Как сделать задний переключатель
Как установить задний переключатель скоростей на велосипеде?
5 минут Автор: Михаил Скворцов 2315
Накрутив немало километров на велосипеде убедился, что для комфортной поездки гораздо важнее фирменный переключатель, чем стильные грипсы или кожаный Brooks. Но недостаточно просто приобрести Shimano или Sram, важно – качество установки и настройки.
Немного скучной теории
Механизм заднего переключателя скоростей перекидывает цепь по звездам кассеты, позволяя понижать или повышать передачи (для справки – придумал его итальянец Туллио Кампаньоло в далеком 1950 году). Это устройство также поддерживает цепь в натянутом состоянии. Разновидностей, с момента изобретения, создано множество. Немного о главных, наиболее характерных чертах.
Можно еще долго и подробно расписывать действие пружины или варианты расположения тросика. Однако на эту тему написано немало хороших статей. Замечу лишь, что нет большой разницы с какой стороны на переключатель заходит тросик. Итак, теперь об интересном.
Установка и регулировка
Справка: Shimano Tourney TX – модель начального уровня, хотя внешний дизайн наводит на мысль о более высоком классе.
Цепь велосипеда ставим на самую маленькую звезду. Визуально ролик и малая звезда должны быть на одной линии. Маленькая звезда – это самая высокая скорость, поэтому регулируем положение ролика винтом Н –
Справка: буква Н это сокращение от high gear, то есть высшая передача.
Следующий шаг – застраховаться от возможности попадания цепи в спицы, что вполне вероятно, если переключатель уйдет за самую большую звезду. Для этого необходимо отвести переключатель до самой большой звезды, аккуратно и без лишних усилий. Ни в коем случае не за ролик, крепление которого очень легко согнуть.
Регулировочным винтом фиксируется положение переключателя именно так, чтобы он был напротив большой звезды. Заход за нее чреват потерей спиц и хорошего настроения. Если переключатель слишком зажат – нижней передачи не будет.
Теперь проверка работы всего механизма. При прокручивании педалей со стороны заднего переключателя не должно быть никаких ярко выраженных щелкающих звуков. Переключение вверх\вниз должно происходить точно, без перескакивания и задержек. И даже если все встало на свои места, работает точно, тихо и без задержек – для первой поездки стоит взять с собой отвертку. Работа с нагрузкой вполне может потребовать мелкой корректировки.
Замечу, что столкнуться с таким понятием, как «профилактический ремонт переключателя» придется, независимо от его ценовой категории. По мере износа роликов, являющихся расходным материалом, потребуется их своевременная замена.
Бытует мнение, что установка и настройка заднего переключателя гораздо легче, чем переднего. Тем не менее, придется потратить время и приложить усилия, но этот труд окупится сторицей во время поездки.
Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
Если у вас возникли проблемы с задним переключателем передач велосипеда, например, наблюдается нечеткое переключение с маленьких звезд на большие, слетает цепь с кассеты в крайних положениях, или же не получается настроить задний переключатель, то эта статья поможет вам устранить данные неисправности. Здесь мы рассмотрим конструкцию и принцип действия задней перекидки, мероприятия, которые следует выполнить перед настройкой и подробно, на примерах картинок и видео, разберемся с вопросом как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда.
Конструкция и принцип действия задней перекидки
Конструкция заднего переключателя скоростей велосипеда от Shimano, SRAM или других производителей (например, SunRace) не отличается особой сложностью или высокой технологичностью. Перекидка представляет собой набор следующих узлов:
Принцип действия заднего переключателя скоростей достаточно прост. При изменении скоростного режима на манетке (которая расположена на руле), происходит натяжение или послабление тросика переключения передач. Так как он жестко закреплен фиксирующим болтом к подпружиненному параллелограмму, это вызывает смещение последнего в сторону большей звезды, при натяжении троса (при уменьшении скорости), и на меньшую звезду, при его послаблении (при увеличении скорости). При послаблении тросика, смещение параллелограмма обеспечивает пружина. Изменяя свое положение, он сдвигает в нужную нам сторону лапку с направляющим роликом и роликом натяжителя. Последний, отклоняясь назад под воздействием пружины, убирает провисание цепи, чем улучшает точность переключения. Направляющий ролик смещает цепь к нужной звезде, которая, цепляясь за маленькие выступы на звездочке, перескакивает на нее (это если идет переключение с меньшей звезды на большую, если наоборот, то цепь просто спрыгивает с большей звезды на меньшую).
Хотелось бы заметить, что движение параллелограмма происходит не в одной плоскости, а в нескольких, т.к. ему требуется компенсировать разный диаметр звезд задней системы (для этой же компенсации служит и натяжитель цепи).
Также следует сказать, что так работает большинство задних переключателей скоростей (кроме планетарных) независимо от производителя (Shimano, SRAM) или количества скоростей (6, 7, 8, 9, 10 и т.д. — скоростные системы)
Принцип работы заднего переключателя скоростей вы можете отчетливо пронаблюдать на видео.
Как установить задний переключатель скоростей
Установка задней перекидки велосипеда не сложная задача и если вы купили ее для замены вашего старого переключателя, то следует выполнить следующие действия:
Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя
Перед регулировкой и настройкой задней перекидки желательно произвести осмотр вашего переключателя на предмет неисправностей и произвести очистку и смазку некоторых компонентов трансмиссии велосипеда. Бывает, что простой очистки достаточно, чтобы переключатель снова стал работать без сбоев.
Проверить исправность переключателя и других компонентов
Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии
Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
После того как мы закончили подготовительные работы можно переходить к настройке заднего переключателя велосипеда. Для этого нам понадобится минимум инструментов и усилий.
Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда
Если вы выполнили все предыдущие пункты верно, но у вас все равно не получилось отрегулировать правильное переключение задних скоростей, то есть еще один способ настройки перекидки. Он, в основном, используется для настройки сильно изношенных задних переключателей или, если последние самого бюджетного уровня. В принципе, большинство действий повторяют вышеописанный метод, но отличия все же есть.
Второй метод помогает вам более точно выставить крайние положения переключателя скоростей велосипеда, так как вам не мешает цепь. А небольшие смещения при настройке L и H могут решить проблемы с переключением у старых перекидок, на которых наблюдаются незначительные люфты. Главное не переборщить со смещением плоскости, т.к. это может привести к соскоку цепи. Если у вас не получается настроить заднюю перекидку ни по первому ни по второму способу, то скорее всего у вас погнут петух или лапка переключателя (или перекидка вышла из строя). Что с этим делать описано на стадии подготовки. Есть вероятность, что проблема не в переключателе, а в поломке манетки, которая не позволяет четко переключать скорость.
Если вы что-то не поняли из инструкции как настроить задний переключатель, то можете посмотреть данное видео, которое наглядно покажет, что, и в какой последовательности делать.
Заключение
ВСЕ О ЗАДНЕМ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕ СКОРОСТЕЙ ВЕЛОСИПЕДА ВЫБОР,КОНСТРУКЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Многие любители велосипедов в процессе катания понемногу осваивают настройку и мелкий ремонт своих байков: здесь – подтянуть тормоза, там – поменять седло. Но, когда дело доходит до заднего переключателя скоростей, многие пасуют. Такая сложная и не до конца понятная конструкция вызывает больше вопросов, чем ответов, и предвещает сложности даже не в настройке, а в установке и снятии.
Конструкция
Переключатель и выглядит, и работает «загадочно», особенно для велосипедиста-новичка. Но сначала разберём, из каких частей составляется переключатель и откуда он появился. К слову, текущий «вариант» заднего переключателя достаточно стар. Он был изобретён итальянцем Туллио Кампаньоло ещё в 1950 году.
Долгое время оставаясь атрибутом дорогих спортивных и шоссейных моделей, лишь в 80-х годах данный переключатель стал появляться на городских велосипедах, а в середине 1990-х – стал де-факто стандартом для большинства конструкций.
Основные элементы
Каково же устройство заднего переключателя? Прежде, чем изучить то, как работает это устройство, рассмотрим конструкцию:
Кроме того, на переключателе скоростей почти во всех моделях присутствуют элементы для настройки устройства:
Ролики
Ролики в переключателе передач разные, и при ремонте или чистке очень важно не перепутать их, так как от этого зависит срок жизни цепи, да и самого переключателя.
Направляющий ролик, он же G-pulley, или guid pulley, – верхний. выполняет сразу несколько задач:
T-pulley, он же tension pulley, – натяжной ролик, не позволяющий цепи провисать.
Типы крепления
Стандартом для крепления задних переключателей является петух. Петух – это небольшой кронштейн, который разработан для того, чтобы быть защитой заднего переключателя и ослаблять силу удара по переключателю и раме. По сути, небольшой предохранитель, потому часто можно слышать, что погнулась и требует замены не рама, а велосипедный петух.
На рамах для петуха обычно есть специальное «ушко», большинство рам идёт сразу с готовым петухом. В некоторых случаях он несъёмный, т.е. для ремонта потребуется сварка, но на большинстве моделей его можно легко размонтировать и заменить. Профессионалы рекомендуют внимательно следить за велосипедным петухом, так как его деформация полностью меняет механику работы приводной системы, и всегда в худшую сторону, приводя к износу и повреждению компонентов.
Кроме стандарта, применяется крепление на перо – элемент рамы, использующийся в профессиональных байках для даунхилла и различных спортивных моделях для увеличения надёжности на сложных трассах.
Несколько лет назад разработчики из Shimano запатентовали технологию Shadow для более компактного крепления переключателя, но конструктивно она остаётся одним из нестандартных креплений на петух.
Подвод тросика
По точке подвода тросика переключатели делят редко, но следует понимать, как будет укладываться рубашка в случае смены устройства.
Стандартный подвод – сзади, когда тросик в рубашке описывает круг вокруг дропаута, образуя небольшую петлю. В такой конструкции с тросиком удобно работать, но лишняя длина тросика и его загиб приводят к необходимости более частого обслуживания и снижают надёжность.
Альтернатива – это прямая подводка, когда тросик входит в переключатель по наиболее короткой траектории. Чуть более сложное оперирование с тросиком и рубашкой компенсируется большей надёжностью и защищённостью всего устройства. Изначально такую подводку использовала только компания SRAM, но в последние годы Shimano и производители реплик всё больше переходят на прямой подвод.
Размеры и типы
Перейдём ближе к механике. Конечно, все велосипедисты знают о модельных рядах. Они ярко именуются и раскручиваются, но под каждым суб-брендом скрывается ряд технических характеристик, которые мы сейчас и рассмотрим.
Длина рамки
Длина рамки влияет на показатель ёмкости заднего переключателя. Это сумма двух разниц – между самыми большими и самыми маленькими звёздами кассеты и системы, т.е. минимально необходимая ёмкость для комбинации звёздочек вычисляется по формуле:
(max1-min1) + (max2 – min2)
Если ёмкость переключателя меньше получившегося значения, цепь будет провисать при определённых комбинациях скоростей. Если брать ёмкость переключателя с серьёзным превышением, на работу системы переключения это не повлияет, но увеличится риск повреждения, так как рамка будет длиннее, а сам переключатель крупнее и тяжелее.
Цена, конечно, напрямую зависит от длины рамки, которая, в свою очередь, за некоторыми исключениями, коррелирует с «уровнем» модели.
Направление пружины
Стандартная процедура работы пружины – это когда на большие звёзды цепь перекидывается усилием с манетки, а на меньшие – пружиной. Этот принцип универсален, и пока что обратное устройство, когда меньшим звёздам соответствует меньшая цифра на переключателе, остаётся в порядке эксперимента фирмы Shimano, проигрывая классике по устойчивости к грязи и повреждениям.
Реакция на тросик
Многие слышали, что переключатели для велосипедов Shimano и SRAM – лидеров в производстве данных устройств – не совместимы. Причина тому проста – в их изделиях используются разные передаточные отношения. Если у SRAM это 1:1, т.е. при подтягивании тросика на 5 миллиметров рамка сдвигается также на 5 миллиметров, то у Shimano это 2:1, т.е. при смещении на 5 миллиметров тросика рамка сдвинется на 10 миллиметров.
Пока так и не появилось устойчивых доказательство преимуществ той или иной системы, а вот универсальность и взаимозаменяемость продолжает страдать, в том числе из-за появлений новых трансмиссий для кассет на 10 скоростей, которые не работают с манетками даже своего титульного производителя.
Принципы работы и обслуживания
Работа переключателя
При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.
Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.
От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.
Настройка
Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:
Ремонт и монтаж
Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:
Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия.
Задние переключатели Shimano: в чем разница между разными моделями
На рынке переключателей для горных велосипедов существует два основных конкурента, SRAM и SHIMANO. Каждый пытается чем-то выделиться на фоне конкурента и это противоборство длится уже много лет. Существуют адепты обоих сторон, которые будут рьяно защищать свой выбор, часами выискивая недостатки у противоборствующей стороны.Сегодня мы просто расскажем вам об актуальной линейке задних переключателей SHIMANO. Но для начала минутка истории.
SHIMANO – японская компания, один из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов (80% производства), а также снаряжения для рыбалки и гребли (20%). Штаб-квартира в Осаке. Основана в феврале 1921 года.
Занимать лидирующие позиции на рынке – это не только успешно продавать свой товар, но еще и шагать в ногу со временем и инновациями. В SHIMANO явно преуспели в этом деле. На душу этой компании выпало немало экспериментов с переключателями, оборудованными обратным переключением. За счет внутренней конструкции переключателя, для повышения передачи, вам нужно было нажимать на манетке рычаг сброса, что ускоряло повышение передачи и было весьма актуально в крутых подъемах.
SHIMANO первые выпустили задние переключатели, оборудованные «демпфером» колебаний для лапки (технология Shadow+). Суть технологии в применении односторонней фрикционной муфты. При переводе рычага в положение «ON» муфта не позволяет лапке переключателя легко прокручиваться в направлении к шатунам. Цепь перестала скакать как угорелая при езде по камням, что уменьшило вероятность её спадания с передней звезды и велосипеды стали меньше греметь.
Также стоит упомянуть продвижение «электронной» трансмиссии – Di2. Топовые линейки от SHIMANO XT и XTR, сменившие тросики на провода.
Чем ещё нас порадует компания-гигант в будущем, кто знает? Но мы будем пристально следить за новинками компании, а пока давайте разберемся кто сегодня будет у нас на обзоре.
Tourney TZ/TX
Открывает наш парад – Shimano Tourney. Это самая простая линейка, которая тем не менее обладает должным качеством и будет в разы лучше любого другого ноунэйма. В линейке встречаются, как и простенькие Tourney TZ, так и радующие глаз Tourney TX. Производитель рекомендует использовать эти переключатели для прогулочных и дорожных велосипедов.
Настройка заднего переключателя
Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.
Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее «петух») можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов. Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.
Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.
Ограничительные винты.
Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.
Ограничитель высокой передачи («H»)
Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.
Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.
Настраиваем ограничитель высокой передачи:
После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
Ограничитель низкой передачи («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.
Настраиваем ограничитель низкой передачи:
Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.
Переключение передач велосипеда.
Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.
Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.
Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.
Точная подстройка основана на следующих принципах:
Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.