Как сделать заголовки в openoffice
Как сделать содержание в OpenOffice Writer
Содержание (или оглавление) является неотъемлемой частью любого большого текстового документа OpenOffice Writer или MS Word. Чем больше документ, тем тяжелее в нем найти нужную информацию, ведь не всегда требуется читать все содержимое, а нужно лишь найти необходимую часть текста. Для этого и служит содержание, которое строится на основе заголовков и подзаголовков текста. Оно позволяет узнать страницу нужного раздела, а если еще и сделать пункты содержания в OpenOffice гиперссылками, то при нажатии на пункт документ автоматически перейдет в него. В этом тексте мы как раз и рассмотрим, как сделать оглавление в OpenOffice и правильно его настроить.
Шаг 1 – создание заголовков и подзаголовков
Оглавление в Опен Офис строится на основе находящихся в нем заголовков и подзаголовков. Когда вы читаете книги, то можете заметить, что вся литература делится на главы и подглавы – это и есть заголовки и подзаголовки. Нам по тому же принципу нужно построить документ. Получается, что мы делаем своеобразную книгу.
Создать заголовки и подзаголовки в OpenOffice Writer можно несколькими способам.
Самый простой и быстрый вариант с использованием комбинации клавиш Ctrl+ “цифра уровня заголовка”. Например, заголовок первого уровня Ctrl+1, 2-го уровня – Ctrl+2, и так далее (OpenOffice Writer позволяет создать 10 уровней). Просто ставите курсор на строку текста, которую нужно сделать заголовком и жмете комбинацию клавиш с нужной цифрой. Таким способом нужно отформатировать весь документ, чтобы он имел четкую структуру с разными уровнями заголовков. Чем тщательней вы создадите структуру, тем легче будет ориентироваться по документу и тем подробнее будет построено оглавление в OpenOffice.
О том, что нужная строка стала заголовком вы узнаете по измененным стилям – изменится шрифт (он увеличится), текст станет более заметным.
Заголовки можно проставить и с помощью интерфейса Опен Офис. Нужно зайти в пункт меню “Форматы – стили” и в появившемся окне выбрать уровень заголовка.
1
2
Выбирайте тот способ, который вам понятнее и проще в исполнении. Но мы рекомендуем вам изучить комбинацию быстрых клавиш Ctrl+№.
Шаг 2 – создание оглавления в OpenOffice
Когда структура документ сделана и все заголовки с подзаголовками проставлены, можно сделать содержание в Опен Офис. Для этого кликаем на пункт меню “Вставка”, далее “Оглавление и указатели” и еще раз “Оглавление и указатели”.
В появившемся окне на вкладке “Вид” задаем название оглавления (например, оглавление, содержание, и т.д.), указываем “Защищено от изменений вручную”, чтобы пункты нельзя было переименовать, и определяемся с областью отображения оглавления.
Очень интересная вкладка “Элементы”, ведь именно на ней пункты в оглавлении можно сделать гиперссылками. Это нужно для того чтобы при нажатии на по ссылке с зажатой клавишей Ctrl OpenOffice сразу перенаправил вас в нужную часть документа.
Чтобы сделать все пункты содержания в OpenOffice гиперссылками, нужно в области перед Э# выбрать “Гиперссылка”, и точно также повторить в области после Э. Далее нажать на “Все уровни”.
Э# обозначает главы, а Э – место в тексте, соответствующее пункту оглавления.
Чтобы проверить работу гиперссылок, зажмите кнопку Ctrl и кликните мышью на любой пункт содержания. Вы должны оказаться в нужном месте документа OpenOffice Writer.
С помощью остальных вкладок настройки оглавления “стили, колонки, фон” вы можете настроить вывод оглавления в OpenOffice по своему вкусу. Увидеть изменения в реальном времени, как будет выглядеть содержание, вы сможете, если будет стоят галочка “Предварительный просмотр” в левом нижнем углу окна.
Видео-инструкция
Заключение
Надеемся, что вам стало понятно, как сделать содержание в OpenOffice и реализация оглавления у вас не составила труда, ведь это действительно очень легко. Всегда пользуйтесь этой функцией, не ленитесь, и читатели ваших книг, либо чего-то другого, всегда будут вам благодарны. Чтобы узнать другие полезные фишки по работе с OpenOffice, загляните в раздел нашего сайта “Инструкции”.
База Знаний: Философия Apache OpenOffice. Стили абзаца «Базовый» и «Заголовок»
Стили абзаца «Базовый» и «Заголовок»
Почему для этих двух стилей потребовалось выделять отдельный раздел? На это есть чрезвычайно серьёзная причина. Состоит она в следующем:
Стилей «Базовый» и «Заголовок» не должно быть в документе!
Это не значит, что данные стили следует удалять из Стилиста (да это и невозможно). Это значит, что их нельзя использовать в документе.
Ситуация осложняется тем, что по умолчанию стиль «Базовый» предлагается сразу при создании нового документа. Это, к сожалению пока не исправленный недочёт начальных настроек OOo.
Рассмотрим ситуацию, в какую попадают практически все начинающие пользователи OOo — создание документа, в котором заголовок является не первым абзацем, а одним из последующих.
Существует широко распространённое, но при этом глубоко ошибочное мнение о предназначении стиля «Базовый». К сожалению, его придерживаются даже специалисты-филологи, повседневно использующие OOo в своей работе. Вот мнение одного из них:
Вы когда стили используете? Когда записку быстро чёркаете, или когда книгу пишите? Стиль «Базовый» — это стиль для документов без стилей, т. е. его задача состоит в отображении набора простого текста, не требующего стилистического оформления. Остальные «вшитые» стили ООо соблюдают чёткую иерархию, согласно английской стилистике: после Заголовка идёт стиль для первого абзаца — «Основной текст», который продолжается стилем второго и последующих абзацев — «Первая строка с отступом». Остальное — для цитат, списков, ссылок и т. д.Поймите, пожалуйста: когда вы набираете коротенький документ с ручным форматирование, стилист ООо представляет «Базовый», над форматированием которого можно без ущерба поиздеваться; но уж если вы поставите «Заголовок», то стилист решит, что вы намереваетесь написать что-то серьёзное и включает свою систему.
По понятным причинам, автора сей цитаты мы не указываем.
Данное рассуждение весьма логично, и почти верно, за исключением одной ошибки — в OOo нет документов «без стилей». А посему стиль «Базовый» никогда не предназначался для создания документов с ручным форматированием. Если бы это было так, то этот стиль не лежал бы в основе всей системы стилей.
Вспомним «Объектную модель». В ней уже упоминались понятия «Наследование» и «Родительский». Так вот, стиль «Базовый» является родительским для всей системы стилей. От него наследуют все стили в системе. Следовательно, любые изменения в параметрах стиля «Базовый» неминуемо отражаются на всех остальных стилях. То же, но в меньшей степени, относится к стилю «Заголовок». На нём основано всё подмножество стилей, отвечающих за заголовки.
Повторимся, нам неоднократно приходилось наблюдать за мучениями пользователей, размечавших основной текст стилем «Базовый» и пытавшихся придать документам требуемый вид, редактируя настройки этого стиля. В результате у них разъезжалось всё — заголовки, таблицы, подписи и т. д.
Следовательно, для основного текста необходимо применять стиль «Основной текст». Для заголовков соответствующего уровня — стиль «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок N».
Здесь необходимо сделать небольшую ремарку. В ходе выполнения данных упражнений было показано, что изменение стиля «Основной текст» не затрагивает другие элементы документа. Однако бывают ситуации, когда стиль «Основной текст» является родительским для других стилей. В этом случае, разумеется, его изменения затронут и его потомков. Следовательно, потомки стиля «Основной текст» должны так же управлять именно основным текстом документа. Например, когда нужно сделать логический интервал в тексте без отделения его заголовком. Обычно это делается с помощью вставки пустого абзаца. Но правильнее сделать стиль «Основной текст Логический отступ», основанный на стиле «Основной текст» и отличающийся от него лишь увеличенным отступом перед абзацем. В параметре «следующий стиль» у него должен быть выставлен стиль «Основной текст».
Таким образом, если потребуется сменить шрифт у основного текста документа, это нужно будет сделать лишь у стиля «Основной текст», а у всех его дочерних стилей он изменится автоматически.
Если же назначить стиль «Основной текст» родительским для стиля, который не относится к группе текста, а, например, к заголовкам, то это будет логической ошибкой.
Как сделать содержание в Опен Офис (OpenOffice)?
Как сделать автоматическое оглавление в Опен Офис (OpenOffice)?
Всё Заголовки, которые правильно оформлены попадают в оглавление. Так же их можно оформить как гиперссылки.
Если пишем обычный доклад первокласснику на одну страничку текста, пишем оглавление по середине странички и ниже план, можно по центру, можно по левой стороне.
Принцип создания оглавления (содержания) в Опен Офис практически такой же, как и в Ворде.
После этого с помощью специальной команды создаётся содержание (в него автоматически соберутся все заголовки) и настраивается его внешний вид.
Создать заголовок (подзаголовок) с определённым стилем можно несколькими способами.
Первый способ.
На панели инструментов есть специальный раскрывающийся список, из которого можно выбрать стили.
Просто выбираем нужный стиль из списка и пишем название части, главы, раздела.
В Опен Офис имеется 10 различных стилей для заголовков.
Появится окно «Стили и форматирование», где можно увидеть все предопределённые стили.
Второй способ.
В Опен Офис каждый стиль можно применить с помощью специальной комбинации клавиш.
Это клавиша Ctrl + цифра, соответствующая уровню заголовка.
Также хочу отметить, что для изменения стиля нужно вызвать окно со стилями, затем щёлкнуть правой кнопкой мыши по названию стиля и в контекстном меню нажать на «Изменить».
Появится окно, где можно выбрать название шрифта для заголовка, размер, начертание и т.п.
Устанавливаем курсор на ту страницу, куда нужно вставить содержание.
Появится окно с настройками.
В Опен Офис имеется достаточно большой набор настроек для содержания.
Например, можно указать заголовки каких уровней нужно включать в содержание (пункт «Включать до уровня»).
Можно указать название для содержания (пункт «Заголовок»), установить защиту от изменений (галочка «Защищено от изменений вручную»), изменить фон (вкладка «Фон») и т.д.
Если вам нужно сделать в содержании гиперссылки, то перейдите на вкладку «Элементы».
Чтобы гиперссылки были для всех уровней заголовков, щёлкните по кнопке «Все уровни».
После задания всех настроек нужно нажать на кнопку «OK», и оглавление будет вставлено в документ Опен Офис.
Если вас не устраивает, что из-за гиперссылок все заголовки подчёркнуты и выделены цветом, просто измените стиль «Интернет-ссылка».
Работа в OpenOffice в какой-то степени схожа с действиями при работе с документом в самой популярной программе Ворд.
Первым делом нужно создать заголовки/ позаголовки:
1) Стили можно найти в окошке со значком «стрелка вниз» с правой стороны. Там 10 вариантов стилей, при простом открытии видны только три. Если нажать на Еще, можно увидеть остальные.
Чтобы появился перечень стилей ( они называются уровнями ) можно также нажать клавишу F11 на клавиаитуре.
2) В Опен Офис стиль заголовка уровень ) можно выбрать и при помощи комбинации клавиш:
Ctrl + цифра ( 1-10, соответствующая уровню ).
Для создания содержания документа/ работы нужно в главном меню зайти в пункт Вставка, выбрать Оглавление и указатели, а затем еще раз Оглавление и указатели.
Выбираем нужные нам функции и настраиваем содержание в соответствии с требованиями.
Выставлять заголовки и задать содержание, всё это и многое другое позволяет проделывать над текстом OpenOffice Writer.
Чтобы выставить оглавление над текстом можно воспользоваться комбинацией клавиш клавиатуры, или использовать навигацию интерфейса программы.
1) Ctrl + 1 даёт заголовок первого уровня;
Всего OpenOffice распознаёт заголовок до десятого уровня.
2) Также можно нажать клавишу F11 или зайти в «Стили» и выбрать пункт соответствующий уровню заголовка.
Чтобы задать содержание нужно строку состояния установить в нужном месте, навести курсор на раздел «Вставка» и выбрать «Оглавление и указатели», где мы можем задать все текстовые параметры и для его форматирования.
Прежде чем создать содержание или оглавление в Open Office, нужно создать и выделить заголовки, как бы отделив их от остального текста. А уж потом создавать оглавление.
Для того, чтобы создать и выделить заголовки, нужно в строке меню слева рядом со шрифтом, изменить слово «базовый» на «заголовок №. » поскольку заголовком 1 является само название, то названия разделов или глав будут все называться «заголовок 2» а подзаголовки «заголовок 3» и т.д. Всего есть 10 уровней заголовков, которые можно открыть в меню, нажав на строчку «еще», если нужно.
Оформляем стили заголовков и подзаголовков, по желанию изменяем базовые шрифты на другие. Достаточно отредактировать один заголовок из группы, остальные изменятся автоматически.
После выбора стилей перейдем непосредственно к созданию содержания (оглавления). Для этого создаем страничку между названием и всем остальным текстом. Далее перейдем к разделу «вставка»-«указатели», нажимаем «вид» и выбираем то, как будет выглядеть наше оглавление.
Посмотрите видео, как сделать содержание в Open Office прямо на сайте Большой Вопрос.
Создание оглавления средствами текстового редактора OpenOffice. Org Writer
Тип урока: комбинированный.
Цель: создание оглавления готового текста – стихотворений А.С. Пушкина с использованием основного меню и ранее изученных навыков форматирования абзацев и символов.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
На данном занятии мы продолжим знакомиться с видами свободного программного обеспечения и его функциями на сайте дистанционного обучения.
Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы, которые позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.
Простейшие текстовые редакторы (например, стандартное приложение Блокнот) позволяют редактировать текст, а также выполнять простейшее форматирование.
Более совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и ОpenOffice. orgWriter), которые называют текстовыми процессорами, имеют более широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка рисунков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение редактирования и т.д.).
Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста — настольные издательские системы (например, Adobe PageMaker, Microsoft Office Publisher).
Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются специализированные приложения (например, Microsoft FrontPage). (Приложение 1)
Проверка знаний предыдущей темы.
III. Изложение нового материала
Назначение абзацам документа стандартных стилей редактора обеспечивает быстрое.
изменение внешнего вида созданного документа за счет применения стилей из библиотеки стилей. Встроенные стили обеспечивают форматирование заголовков различных уровней и позволяют просматривать иерархическую структуру документа в режиме структура, а также быстро строить оглавление.
Многие пользователи набирают оглавление вручную, не зная, что текстовый процессор способен создавать его автоматически. Нужно лишь обозначить заголовки в документе с помощью стилей.
Начнем с выделения заголовков. Поставьте курсор на ту строчку, которую вы хотите сделать заголовком, и выберите в раскрывающемся списке на панели инструментов стиль «Заголовок 1». В нашей работе заголовок первого уровня — автор стихотворений.
Для вложенных подзаголовков следует использовать стиль «Заголовок 2», «Заголовок 3» и так далее. Например, название стихотворений можно обозначить стилем «Заголовок 2».
Выполним работу по следующему алгоритму: (алгоритм находится в системе дистанционного обучения по адресу-http://shkola9.edu.ru/moodle/) в разделе 11 класс.
Использование оглавлений и указателей
Рассмотрим пример создания информационной системы с помощью текстового процессора OpenOffice. Требуется создать оглавление к стихотворениям А.С.Пушкина. (Приложение 2)
1. Сохраните текстовый документ для редактора OpenOffice.Writer в файле Текстовые структуры данных 1 в личной папке и откройте его.
Файл для OpenOffice.Writer (гиперссылка на файл, расположенный на сайте дистанционного обучения)
3. Названия стихотворений формируем как заголовки второго уровня.
6. Откройте окно редактирования оглавления (через контекстное меню или выполнить команды:Вставка —> Оглавление и указатели —> Оглавление и указатели).
7. На вкладке Элементы окна редактирования оглавления установите (рис. 6):
1) уровень заголовка для гиперссылок;
2) поставьте курсор перед Элементом;
3) нажмите кнопку Гиперссылка;
4) поставьте курсор после Элемента (рис. 7);
5) нажмите кнопку Гиперссылка
7) Данные действия повторить для уровня 2 (рис.8).
Окончательный вариант работы
8. Сохранить отредактированный документ Текстовые структуры данных 2 и переслать в систему для проверки.
Действия демонстрируются на интерактивной доске в реальном времени и комментируются преподавателем.
IV. Практическая работа
Учащиеся проходят за рабочие места у компьютеров. Входят на сайт дистанционного обучения http://shkola9.edu.ru/moodle/ в раздел 11 класса и выполняют практическую работу по алгоритму (его рассмотрели выше приложение 3) приведенному в системе.
Полученную работу сохраняют в системе дистанционного обучения под предложенным именем для проверки преподавателем.
5. Экспертиза работ
6. Подведение итогов.
Рефлексия с обучающимися, на тему создания оглавления с гиперссылками и выход на использование данного навыка в оформлении рефератов и статей по другим предметам.