Как сделать заказ на фрилансе
Фриланс для новичков: как начать зарабатывать, где искать работу + 5 полезных советов
Работа на фрилансе для новичков начинается с регистрации на соответствующих биржах. На таких ресурсах можно выбирать вид работ и клиента. Либо, если у вас имеется опыт в выбранной сфере, разместить портфолио. В статье я расскажу, как взять в работу первый заказ на фрилансе.
Где искать работу фрилансеру новичку
На бирже фриланса можно найти самые разные заказы
Среди многообразия бирж фриланса легко потеряться неопытному человеку. Если регистрироваться на всех биржах подряд, а тем более оплачивать сумму за регистрацию на непроверенных источниках, есть риск наткнуться на мошенников и потерять эти деньги. Предлагаю небольшой список проверенных и безопасных мест, где искать работу фрилансеру новичку:
С полным списком и подробным описанием бирж фриланса можно ознакомиться в этой статье.
Фриланс для новичков — как взять первый заказ
Чтобы взять фриланс заказы для новичков, после выбора ресурса нужно пройти определённые этапы:
Советы начинающим фрилансерам
Автор комикса Lise Myhre
Начинать что-то новое всегда трудно. Для начинающих без опыта и навыков есть много сомнений по поводу заработка на фрилансе. Чтобы понять, подходит ли вам такая деятельность и сколько получится заработать — нужно попробовать. Если не попробовать точно ничего не получится.
Зарегистрируйтесь на бесплатных биржах, выполните первые заказы, чтобы сформировать мнение о фрилансе. Отказаться никогда не поздно, а шанс стать финансово независимым человеком лучше использовать по максимуму. Чтобы стать успешным фрилансером дам полезные советы новичкам.
Эти факторы покажут заказчику на начальном этапе вашу увлеченность профессией, а наличие опыта и работ станут большим бонусом и шагом к хорошему заработку.
Готовы попробовать свои силы? Предлагаю выполнить небольшое задание. Выберите биржу для регистрации и напишите в комментариях её название и текст, который вы написали о себе.
Я оценю его, укажу на ошибки, если есть, и помогу составить эффективную «визитку».
Как взять первый заказ на фрилансе? 10 советов
У фрилансеров с опытом практически всегда много заказов. Они уже успели сформировать базу заказчиков из тех людей, которые ранее пользовались услугами. Часть из заказчиков продолжают пользоваться услугами на постоянной основе. В данном случае всё идёт по накатанной и практически не требует приложения новых усилий. На начальном этапе занятий по фрилансу всё не настолько радужно. Первый заказ, возможно, будет одним из самых сложных в карьере.
Именно в начале своего пути наибольшее количество тех, кто сдаётся и уходит из этой сферы. От таких людей и распространяются слухи, что фриланс исчерпал себя и не позволяет получать нормальный доход.
Чтобы не отчаяться и всё же дойти до уровня профессионала, мы готовы предложить 10 полезных советов. Они помогут совершенствоваться и всё же выполнить свой первый заказ. Познакомившись с « кухней » изнутри дальше работать станет легче.
1. Не отвлекаться
Если у человека нет выдержки и целеустремлённости или хотя бы желания развить в себе эти качества, ему нет места в фрилансе. В действительности всем людям сложно абстрагироваться, практически всегда хочется зайти в социальную сеть, просто расслабиться за весёлыми роликами или поиграть. Хочется делать всё что угодно, лишь бы только не работать.
Смело заявляем, если удалось победить лень – вы сделали половину нужной работы над собой на пути к высокооплачиваемому фрилансеру. При чём победу нужно завоёвывать ежедневно.
Обычно на поиски и договор с первым заказчиком уходит около недели. Есть тенденция, что найти второго клиента ещё сложнее, то есть вдвое дольше. Зато все последующие контракты могут быть подписаны за короткое время.
Важно понимать, что изначально на выполнение задач может потребоваться много времени. Не следует сразу отчаиваться, скоро срок выполнения сократится в разы, а соответственно увеличится и прибыль (или количество свободного времени).
2. Запаситесь терпением
Уже в запасе у читателя должно быть боевое расположение духа и решимость выполнить работу. Сейчас то начинающий фрилансер сталкивается со следующим подводным камнем – работодатели не отвечают на заявки. Снова может прийти желание сдаться, отказаться от всего. Терпение и ещё раз терпение мой дорогой друг. Бывали случаи, когда мне отвечали на сообщения через 3-4 месяца.
Некоторые фрилансеры накаляют ситуацию своими историями, как они получают свой первый заказ за 1 день. Всё зависит от направления и банального везения. Порой приходится ждать и 3 недели – это нормально.
Чтобы быстрее приступить к работе, следует расширить « зону покрытия ». Не следует зацикливаться на поиске работы на одном сайте. Просматривая и отвечая на предложения на нескольких биржах стремительно растут шансы заполучить заказ.
Что касается вероятности ответа на предложение. Здесь нет какого-то правила, но обычно новичкам отвечает всего 1 из 20 заказчиков.
3. Блестящий профайл – залог успеха
Не нужно жалеть время на описание себя. В профайле следует максимально выгодно преподнести имеющиеся навыки. Ещё полезно описать ситуации, в которых заказчикам стоит обращаться к вам. Наличие опыта вне фриланса также позитивно скажется на количестве заказов. Литературный текст здесь тоже не нужен, всё должно быть лаконично и по делу. Длинный текст просто отпугивает заказчика, ему лень всё это читать.
Каково же должно быть идеальное описание: разбито на логические абзацы (около 3-4 штук) и находиться в пределах 1000 тысячи символов.
4. Проверьте ваши знания
Не стоит ограничиваться одним тестом, лучше пройти их как можно больше. Заодно удастся получить практически знания.
Нельзя отметить, что это станет главным козырем по сравнению с другими фрилансерами, но и пренебрегать тестами не стоит. Знаю немало случаев, когда высокие оценки тестов помогали убеждать заказчика в квалифицированности исполнителя.
5. Проверить своё портфолио
Специалист с большим опытом легко наполнит портфолио, у него скорее появляется вопрос, что конкретно в него помещать, ведь удачных заказов выполнено очень много. Новичкам сделать портфолио может быть трудно. Здесь лучшим решением является изобретательность.
Следует попытаться удивить клиента интересными способами решения проблем. Заинтересованность может быть вызвана не только своими профессиональными навыками, а чем-то забавным, милым и т. п. Главное – найти точку контакта с заказчиком. Можно просто сделать простой, но милый сайт или создать маленький форум. По наполнению сайта заказчик уже сможет сделать определённое впечатление о фрилансере.
По мере работы в этой сфере начинает появляться всё больше и больше работ. Многие идут по неправильному пути и добавляют в портфолио всё. Попадая на такую страницу хочется сразу её закрыть, так как обычно – это хаотичный набор работ. Лучшее решение – показать заказчикам всего 4-7 лучших работ.
Основная суть портфолио заключается в передаче единственной мысли заказчику: «Он сможет это сделать». Ещё одна важная задача – познакомить клиента с качеством работ.
Можно воспользоваться хитростью и предоставить чужие примеры работ. Только не стоит брать слишком сложные проекты, над которыми трудилась целая команда. Если заказчик вас и выберет, как потом выполнять поставленные задачи? В случае фиаско это обречёт фрилансера на негативный отзыв, отпугивающий новых клиентов.
6. Постарайтесь не выглядеть нелепо
Это касается в основном профайла, так как именно с ним начинается знакомство заказчика и исполнителя. Многие пренебрегают аватарами, они ставят либо глупые изображения, либо вовсе остаются без них. Аватары важны, на подсознательном уровне они дают представление о человеке по ту сторону экрана. Не стоит использовать фото с застолья, рыбалки, пляжа и т. п. Личное фото с доброжелательным видом – это то, что нужно.
Может показаться это очевидным, но постоянно вижу массу аккаунтов, владельцы которых допускают данную ошибку.
7. Внимательно изучайте заявку
Внимательность чтения заявок очень важна, иначе высока вероятность оплошать. По тексту заявки можно понять, насколько она подходит вам и помогает определить стоимость проекта. Часто заказчики просят сразу огласить цену работы. Не прочитав одну строчку можно потратить дни на общение с клиентом для получения заработанных денег.
Прочитав текст сообщения, фрилансер должен в уме подытожить всё то, что пытается донести заказчик. В ответе следует дать понять, что именно при сотрудничестве с вами заказчик сможет достичь поставленных целей. Сухое письмо редко заинтересовывает работодателя, особенно опытного. Немного лирики станет плюсом, главное не переборщить.
8. Грамотно пишите письмо
Существует 3 кита, на основании которых клиент принимает решение о передаче заказа тому или иному исполнителю. Один из них – грамотное составление письма (остальные: качественный профайл и высокая репутация). С репутацией придётся подождать, её нарабатывают годами, зато остальные пункты нужно использовать в свою пользу.
Все письма к заказчикам должны быть уникальными. Шаблонные ответы отталкивают, человек не чувствует особого подхода к нему. Клиент сразу должен понять, что человек адресовал ответ именно ему и исполнитель понимает, стоящие перед ним задачи. О лаконичности забывать также не стоит, лучше далеко не отступать от сути заказа. Достаточно сделать 1 абзац на 300 символов, и он сработает.
9. Не демпингуйте
Демпинг подразумевает реализацию услуг или товаров на зарубежном рынке по низким ценам, которые конкуренты не могут перебить. Этого делать точно не стоит. Каких-то заказчиков может и удастся найти, но вот солидность и авторитет точно останутся в проигрыше.
Ещё один вид работы также для вас запрещён – работа за отзыв. Нужно понимать свою ценность и сохранять уверенность. При просьбе сделать скидку за то, что он первым даёт вам работу стоит согласиться (если скидка разумная и обоснованная). Скорее всего ему придётся потратить на вас больше времени, чем на опытного исполнителя, поэтому скидка вполне уместна.
10. Не сдавайтесь
Всегда помните, ваши действия окупятся. Может первый заказ и не окажется слишком прибыльным, скорее всего так и будет, но в будущем все усилия окупятся. Нельзя бросать дело на полпути. Сохраняйте оптимизм и достоинство, ведь у вас всё получится.
Как оформить заказ на бирже фриланса
Новички бывают не только среди фрилансеров, но и среди заказчиков. Мы написали инструкцию для наших заказчиков на «Фрилансим», чтобы помочь им грамотно составить описание заказа и быстро получить первые отклики на любой фриланс-площадке. В посте расскажем, из каких полей состоит страница размещения заказа и как их правильно заполнять. Добро пожаловать под кат.
Найти исполнителя на фриланс-площадке можно двумя способами. Первый — открыть список фрилансеров, отфильтровать его по нужным критериям (специализация, наличие портфолио и отзывов), выбрать самого подходящего кандидата и связаться с ним. Контакты обычно указаны в профиле. Здесь есть свои риски и минусы, например, понравившийся фрилансер может не указать свои контактные данные или быть занят другой работой.
Второй вариант — разместить заказ на площадке и выбрать исполнителя среди откликнувшихся фрилансеров. Страница создания заказа на всех площадках примерно одинаковая — различаться могут только дополнительные параметры. В нашем случае, она состоит из следующих пунктов:
Для этого Маше предстоит:
Заголовок заказа
Грамотный заголовок заказа строится всегда по одной и той же схеме.
Именно по заголовку фрилансер определяет, интересен ему заказ или нет. Идеальный заголовок должен быть коротким и емким, начинаться с глагола, объяснять, что и с чем нужно сделать.
Не пишите «Срочно», не используйте капслок и не ставьте восклицательные знаки и смайлики. Фрилансеры обычно игнорируют подобные заголовки. Если хочется привлечь больше внимания к задаче, лучше воспользоваться платными услугами сервиса, например, выделением заказа в списке цветом.
Что пишет Маша: «Сверстать макеты личного кабинета для интернет-магазина цветов»
Как писать не стоит:
Описание задачи
Описание задачи — это детализация заголовка. На этом этапе фрилансер не только знакомится с деталями задачи, но и оценивает вменяемость заказчика. Чем подробнее и понятнее описан проект, тем больше релевантных откликов получает заказ. Структура хорошего описания задачи включает в себя:
Описание проекта заказчика
Что пишет Маша: «Мы офлайновый магазин цветов с 3-летним стажем работы. До сих пор наш сайт работал как визитка и каталог товаров. В ближайшее время мы планируем расширять ассортимент и начать продавать онлайн»
Как писать не стоит:
Описание задачи
Включает в себя расшифровку той информацию, которая указана в заголовке:
Маше нужно сверстать макет личного кабинета для интернет-магазина цветов, поэтому она пишет: «Мне нужно сверстать три макета личного кабинета: товары в корзине; страница с оформлением доставки; страница с итоговой информацией о заказе. Верстка должна быть валидная и кросс-браузерная. Я уже получила макеты от дизайнера, ведется работа над backend частью. Тестированием будем заниматься я и backend-разработчик».
Как писать не стоит:
Дата сдачи работы
Описание задачи в техническом задании и полученный результат различаются как цветок и выросшее из него яблоко. В процессе тестирования верстки, прочтения готовой статьи или просмотра логотипа, обязательно всплывет какая-нибудь забытая мелочь. Например, что по клику вот на эту кнопку пользователю в почту должно упасть письмо или еще что-нибудь, что сложно было учесть до того, как появился конечный результат.
Наличие конкретной даты сдачи работы — это отлично! Если такой даты нет, то стоит попросить фрилансера самостоятельно оценить задачу и срок, к которому он готов ее завершить, и заложить от 20% до 50% временных рисков. Если фрилансер говорит, что выполнит задачу за 10 дней, то рассчитывать стоит на 12-15 (в лучшем случае). Фрилансеру эту цифру сообщать необязательно. В это время заложены причины, связанные с человеческим фактором и тестированием (про него все регулярно забывают), в результате которого могут обнаружиться новые проблемы.
Лучшее решение для задачи, которую необходимо выполнить «вчера» — это изменение объема работы. Например, большую статью можно разбить на несколько маленьких и выпускать частями. Фрилансер сам может посоветовать, как именно можно ускорить процесс. Главное, не экономить время в ущерб качеству.
Что пишет Маша: «На выполнение этой работы у меня запланировано две недели»
Как писать не стоит:
Когда приступать
Что пишет Маша: «Приступить нужно в понедельник на следующей неделе»
Как писать не стоит:
Входят ли доработки в стоимость заказа
Хорошо, если фрилансер внимательно изучил техническое задание и задал вопросы. По наличию этих вопросов и их формулировке можно определить его компетентность. Кроме того, по результатам общения, заказчик может включить новые пункты в ТЗ и после этого согласовать окончательную стоимость.
На этом этапе можно уточнить какой объем дополнительных правок (они могут быть уже указаны (или нет) в техническом задании) и/или часов работы будет входить в стоимость.
Что пишет Маша: «В стоимость проекта входит возможность добавить в техническое задание до 2-х новых пунктов, совокупная реализация которых займет по времени не более 4 часов»
Что писать не стоит:
Оценка промежуточного и конечного результатов
В описании заказа напишите о желании видеть промежуточные варианты работы. Если что-то пойдет не так, заказчик сможет вовремя обратить на это внимание и поменять исполнителя. Будьте готовы, что в некоторых специализациях черновой и итоговый результаты могут разительно отличаться друг от друга. Фрилансер может даже отказаться показывать «сырую» работу, особенно это касается текстов. Заказчику стоит обсудить этот вопрос заранее.
В примере с версткой, пока заказчик будет смотреть первый макет, фрилансер будет заниматься вторым. А во время тестирования третьего, фрилансер будет вносить правки по первому. Экономится куча времени.
Что пишет Маша: «Необходимо высылать результаты работы по мере готовности. Задача будет считаться выполненной после того, как все макеты будут сверстаны в соответствии с техническим заданием и переданы мне»
Формат оплаты
Оплачивать работу фрилансера можно следующими способами:
Есть специализированное программное обеспечение, которое помогает работать в проектах с почасовой оплатой. Оно устанавливается на компьютер фрилансера и периодически делает скриншоты экрана — снимки можно посмотреть и удостовериться, что в оговоренное время фрилансер действительно занимался нужной задачей.
Оплату за проект целиком хорошо использовать, когда у вас есть подробное техническое задание, изменения в котором могут быть, но минимальные.
Оплата за месяц рекомендуется для больших задач, например, по разработке программного обеспечения. Такие проекты могут длиться до полугода, поэтому проще оплачивать работу фрилансера по месяцам.
Оплата за количество знаков актуальна для заказов, связанных с написанием текстов: копирайтинга, рерайтинга, интервью и других.
Что пишет Маша: «Оплату планируем за проект. Но готовы обсуждать оплату каждого макета по мере готовности»
Что писать не стоит:
Дополнительно
Иногда бывает важно, чтобы фрилансер работал в команде. Иногда — чтобы он жил в том же часовом поясе, что и заказчик. Для некоторых заказчиков принципиален вопрос предоплаты или возможность использовать специфические каналы связи. Об этом нужно написать.
Кодовая фраза
Бывают такие ситуации, когда фрилансеры откликаются на заказ, не читая его условий. Для того, чтобы убедиться, что фрилансер действительно ознакомился с текстом заказа, попросите его начать свой отклик с кодовой фразы или указать какую-то другую специальную информацию.
Что пишет Маша: «Начните отклик с оценки времени, которое вам потребуется на решение задачи».
Стоимость
Как понять сколько стоит проект? Никак.
Расчет стоимости каждого проекта индивидуален. Оставьте поле пустым, тогда вместо цены фрилансер увидит пометку «договорная». Посмотрите похожие проекты на выбранной фриланс-площадке. Предложите фрилансеру самому определить размер вознаграждения, посчитайте среднее арифметическое в откликах между разными предложениями и примите конечное решение.
Маша в этом пункте ничего не выбирает, она планирует получить предложения по оплате от фрилансеров
Категория
Заказ размещается на бирже в определенной категории — специализации, в которой работает фрилансер. На «Фрилансим» это:
У Маши уже есть дизайн для ее заказа «Сверстать макет личного кабинета для магазина цветов». Дело осталось только за визуальной составляющей. Маша выбирает категорию «Разработка», а в ней — подкатегорию «Фронтенд»
Что ей выбирать не стоит:
Навыки
При создании заказа на фриланс-площадке, можно указать навыки, которые будут необходимы фрилансеру для выполнения задачи — те технологии и программы, которые необходимы при выполнении заказа.
Например, если речь идет о машинном обучении и принципиально, чтобы работа была выполнена на языке программирования R, а не Python, это нужно указать в навыках. Или, например, обязательное условие, чтобы фрилансер использовал Фотошоп, а не Иллюстратор при работе.
Что пишет Маша: «JS, HTML, CSS, PHP, верстка, адаптивность, кроссбраузерность»
Что писать не стоит:
Выводы
Размещение заказа на фриланс-площадке — несложный, но требующий внимания процесс. Определите, какой результат хотите получить на выходе, придерживайтесь инструкции на всех этапах заполнения полей.
Лицо заказа — заголовок, он формирует первое впечатление фрилансера о заказчике.
Описание заказа детализирует информацию из заголовка и формирует желание откликнуться. Не забудьте про проверку на внимательность — попросите фрилансера начать отклик с ответа на вопрос или специальной фразы. Это можно сделать в любой части описания заказа.
Расчет стоимости каждого проекта индивидуален. Если вы не знаете, какую назначить цену, попросите фрилансера предложить свой вариант, сравните ответы нескольких и примите решение.
Под категорией (сферой деятельности) на фриланс-площадках понимаются направления работы, в которых нужно реализовать проект. Некоторые фрилансеры получают рассылку в выбранных ими категориях и подкатегориях на почту, в телеграм бот и социальные сети. Если категория выбрана неправильно, то нужные специалисты могут не увидеть заказ.
Навыки уточняют выбранную подкатегорию. Если вы не уверены в технологии или программе, то лучше не заполняйте это поле. Адекватность, внимательность и чувство юмора — черты, которыми должен обладать каждый фрилансер, не упоминайте их в навыках.