляют задачи с косвенным вопросом, например:

«Один динозавр съел 16 деревьев, это на 3 меньше, чем съел второй динозавр. Сколько деревьев съел второй динозавр?». Невнимательно прочитав условия, ребёнок посчитает 16−3, и получит неправильный ответ, ведь эта задача на самом деле требует не вычитания, а сложения.

2. Делаем описание задачи

В решении некоторых задач поможет представление данных в виде схемы, графика или рисунка. Чем ярче сложится образ, тем проще будет его осмыслить. Наглядная запись позволит ребёнку не только быстро разобраться в условиях задачи, но и поможет увидеть связь между ними. Часто план решения возникает уже на этом этапе.

Ребёнок должен чётко понимать значения словесных формул и знать, какие математические действия им соответствуют.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

3. Выбор способа решения

Наглядно записанное условие должно подтолкнуть ребёнка к нахождению решения. Если этого не произошло, попробуйте задать наводящие вопросы, проиллюстрировать задачу при помощи окружающих предметов или разыграть сценку. Если один из способов объяснения не сработал — придумайте другой. Многократное повторение одного и того же вопроса неэффективно.

Все, даже самые сложные, математические задачи сводятся к принципу «из двух известных получаем неизвестное». Но для нахождения этой пары чисел часто требуется выполнить несколько действий, то есть разложить задачу на несколько более простых.

Ребёнок должен знать способы получения неизвестных данных из двух известных:

После того как план действий найден, подробно запишите решение. Оно должно отражать всю последовательность действий — так ребёнок сможет запомнить принцип и пользоваться им в дальнейшем.

4. Формулировка ответа

Ответ должен быть полным и точным. Это не просто формальность: обдумывая ответ, ребёнок привыкает серьёзно относиться к результатам своего труда. А главное — из описания должна быть понятна логика решения.

Как сделать задачу таблицей. Смотреть фото Как сделать задачу таблицей. Смотреть картинку Как сделать задачу таблицей. Картинка про Как сделать задачу таблицей. Фото Как сделать задачу таблицей

Одна из самых распространённых ошибок — представление в ответе не тех данных, о которых спрашивалось изначально. Если такая проблема возникает, нужно вернуться к первому пункту.

5. Закрепление результата

Не стоит думать, что выполнив задание один раз, ребёнок сразу научится решать задачи. Полученный результат нужно зафиксировать. Для этого подумайте над решённой задачей ещё немного: предложите ребёнку поискать другой способ решения или спросите, как изменится ответ при изменении того или иного параметра в условии.

Важно, чтобы у ребёнка сложился чёткий алгоритм рассуждений и действий в каждом из вариантов.

В нашей онлайн-школе, помимо уроков, ученики могут закреплять свои знания на консультациях в формате открытых часов, где учителя разбирают темы, вызвавшие затруднения, показывают необычные задачи и различные способы их решения.

Что поможет ребёнку решать задачи

В заключение расскажем о том, как сделать процесс решения задач проще и интереснее:

После того как ребёнок решит достаточно задач одного типа, предложите ему самому придумать задачу. Это позволит ему не только закрепить материал, но и проявить творческие способности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *