Как сделать зайчик на пальчик
Игровая кукла своими руками. Зайчик на пальчик
Игрушка своими руками. Зайчик
Назначение: игрушка, сделанная своими руками, подарок, оберег.
Автор мастер-класса: Полякова Инна Анатольевна, воспитатель, ГБООУ «Санаторная школа-интернат №90», г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Целевая аудитория: учителя и воспитатели школ, педагоги дополнительного образования, родители. Для широкого круга читателей, интересующихся славянской культурой.
Мастер – класс: Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками (из цикла мастер-классов по теме «Народная кукла» при реализации программы «Радуга творчества»)
Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления игровой куклы «Зайчик».
Задачи:
· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.
· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
· создание игровой куклы по традиционной технологии.
· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.
· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.
Потешка
Зайка серенький сидит
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Словами «заинька», «зай», «зайко» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Есть и загадка про зайца-огня: » Он и бегает, как огонь». Колеблющееся на стене отражение лучей солнца от воды или зеркала называют игрой солнечных зайчиков.
В народной памяти сохранились древние представления о солнечном золотом коне — это сказы о солнечных зайчиках-кониках, выпускающих солнышко, зайца отождествляли и с месяцем. В одной детской народной песенке он так и именуется — заяц-месяц:
Положи ее на лавку…
Делала я зайчика вот по такой схеме.
Для изготовления куклы Зайчик необходимо:
1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см (4*14,6*20)
3. Любой наполнитель.
4. Ленты, бусины, колокольчики и др.мелочи для украшения (по желанию).
Ход работы:
1. Сложить ткань вдоль пополам лицевой стороной наружу.
2. С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь.
3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.
4. Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек.
5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.
6. Складываем ткань в три слоя.
7. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.
8. Сзади к шее зайчика прикладываем лапки.
9. Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками.
10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.
Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»
Екатерина Страхова
Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»
Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик».
Для детей подготовительной группы.
Провела: Воспитатель первой квалификационной категории Страхова Е. Л.
Продолжительность мастер – класса: 30 минут
Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество.
— привлекать внимание к русской культуре
— заинтересовать разнообразием народных кукол и их назначением в
— познакомить с простейшими приемами рукоделия
— изготовить самостоятельно игровую куклу по традиционной технологии
— развивать мелкую моторику рук
• Метод информирования (рассказ, беседа, объяснение);
• Метод наглядных демонстраций (показ готового изделия и поэтапного выполнения работы);
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см
2. Нитки, атласные ленточки.
3. Любой наполнитель.
Наглядные пособия: готовые куклы, схема изготовления.
Демонстрационный материал: выставка кукол.
Ход мастер – класса: 1. Организационный момент.
— Звучит русская народная песня «Ах заинька ах серенький» Дети входят в группу.
В. Ребята, что за музыка звучит?
В. Как называется эти песни? Как вы думаете, почему сегодня мы будем слушать русские народные песни?
В. Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время, когда люди жили в бревенчатых избах и пели русские народные песни, и носили русские народные костюмы.
В. Хотите отправиться в путешествие?Для этого нужно сказать слова волшеб-ные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».
— Рассказ и показ игровой куклы «Зайчик».
Зайка серенький сидит
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
В. Куклу «Зайчик» делали детям с трех, четырех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили в поле, а если ребенку становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Конечно, сегодня мы детей одних в доме не оставляем. Но и у современных ребятишек бывают стрессовые ситуации с ним ребенок может поделиться своими горестями и радостями – вон какие ушки длинные, все услышит и поймет.
3.Объяснение предстоящей работы:
В. Сегодня, я хочу показать, как можно изготовить народную куклу «Зайчик на пальчик», она проста в изготовлении.
— Выбор материала для будущей творческой работы
Материалы и инструменты:
1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см 10.
2. Нитки, атласные ленты.
3. Любой наполнитель.
— Пояснение основных этапов выполнения изготовления куклы «Зайчик»
4. Практическая работа детей.
В. Ребята, проходите, присаживайтесь.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина. (загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5 (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать. (хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
В. Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
— Освоение приемов выполнения изготовления игровой куклы.
1. Сложить ткань вдоль, пополам лицевой стороной наружу.
2. С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь.
3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.
4. Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек.
5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.
6. Складываем ткань в три слоя.
7. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.
8. Сзади к шее зайчика прикладываем лапки.
9. Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками.
10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.
Игра «Вышли зайки на лужок»
Участники стоят в кругу, в середине находится водящий-волк. (После объяснения игры включается музыка)
-Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок (все выставляют вперед руку с зайчиком).
-Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (покачивают рукой, застав-ляя зайчиков «танцевать»)
-Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать рук с зайками за спину.
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
Понравилось вам наше путешествие? Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла –«Зайчик на пальчик».
Фотоотчет о мастер-классе «Изготовление игрушки «Зайчик-на-пальчик» В начале апреля, в нашей, старшей группе, прошло мероприятие – «Мастер-класс: «Изготовление игрушки Зайчик-на-пальчик». Цель которого.
Конспект мастер-класса для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной народной куклы » Зайчик на пальчик» Назначение: игровая кукла для ребенка;.
Конспект познавательной беседы в младшей группе «Зайчик на пальчик» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Задачи: 1. Познакомить детей с народной игрушкой – зайчиком на пальчик. 2. Продолжать развивать у детей интерес к игрушкам и игровой деятельности.
Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками» Мастер – класс: Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической.
Мастер-класс изготовления куклы «Ангел-на-пальчик» Доброго, уютного вечера! Хочу сегодня смастерить с вами куколку Ангел-на-пальчик. Чтобы подарить ангелочка, не нужен особый повод – он.
Мастер-класс «Пасхальный зайчик» в средней группе Разработала и провела воспитатель Мартиросян К. Г. Тема: пасхальный зайчик. Цель: знакомство детей с традициями празднования Пасхи. Задачи:.
Мастер-класс «Зайчик на пальчик» Современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если.
Мастер-класс «Зайчик на пальчик» Вторая группа раннего развития «Рябинка» Воспитатели: Ни М. А., Подлуцкая Т. Н. 4 марта 2019г., был проведен мастер-класс для родителей по.
Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.
Зайчик на пальчик. Народная игровая кукла
Зайчик на пальчик – старая тряпичная игровая кукла. С давних времен такую куколку делали матери, чтобы развлечь ребятишек. Зачастую такую тряпичная кукла становилась народным средством психологической защиты. Ведь детишек часто оставляли в избе одних. И чтобы малышу не было страшно одевали на пальчик такого тряпичного зайчика. Такое своеобразное колечко и потерять сложнее, чем обычную игрушку. С ним ребенок мог поделиться своими горестями и радостями – вон какие ушки длинные, все услышит и поймет.
Конечно, сегодня мы детей одних в доме не оставляем. Но и у современных ребятишек бывают стрессовые ситуации. Например, привыкание к детскому саду. И тут народная кукла может помочь. Можно малыша в садик отправлять не одного, а с зайчиком.
Но мало купить или сделать куклу. Чтобы Зайчик на пальчик был частью дома, утешителем и помощником, его надо «приручить», сделать своим. А что лучше подходит для этого, чем игра! Да даже если и не ставит перед собой никаких далеко идущих психотерапевтических целей, такая кукла дает широкое поле для развития ребенка, его речи и мелкой моторики.
Приведу лишь несколько вариантов, как поиграть с такой народной тряпичной куклой, но вы, конечно, сможете придумать и множество своих вариантов.
Как играть с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Игра в прятки с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»
Это очень проста игра. Но почти все маленькие детки приходят от нее в восторг. Ведь для ребенка это магия – был и нету.
Наденьте зайчика на свой палец, а ладонь второй руки поставьте как стеночку перед ребенком. Покажите игрушку, подняв ее над ладонью-стенкой, поздоровайтесь с ребенком. Уберите игрушке, спрячьте ее за ладонь. Скажите: «А теперь зайка спрятался! Нет зайки! Где зайка?» Резко поднимите игрушку – «Вот зайка!». Потом можно показывать зайчика то справа, то слева, то в щелочку, раздвинув пальцы на ладони.
Позже можно поменяться ролями – пусть малыш сам прячет зайку, а вы будете «искать». В этом случае, можно предложить прятать игрушку не за ладошкой, а, например, накрывать зайчика на пальчик платочком или прятать за спину – чтобы ребенок справился.
Разыграйте мини-спектакль по всем известному стихотворению с зайчиком на пальчик в главной роли.
Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять.
(постепенно поднимаем игрушку-зайчика рывками на каждый счет)
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
(вытянете указательный палец второй руки, «прицеливаясь» в зайчика)
Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой.
(«положите» зайчика на ладонь второй руки)
Привезли его домой, оказался он живой!
(резко поднимите игрушку)
Ели вы принципиальный противник попадания в зайцев из ружья, то концовке можно изменить:
Пиф-паф, не попал, серый зайка ускакал!
(спрячьте игрушку за спину или за ладонь второй руки)
Это очень полезное пальчиковое упражнение. Наденьте зайчика на указательный палец, а затем дотрагивайтесь указательным пальцем-зайцем до всех остальных пальчиков
Зайчик, зайчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил. (касаемся большого пальца)
С этим братцем — щи варил. (касаемся среднего пальца)
С этим братцем — кашу ел. (касаемся безымянного пальца)
С этим братцем — песни пел! (касаемся мизинца)
Сначала покажите эту игру потешку сами, а затем научите ребенка. На первых порах помогайте малышу, сами соединяйте его пальчики. С детьми постарше, конечно, можно выучить и стишок. Тогда все упражнение ребенок будет выполнять самостоятельно.
Эту игру проводим под песню А.Филлипенко на слова Т. Волгиной «Веселый музыкант». Вы можете выучить несложный мотив (найти песенку легко в интернете) или использовать только текст.
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с целой группой. Можно одеть зайчиков на обе ручки. В игре есть ведущий, он «играет» на разных музыкальных инструментах. Таким ведущим может быть и взрослый и, позже, сам ребенок.
Я на скрипочке играю: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! (Ведущий изображает игру на дудочке)
Пляшут зайки на лужайке, Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
(Дети вращают кистями рук, заставляя заек «плясать»)
Заиграл на балалайке: Тренди-брень, тренди-брень! (Ведущий изображает игру на балалайке)
Пляшут зайки на лужайке, Тренди-брень, тренди-брень!
(Дети вращают кистями рук, заставляя заек «плясать»)
А теперь на барабане: Бум-бум-бум! Трам-там-там! (Ведущий изображает игру на барабане)
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!
(Дети быстро прячут руки с куклами за спину)
Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.
Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок. (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)
Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)
Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать рук с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.
Желаю вам приятных игровых минут с вашими малышами!